Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 ноября 2012 г. N 1422 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления, но не ранее вступления в силу закона Краснодарского края о краевом бюджете на 2013 г. на плановый период 2014 и 2015 гг.
Приложение
Долгосрочная краевая целевая программа "Повышение уровня финансовой
грамотности жителей Краснодарского края в 2013 - 2015 годах"
(утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июня 2012 г. N 604)
23 ноября 2012 г., 25 декабря 2013 г.
Паспорт долгосрочной краевой целевой программы "Повышение уровня
финансовой грамотности жителей Краснодарского края
в 2013 - 2015 годах"
Наименование Программы |
|
долгосрочная краевая целевая программа "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Краснодарского края в 2013 - 2015 годах" (далее - Программа) |
|
|
|
Основания для разработки Программы |
|
решение краевого совета по региональным проектам и программам при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 7 ноября 2011 года N 47/1 Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 года N 1465-КЗ "О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года" |
|
|
|
Основной разработчик Программы |
|
департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края |
|
|
|
Координатор Программы |
|
департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края |
|
|
|
Государственный заказчик, заказчики (или ответственные за выполнение мероприятий) и исполнители мероприятий Программы |
|
департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края |
|
|
|
Цели и задачи Программы |
|
повышение уровня финансовой грамотности, рост благосостояния и социальной стабильности жителей Краснодарского края; повышение эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг в Краснодарском крае содействие формированию ответственного отношения к личным финансам, стремлению к адекватному и эффективному финансовому поведению, соответствующему долгосрочным интересам домохозяйств популяризация инструментов финансового и фондового рынка для жителей Краснодарского края содействие развитию инфраструктуры финансового рынка региона формирование и поддержка активного интереса у жителей Краснодарского края к вопросам управления личными финансами развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг в Краснодарском крае |
|
|
|
Срок реализации Программы |
|
2013 - 2015 годы |
|
|
|
Объемы и источники финансирования Программы |
|
объем финансирования Программы из краевого бюджета составляет 22 396,5 тысячи рублей, в том числе на: 2013 год - 7 465,5 тыс. рублей 2014 год - 7 465,5 тыс. рублей 2015 год - 7 465,5 тыс. рублей |
|
|
|
Контроль за выполнением Программы |
|
контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Существует значительный дисбаланс в информировании населения о финансовых услугах, предоставляемых в современном обществе. В этой связи очень важна всесторонняя информированность широких слоев населения о финансовом рынке и возможностях повышения благосостояния граждан за счет инвестирования.
"Национальное агентство финансовых исследований" провело в 2011 году опрос, чтобы выяснить, насколько грамотно россияне выбирают финансовые институты. Респондентами стали более полутора тысяч человек из 42 российских регионов. В итоге оказалось, что распознать признаки финансовой пирамиды среди различных предложений вложения средств на финансовом рынке может чуть более четверти опрошенных.
Признаки "финансовой пирамиды" у организации, которая обещает 35-процентный рост вложений через год и гарантирует возврат инвестиций, увидели лишь 30 процентов опрошенных. Почти 40 процентов вообще затруднились ответить на этот вопрос. Еще семь процентов опрошенных неверно назвали финансовой пирамидой паевой инвестиционный фонд, шесть процентов - банк, предлагающий вклады под 12 процентов годовых и три процента - общий фонд банковского управления, предлагающий сертификаты долевого участия.
Число жертв "финансовых пирамид" за последние несколько лет в целом по России, по экспертным оценкам, приближается к миллиону человек. Причиненный ущерб превысил 10,5 млрд. рублей.
В Краснодарском крае в 2008 - 2011 годах выявлено 28 сомнительных организаций. Возбуждено восемь уголовных дел, прекратили свою деятельность 20 организаций. Пострадавшими по делам проходили 12,6 тысячи человек. Ориентировочно ущерб составил более 650 миллионов рублей.
Кубань, как и Россия в целом, столкнулась с демографическими проблемами - имеет место устойчивое сокращение численности населения при росте числа пенсионеров и снижении числа занятых в экономике.
