Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
Утвержден
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края
от 11 октября 2011 г. N 1170
Административный регламент исполнения департаментом образования и науки
Краснодарского края государственной функции по осуществлению
федерального государственного контроля качества образования
1. Общие положения
1.1. Административный регламент исполнения департаментом образования и науки Краснодарского края государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования (далее соответственно - Регламент, государственная функция) разработан в целях повышения эффективности исполнения государственной функции при осуществлении переданных полномочий по государственному контролю (надзору) в области образования.
Регламент определяет сроки и последовательность административных процедур исполнения департаментом образования и науки Краснодарского края (далее - Департамент) государственной функции, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие Департамента с физическими или юридическими лицами, органами государственной власти при исполнении государственной функции.
1.2. Исполнение государственной функции осуществляется Департаментом в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - образовательные стандарты), федеральными государственными требованиями в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории Краснодарского края (за исключением образовательных учреждений, контроль качества образования в отношении которых осуществляют федеральные органы государственной власти в соответствии с пунктом 24 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании").
1.3. При исполнении государственной функции Департамент взаимодействует:
с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (далее - Рособрнадзор) по вопросам представления ежегодного отчета;
с органами прокуратуры по вопросам представления проекта ежегодного плана проведения плановых проверок;
с экспертами, экспертными организациями для оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям образовательных стандартов или федеральных государственных требований.
1.4. Государственная функция по осуществлению федерального государственного контроля качества образования исполняется руководителем Департамента, заместителем руководителя Департамента, а также иными государственными гражданскими служащими управления по контролю и надзору в сфере образования Департамента, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам исполнения государственной функции.
1.5. К должностным лицам Департамента, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, относятся государственные гражданские служащие управления по контролю и надзору в сфере образования Департамента, определенные приказом Департамента;
1.6. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
федеральными законами:
от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании");
от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования";
от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 11 марта 2011 года N 164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования";
от 21 марта 2011 года N 184 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций";
от 23 ноября 2009 года N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью";
от 20 августа 2009 года N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю";
от 5 апреля 2010 года N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)";
от 30 июня 2010 года N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализаций положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Законом Краснодарского края от 29 декабря 2004 года N 828-КЗ "Об образовании";
постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 мая 2004 года N 452 "О департаменте образования и науки Краснодарского края";
приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 10 февраля 2011 года N 447 "Об утверждении положения об управлении по надзору и контролю в сфере образования департамента образования и науки Краснодарского края";
положением об отделе контроля качества образования и подтверждения документов управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента;
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
настоящим Регламентом.
1.7. Исполнение государственной функции предусматривает осуществление федерального государственного контроля качества образования в организациях путем проведения плановых и внеплановых проверок (далее - проверка).
1.8. Предметом федерального государственного контроля качества образования при проведении плановых и внеплановых проверок является:
содержание и (или) качество подготовки обучающихся и выпускников организации требованиям образовательных стандартов или федеральных государственных требований.
Предметом внеплановых проверок также является выполнение организациями предписаний о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организации в соответствие с требованиями образовательных стандартов или федеральных государственных требований.
1.9. Задачами федерального государственного контроля качества образования являются:
1.9.1. Осуществление контроля за исполнением образовательными учреждениями требований федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к реализуемым образовательным программам.
1.9.2. Выявление случаев нарушений и неисполнения образовательными учреждениями требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований и принятие мер по их недопущению.
1.9.3. Анализ и экспертная оценка деятельности образовательных учреждений по обеспечению содержания и (или) качества подготовки обучающихся, воспитанников.
1.9.4. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников, а также результатов качества подготовки обучающихся, воспитанников, уровня и направленности реализуемых образовательных программ.
1.9.5. Анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов).
1.9.6. Анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса.
1.9.7. Анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
1.10. Результатом исполнения государственной функции является:
выявление соответствия или несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации требованиям образовательных стандартов или федеральных государственных требований;
обеспечение устранения выявленных несоответствий (далее - нарушения).
1.11. Государственная функция осуществляется посредством проводимых Департаментом плановых и внеплановых проверок соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.
