Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 февраля 2013 г. N 151 настоящая Программа дополнена приложением N 2
Приложение N 2
к долгосрочной краевой целевой программе
"Развитие водоснабжения населенных
пунктов Краснодарского края
на 2012 - 2020 годы"
Подпрограмма
"Чистая вода в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы"
21 февраля, 24 июля 2013 г.
Паспорт подпрограммы "Чистая вода в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы" долгосрочной краевой целевой программы "Развитие водоснабжения населенных пунктов Краснодарского края на 2012 - 2020 годы"
Наименование Подпрограммы |
|
подпрограмма "Чистая вода в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы" (далее - Подпрограмма) |
|
|
|
Основания для разработки Подпрограммы |
|
Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы" |
|
|
|
Координатор Подпрограммы |
|
департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края |
|
|
|
Государственные заказчики и (или) исполнители мероприятий Подпрограммы |
|
департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - Департамент) |
|
|
|
Цели и задачи Подпрограммы |
|
цель Подпрограммы - обеспечение населения Краснодарского края питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами Задачи Подпрограммы: развитие коммунальных централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения Краснодарского края обеспечение населения питьевой водой нормативного качества ликвидация дефицита питьевого водоснабжения в ряде населенных пунктов Краснодарского края реконструкция и модернизация объектов водоснабжения населенных пунктов Краснодарского края с внедрением передовых технологий очистки питьевой воды в целях обеспечения ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям, при сбросе их в водные объекты увеличение энергоэффективности технологических процессов в сфере водопроводно-канализационного хозяйства развитие государственно-частного партнерства в секторе водоснабжения коммунального хозяйства Краснодарского края на основе привлечения долгосрочных частных инвестиций создание условий для разработки и реализации в муниципальных образованиях края программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры создание предпосылок для улучшения экономических показателей и производственной базы организаций водопроводно-канализационного комплекса Краснодарского края и увеличения темпов жилищного строительства |
|
|
|
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
|
удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям удельный вес проб, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в объеме сточных вод доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения зарегистрировано больных брюшным тифом и паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями зарегистрировано больных вирусными гепатитами зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения зарегистрировано больных злокачественными образованиями обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения |
|
|
|
Срок реализации Подпрограммы |
|
2013 - 2017 годы |
|
|
|
Перечень направлений и основных мероприятий Подпрограммы |
|
направление N 1. Мероприятия по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод: строительство и реконструкция водозаборов и станций очистки питьевой воды, включая внедрение технологий централизованного управления и диспетчеризации строительство, реконструкция водопроводных сетей строительство и реконструкция станций очистки сточных вод строительство, реконструкция сетей канализации капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства муниципальной собственности разработка ПСД на объекты строительства и реконструкции развитие систем коммунальной инфраструктуры и очистки сточных вод за счет внебюджетных источников. Направление N 2. Организационные мероприятия по совершенствованию системы управления водопроводно-канализационным хозяйством: совершенствование системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе по переходу на метод образования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения концессионных соглашений и других мероприятий по реформированию отношений в указанном секторе <1> Объемы финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств краевого бюджета ежегодно уточняются законом Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. <2> Объемы финансовых средств, направляемых бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией установленных законодательством полномочий органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения, ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период. <3> Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Подпрограммы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений. <4> Средства федерального бюджета будут привлекаться в рамках реализации федеральной целевой программы "Чистая вода на 2011 - 2017 годы" по результатам конкурсного отбора региональных программ, проводимого Министерством регионального развития Российской Федерации |
|
|
|
Ожидаемые результаты |
|
