Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека
с правоохранительными и правоприменительными органами
В 2009 году Уполномоченный по правам человека продолжил взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными органами, к которым можно отнести, прежде всего, прокуратуру, органы внутренних дел, федеральную службу исполнения наказания, федеральную миграционную службу, федеральную службу судебных приставов, министерство юстиции.
Взаимодействие получило дальнейшее развитие и более высокий качественный уровень.
Необходимость тесных контактов с данными органами продиктовано как выполнением законодательства, ведомственных указаний, двухсторонних соглашений, так и ходом выполнения функциональных задач, прежде всего в ходе рассмотрения жалоб жителей края.
Уполномоченный по правам человека, как и раньше, следовал избранной им стратегии на сотрудничество через непосредственное участие, с целью изменения ситуации.
Значительная роль в выстраивании правоотношений и укреплению взаимодействия с Уполномоченным по правам человека по различным направлениям принадлежит и самим руководителям правоохранительных органов, действующих в крае, что подкрепляется также их личной позицией о необходимости вневедомственного контроля за соблюдением прав человека в руководимых ими ведомствах.
К сожалению, в настоящее время взаимодействие Уполномоченного по правам человека и федеральных органов власти и их структур в регионах не урегулировано в полном объеме, имеются многочисленные законодательные пробелы. Это объясняется тем, что указанные ведомства имеют федеральное подчинение, а Уполномоченный по правам человека является государственным органом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, ему приходится оказывать содействие Заявителям в защите прав человека, где в качестве нарушителей указываются именно федеральные органы.
Количественные показатели поступления жалоб к Уполномоченному по правам человека о нарушении прав человека этими ведомствами, суммарно из года в год остаются довольно высокими и достигают трети от всего объема жалоб (в 2009 г. - 38,7%, в 2008 г. - 29,3%, в 2007 г. - 32%).
Законодательно лучше всего урегулированы правоотношения с Федеральной службой исполнения наказания Российской Федерации (ФСИН РФ) и ее подразделениями в регионах. Ряд федеральных законов, регламентирующих ее деятельность, прямо содержат нормы, предоставляющие региональному Уполномоченному по правам человека определенные права. Среди них - посещение в силу своих должностных обязанностей специальных учреждений, включая и изоляторы. Лицам, находящимся в учреждениях ФСИН РФ, предоставлено право ведения переписки с Уполномоченным по правам человека без осуществления цензуры со стороны руководства этих учреждений.
Между Уполномоченным по правам человека и УФСИН по Краснодарскому краю подписано и действует соглашение о взаимодействии, что позволяет также наиболее оперативно реагировать на жалобы осужденных и подследственных, без проволочек получать необходимую информацию по запросам и другое.
Уполномоченный по правам человека регулярно принимает участие в мероприятиях, проводимых УФСИН: коллегиях, видеоконференциях, конференциях, семинарах, круглых столах, заседаниях Общественного Совета и других.
Установлены личностные отношения с руководством УФСИН, что дает возможность на неформальной основе осуществлять обмен мнениями по различным вопросам.
Наиболее активно в 2009 году взаимодействие Уполномоченного по правам человека осуществлялось с органами внутренних дел (ОВД), действующими на территории Краснодарского края. Милиция больше, чем любые другие правоохранительные органы, участвует в общественной жизни. С ее сотрудниками чаще всего соприкасаются граждане, что вызывает широкий спектр мнений о ее деятельности. Это отражается и на обращениях, поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека, который вынужден на них реагировать.
На территории Краснодарского края осуществляют охрану общественного порядка: ГУВД по Краснодарскому краю, Азово-Черноморское управление внутренних дел на транспорте (АЧ УВДТ), подразделения Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте. Общая численность сотрудников милиции краснодарского гарнизона составляет более тридцати тысяч человек и является третьим в Российской Федерации после Москвы и Санкт-Петербурга.
Правоотношения Уполномоченного по правам человека и органов внутренних дел в настоящее время законодательно урегулированы весьма незначительно. Это прежде всего связано с тем, что институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации возник чуть более десяти лет тому назад, уже при действующем законодательстве о милиции. В силу специфики, многие подразделения ОВД до сих пор закрыты для осуществления контроля за соблюдением прав человека. На практике это приводит к тому, что возможности реагирования Уполномоченного по правам человека на жалобы, например, о пытках, бесчеловечном обращении и наказании, весьма ограничены. Но, даже, если факты удается доказать, то принять меры по их недопущению впредь также сложно. Нет законодательных механизмов.
