Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу министерства здравоохранения
Краснодарского края
от 9 апреля 2013 г. N 1570
Положение
по организации оказания платных медицинских услуг в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Краснодарского края
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует отношения между исполнителями и потребителями платных медицинских услуг, определяет порядок и условия, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора по оказанию платных медицинских услуг в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Краснодарского края.
1.2. Основные термины, используемые в настоящем Положении:
платная медицинская услуга - медицинская услуга, предоставляемая на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования;
потребитель платных медицинских услуг - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
исполнитель - государственное бюджетное учреждение здравоохранения;
заказчик - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
Налоговым кодексом Российской Федерации;
Гражданским кодексом Российской Федерации;
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
Законом Российской Федерации от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями штатных медицинских услуг";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2005 г. N 546 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации";
Приказом Минздрава РФ от 25.11.1993 г. N 280 "О порядке оказания медицинской помощи гражданам СНГ, другим гражданам бывшего СССР и гражданам дальнего зарубежья";
Законом Краснодарского края от 11.12.2012 г. N 2613-КЗ "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
1.4. Платные медицинские услуги предоставляются государственными бюджетными учреждениями здравоохранения в виде профилактической, лечебно-диагностической, санаторно-курортной, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи.
1.5. Государственные бюджетные учреждения здравоохранения вправе предоставлять за плату услуги медицинского сервиса и другие немедицинские услуги (пребывание в палатах повышенной комфортности; дополнительное или специальное питание, не обусловленное медицинскими показаниями; оснащение палат и кабинетов дополнительными видами немедицинского оборудования: телефон, телевизор, оргтехника, холодильник и т.д.; транспортные и другие услуги) в соответствии с действующим законодательством в случае, если это не противоречит уставу государственного бюджетного учреждения здравоохранения.
1.6. Платные медицинские услуги гражданам оказываются по их желанию на основании заключенных договоров.
1.7. Государственные бюджетные учреждения здравоохранения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.
1.8. Деятельность государственных бюджетных учреждений здравоохранения по оказанию платных медицинских услуг физическим лицам, по договорам с хозяйствующими субъектами любой формы собственности и по договорам в интересах третьих лиц относится к коммерческой деятельности и экономические показатели от этой работы регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
1.9. Государственные бюджетные учреждения здравоохранения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставления платных медицинских услуг населению раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам, составлять требуемую отчетность и предоставлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
1.10. Организационные вопросы при оказании платных услуг государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Краснодарского края регламентируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и настоящим Положением.
1.11. Отношения между исполнителем и потребителем в части, неурегулированной настоящим Положением, регламентируются гражданским законодательством Российской Федерации.
1.12. Цены на платные медицинские услуги, предоставляемые государственными бюджетными учреждениями здравоохранения физическим и юридическим лицам, утверждаются региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края по представлению министерства здравоохранения Краснодарского края.
Формирование цен на платные медицинские услуги осуществляется в соответствии с Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края государственных бюджетных учреждений, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденным приказом министерства здравоохранения Краснодарского края.
1.13. Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг, а также правильностью взимания платы осуществляет главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения, а также в пределах своей компетенции: министерство здравоохранения Краснодарского края и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.
1.14. Перечень медицинских услуг, предоставляемых государственными бюджетными учреждениями здравоохранения края физическим и юридическим лицам в качестве платных, утверждается министерством здравоохранения Краснодарского края (приложение к разрешению).
Регламент деятельности работников учреждения, занятых выполнением платных услуг, должностные лица, ответственные за организацию предоставления платных медицинских услуг, их качество, статистический, бухгалтерский учет и отчетность утверждаются приказом главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения.
1.15. Доход, полученный государственным бюджетным учреждением здравоохранения от предоставления платных медицинских услуг, распределяется в соответствии со сметой доходов и расходов по средствам, полученным от приносящей доход деятельности, утвержденной главным врачом учреждения здравоохранения.
Использование прибыли, полученной от оказания платных услуг, производится в соответствии с Порядком использования средств, поступивших от оказания платных медицинских услуг на основании сметы, утвержденной главным врачом учреждения и по согласованию с представительным органом работников, уполномоченным трудовым коллективом (профсоюзной организацией, советом трудового коллектива, советом работников).