в результате реализации Подпрограммы будут обеспечены улучшение водоснабжения и водоотведения для населения до существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости используемой воды, сокращение потерь воды, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, контроль изменения состояния водных объектов и сбросов сточных вод в них. В результате реализации мероприятий будут выполнены следующие основные показатели в количественном выражении: восстановление конструктивной целостности 504,7 км водопроводных сетей восстановление проектной мощности 24 водозабора уменьшение протяженности уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене 11329,6 км; строительство и реконструкция 24 станций водоподготовки строительство и реконструкция 9 станций очистки сточных вод общей производительностью до 26 тыс. м3/сут. уменьшение протяженности уличной канализационной сети, нуждающейся в замене на 129 км. Реализация мероприятий Подпрограммы позволит достигнуть следующих целевых показателей: 1. Удельный вес проб, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, - 4,15%. 2. Удельный вес проб, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическому составу, - 0,81%. 3. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, - 30,0%. 4. Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, - 30,0%. 5. Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 480 на 1000 км сетей в год. 6. Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения в объеме сточных вод, - 100%. 7. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, - 55,0%. 8. Зарегистрировано больных брюшным тифом и паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями - 1,10 тыс. чел./год. 9. Зарегистрировано больных вирусными гепатитами - 0,12 тыс. чел./год. 10. Зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения - 55,0 тыс. чел./год. 11. Зарегистрировано больных злокачественными образованиями - 15,5 тыс. чел./год. 12. Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения - 85%. 13. Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения - 84% |
Контроль за выполнением Подпрограммы |
|
контроль за выполнением Подпрограммы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Решение проблемы обеспечения населения Краснодарского края питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве является одной из главных задач, решение которой способствует сохранению здоровья населения, увеличению продолжительности жизни.
Значимость решения указанной проблемы связана с конституционным правом граждан на благоприятную окружающую среду, включая удовлетворение потребности в доброкачественной питьевой воде. Основные требования к обеспечению населения питьевой водой регламентируются государственными стандартами, санитарными нормами и правилами, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и другими нормативными правовыми актами.
Основной водной артерией, источником водоснабжения населения, хозяйственной и промышленной деятельности на территории края является р. Кубань. Бассейн реки Кубань располагается в западной части Северо-Кавказского экономического района, ограничивается Главным Кавказским хребтом, Азовским морем и слабовыраженным водоразделом с реками равнинной части Ставропольского и Краснодарского краев.
Основными источниками водоснабжения Краснодарского края являются подземные воды. Объем воды из подземных водных источников, использованный населением края для хозяйственно-питьевого водоснабжения в 2011 году, - 946,795 тыс. м3/сут., что составило 95,7% от общего использования.
В настоящее время на учете в Кубанском бассейновом водном управлении по Краснодарскому краю находится около 1300 респондентов - водопользователей.
Тридцать четыре района Краснодарского края (население районов) надежно обеспечены подземными водами (Кэ 1,64 до 10,74), величина прогнозных эксплуатационных ресурсов подземных вод по этим районам составляет 9332,3 тыс. м3/сут.
По четырем районам (Щербиновский, Кущевский, Темрюкский и Апшеронский) показатель обеспеченности подземными водами составляет от 1,23 до 1,5 Кэ. Чтобы перевести их в разряд надежно обеспеченных (при Кэ = 1,6) потребуется 278,4 тыс. м3/сут подземных вод, для чего необходимо дополнительно 53,6 тыс. м3/сут воды с учетом того, что Ленинградским групповым водозабором в Щербиновский район в настоящее время перебрасывается 5,4 тыс. м3/сут. Это количество воды может быть привлечено из соседних надежно обеспеченных районов с избытком запасов (Ленинградского, Славянского, Крымского и Белореченского районов).
Частично обеспечены подземными водами Отрадненский район и город Новороссийск (Кэ соответственно составляет 0,9 и 0,16). Эксплуатационные запасы и ресурсы подземных вод по ним составляют 55,2 тыс. м3/сут, заявленная потребность 214,0 тыс. м3/сут. Населению этих районов потребуется дополнительно 287,2 тыс. м3/сут (при Кэ = 1,6). Проблема водоснабжения Отрадненского района может быть решена за счет запасов подземных вод Чернореченского месторождения пресных вод (Лабинский район), а города Новороссийска - за счет запасов подземных вод Крымского района (избыток запасов подземных вод при Кэ = 1,6 - 500,5 тыс. м3/сут).
