Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Государственная программа
Краснодарского края "Развитие здравоохранения"
(утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 октября 2013 г. N 1172)
Паспорт
государственной программы Краснодарского края "Развитие здравоохранения"
Наименование государственной программы
|
государственная программа Краснодарского края "Развитие здравоохранения" (далее - государственная программа) |
Координатор государственной программы |
министерство здравоохранения Краснодарского края |
Координатор подпрограмм государственной программы |
министерство здравоохранения Краснодарского края |
Подпрограммы государственной программы |
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи |
| |
Совершенствование системы оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации | |
| |
Охрана здоровья матери и ребенка | |
| |
Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей | |
| |
Кадровое обеспечение системы здравоохранения | |
| |
Совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях | |
| |
Совершенствование системы территориального планирования и информатизации здравоохранения Краснодарского края | |
Ведомственные целевые программы |
не предусмотрены государственной программой |
Иные исполнители отдельных мероприятий государственной программы |
не предусмотрены государственной программой |
Цель государственной программы |
обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки |
Задачи государственной программы |
увеличение продолжительности активной жизни населения Краснодарского края за счет формирования здорового образа жизни, профилактики и раннего выявления заболеваний совершенствование системы оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям улучшение состояния здоровья детей и матерей развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей совершенствование кадрового обеспечения системы здравоохранения Краснодарского края совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях повышение эффективности управления качеством медицинской помощи и охраны здоровья населения Краснодарского края |
Целевые показатели государственной программы |
смертность от всех причин материнская смертность младенческая смертность смертность от болезней системы кровообращения смертность от дорожно-транспортных происшествий смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) смертность от туберкулёза заболеваемость туберкулёзом смертность населения в трудоспособном возрасте ожидаемая продолжительность жизни при рождении средняя продолжительность пребывания пациента на койке в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
государственная программа реализуется с 2014 года по 2020 год в два этапа: 1-й этап: 2014 - 2015 годы 2-й этап: 2016 - 2020 годы |
Объемы финансирования государственной программы |
всего - 254 909 653,2 тысячи рублей, в том числе по годам: 2014 год - 36 098 545,0 тысячи рублей 2015 год - 35 436 410,9 тысячи рублей 2016 год - 36 671 532,1 тысячи рублей 2017 год - 36 672 660,6 тысячи рублей 2018 год - 36 673 000,4 тысячи рублей 2019 год 36 676 595,6 тысячи рублей 2020 год 36 679 908,6 тысячи рублей из средств федерального бюджета 10 899 965,3 тысячи рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1 913 427,5 тысячи рублей 2015 год - 1 497 756,3 тысячи рублей 2016 год - 1 497 756,3 тысячи рублей 2017 год - 1 497 756,3 тысячи рублей 2018 год - 1 497 756,3 тысячи рублей 2019 год - 1 497 756,3 тысячи рублей 2020 год - 1 497 756,3 тысячи рублей из средств краевого бюджета - 243 987 455,0 тысячи рублей, в том числе по годам: 2014 год - 34 182 392,5 тысячи рублей 2015 год - 33 935 867,5 тысячи рублей 2016 год - 35 170 473,4 тысячи рублей 2017 год - 35 171 582,6 тысячи рублей 2018 год - 35 172 901,4 тысячи рублей 2019 год - 35 175 474,3 тысячи рублей 2020 год - 35 178 763,3 тысячи рублей из средств местных бюджетов - 22 232,9 тысячи рублей, в том числе по годам: 2014 год - 2 725,0 тысячи рублей 2015 год - 2 787,1 тысячи рублей 2016 год - 3 302,4 тысячи рублей 2017 год - 3 321,7 тысячи рублей 2018 год - 3 342,7 тысячи рублей 2019 год - 3 365,0 тысячи рублей 2020 год - 3 389,0 тысячи рублей |
| |
по подпрограмме "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" всего - 28 144 687,8 тысячи рублей (с 2014 года по 2020 год) | |
| |
по подпрограмме "Совершенствование системы оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" всего - 69 650 069,4 тысячи рублей (с 2014 года по 2020 год) | |
| |
по подпрограмме "Охрана здоровья матери и ребенка" всего - 2 821 531,7 тысячи рублей | |
| |
по подпрограмме "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" всего - 3 700 334,3 тысячи рублей | |
| |
по подпрограмме "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" всего - 3 753 646,5 тысячи рублей (с 2014 года по 2020 год) | |
| |
по подпрограмме "Совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях" всего - 19 138 605,1 тысячи рублей (с 2014 года по 2020 год) | |
| |
по подпрограмме "Совершенствование системы территориального планирования и информатизации здравоохранения Краснодарского края" всего - 127 700 778,4 тысячи рублей (с 2014 года по 2020 год) | |
Контроль за исполнением государственной программы |
осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
1. Характеристика текущего состояния здоровья населения и сферы здравоохранения Краснодарского края
Здоровье жителей Краснодарского края как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства как Кубани, так и России в целом. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения.