1.16. Расходование средств на заработную плату и премирование основного, вспомогательного и прочего персонала (в том числе главного врача) осуществляется в соответствии с разработанным и утвержденным учреждением "Положением об оплате труда из средств, полученных от приносящей доход деятельности", согласованным с профсоюзным органом.
1.17. Не допускается двойная оплата одной и той же услуги из средств обязательного медицинского страхования (или бюджетных средств) и за счет средств потребителя платной услуги.
2. Условия предоставления платных медицинских услуг
2.1. Основаниями для предоставления платных медицинских услуг являются:
- отсутствие обязательств по оплате данного вида медицинской помощи (медицинской услуги) из средств бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- оказание медицинских услуг по инициативе гражданина вне порядка и условий, установленных Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
2.2. Государственные бюджетные учреждения здравоохранения могут предоставлять за плату все виды плановой, консультативной, диагностической и лечебной помощи при условии выполнения объемов медицинской помощи, предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае, и мероприятий федеральных, региональных целевых программ.
2.3. Государственные бюджетные учреждения здравоохранения не вправе оказывать за плату скорую медицинскую помощь при состояниях, угрожающих жизни, требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений и других состояниях и заболеваниях).
2.4. Предоставление платных медицинских услуг государственными бюджетными учреждениями здравоохранения осуществляется только при наличии у них лицензии на избранный вид медицинской помощи.
Основанием предоставления платных медицинских услуг (медицинских услуг на возмездной основе) является желание гражданина получить конкретную услугу именно на платной основе, оформленное в виде договора.
При этом до сведения граждан должна быть доведена информация о правилах оказания данных видов медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения, обеспечивающем реализацию Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
При заключении договора до сведения граждан должна быть доведена конкретная информация о возможности и порядке получения медицинских услуг на бесплатной основе в государственном бюджетном учреждении здравоохранения. Факт доведения до сведения граждан указанной информации должен быть зафиксирован в договоре.
2.5. Государственные бюджетные учреждения здравоохранения оказывают платные медицинские услуги физическим и юридическим лицам по специальному разрешению министерства здравоохранения Краснодарского края.
2.6. Государственные бюджетные учреждения здравоохранения, оказывающие платную медицинскую помощь, обязаны соблюдать приоритетность выполнения объемов бесплатной медицинской помощи по Территориальной программе государственных гарантий (в соответствии с подписанным главным врачом гарантийным обязательством).
2.7. Оказание платных медицинских услуг может осуществляться сотрудниками учреждения, которым разрешено совмещение, за счет интенсивности работы или в дополнительное рабочее время.
2.8. В случаях, когда выполнение функциональных обязанностей работника технологически и / или организационно связано с совмещением работы по исполнению платных медицинских услуг, необходимо утвердить перечень должностей структурных подразделений, которым разрешено совмещение работ по основной деятельности с оказанием платных услуг (например, перечень должностей стационара).
3. Порядок использования средств, поступивших от оказания платных медицинских услуг, в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Краснодарского края
3.1. Доходы от оказания платных медицинских услуг распределяются в соответствии с утвержденной главным врачом сметой доходов и расходов по средствам от приносящей доход деятельности.
3.2. Смета доходов и расходов по средствам от приносящей доход деятельности формируется в соответствии со структурой утвержденных тарифов и планируемых объемов оказания медицинской помощи.
3.3. Доля средств на оплату труда в целом по смете определяется в соответствие со структурой тарифов.
3.4. Фонд оплаты труда для каждого структурного подразделения рассчитывается от суммы полученных доходов (с учетом выполненных объемов медицинской помощи) по структуре тарифа.
3.5. Использование прибыли осуществляется на основании сметы, утвержденной руководителем бюджетного учреждения и по согласованию с представительным органом работников, уполномоченным трудовым коллективом (профсоюзной организацией, советом трудового коллектива, советом работников).
3.6. Прибыль после уплаты налогов направляется:
- на материальное поощрение и социальные выплаты сотрудникам - в размере до 40%,
- на содержание и развитие материально-технической базы ЛПУ и другие расходы - в размере от 60%, из которых не менее 30% расходуется на приобретение основных средств и проведение капитального ремонта.