1.12. Государственная функция осуществляется с использованием методов анализа, экспертизы, анкетирования, тестирования, контрольных работ, обследования и наблюдения за фактическим состоянием дел в образовательных учреждениях и иных методов.
1.13. Государственная функция по осуществлению федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях осуществляется:
по видам проверок: плановых и внеплановых; документарных и выездных;
путем принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере образования Краснодарского края.
1.14. Документальным оформлением результатов исполнения государственной функции являются:
акт проверки;
отчет о проверке;
уведомление (при отсутствии нарушений);
предписание об устранении выявленных нарушений (в случае выявления нарушений);
приказ о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в организациях и (или) их филиале (или о лишении организации государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в организациях и (или) их филиале);
протокол об административном правонарушении;
ответ по результатам обращений заявителей;
информация в органы внутренних дел, прокуратуры и другие надзорные органы для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.15. Внесение изменений в Регламент осуществляется в случае изменения федерального или краевого законодательства, регулирующего исполнение государственной функции.
2. Требования к порядку исполнения государственной функции
2.1. Порядок информирования о правилах исполнения государственной функции.
2.1.1. Сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты Департамента и его структурных подразделений, исполняющих государственную функцию:
Юридический и фактический адрес Департамента: 350075, г. Краснодар, ул. Стасова, 180.
Официальный сайт Департамента в сети "Интернет": http://www.edukuban.ru
Управление по надзору и контролю в сфере образования Департамента (далее - Управление) размещается по адресу: 350075, г. Краснодар, Стасова ул., д. 180.
Адрес электронной почты Управления: nadzor@des.kubannet.ru.
Отдел контроля качества образования и подтверждения документов (далее - Отдел):
адрес: 350075, г. Краснодар, ул. Стасова, 180, каб. 322;
справочные телефоны Отдела - (861) 234-36-25.
2.1.2. Информация по исполнению государственной функции размещается на официальном сайте Департамента в сети "Интернет".
При изменении информации по исполнению государственной функции осуществляется ее периодическое обновление.
2.1.3. Порядок получения заявителями информации по вопросам исполнения государственной функции.
2.1.3.1. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется посредством ее размещения в средствах массовой информации, на информационных стендах в помещениях Департамента, на официальном сайте Департамента в сети "Интернет", по электронной почте, по телефону и (или) непосредственно должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции.
2.1.3.2. Информирование проводится в формах: индивидуального устного или письменного информирования, публичного устного или письменного информирования. Информирование осуществляется на русском языке.
2.1.3.3. Индивидуальное устное информирование осуществляется специалистами Отдела, ответственными за информирование, при обращении заявителей за информацией лично или по телефону.
Специалист Отдела, ответственный за информирование, принимает все необходимые меры для предоставления полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других сотрудников. Время ожидания заявителя при индивидуальном устном информировании не может превышать 30 минут.
Специалист, ответственный за информирование, осуществляет индивидуальное устное информирование каждого заявителя не более 10 минут.
Если для подготовки ответа требуется продолжительное время, специалист Отдела, ответственный за информирование, может предложить заявителю обратиться за необходимой информацией в письменной форме либо получить повторное консультирование по телефону через определенный промежуток времени, а также предложить заявителю получить разъяснения путем ответного звонка специалиста Отдела, ответственного за информирование.
2.1.3.4. При индивидуальном письменном информировании ответ на обращение заявителя предоставляется в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества, номера телефона специалиста Отдела, ответственного за информирование, и подписывается руководителем (заместителем руководителя) Департамента.
Ответ направляется в письменной форме, электронной почтой либо через официальные сайты в зависимости от способа обращения заявителя за информацией или способа доставки ответа, указанного в письменном обращении заявителя.
Ответ на обращение заявителя, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
2.1.3.5. Публичное устное информирование осуществляется посредством привлечения средств массовой информации. Выступления специалистов Отдела, ответственных за информирование в средствах массовой информации, согласуются с начальником Отдела, начальником Управления, руководителем (заместителем руководителя) Департамента. При согласовании не позднее чем за 5 рабочих дней до дня выступления готовится проект текста выступления, к которому прилагаются сведения о месте и времени выступления, указываются наименование средства массовой информации, тема выступления, состав участников выступления.