Основной целевой установкой государственной программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья жителей Краснодарского края. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
Краснодарский край - крупнейший по численности населения регион России, в котором проживает более 5 млн. человек, из которых 47 процентов составляет сельское население. Край отличается более поздней и медленной урбанизацией, во многом из-за благоприятных агроклиматических условий.
Проводимые в Краснодарском крае мероприятия по реорганизации и модернизации системы здравоохранения, повышению качества жизни и доступности медицинской помощи позволили улучшить показатели здоровья жителей Кубани.
В 2012 году ожидаемая продолжительность жизни населения Краснодарского края увеличилась до 71,5 года, что выше продолжительности жизни в России (70,3 года), но остается более низкой (на 5,1 года меньше), чем в "новых" странах ЕС (европейские страны, вошедшие в ЕС после мая 2004 года) и на 11,1 года меньше, чем в "старых" странах ЕС (европейские страны, вошедшие в ЕС до мая 2004 года). Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается высокой и составляет чуть более 10 лет (показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2011 году составил 66,0 года для мужчин и 76,2 года для женщин). Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин. По показателю смертности в этой возрастной группе край, как и Российская Федерация в целом, отстает от других экономически развитых стран более чем в 2 раза.
С 2010 по 2012 годы отмечается снижение показателей смертности:
общей смертности - на 3 процента (с 13,6 на 1000 населения в 2010 году до 13,1 в 2012 году);
смертности от болезней системы кровообращения - на 9,2 процента (с 794,5 на 100 тысяч населения в 2010 году до 721,3 в 2012 году);
смертности от новообразований - на 4,1 процента (с 212,7 на 100 тысяч населения в 2010 году до 203,9 в 2012 году);
смертности от неестественных причин - на 2,0 процента (с 112,2 на 100 тысяч населения в 2010 году до 110,0 в 2012 году);
смертности от самоубийств - на 12.8 процента (с 21,8 на 100 тысяч населения в 2010 году до 19,0 в 2012 году);
смертности населения в трудоспособном возрасте - на 6,0 процента (с 515,0 на 100 тысяч соответствующего населения в 2010 году до 484,1 в 2012 году).
В структуре смертности населения Краснодарского края наибольшую долю составляют болезни системы кровообращения, на которые приходится около 55 процентов всех случаев смерти, новообразования (15,5 процента) и внешние причины смерти (8,5 процента). В 2012 году ниже среднероссийского уровня показатели материнской смертности - 10,14 на 100 тысяч родившихся (по России: 2012 год - 15,3) и младенческой смертности - 6,6 на 1.000 родившихся (по России: 2012 год - 8,7). хотя они и превышают аналогичные показатели в развитых странах почти в 1,5 раза.
Отмечается положительная динамика и по показателям выхода населения Краснодарского края на инвалидность. С 2010 года по 2012 год в крае удалось снизить уровень первичного выхода на инвалидность всего населения на 10,6 процента (с 70,0 па 10 тысяч населения в 2010 году до 62.6 в 2012 году), взрослого населения - на 10,9 процента (с 70,0 в 2010 году до 62,6 в 2012 году), трудоспособного населения - на 9,7 процента (с 49,5 в 2010 году до 447 в 2012 году), детей до 17 лет включительно - на 2,2 процента (с 23,2 в 2010 году до 22,7 в 2012 году).