Два района - Крыловский, Успенский и город-курорт Анапа недостаточно обеспеченны (Кэ от 0,08 до 0,75), а город Армавир не обеспечен подземными водами питьевого качества.
Прогноз эксплуатационных ресурсов подземных вод города-курорта Анапы, Крыловского и Успенского районов составляют 45,38 тыс. м3/сут, а заявленная потребность 176,0 тыс. м3/сут. Недостаток в воде по этим районам составляет 236,2 тыс. м3/сут.
Дефицит в подземных водах может быть устранен за счет запасов подземных вод Варениковского месторождения пресных вод, переброски подземных вод из Ленинградского (избыток воды - 153,3 тыс. м3/сут) или Павловского (избыток воды - 138,5 тыс. м3/сут при Кэ = 1,6) районов в Крыловский район. В Успенский район подземные воды могут быть поданы с Чернореченского месторождения пресных вод (Лабинский район) или из Курганинского района (избыток воды - 456,9 тыс. м3/сут при Кэ = 1,6).
По данным Роспотребнадзора в 2011 году удельный вес населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, составляет 66,6% от численности населения Краснодарского края, условно доброкачественной - 23,5%, недоброкачественной водой - 6,8%.
Доля проб воды из подземных источников водоснабжения, не соответствующих санитарно-химическим показателям, в 2011 году увеличилась по сравнению с предыдущими годами и составила 12,3% (2007 год - 6,9%; 2008 год - 7,6%; 2009 год - 7,5%; 2010 год - 7,0%).
По данным Кубанского бассейнового водного управления, в 2011 году забор воды из поверхностных источников, включая морскую воду, составил 6209,6 млн. м3, что на 428 млн. м3 меньше чем в 2010 году. Объем забора из подземных водных объектов снизился незначительно (на 8 млн. м3) и составил 545,4 млн. м3. В 2011 году потери воды при транспортировке составили 1046 млн. м3 (2010 год - 890 млн. м3). Общей проблемой как крупных, так и небольших городов является изношенность водопроводящих сетей, в замене нуждаются около 40% уличной водопроводной сети.
Остается высоким уровень потерь, особенно на групповых водозаборах, снабжающих водой крупные населенные пункты края (города Славянск-на-Кубани, Краснодар, Кропоткин, Гулькевичи, Сочи, Геленджик и другие). Коммунальные предприятия, эксплуатирующие групповые водозаборы, из-за недостаточного финансирования не в состоянии в полном объеме ремонтировать пришедшие в негодность водопроводные сети, поэтому происходят значительные утечки питьевой воды и количество потерь составляет 30,5 - 55,6% от общего водоотбора.
Коммунальное канализационное хозяйство Краснодарского края включает 194 централизованных систем сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты или на рельеф местности, а также 10 отдельных канализационных сетей. В состав коммунального канализационного хозяйства края входят 177 комплексов очистных сооружений канализации общей производственной мощностью 1,6 млн. м3/сут, 632 канализационных насосных станций и 4,8 тыс. км канализационных сетей и коллекторов. При этом 2,02 тыс. км канализационных сетей (41,9%) находятся в аварийном состоянии и нуждаются в замене.
Основными причинами продолжающегося загрязнения поверхностных водных объектов являются:
сброс сточных вод без очистки, а также недостаточное развитие сетей канализации в крупных городах;
ненормативная работа очистных сооружений в результате перегрузки по гидравлике, отсутствие сооружений доочистки, неудовлетворительная эксплуатация;
сверхнормативное загрязнение поверхностных вод в результате аварий и стихийных бедствий;
поступление загрязненного поверхностного стока с площадей сбора;
отсутствие условий очистки ливневых вод в населенных пунктах.
Большинство очистных сооружений на территории Краснодарского края было построено в 70-е годы или раньше. За последние 10 лет практически прекратилось строительство и ввод в эксплуатацию новых очистных сооружений. Существующие сооружения по очистке вод эксплуатируются по 20 - 30 лет без проведения реконструкции и внедрения передовых технологий очистки. Применяемые схемы очистки устарели, оборудование физически изношено, сооружения по доочистке не внедряются. Некоторые комплексы очистных сооружений перегружены по гидравлике и требуют расширения мощности. В последние годы проводились в основном мероприятия по капитальному ремонту очистных сооружений, которые позволяли поддержать их в технически исправном состоянии, однако не обеспечивали снижения сброса загрязняющих веществ в природные водные объекты.