2.1.3.6. Публичное письменное информирование осуществляется путем опубликования информационных материалов в средствах массовой информации, размещения в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте Департамента. Информационные материалы, размещенные на официальном сайте Департамента в сети "Интернет", подлежат периодическому обновлению.
2.1.3.7. Для исполнения государственной функции на официальном сайте Департамента размещается следующая информация:
о Департаменте;
о нормативных правовых актах Департамента по вопросам государственного контроля качества образования;
тексты официальных выступлений и заявлений руководителя Департамента и его заместителей по вопросам государственного контроля качества образования;
статистическая информация о деятельности Департамента по вопросам проведения проверок;
о кадровом обеспечении Департамента.
2.1.3.8. Для ознакомления пользователей с информацией о правилах исполнения государственной функции в помещениях, занимаемых Департаментом, размещаются информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения.
На информационных стендах размещается следующая информация:
порядок работы Департамента;
условия и порядок получения информации от Департамента;
номера кабинетов Управления, Отдела, фамилии, имена, отчества и должности специалистов, осуществляющих информирование заявителей о порядке исполнения государственной функции;
номера телефонов, почтовые и электронные адреса Департамента, Управления, Отдела;
нормативные правовые акты, которые регламентируют деятельность и порядок исполнения государственной функции.
В помещениях, занимаемых Департаментом, размещается информация, необходимая для оперативного информирования о порядке исполнения государственной функции.
С целью информирования о порядке исполнения государственной функции специалисты Департамента готовят буклеты, информационные брошюры и проспекты.
2.1.3.9. Образцы (формы) документов (бланков), используемых при осуществлении государственной функции, приведены в приложениях 2 - 6 к Регламенту.
2.2. При проведении мероприятий по осуществлению государственной функции специалисты Департамента не вправе:
2.2.1. Проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Департамента.
2.2.2. Осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого образовательного учреждения.
2.2.3. Требовать представление документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.
2.2.4. Распространять информацию, составляющую государственную тайну, а также информацию, имеющую конфиденциальный характер, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.2.5. Превышать установленные сроки проведения мероприятий по осуществлению государственной функции.
2.3. Местом исполнения государственной функции в зависимости от вида мероприятия контроля является:
образовательное учреждение (выездная проверка);
Департамент (документарная проверка).
2.4. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации исполнение государственной функции осуществляется на бесплатной основе.
3. Административные процедуры
3.1. Исполнение государственной функции включает следующие административные процедуры:
составление ежегодного плана проведения плановых проверок;
подготовку решения о проведении проверки;
проведение плановой выездной проверки;
проведение плановой документарной проверки;
оформление результатов проверки;
проведение внеплановой проверки;
прием и регистрацию обращений и заявлений.
3.2. Составление ежегодного плана проведения плановых проверок.
3.2.1. До 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Департамент направляет проект ежегодного плана проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Департамент рассматривает предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляет в органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодный план проведения плановых проверок.
После утверждения руководителем план проверок размещается на официальном сайте Департамента.
3.2.2. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
государственной регистрации юридического лица;
окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.
В отношении учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы (дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в 2 года. В отношении иных учреждений плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в 3 года.
3.3. Подготовка решения о проведении проверки.
3.3.1. О проведении плановой проверки учреждение уведомляется Департаментом не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа Департамента о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением или иным доступным способом.
3.3.2. Проверка проводится в сроки, указанные в приказе о проведении данной проверки. Срок проверки не может превышать 20 (двадцать) рабочих дней.
С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок проведения проверки может быть продлен приказом руководителя Департамента на основании мотивированного предложения должностных лиц Департамента, проводящих выездную или документарную плановую проверку, но не более чем на 20 (двадцать) рабочих дней.
3.3.3. Мероприятие по осуществлению государственной функции может проводиться в форме выездной или документарной проверки на основании приказа Департамента (форма приказа утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Специалист, ответственный за проведение мероприятия, готовит приказ, который рассматривается и подписывается руководителем Департамента.