Среди взрослого населения основными причинами выхода на инвалидность являются болезни системы кровообращения (в 2012 году - 12,5) и злокачественные новообразования (10,8).
В результате проводимой в крае большой работы по активному выявлению заболевании среди населения (работа Центров здоровья, диспансеризация работающего населения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" (далее - ПНП "Здоровье) улучшение работы амбулаторно-поликлинического звена, в том числе по обеспечению доступности медицинской помощи на селе, проведение в крае профилактических мероприятий в рамках губернаторской стратегии "Будьте здоровы!" - "Дни здоровья на Кубани", "Кардиодесант", "Онкопатруль") первичная заболеваемость населения Краснодарского края с 2008 года по 2012 год выросла на 15,4 процента (с 563,9 до 650,6 на 1000 населения); рост первичной заболеваемости в целом по Российской Федерации составил 3,3 процента. Однако уровень заболеваемости населения Краснодарского края остается ниже, чем по ЮФО и в целом по России за 2011 год (710,4 и 797,4 соответственно).
С 2008 года по 2012 год на 14,5 процента вырос уровень первичной заболеваемости взрослого населения в основном за счет новообразований (на 52,4 процента), болезней уха и сосцевидного отростка (на 39,3 процента), болезней системы кровообращения (на 36,5 процента), болезней крови и кроветворных органов (на 31 процент) и болезней органов дыхания (на 29,9 процента).
Для оказания качественной и доступной медицинской помощи в Краснодарском крае функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи населению, в соответствии с которой все медицинские организации Краснодарского края, оказывающие медицинскую помощь взрослому и детскому населению, распределены по уровням:
1-й уровень - медицинские организации. оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь (центральные районные больницы (далее - ЦРБ), городские больницы (далее - ГБ), районные больницы (далее - РБ), участковые больницы (далее - УБ) и их структурные подразделения, городские поликлиники) - 126 медицинских организаций;
2-й уровень - медицинские организации (ЦРБ, РБ, ГБ). имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и (или) межмуниципальные центры (сосудистые, травматологические и иные), а также районные и городские диспансеры и многопрофильные городские больницы, оказывающие преимущественно специализированную медицинскую помощь в экстренной и неотложной форме, - 148 медицинских организаций;
3-й уровень - региональные медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь, а также медицинские учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, - 25 медицинских организаций, из них 7 оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь (далее - ВМП).
С учетом структуры и динамики общей заболеваемости, причин первичной инвалидизации, структуры причин смертности населения края на базе мощных учреждений здравоохранения Краснодарского края, имеющих необходимый кадровый потенциал и расположенных в пределах часовой доступности для прикрепленного населения, с 2013 года (благодаря мероприятиям ПНП "Здоровье" и государственной программы модернизации здравоохранения) функционируют 67 межмуниципальных медицинских специализированных центров: 18 сосудистых центров, 5 онкологических, 27 травматологических, 9 перинатальных и 8 педиатрических центров.
На территории Краснодарского края в круглосуточных стационарах (подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края) коечный фонд на конец 2012 года составил 42209 коек, показатель обеспеченности - 79,9 па 10 тысяч населения и ниже чем в среднем по России (по России - 88). Обеспеченность акушерскими койками в Краснодарском крае на 1 января 2013 года составила 19,5 койки на 10 тысяч женщин фертильного возраста, что ниже аналогичного показателя по России (21,5) и Южному федеральному округу (21,1). Количество реабилитационных коек на конец 2012 года всего 315 коек (круглосуточного пребывания), койки паллиативной помощи отсутствуют.