И все же, несмотря на все сложности, формы взаимодействия за последние годы постоянно обновляются и расширяются. Министром внутренних дел Российской Федерации издан ряд приказов, которые устанавливают основы взаимодействия с Уполномоченными по правам человека, действующими в Российской Федерации. Сам он лично регулярно встречается с Уполномоченными по правам человека и обсуждает формы и методы совместной деятельности по предотвращению нарушений прав человека в ОВД.
В прошедшем году Уполномоченный по правам человека осуществлял взаимодействие со всеми управлениями ОВД по таким направлениям, как участие в совместных общественных мероприятиях, заседаниях Общественного Совета, проведении публичных акций, рассмотрение обращений Заявителей, обмен информацией и многим другим. Особое внимание было уделено совместным посещениям специальных учреждений.
Надо сказать, что МВД РФ проявляет заинтересованность в общественном контроле специальных учреждений, что положительно сказывается и на взаимоотношениях в регионах.
По результатам посещения составляются акты Общественной наблюдательной комиссии, итоги визитов доводятся до общественности края и руководства ОВД, проведены рабочие встречи с начальником АЧ УВДТ и начальником ЛОВДТ на ст. Кавказская СК УВДТ, где обсуждены итоги визита и намечены меры по устранению выявленных недостатков, а также по дальнейшему совершенствованию состояния прав человека в спецучреждениях, укреплению взаимодействия в организации общественного контроля и оказанию практической помощи в улучшении условий содержания.
Следует отметить высокую организацию посещения со стороны ГУВД и АЧ УВДТ, осознанное отношение должностных лиц и сотрудников спецучреждений к общественному контролю, добросовестное выполнение ими своих функциональных обязанностей. Очевидно, что ими предпринимаются необходимые меры, исходя из имеющегося финансирования и сложившейся ситуации, для поддержания специальных учреждений на необходимом уровне, обеспечивающем соблюдение прав человека содержащихся в них лиц.
Как правило, мероприятия проводились с учетом ранее разработанного плана посещений, отработанных методик и участниками, осуществляющими деятельность системно на данном направлении, при полной поддержке и во взаимодействии с руководством ОВД.
В настоящее время практически нет препятствий для Уполномоченного по правам человека и общественности в посещении специальных учреждений.
Конечно, подавляющая часть посещений проводятся в ГУВД края, так как здесь насчитывается 70 специальных учреждений, которые расположены во всех муниципальных образованиях края. В организации мероприятий и их проведении постоянно участвуют как лично начальник отдела организации деятельности специальных учреждений и конвоирования ГУВД края полковник милиции Набок А.А., стараниями которого, прежде всего, достигнут такой высокий уровень взаимодействия, так и ответственные сотрудники его отдела и других подразделений ОВД. Их результаты регулярно обсуждаются на заседаниях ОНК, Общественного Совета, ежеквартальных совещаниях в МОБ ГУВД, в которых принимают участие Уполномоченный по правам человека, представители органов власти, общественности и руководство ГУВД. Информация размещается в СМИ и на сайтах в Интернет. Имеющиеся проблемы, прежде всего материально-технического плана, всем известны, совместно ищутся пути их устранения, принимаются действенные меры по устранению выявленных недостатков.
Такое внимание привело к положительным результатам в улучшении материальной составляющей. Так, например, с участием краевого финансирования построен новый ИВС ОВД по Успенскому району, на выделенные деньги из федерального бюджета и других бюджетов проведен капитальный ремонт 8 спецучреждений, а во многих из них - так называемый косметический.
В рамках распоряжения МВД РФ от 16.09.2009 г. N 1/7288, Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае, совместно с членами Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края (ОНК), членами Общественного Совета при ГУВД, представителями органов местного самоуправления, прокуратуры и службы собственной безопасности ГУВД и УВДТ осуществил посещения специальных учреждений ГУВД по Краснодарскому краю, ИВС АЧ УВДТ и ИВС ЛОВДТ на ст. Кавказская СК УВДТ, территориально расположенного в Краснодарском крае.
