Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Партнерство и взаимодействие Уполномоченного по правам человека с некоммерческими организациями, Общественными советами и Общественной наблюдательной комиссией Краснодарского края
По данным Управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю, по состоянию на 01.01.2013 года в крае зарегистрировано 6977 (6805 в 2011 г.) некоммерческих организаций (НКО), В том числе: 3653 общественных объединений, 728 религиозных объединений, 2562 иных, 34 партии.
Как и в предыдущие годы, в 2012 году активность некоммерческого (третьего) сектора продолжала падать. Она сводилась к проведению отдельных мероприятий в рамках основных уставных задач, а также полученного грантового финансирования отдельных проектов.
Наиболее заметными были организации ветеранов, инвалидов, молодежные, позиционирующие себя сторонниками политических партий, профессиональные и корпоративные союзы им подобные. Иными словами, все те, кто потенциально рассматривается как имеющие электоральный потенциал. Соответственно, с учетом данного фактора проводилось их финансирование по различным бюджетным программам и из иных источников.
Что касается других НКО социальной направленности, действующих в сфере публичных отношений, осуществляющих защиту прав человека, оказывающих благотворительную помощь и аналогичных им, то их деятельность либо вообще прекратилась, либо носила эпизодический характер.
Как и прежде, главными причинами продолжающегося падения активности уставной деятельности НКО является отсутствие материальной базы и четкой, внятной государственной политики в отношении их места и роли в современном общественном процессе. Это, в свою очередь, приводит к радикализации и росту протестной деятельности некоторых из них, что подтверждается различного рода акциями, в том числе и массового публичного характера.
Некоторые НКО окончательно встали на путь политической деятельности, а их лидеры стали позиционировать себя и публично подчеркивать свое членство в аппозиционных власти политических партиях. Примером может быть "Межрегиональная природоохранная и правозащитная благотворительная общественная организация (МППБОО) "Экологическая Вахта по Северному Кавказу".
В числе тех, кто все же осуществлял деятельность, можно отметить: Краснодарскую краевую общественную организацию выпускников российских вузов, Краснодарскую региональную общественную организацию "Южный региональный ресурсный центр" (ЮРРЦ), Краснодарскую краевую общественную организацию "Антикоррупционный консорциум", Краснодарскую краевую общественную организацию "Матери в защиту прав задержанных, подследственных и осужденных", Краснодарскую краевую правозащитную общественную организацию "Гражданский ГОЛОС" и некоторые другие.
В 2012 году бесспорными лидерами третьего сектора в крае являлись ЮРРЦ, ККОО выпускников российских вузов, ККОО "Антикоррупционный консорциум".
ЮРРЦ осуществляет свою деятельность в составе сети из 11 НКО, действующих на Северном Кавказе. В 2012 году им реализовывалось несколько программ, среди которых: "Проект "Правовая помощь мигрантам Краснодарского края", "Построение мира", "Продвижение и защита интересов НКО на Северном Кавказе", "Решение проблем местных сообществ в совместной деятельности некоммерческих организаций и органов власти" и некоторые другие.
Программа "Построение мира", грантовую поддержку которой на конкурсной основе оказала администрация Краснодарского края, стала победителем IV Всероссийского фестиваля социальных программ "Содействие", который был поддержан Минэкономразвития России и Общественной Палатой Российской Федерации.
В целом можно отметить, что ЮРРЦ в прошедшем году наиболее активно осуществлял свою деятельность по проблемам миграции и активизации гражданских инициатив, традиционно оказывая ресурсную и методическую помощь и поддержку другим НКО Северо-Кавказского региона.
Им издавались ежемесячная газета "Новая реальность", тематические и методические брошюры по направлениям деятельности.
ККОО выпускников российских вузов реализовала проект "Общественный мониторинг правоприменения законодательства в сфере гражданского участия в управлении делами государства и противодействию коррупции в Краснодарском крае", который был поддержан Уполномоченным по правам человека и Программой "Матра" Посольства Королевства Нидерландов в Москве.
Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае также был поддержан проект "Общественная кампания по повышению осведомленности населения Краснодарского края в области борьбы с коррупцией", разработанный Краснодарской краевой общественной организацией "Антикоррупционный консорциум".
Данный проект особенно ценен, так как он направлен на гражданское просвещение и обучение представителей общественных организаций и граждан, занимающих активную гражданскую позицию в местном сообществе, правовым основам и практике осуществления общественного контроля и участия граждан в управлении делами государства и противодействии коррупции, вовлечение граждан в активную деятельность по формированию нетерпимости в отношении коррупции, создание и поддержка широкой антикоррупционной общественной коалиции, проведение информационных, просветительских и публичных акций в 30 городах и районах Краснодарского края. Проект также включает в себя общественный мониторинг правового применения Федеральных законов на территории Краснодарского края, касающихся доступа к информации, деятельности государственных органов и участия граждан в бюджетном процессе, а также распространения его результатов в местном сообществе, выработка рекомендаций органами власти по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики антикоррупционных законов.