В крае амбулаторную помощь оказывают 72 самостоятельных амбулаторных учреждения и 92 структурных подразделения при больничных учреждениях, количество терапевтических врачебных участков выросло в сравнении с 2008 годом на 3 процента (преимущественно за счет сокращения малокомплектных в 8 раз и комплексных в 1,5 раза), участков ВОН - на 8 процентов. На начало 2013 года в крае функционирует 1848 терапевтических участков (2008 год - 1797), в том числе 105 комплексных (2008 год - 153). 6 малокомплектных участков (2008 год - 47). 226 участков врачей общей практики (2008 год - 209) и 1092 педиатрических участка.
В настоящее время на территории Краснодарского края функционирует 154 офиса врача общей практики (далее - ВОН).
В Краснодарском крае особое внимание уделяется доступности и качеству оказания медицинской помощи сельским жителям. На начало 2013 года в сельской местности оказывали медицинскую помощь 45 учреждений больничного типа: 5 ГБ. 19 ЦРБ (39 процентов). 3 РБ. 10 УБ, лепрозорий, 6 психиатрических больниц, 1 наркологическая больница и 4 противотуберкулезных диспансера. В селе функционирует 17 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений.
39 амбулаторно-поликлинических подразделений (далее - АПП) (42 процента), а также 111 УБ и 193 врачебных амбулатории, входящие как структурные Подразделения в состав учреждений здравоохранения, и 731 фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАП).
В рамках проведения первичной и вторичной профилактики в Краснодарском крае функционируют центры и кабинеты медицинской профилактики, Центры здоровья для взрослого и детского населения и "Мобильный Центр здоровья".
С 2008 года в Краснодарском крае реализуется губернаторская стратегия "Будьте здоровы!", которая на сегодняшний день объединила 5 крупных профилактических проектов, направленных на формирование у жителей края навыков здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака: "Дни здоровья на Кубани", "Кардиодесант. Пять миллионов здоровых сердец", "Онкопатруль", "Здоровая Кубань: медицинские учреждения, свободные от табачного дыма", "Кубань вне зависимости".
Особое внимание в Краснодарском крае уделяется развитию дневных стационаров всех типов, функционирующих в медицинских организациях Краснодарского края, как наименее ресурсоемкому, приближенному к населению виду помощи. В крае в настоящее время функционирует всего 8758 коек дневных стационаров, в том числе при стационарах - 3659 коек (7,1 процента от общего коечного фонда) и 5125 коек дневных стационаров при амбулаторно-поликлинических учреждениях (10,1 процента).
В Краснодарском крае функционируют 49 станций (отделений) скорой медицинской помощи (далее - СМИ), в том числе 9 самостоятельных, все оснащены системой ГЛОНАСС. Работает 524 бригады СМП, из них 128 - общеврачебных, 35 - специализированных и 361 - фельдшерская. Оснащение СМП составляет 687 автомобилей СМП, из которых 83 класса С и 463 класса В. При этом 304 (44,3 процента) автомобилей СМП со 100 процентным износом.
В крае развивается неотложная помощь при амбулаторно-поликлинической службе - функционирует 113 пунктов (отделений) неотложной помощи.
В оперативности своевременного обеспечения медицинской помощью огромную роль играет санитарная авиация. В крае с 2002 года развернуты 2 отделения санавиации (для взрослых и детей). Для осуществления дистанционного наблюдения за детьми функционирует реанимационно-консультативный центр.
Для оказания специализированной помощи жителям Кубани из любого района, в том числе труднодоступного, в максимально короткие сроки в декабре 2012 года приобретен за счет средств бюджета Краснодарского края санитарный легкий вертолет.
В крае функционирует система маршрутизации пациентов по всем профилям заболеваний в соответствии с уровневой системой. Схема доставки пациентов предусматривает временной промежуток (на следующий уровень) не более одного часа. Развернута выездная форма оказания медицинской помощи населению в отдаленных сельских населенных пунктах, функционируют 128 выездных врачебных бригад, в период модернизации их количество увеличилось более чем в 2 раза (в 2010 году - 54).
ВМП в крае оказывают 7 учреждений здравоохранения края по профилям: нейрохирургия, сердечно - сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, трансплантология, абдоминальная хирургия, урология, гематология, онкология. Кроме того, ВМП жителям Краснодарского края оказывают и в федеральных клиниках России.