О результатах посещения была направлена информация в Департамент охраны порядка на транспорте и Департамент охраны общественного порядка МВД РФ.
Что касается специальных учреждений транспортной милиции, то там имеются серьезные препятствия в выполнении требований международных актов и российского законодательства в сфере прав человека. К сожалению, они являются неустранимыми, поскольку выходят за пределы правомочий руководства управлений. Их суть сводится к имущественным отношениям, которые сложились на данный момент между МВД России в лице региональных подразделений на транспорте и ОАО "Российские железные дороги". Помещения, которые занимают специальные учреждения, находятся на балансе акционерного общества и переданы в безвозмездное пользование органам внутренних дел, как, в прочем, и многие помещения, которые занимают их структурные подразделения. Это лишает возможности ОВД проводить капитальные ремонты этих помещений, а собственник помещений, который обязан их содержать по Закону, фактически их финансирование за последние четыре года прекратил. Проблема требует урегулирования на правительственном уровне.
Примером сказанному может служить состояние дел в ИВС Краснодарского ЛУВДТ.
Управление располагается на привокзальной площади. Здание старой постройки с пристройками. Со всех сторон вплотную окружено жилыми домами. Помещение ИВС расположено в подвальном помещении, ниже нулевого уровня, и крайне стеснено. Соответственно, канализационные стоки выводятся в выгребную яму. Усилиями сотрудников спецучреждения в туалете установлен примитивный душ. Нет и не представляется возможным оборудовать прогулочный двор для лиц, содержащихся в камерах. Отсутствуют подсобные помещения и помещения для нормального несения службы и отдыха сотрудников милиции.
Несмотря на то, что за последнее время в данном ИВС произведено много улучшений, тем не менее, в перспективе, привести его в соответствие с требованиями законодательства вряд ли возможно, в виду указанных выше причин.
Иную цель преследовали совместные посещения спецучреждений ГУВД края. Учитывая системность и плановость подобных мероприятий, они были спланированы как акция, преследующая не только цели оценить состояние специальных учреждений, но и привлечь внимание общественности к их проблемам, продемонстрировать положительные примеры принимаемых совместных мер по приведению специальных учреждений в соответствие с международными нормами прав человека и действующего российского законодательства.
В акции приняли также участие руководство отдела по организации деятельности спецучреждений и отдела информации и общественных связей ГУВД края, муниципальных органов власти, местных СМИ.
Участники посещения побывали в ИВС и спецприемнике для лиц, арестованных в административном порядке УВД по г. Краснодару, ИВС УВД по г-к Сочи, ИВС ОВД по Кавказскому району.
ИВС ОВД Кавказского района по своему техническому состоянию является одним из лучших в крае, что позволило на его примере провести "показательное" посещение и взаимодействие различных структур с показом по местному телевидению и интервью участников посещения.
ИВС УВД по г-к Сочи находится под особым контролем, что связано, прежде всего, с предстоящими мероприятиями международного уровня, в том числе и Олимпийскими играми 2014 года. Это спецучреждение до недавнего времени находилось в весьма неприглядном состоянии. Понадобилось обращение Уполномоченного по правам человека к Министру внутренних дел во время одной из встреч с ним. Будучи в г. Сочи Министр лично посетил ИВС и убедился в его неудовлетворительном состоянии, после чего выделил 3,5 млн. рублей на его капитальный ремонт.
Своим посещением Уполномоченный по правам человека продемонстрировал общественности, представителям СМИ, сочинцам происшедшие коренные изменения условий содержания в ИВС, что связано с мерами, принятыми МВД РФ и ГУВД края.
Подобную публичную цель преследовало и посещение спецприемника для арестованных в административном порядке лиц УВД по Центральному округу г. Краснодара. Спецприемник выполняет функции в масштабе всего города. Долгое время он являлся предметом критики и жалоб жителей города из-за своего состояния. Понадобились совместные усилия многих заинтересованных сторон, которые в конечном итоге привели к положительному результату. Власти города Краснодара выделили на его ремонт 5,0 млн. рублей.