Логичным продолжением проекта стал состоявшийся 20 декабря 2012 года, уже VI по счету, Антикоррупционный форум с участием представителей общественности края.
Впервые были поставлены вопросы об общественном контроле использования бюджетных ассигнований бюджета Краснодарского края в сфере гражданского участия. Форум традиционно рассмотрел тему о взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции в Краснодарском крае.
К сожалению, на состоявшемся Антикоррупционном форуме довольно скромно были представлены органы краевой и муниципальной власти, осуществляющие свою деятельность в сфере бюджетного процесса и противодействия коррупции, а также те, в чьи обязанность входит организация взаимодействия с общественными объединениями.
В крае разработаны и действуют несколько долгосрочных целевых программ по финансированию третьего сектора: поддержка соотечественников за рубежом, утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.04.2010 года N 297, "Кубань и великие победы России", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.02.2010 года N 61, ведомственная целевая программа государственной поддержки некоммерческих организаций и содействия развитию гражданского общества на 2011 и 2012 годы, утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2003 г. N 220, и некоторые другие.
Основополагающим документом, определяющим порядок распределения бюджетных средств среди некоммерческого сектора, является постановление главы администрации Краснодарского края (губернатора) от 05.03.2003 г. N 220 "О грантах администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ общественных объединений". Постановлением предусматривается организация и проведение конкурса грантов. Для этой цели сформирована специальная комиссия в составе представителей исполнительной власти и лиц, не замещающих должности государственной гражданской службы, которая распределила около 56 млн. рублей.
Как и прежде, сама процедура проведения конкурса, критерии отбора победителей были недостаточно прозрачными. Нет полной информации о содержании проектов, критериях отбора победителей, обоснования принятых решений о победе тех или иных организаций. В составе конкурсной комиссии нет независимых наблюдателей и экспертов.
Результаты выполненных проектов не размещаются в свободном доступе для ознакомления с ними всех желающих, оценки достигнутых результатов, изучения и применения опыта.
Судя по опубликованным на сайте администрации края результатам конкурса, победителями стали 39 общественных объединений. Основными потребителями программ являются Краснодарская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, включая её районные и городские отделения (более 30 млн. руб), организации инвалидов боевых действий, молодежные организации, профессиональные объединения, НКО, действующие в сфере культуры, восстановления исторических памятников и храмов, соотечественников за рубежом и другие. Минимальный грант составил 100 тыс. рублей. Есть общественные организации, которые получили два гранта.
Если учесть, что основные победители, получающие порядка 60 - 80% бюджетных средств повторяются их года в год, то подобное распределение бюджетных средств вряд ли можно назвать конкурсным. Фактически, используя процедуру состязательности, происходит финансирование ранее выбранных НКО. Среди грантополучателей также организации, чьи представители вошли в конкурсную комиссию.
В 2012 году происходило финансирование НКО и за счет федерального бюджета в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 года N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям". Порядок получения поддержки был определен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 года N 872 "О субсидиях (грантах) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций", которым утверждено положение и состав комиссии по проведению конкурса.
Как и в случае с распределением бюджетных средств края, процедура отбора победителей конкурса была не прозрачная. Комиссия по проведению конкурса состояла исключительно из лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы или руководителей государственных учреждений. Полностью отсутствовали независимые эксперты и возможность ознакомления с заявками, предоставленными на конкурс, для широкого круга лиц.
Несмотря на то, что в положении о субсидиях (гранах) был изложен довольно детальный механизм признания победителей, что было также предусмотрено постановлением Правительства РФ N 713, тем не менее, результаты конкурса мало чем отличались от краевого. Вместе с тем, положительным моментом явились публикации большинства отчетов НКО, победителей конкурса, на сайте Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Согласно распоряжению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.10.2012 г. N 948-р "О предоставлении субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций" было распределено 30211 тыс. рублей среди 47 НКО. Основным получателем финансовых средств стала Краснодарская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (более 5350 тыс. руб.) и ее районные отделения (около 2300 тыс. руб.). Другие ветеранские и профсоюзные организации получили около 1500 тыс. руб., организации инвалидов - более 2 млн. рублей.
В числе победителей с наибольшими суммами также: Краснодарская региональная просветительская общественная организация "Общество "Знание" (два гранта на общую сумму более 2100 тыс. руб.), Краснодарское краевое отделение Международного общественного фонда "Российский фонд мира" (1500 тыс. руб.), Краснодарское краевое отделение Общероссийской организации "Российский Красный Крест" (два гранта на сумму 1200 тыс. руб.) и некоторые другие.
Таким образом, порядка 10 НКО получили более 50% всей суммы гранта. Среди победителей, как минимум, 13 из 24 членов Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (около трети всей суммы гранта). Очевидно, что оставшиеся победители, около 20 - 25 НКО, могли претендовать только на сумму, в среднем, от 200 до 500 тыс. руб.