Совершенствование материальной базы и кадрового обеспечения позволило к концу 2012 года внедрить 85 процентов всех утвержденных порядков. Однако в связи с тем, что в крае большой процент учреждений строился в 60 - 70-х годах и не соответствует современным требованиям СанПин и СНиП внедрение всех порядков оказания медицинской помощи требует дополнительного оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием и строительства новых типовых учреждений здравоохранения.
В Краснодарском крае разработаны и внедрены 326 региональных и 29 федеральных стандартов оказания как стационарной, так и амбулаторной медицинской помощи по наиболее актуальным нозологиям (кардиология, ревматология. неврология, хирургия, травматология, онкология, инфекция, педиатрия, акушерство и гинекология). Во всех медицинских организациях края медицинская помощь оказывается по системе законченного случая.
Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. В Краснодарском крае по состоянию на 1 января 2013 года работает более 18 тысяч врачей и 40 тысяч средних медицинских работников. Доля врачей в возрасте свыше 55 лет составляет 29,3 процента в городах и 34 процента на селе.
Прогнозируемое увеличение численности населения (ежегодно до 30 тысяч человек) также негативно повлияет на прогноз динамики данного показателя.
В 2012 году укомплектованность сельских учреждений здравоохранения врачами выросла по сравнению с показателем 2011 года с 65,7 процента до 68 процентов, обеспеченность врачами в сельской местности увеличилась с 14,8 до 15,6 процентов па 10 тысяч населения.
Проводимые в Краснодарском крае мероприятия по модернизации здравоохранения позволили снизить дефицит медицинских кадров с 35,2 процента в 2010 году до 27,6 процента в 2012 году.
Установление выплат стимулирующего характера в соответствии с критериями и показателями оценки качества и напряженности труда медицинских работников реализует одно из основополагающих принципиальных условий новой системы оплаты - материальное стимулирование лучших работников и ограничение оплаты труда работающих неэффективно. Для этой цели в учреждениях здравоохранения формируется фонд материального стимулирования. Система оплаты труда в здравоохранении позволяет выстраивать уровень заработной платы по категориям персонала с учетом сложившейся в учреждении средней заработной платы.
На конец 2012 года средняя заработная плата по отрасли здравоохранения составила 17 371,8 рубля, что на 5 247,7 рубля больше 2010 года (12 124,1 рубля), в том числе по категориям персонала: врачи - 27 026,8 рубля, рост - на 46,6 процента (2010 год - 18 430,0 рубля); средний медицинский персонал - 16 482,3 рубля, рост - на 41 процент (2010 год - 11 683,5 рубля.); младший медицинский персонал - 11 795,3 рубля, рост - на 63,3 процента (2010 год - 7264,6 рубля).
Потенциальными причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья жителей края, являются:
недостаточная мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
высокая распространённость поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и употребление наркотиков, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространённость биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности);
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
недостаточная профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование:
недостаточное развитие стационарзамещающих технологий;
недостаточная унификация оснащения медицинских организаций в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи.
Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи жителям Краснодарского края с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.
2. Цель, задачи, сроки и этапы государственной программы
Цель государственной программы - обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Основными задачами в рамках государственной программы являются:
увеличение продолжительности активной жизни населения Краснодарского края за счет формирования здорового образа жизни, профилактики и раннего выявления заболеваний;
совершенствование системы оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям;
улучшение состояния здоровья детей и матерей;
развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
совершенствование кадрового обеспечения системы здравоохранения Краснодарского края;
совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях;
повышение эффективности управления качеством медицинской помощи и охраны здоровья населения Краснодарского края.
Государственная программа реализуется с 2014 года по 2020 год в два этапа:
1-й этап - структурные преобразования (2014 - 2015 годы)
2-й этап - развитие инновационного потенциала в здравоохранении (2016 - 2020 годы).
К 1 января 2015 года вступит в силу большая часть основных положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", что будет означать в целом завершение структурных реформ в здравоохранении, начатых в 2008 - 2009 годах.
Таким образом, к 2015 году будут созданы необходимые материально-технические и правовые предпосылки для перехода ко второму этапу реализации государственной программы - этапу инновационного развития здравоохранения.
