Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10. Выводы, вытекающие из Доклада, и предложения по обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека гражданина в Краснодарском крае
10.1. Выводы, вытекающие из Доклада
В 2012 году в крае по большинству социально-экономических показателей сохраняется положительная динамика развития.
За девять месяцев текущего года доходы консолидированного бюджета края (с учётом безвозмездных поступлений) достигли 176,2 млрд. рублей или 106,3% к аналогичному периоду предыдущего года. Расходы профинансированы в сумме 180,0 млрд. рублей, что составляет 133,2% к объемам 9 месяцев 2011 года.
Социально-культурная сфера по-прежнему остается приоритетным направлением расходования средств, на эти цели из бюджета края направлено почти 60% расходов или 107,1 млрд. рублей.
Всего в 2012 году на территории Краснодарского края 2 раза проводились выборы: Президента Российской Федерации 4 февраля и депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва 14 октября.
Проведено также 117 избирательных кампаний в органы местного самоуправления.
Наибольший интерес из них вызвали выборы депутатов ЗСК, которые проводились впервые по смешанной избирательной системе. Избирались 100 депутатов: 50 по краевым спискам, выдвинутым избирательными объединениями и 50 - по мажоритарным одномандатным избирательным округам.
В парламент прошли представители 2 политических партий: "Единая Россия" в количестве 95 человек и КПРФ в количестве 5 человек.
По данным Управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю в Краснодарском крае к концу 2012 года, было зарегистрировано 34 региональных отделений политических партий.
В голосовании по выборам депутатов ЗСК пятого созыва приняли участие 17 избирательных объединений.
Прошедший 2012 год отмечен стихийными бедствиями для жителей Краснодарского края, в результате которых имели место человеческие жертвы, масштабные разрушения, потери имущества.
Самая большая катастрофа, в виде наводнения, произошла в городе-курорте Геленджике, городе-герое Новороссийске, Крымском районе Краснодарского края. Больше всего пострадал Крымский район в ночь с 6 на 7 июля 2012 года.
Органами власти всех уровней была проделана огромная работа по ликвидации последствий наводнения, а также обеспечения гарантий социальных прав жителей пострадавших от этого стихийного бедствия.
Уровень взаимодействия Уполномоченного с органами государственной и муниципальной власти в прошедшем году в целом оставался высоким. Это позволило эффективно и в установленные сроки рассматривать обращения жителей края и в необходимых случаях оперативно принимать решения. Однако, имели место и некоторые недочеты в части своевременности и полноты направления ответов на запросы Уполномоченного по правам человека, как, например, со стороны муниципальных образований Апшеронский и Темрюкский районы, и некоторых других.
По данным Управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю, по состоянию на 01.01.2013 года в крае зарегистрировано 6977 (6805 в 2011 г.) некоммерческих организаций (НКО). В том числе: 3653 общественных объединений, 728 религиозных объединений, 2562 иных, 34 партии.
Как и в предыдущие годы, в 2012 году активность некоммерческого (третьего) сектора продолжала падать. Она сводилась к проведению отдельных мероприятий в рамках основных уставных задач, а также полученного грантового финансирования отдельных проектов.
Наиболее заметными были организации ветеранов, инвалидов, молодежные, позиционирующие себя сторонниками политических партий, профессиональные и корпоративные союзы им подобные.
В 2012 году к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае обратилось 3084 человек. Зарегистрировано 613 письменных обращений. Из общего числа зарегистрированных обращений, 553 следует классифицировать как жалобы.
Общее количество обратившихся к Уполномоченному по правам человека в сравнении с 2011 годом уменьшилось 5,9%. Обращения поступили из 44 муниципальных образований Краснодарского края. Были также рассмотрены обращения из 22 субъектов Российской Федерации, общей численностью 52 обращения.
В 2012 году направлено 745 исходящих документов. Из них по жалобам - 671 (582 ответа заявителям и 89 запросов в государственные органы и другие организации).
