Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и цель Программы
Результаты анализа современного состояния кубанского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, при своем позитивном развитии, сохраняет внутри себя определенные проблемы.
Важным фактором, влияющим на развитие кубанского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.
За последние 10 лет контингент обучающихся школьников сократился на 25 процентов.
В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования.
В системе образования сохраняется большое число преподавателей пенсионного возраста.
Актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.
Результаты исследований (включая международные сравнительные исследования) свидетельствуют о наличии определенных проблем в достижении качества общего и дополнительного образования.
Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Необходима целенаправленная работа с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Для современного образования характерно несогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании.
Начальное профессиональное образование продолжает оставаться наиболее проблемным. Попытки реформирования начального профессионального образования, нацеленные на усиление его социальной направленности, не дают пока должного эффекта.
Для средней профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, низкой ценой труда молодого специалиста.
Государственное задание на получение начального профессионального и среднего профессионального образования пока не учитывает потребности инновационной экономики.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 года, утвержденной Законом Краснодарского края от 29.04.2008 N 1465-КЗ, стратегической целью является реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Российской Федерации на Юге России и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития.
Для реализации стратегической цели развития Краснодарского одним из стратегических направлений, ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей определено развитие системы образования.
Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. В ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики.
Вклад системы образования в повышение качества жизни населения края будет достигнут за счет реализации стратегических действий по следующим основным направлениям:
обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования для всех жителей края;
создание условий для повышения эффективности и качества общего (начального и среднего) образования;
усиление социальной направленности системы образования, обеспечивающей укрепление здоровья всех воспитанников и обучающихся;
обеспечение адресной поддержки детей и подростков из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение системы образования Краснодарского края высококвалифицированными кадрами;
формирование эффективных экономических механизмов в сфере образования;
повышение эффективности и качества профессионального образования, создание системы профессионального образования, обеспечивающего потребности регионального рынка труда.
Стратегическая цель реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории края, как и в целом по стране, - модернизация российского образования и достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Реализация этих целей предполагает решение следующих приоритетных задач:
обеспечение инновационного характера базового образования;
модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Анализ перспектив социально-экономического развития Краснодарского края и Южного федерального округа в целом показывает, что в настоящее время край, как и округ, является инновационным аутсайдером России.
Важнейшим ключевым условием изменения этой ситуации является реализация научно-технического и инновационного потенциала. Конкурентоспособными точками роста являются развитие технологий генетики и селекции в сельском хозяйстве, диверсификация экономики за счёт развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в химическом комплексе, в том числе в нефтегазохимии, в производстве строительных материалов, в фармацевтике и биотехнологиях. Источником наращивания инновационного потенциала является послевузовское профессиональное образование и научно-техническая деятельность. Для обеспечения инновационного развития региональной экономики необходима государственная поддержка всех этапов инновационного цикла от генерации новых знаний до внедрения в экономический оборот новых товаров, работ и услуг. Прежде всего, фундаментальных исследований, ориентированных на решение приоритетных проблем социально-экономического развития региона.
Существующие проблемы кубанского образования и науки требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед кубанским образованием в 2012 - 2014 годах.
Целью программы является модернизация системы образования и достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Задачи программы:
обеспечение доступности и равных возможностей полноценного качественного образования для всех жителей края;
обеспечение системы образования Краснодарского края высококвалифицированными кадрами;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования
повышение эффективности общего (начального, основного и среднего) образования;
создание системы профессионального образования, обеспечивающего потребности сферы экономики края;
информатизация образования, внедрение современных образовательных технологий;
формирование региональной инновационной системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.