В ближайшие два десятилетия в Краснодарском крае число выходящих на пенсию каждый год превысит число приступивших к работе в течение года. На одного пенсионера приходится все меньшее число работающих: в 1999 году этот показатель составлял 1,9; в 2004 году - 1,7; в 2010 году - 1,4. Неизбежно продолжение этого тренда приведет к снижению коэффициента замещения и, как следствие, уменьшению реальной платежеспособности пенсионеров. Поэтому перед государством стоит задача стимулирования долгосрочных индивидуальных накоплений граждан, которые могут прирастать за счет их вовлечения в инвестиционный процесс и в итоге увеличивать размер пенсий.
Для нашего региона характерна такая тенденция: часть населения из других регионов России, выходя на пенсию, переезжает жить на Кубань. В связи с этим необходимо формировать новую финансовую культуру населения края, разъяснять гражданам, какие инструменты инвестирования существуют, в чем их преимущества и недостатки.
В современных условиях актуально создание развитой инфраструктуры долгосрочного накопительного инвестирования личных средств граждан. Логично начинать с пенсионных инвестиций, поскольку это самая долгосрочная и жизненно важная форма личных накоплений. К сожалению, половина наших сограждан (47%) не понимает смысла реформы. Большинство испытывает дефицит информации о том, что происходит в пенсионной сфере (54%). 22% наемных работников и 29% предпринимателей и самозанятых граждан сегодня даже не знают, в каком именно фонде - государственном или частном - находятся их пенсионные накопления.
В связи с этим необходимо разъяснять населению, что для формирования пенсии граждане могут использовать как механизмы, позволяющие увеличить их трудовую пенсию (участие в программе государственного софинансирования, инвестирования накопительной части пенсии), так и воспользоваться механизмом негосударственного пенсионного обеспечения.
Участие в негосударственном пенсионном фонде позволяет делать выгодные вложения. Прирост капитала в них превышает прирост, обеспечиваемый государственной управляющей компанией, по договорам негосударственного пенсионного обеспечения он зачастую больше процентов по банковским депозитам, а это существенно увеличит доход будущего пенсионера.
Без просветительской работы среди населения в пенсионной сфере, без повышения доверия граждан к негосударственным пенсионным фондам и негосударственным управляющим компаниям невозможно будет эффективно провести пенсионную реформу.
Решение жилищного вопроса с помощью ипотечного кредита на Западе давно стало нормой жизни. К примеру, в США на долю ипотеки приходится более 90% всех сделок, связанных с покупкой жилья. Российскому рынку ипотечного кредитования еще далеко до этих показателей, но, тем не менее, он растет стремительными темпами.
Несмотря на всю привлекательность идеи приобретения квартиры через ипотеку, многие из потенциальных заемщиков даже не задумываются о том, что могут прибегнуть к помощи жилищного кредитования. Во многом это связано с отсутствием информации, необходимой для принятия решения. На сегодняшний день многие представляют себе, что такое ипотечный кредит и каковы условия, на которых можно его получить. Но в основном эти знания очень поверхностны. Многие ввиду отсутствия необходимой суммы собственных средств для оплаты первоначального взноса по кредиту категорически отрицают саму идею об ипотечном кредите. Разрабатываемая в крае программа накопительной ипотеки позволит населению накопить необходимую сумму для первоначального взноса и получить ипотечный жилищный кредит для приобретения жилья.
В связи с этим сегодня актуальна информационно-разъяснительная работа с населением по вопросам банковских продуктов и услуг, в частности, в рамках проведения государственной информационной кампании, посредством создания консультативных центров, издания популярных брошюр, организации циклов передач и публикаций в средствах массовой информации.
Состояние страховой отрасли является одним из важных показателей развития экономики региона в целом. Страховой рынок в крае имеет репутацию эффективно и стабильно развивающегося элемента экономики с высокой концентрацией профессиональных участников, развитой инфраструктурой и ежегодно увеличивающимися объемами страховых премий, что позволяет ему занимать лидирующие позиции в Южном федеральном округе и входить в десятку лучших регионов Российской Федерации как по сбору страховых премий в целом, так и по темпам роста развития отдельных добровольных видов страхования.
Однако, несмотря на положительные тенденции, отмечающиеся на страховом рынке Краснодарского края, недостаточно высокий уровень страховой культуры значительной части потенциальных потребителей страховых услуг существенно ограничивает дальнейшее развитие страховой отрасли, приводит к недостаточной страховой защите имущественного комплекса, работников предприятий, снижает привлекательность предприятий для инвесторов. По оценкам Министерства финансов Российской Федерации, более 70 процентов собственников промышленных и иных предприятий не имеют страховой защиты. Недостаточная страховая культура обусловлена и низким уровнем доверия к страховым организациям, слабой информационной открытостью страховых компаний для потенциальных страхователей.