Неудивительно, что существующий порядок поддержки НКО стал предметом рассмотрения участниками прошедшего VI Антикоррупционного форума. Выступающие подвергли критике подобную практику.
Уполномоченный по правам человека является приверженцем общественного контроля, в том числе и в местах содержания под стражей лиц, подозреваемых, обвиняемых, осужденных.
Согласно Закону Российской Федерации от 10.06.2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в Краснодарском крае Общественной Палатой Российской Федерации создана Общественная наблюдательная комиссия Краснодарского края (ОНК). Второй ее созыв наделен полномочиями с декабря 2010 года. В его составе 20 наблюдателей, максимальное количество, разрешенное законом, основу которых составили члены ОНК первого созыва. С момента начала деятельности и по настоящее время председателем ОНК является Идрисов Э.З.
В соответствии со ст. 15 одной из основных форм деятельности ОНК является "взаимодействие с Уполномоченным по правам человека" и "направление ему материалов по итогам осуществления общественного контроля".
К сожалению, взаимодействие с Уполномоченным по правам человека осуществляется только на уровне отдельных членов ОНК, общей численность около трети всего ее состава. Руководством ОНК доклады, информационные сообщения о проведенных мероприятиях, акты о выявленных нарушениях и прочие документы о деятельности ОНК Уполномоченному по правам человека в 2012 году не направлялись. Совместные мероприятия не планировались и инициативы об их проведении не поступало.
Как и прежде, основными проблемами ОНК остаются: отсутствие источников финансирования и материально-технического обеспечения деятельности для осуществления поездок, найма помещения, приобретения элементарной офисной техники и т.д.; законодательные пробелы: нет конкретизации организационного статуса ОНК и правомочий его исполнительного органа; кадровые проблемы, начиная от организации подбора, обучения и заканчивая менеджментом.
Уполномоченный по правам человека взаимодействует с НКО как непосредственно, в процессе двухсторонних отношений, участия в мероприятиях друг друга, поддержке проектов, так и в результате совместной работы в Общественных Советах, образованных при различных ведомствах так называемого "силового блока".
В 2012 году Уполномоченный по правам человека участвовал сам и имел своего представителя в Общественных Советах при Управлении Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю (УФСИН), Управлении Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю (УФМС), Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю (УФССП), Следственного управления Следственного комитета России по Краснодарскому краю (СУСК).
К сожалению, работу Общественных Советов в прошедшем году нельзя назвать активной и эффективной, за исключением некоторых. В целом, можно констатировать, что их активность продолжает падать, несмотря на то, что ряд новых Федеральных законов, регулирующих деятельность, прежде всего правоохранительных органов, прямо предписывает необходимость их создания, а также наделяет их правом общественного контроля.
Стабильно работал Общественный Совет при УФМС, которым было рассмотрено ряд вопросов, связанных с деятельностью УФМС и миграционной политикой, приняты некоторые рекомендации и предложения. Проводились не только заседания. Члены Общественного Совета участвовали во многих мероприятиях в рамках деятельности УФМС. Инновационным является участие членов Общественного совета в обсуждении кандидатур при назначении на должности.
Конечно, бесспорным и определяющим в активном участии Общественного Совета в жизни УФМС является позиция и понимание руководства УФМС и лично руководителя управления Семенякина И.А. необходимости взаимодействия с общественностью, роли общественности в выработке миграционной политики и общественного контроля ее практического применения в крае.
Планово работал Общественный Совет при СУ СК. Очевидным было стремление руководства информировать общественность о своей деятельности и получать от них обратную реакцию с ее оценкой.
Потеряли темп своего участия в жизни и деятельности ведомств Общественные Советы при УФСИН и ГУ МВД. Вместе с тем, их роль весьма важна, особенно на этапе реформирования этих служб. Например, вряд ли можно назвать успешным выполнение Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", при отсутствии системы общественного контроля за деятельностью ведомства, в адрес которого звучит наибольшее количество обоснованной критики.
Понимая значимость третьего сектора в развитии общественной жизни, построении гражданского общества, Уполномоченный по правам человека всегда поддерживал их деятельность и стремился принимать самое активное участие в проводимых ими мероприятиях.
Не менее важным, как считает Уполномоченный по правам человека, является оценка личностного вклада и вложенного безвозмездного труда со стороны представителей некоммерческих организаций. Руководствуясь этой позицией, Уполномоченный по правам человека отметил некоторых из них благодарностями грамотами и почетными грамотами на Международный День Прав человека. Среди награжденных: Велигодский М.А., Джурило М.А., Дубовицкая И Н., Мартынов И.И., Пикалов В.Н., Попов В.В., Петухов И.Б., Рудакова Т.А., Савва М.В., Швец Н.Д., Хансвяров Р.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.