3.7. В каждом государственном бюджетном учреждении здравоохранения разрабатывается Положение об оплате труда из средств, полученных от приносящей доход деятельности.
4. Информация об исполнителе и оказываемых услугах
4.1. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения обязано обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения:
о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации),
о наименовании учреждения,
о режиме работы,
о телефонах администрации учреждения и лиц, ответственных за предоставление платных медицинских услуг, о наличии лицензии,
о перечне штатных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан,
о видах медицинской помощи, оказываемых бесплатно, и условиях получения бесплатной медицинской помощи,
о возможности получения справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации,
адреса и телефоны организации по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если таковая имеется, и органа управления здравоохранением, осуществляющего контроль деятельности государственного учреждения здравоохранения.
Указанная информация должна размещаться в доступном для обозрения месте, в наглядной и доступной форме.
4.2. В случае временного приостановления деятельности государственного бюджетного учреждения здравоохранения для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий, исполнитель обязан информировать потребителя о дате приостановления и дате возобновления оказания платных медицинских услуг, а также о возможности получения платных медицинских услуг в другом учреждении здравоохранения.
4.3. Исполнитель обязан своевременно, до заключения договора, предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, мероприятий федеральных и краевых целевых программ.
5. Порядок заключения договоров, предоставления платных медицинских услуг и их оплаты
5.1. Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, гарантии качества, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
5.2. Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления образцы договоров (других документов) об оказании медицинских услуг.
5.3. Договор на предоставление платных медицинских услуг заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
- наименование и местонахождение (юридический адрес) государственного учреждения здравоохранения (исполнителя);
- фамилия, имя, отчество, телефон и адрес заказчика;
- предмет договора (наименование и перечень оказываемых услуг);
- стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты;
- сроки оказания услуг;
- должность, фамилия, имя, отчество законного представителя исполнителя, его подпись, а также подпись заказчика;
- другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.
Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой - у заказчика.
5.4. Заказчик вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведения о квалификации и сертификации специалистов, о расчете стоимости оказанной услуги.
5.5. Исполнитель обязан оказывать медицинскую услугу, определенную договором, с использованием собственных лекарственных средств, расходных материалов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, если иное не предусмотрено договором.
5.6. Исполнитель не вправе без согласия заказчика оказывать дополнительные услуги за плату, а также обуславливать оказание одних услуг обязательным исполнением других.
5.7. Заказчик вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия услуг, а если они уже оплачены - потребовать возврата уплаченных за них сумм.
5.8. Заказчик обязан оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги, а также выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.
5.9. Заказчик имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации у других специалистов. По требованию пациента (или его законного представителя) ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
По требованию заказчика исполнитель обязан предоставить справку об оказанной услуге и ее стоимости.
5.10. Информация, содержащаяся в медицинских документах пациента (о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и лечении), составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия пациента только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
5.11. Если оказание медицинских услуг пациенту требует производства и (или) применения лекарственных средств, расходных материалов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, исполнитель по требованию заказчика обязан предоставить ему сведения о необходимых и используемых при оказании данных услуг лекарственных средствах, расходных материалах, изделиях медицинского назначения, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках).
5.12. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются государственными бюджетными учреждениями здравоохранения с применением контрольно-кассовых машин или квитанций (бланков, являющихся документами строгой отчетности, утвержденных в установленном порядке).
Государственные бюджетные учреждения здравоохранения обязаны выдать потребителю кассовый чек или второй экземпляр квитанции (бланка строгой отчетности), подтверждающие прием наличных денег.
6. Ответственность исполнителя платных медицинских услуг
6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные бюджетные учреждения здравоохранения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
6.2. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае применения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
6.3. При несоблюдении государственным бюджетным учреждением здравоохранения обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
- назначить новый срок исполнения услуги;
- потребовать исполнения услуги другим специалистом;
- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых законодательством РФ.
По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.
6.4. Претензии и споры, возникшие между потребителем и государственным бюджетным учреждением здравоохранения, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке.
6.5. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания услуг, если неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
6.6. За невыполнение настоящего Положения государственное бюджетное учреждение здравоохранения в порядке, установленном действующим законодательством, может быть лишено права предоставления физическим и юридическим лицам платных медицинских услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.