Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и цель Программы
В настоящее время основным видом сообщения в Краснодарском крае является автомобильный. Обслуживание населения автомобильным транспортом в муниципальных образованиях Краснодарского края осуществляется по 645 городским автобусным маршрутам регулярного сообщения, 712 пригородным муниципальным маршрутам регулярного сообщения и 23 муниципальным междугородным автобусным маршрутам регулярного сообщения.
Общая протяженность маршрутной сети городского и пригородного пассажирского транспорта в муниципальных образованиях Краснодарского края составляет 34 тыс. км, в том числе автобусных маршрутов городского сообщения - 10,4 тыс. км, автобусных маршрутов пригородного сообщения - 23,2 тыс. км.
Все городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения охвачены автобусным сообщением. Не имеют регулярного автобусного сообщения 99 мелких населенных пункта сельских поселений в 21 муниципальном районе. Численность населения в указанных населенных пунктах составляет 11333 человека, то есть 99,8% населения Краснодарского края охвачено регулярным пассажирским автобусным сообщением.
Значительный объем перевозок пассажиров городским транспортом (более 62%) приходится на краевой центр город Краснодар, а также на крупные города с численностью населения более 50 тысяч человек, такие, как Анапа, Армавир, Геленджик, Кропоткин, Новороссийск, Сочи, Тихорецк, Туапсе. Основные показатели работы городского пассажирского транспорта (включая горэлектротранспорт) приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Основные показатели работы городского пассажирского транспорта
| ||||
N |
Наименование показателя |
Период, год |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
1. |
Количество маршрутов (на конец года) |
|
|
|
1.1. |
автобусов |
1424 |
1397 |
1380 |
1.2. |
трамваев |
13 |
13 |
15 |
1.3. |
троллейбусов |
35 |
36 |
36 |
2. |
Наличие подвижного состава (на конец года) |
|
|
|
2.1. |
автобусов |
7296 |
7229 |
7171 |
2.2. |
трамваев |
266 |
265 |
264 |
2.3. |
троллейбусов |
323 |
330 |
330 |
3. |
Коэффициент использования парка, процентов |
|
|
|
3.1. |
автобусов |
67 |
68 |
68 |
3.2. |
трамваев |
77 |
77 |
78 |
3.3. |
троллейбусов |
75 |
76 |
76 |
4. |
Количество выполненных рейсов |
|
|
|
4.1. |
автобусов |
7089541 |
7053571 |
700128 |
4.2. |
трамваев |
707824 |
710575 |
712376 |
4.3. |
троллейбусов |
1005483 |
987426 |
973549 |
В муниципальных районах Краснодарского края особо развита и преобладает перевозка пассажиров по автобусным маршрутам пригородного сообщения, которыми обеспечивается связь городских и сельских поселений с районными центрами и другими населенными пунктами края. На пригородных перевозках выполняется основная доля (48%) пассажирооборота региональных автобусных перевозок. Показатели использования автобусного парка на пригородных и междугородных перевозках представлены в таблице N 2.
Таблица N 2
Основные показатели работы междугороднего и пригородного
| ||||
N |
Наименование показателя |
Период, год |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
1. |
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию, процентов |
|
|
|
1.1. |
на пригородных маршрутах |
72,7 |
72,9 |
73,0 |
1.2. |
на междугородных маршрутах |
65,8 |
65,4 |
66,1 |
2. |
Количество выполненных рейсов на междугородных маршрутах, тысяч |
77 |
84 |
89 |
На территории муниципальных образований Краснодарского края перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении осуществляют предприятия различных организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
По состоянию на 1 января 2012 года списочное количество подвижного состава в предприятиях пассажирского транспорта и у индивидуальных предпринимателей составляет: автобусов 7171 единица, троллейбусов 330 единиц, трамваев 264 единицы. При этом возрастная структура парка автотранспорта общего пользования организаций всех видов деятельности выглядит следующим образом:
Возрастная структура парка транспорта общего пользования |
Автобусы, % |
До 2 лет |
14,2 |
2,1 - 5 лет |
23 |
5,1 - 8 лет |
20,5 |
8,1 - 10 лет |
4,8 |
10,1 - 13 лет |
5,5 |
Более 13 лет |
32 |
В связи с нехваткой средств во многих муниципальных образованиях Краснодарского края обновление парка автобусов осуществляется крайне медленно. Ежегодное обновление составляет около 5,5% от общего количества автобусов, работающих на регулярных автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения, при этом процент автобусов, выбывающих из строя ежегодно, составляет 11,5%. Более 43% автобусов эксплуатируется сверх нормативного срока службы, и только 37,2% автобусов имеет срок службы до 5 лет.
Такое состояние парка подвижного состава не позволяет в полной мере обеспечивать техническую готовность автомобильного пассажирского транспорта регулярного сообщения для выполнения сменно-суточных планов.
Средний коэффициент выпуска автобусов на городские и пригородные маршруты составляет 0,67 - 0,73 при рекомендуемом показателе от 0,75 до 0,85. Поддержание в работоспособном состоянии и выпуск на линию изношенных транспортных средств требует повышенных эксплуатационных затрат, ухудшает экологическую обстановку в населенных пунктах Краснодарского края и снижает безопасность дорожного движения. По результатам государственного технического осмотра в 2010 году из числа автобусов, стоящих на учете, исправными признаны только 73%, или 93% из числа представленных на техосмотр.