Высокий износ систем водоотведения приводит к ухудшению экологических условий территорий края и существенному увеличению размеров платежей за негативное воздействие на водные объекты.
Важнейшим показателем санитарно-эпидемиологического благополучия любого региона является состояние здоровья населения. На процесс его формирования влияет целый ряд биологических, социально-экономических, антропогенных (техногенных), природно-климатических и других факторов. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что в экологически неблагоприятных регионах регистрируется увеличение уровня смертности и заболеваемости населения, при этом отслеживается определенная связь с экологическими особенностями региона.
Таким образом, назрела острая необходимость перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения сферы жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, которая определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем в силу следующих причин:
необходимость обеспечения населения, получающего услугу коммунального водоснабжения, водой питьевого качества, удовлетворяющего требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества");
необходимость приведения в нормативное состояние с уменьшением показателей физического износа систем коммунального водоснабжения и водоотведения Краснодарского края;
восстановление проектной мощности водозаборов;
предотвращение возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой прекращение функционирования централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;
максимально возможная ликвидация эпидемиологически опасного децентрализованного водоснабжение населения;
ввод новых и реконструкция существующих станций очистки сточных вод.
Решение поставленных в Подпрограмме целей и задач требует значительных финансовых вложений, которые не могут быть реализованы в рамках одного финансового года. В связи с этим разработана подпрограмма "Чистая вода в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы", которая соответствует стратегическим направлениям, заложенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части приоритетных направлений развития водохозяйственного комплекса, Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и способствует достижению целей и решению задач, обозначенных в федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Целью Подпрограммы является обеспечение населения Краснодарского края питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах.
В ходе реализации Подпрограммы предусматривается обеспечить решение следующих задач:
1. Развитие коммунальных централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения Краснодарского края.
2. Обеспечение населения питьевой водой нормативного качества.
3. Ликвидация дефицита питьевого водоснабжения в ряде населенных пунктов Краснодарского края.
4. Реконструкция и модернизация объектов водоснабжения населенных пунктов Краснодарского края с внедрением передовых технологий очистки питьевой воды в целях обеспечения ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.
5. Осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям, при сбросе их в водные объекты.
6. Увеличение энергоэффективности технологических процессов в сфере водопроводно-канализационного хозяйства.
7. Развитие государственно-частного партнерства в секторе водоснабжения коммунального хозяйства Краснодарского края на основе привлечения долгосрочных частных инвестиций.
8. Создание условий для разработки в муниципальных образованиях области программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры.
9. Создание предпосылок для улучшения экономических показателей и производственной базы организаций водопроводно-канализационного комплекса Краснодарского края и увеличения темпов жилищного строительства.
Оценка результативности Подпрограммы будет ежегодно отслеживаться на основании целевых индикаторов и показателей Подпрограммы, представленных в таблице.
При успешной реализации всех подпрограммных мероприятий также ожидается достижение целевых показателей, указанных в приложении N 1 к федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092.
