Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Партнерство и взаимодействие Уполномоченного по правам человека
и некоммерческих организаций
Уполномоченный по правам человека в 2009 году строил свои отношения с общественными объединениями в крае на принципах партнерства, стараясь поддерживать ровные отношения со всеми НКО, которые высказывали намерения и стремились к взаимодействию и сотрудничеству.
Прошедший год был сложным для НКО. Возникший несколько лет тому назад кризис в третьем секторе продолжался и углублялся. Еще несколько организаций, известных в крае, практически прекратили свою деятельность. Среди них Региональная общественная организация "Краснодарский правозащитный центр", Краснодарская краевая общественная организация (ККОО) "ГРАНИ", Краснодарское краевое отделение общероссийской общественной организации "Российское историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество "Мемориал", Краснодарская краевая общественная организация "Творческий союз "Южная волна". Исключены из реестра юридических лиц: Краснодарская городская общественная организация по защите прав человека, Краснодарская краевая общественная организация по защите прав осужденных "Конвикт".
Правозащитное движение снизило свою активность до уровня проведения единичных акций. Наибольшую активность проявляли НКО, которые являются сетевыми партнерами таких известных в России правозащитных организаций, как "Московская Хельсинская группа" и Международное общество "Мемориал", имеющие собственный ресурс.
Некоторые из действующих в крае правозащитных организаций, такие, как, например, Автономная некоммерческая организация "Новороссийский комитет по правам человека", Краснодарская краевая общественная организация "Молодежная Группа за Толерантность "ЭТнИКА", Краснодарская краевая общественная организация "Матери в защиту прав задержанных, подследственных и осужденных" стали осуществлять свою деятельность совместно с радикально настроенными оппозиционными власти партиями и движениями, демонстрируя крайние взгляды, в том числе и в проведении публичных акций. Как итог, со стороны правоохранительных органов были предприняты попытки к ограничению деятельности и даже закрытию этих организаций, их лидеры подвергались штрафам, ограничению передвижений, досмотрам и другому воздействию.
В то же время значительно возросла активность российских правозащитных экологических общественных организаций на территории края. Практически все они действуют как единая организация "Экологическая вахта по Северному Кавказу". Проводимые ими акции хорошо координируются, как на территории края, так и в других субъектах Российской Федерации. Одним из главных интересов этих организаций является недопущение нанесения вреда экологии в ходе строительства олимпийских объектов в г-к. Сочи, привлечение внимания к нарушениям охраны природы в регионе, воздействия на нарушителей. Ими ведется постоянный мониторинг, в том числе и с использованием наблюдателей, проводятся протестные акции и действия, подаются судебные иски, рассылается информация и доклады в российские инстанции всех уровней, а также в международные организации.
На краевом уровне, кроме названных выше правозащитных организаций, наиболее заметна деятельность Краснодарской краевой общественной организации "Антикоррупционный консорциум", Краснодарской краевой общественной организация выпускников российских вузов, Краснодарской региональной общественной организации "Южно-Российский региональный центр" (ЮРРЦ), Краснодарского краевого общественного учреждения "Доброе дело" и некоторых других. В целом, НКО, относящиеся к этой группе, больше известны в сфере публичной политики, реализации социальных проектов, организации мероприятий с участием государственных и муниципальных органов.
Уполномоченный по правам человека также активно сотрудничал с этими общественными объединениями. Так, например, был разработан и в дальнейшем начата реализация совместного с ККОУ "Доброе дело" проекта "Права человека в специальных учреждениях ГУВД по Краснодарскому краю: совместные действия по улучшению ситуации". Проект был поддержан Общественным советом при ГУВД по Краснодарскому краю и КРОО "ЮРЦЦ", ГУВД по Краснодарскому краю.
Проект направлен на:
- создание широкой коалиции, направленной на улучшение ситуации с правами человека в специальных учреждениях ГУВД по Краснодарскому краю;
- переход к системной и плановой деятельности по общественному контролю в системе спецучреждений ГУВД края и уголовно-исполнительной системе ГУФСИН по Краснодарскому краю;
- привлечение внимания органов власти и общественности к специальному докладу Уполномоченного по правам человека, касающегося состояния прав человека в специальных учреждениях ГУВД края; продвижение изложенных в нем рекомендаций; участие в практической их реализации;
- расширение и углубление взаимодействия и сотрудничества общественности с органами государственной и муниципальной власти, заинтересованными министерствами и ведомствами в сфере прав человека в части специальных учреждений и УИС.
Давнишние партнерские отношения связывают Уполномоченного по правам человека с Краснодарской краевой общественной организация выпускников российских вузов, специализирующейся в области общепросветительских проектов, и Краснодарской краевой общественной организацией "Антикоррупционный консорциум". Уполномоченный по правам человека и сотрудники его Аппарата постоянно принимают участие в мероприятиях, проводимых этими НКО, выступают с докладами, участвуют в дискуссиях, круглых столах, конференциях. Достижением этих организаций можно считать проведение ежегодно краевого детского конкурса на знание Конвенции о правах ребенка и антикоррупционного форума. В прошедшем году, в декабре месяце, состоялся уже третий такой форум, который привлек внимание общественности и СМИ края.