Для обслуживания пассажиров по маршрутам городского и пригородного сообщения используются автобусы различного класса. Их доля на рынке пассажирских перевозок соответственно по классам: особо большого класса - 1,4%, большого - 7,9%, среднего - 9,4%, малого - 16,7% и особо малого - 64,6%.
На территории Краснодарского края остаются неохваченными регулярными маршрутами общественного транспорта 99 населенных пунктов, в которых отсутствует как городское (внутрипоселенческое), так и пригородное автобусное сообщение. В 975 населенных пунктах отсутствует городское (внутрипоселенческое) сообщение регулярными автобусными маршрутами.
Особое значение в сфере перевозок автомобильным транспортом занимают междугородные автобусные перевозки регулярного сообщения, выполняемые 71 юридическим лицом, в том числе 14 государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю, и 133 индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.
В Краснодарском крае перевозка пассажиров осуществляется по 306 графикам движения на 89 межмуниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения и по 365 графикам на 204 межмуниципальных междугородных автобусных маршрутах. При этом государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю, обслуживается 87 графиков движения по межмуниципальным междугородным маршрутам и 32 графика движения по межобластным автобусным маршрутам.
Общее количество автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров по междугородным маршрутам общего пользования в Краснодарском крае, составляет около 1100 единиц. Преимущественно парк автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров по междугородным автобусным маршрутам регулярного сообщения, укомплектован морально устаревшими автобусами.
Таким образом, одной из острейших проблем пассажирского автомобильного транспорта в Краснодарском крае, обслуживающего междугородные автобусные маршруты регулярного сообщения, является изношенность и неэффективность пассажирского подвижного состава, значительная часть которого не соответствует требованиям нормативных документов по перевозке пассажиров, имеет высокие эксплуатационные расходы и не позволяет автотранспортным предприятиям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным транспортом регулярного сообщения, конкурировать на рынке транспортных услуг.
В результате большого износа подвижного состава и недостаточного выделения финансовых средств коэффициент выпуска парка междугородных автобусов составляет 0,658. Из-за частых сходов подвижного состава с линии и длительных простоев автобусов в технически неисправном состоянии срывается большое количество рейсов. Учитывая, что междугородные автобусы предназначены для перевозки пассажиров на значительные расстояния, существующее состояние подвижного состава не обеспечивает быстроту передвижения и комфортные условия для пассажиров.
Большой удельный вес пассажирского транспорта, имеющего длительные сроки эксплуатации, в том числе за пределами установленного моторесурса, не может отвечать в полном объеме требованиям по качеству и безопасности перевозок пассажиров. Кроме того, такие транспортные средства имеют низкую техническую надежность. В существующих транспортных средствах не применяются современные конструктивные решения, направленные на снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (антиблокировочные системы, электронные системы управления, системы встроенной диагностики, средства защиты водителя и пассажиров), а также на повышение класса экологической безопасности автотранспортного средства.
Преодоление сложившейся в системе пассажирских перевозок автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях на территории Краснодарского края ситуации возможно только путем приобретения необходимого для перевозок пассажиров подвижного состава, отвечающего требованиям безопасности и комфортности. При этом в связи с недостаточностью оборотных средств автотранспортных предприятий, выполняющих также социально значимые малорентабельные и убыточные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщениях, приобретение подвижного состава различных классов невозможно без привлечения бюджетных средств.
Актуальность решения проблемы обусловлена также необходимостью формирования положительного имиджа Краснодарского края в связи с его туристической и рекреационной значимостью, подготовкой к проведению XXII Олимпийских зимних игр 2014 года и Чемпионата мира по футболу в 2018 году, так как автомобильным транспортом перевозится значительный объем пассажиров, прибывающих в Краснодарский край, в том числе на побережье Черного и Азовского морей.
Таким образом, основной целью Программы является повышение доступности автомобильного транспортного комплекса для населения края с решением задачи развития пассажирского движения автомобильным транспортом.
В муниципальных образованиях Краснодарского края общая протяженность маршрутной сети троллейбусных линий в однопутном направлении составляет 274,9 км, трамвайных линий - 123,6 км.
Возрастная структура парка транспорта общего пользования организаций всех форм собственности выглядит таким образом, что более 50% троллейбусов эксплуатируются более 15 лет, а 251 единица трамваев из 264 (около 95%) имеет срок службы более 10 лет. Также 43% автобусов эксплуатируется сверх нормативного срока службы.
На городских и пригородных маршрутах в Краснодарском крае в настоящее время работают 1981 и 893 автобуса соответственно, из них более 60% используют дизельное топливо.
Учитывая несовершенство газодизельной системы при эксплуатации автотранспорта, а также невозможность переоборудования дизельных двигателей на использование компримированного природного газа, наиболее перспективным решением является замена автобусов, использующих дизельное и бензиновое топливо, моделями, изначально выпущенными для работы на компримированном природном газе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.