Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2012 году
Краткие политические и социально-экономические показатели развития Краснодарского края
Раздел II. Реализация Уполномоченным по правам человека функциональных задач
Глава 3. Общий анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в 2012 году
Глава 4. Реализация гражданских (личных) прав и свобод человека и гражданина
4.1. Право на судебную защиту, на справедливый и независимый суд
4.1.1. Право на исполнение судебных решений
4.4. Свобода от пыток, бесчеловечного обращения и наказания
4.6. Право на квалифицированную юридическую помощь
Глава 5. Реализация политических прав и свобод
5.1. Право на смену власти через выборы
Глава 6. Реализация экономических и социальных прав и свобод
6.1.1. Право на жилище отдельных категорий граждан
6.2. Права на социальное и медицинское обеспечение и социальные гарантии
6.2.1. Право на социальное обеспечение и социальные гарантии лиц, пострадавших от стихийных бедствий
6.2.2. Право на медицинское обеспечение и социальные гарантии лиц, отбывающих наказание
6.3. Право на благоприятные условия проживания
6.4. Право собственности. Право собственности на землю
6.5. Право на получение государственных и муниципальных услуг
Глава 8. Развитие международного и межрегионального сотрудничества в области прав и свобод человека
Подраздел IV. Совершенствование законодательства Краснодарского края в сфере прав человека
Глава 9. Законодательный процесс и права человека в 2012 году
10.1. Выводы, вытекающие из Доклада
Введение
Введение в Доклад
Настоящий Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2012 году (далее по тексту - Доклад) является ежегодным, обязательным документом, который составлен в соответствии с требованиями ст. 17 закона Краснодарского края от 4 июля 2000 г. N 287-КЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае" (далее- закон об Уполномоченном по правам человека).
Доклад является одной из форм оценки Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае (далее - Уполномоченный по правам человека) состояния прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае и его реагированием на факты их нарушения, по форме и содержанию не является отчетом.
Цель Доклада - доведение Уполномоченным по правам человека до населения, органов власти, общественности своего видения состояния прав человека в крае, привлечение внимания к самим проблемам прав человека, необходимости их соблюдения, обеспечения гарантий и защиты. При этом Уполномоченный по правам человека не претендует на полное и исчерпывающее описание всех нарушений прав человека, на "истину в последней инстанции". Это его мнение, которое он вправе высказывать в силу закона об Уполномоченном по правам человека, устанавливающего, что в Докладе "должны содержаться общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, быть указаны государственные органы, органы местного самоуправления в Краснодарском крае и должностные лица, систематически нарушающие права и свободы человека и гражданина и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению и защите".
Закон не наделяет Уполномоченного по правам человека властными полномочиями, кроме того, он не вправе вмешиваться в деятельность государственных и муниципальных органов. Он лишь содействует заявителю в защите его прав и их восстановлению в случае нарушения.
Исходя из правомочий, критерием оценки деятельности Уполномоченного по правам человека могут служить лишь факты, подтверждающие его реагирование на нарушения прав человека, а также результаты, полученные в ходе выполнения им функциональных задач.
Доклад составлен как аналитический документ, в основу которого положены события и факты, имевшие место на территории Краснодарского края в 2012 году. Он является результатом деятельности по выполнению возложенных законом об Уполномоченном по правам человека задач, анализа поступающих в его адрес обращений заявителей, общения на личном приеме, мониторинга состояния прав человека в крае, официальных ответов государственных и муниципальных учреждений и других структур. Для его составления также использованы статистические данные различных ведомств федерального и регионального уровней. Отмечены также положительные достижения в деле обеспечения гарантий и защиты прав человека.
В тексте Доклада указаны источники информации, события и факты. Персональные данные лиц указаны в общих чертах, фамилии, имена и отчества заменены заглавными буквами.
При составлении Доклада максимально учитывались общепринятые требования достоверности, новизны информации, актуальности поднимаемых проблем, юридического языка изложения, логике, понятной для читателя структуре и другие.
