Закон Краснодарского края "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае", принятый Законодательным Собранием Краснодарского края в январе 2009 года, установил правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и содействию устойчивому развитию сельских территорий.
Общая земельная площадь, используемая в сельскохозяйственном производстве Краснодарского края, составляет 4751,9 тысячи гектаров, в том числе 4246,9 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий, из них 3754,3 тысячи гектаров пашни (79 процентов общей земельной площади).
Производство валовой сельскохозяйственной продукции в 2009 году составило 175,2 миллиарда рублей, или 15 процентов валового регионального продукта. За девять месяцев 2010 года объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий сельхозтоваропроизводителей (сельскохозяйственные организации, личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства) в действующих ценах составил 164,7 миллиарда рублей, темп роста к аналогичному периоду 2009 года - 112,6 процента.
В агропромышленном комплексе края производство продукции осуществляют 670 организаций, относящихся к категории крупных и средних, в том числе 433 сельскохозяйственных организации, 10 организаций рыболовства и рыбоводства, 194 организации пищевой промышленности (без алкогольной), включая табачную, 33 заготовительных организации.
Государственная поддержка предприятий агропромышленного комплекса края оказывается в рамках краевых целевых программ. Основной объем финансовой поддержки осуществляется в рамках краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае" на 2008 - 2012 годы (далее также - Программа).
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составил 5,4 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета было выделено 4,1 миллиарда рублей, из краевого бюджета - 1,2 миллиарда рублей; участие местных бюджетов составило 38,9 миллиона рублей. Освоение средств из краевого и федерального бюджетов в 2009 году составило 99 процентов.
Основной объем денежных средств из федерального и краевого бюджетов направлен на субсидирование процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам в целях повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства. В 2009 году на эти мероприятия было израсходовано 3,1 миллиарда рублей, что соответствует 57,6 процента от общего объема финансирования Программы.
По состоянию на 1 октября 2010 года финансирование программных мероприятий произведено на сумму 3,2 миллиарда рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2,5 миллиарда рублей, за счет средств краевого бюджета- 0,7 миллиарда рублей, что составляет 71,6 процента планового объема средств. Значительная часть средств (2,3 миллиарда рублей) также направлена на достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, что соответствует 71,8 процента от общего объема финансирования Программы.
В 2009 году инвестиции в основной капитал организаций агропромышленного комплекса края за счет всех источников финансирования составили 24,8 миллиарда рублей. За девять месяцев 2010 года инвестиции в основной капитал составили 21,0 миллиарда рублей, или 148,8 процента к аналогичному периоду 2009 года, в том числе в сельское хозяйство - 11,3 миллиарда рублей.
На 1 января 2010 года в нашем крае насчитывается почти 900 тысяч владельцев личных подсобных хозяйств, из которых более 200 тысяч являются товарными. Доля хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в 2009 году в производстве молока составляла 36,5 процента, в производстве мяса в живом весе - 53,8 процента от общего объема производства молочной и мясной продукции в крае, в выращивании картофеля - 91,0 процента, овощей - 65,6 процента, построено 2680 теплиц общей площадью 76 гектаров.
Государственная поддержка развития сельскохозяйственного производства из средств краевого бюджета с 1 января 2010 года направлена на стимулирование развития малых форм хозяйствования на основе частного предпринимательства. Процедуру регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 октября 2010 года уже прошли 2174 хозяйства, ранее осуществлявших деятельность в качестве личных подсобных хозяйств.
Наиболее рентабельным видом деятельности, позволяющим поддерживать общую положительную рентабельность сельскохозяйственного производства, является растениеводство.
В 2009 году собрано 9,5 миллиона тонн зерновых колосовых и зернобобовых культур с учетом кукурузы и риса, в том числе 5,9 миллиона тонн озимой пшеницы, получен рекордный урожай риса, который составил 727 тысяч тонн. Объем производства технических культур за указанный период составил 4,5 миллиона тонн сахарной свеклы, 1,1 миллиона тонн подсолнечника, 182,4 тысячи тонн сои, 672,1 тысячи тонн овощей, 534,1 тысячи тонн картофеля.
В 2010 году по предварительным данным произведено 9,9 миллиона тонн зерновых и зернобобовых культур, в том числе пшеницы - 6,7 миллиона тонн. В целом по зерновой и зернобобовой группе урожайность составила 46,6 центнера с гектара, что на 2,7 центнера с гектара выше уровня прошлого года. Несмотря на сложные погодные условия текущего года, в крае получен хороший урожай подсолнечника, сахарной свеклы, сои, озимого рапса. Ожидаемый валовой сбор сахарной свеклы составит более 6,5 миллиона тонн, маслосемян подсолнечника - 1,02 миллиона тонн, сои - 200 тысяч тонн, озимого рапса - 50,5 тысячи тонн, риса-сырца - 827,1 тысячи тонн.
Соотношение продукции растениеводства и животноводства в общем объеме производства в 2010 году составляет 63 процента и 37 процентов соответственно. За последние годы доля животноводческой продукции увеличилась.
Валовое производство молока за 2009 год в хозяйствах всех категорий составило 1426,1 тысячи тонн, что выше уровня предыдущего года на 4,1 процента. Увеличение объемов производства молока стало возможным за счет роста продуктивности коров, которое, в свою очередь, произошло за счет улучшения генетического потенциала поголовья и обеспечения кормовой базой. За последние пять лет рост производства молока в сельскохозяйственных организациях края составил 101,5 процента, в хозяйствах населения - 118,7 процента, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах - более чем в три раза (с 16,9 тысячи тонн в 2005 году до 51,7 тысячи тонн в 2009 году).
Вся произведенная в крае сельскохозяйственная продукция является сырьем для нашей пищевой и перерабатывающей промышленности.