3.3.4. Выездные мероприятия по осуществлению государственной функции проводятся в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю. В иных случаях мероприятия по контролю проводятся в форме документарных проверок.
3.3.5. В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:
анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);
анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ путем сравнения с эталонными значениями уровня предметной обученности, утверждаемыми Департаментом (при проведении выездных проверок);
анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок).
3.4. Порядок проведения выездной проверки следующий:
3.4.1. При проведении мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования в форме выездной проверки:
3.4.1.1. Комиссия по проверке (проверяющий) до выезда в учреждение (филиал) осуществляет рассмотрение имеющихся в Департаменте сведений о деятельности учреждения по вопросам, подлежащим проверке, заключения по учебным планам (при наличии).
3.4.1.2. Должностные лица, проводящие проверку, предъявляют служебные удостоверения. Специалист Отдела, ответственный за проведение проверки, вручает под подпись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации приказ о проведении выездной проверки, знакомит с полномочиями должностных лиц, проводящих выездную проверку, с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, а также с информацией об экспертах, экспертных организациях, с Регламентом.
3.4.1.3. Специалист Отдела, ответственный за проведение проверки, организует деятельность комиссии, проводящей проверку, по рассмотрению представленных документов организации; проведению наблюдения за ходом образовательного процесса (включая учебные занятия, практики, промежуточную аттестацию, государственную (итоговую) аттестацию), анкетирование, собеседования с работниками учреждения, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями); осуществлению контроля освоения обучающимися образовательной программы в форме собеседования, письменного или устного экзамена, контрольной работы, тестирования с использованием информационных технологий; организации проверки качества подготовки обучающихся, воспитанников и выпускников путем анализа результатов государственной (итоговой) аттестации, выпускных квалификационных работ (дипломных проектов, работ), результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, курсовых проектов (работ), отчетов по практикам.
3.4.1.4. В ходе выездной проверки комиссия устанавливает:
соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям; порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников и выдачи им документов государственного образца о соответствующем уровне образовании и (или) квалификации обязательным требованиям, установленным нормативными актами; организации образовательного процесса в соответствии Законом Российской Федерации "Об образовании", типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденных Правительством Российской Федерации;
соответствие содержания реализуемых образовательных программ уровню и направленности образовательных программ, подтвержденных свидетельством о государственной аккредитации.
3.4.1.5. В ходе выездной проверки комиссия (проверяющий) имеет право:
запрашивать у уполномоченных должностных лиц организации материалы и документы по вопросам, подлежащим проверке, и проводить рассмотрение указанных материалов и документов, характеризующих деятельность организации, органа управления по вопросам, подлежащим проверке;
запрашивать в учреждении устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке;
проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;
проводить оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, контрольной работы, письменного или устного опроса;
проводить проверку качества подготовки обучающихся и выпускников на основе анализа результатов промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, государственной (итоговой) аттестации, выпускных квалификационных работ (дипломных проектов, работ), результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, курсовых проектов (работ), отчетов по практикам;
проводить беседы с работниками, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке.
Беседы с несовершеннолетними обучающимися, воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
3.4.1.6. В случае если по требованию комиссии (проверяющего) документы (их копии) не могут быть представлены в установленный срок или отсутствуют, руководитель проверяемого учреждения или уполномоченное им лицо представляет письменное мотивированное объяснение причин неисполнения требования.
3.4.1.7. По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах.
Акт подписывается руководителем (уполномоченным лицом) проверяемого учреждения. Один экземпляр акта вручается представителю учреждения. При отказе в его получении председатель комиссии (проверяющий) производит соответствующую запись в акте.
3.4.1.8. В случае неисполнения руководителем проверяемой организации или уполномоченным им лицом требований, предусмотренных подпунктом 3.4.1.6 пункта 3.4.1 Регламента, комиссией (проверяющим) составляется акт о противодействии проведению проверки.
