Заслушав и обсудив информацию заместителя руководителя департамента семейной политики Краснодарского края И.Н. Добровольской о ходе исполнения Закона Краснодарского края от 29 марта 2005 года N 849-КЗ "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае" (далее также - Закон), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами государственной власти Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления проводится работа по развитию материально-технической базы детских оздоровительных учреждений, подготовке кадров и увеличению финансирования мероприятий, направленных на обеспечение доступного, безопасного и эффективного отдыха, оздоровления детей и занятости их в летний период.
В ходе реализации мероприятий по организации детской оздоровительной кампании совершенствовалась нормативная правовая база. Были внесены изменения в Закон в части дополнения мерами по увеличению государственной поддержки различных форм отдыха и оздоровления детей, выплаты компенсации родителям и организациям в размере 50 процентов от стоимости путевок, приобретенных для пребывания детей в оздоровительных учреждениях края. Органы местного самоуправления в крае были наделены государственными полномочиями в области организации летней оздоровительной кампании детей.
Кроме того, для координации в крае летней оздоровительной кампании был определен специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края - департамент семейной политики Краснодарского края, созданы межведомственная комиссия Краснодарского края по организации отдыха, оздоровления и занятости детей (далее - межведомственная комиссия) и 44 муниципальных комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Данными органами совместно с органами местного самоуправления в крае были разработаны и утверждены краевое и муниципальные положения об организации детской оздоровительной кампании.
На официальном сайте департамента семейной политики Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создан раздел "Оздоровление и отдых детей в Краснодарском крае", в котором размещаются нормативные правовые акты и информационно-консультационные материалы по вопросам организации детского отдыха.
В ходе реализации Закона приоритетным для органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в крае являлось создание условий для комфортного и безопасного пребывания детей в детских оздоровительных учреждениях, увеличение числа детей, охваченных различными формами отдыха и оздоровления.
В этих целях в 2011 году департаментом семейной политики Краснодарского края совместно с краевыми и федеральными ведомствами было обследовано 2150 санаториев, пансионатов, лагерей труда и отдыха, в результате чего 2023 оздоровительных учреждения признаны соответствующими требованиям санитарно-эпидемиологических норм для проживания, питания и медицинского обслуживания детей. В их числе 469 учреждений санаторно-курортного и оздоровительного комплекса и 1554 детских лагеря различных форм отдыха и оздоровления детей, что на пять учреждений больше, чем в 2010 году.
Вновь были открыты детский оздоровительный лагерь туристско-краеведческого направления в городе Курганинске на 80 мест, лечебно-оздоровительное учреждение "Юность" в Усть-Лабинском районе на 180 мест, детский санаторно-оздоровительный лагерь "Лазуревый берег" в городе Геленджике на 570 мест, лечебно-оздоровительный комплекс "Шахтерская слава" в городе Анапе на 500 мест.
Своевременное обновление материально-технической базы санаторно-оздоровительных учреждений позволило в 2011 году в течение летнего оздоровительного периода принять в четыре смены около 500 тысяч детей. На подготовку к приему детей в летний сезон оздоровительными учреждениями было израсходовано собственных средств на сумму 251,4 млн. рублей.
Кроме того, проводились мероприятия по укомплектованию санаториев и лагерей труда и отдыха педагогическими кадрами, а также освоению ими современных форм воспитания и обеспечения безопасного пребывания детей в санаторно-оздоровительных учреждениях. В этих целях был объявлен конкурс на замещение должностей педагогов и воспитателей, в результате которого были отобраны и приняты для работы с детьми около шести тысяч человек. Из них 19 процентов педагогического персонала - местные жители, которые постоянно работают в круглогодичных детских санаториях и лагерях стационарного типа, 7 процентов - это учителя средних образовательных школ, принятые временно на летний период работы в оздоровительные лагеря степной зоны края, 74 процента - педагогические отряды, сформированные из студентов средних специальных и высших учебных заведений края, Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств.
В целях контроля за организацией подготовки детской оздоровительной кампании межведомственной комиссией в течение 2011 года проведено пять заседаний и шесть расширенных совещаний с участием краевых, федеральных ведомств, контролирующих служб, ректоров педагогических учебных заведений, руководителей оздоровительных учреждений, а также организованы семинарские занятия с педагогами и воспитателями.
В 2011 году на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей было израсходовано 2146,8 млн. рублей, что на 1031,8 млн. рублей, или почти в два раза, больше, чем в 2010 году. В том числе из краевого бюджета для оздоровления детей, включая нуждающихся в особой заботе государства, направлено 1145,3 млн. рублей, что на 364,3 млн. рублей, или в полтора раза, больше, чем в 2010 году, из них 82,2 млн. рублей из федерального бюджета. Из бюджетов муниципальных образований на эти цели направлено 429,8 млн. рублей, из средств предприятий, профсоюзных организаций, спонсоров и родителей детей - 571,8 млн. рублей.
Реализация плана подготовительных мероприятий к летнему отдыху детей и увеличение финансирования на его обеспечение позволила охватить всеми формами отдыха и оздоровления 457 тысяч детей в возрасте от 6 до 15 лет, или 98 процентов от их общего числа в крае. В детских здравницах края в 2011 году отдохнули и поправили свое здоровье 196 тысяч 794 ребенка, проживающих на территории Краснодарского края, что на 26 процентов больше, чем в 2010 году. Среди них более 7 тысяч детей из числа детей из малообеспеченных семей и детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 12,5 тысячи одаренных детей и победителей предметных олимпиад, конкурсов и соревнований. Полноценное лечение получили 75 тысяч детей, что на 66,7 процента больше, чем в 2010 году. В настоящее время в 10 стационарных детских здравницах продолжают отдыхать 866 детей из Краснодарского края и 2696 детей из других субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в летний период 98 процентов детей, проживающих в крае, были охвачены различными малозатратными формами отдыха. Свыше 225 тысяч детей участвовали в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, 190 тысяч побывали в экскурсионных поездках и туристских походах, 50 тысяч детей участвовали в краевой акции "Зовем друг друга в гости".
