Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Практика взаимодействия Уполномоченного по правам человека с органами государственной и муниципальной власти, правоохранительными и иными ведомствами
Уполномоченный по правам человека и его аппарат, являясь государственным органом, строил свою работу в 2012 году во взаимодействии с федеральными министерствами и ведомствами, органами государственной власти края, муниципальными образованиями.
Бесспорным лидером в вопросах взаимодействия, как и прежде, были органы федеральной и краевой власти, осуществляющие деятельность в социальной сфере.
Прежде всего, это органы социальной защиты населения, отделения пенсионного фонда, здравоохранения и некоторые другие. Жалобы, которые поступали к Уполномоченному по правам человека, как правило, весьма специфичны и требовали специальных познаний. В некоторых случаях оспаривались пенсионные начисления, суммы компенсаций и социальных выплат, ставились под сомнение выводы медико-социальных экспертиз и другое. Были жалобы и на действия должностных лиц некоторых подразделений, осуществляющих деятельность в районах края.
Как правило, такие обращения рассматривались с учетом мнения министерств и ведомств краевого уровня, что позволяло принимать решения об обоснованности жалоб и оказывать содействие заявителям в разрешении возникших ситуаций. Надо отдать должное, сотрудники этих ведомств, в ходе рассмотрения спорных вопросов, проявляли корректное и терпеливое отношение к заявителям.
Большое количество обращений, поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека, связано с деятельностью правоохранительных органов. Все они разные по содержанию и требуют различных форм реагирования. Без тесного взаимодействия с руководством правоохранительных и иных силовых структур, рассмотрение жалоб было бы затруднительным.
Согласно статистике, большое количество обращений граждан связано именно с деятельностью Управления федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю (УФСИН), Следственного управления Следственного комитета по Краснодарскому краю (СУСК) и Главного управления МВД России по Краснодарскому краю (ГУ МВД). Это вовсе не означает, что в обращениях обжалуются только действия ведомств и их должностных лиц. Как правило, их спектр весьма широкий. Рассмотрение таких обращений невозможно без участия и помощи должностных лиц этих структур.
Содействуя заявителям, Уполномоченный по правам человека постоянно взаимодействует с правоохранительными органами на различных уровнях. Например, так сложилось на практике, что Уполномоченный по правам человека напрямую обращается в учреждения системы УФСИН, периодически посещает колонии, лично знаком с их руководством. Многие жалобы, поступающие от заявителей, которые проживают в крае, рассматриваются с участием начальников полиции или прокуроров на местах.
Тесные отношения установились с руководством самого УФСИН. Фактически не существует вопросов, которые вызвали бы затруднения в их решении, при обращении Уполномоченного по правам человека в рамках двухсторонних партнерских отношений.
Развитию этих отношений способствует и прокуратура Краснодарского края, и лично прокурор края. Наглядным примером может служить участие Уполномоченного по правам человека в межведомственном совещании по проблемам Белореченской воспитательной колонии и исправительных учреждений, организованном прокуратурой края, состоявшемся в исправительной колонии N 4 в г. Армавире.
В ноябре 2011 года также состоялось межведомственное совещание по вопросам соблюдения требований закона при привлечении осужденных к труду в учреждениях УФСИН, организованное прокуратурой края, в работе которого принял участие и Уполномоченный по правам человека.
Взаимодействие получило дальнейшее развитие. Был составлен согласованный совместный график посещения исполнительных учреждений в крае, который неукоснительно выполняется. Уполномоченный по правам человека имеет возможность в тесном контакте с работниками прокуратуры контролировать осуществление прав осужденных на предмет условий их содержания, оперативно реагировать на обращения, быть в курсе различных событий и новшеств в ведомстве.
К сожалению, не так активно, как должно было быть, развивалось взаимодействие с новым руководством ГУ МВД по Краснодарскому краю. Возможно, что причиной тому послужили многочисленные задачи, которые пришлось решать ведомству в ходе проводимой реформы.
Вместе с тем, взаимодействие продолжались на уровне отдельных руководителей подразделений управления, а также территориальных подразделений при рассмотрении жалоб жителей края.
Наиболее тесно Уполномоченный по правам человека сотрудничал с подразделениями, обеспечивающими общественный порядок и, особенно, организующими деятельность специальных учреждений. Он регулярно присутствовал на ежеквартальных совещаниях по подведению итогов их деятельности, на которых выступал с информацией о полученных жалобах и принятых решениях.
Были и отмечены и негативные моменты. Так, Уполномоченный по правам человека регулярно получал жалобы, в которых граждане жаловались на деятельность сотрудников патрульно-постовой службы, участковых, органов дознания. Наибольшее и количество касалось отделов МВД во внутригородских округах города Краснодара и, в частности, в Карасунском округе. Попытки наладить взаимодействие с руководством данного отдела не всегда были успешными. На свои запросы Уполномоченный по правам человека получал не всегда полную информацию, имели место нарушения сроков ответа, что недопустимо в переписке государственных органов, тем более когда это касается жалоб граждан. Не всегда были понятными действия и, в частности, предпринятые меры для проверки жалоб и устранения фактов нарушения прав заявителей.
Уполномоченный по правам человека вынужден был обратиться к начальнику УМВД России по городу Краснодару с просьбой вмешаться в ситуацию.