3.4.1.9. По завершении выездной проверки специалист Отдела, ответственный за проведение проверки, производит запись о проведенной проверке в имеющемся в организации журнале учета проверок. При отсутствии журнала учета проверок специалист Отдела, ответственный за проведение проверки, в акте проверки делает соответствующую запись.
3.5. Порядок проведения документарной проверки следующий:
3.5.1. При проведении мероприятия по осуществлению государственной функции в форме документарной проверки:
3.5.1.1. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностное лицо, проводившее проверку, направляет в адрес учреждения мотивированный запрос (приложение N 2) с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа руководителя либо заместителя руководителя Департамента о проведении документарной проверки. Перечень документов, запрашиваемых у юридического лица, в зависимости от темы проверки может включать:
учредительные документы образовательного учреждения; локальные акты, регламентирующие деятельность учреждения; личные дела обучающихся, воспитанников, выпускников; копии форм федерального государственного статистического наблюдения, предусмотренные для соответствующих учреждений (за последние 2 года);
приказы о зачислении обучающихся, воспитанников, их переводе, отчислении в связи с завершением обучения, копии выданных документов об образовании (за последние 2 года);
основные и дополнительные образовательные программы, включая учебные планы, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебной и производственной практики, календарные учебные планы, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий;
по каждой проверяемой образовательной программе: списки обучающихся; расписания учебных занятий; сведения о результатах прохождения обучающимися промежуточных аттестаций, экзаменационные материалы по дисциплинам учебных планов, курсовые проекты (работы) (за последние 2 года); приказы об утверждении председателей государственных аттестационных комиссий, отчеты о результатах работы указанных комиссий, экзаменационные материалы для проведения итоговой аттестации выпускников;
по каждой проверяемой образовательной программе в учреждениях профессионального образования: выпускные квалификационные работы (дипломные проекты, работы); договоры с организациями о предоставлении мест для прохождения практик обучающихся, отчеты обучающихся о прохождении практик (за последние 2 года);
документацию по кадровому обеспечению, штатное расписание учреждения, личные дела педагогических работников и их индивидуальные планы работы на учебный год;
документацию по учебно-методическому, информационному и библиотечному обеспечению образовательного процесса;
документацию коллегиальных органов образовательного учреждения, утверждающих образовательную программу учреждения, годовой календарный учебный график, рабочие программы, учебные планы.
В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса учреждение обязано направить в Департамент указанные в запросе документы.
3.6. Порядок оформления результатов проверки следующий:
3.6.1. По результатам проверки составляется акт проверки по установленной форме (форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
3.6.2. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя учреждения, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки.
3.6.3. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки.
3.6.4. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.6.5. Юридические лица обязаны вести журнал учета проверок. В журнале учета проверок должностными лицами Департамента осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
3.6.6. Юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Департамент в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Департамент.
3.6.7. Не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки специалист Отдела, ответственный за проведение проверки, на основании акта проверки готовит отчет о проведении проверки (далее - отчет).
3.6.7.1. В отчете (приложение N 4) дается описание выявленных несоответствий (нарушений) или указывается на их отсутствие. При выявлении несоответствий (нарушений) в отчете дается предложение:
3.6.7.1.1. О направлении предписания (приложение N 3):
при выявлении несоответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям;
при выявлении несоответствия содержания реализуемых образовательных программ их уровню и направленности, подтвержденным свидетельством о государственной аккредитации;
при выявлении нарушения обязательных требований, установленных нормативными актами, при проведении государственной (итоговой) аттестации, выдаче документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
3.6.7.1.2. О приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в образовательном учреждении и (или) его филиале, или о лишении организации государственной аккредитации - при выявлении нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации, или иного нарушения прав и свобод обучающихся.
3.6.7.1.3. О направлении уведомления (приложение N 6) - в случае если в результате проведения проверки не выявлены нарушения.
3.6.7.2. Отчет не позднее 5 рабочих дней утверждается руководителем Департамента.
3.6.8. Меры, принимаемые должностными лицами Департамента в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.
В случае выявления нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта или федеральных государственных требований, допущенных юридическим лицом, Департамент выдает юридическому лицу и (или) учредителю предписание об устранении выявленного нарушения.