Как видно из приведенных цифр, в прошедшем году произошло незначительное снижение количества обратившихся лиц и полученных письменных обращений, в том числе жалоб. Однако в целом можно резюмировать, что существенных изменений в количественных показателях не произошло.
В целом в Краснодарском крае обеспечиваются гарантии реализации гражданских прав и свобод лицами, находящимися на территории края, имеются необходимые условия для их совершенствования.
Учет и анализ поступивших письменных, зарегистрированных обращений по объекту (органу) в отношении которых они поданы, с учетом численного показателя к общему количеству, показывает, что наибольшая их часть касается государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц и государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность:
А). В системе правосудия и организации деятельности судебной системы - 38,7%;
Б). В экономической и социальной (социально-экономической) сферах - 30,3%;
В). В системе правоохранительных и правоприменительных органов - 21,2%;
На долю этих объектов приходится 553 (90,2%) зарегистрированных обращений от общего числа поступивших, что является самым большим показателем с начала деятельности института Уполномоченного по правам человека в крае.
Остальные 9,8% касаются широкого спектра общественных отношений в сферах деятельности органов власти всех уровней, включая и не относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека.
Проведенная ниже классификация поступивших зарегистрированных обращений по объективной стороне, с учетом их количества, показывает следующее соотношение:
А). О нарушении гражданских (личных) прав - 396 (64,7%);
Б). О нарушении социальных прав - 150 (24,7%);
В). О нарушении политических прав - 4 (0,7%);
Г). Вне компетенции Уполномоченного по правам человека - 60 (9,8%).
Сравнительный анализ полученных за 2011 и 2012 годы обращений показывает об устойчивом и лидирующем их количестве, поданных на деятельность судебной системы. Как и в предыдущие годы, причиной тому может быть ситуационная стагнация, что продиктовано, прежде всего, отсутствием очевидных для граждан изменений по ранее озвученным проблемам в деятельности судов, длящаяся на протяжении последних лет.
В 2012 году имеются следующие тенденции, характеризующие ситуацию.
Как отмечалось выше, на первое место вновь вышли обращения, поданные на нарушения прав судебной системой. Их количество несколько уменьшилось, на 6,6% (38,7% против 45,3%).
В социально-экономической сфере также отмечен рост обращений. Они перешли со второго на третье место, уступив третье место обращениям, касающимся деятельности правоохранительных органов. Их количество увеличилось на 9,6% (30,3% против 20,7%). Основной рост связан с обращениями, поданными на нарушения прав на жилище.
Обращения на правоохранительные и правоприменительные органы в истекшем году несущественно снизились, на 1,2%, (21,2% против 22,4%).
Что касается обращений, не относящихся к компетенции Уполномоченного по правам человека, то тенденция на их снижение продолжилась. Их стало меньше на 1,6% (8,9% против 11,5%).
Эти обращения не остались без ответов Уполномоченного по правам человека, так как во многих из них содержится просьба дать консультацию по вопросу применения и использования механизмов защиты прав человека, в том числе процедуре и порядку обращения в Европейский суд, разъяснить те или иные статьи закона, компетенцию государственных органов и иное.
Подобного рода обращения Уполномоченным по правам человека традиционно воспринимаются как стремление граждан к повышению правовой грамотности и культуры, а также их побуждение к действиям, направленным на отстаивание своих интересов.
Анализируя количество поступивших обращений с учетом их классификации можно сделать следующие выводы.
Так, обращения о нарушении гражданских (личных) прав занимают первое место и составили 64,7% против 65,5% в прошлом году. Это без малого 2/3 всех полученных и зарегистрированных письменных обращений. Их количество обусловлено жалобами на действия судебной системы, а также многочисленными обращениями осужденных, обвиняемых, подозреваемых на судебные постановления и следственные органы. Этих обращений получено 216 или 35,2% (более трети их всех зарегистрированных обращений), среди которых обращения осужденных составляют 163 и 53 подозреваемых и обвиняемых.