В прошедшем году продолжилась практика взаимодействия Уполномоченного по человека с Управлением Министерства юстиции по Краснодарскому краю в рамках подписанного ранее двухстороннего соглашения. Прежде всего, оно касалось обмена информацией. Уполномоченный дважды участвовал в мониторинге правового применения, проводимом Минюстом Российской Федерации. Им направлялась информация о пробелах правового регулирования в части организации и деятельности Общественной наблюдательной комиссии края (ОНК) на основании Федерального закона от 10.06.2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания", а также выполнения Постановления Правительства РФ от 14 января 2012 года N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", которым утверждены "Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" и Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений и ряд форм документов.
Традиционно Уполномоченный по правам человека направлял информацию в Минюст России в рамках мониторинга и обобщения практики об уровне его взаимодействия с УФСИН по Краснодарскому краю, которое им оценивается как положительное.
Важную миссию выполнял Координационный Совет Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю, состав которого представлен первыми лицами силовых структур, входящих в Министерство юстиции России. Уполномоченный по правам человека участвовал в заседаниях Координационного Совета в качестве его постоянного члена.
Координационный Совет является площадкой для обмена мнениями по широкому кругу вопросов, в том числе обсуждаются вопросы прав человека. Координационный Совет принимает решения о согласованных совместных действиях ведомств для улучшения ситуации. В его работе также принимали участие руководители некоторых других государственных структур.
О том, что Координационному Совету придает важное значение руководство Минюста России свидетельствует проведенное в Краснодаре совместное заседание Координационных Советов Южного федерального округа в ноябре 2012 года с участием заместителя Министра юстиции России Алханова А.Д.
На заседании были рассмотрены важные вопросы, направленные на совершенствование мер и форм осуществления полномочий Минюста России по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, а также взаимодействия с институтами гражданского общества, осуществляющими общественный контроль уголовно-исполнительной системы.
Как и прежде, динамично развивались связи Уполномоченного по правам человека со Следственным управлением Следственного комитета по Краснодарскому краю. Как правило, они осуществлялись в рамках обмена информацией и участия в совместных мероприятиях.
Поддерживались постоянные рабочие контакты с Управлением службы судебных приставов по Краснодарскому краю (УССП), Управлением федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (УФМС). Уполномоченный по правам человека регулярно участвовал в итоговых мероприятиях данных федеральных служб, обращался в данные органы в интересах заявителей, обменивался информацией, представляющей взаимный интерес.
Вместе с тем, при осуществлении своих функциональных задач Уполномоченный по правам человека столкнулся с некоторыми сложностями получения необходимой информации в подразделениях УССП. Несколько обращений по этому поводу непосредственно к руководству УСПП пока не принесло должного результата: волокита и задержка с ответами продолжает иметь место.
В прошедшем году продолжалось взаимодействие Уполномоченного по правам человека с Законодательным Собранием Краснодарского края. Связующим звеном, как и прежде, был Комитет по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Законодательного Собрания края.
Как правило, взаимодействие осуществляется за счет участия в мероприятиях, организуемых ЗСК и его комитетами, а также отдельными депутатами в рассмотрении обращений и жалоб.
Важным мероприятием для Уполномоченного по правам человека является ознакомление с Докладом о его деятельности в ЗСК, а также его обсуждение. Так, например, Уполномоченный по правам человека представил свой доклад в Комитете по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан, а затем на сессии ЗСК. Состоялась встреча и обсуждение его положений и выводов с Советом молодых депутатов.
В ходе осуществления задач Уполномоченный по правам человека взаимодействовал с органами исполнительной власти края. Наиболее тесно осуществлялись контакты с администрацией Краснодарского края.
Уполномоченный по правам человека продолжал оставаться постоянным членом Комиссии по вопросам гендерного равенства в Краснодарском крае, которую возглавляет один из заместителей главы администрации края, и которая объединяет представителей всех служб так называемого "социального блока" исполнительной власти края.
Вместе с тем, наряду с положительными достижениями имели место некоторые недостатки взаимодействия с подразделениями материально-технического обеспечения администрации края в вопросах организации деятельности Уполномоченного по правам человека и его аппарата как государственного органа края. Проблема носит уже затяжной характер на протяжении продолжительного времени.
Осталась не решенной проблема нехватки служебных помещений для сотрудников аппарата исходя из его штатной структуры. В начале 2012 года Уполномоченный по правам человека предпринял очередную попытку для ее разрешения и обратился к первому заместителю главы администрации (губернатора) Краснодарского края. К сожалению, рабочие кабинеты, находящиеся в помещении офиса Уполномоченного по правам человека, были вновь распределены депутату Государственной Думы ФС РФ, который фактически ими не пользуется.
Уполномоченный по правам человека положительно оценивает взаимодействие с муниципальными органами власти за прошедший год. Им велась переписка практически со всеми муниципальными образованиями края. Особо следует отметить уровень взаимодействия с муниципальными органами муниципальных образований г. Краснодар, г-к. Сочи, г-г. Новороссийск и некоторыми другими.
Как итог вышеизложенному, следует отметить, что уровень взаимодействия Уполномоченного с органами государственной и муниципальной власти в прошедшем году в целом оставался высоким. Это позволило эффективно и в установленные сроки рассматривать обращения жителей края и в необходимых случаях оперативно принимать решения. Однако, имели место и некоторые недочеты в части своевременности и полноты направления ответов на запросы Уполномоченного по правам человека, как, например, со стороны муниципальных образований Апшеронский и Темрюкский районы, и некоторых других.
Всего за 2012 год нарушили сроки предоставления информации Уполномоченному по правам человека или ответов на его запросы 21 орган федерального, краевого и муниципального уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.