Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и цель программы
Леса Краснодарского края являются одним из важнейших его природных ресурсов. Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов.
Без учёта экологических проблем, структуры и динамики изменения состава лесов Краснодарского края, а также анализа природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные прогнозы изменений природной среды.
Краснодарский край обладает огромным природно-ресурсным потенциалом, однако в последние годы накопился ряд серьёзных проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся лесные богатства.
Основные факторы, обусловившие появление проблем в развитии лесного хозяйства Краснодарского края, следующие:
истощение эксплуатационных запасов древесины;
опасность возникновения лесных пожаров и связанная с этим потеря лесных ресурсов, а также угроза перехода огня на объекты экономики и населенные пункты;
невысокое качество лесовосстановления;
низкий технический уровень лесохозяйственных работ;
слабо развитая инфраструктура в лесах;
высокий уровень нелегального оборота древесины;
нарушение биологического разнообразия лесов;
отсутствие актуальных материалов лесоустройства;
несовершенство системы учёта лесного ресурса.
За последние годы уровень использования расчётной лесосеки снизился. Состояние сырьевых баз резко ухудшилось вследствие истощения и снижения качественных характеристик лесов, характеризующихся накоплением перестойной части.
Актуальность проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала и сохранения окружающей природной среды Краснодарского края как единого комплекса, обеспечивающего потребности экономики края и жизнедеятельности населения, продиктована состоянием лесов Краснодарского края, а также состоянием экологической обстановки.
Лесная отрасль предоставляет лесной ресурс для деревообрабатывающей и мебельной промышленности Краснодарского края, а также предоставляет земли лесного фонда на территории Краснодарского края под использование в рекреационных целях организациям туристической, оздоровительной и физкультурно-спортивной сферы.
Леса Краснодарского края - неповторимый уникальный природный комплекс России. По данным государственного учёта лесного фонда, на 1 января 2011 года земли лесного фонда на территории Краснодарского края составляют 1 266,1 тыс. га.
Общий запас древесины лесного фонда составляет 225,77 млн. м3, в том числе спелой и перестойной - 108,78 млн. м3.
Фонд лесовосстановления на территории Краснодарского края составляет 3,7 тыс. га, в том числе лесокультурный фонд, доступный для хозяйственного воздействия, - 1,8 тыс. га.
В лесокультурный фонд включены не покрытые лесной растительностью земли (вырубки, гари, погибшие насаждения, прогалины, пустыри), на которых естественное лесовосстановление хозяйственно-ценных пород невозможно или затруднено; лесосеки предстоящего планируемого периода, намеченные под выборочные рубки, на которых восстановление леса ценными породами возможно только искусственным путём.
На сегодня площадь лесов искусственного происхождения в Краснодарском крае составляет 112,3 тыс. га, или 8,9% покрытых лесом земель лесного фонда.
Программа включает мероприятия, направленные на качественное лесовосстановление не покрытых лесом площадей.
На состояние лесов действует несколько основных отрицательных факторов, которые могут значительно снизить не только экологическое значение лесов, но также создать социальные проблемы и явиться основой неблагоприятных экономических явлений.
Одним из этих факторов являются лесные пожары. Ежегодно лесные пожары наносят значительный ущерб лесам Краснодарского края. Огонь уничтожает леса, задымленность угрожает экологической безопасности и здоровью не только местного населения, но и отдыхающих, численность которых ежегодно возрастает.
Площадь лесных пожаров в 2010 году составила 350,0 га, произошёл 31 лесной пожар, в результате чего пострадавших нет, ущерб объектам экономики не нанесён. Однако необходимо учитывать, что на территории Краснодарского края находятся свыше 200 населённых пунктов, потенциально подверженных угрозе ландшафтных пожаров.
Возникновение и распространение лесных пожаров напрямую зависит от противопожарного обустройства территории и наличия специализированных средств материально-технического обеспечения.
Обновление противопожарного оборудования и техники в системе лесного хозяйства Краснодарского края за последние 5 лет не осуществлялось. Средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций на проведение профилактических противопожарных мероприятий, недостаточно для выполнения предусмотренных Проектом противопожарного обустройства лесов Краснодарского края объёмов работ. На закупку новой техники и оборудования средства федерального бюджета не предусмотрены.
На сегодняшний день леса Краснодарского края интенсивно осваиваются. Многократно увеличивается нагрузка на лесной фонд края. Арендаторами активно осваиваются лесные участки на условиях долгосрочной аренды. Реализуются крупные инвестиционные проекты. В то же время задача краевой власти - контролировать соблюдение принципов законности и рационального использования лесов Кубани. Ведь неконтролируемые процессы неизбежно приводят к нарушениям требований лесного законодательства.