Свыше 45 тысяч старшеклассников работали в производственных и ремонтных бригадах, школьных лесничествах, на полях, 13,4 тысячи детей участвовали в тимуровском движении "Новые тимуровцы" и оказали помощь более 5 тысячам пожилых граждан, инвалидам и ветеранам войны, а также благоустроили территории около 1000 памятников и мемориалов воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Наибольшее количество детей было охвачено различными формами отдыха и оздоровления в муниципальных образованиях город-курорт Сочи, город-курорт Анапа, город Горячий Ключ, город Армавир.
В результате проведенной летней оздоровительной кампании 2011 года оздоровительный эффект отмечен у 95,3 процента детей, что превышает показатель курортного сезона 2010 года.
Вместе с тем в работе по организации отдыха и оздоровления детей имеют место недостатки и нерешенные проблемы. Прежде всего, по сравнению с 2010 годом на две единицы сократилось количество санаторно-оздоровительных лагерей на 1300 мест. Не были открыты для приема детей по причине неготовности к летнему сезону детский лагерь "Санаторий "Черное море" на 600 мест и круглогодичный детский оздоровительный лагерь "Костер" санаторного типа на 700 мест.
Не в полной мере выполняются требования Закона в части создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми в оздоровительных учреждениях края. В 2011 году из 30 педагогических учебных заведений края лишь 10 направили свои педагогические отряды для работы в детских здравницах края. В результате этого в оздоровительных учреждениях работало 62 процента студентов средних специальных и высших учебных заведений, прибывших из-за пределов края.
Также в санаторно-оздоровительных учреждениях недостаточно осуществлялся контроль за количеством детей, размещенных в палатах, качеством и разнообразием питания, уровнем медицинского обслуживания и санитарно-эпидемиологической обстановкой. И, как следствие, за период проведения летнего отдыха из оздоровительных учреждений в больницы было направлено 369 детей, из них 159 детей, или 43 процента, с инфекционными заболеваниями.
Учитывая вышеизложенное, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Отметить положительную работу департамента семейной политики Краснодарского края в части координации деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае по исполнению Закона Краснодарского края от 29 марта 2005 года N 849-КЗ "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае" и организованному проведению оздоровительной кампании детей в 2011 году.
2. Рекомендовать департаменту семейной политики Краснодарского края совместно с департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, департаментом образования и науки Краснодарского края, департаментом молодежной политики Краснодарского края, департаментом социальной защиты населения Краснодарского края продолжить работу:
1) по развитию и укреплению материально-технической базы детских санаторно-оздоровительных учреждений, предотвращению их перепрофилирования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также по организации новых форм отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период;
2) по созданию благоприятных условий для проживания, питания, медицинского обслуживания детей в организациях отдыха и оздоровления, по обеспечению выполнения в них противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований к безопасному проведению оздоровительной кампании;
3) по увеличению количества охваченных отдыхом и оздоровлением детей и подростков из числа детей из малообеспеченных семей и оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
4) по созданию единого центра по подготовке и аттестации педагогических отрядов.
3. Предложить департаменту семейной политики Краснодарского края совместно с департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, департаментом образования и науки Краснодарского края, департаментом молодежной политики Краснодарского края:
1) создать сайт в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и разместить на нем базу данных детских оздоровительных учреждений Краснодарского края, включая стационарные палаточные лагеря и лагеря дневного пребывания, соответствующую требованиям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
2) проанализировать итоги летней оздоровительной кампании 2011 года в субъектах Российской Федерации и разработать рекомендации по ее организации в Краснодарском крае в 2012 году.
4. Предложить департаменту семейной политики Краснодарского края совместно с департаментом образования и науки Краснодарского края и департаментом молодежной политики Краснодарского края:
1) разработать нормативный документ, регламентирующий деятельность педагогических отрядов на территории Краснодарского края;
2) создать единый информационный портал для размещения информации о педагогических отрядах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) провести анализ педагогических программ детских оздоровительных учреждений, расположенных на территории Краснодарского края, и разработать рекомендации по составлению указанных программ на 2012 год.
5. Рекомендовать департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края:
1) продолжить работу по организации детских палаточных оздоровительных лагерей в летний период, детских туристских маршрутов с активными способами передвижения;
2) создать современную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы в детских оздоровительных учреждениях, в том числе организовать проведение учебно-методических семинаров для руководителей, специалистов и обслуживающего персонала;
3) организовать проведение информационных туров по детским здравницам края для туроператоров, фирм, агентств, а также проведение информационных туров в регионах Российской Федерации с целью привлечения большего количества детей на курорты Краснодарского края;
4) организовать размещение наружной рекламы детского отдыха на курортах Краснодарского края в регионах Российской Федерации.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
28 декабря 2011 года
N 2985-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 28 декабря 2011 г. N 2985-П "О ходе исполнения Закона Краснодарского края "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае"
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края от 11 января 2012 г. N 50 (180), стр. 203