Участники посещения лично убедились в проведении капитального ремонта и довели эту информацию до жителей города через СМИ.
В целом можно констатировать, что уровень отношений с ГУВД позволяет выполнять поставленные перед Уполномоченным по правам человека задачи. В то же время есть необходимость совершенствования некоторых механизмов, например, участие Уполномоченного по правам человека в заседаниях итоговых коллегий и совещаниях, пресс- и видео-конференциях, учебе личного состава и прочих мероприятиях.
Прошедший год отмечен дальнейшим расширением взаимодействия Уполномоченного по правам человека и Управлением Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю (УФМС). Динамику отношений можно характеризовать в целом как положительную и имеющую тенденцию к развитию. В основном они сводились к участию в мероприятиях, проводимых УФМС, заседаниях Общественного Совета, переписке в ходе разрешения обращений Заявителей.
УФМС по краю выполняет свои функции всего лишь четыре года. Его деятельность в условиях неоднозначной миграционной политики и несовершенства законодательства вызывает много вопросов и нареканий со стороны лиц, находящихся на территории края. Однако, ситуация от года к году меняется в положительную сторону. Нельзя не заметить, что свою работу УФМС стремиться строить на принципах максимальной открытости и стремлении решать возникающие проблемы с учетом индивидуального подхода к обратившемуся. Создан и функционирует сайт в Интернете, который регулярно пополняется необходимой информацией, и который может служить примером для других правоохранительных структур и ведомств, проводятся пресс-конференции, дискуссионная информация о деятельности и возникающих проблемах размещается в краевых СМИ, работает Общественный Совет. УФМС и его подразделения в районах ведут регулярный прием Заявителей, что обеспечивает свободный доступ, в том числе и к руководству службы на всех уровнях.
Весомым вкладом в налаживание отношений с УФМС стало Региональное совещание руководителей территориальных органов миграционной службы по Южному Федеральному округу по подведению итогов работы за девять месяцев 2009 года, которое состоялось 15.10.2009 г. в г. Геленджике. По приглашению УФМС Уполномоченный по правам человека принял в нем участие и выступил с докладом на тему "О взаимодействии Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в решении возникающих проблем в реализации лицами прав на гражданство Российской Федерации и получении паспорта гражданина Российской Федерации".
Состоялся деловой и откровенный разговор на обозначенную тему, который послужит основой для укрепления дальнейшего взаимодействия заинтересованных органов, действующих в сфере миграции и защиты прав человека.
Основной формой сотрудничества с прокуратурой Краснодарского края и военной прокуратурой является, как и в прошлые годы, официальная переписка по фактам, касающимся прав человека, в рамках выполняемых Уполномоченным по правам человека задач. Также были осуществлены совместные посещения специальных учреждений ОВД с участием представителей прокуратуры городского и районного звена, а также транспортной прокуратуры. Вместе с тем, Уполномоченный по правам человека считает такой уровень взаимодействия недостаточным. Очевидно, что оно должно быть более тесными и интенсивными, учитывать динамику развития отношения к правам и свободам человека и гражданина в России, в том числе и руководства государства.
Положительным моментом можно считать и тот факт, что в истекшем году были установлены более тесные отношения с Управлением федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю (УФССП). Одним из шагов в этом направлении стало вхождение заместителя Уполномоченного по правам человека в Общественный Совет, сформированный при ведомстве.
Резюмируя изложенное выше, следует подчеркнуть, что институт Уполномоченного по правам человека в крае все больше и больше развивает отношения с правоохранительными и правоприменительными органами, действующими в крае. Необходимость таких постоянных и тесных отношений больше объективная реальность, чем субъективная. Тенденции к взаимодействию с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации очевидны, что подтверждается изменениями в законодательстве, формирующейся практикой, возникающей потребностью координации действий по созданию гарантий прав человека и их защите.
Важным решением на этом пути является создание в июле 2009 года Координационного совета Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю, куда вошел и Уполномоченный по правам человека. Членами этого Координационного Совета являются первые лица ряда правоохранительных и других государственных органов, так называемого силового блока. Для Уполномоченного по правам человека данный Координационный Совет является важной площадкой для обмена мнениями по проблемам прав человека и согласования совместных действий в данной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.