Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Общий анализ обращений, поступивших к Уполномоченному
по правам человека в 2009 году
В 2009 году к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае обратилось 4709 человек. Приемную Уполномоченного лично посетили 515 человек, 2510 граждан воспользовались телефоном. Письменно, в том числе с помощью Интернет обратились 1684 человека, учитывая коллективные обращения. Ими подано 681 обращение, в том числе 553 жалобы.
Общее количество обращений к Уполномоченному в сравнении с 2008 годом увеличилось на 889 или на 23%.
Обращения поступили из 43 районных муниципальных образований Краснодарского края, при общем их количестве - 44. Наибольшее количество обращений было получено: г. Краснодар - 221; Усть-Лабинский район - 62; г. Армавир - 45; г. Новороссийск - 34; Апшеронский район - 24.
Уполномоченным по правам человека были рассмотрены обращения из других субъектов РФ: Алтайского края - 1; Астраханской области - 2; Волгоградской области - 7; Иркутской области - 2; Красноярского края - 3; г. Москвы - 4; Нижегородской области - 1; Пермского края - 2; Республики Адыгеи - 9; Республики Ингушетии - 2; Кабардино-Балкарской Республики - 2; Республики Мордовии - 3; Республики Саха (Якутия) - 1; Удмуртской Республики - 1; Чеченской Республики - 3; Ростовской области - 7; Саратовской области - 2; г. Санкт-Петербург - 2; Свердловской области - 1; Ставропольского края - 6; Ульяновской области - 1; Челябинской области - 1.
Также за помощью и содействием обращались коллеги: Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Уполномоченный по правам человека в Азербайджанской Республике.
В прошедшем году было направлено 902 исходящих документа, что на 26,9% меньше чем в предыдущем 2008 году. Из них по жалобам - 767 (640 ответов заявителям и 127 запросов в государственные органы и другие организации), что также на 3,7% меньше предыдущего периода.
Уполномоченный по правам человека придерживается точки зрения, что увеличение количества обращений не отражает качественную сторону состояния прав человека в Краснодарском крае. Общее их увеличение в 1,23 раза указывает на продолжающийся рост общей осведомленности жителей края о способах защиты прав человека, предпринимаемых действиях органов власти, правоохранительных и иных органов, направленных на обеспечение гарантий реализации прав человека, узнаваемость институтов, действующих в крае в этой сфере, включая и Уполномоченного по правам человека.
Можно также предположить, что увеличение общего количества обращений, при том же количестве письменных, связан, прежде всего, с распространением информации о способах дистанционного общения с Уполномоченным по правам человека, доступностью технических средств связи, постоянной разъяснительной деятельностью, осуществляемой Уполномоченным по правам человека и его Аппаратом, в том числе при подготовке ответов заявителям, на личном приеме, по телефону.
Как показывает практика, еще одним фактором, влияющим на характер обращений, являются уровни социального обеспечения и благосостояния граждан. Несмотря на то, что социально-экономические права являются правами второго поколения, именно на их нарушение происходит мгновенная реакция населения. И, только при достижении положительных результатов в социальном обеспечении и социальной защищенности, человек начинает больше внимания уделять и защищать свои гражданские (личные) и политические права.
Анализ поступивших письменных обращений по объекту (органу) на который они поданы, с учетом численного показателя к общему количеству, показывает, что наибольшая их часть касается государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц и государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность:
А). В системе правоохранительных и правоприменительных органов - 30,5%;
Б). В экономической и социальной (социально-экономической) сферах - 24,0%;
В). В системе правосудия и организации деятельности судебной системы - 23,2%%#;
На долю этих субъектов приходится всего 77,7% от общего числа или 530 письменных обращений, который является самым большим за восемь лет деятельности института Уполномоченного по правам человека в крае.
Остальные 22,2% обращений касаются широкого спектра общественных отношений в сферах деятельности органов власти всех уровней, включая и не относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека.
Для сравнения, в 2008 году на указанные объекты приходилось 68,4% обращений. Тем самым произошел их рост на 9,3%.
Проведенная ниже классификация поступивших обращений по объективной стороне, с учетом их количества, показывает нижеследующее соотношение:
1. Гражданские (личные) права и свободы:
- право на справедливый суд - 158;
- право на гражданство - 42;
- право на эффективные средства защиты - 113;
- право на свободу и личную неприкосновенность - 16;
- свобода от пыток, бесчеловечного обращения и наказания - 35;
- право на свободу передвижения и свободный выбор места жительства - 2;
- право на тайну корреспонденции - 2;
- право на материнство - 2;
- право на семейную жизнь -2.
2. Политические права и свободы:
- право на информацию - 17;
- право на управление делами государства -1;
- свобода собраний, митингов - 1;
- свобода слова - 1.
3. Социально-экономические права и свободы:
- право на социальное обеспечение - 28;
- право на жилище - 44;
- право собственности - 14;
- право на труд, свобода от принудительного труда - 19;
- право на пенсионное обеспечение - 9;
- право на медицинскую помощь - 31;
- право на благоприятную окружающую среду - 6;
- право на образование -3;
- право на получение услуг органами власти - 10.
4. Не относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека:
- просьба оказать юридическую консультацию, предоставить информацию - 52;
- обращения, связанные с личным спором между гражданами - 34;
- обращения по различным вопросам - 39;
- обращения в ранее действующую Комиссию по правам человека - 3.
Сравнительный анализ полученных обращений за 2009 и 2008 годы, относительно их количества и классификации, не выявляет каких-то резких изменений. Можно констатировать о некоторой "стабильности" ситуации, в том числе и отсутствие изменений по ранее выявленным проблемам, длящимся на протяжении нескольких лет.
В 2009 году имеются следующие тенденции, характеризующие ситуацию.
Как и в предыдущем году, по количеству полученных обращений первое место занимают обращения на правоохранительные и правоприменительные органы. Они, как и ранее, составляют треть от общего количества, хотя и произошло их незначительное увеличение - 1,2% (30,5% против 29,3%).
На второе место вышли жалобы в социально-экономической сфере, третье место досталось судебной системе. В целом, количество тех и других увеличилось: на 6,3% (24,0% против 17,7%) и 1,8% (23,2% против 21,4%) соответственно.
Среди поступивших обращений 21,5% вообще не относится к компетенции Уполномоченного по правам человека. Это четвертое место в рейтинге. Вместе с тем, их количество снижается уже третий год подряд: в 2007 г. - на 18%, в 2008 г. - на 14,2%, 2009 г. - 14%.
Они тоже не остались без внимания Уполномоченного по правам человека, так как во многих из них содержится просьба дать консультацию по вопросу применения и использования механизмов защиты прав человека, в том числе процедуре и порядку обращения в Европейский суд. Фактически речь идет о повышении правовой грамотности и культуры населения, а также готовности самостоятельно отстаивать свои интересы правовыми способами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.