Обращения, касающиеся нарушений социальных прав, составляют третью часть (30,3%), что почти в два раза меньше обращений о нарушении гражданских прав.
Если сравнивать эти два показателя, то, возможно, причиной столь большой разницы в цифрах может быть то, что благосостояние граждан за последние годы улучшилось, а, кроме того, сама система защиты прав предполагает обращение в суд. Подтверждением тому служит и судебная статистика, согласно которой, за последний период увеличилось количество судебных дел, что, в свою очередь, также может являться прямым следствием возрастания жалоб на действие судебной системы.
Что касается политических прав, то статистические показатели не столь значительны, они на уровне погрешности (0,7%). Возможно, что на данном этапе, политические права для жителей края не являются столь актуальными, как другие. Кроме того, органам власти удалось в значительной мере улучшить информирование населения и наладить предоставление услуг, что сказалось на обращениях в адрес Уполномоченного по правам человека с жалобами в этой сфере.
В прошедшем году деятельность Уполномоченного по правам человека по правовому просвещению продолжала осуществляться в рамках ранее установившихся партнерских отношений с высшими учебными заведениями, рассмотрения обращений заявителей и личного общения с ними, проведения совместных мероприятий с общественными объединениями, участия в деятельности Общественных Советов при правоохранительных органах, издательской деятельности, взаимодействия со СМИ и другим направлениям.
Необходимо отметить, что на количество и качество проведенных мероприятий оказывал сдерживающее влияние ресурс аппарата, который, к сожалению, весьма ограничен.
В прошедшем 2012 году Уполномоченный по правам человека традиционно взаимодействовал с Европейским институтом Омбудсмена (ЕИО) на уровне участия в совместных мероприятиях и обмена информацией по наиболее важным проблемам развития института Уполномоченного по правам в России.
Институт Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае является коллективным действительным членом этой признанной международной неправительственной организации.
Дальнейшее развитие получили отношения, сложившиеся в рамках взаимодействия с Уполномоченными по правам человека стран СНГ.
Уполномоченным по правам человека поддерживалась постоянная связь с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и со всеми Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации. По состоянию на конец декабря 2012 года, региональные Уполномоченные по правам человека действовали в 69 субъектах Российской Федерации.
10.2. Предложения Уполномоченного по правам человека по обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае
Для обеспечения гарантий соблюдения прав человека и гражданина в Краснодарском крае Уполномоченный по правам человека считает необходимым сделать в первоочередном порядке:
1. Органам министерств и ведомств федерального уровня, осуществляющим деятельность на территории края, больше внимания уделять работе с обращениями граждан, не допуская формализма, пропуска сроков, непринятия решений по существу жалоб.
2. Развивать общественный контроль за счет активизации деятельности общественных и консультативных советов, материальной и финансовой поддержки Общественной наблюдательной комиссии края, создания новых общественных структур при органах власти с целью расширения участия общественности в делах государства и муниципальных образований.
3. Обеспечивать прозрачность в деятельности судебной системы за счет информирования населения о принимаемых судебных постановлениях, кадровом подборе и назначении на вакантные должности, включения в состав квалификационных коллегий судей не формальных представителей общественности, другими способами.
4. Создавать условия для доступа граждан к информации и услугам. Обеспечивать прозрачность деятельности, особенно в сфере принятия решений, что является необходимым условием в деле противодействия коррупции.
5. Продолжить работу по правовому просвещению граждан. Принять необходимые законодательные акты с целью организации системы бесплатной юридической помощи населению.
6. Содействовать развитию некоммерческих организаций, прежде всего за счет увеличение грантовой поддержки общественных объединений, занятых в публичной сфере деятельности, создания системы государственного и муниципального заказа социальных услуг для категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке и помощи.
7. Обеспечить необходимые условия для дальнейшего развития института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и эффективной его деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.