Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Реализация политических прав и свобод
5.1. Право на смену власти через выборы
По данным избирательной комиссии Краснодарского края в Краснодарском крае на 01.01.2012 года численность избирателей, участников референдума зарегистрированных на территории Краснодарского края, составила 3827834 человек.
Согласно информации Управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю, в Краснодарском крае к концу 2012 года было зарегистрировано 34 региональных отделений политических партий, против 7 в 2011 году.
В выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва, которые состоялись 14 октября 2012 года, принимали участие 17 политических объединений:
1. "Коммунисты России в Краснодарском крае";
2. "Региональное отделение Краснодарского края партии "Патриоты России";
3. "РО партия за справедливость! В Краснодарском крае";
4. Региональное отделение "Партии свободных граждан" Краснодарского края;
5. "Краснодарское региональное отделение Партии "Единая Россия";
6. "РО в КК ВПП "Правое дело";
7. "Российская экологическая партия "Зеленые" в Краснодарском крае";
8. "РО в Краснодарском крае ВПП "партия Социальных Сетей";
9. "Краснодарское региональное отделение ЛДПР";
10. Политическая партия "Демократическая партия России";
11. "Яблоко" - Объединенные демократы" Краснодарского края";
12. Политическая партия "Коммунистическая партия социальной справедливости";
13. "Региональное отделение Партии Справедливая Россия Краснодарского края";
14. Краснодарское региональное отделение политической партии "Города России";
15. Всероссийская политическая партия "Социал-демократическая партия России";
16. ККРО "Народная партия "За женщин России";
17. Краснодарское краевое отделение Коммунистической партии Российской Федерации".
В 2012 году на территории Краснодарского края 2 раза проводились выборы: Президента Российской Федерации 4 февраля и депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва 14 октября.
Проведено также 117 компаний выборов в органы местного самоуправления.
За подготовкой и проведением выборов Президента России на территории Краснодарского края следили международные наблюдатели.
Международные наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ Швед Ральф Стефан (США) и Хмеларова Альцбета (Чешская Республика) 15 февраля 2012 года присутствовали на семинаре, проводимом избирательной комиссией Краснодарского края. 18 февраля 2012 года они посетили ТИК Динская, где интересовались вопросами подготовки к выборам, наличием жалоб, обеспечением доступа к участию в голосовании инвалидов и другими вопросами.
17 февраля 2012 года избирком края посетила группа международных наблюдателей от МПА СНГ в составе 5 человек, которая в этот же день ознакомилась с подготовкой к выборам на ИКМО г. Краснодара и УИК N 23-28. Их интересовал широкий круг вопросов избирательного права.
Если по подготовке к выборам Президента Российской Федерации в суды жалоб не поступало, то по выборам депутатов ЗСК судами было рассмотрено 17 жалоб. Из них:
- 1 жалоба (5,8% от общего числа рассмотренных дел) касалось отмены решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидату. Оставлено без удовлетворения;
- 6 заявлений (35,2%) содержали требование отмены решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата. Из них: 2 жалобы оставлены без удовлетворения, по 1 производство прекращено, в 3 случаях краевой суд отменил решения окружных комиссий о регистрации кандидата. В двух случаях кандидаты решения о регистрации, которых были отменены, обжаловали постановление краевого суда в апелляционном порядке в Верховный Суд РФ. Решения краевого суда оставлены в силе;
- 5 дел (29,4%) касались отмены регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам. Из них: 2 заявления окружных избирательных комиссий удовлетворены; по заявлениям кандидатов в 2 случаях суд удовлетворил требования и по 1 обращению - отказал в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидатов. Два кандидата, регистрация которых была отменена, обжаловали решения краевого суда в апелляционном порядке в Верховный Суд РФ. Жалобы оставлены без удовлетворения;
- 3 заявления (17,6%) касались отмены регистрации кандидатов, включенных в зарегистрированные краевые списки кандидатов. Из них 2 заявления избирательного объединения оставлены без удовлетворения; по заявлению избирательной комиссии Краснодарского края регистрация одного кандидата отменена;
- заявление кандидата (5,8%) об отмене постановления избирательной комиссии Краснодарского края об исключении его из зарегистрированного краевого списка кандидатов удовлетворено;
- по заявлению избирателя (5,8%) о признании незаконным бездействия избирательной комиссии Краснодарского края. Производство по делу прекращено.
Кроме этого, Армавирским городским судом было рассмотрено и удовлетворено заявление об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Армавирская о формировании участковой избирательной комиссии. Решение городского суда было обжаловано в Краснодарский краевой суд, жалоба оставлена без удовлетворения.
Заявлений об обжаловании результатов выборов (итогов голосования) в суды не поступало.
Общее количество избирательных споров, по которым суд первой инстанции удовлетворил требования заявителей, составил 10 штук (или 55,5% от общего количества рассмотренных дел).
В апелляционном порядке было обжаловано 6 решений суда первой инстанции, правомерность которых подтверждена во всех 6 случаях:
- в 4 случаях по апелляционным жалобам кандидатов, регистрация которых была отменена, определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации решения Краснодарского краевого суда оставлены в силе;
- в 1 случае частная жалоба на определение краевого суда о прекращении производства по делу оставлена без удовлетворения;
- в 1 случае определением коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда подтверждена правомерность решения Армавирского городского суда.
Из анализа судебной практики, проведенной избирательной комиссией Краснодарского края делается вывод об изменении содержания требований заявлений о
Если в ходе предыдущих избирательных компаний разного уровня большая часть заявлений, поступающих в суд первой инстанции, традиционно была связана с обжалованием решений избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатам (то есть, направлена на приобретение статуса зарегистрированного кандидата), то в ходе выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва большая часть заявлений (14 из 17) связана или с отменой решений окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов, или же с отменой регистрации кандидатов - как баллотирующихся по одномандатным округам, так и включенных в зарегистрированные краевые списки кандидатов (то есть, направлена на лишение приобретенного статуса зарегистрированного кандидата).
В 2012 году Уполномоченный по правам человека продолжил взаимодействие с избирательной комиссией Краснодарского края в рамках закона Краснодарского края от 28.07.2010 г. "О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Краснодарского края, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом". В составе Уполномоченного органа по установлению результатов учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности политических партий, представленных в Законодательном Собрании Краснодарского края, в качестве его члена, принимал участие заместитель Уполномоченного по правам человека.
Заседания уполномоченного органа проводились в течение всего года, ежемесячно, за исключением периодов выборов, что позволяло проводить мониторинг ряда СМИ на предмет помещения информации о политических партиях.
Уполномоченный по правам человека отмечает положительной стороны деятельность избирательной комиссии Краснодарского края по информированию населения о подготовке, ходе и итогах избирательных компаний.
Вся информация размещалась в СМИ, а также в полном объеме на официальном сайте избирательной комиссии Краснодарского края, что давало возможность всем заинтересованным лицам досконально ее изучать и делать для себя необходимые выводы об избирательном процессе в Краснодарском крае.
Информация сайта использована Уполномоченным по правам человека для подготовки данной главы Доклада.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.