Так, непоправимый вред наносят лесной экосистеме незаконные рубки леса и другие правонарушения, связанные с самовольными захватами земель лесного фонда, нарушениями правил санитарной и пожарной безопасности в лесах.
Основной лесообразующей породой является дуб, удельный вес которого в составе насаждений лесного фонда составляет 58,6%. В составе лесного фонда имеется 4,1% прочих пород, представленных уникальными для России породами (каштан съедобный, орех грецкий, можжевельник древовидный, черешня, тис, самшит), а также группой хвойных и лиственных экзотов.
Множество видов пород деревьев свидетельствует о редком биологическом разнообразии лесов на территории Краснодарского края. Однако неконтролируемое и незаконное использование земель лесного фонда приводит к нарушению качественного состава лесов, что ежегодно причиняет значительный материальный ущерб экономике Краснодарского края.
Ущерб от лесных пожаров и других неблагоприятных факторов значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Леса на землях лесного фонда в Краснодарском крае отнесены к защитным лесам и подлежат освоению с целью сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Основой для ведения лесного хозяйства являются лесоустроительные материалы. Лесоустройство включает:
проектирование лесничеств и лесопарков;
проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков;
закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
таксацию лесов;
проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Последнее лесоустройство в Краснодарском крае проводилось в 1997 - 2000 годах, что на сегодняшний день уже не характеризует состояние лесного фонда.
Отсутствие материалов лесоустройства не позволяет определить конкретные направления развития отрасли, установить ее сырьевой и рекреационный потенциал.
Для осуществления планомерного развития лесного хозяйства, обусловленного Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года, необходимо наличие системы учёта лесных ресурсов (государственного лесного реестра). Для своевременного обновления информации от уровня лесотаксационного выдела до лесничества и субъекта в целом нужны оцифрованные лесные карты и совмещённые с ними базы данных, привязанные к координатам местности, - геоинформационные системы (ГИС), оснащение лесничеств средствами навигации и компьютерной инфраструктурой, достоверные и объективные источники информации об изменениях в лесу.
Разработка и принятие программы вызваны необходимостью улучшения породного состава и качества лесов Краснодарского края, повышения их продуктивности, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека, сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта, повышения эффективности государственного контроля за качеством проведения работ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов, использованием бюджетных средств, своевременным проведением противопожарного обустройства лесов и снижением опасности лесных пожаров.
Мероприятия программы носят комплексный характер, они согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления. Принципиально важным является то, что комплексы мероприятий программы определены исходя из приоритетов Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.
Ежегодно повышающийся темп роста промышленного производства в крае может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями.
С введением нового Лесного кодекса Российской Федерации изменилась структура управления лесным хозяйством. Теперь организация мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, приоритеты и цели государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства во взаимосвязи с развитием лесного комплекса, с учетом социально-экологического значения лесов.
Реализация программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие инфраструктуры использования и воспроизводства лесов, создаст организационно-финансовые механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и построения единой системы управления использованием, охраной и воспроизводством лесов в Краснодарском крае.
В настоящее время невозможно эффективно решить проблемы охраны леса от пожаров, выращивания посадочного материала, создания лесных культур, содействия естественному возобновлению леса, рубок ухода за лесом, укрепления материально-технической базы лесокультурного производства, обусловленных обязанностью и заинтересованностью Краснодарского края в обеспечении эффективного использования, сохранности и своевременного воспроизводства лесных ресурсов только за счет использования действующих рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить решение проблемы и рациональное использование ресурсов.
Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, достигнуть положительной динамики сокращения лесных пожаров, обновления качественного состава лесных насаждений, привести лесоустроительную документацию в соответствие с фактическим состоянием лесов на территории Краснодарского края в установленные сроки реализации программы.
Одним из важнейших стратегических направлений социально-экономического развития Краснодарского края в соответствии с Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 года N 1465-КЗ "О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года" является эффективное использование ресурсного потенциала, которое одновременно является и целью, и средством экономического развития региона.
Целью программы является разработка и реализация мер, направленных на сохранение и повышение ресурсо-экологического потенциала лесов, обеспечение устойчивого управления лесами.
Цель программы отражает специфичность природоохранной деятельности и соответствует полномочиям субъекта бюджетного планирования в области охраны окружающей среды и биологических ресурсов, а также утвержденной системе стратегических целей социально-экономического развития Краснодарского края.
Поставленная цель в программе достигается решением следующих задач:
осуществление организационно-технических мероприятий по противопожарной охране лесов;
обеспечение материально-технической базы для государственных лесных инспекторов (государственный лесной контроль и надзор);
создание эффективной системы лесоустройства;
качественное воспроизводство лесов.
Задачи также сформулированы в соответствии с тактическими задачами, решение которых предполагает достижение поставленной стратегической цели. Программа реализуется в течение 3 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.