3.6.8.1. В предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать 6 месяцев.
3.6.8.2. Предписание или уведомление в течение 3 рабочих дней рассматривается, подписывается руководителем Департамента и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку либо направляется заказным письмом в учреждение с уведомлением о вручении, а копия предписания или уведомления - его учредителю.
3.6.9. Проверяемое юридическое лицо, которому было направлено предписание, должно исполнить его в установленный срок и представить в Департамент отчет об исполнении предписания по установленной Регламентом форме (приложение N 5), а также заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих исполнение предписания.
Отчет об исполнении предписания направляется проверяемым юридическим лицом в адрес Департамента по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении или представляется в Департамент руководителем юридического лица или уполномоченным представителем юридического лица под расписку.
3.6.10. В случае непредставления проверяемым юридическим лицом в установленные сроки отчета об устранении нарушений при наличии письменного заявления руководителя юридического лица руководитель Департамента может принять решение о продлении сроков устранения нарушений с учетом уважительных (объективных) причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения.
3.6.11. Специалист, ответственный за контроль за исполнением предписания, рассматривает отчет юридического лица об исполнении предписания на предмет комплектности, правильности оформления и заполнения представленных документов.
При некомплектности представленных документов, несоблюдении требований к оформлению и заполнению документов Департаментом направляется в адрес юридического лица письмо с указанием перечня недостающих документов и (или) замечаний по их оформлению и заполнению, а также сроков представления полного комплекта документов.
Письмо с приложением представленных документов направляется по почте в адрес юридического лица заказным письмом с уведомлением о вручении или передается руководителю юридического лица или уполномоченному представителю юридического лица под расписку.
В случае неполучения полного комплекта документов в сроки, указанные в письме, предписание об устранении выявленных нарушений считается неисполненным.
3.6.12. В случае неисполнения указанного предписания проверяемым юридическим лицом, его учредителем (в том числе, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в Департамент до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнения в установленный срок указанного предписания) Департамент возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.
В случае неисполнения указанного предписания аккредитованными образовательными учреждениями и (или) учредителем Департамент также приостанавливает действие свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в этом образовательном учреждении и (или) его филиале на срок, не превышающий 6 месяцев.
Если до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации образовательное учреждение и (или) учредитель представили в Департамент документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации, Департамент возобновляет действие свидетельства о государственной аккредитации.
В случае если такие документы не представлены образовательным учреждением и (или) учредителем в Департамент до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, Департамент принимает решение о лишении образовательного учреждения государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в этом образовательном учреждении и (или) его филиале.
3.6.13. При комплектности представленных документов, правильности их оформления и заполнения отчет об исполнении предписания рассматривается по существу.
В случае если отчет об исполнении предписания подтверждает факт исполнения предписания, в адрес проверяемого юридического лица по почте направляется письмо Департамента о принятии отчета проверяемого юридического лица об исполнении предписания и снятии его с контроля.
3.6.14. Специалист Отдела, ответственный за проведение проверки, вносит в базу данных информацию о проведении мероприятия по контролю, о его результатах и о принятых мерах.
3.7. Порядок проведения внеплановой проверки следующий:
3.7.1. Государственная функция в отношении учреждений в виде внеплановой проверки проводится по решению руководителя Департамента, принимаемому при наличии следующих оснований.
3.7.1.1. Истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного Департаментом предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушении обязательных требований.
3.7.1.2. Поступление в Департамент обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
3.7.1.3. Приказ руководителя Департамента, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
3.7.2. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Департамент, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 3.7.1 пункта 3.7 Регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
3.7.3. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 3.7.1.2 пункта 3.7 Регламента, учреждение уведомляется Департаментом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
3.7.4. Повторные мероприятия по контролю проводятся не ранее истечения срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и направлены на изучение результатов деятельности проверяемых учреждений по устранению выявленных нарушений.
3.7.5. В случае если на основании отчета об исполнении предписания невозможно установить факт исполнения или неисполнения предписания проверяемого юридического лица, на основании приказа руководителя Департамента проводится внеплановая проверка.
