Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 12. Выводы, вытекающие из Доклада, и предложения по обеспечению
гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина
в Краснодарском крае
12.1. Выводы, вытекающие из Доклада
В 2009 году основные экономические показатели характеризуются ростом по отношению к 2008 году.
Консолидированный бюджет Краснодарского края на 1 декабря 2009 года составил 160,0 млрд. рублей. Его расходная часть - 177,5 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом он увеличился более чем на двадцать миллиардов рублей и стал шестым по величине среди других субъектов Российской Федерации (в 2008 году был на девятом месте).
В 2009 году объем денежных доходов населения составил 832,3 млрд. рублей и увеличился на 12,4% по сравнению с 2008 годом (в сопоставимой оценке - на 0,5%). В декабре 2009 года среднедушевые денежные доходы составили 17747 рублей в месяц.
Среднемесячная номинальная заработная плата (без выплат социального характера), начисленная за ноябрь 2009 года в организациях составила 15634 рубля. По сравнению с ноябрем 2008 года увеличилась на 9,7%.
Всего в 2009 году на территории Краснодарского края 13 раз проводились выборы, в ходе которых проведено 720 избирательных кампаний.
В Краснодарском крае в целом обеспечиваются гарантии реализации гражданских прав и свобод лицам, находящимся на территории края, имеются необходимые условия для их совершенствования.
В 2009 году к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае обратилось 4709 человек. Приемную Уполномоченного лично посетили 515 человек, 2510 граждан воспользовались телефоном. Письменно, в том числе с помощью Интернет обратились 1684 человека, учитывая, в том числе, коллективные обращения. Ими подано 681 обращение, в том числе 553 жалобы.
Общее количество обращений к Уполномоченному в сравнении с 2008 годом увеличилось на 889 или на 23%.
Обращения поступили из 43 районных муниципальных образований Краснодарского края.
Уполномоченным по правам человека также были рассмотрены обращения из 22 субъектов Российской Федерации.
Анализ поступивших письменных обращений по объекту (органу) на который они поданы, с учетом численного показателя к общему количеству, показывает, что наибольшая их часть касается государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность:
А). В системе правоохранительных и правоприменительных органов - 30,5%;
Б). В экономической и социальной (социально-экономической) сферах - 24,0%;
В). В системе правосудия и организации деятельности судебной системы - 23,2%%#;
На долю этих субъектов приходится всего 77,7% от общего числа или 530 письменных обращений, что является самым большим за восемь лет деятельности института Уполномоченного по правам человека в крае.
Остальные 22,2% обращений касаются широкого спектра общественных отношений в сферах деятельности органов власти всех уровней, включая и не относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека.
Для сравнения, в 2008 году на указанные объекты приходилось 68,4% обращений. Тем самым произошел их рост на 9,3%.
Сравнительный анализ полученных обращений за 2009 и 2008 годы, относительно их количества и классификации, не выявляет каких-то резких изменений. Можно констатировать о некоторой "стабильности" ситуации, в том числе и отсутствие изменений по ранее выявленным проблемам, длящимся на протяжении нескольких лет.
В 2009 году имеются следующие тенденции, характеризующие ситуацию.
Как и в предыдущем году, по количеству полученных обращений первое место занимают обращения на правоохранительные и правоприменительные органы. Они, как и ранее, составляют треть от общего количества, хотя и произошло их незначительное увеличение - 1,2% (30,5% против 29,3%).
Произошла замена между собой и на второе место вышли жалобы в социально-экономической сфере, третье место досталось судебной системе. В целом, количество тех и других увеличилось: на 6,3% (24,0% против 17,7%) и 1,8% (23,2% против 21,4%) соответственно.
Среди поступивших обращений 21,5% вообще не относится к компетенции Уполномоченного по правам человека. Это четвертое место в рейтинге. Вместе с тем, их количество снижается уже третий год подряд: в 2007 г. - на 18%, в 2008 г. - на 14,2%, 2009 г. - 14%.
В истекшем году положение с правом на информацию жителей края значительно улучшилось. Усилия власти, предпринимаемые по различным направлениям, приносят свои плоды. Особенно положительные сдвиги произошли в социальных службах. Благодаря этому количество обращений о нарушении права на информацию сократилась в два раза по сравнению с 2008 годом и в четыре раза по сравнению с 2007 годом. Практически нет жалоб на отсутствие ответов по запросам Заявителей со стороны органов власти и их должностных лиц, значительно меньше стало жалоб на немотивированные ответы (отписки).