Одной из форм взаимодействия Уполномоченного по правам человека с НКО в крае является совместное участие в работе Общественных Советов, образованных при различных ведомствах, осуществляющих свою деятельность в крае. Такая форма является эффективной, поскольку объединяет участников вполне конкретной целью, позволяет более взвешенно подходить в использовании имеющихся ресурсов, планировать и осуществлять мероприятия.
В настоящее время Уполномоченный по правам человека периодически участвует сам и имеет своего представителя в Общественных Советах при УФСИН, ГУВД, УФМС, ФССП.
Причины падения активности третьего сектора имеют ряд составляющих, которые можно условно разделить на три группы: политические, экономические, социальные. К ним можно отнести:
- отсутствие целенаправленной государственной программы, направленной на развитие третьего сектора, понимание его роли и места в гражданском обществе;
- востребованность обществом и государством;
- недостаточная финансовая и материальная поддержка гражданских инициатив;
- проблема кадров: наличие лидеров, их квалификация, подготовка специалистов, поощрение добровольчества, стимулирование.
Пожалуй, самыми ощутимыми для НКО в современных условиях являются проблемы экономического характера. Фактически, они не в состоянии осуществлять свою деятельность в отсутствие необходимых ресурсов. Добровольных пожертвований со стороны бизнеса практически нет, в этом нет традиций и стимулов, иностранные благотворительные фонды ушли, их вытеснило государство, кроме того, сказался мировой экономический кризис, само государство систему государственной и материальной поддержки не создало. А то, что имеется, в части государственных грантов, недостаточно, неэффективно и даже вредно, так как порождает коррупцию. Несколько примеров для иллюстрации сказанному на примере НКО, действующих на территории Краснодарского края.
Как известно, система грантовой поддержки некоммерческих организаций состоит из региональной и федеральной, путем распределение финансов из бюджетов на конкурсной основе через орган исполнительной власти региона и Общественную Палату Российской Федерации. В 2009 году из бюджета Краснодарского края было выделено на поддержку некоммерческих организаций всего лишь один миллион рублей, которые составили 11 грантов.
Из бюджета Российской Федерации эта цифра больше: 2009 г. - 13 грантов на сумму 19137 тыс. рублей; 2008 г. - 14 грантов на сумму 23200 тыс. рублей; 2007 г. - 26 грантов на сумму 27406270 рублей. Наблюдается уменьшение, а, кроме того, появились признаки коррупции.
Если в 2007 г. Гранты получили реально действующие организации в крае, то в 2008 и особенно в 2009 года - "организации-фантомы" и "близкие к политическим кругам", учредителями которых являются сами члены Общественной Палаты России.
Так, например, в прошедшем году 8 млн. рублей из 19 млн. 137 тыс. рублей получила некая организация, популяризирующая бразильский футбол. На территории края объявились сетевые партнеры московских организаций, которых еще год тому назад вообще не было, которые вдруг оказались "специалистами в области мониторинга на Северном Кавказе" и стали проводить даже "правозащитные пробеги" в этом сложном регионе.
Даже поверхностный анализ позволяет усомниться в том, что финансовые средства распределялись на основании конкурса. Поскольку Общественная Палата России формируется в основном из лиц, проживающих в Москве# Санкт-Петербурге и их областях, а пять организаций-операторов по распределению грантовых средств также находятся в Москве, то и большинство победителей оказалось в этих регионах. Так, согласно списку победителей, усматривается нижеследующее:
- Межрегиональной правозащитной общественной организацией "Сопротивление" из 80 объявленных победителей 36 находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Из распределенных 159672000 рублей 98530000 рублей приходится на организации указанных регионов, что составляет 61,7%;
- Региональной общественной организацией "Институт проблем гражданского общества" из 94 объявленных победителей 41 находятся там же. Им распределено из 150000000 рублей 74709829 рублей в пользу этих организаций или 49,8%;
- Общероссийским общественным фондом "Национальный благотворительный фонд" из 394 объявленных победителей 130 находятся в тех же регионах. Из 465197000 рублей ими получено 201293946 рублей или 43,3%.
Похожая картина и по оставшимся двум операторам. Около половины выделенных денег из бюджета Российской Федерации оказались в четырех ее субъектах (Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях), вторая половина распределена по всей России, однако тоже не совсем объективно.
Что касается целенаправленной программы на развитие гражданских организаций, то ее необходимость диктуется процессами, происходящими в государстве. Ни одна инициатива, направленная на развитие и укрепление государства, не в состоянии полномасштабно развиваться, если она не будет понята и поддержана гражданским обществом, механизмом которого и являются самодеятельные гражданские организации. Условием для их развития является создание и развитие институтов гражданского общества, среди которых Общественная Палата, Советы, общественная экспертиза, общественный контроль, каким является Общественная наблюдательная комиссия, общественный мониторинг и другие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.