Таблица. Целевые показатели и индикаторы подпрограммы "Чистая вода в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы"
Наименование |
Единица измерения |
Значение целевых индикаторов по годам |
|||||
базовое |
на плановый период |
||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям |
% |
4,24 |
4,20 |
4,18 |
4,17 |
4,15 |
4,15 |
2. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям |
% |
0,83 |
0,83 |
0,83 |
0,82 |
0,81 |
0,81 |
3. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене |
% |
46,78 |
45,60 |
40,72 |
37,90 |
33,80 |
30,00 |
4. Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене |
% |
42,84 |
41,60 |
38,32 |
37,10 |
34,12 |
30,00 |
5. Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод |
аварий на 1000 км |
773,60 |
680,30 |
600,00 |
565.40 |
510,70 |
480,00 |
6. Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод |
% |
99,22 |
99,50 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
7. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения |
% |
53,76 |
54,00 |
54,30 |
54,75 |
55,00 |
55,00 |
8. Зарегистрировано больных брюшным тифом, паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями |
тыс. чел. |
1,15 |
1,14 |
1,11 |
1,11 |
1,10 |
1,10 |
9. Зарегистрировано больных вирусными гепатитами |
тыс. чел. |
0,17 |
0,16 |
0,15 |
0,14 |
0,14 |
0.12 |
10. Зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения |
тыс. чел. |
56,85 |
56,30 |
56,0 |
55,70 |
55,30 |
55,00 |
11. Зарегистрировано больных злокачественными образованиями |
тыс. чел. |
16,13 |
16,1 |
16,0 |
15,85 |
15,78 |
15,5 |
12. Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения |
% |
83,1 |
83,2 |
83,5 |
84,1 |
84,5 |
85,0 |
13. Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения |
% |
76,4 |
78,2 |
78,8 |
79,6 |
82,1 |
84,0 |
3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмма рассчитана на реализацию в 2013 - 2017 годы в один этап.
Ежегодно по итогам выполнения мероприятий Подпрограммы проводятся анализ достигнутых показателей, уточнение целевых индикаторов и затрат по программным мероприятиям. Уполномоченным органом по реализации Подпрограммы готовятся отчет о ее выполнении за истекший год реализации и предложения по ее корректировке на последующий период.
4. Система основных мероприятий Подпрограммы
Подпрограмма предусматривает реализацию мероприятий, направленных на повышение качества водоснабжения населенных пунктов Краснодарского края с численностью населения не более 100 тыс. человек, что соответствует условиям федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы.
В ходе реализации Подпрограммы предполагается максимально возможное использование механизмов государственно-частного партнерства.
Выполнение программных мероприятий сбалансировано по годам в соответствии со следующими критериями:
эксплуатационно-техническое состояние объектов;
наибольший охват населения услугами водохозяйственного комплекса;
наличие проектной документации;
наличие государственной экологической экспертизы проекта; возможности муниципальных бюджетов;
проработанность вопросов о готовности частных инвесторов осуществлять инвестиции в сферу водопроводно-канализационного комплекса.
Мероприятия Подпрограммы реализуются по двум направлениям:
1. Мероприятия по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
4.1. Мероприятия по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод
1. Строительство и реконструкция водозаборов и станций очистки питьевой воды, включая внедрение технологий централизованного управления и диспетчеризации.
2. Строительство, реконструкция водопроводных сетей.
3. Строительство и реконструкция станций очистки сточных вод.
4. Строительство, реконструкция сетей канализации.
5. Развитие систем коммунальной инфраструктуры и очистки сточных вод за счет внебюджетных источников.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение указанных объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также осуществить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с требованиями пункта 9 статьи 13 Федерального закона в настоящий момент предприятиями водохозяйственного комплекса Краснодарского края в многоквартирных домах и бюджетных учреждениях установлено 64,3% приборов учета водоснабжения.
До 1 июля 2013 года планируется оснастить приборами учета 100% объектов, указанных в Федеральном законе.
69% мероприятий Подпрограммы предусматривает реконструкцию или создание новых сетей, очистки и подачи питьевой воды населению, а также перекачку и очистку сточных вод. При реализации данных мероприятий будет использовано только современное энергоэффективное и энергосберегающее оборудование.
Реализация мероприятий по повышению энергоэффективности в системах водопроводно-канализационного хозяйства в сочетании с установкой приборов учета, мероприятий по внедрению оборотных систем водоснабжения на промышленных предприятиях (предусмотренных как мероприятия внебюджетного финансирования), а также изменения в тарифной политике (включение в тариф инвестиционной составляющей) приведут к снижению общего водопотребления и соответственно к более рациональному расходованию воды потребителями.