3.7.6. По результатам проведения внеплановой проверки при установлении факта неисполнения предписания специалист Отдела, ответственный за контроль исполнения предписания, после получения утвержденного отчета о результатах внеплановой проверки возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ. Также специалист Отдела, ответственный за контроль исполнения предписания, готовит в течение 5 рабочих дней проект приказа о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в организации и (или) ее филиале, на срок, не превышающий 6 месяцев, согласует его с начальником Отдела, начальником Управления. Приказ в течение 3 рабочих дней подписывает руководитель Департамента.
3.8. Порядок возбуждения дела об административном правонарушении следующий:
3.8.1. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении являются нарушения, выявленные в ходе проверки.
3.8.2. Протокол об административном правонарушении составляет должностное лицо Департамента в соответствии с требованиями КоАП РФ. Перечень должностных лиц Департамента, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, приведен в пункте 1.5 Регламента.
3.8.3. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных об организации, в отношении которой возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение 3 суток с момента выявления административного правонарушения.
При составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу должностное лицо Департамента, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, разъясняет их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делает запись в протоколе. Должностное лицо Департамента, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, знакомит лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, с протоколом об административном правонарушении и предоставляет ему возможность дать объяснения.
3.8.4. В случае неявки лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если указанное лицо извещено в установленном порядке, должностное лицо Департамента, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении в его отсутствии и направляет протокол об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение 3 дней со дня составления протокола об административном правонарушении.
3.8.5. Результатом исполнения административной процедуры является составление протокола об административном правонарушении и направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении.
3.9. Порядок формирования годового отчета о результатах осуществления государственной функции:
3.9.1. Проект годового отчета о результатах федерального государственного контроля качества образования готовится специалистом, ответственным за подготовку отчета, на основании свода и анализа информации, содержащейся в базе данных о результатах контроля, и отчетов о проверках.
3.9.2. Годовой отчет утверждается руководителем Департамента с последующей отправкой в Рособрнадзор.
3.9.3. Блок-схема последовательности действий при исполнении государственной функции приведена в приложении N 1 к Регламенту.
3.10. Сроки исполнения государственной функции:
3.10.1. Полномочия по исполнению государственной функции осуществляются в течение всего календарного года на основании плана проверок, утвержденного руководителем Департамента.
3.10.2. Сроки прохождения отдельных административных процедур государственной функции указаны в соответствующих разделах Регламента.
4. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
4.1. Специалисты, участвующие в исполнении государственной функции, несут ответственность за соблюдение положений Регламента. Ответственность специалистов за соблюдение положений настоящего Регламента устанавливается в их должностных регламентах в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
4.2. Текущий контроль за соблюдением специалистами положений Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием решений осуществляется должностными лицами Департамента, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции.
5. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых
(принятых) в ходе исполнения государственной функции
5.1. Действия (бездействие), решения должностных лиц Департамента, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжалованы:
вышестоящему должностному лицу Департамента;
руководителю (заместителю руководителя) Департамента;
руководителю Рособрнадзора.
5.2. Обращение подается в письменной форме и должно содержать:
при подаче обращения физическим лицом - его фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), при подаче обращения юридическим лицом - его наименование;
почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
либо наименование государственного органа, в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
суть обращения;
при подаче обращения физическим лицом - личную подпись физического лица, при подаче обращения юридическим лицом - подпись руководителя (заместителя руководителя) юридического лица;
дату.
К обращению могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенную в обращении информацию.
5.3. Личный прием физических лиц и представителей юридических лиц проводится уполномоченными должностными лицами Департамента. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия физического лица или представителя юридического лица может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке.
5.4. Письменный ответ направляется автору обращения не позднее 30 дней со дня регистрации письменного обращения в Департаменте.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения автор обращения уведомляется письменно с указанием причин продления.
5.5. Физические и юридические лица вправе обжаловать действия (бездействие), решения должностных лиц Департамента, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, в судебном порядке.
Руководитель департамента образования |
Т.П. Хлопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.