Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9. Законодательный процесс и права человека в 2012 году
По данным Комитета по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Законодательного Собрания Краснодарского края в 2012 году депутаты рассмотрели и приняли 203 закона и 599 постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края, включая постановления о принятии законов.
В прошедшем году была продолжена законодательная деятельность в сфере прав человека. Были приняты ряд законодательных актов, причем некоторые из них содержат нововведения, которые ранее не входили в предмет регулирования региональных законодателей, а являлись прерогативой федерального уровня.
Так, например, принят закон Краснодарского края от 3 мая 2012 г. N 2486-КЗ "О порядке создания в Краснодарском крае специальных учреждений для содержания по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации".
В соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством органам власти субъектов Федерации, законом Краснодарского края установлено, что специальные учреждения для содержания по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, на территории Краснодарского края создаются в форме государственных бюджетных учреждений по решению краевой администрации. Финансирование таких учреждений будет осуществляться за счет средств краевого бюджета (за исключением средств, выделяемых из федерального бюджета на мероприятия по депортации и административному выдворению).
Одним из наиболее обсуждаемых среди общественности и в прессе стал закон Краснодарского края от 26 декабря 2012 г. N 2638-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об обеспечении условий реализации права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Краснодарском крае".
Следует отметить, что данные изменения продиктованы прежде всего необходимостью приведения в соответствие с изменившимся федеральным законодательством данного краевого закона.
Закон дополняется рядом статей, существенно изменяющих порядок проведения публичных мероприятий.
Среди новшеств - определены места, в которых вводится безусловный запрет на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций. К таким местам в крае отнесены объекты транспортной инфраструктуры (кроме автомобильных дорог, порядок проведения массовых мероприятий на которых урегулирован отдельным законом), тротуары, остановки общественного транспорта, торгово-развлекательные комплексы, рынки, объекты социальной сферы, культовые здания и сооружения, места, в которых проводятся строительные работы, работы по благоустройству и наведению санитарного порядка, а также территории, прилегающие к перечисленным объектам (кроме тротуаров и остановок) на расстоянии до 50 метров.
Также для митингов и собраний в муниципальных образованиях отводятся специальные места, проведение массовых мероприятий в которых разрешается без предварительного официального уведомления уполномоченных органов, но в порядке строгой очередности (проведение в специально отведенном месте одновременно двух и более публичных мероприятий не допускается). Для избегания накладок по времени организатор публичного мероприятия обязан в срок от 10 до 3 дней до проведения мероприятия информировать уполномоченный орган о своем намерении.
После отведения специального места для митингов организация массовых мероприятий в других местах на территории муниципального образования, как правило, запрещается и допускается только по специальному разрешению уполномоченного органа.
Законом также определены условия и порядок проведения массовых мероприятий в специально отведенных местах. В частности, установлена норма предельной наполняемости таких мест: 1 человек на квадратный метр. Максимальная разрешенная численность митингующих в специально отведенном месте - 100 человек. Определены также условия, при которых проводимое вне специально отведенного места публичное мероприятие может считаться одиночным пикетом: расстояние между пикетирующими должно быть не менее 50 м.
Среди других законодательных актов, которые касаются широкого круга собственников, можно отметить закон Краснодарского края от 4 июня 2012 г. N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате транспортных средств".
Впервые на законодательном уровне урегулирован процесс принудительного перемещения задержанных транспортных средств на штрафные стоянки и взимания платы за их хранение. Немаловажно, что вводятся правовые основы деятельности на территории края организаций, специально уполномоченных органом исполнительной власти на перемещение и хранение задержанных транспортных средств. Определена сфера компетенции краевого департамента транспорта и органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности и участию в ней.
Одной из острых сфер жизнедеятельности и вопросов собственности является долевое строительство. Зачастую его участники становятся жертвами различных махинаций и мошеннических схем.
В этой связи был разработан закон Краснодарского края "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Краснодарском крае".
В 2012 году Уполномоченный по правам человека принимал участие в законотворческом процессе путем направления официальных мнений и предложений по проектам краевых и федеральных законов, участия в парламентских слушаниях, научно-практических конференциях, проведения мониторинга и другое.
Так, к Уполномоченному по правам человека обращался правовой департамент администрации Краснодарского края с просьбой выразить мотивированное мнение по существу проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", касающийся расширения полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в части назначения на должность региональных Уполномоченных по правам человека и координации их деятельности. Данная инициатива не была поддержана Уполномоченным по правам человека.
Уполномоченным по правам человека было подготовлено мотивированное заключение в связи с поступившей просьбой правового департамента администрации Краснодарского края выразить свое мнение на подготовленный правовым департаментом проект закона Краснодарского края "О бесплатной юридической помощи на территории Краснодарского края". Несмотря на некоторые спорные моменты, идея и концепция закона была полностью поддержана Уполномоченным по правам человека.
Уполномоченный по правам человека традиционно принимал участие в мониторинге, проводимом Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации".
Уполномоченный по правам человека дважды направлял в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю аналитические документы по вопросам правового применения:
- ст. 23 УИК РФ и Федерального закона от 10.06.2008 г . N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
В указанных актах необходимо устранить правовые пробелы, для чего регламентировать порядок оказания содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, общественными объединениями и их представителями;
- постановления Правительства РФ от 14 января 2012 года N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", которым утверждены "Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", а также Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений и ряд форм.
По мнению Уполномоченного по правам человека, необходимо расширить пункт 2 Правил основаниями для направления подозреваемых и обвиняемых на медицинское освидетельствование о наличии тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.