В связи с этим основная часть мероприятий Подпрограммы, реализация которых планируется к выполнению, начиная с 2013 года, будет проводиться с учетом показателей снижения водопотребления отдельными группами потребителей.
4.2. Организационные мероприятия по совершенствованию системы управления водопроводно-канализационным хозяйством
Основным мероприятием в данном направлении является совершенствование системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе мероприятия по переходу на метод образования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения концессионных соглашений.
Участие в реализации программных мероприятий организаций водопроводно-канализационного комплекса осуществляется в рамках действующих или разрабатываемых инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Регулирование деятельности организаций водопроводно-канализационного комплекса Краснодарского края, участвующих в реализации Подпрограммы в рамках государственно-частного партнерства, осуществляется в рамках действующего федерального законодательства.
Перечень организационных мероприятий по совершенствованию системы управления водопроводно-канализационным хозяйством подпрограммы "Чистая вода в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы" представлен в приложении N 2 к Подпрограмме.
Кроме этого, для повышения инвестиционной привлекательности муниципальных предприятий сферы водопроводно-канализационного хозяйства предполагается поэтапный переход на долговременные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения во всех муниципальных образованиях Краснодарского края.
Реализация комплекса организационных мероприятий позволит:
довести долю капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод:
к 2014 году - до 15%;
к 2017 году - до 31%;
увеличить долю заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод: к 2014 году - до 2%; к 2017 году - до 7%;
увеличить долю воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений: к 2014 году - до 17,5%; к 2017 году - до 25%;
довести долю воды, поставляемой организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования (с учетом соответствующих изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации):
к 2014 году - до 20%;
к 2017 году - до 35%.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 июля 2013 г. N 807 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного постановления, но не ранее вступления в силу закона Краснодарского края о внесении изменений в Закон Краснодарского края от 11 декабря 2012 г. N 2615-КЗ
5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Финансирование мероприятий Подпрограммы будет осуществляться за счет средств краевого бюджета путем предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, а также за счет внебюджетных финансовых средств, привлекаемых в установленном порядке.
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы составит 13363675,6 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования:
Источник финансирования (тыс. руб.) |
Сумма расходов (тыс. руб.) |
Период реализации Подпрограммы |
||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||
Федеральный бюджет |
186070,2 |
186070,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Краевой бюджет |
3011600,0 |
770000,0 |
480000,0 |
480000,0 |
634300,0 |
647300,0 |
Местный бюджет |
294160,0 |
70000,0 |
48000,0 |
48000,0 |
63430,0 |
64730,0 |
Внебюджетные источники |
9871845,4 |
1711845,4 |
2010000,0 |
2020000,0 |
2030000,0 |
2100000,0 |
Всего |
13363675,6 |
2737915,6 |
2538000,0 |
2548000,0 |
2727730,0 |
2812030,0 |
Подробный перечень основных мероприятий Подпрограммы с указанием объемов финансирования, сроков реализации и источников финансирования представлен в приложении N 1 к Подпрограмме.
При реализации Подпрограммы возможно возникновение финансовых рисков, связанных с:
неполным выделением бюджетных средств в рамках одного года на реализацию программных мероприятий, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий и могут подвергнуться корректировке целевые индикаторы эффективности реализации Подпрограммы, что потребует внесения изменений в Подпрограмму;
недостаточным объемом собственных средств организаций, в связи с чем подлежат уточнению объемы финансирования и сроки реализации, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий и могут подвергнуться корректировке целевые индикаторы эффективности реализации долгосрочной краевой целевой программы "Развитие водоснабжения населенных пунктов Краснодарского края на 2012 - 2020 годы", что потребует внесения изменений в Подпрограмму;
более высоким ростом цен на отдельные виды услуг, что повлечет увеличение затрат на отдельные программные мероприятия.
6. Механизм реализации Подпрограммы
Механизм реализации Подпрограммы установлен разделом 7 долгосрочной краевой целевой программы "Развитие водоснабжения населенных пунктов Краснодарского края на 2012 - 2020 годы".