По состоянию на 1 января 2010 года производством пищевых продуктов в крае занимаются 2236 организаций, в том числе 1058 субъектов малого предпринимательства. Объем отгруженных товаров собственного производства за 2009 год составил 132,4 миллиарда рублей. На 39 предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, относящихся к категории крупных и средних, уже внедрены и действуют международные системы менеджмента качества, и еще на шести предприятиях идет их внедрение.
Однако по целому ряду направлений аграрного сектора экономики наблюдаются негативные тенденции снижения производственной деятельности.
За последние три года в целом по краю сократились посевные площади, занятые кормовыми и техническими культурами, в частности, площади, занятые сахарной свеклой, уменьшились почти на 40 процентов: с 193,0 тысячи гектаров в 2007 году до 117,1 тысячи гектаров в 2009 году.
В животноводческой отрасли за последние три года снизилось на 2,5 процента поголовье крупного рогатого скота. В основном снижение поголовья произошло в сельскохозяйственных организациях. По состоянию на 1 января 2010 года в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота составило 672,1 тысячи голов, в том числе численность коров - 264,9 тысячи голов. По состоянию на 1 октября текущего года во всех категориях хозяйств численность крупного рогатого скота составила 657,7 тысячи голов, или 96,3 процента к аналогичному периоду 2009 года.
Поголовье свиней в целом по отрасли за последние три года снизилось на 26 процентов, в том числе в личных подсобных хозяйствах - на 31,5 процента. По состоянию на 1 января 2010 года в хозяйствах всех категорий насчитывается 1081,2 тысячи голов свиней, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 703 тысячи голов (65 процентов общей численности), в хозяйствах населения - 324 тысячи голов (30 процентов общей численности). По состоянию на 1 октября текущего года во всех категориях хозяйств поголовье свиней составило 1085,7 тысячи голов, или 96,2 процента к аналогичному периоду 2009 года.
Практически не изменилось за последние годы во всех категориях хозяйств поголовье овец, коз, лошадей и птицы.
В отрасли производства и переработки основных видов продукции за последние три года на 23 процента сократилось производство мяса, включая субпродукты первой категории, с 144,4 тысячи тонн в 2007 году до 110,7 тысячи тонн в 2009 году.
С 2007 года по 2009 год более чем на треть сократилось производство сахара-песка (в основном за счет уменьшения переработки сахара-сырца). Почти на 10 процентов уменьшилось производство хлеба и хлебобулочных изделий. Производство муки на протяжении ряда лет остается на одном уровне и не превышает 415 тысяч тонн в год.
Отмечается уменьшение на 18,2 процента производства комбикормов с 859,6 тысячи тонн в 2007 году до 703,2 тысячи тонн в 2009 году.
С 2007 года прослеживается устойчивая тенденция сокращения объемов отгруженных товаров собственного производства в малых формах хозяйствования в пищевой промышленности с 12,4 миллиарда рублей в 2007 году до 8,5 миллиарда рублей в 2009 году. Уменьшение объемов производства за этот период составило 32 процента.
Ключевым вопросом дальнейшего развития производства сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования является сбыт произведенной продукции. Однако система реализации сельскохозяйственной продукцией через оптовые сельскохозяйственные продовольственные рынки в настоящее время в крае отсутствует.
Нерешенной на сегодняшний день остается проблема взаимодействия между сельхозтоваропроизводителями края, в частности, малыми формами хозяйствования и предприятиями перерабатывающей промышленности.
Одним из важнейших вопросов дальнейшего развития малых форм хозяйствования является предоставление им земельных участков для осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Действующая в настоящее время процедура предоставления земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предполагает крайне сложную систему различного рода согласований. Все это делает практически невозможным для сельхозтоваропроизводителей малых форм хозяйствования получить земельный участок для организации или расширения хозяйственной деятельности.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Обратить внимание департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, управления по виноградарству, винодельческой промышленности и садоводству Краснодарского края, государственного управления ветеринарии Краснодарского края на:
1) необходимость выполнения всех направлений аграрной политики и мер по ее реализации в соответствии с Законом Краснодарского края "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае";
2) необходимость ужесточения контроля за использованием федеральных и краевых бюджетных средств при реализации мер государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий;
3) осуществление систематического контроля за исполнением целевых показателей развития сельского хозяйства в соответствии с индикативным планом социально-экономического развития Краснодарского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов;
О выполнении индикативного плана социально-экономического развития Краснодарского края на 2010 год в агропромышленном комплексе Краснодарского края см. постановление ЗСК от 16 февраля 2011 г. N 2424-П
4) необходимость активизировать работу по развитию интеграции между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями-переработчиками сельскохозяйственной продукции на основе долгосрочных договоров сотрудничества;
5) возможность поддержки и стимулирования развития производства сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования;
6) необходимость развития заготовительных оптовых предприятий и оптовых сельскохозяйственных рынков.
2. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка:
1) осуществлять системный контроль за реализацией мероприятий краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае" на 2008 - 2012 годы и выполнением целевых показателей развития сельскохозяйственного производства;
2) усилить контроль за эффективностью использования денежных средств, выделенных из краевого бюджета на оказание мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
3. Рекомендовать департаменту имущественных отношений Краснодарского края предоставлять по упрощенной схеме земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, малым формам хозяйствования для целей сельскохозяйственного производства.
4. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края повысить ответственность исполнения целевых показателей развития сельского хозяйства в соответствии с индикативным планом социально-экономического развития Краснодарского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
22 декабря 2010 года
N 2317-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 декабря 2010 г. N 2317-П "О ходе реализации Закона Краснодарского края "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края от 11 января 2011 г. N 38 (168), стр. 292