В 2009 году продолжалось дальнейшее развитие международного и межрегионального сотрудничество в области прав и свобод человека. Прежде всего, это связано с участием Уполномоченного по правам человека в деятельности различных международных структур функционирующих в сфере прав человека, а также Координационного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека является Председателем Координационного Совета Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, входящих в Южный Федеральный округ.
Проблема правового просвещения в 2009 году по-прежнему оставалась актуальной. Учитывая ограниченность ресурсов, Уполномоченный по правам человека проводил мероприятия по правовому просвещению, ориентируясь в основном на определенные целевые группы. Активно на данном направлении развивались сотрудничество с общественными объединениями.
С 1 января 2009 года общественный контроль в местах принудительного содержания получил новое развитие. Был принят Закон Российской Федерации от 10.06.2008 г N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания". На основании него в Краснодарском крае создана и выполняет свои функции Общественная наблюдательная комиссия Краснодарского края (ОНК) в составе 19 наблюдателей.
Формирует ОНК в субъектах Российской Федерации Общественная Палата России из числа кандидатов, выдвигаемых общественными объединениями, обладающими такими правами согласно Закону N 76-ФЗ. В ст. 15 говорится, что одними из основных форм деятельности ОНК является "взаимодействие с Уполномоченным по правам человека" и "направление ему материалов по итогам осуществления общественного контроля".
Уполномоченному по правам человека удалось выстроить постоянное взаимодействие с правоохранительными органами. Он, как и раньше, следовал избранной стратегии на сотрудничество, через непосредственное участие, с целью изменения ситуации.
Прошедший год отмечен важным событием во взаимодействии Уполномоченного по правам человека и Законодательного Собрания Краснодарского края. Впервые за девять лет были подготовлены и внесены существенные поправки в действующий Закон Краснодарского края "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае". Всего таких изменений было внесено более тридцати.
Аппарат Уполномоченного по правам человека продолжал выполнять свои обязанности. При неизменной численности общая нагрузка на него увеличилась в 1,2 раза (с учетом только трех показателей: количества обратившихся, поданных письменных обращений, подготовленных документов), а с начала создания - в 1,9 раза. А если учесть деятельность публичного характера, в том числе и подготовку и проведение многих мероприятий, то ее можно считать многократной.
Так и не удалось решить проблему нехватки служебных помещений для сотрудников Аппарата с учетом его штата. Обращения к должностным лицам администрации края, в обязанности которых входит данный вопрос, с просьбой создать подобающие условия для работы Уполномоченного по правам человека и его Аппарата, как государственного органа краевого уровня, соблюсти в полном объеме противопожарные правила и правила безопасности функционирования государственного органа не достигли результата.
Продолжает иметь место и проблема финансирования. Имеющееся техническое оснащение Аппарата за девять лет работы давно морально устарело и технически износилось, что приводит к частым сбоям и простоям.
В создавшихся условиях не представляется возможным выполнить требования законодательства и Президента Российской Федерации об обеспечении возможностей электронного обращения в государственный орган, собственного сайта с информацией о своей деятельности, базы данных заявителей и поступивших жалоб, других элементов открытого доступа.
Уполномоченный по правам человека положительно оценивает взаимодействие с муниципальными органами власти. В прошедшем году нами велась переписка практически со всеми муниципальными образованиями края. Особо следует отметить уровень взаимодействия с муниципальными органами г. Краснодара, г-к. Сочи, г-к. Анапы, г. Новороссийска, Динского, Северского, Тихорецкого, Тимашевского районов и многих других муниципальных образований.
12.2. Предложения Уполномоченного по правам человека по обеспечению
гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина
в Краснодарском крае
1. Органам власти и ведомствам в рамках своей компетенции предпринять дальнейшие действия с целью создания и обеспечения гарантий для беспрепятственной реализации основных прав и свобод человека и гражданина жителями края и оказания содействия по их восстановлению в случае нарушения.
2. Содействовать развитию третьего сектора в крае, включая дальнейшее создание системы грантовой поддержки. Сформировать Общественную Палату Краснодарского края;
3. Оказать содействие и материально-техническую помощь с целью развития Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края;
4. Совершенствовать деятельность Общественных Советов в системе правоохранительных органов, как способствующих укреплению связи с общественностью, созданию общественного контроля и снижения количества жалоб от населения о нарушении законности, создающих основы сотрудничества и укрепления взаимного доверия;
5. Создать необходимые условия для дальнейшего развития института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и эффективной его деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.