Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Общий анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в 2012 году
В 2012 году к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае обратилось 3084 человек. В том числе:
- 1550 - использовали телефон;
- 336 - лично посетили приемную;
- 1198 - письменно, используя почту и "Интернет".
Всего было зарегистрировано 613 письменных обращений (разница между зарегистрированными обращениями и количеством обратившихся состоит в том, что некоторые зарегистрированные обращения подписаны несколькими или многими заявителями).
Из общего числа зарегистрированных обращений, 553 следует классифицировать как жалобы.
Общее количество обратившихся к Уполномоченному по правам человека в сравнении с 2011 годом уменьшилось 5,9%. В абсолютных цифрах это выглядит следующим образом: по телефону обратилось на 370 человек меньше (23,8%), но посетили приемную лично и воспользовались почтой и интернетом больше на 48 человек (16,6%) и 138 человек (26,9%) соответственно.
Зарегистрировано обращений в 2012 году 613, из них 553 жалоб, против 704, из которых 608 жалоб, в 2011 (меньше на 14,8% и 9,9% соответственно).
Обращения поступили из 44 муниципальных образований Краснодарского края.
Наибольшее их количество, как и в предыдущем периоде, было получено из г. Краснодара, Усть-Лабинского района, г. Армавира, г. Новороссийска и г-к. Сочи.
Уполномоченным по правам человека были рассмотрены обращения из 22 субъектов Российской Федерации, общей численностью 52 обращения. Следует отметить, что это самый высокий показатель за все время деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае. В основном, возможность обращения из другого субъекта Российской Федерации к Уполномоченному по правам человека использовали осужденные лица, бывшие жители края.
Так же было получено обращение из Казахстана, касающееся вопросов гражданства.
В 2012 году направлено 745 исходящих документов. Из них по жалобам - 671 (582 ответа заявителям и 89 запросов в государственные органы и другие организации).
Как видно из приведенных цифр, в прошедшем году произошло незначительное снижение количества обратившихся лиц и полученных письменных обращений, в том числе жалоб. Однако, в целом, можно резюмировать, что существенных изменений в количественных показателях не произошло.
Уполномоченный по правам человека, как и прежде, придерживается точки зрения, что количественные показатели обращений не отражают качественную сторону состояния прав человека в Краснодарском крае. Продолжается рост общей осведомленности жителей края о способах защиты прав человека, предпринимаемых действиях органов власти, правоохранительных и иных органов, направленных на обеспечение гарантий реализации прав человека, узнаваемость институтов, действующих в крае в этой сфере, включая и Уполномоченного по правам человека.
Количественный показатель, скорее всего, является одним из составляющих для оценки активности населения и его готовности и способности отстаивать свои права и законные интересы. С его помощью можно также отследить наиболее проблемные вопросы в имеющихся правоотношениях человека и конкретных властных органов. Это дает возможность своевременно и правильно реагировать на дестабилизирующие факторы и оперативно вносить соответствующие коррективы в законодательство и практику его реализации.
В докладе основным количественным показателям являются "зарегистрированные обращения". Это те, которые соответствуют требованиям Закона об Уполномоченном по правам человека и фактически являются материалами для первичной оценки изложенных фактов о нарушении прав человека, по которым в необходимых случаях может проводиться проверка или иное реагирование, ведется делопроизводство.
Уполномоченным по правам человека не исключается, что снижение общего количества обратившихся к нему за прошедший год является следствием совместной работы с обращениями граждан, которая, как известно, ведется не только им самим, но и через приемные органов власти: Президента Российской Федерации, Главы администрации (губернатора) Краснодарского края (районные и межрайонные). На постоянной основе также действует приемная партии "Единая Россия". Ведется прием граждан и некоторыми другими политическими партиями и общественными организациями.
Немаловажным является и то обстоятельство, что количество обращений, не относящихся к компетенции Уполномоченного по правам человека, также уменьшилось (60 против 81 в предыдущем году). В основном это обращения, касающиеся гражданско-правовых споров, а также содержащие различного рода просьбы и мнения.
Продолжается рост общего количества обращений, поступивших с использованием Интернет. Такой способ общения с Уполномоченным по правам человека является прямым следствием распространения информации о способах дистанционного общения с заявителями, его доступностью для большого числа молодых людей и оперативностью получения ответов. Очень многие обращения носят исключительно информационный характер, желание общения и выяснение мнения по тем или иным вопросам и событиям, происходящим в общественной жизни.
Что касается обращений, поступающим по Интернет, то на использование такой возможности гражданами влияет ряд факторов, среди которых полнота представляемой информации, имеющийся уровень технических средств связи и фиксации поступивших материалов, владение компьютером и другое. Зачастую приходилось вступать с обратившимся лицом в переписку для выяснения всех обстоятельств дела, истребовать дополнительные материалы, давать консультации общего характера и прочее.
Закон об Уполномоченном по правам человека предусматривает, что он должен рассматривать исключительно жалобы. Однако, на практике он получает много обращений, не являющихся жалобами, на которые также вынужден реагировать.
Одним из условий, влияющим на характер обращений, являются события, происходящие в стране и в крае.
Учет и анализ поступивших письменных зарегистрированных обращений по объекту (органу) в отношении которых они поданы, с учетом численного показателя к общему количеству, показывает, что наибольшая их часть касается государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц и государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность:
На долю этих объектов приходится 553 (90,2%) зарегистрированных обращений от общего числа поступивших, что является самым большим показателем с начала деятельности института Уполномоченного по правам человека в крае.