В Докладе больше внимания уделяется анализу имеющихся материалов и выявлению на их основе системных проблем в области прав и свобод человека и гражданина, которые подтверждены наиболее характерными примерами, взятыми из обращений заявителей. Уполномоченный по правам человека полагает, что такой подход позволяет уменьшить объем Доклада, так как сокращается изложение текстов обращений и их повторы. События, которые упоминаются в Докладе, описываются только один раз, в одной из глав, даже при условии, что они затрагивают и другие права и свободы.
Доклад содержит описание не только недостатков, в нем отмечены также положительные достижения в деле обеспечения гарантий и защиты прав человека органами власти.
Уполномоченный по правам человека также считает необходимым включить в Доклад некоторые политические и социально-экономические показатели развития края и раздел, который отражает взаимодействие института Уполномоченного по правам человека с различными государственными и муниципальными органами, некоммерческими организациями (НКО), институтами гражданского общества. Это позволяет показать условия, которые могли повлиять на состояние прав человека в крае в истекшем году, и способность органов власти обеспечить их гарантии и защиту в случае нарушения.
При определении структуры Доклада учтены требования статьи 10 Закона об Уполномоченном по правам человека. Доклад состоит из разделов, созвучных по названию задачам деятельности Уполномоченного по права человека, указанных в законе, которые, в свою очередь, разделены на главы и пункты. Все они размещены, как считает Уполномоченный по правам человека, с учетом их первоочередности и важности.
Подраздел I раздела II Доклада составлен с учетом принятой в правозащитной практике классификации прав и свобод человека и гражданина, а также количества поступивших обращений, от большего к меньшему.
Уполномоченный по правам человека исходит из понимания роли и места возглавляемого им института в системе институтов гражданского общества. Одной из важнейших задач считает создание условий для его системного развития.
Отличие настоящего Доклада от предыдущего состоит в том, что в нем больше внимания уделено задаче по содействию Уполномоченным по правам человека в реализации основных прав и свобод человека и гражданина и восстановлению нарушенных прав и свобод. В Докладе выделены основные проблемные моменты и дано юридическое обоснование их разрешения.
В связи с имевшими место стихийными бедствиями на территории края, Доклад содержит характерные примеры ликвидации последствий и оказание помощи пострадавшим.
В Докладе много внимания уделяется жилищным правам, которые являются весьма чувствительными для граждан и которым уделяется особое внимание Президентом и Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом об Уполномоченном по правам человека, Доклад направляется в Законодательное Собрание Краснодарского края для его официального представления. Он также подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации Краснодарского края.
Краткие политические и социально-экономические показатели развития Краснодарского края
Краснодарский край (Кубань) самый южный приграничный регион России. Территория края составляет 75,5 тыс. кв. км. (0,4% территории Российской Федерации). Край расположен на Кубано-Приазовской низменности и частично в западной части Большого Кавказа (Северный Кавказ). По территории края протекает река Кубань, которая дает ему второе название, используемое в обиходе. Он граничит с субъектами Российской Федерации: на севере и северо-востоке - Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - Карачаево-Черкесской Республикой. Государственная граница проходит: на юге - с Республикой Абхазией, на западе - Украиной. Краснодарский край омывается водами Азовского и Черного морей, где расположены основные курорты России и морские порты с выходом в Средиземноморский бассейн. Общая протяженность границ составляет 1540 км, из которых 740 км - морская граница.
Наличие в крае пяти морских портов делают его единственным южным выходом России к теплым морям. Только через город Новороссийск - главный порт России на Черном море - транспортируется треть товарного экспорта. Здесь же проходят основные магистрали трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и газа за рубеж.
Все указанные факторы придают Краснодарскому краю статус важного стратегического региона.
Краснодарский край состоит из 38 районов, 26 городов, 12 поселков городского типа, 411 сельских, поселковых, станичных округов, объединяющих 1724 сельских населенных пунктов.
Краснодарский край отличает высокая степень многообразия: проживают представители более 120 этнических общностей. Он является одним из самых густонаселенных регионов России (67,7 человек на 1 кв. км).
Постоянное население края на 1 сентября 2012 года, по расчетным данным, составило 5315,4 тыс. человек и увеличилось по сравнению с началом года на 30,9 тыс. человек или 0,6%. Увеличение численности происходило за счет миграционного прироста, который в 13 раз превышает естественные потери населения, составляющие 2,5 тыс. человек.
