Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Утверждено
приказом департамента образования
и науки Краснодарского края
от 18 июля 2011 г. N 3820
Примерная структура учебного плана для 10 - 11-х классов
общеобразовательных учреждений Краснодарского
края, реализующих программы среднего (полного)
общего образования
Пояснительная записка
Примерная структура учебного плана общеобразовательных учреждений Краснодарского края разработана на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" с изменениями и дополнениями, и является основой для разработки учебных планов общеобразовательных учреждений.
Федеральный базисный учебный план среднего (полного) общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению образовательного учреждения продолжительность учебного года может быть сокращена до 34 учебных недель.
Принципы учебного плана для Х - XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также интегрированные учебные предметы "Обществознание" (включая экономику и право) и "Естествознание".
Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Учебный предмет "Математика" изучается как два самостоятельных предмета: "Алгебра и начала анализа" в объеме 3 часов в неделю и "Геометрия" в объеме 2 часов в неделю.
"История" изучается как единый учебный предмет.
Учебный план для универсального обучения Х - XI классов формируется из инвариантной части федерального компонента и учебных предметов базового уровня вариативной части. Целесообразно выбирать изучение самостоятельных учебных предметов "Физика", "Химия", "Биология" на базовом уровне, а не вводить интегрированный учебный предмет "Естествознание". Интегрированный учебный предмет "Естествознание" целесообразно вводить в классах с профилями гуманитарной направленности.
Интегрированный учебный предмет "Обществознание" на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы "Экономика" и "Право", которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. В классах универсального обучения рекомендуется вводить учебный предмет "Обществознание" из инвариантной части федерального компонента в объеме 2 часа в Х и XI классах. В этом варианте часы учебных предметов "Экономика" и "Право" из вариативной части не используются. На профильном уровне "Обществознание", "Экономика" и "Право" изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.
Предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" изучается в Х классе в объеме 2 часов в неделю, в XI классе в объеме 1 часа в неделю. В профильных классах и в классах универсального обучения предмет "Физическая культура" преподается в объеме 3 часов в неделю.
Учебный предмет "Кубановедение" изучается в объеме 1 час в неделю за счет компонента образовательного учреждения.
Часы компонента образовательного учреждения в Х - XI классах универсального обучения возможно использовать не только на увеличение часов предметов федерального компонента базисного учебного плана, но и на изучение элективных учебных предметов, практик по выбору учащихся. При этом учащимися оформляются заявления на изучение тех или иных элективных учебных предметов, курсов, практик и т.д.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. Если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История" и "Физическая культура", входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
В образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, при определении профилей обучения необходимо учитывать, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Рекомендуем увеличение числа классов (групп) с профилями технологического направления (агротехнологический, информационно-технологический и др.).
Для составления учебного плана образовательного учреждения, класса, группы, обучающегося с организацией профильного обучения следует:
- включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);
- включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле;
- в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента).
Для Х - XI классов возможна пятидневная или шестидневная учебная неделя по выбору общеобразовательного учреждения. При организации обучения в режиме пятидневной учебной недели предельно допустимая аудиторная нагрузка в соответствии СанПиН составляет 34 часа в неделю.
Сокращение недельных часов до 34 осуществляется за счет часов компонента образовательного учреждения.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Рекомендуем элективные учебные предметы ставить в расписании последними уроками или концентрировать их в субботу.
Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, в Х - XI классах используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента. Распределение часов компонента образовательного учреждения разъясняется в пояснительной записке.
Например, компонент образовательного учреждения в количестве 7 часов распределяется следующим образом:
1) на увеличение часов базовых предметов федерального компонента: химия - 1 час;
2) на увеличение часов профильных предметов федерального компонента: русский язык - 1 час;
3) для изучения элективных учебных предметов и практик - 5 часов. Элективные учебные предметы (курсы):
|
, |
|
|
расширяют учебный материал базовых предметов; |
||
наименования предметов |
|
|
||||
|
, |
|
|
направлен на углубленное изучение профильных предметов и поддержание изучения смежных учебных предметов на профильном уровне, усиление гуманитарной составляющей учебного плана; |
||
наименования предметов |
|
|||||
|
, |
|
|
обеспечивает дополнительную подготовку к прохождению государственной (итоговой) аттестации; |
||
наименования предметов |
|
|||||
|
, |
|
|
удовлетворяет познавательные интересы обучающихся. наименование предмета |
||
наименования предметов |
|
При проведении занятий по "Иностранному языку", "Технологии", "Физической культуре", а также по "Информатике и ИКТ", "Естествознанию", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек. При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов, возможно, деление на группы классов меньшей наполняемостью.
|
Таблица-сетка часов примерного учебного плана для классов,
|
|||
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ |
Федеральный компонент |
|||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | ||||
Учебные предметы |
Количество недельных часов за 2 года обучения |
|||
Базовый уровень |
|
|||
|
Русский язык |
1/1 |
|
|
|
Литература |
3/3 |
|
|
|
Иностранный язык |
3/3 |
|
|
|
Математика |
4/4 |
|
|
|
История |
2/2 |
|
|
|
Обществознание |
2/2 |
|
|
|
Естествознание |
3/3 |
|
|
|
Физическая культура |
3/3 |
|
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
1/1 |
|
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ |
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровне |
|||
| ||||
|
Учебные предметы |
Количество недельных часов за 2 года обучения |
||
Базовый уровень |
Профильный уровень |
|||
|
Русский язык |
- |
3/3 |
|
|
Литература |
- |
5/5 |
|
|
Иностранный язык |
- |
6/6 |
|
|
Математика |
- |
6/6 |
|
|
История |
- |
4/4 |
|
|
Физическая культура |
- |
4/4 |
|
|
Обществознание ** |
1/1 |
3/3 |
|
|
Экономика |
0,5/0,5 |
2/2 |
|
|
Право |
0,5/0,5 |
2/2 |
|
|
География |
1/1 |
3/3 |
|
|
Физика |
2/2 |
5/5 |
|
|
Химия |
1/1 |
3/3 |
|
|
Биология |
1/1 |
3/3 |
|
|
Информатика и ИКТ |
1/1 |
4/4 |
|
|
Искусство (МХК) |
1/1 |
3/3 |
|
|
Технология |
1/1 |
4/4 |
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
2/2 |
|
|
Всего: |
не более 31/не более 31 |
||
|
Компонент образовательного учреждения |
|||
|
Кубановедение |
1/1 |
||
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
1/0 |
||
|
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
|
||
|
Всего: |
|||
|
|
|
||
Итого: |
37/37 |
|||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
37/37 |
|||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
34/34 |
* - количество часов компонента образовательного учреждения при 5-дневной учебной неделе.
** - в этом варианте учебный предмет "Обществознание" изучается без разделов "Экономика" и "Право".
Начальник отдела |
О.А. Лозовая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.