Средства федерального бюджета будут привлекаться в соответствии с федеральной целевой программой "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы в рамках участия Подпрограммы в проводимом Министерством регионального развития Российской Федерации конкурсном отборе региональных программ "Чистая вода".
Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений.
7. Организация управления Подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления Подпрограммой и контроль за ходом ее реализации основаны на формах и методах управления, определяемых координатором Подпрограммы - Департаментом, и направлены на координацию выполнения мероприятий Подпрограммы, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий Подпрограммы, подготовку отчетов о реализации Подпрограммы, внесение предложений по корректировке Подпрограммы.
Координатор Подпрограммы обеспечивает качественное проведение намеченных мероприятий, целевое, эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Подпрограммы, ежегодно с учетом реализации мероприятий Подпрограммы уточняет объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляет по мере формирования краевого бюджета:
бюджетную заявку на финансирование Подпрограммы за счет средств краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
обоснование объемов финансирования Подпрограммы в очередном финансовом году по всем направлениям расходования средств и всем источникам финансирования;
формирует отчетные данные, организует ведение отчетности по реализации мероприятий Подпрограммы.
Координатор определяет первоочередность реализации мероприятий с учетом приоритетных направлений Подпрограммы и степени готовности объектов, организует взаимодействие и координацию деятельности исполнителей Подпрограммы, при необходимости производит корректировку Подпрограммы в соответствии с законодательством Краснодарского края, в установленном порядке вносит предложения по уточнению мероприятий Подпрограммы, перечню целевых показателей и индикаторов реализации Подпрограммы на планируемый период.
8. Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы
Обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям, и доступ к централизованным системам водоснабжения приведут к повышению качества жизни граждан. Экономический эффект от реализации Подпрограммы заключается в повышении инвестиционной активности частных инвесторов, что приведет к увеличению доли внебюджетных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водопроводно-канализационного комплекса.
Реализация программных мероприятий предполагает повышение эффективности работы водопроводно-канализационного комплекса Краснодарского края, стимулирование работы организаций, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, тем самым повышение качества предоставления услуги коммунального водоснабжения для жителей Краснодарского края.
К 2018 году в результате выполнения Подпрограммы будет решен вопрос снабжения качественной питьевой водой, соответствующей стандартам по санитарно-химическим показателям, жителей городов Краснодарского края и подавляющего количества сельских населенных пунктов. К 2018 году население Краснодарского края будет получать ее в соответствии с качеством, удовлетворяющим соответствующим санитарным нормам.
За период выполнения Подпрограммы будет достигнуто уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, до уровня 30,0%.
Не менее важным результатом реализации Подпрограммы станет повышение качества воды в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения, что позволит уменьшить количество заболеваний пищеварительной системы, уменьшить риск инфекционных заболеваний, распространяющихся в водной среде.
К 2018 году в результате реализации программных мероприятий по строительству и реконструкции очистных сооружений и систем водоотведения в районах Краснодарского края прекратится сброс в водные объекты неочищенных стоков, при этом доля очищенных сточных вод, удовлетворяющих нормативным требованиям на сброс, будет составлять свыше 55%. Таким образом, существенно сократится сброс загрязняющих веществ в водные объекты и соответственно улучшится их санитарное состояние.
За период выполнения Подпрограммы будет достигнуто уменьшение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, до 30%.
Дополнительная эффективность реализации Подпрограммы будет достигнута за счет ввода новых основных фондов, улучшения технико-экономических показателей работы оборудования, минимизации затрат на аварийный и текущий ремонт энергетического оборудования, снижения коммерческих потерь электрической и тепловой энергии, а также за счет стимулирования и пропаганды бережного использования энергоресурсов и обучения персонала.
Кроме того, выполнение мероприятий Подпрограммы будет способствовать обеспечению надежности водоснабжения населенных пунктов, окажет положительное влияние на социальный климат в Краснодарском крае, повысит дисциплину и уровень оплаты за потребленные ресурсы.
Экономическая эффективность Подпрограммы определяется достижением конечных результатов Подпрограммы, а также плановыми значениями целевых индикаторов и показателей эффективности Подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.