Представительный орган власти - Законодательное Собрание Краснодарского края (ЗСК) - избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Нынешний его пятый созыв избран на выборах 14 октября 2012 года, впервые в составе 100 депутатов, по смешанной избирательной системе: 50 по краевым спискам, выдвинутым избирательными объединениями, и 50 - по мажоритарным одномандатным избирательным округам.
На 01.01.2012 года Избирательной комиссией Краснодарского края на территории края зарегистрировано 3827834 человек избирателей, участников референдума.
По данным Управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю в Краснодарском крае к концу 2012 года было зарегистрировано 34 региональных отделений политических партий.
В голосовании по выборам депутатов ЗСК пятого созыва приняли участие 17 избирательных объединений.
В парламент прошли представители 2 политических партий: "Единая Россия" в количестве 95 человек и КПРФ в количестве 5 человек.
Председателем Законодательного Собрания Краснодарского края в очередной раз избран Владимир Андреевич Бекетов, который возглавляет его без перерыва с 1995 года.
В текущем году в крае по большинству социально-экономических показателей сохраняется положительная динамика развития.
Относительно 9 месяцев прошлого года темпы роста в общественном питании, промышленности, розничной торговле, транспортном комплексе, оптовой торговле, сфере платных услуг населению, связи составили от 101% до 112%.
Индекс промышленного производства в январе-сентябре текущего года - 102,5% против 106,0% годом ранее
Высокими темпами растёт ввод жилья - 125,8% к аналогичному периоду прошлого года.
Позитивно изменение показателей, характеризующих уровень жизни населения.
Нарастает положительная динамика реальных располагаемых денежных доходов - 103,9% к аналогичному периоду предыдущего года. Величина среднедушевых денежных доходов составила 18,4 тыс. рублей в месяц.
Увеличились по сравнению с январём - сентябрём 2011 года темпы роста заработной платы. Среднемесячный размер оплаты труда превысил 20,9 тыс. рублей. Сумма просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 1 октября 2012 года составила 9,2 млн. рублей. Это на 80,2% меньше, чем на аналогичную дату прошлого года. Основные долги, около 46%, приходится на сельхозорганизации.
Уровень инфляции ниже прошлогодних значений - 104,8% вместо 109,7% в январе - сентябре 2011 года. Рост потребительских цен с начала года составил 105,6% (сентябрь 2011 года к декабрю 2010 года - 106,3%).
Снижен уровень регистрируемой безработицы - с 0,9% в сентябре прошлого года до 0,7% в сентябре текущего года. Численность зарегистрированных безработных сократилась на 20% до 18,2 тыс. человек.
В январе - сентябре текущего года доходы консолидированного бюджета края (с учётом безвозмездных поступлений) достигли 176,2 млрд. рублей или 106,3% к аналогичному периоду предыдущего года.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края увеличилось на 12,1% и составило 120,9 млрд. рублей.
Расходы консолидированного бюджета края профинансированы в сумме 180,0 млрд. рублей, что составляет 133,2% к объемам 9 месяцев 2011 года.
Социально-культурная сфера, по-прежнему, остается приоритетным направлением расходования средств, на эти цели из бюджета края направлено почти 60% расходов, или 107,1 млрд. рублей.
Темп роста инвестиций (по крупным организациям) в январе-августе 2012 года составил 102,6%.
По данным ГУ МВД по Краснодарскому краю в январе - сентябре 2012 г. зарегистрировано 50,3 тыс. преступлений, что на 1,8% меньше, чем за январь - сентябрь 2011 г. Раскрываемость преступлений составила - 61,4% (61,0% в январе - сентябре 2011 г.), тяжких и особо тяжких преступлений - 68,7% (66,1%).
Выявлено 25234 человек, совершивших преступления, что на 0,1% больше, чем за январь - сентябрь 2011 г., из них 1002 человек - несовершеннолетние.
В январе - сентябре 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. увеличилось количество преступлений, совершенных с использованием оружия (на 22,6%), случаев угона транспортных средств (на 7,8%), связанных с мошенничеством (на 18,6%). Резко увеличились злоупотребления должностными полномочиями - на 40,7%.
Уполномоченный по правам человека |
А.Г. Козицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2012 году
Текст доклада официально опубликован не был