Остальные 9,8% касаются широкого спектра общественных отношений в сферах деятельности органов власти всех уровней, включая и не относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека.
Для сравнения, в 2011 году на указанные органы приходилось 89,4% обращений. Тем самым произошел их незначительный рост 0,8%.
Классификация поступивших зарегистрированных обращений по объективной стороне, с учетом их количества, показывает следующее соотношение:
Более детально:
1. Гражданские (личные) права и свободы:
- право на судебную защиту, справедливый и независимый суд - 237;
в том числе:
на неисполнение судебных решений - 31;
нарушение права на судебную защиту - 9;
справедливый суд - 197;
- право на расследование уголовных и административных дел - 98;
- право на гражданство - 22;
- право на содержание под стражей в соответствии с требованиями законодательства - 19;
- право на квалифицированную юридическую помощь - 7;
- свобода от пыток, бесчеловечного обращения и наказания - 7;
- право на свободу и личную неприкосновенность - 8;
- право на свободу передвижения и выбор места жительства - 1;
2. Политические права и свободы:
- право на информацию - 1;
- право на обращения - 1;
- свобода выражения мнения - 2;
3. Социально-экономические права и свободы:
- право на жилище - 51;
в том числе:
дети-сироты, участники Великой Отечественной войны, ветераны - 6;
участники долевого строительства - 8;
другие лица - 37;
- право на медицинскую помощь - 19;
- пенсионное и социальное обеспечение - 20;
в том числе лица, пострадавшие в результате стихии - 6;
- право собственности - 12;
в том числе на землю - 9;
- право на труд, свобода от принудительного труда - 18;
- право на благоприятную окружающую среду и условия проживания - 13;
- право на получение услуг от органов государственной и муниципальной власти - 9;
- право потребителей -3;
- права предпринимателей - 2;
- право на семью - 3.
4. Не относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека:
- гражданско-правовые споры - 20;
- просьбы, анонимные обращения и другие - 18;
- оказание юридических консультаций - 10;
- разное - 11.
Сравнительный анализ полученных за 2011 и 2012 годы обращений показывает об устойчивом и лидирующем их количестве, поданных на деятельность судебной системы. Как и в предыдущие годы, причиной тому может быть ситуационная стагнация, что продиктовано, прежде всего, отсутствием очевидных для граждан изменений по ранее озвученным проблемам в деятельности судов, длящаяся на протяжении последних лет.
В 2012 году имеются следующие тенденции, характеризующие ситуацию.
Как отмечалось выше, на первое место вновь вышли обращения, поданные на нарушения прав судебной системой. Их количество несколько уменьшилось, на 6,6% (38,7% против 45,3%).
В социально-экономической сфере также отмечен рост обращений. Они перешли со второго на третье место, уступив третье место обращениям, касающимся деятельности правоохранительных органов. Их количество увеличилось на 9,6% (30,3% против 20,7%). Основной рост связан с обращениями, поданными на нарушения прав на жилище.
Обращения на правоохранительные и правоприменительные органы в истекшем году несущественно снизились, на 1,2%, (21,2% против 22,4%).
Что касается обращений, не относящихся к компетенции Уполномоченного по правам человека, то тенденция на их снижение продолжилась. Их стало меньше на 1,6% (8,9% против 11,5%).
Эти обращения не остались без ответов Уполномоченного по правам человека, так как во многих из них содержится просьба дать консультацию по вопросу применения и использования механизмов защиты прав человека, в том числе процедуре и порядку обращения в Европейский суд, разъяснить те или иные статьи закона, компетенцию государственных органов и иное.
Подобного рода обращения Уполномоченным по правам человека традиционно воспринимаются как стремление граждан к повышению правовой грамотности и культуры, а также их побуждение к действиям, направленным на отстаивание своих интересов.
Анализируя количество поступивших обращений с учетом их классификации можно сделать следующие выводы.
Так, обращения о нарушении гражданских (личных) прав занимают первое место и составили 64,7% против 65,5% в прошлом году. Это без малого 2/3 всех полученных и зарегистрированных письменных обращений. Их количество обусловлено жалобами на действия судебной системы, а также многочисленными обращениями осужденных, обвиняемых, подозреваемых на судебные постановления и следственные органы. Этих обращений получено 216 или 35,2% (более трети их всех зарегистрированных обращений), среди которых обращения осужденных составляют 163 и 53 подозреваемых и обвиняемых.
Обращения, касающиеся нарушений социальных прав, составляют третью часть (30,3%), что почти в два раза меньше обращений о нарушении гражданских прав.
Если сравнивать эти два показателя, то, возможно, причиной столь большой разницы в цифрах может быть то, что благосостояние граждан за последние годы улучшилось, а, кроме того, сама система защиты прав предполагает обращение в суд. Подтверждением тому служит и судебная статистика, согласно которой, за последний период увеличилось количество судебных дел, что, в свою очередь, также может являться прямым следствием возрастания жалоб на действие судебной системы.
Что касается политических прав, то статистические показатели не столь значительны, они на уровне погрешности (0,7%). Возможно, что на данном этапе политические права для жителей края не являются столь актуальными, как другие. Кроме того, органам власти удалось в значительной мере улучшить информирование населения и наладить предоставление услуг, что сказалось на обращениях в адрес Уполномоченного по правам человека с жалобами в этой сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.