Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2012 году
Краткие политические и социально-экономические показатели развития Краснодарского края
Раздел II. Реализация Уполномоченным по правам человека функциональных задач
Глава 3. Общий анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в 2012 году
Глава 4. Реализация гражданских (личных) прав и свобод человека и гражданина
4.1. Право на судебную защиту, на справедливый и независимый суд
4.1.1. Право на исполнение судебных решений
4.4. Свобода от пыток, бесчеловечного обращения и наказания
4.6. Право на квалифицированную юридическую помощь
Глава 5. Реализация политических прав и свобод
5.1. Право на смену власти через выборы
Глава 6. Реализация экономических и социальных прав и свобод
6.1.1. Право на жилище отдельных категорий граждан
6.2. Права на социальное и медицинское обеспечение и социальные гарантии
6.2.1. Право на социальное обеспечение и социальные гарантии лиц, пострадавших от стихийных бедствий
6.2.2. Право на медицинское обеспечение и социальные гарантии лиц, отбывающих наказание
6.3. Право на благоприятные условия проживания
6.4. Право собственности. Право собственности на землю
6.5. Право на получение государственных и муниципальных услуг
Глава 8. Развитие международного и межрегионального сотрудничества в области прав и свобод человека
Подраздел IV. Совершенствование законодательства Краснодарского края в сфере прав человека
Глава 9. Законодательный процесс и права человека в 2012 году
10.1. Выводы, вытекающие из Доклада
Введение
Введение в Доклад
Настоящий Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2012 году (далее по тексту - Доклад) является ежегодным, обязательным документом, который составлен в соответствии с требованиями ст. 17 закона Краснодарского края от 4 июля 2000 г. N 287-КЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае" (далее- закон об Уполномоченном по правам человека).
Доклад является одной из форм оценки Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае (далее - Уполномоченный по правам человека) состояния прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае и его реагированием на факты их нарушения, по форме и содержанию не является отчетом.
Цель Доклада - доведение Уполномоченным по правам человека до населения, органов власти, общественности своего видения состояния прав человека в крае, привлечение внимания к самим проблемам прав человека, необходимости их соблюдения, обеспечения гарантий и защиты. При этом Уполномоченный по правам человека не претендует на полное и исчерпывающее описание всех нарушений прав человека, на "истину в последней инстанции". Это его мнение, которое он вправе высказывать в силу закона об Уполномоченном по правам человека, устанавливающего, что в Докладе "должны содержаться общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, быть указаны государственные органы, органы местного самоуправления в Краснодарском крае и должностные лица, систематически нарушающие права и свободы человека и гражданина и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению и защите".
Закон не наделяет Уполномоченного по правам человека властными полномочиями, кроме того, он не вправе вмешиваться в деятельность государственных и муниципальных органов. Он лишь содействует заявителю в защите его прав и их восстановлению в случае нарушения.
Исходя из правомочий, критерием оценки деятельности Уполномоченного по правам человека могут служить лишь факты, подтверждающие его реагирование на нарушения прав человека, а также результаты, полученные в ходе выполнения им функциональных задач.
Доклад составлен как аналитический документ, в основу которого положены события и факты, имевшие место на территории Краснодарского края в 2012 году. Он является результатом деятельности по выполнению возложенных законом об Уполномоченном по правам человека задач, анализа поступающих в его адрес обращений заявителей, общения на личном приеме, мониторинга состояния прав человека в крае, официальных ответов государственных и муниципальных учреждений и других структур. Для его составления также использованы статистические данные различных ведомств федерального и регионального уровней. Отмечены также положительные достижения в деле обеспечения гарантий и защиты прав человека.
В тексте Доклада указаны источники информации, события и факты. Персональные данные лиц указаны в общих чертах, фамилии, имена и отчества заменены заглавными буквами.
При составлении Доклада максимально учитывались общепринятые требования достоверности, новизны информации, актуальности поднимаемых проблем, юридического языка изложения, логике, понятной для читателя структуре и другие.