Рост информированности потенциальных страхователей о деятельности страховых организаций, повышение уровня страховой культуры населения, руководителей организаций будет способствовать росту объема финансовых средств в системе страхования и предоставлению более широкому кругу граждан и юридических лиц страховой защиты. Предполагается более активное участие страховых компаний в процессах формирования благоприятного инвестиционного климата, рост качества предоставляемых страховых услуг.
Страховая грамотность повысит интерес и активизирует работу по развитию видов страхования, обеспечивающих страховой защитой интересы в различных отраслях экономики и иных сферах деятельности хозяйствующих субъектов. В частности, возрастет роль страхования имущества, урожая, грузов, ответственности производителей товаров и услуг.
В связи со всем вышеперечисленным, рационально повышать уровень финансовых знаний населения Краснодарского края программно-целевым методом.
Основными преимуществами программно-целевого метода в решении обозначенных в Программе проблем можно считать:
1. Комплексный подход к решению проблемы повышения уровня финансовой грамотности населения.
Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть значительное число факторов, влияющих на ее эффективность.
2. Распределение полномочий и ответственности.
В рамках Программы проводится четкое распределение полномочий, ответственности, что в целом позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий.
3. Координация решения проблем.
В целях эффективного решения возникающих проблем, взаимодействия органов местного самоуправления, органов исполнительной власти определяется координатор Программы.
4. Обеспечение полного и своевременного финансирования.
В Программе определяются механизм и объем финансирования программных мероприятий, что позволит обеспечить полноту финансирования, своевременность оплаты реализованных мероприятий.
5. Обозначение критериев оценки и социально-экономических последствий решения проблемы.
Целесообразность и преимущество использования программно-целевого метода обусловлены необходимостью достижения наиболее оптимальных качественных и количественных результатов в ходе реализации Программы при сохранении эффективности в выборе способов решения стоящих проблем.
2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целями Программы являются:
повышение уровня финансовой грамотности, рост благосостояния и социальной стабильности жителей Краснодарского края;
повышение эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг в Краснодарском крае.
Основными задачами, решение которых предусмотрено Программой, являются:
содействие формированию ответственного отношения к личным финансам, стремлению к адекватному и эффективному финансовому поведению, соответствующему долгосрочным интересам домохозяйств;
популяризация инструментов финансового и фондового рынка для жителей Краснодарского края;
содействие развитию инфраструктуры финансового рынка региона;
формирование и поддержка активного интереса у жителей Краснодарского края к вопросам управления личными финансами;
развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг в Краснодарском крае.
Задачи Программы могут быть пересмотрены с учётом результатов возможных социологических исследований в Краснодарском крае.
Реализация Программы рассчитана на 2013 - 2015 годы.
Основные этапы реализации Программы:
первый - второй кварталы 2013 - 2015 годов: проведение процедур по отбору исполнителей мероприятий Программы, а также проведение мероприятий и подготовительной работы (информационные семинары, тексты буклетов, разработка концепций проведения мероприятий и т.д.);
первый - четвертый кварталы 2013 - 2015 годов: реализация мероприятий Программы.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 декабря 2013 г. N 1529 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Перечень мероприятий Программы
Для реализации Программы необходимы следующие ресурсы:
Организационные - проведение организационных мероприятий силами департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края;
Технические - автотранспорт, оргтехника и другие технические средства и оборудование;
Финансовые - обеспечение реализации мероприятий Программы.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств краевого бюджета.
Средства краевого бюджета направляются на:
подготовку и выпуск специализированного тематического раздела (вкладыш) по вопросам финансовой грамотности жителей Краснодарского края в печатном издании - до 2 015,1 тыс. рублей в год;
подготовку, организацию, выпуск и размещение теле- и радиопрограмм, видеофильмов, брошюр, буклетов, информационных листков, методических пособий, сборников, альманахов, вестников и другого по тематике Программы - до 4 000,4 тыс. рублей в год;
подготовку и проведение региональных презентационных и публичных мероприятий, конкурсов - до 1 450,0 тыс. рублей в год.
Объемы финансирования определяются ежегодно в сопоставимых и действующих ценах.
Общая потребность Программы в финансовых средствах на реализацию мероприятий с 2013 года по 2015 год составит 22396,5 тыс. рублей. Объемы ресурсного обеспечения Программы определялись по результатам оценки трудовых и материальных затрат, необходимых для выполнения мероприятий Программы, в том числе по годам:
2013 год - 7 465,5 тыс. рублей;
2014 год - 7 465,5 тыс. рублей;
2015 год - 7 465,5 тыс. рублей.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 декабря 2013 г. N 1529 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Целевыми индикаторами, позволяющими оценить ход реализации Программы по годам, являются:
6. Критерии выполнения Программы
N |
Наименование критерия |
Единица измерения |
Всего |
В том числе плановый период по годам |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||
1 |
Количество выпусков печатных периодических изданий, имевших тематические публикации по вопросам финансовой грамотности жителей Краснодарского края |
шт. |
1008000 |
336000 |
336000 |
336000 |
|||||
2 |
Количество информационных материалов, размещенных в средствах массовой информации (телевизионные, радио, электронные и другие) по вопросам финансовой грамотности жителей Краснодарского края |
ед. |
225 |
70 |
75 |
80 |
|||||
3 |
Количество выпусков специализированного тематического раздела (вкладыш) по вопросам финансовой грамотности жителей Краснодарского края в печатном издании |
количество выпусков в год |
21 |
7 |
7 |
7 |
|||||
4 |
Тираж изготовленных тематических брошюр, буклетов, информационных листков, методических пособий, сборников, альманахов, вестников и другого |
шт. |
147000 |
49000 |
49000 |
49000 |
|||||
5 |
Тираж выпущенных и распространенных среди населения видеофильмов по вопросам финансовой грамотности, управления личными финансами |
шт. |
36000 |
12000 |
12000 |
12000 |
|||||
6 |
Количество учебных заведений, участвующих в ежегодной краевой межвузовской олимпиаде по вопросам финансового и фондового рынка |
ед. |
75 |
23 |
25 |
27 |
|||||
7 |
Количество финансовых организаций и негосударственных пенсионных фондов, участвующих в организации и проведении публичных мероприятий (семинары, "круглые столы", конференции и другое) |
ед. |
111 |
30 |
36 |
45 |
7. Механизм реализации Программы
Текущее управление Программой осуществляет координатор Программы - департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края.
Координатор Программы - ответственный за выполнение мероприятий целевой Программы в процессе ее реализации:
является главным распорядителем средств краевого бюджета и выполняет бюджетные полномочия, установленные законодательством;
организует нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы;
осуществляет подготовку предложений по объемам и источникам финансирования реализации Программы;
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач Программы;
готовит ежегодный доклад о ходе реализации Программы;
осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы;
осуществляет оценку социально-экономической эффективности, а также оценку целевых индикаторов и показателей реализации Программы в целом;
осуществляет контроль за выполнением сетевых планов-графиков и ходом реализации Программы в целом, а также осуществляет иные полномочия, установленные Программой;
размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах Программы на официальном сайте в сети "Интернет";
в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность в пределах своей компетенции за реализацию программных мероприятий и использование выделяемых бюджетных средств, в том числе за нецелевое расходование.
Размещение государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг будет осуществляться государственным заказчиком мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется администрацией Краснодарского края и Законодательным Собранием Краснодарского края.
В целях обеспечения текущего контроля координатор Программы представляет в министерство экономики Краснодарского края в месячный срок со дня доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования долгосрочных краевых целевых программ утвержденный сводный сетевой план-график реализации программных мероприятий и в сроки, установленные для ежеквартальной отчетности об объемах и источниках финансирования, сведения о выполнении сводного сетевого плана-графика.
Ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, координатор Программы направляет в министерство экономики Краснодарского края доклад о ходе выполнения программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств.
Координатор Программы ежеквартально, до 25-го числа (за исключением отчетного периода за год), представляет в министерство экономики Краснодарского края и министерство финансов Краснодарского края отчетность об объемах и источниках финансирования.
Руководитель департамента |
И.А. Славинский |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июня 2012 г. N 604 "Об утверждении долгосрочной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.