В Докладе больше внимания уделяется анализу имеющихся материалов и выявлению на их основе системных проблем в области прав и свобод человека и гражданина, которые подтверждены наиболее характерными примерами, взятыми из обращений заявителей. Уполномоченный по правам человека полагает, что такой подход позволяет уменьшить объем Доклада, так как сокращается изложение текстов обращений и их повторы. События, которые упоминаются в Докладе, описываются только один раз, в одной из глав, даже при условии, что они затрагивают и другие права и свободы.
Доклад содержит описание не только недостатков, в нем отмечены также положительные достижения в деле обеспечения гарантий и защиты прав человека органами власти.
Уполномоченный по правам человека также считает необходимым включить в Доклад некоторые политические и социально-экономические показатели развития края и раздел, который отражает взаимодействие института Уполномоченного по правам человека с различными государственными и муниципальными органами, некоммерческими организациями (НКО), институтами гражданского общества. Это позволяет показать условия, которые могли повлиять на состояние прав человека в крае в истекшем году, и способность органов власти обеспечить их гарантии и защиту в случае нарушения.
При определении структуры Доклада учтены требования статьи 10 Закона об Уполномоченном по правам человека. Доклад состоит из разделов, созвучных по названию задачам деятельности Уполномоченного по права человека, указанных в законе, которые, в свою очередь, разделены на главы и пункты. Все они размещены, как считает Уполномоченный по правам человека, с учетом их первоочередности и важности.
Подраздел I раздела II Доклада составлен с учетом принятой в правозащитной практике классификации прав и свобод человека и гражданина, а также количества поступивших обращений, от большего к меньшему.
Уполномоченный по правам человека исходит из понимания роли и места возглавляемого им института в системе институтов гражданского общества. Одной из важнейших задач считает создание условий для его системного развития.
Отличие настоящего Доклада от предыдущего состоит в том, что в нем больше внимания уделено задаче по содействию Уполномоченным по правам человека в реализации основных прав и свобод человека и гражданина и восстановлению нарушенных прав и свобод. В Докладе выделены основные проблемные моменты и дано юридическое обоснование их разрешения.
В связи с имевшими место стихийными бедствиями на территории края, Доклад содержит характерные примеры ликвидации последствий и оказание помощи пострадавшим.
В Докладе много внимания уделяется жилищным правам, которые являются весьма чувствительными для граждан и которым уделяется особое внимание Президентом и Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом об Уполномоченном по правам человека, Доклад направляется в Законодательное Собрание Краснодарского края для его официального представления. Он также подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации Краснодарского края.
Краткие политические и социально-экономические показатели развития Краснодарского края
Краснодарский край (Кубань) самый южный приграничный регион России. Территория края составляет 75,5 тыс. кв. км. (0,4% территории Российской Федерации). Край расположен на Кубано-Приазовской низменности и частично в западной части Большого Кавказа (Северный Кавказ). По территории края протекает река Кубань, которая дает ему второе название, используемое в обиходе. Он граничит с субъектами Российской Федерации: на севере и северо-востоке - Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - Карачаево-Черкесской Республикой. Государственная граница проходит: на юге - с Республикой Абхазией, на западе - Украиной. Краснодарский край омывается водами Азовского и Черного морей, где расположены основные курорты России и морские порты с выходом в Средиземноморский бассейн. Общая протяженность границ составляет 1540 км, из которых 740 км - морская граница.
Наличие в крае пяти морских портов делают его единственным южным выходом России к теплым морям. Только через город Новороссийск - главный порт России на Черном море - транспортируется треть товарного экспорта. Здесь же проходят основные магистрали трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и газа за рубеж.
Все указанные факторы придают Краснодарскому краю статус важного стратегического региона.
Краснодарский край состоит из 38 районов, 26 городов, 12 поселков городского типа, 411 сельских, поселковых, станичных окр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2012 году
Текст доклада официально опубликован не был