3. Перечень отдельных мероприятий государственной программы с указанием источников и объемов финансирования, сроков их реализации и государственных заказчиков
В рамках государственной программы отдельных мероприятий вне подпрограмм не предусмотрено.
Подпрограмма
"Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Развитие первичной медико-санитарной помощи"
Практическая реализация перехода к здоровому образу жизни невозможна без приближения профилактической медицины к человеку. В этой связи приоритетным является обеспечение населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности, выявления факторов риска и их коррекции.
Формирование у населения Краснодарского края ответственного отношения к своему здоровью, изменение модели поведения с рискованной на менее рискованную обеспечит не только профилактику инфекционных болезней, но и неинфекционных заболеваний. Так, отказ от табакокурения, злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков, обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, коррекция и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска неинфекционных заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях должны стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья.
Неинфекционные заболевания (болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, болезни органов дыхания и сахарный диабет) являются причиной более 80 процентов всех смертей населения Краснодарского края, при этом 54,9 процента всех смертей обусловлены сердечно-сосудистыми заболеваниями. В основе развития неинфекционных заболеваний лежит единая группа факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем).
Основой пропаганды здорового образа жизни наряду с информированием населения о вреде потребления табака, нерационального и несбалансированного питания, низкой физической активности, злоупотребления алкоголем, употребления наркотиков и токсических веществ станет обучение навыкам по соблюдению правил гигиены, режима труда и учебы. При этом приоритет будет отдан мерам не только своевременного выявления факторов риска и неинфекционных заболеваний, но и своевременной их коррекции.
При реализации настоящей подпрограммы планируется повышать эффективность первичной медико-санитарной помощи, оптимизировать совокупный коечный фонд, повышать эффективность стационарной помощи.
При реформировании системы первичной медико-санитарной помощи населению планируется:
приблизить оказание медицинской помощи сельскому населению; провести модернизацию существующих учреждений и их подразделений;
выстроить потоки пациентов с формированием единых принципов маршрутизации;
продолжить развитие стационарзамещающих и выездных методов работы, неотложной помощи на базе поликлинических подразделений и совершенствовать принципы взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.
Подпрограмма
"Совершенствование системы оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"
Для повышения доступности и качества медицинской помощи будет осуществляться реализация мероприятий, направленных на совершенствование организационной системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной и паллиативной, медицинской помощи, совершенствование оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, в том числе больным с болезнями системы кровообращения, туберкулёзом, онкологическими, эндокринными и некоторыми другими заболеваниями, внедрение в практику инновационных методов лечения, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации.
В рамках оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации на современном этапе планируется оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи. Эта работа осуществляется и будет осуществляться в основном фельдшерскими бригадами. Планируется повысить роль и эффективность использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии и при необходимости узкоспециализированных бригад.
Подпрограмма
"Охрана здоровья матери и ребенка"
Одним из приоритетных направлений, способствующих улучшению состояния здоровья, снижению смертности и инвалидности детей, является доступность и качество специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению. Все это диктует необходимость разработки и внедрения комплекса мероприятий, направленных на решение данной задачи как на федеральном уровне, так и на уровне Краснодарского края.
Для повышения эффективности работы сети перинатальных центров и педиатрических учреждений, обеспечения маршрутизации беременных и, в конечном итоге, снижения смертности и инвалидности, планируется продолжить развитие системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка. Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика.
Развитие мероприятий по выхаживанию детей с экстремально низкой массой тела позволит улучшить результаты лечения не только этой категории детей, но и всех недоношенных и новорожденных, то есть будет иметь весьма большую значимость для снижения смертности новорожденных.
Для обеспечения дальнейшего снижения показателей младенческой и детской смертности, заболеваемости и инвалидности планируется дальнейшее развитие специализированных видов медицинской помощи детям.
Залогом повышения качества медицинской помощи детям станет дальнейшее развитие в крае многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи.
Подпрограмма
"Развитие медицинской реабилитации и сана горно-курортного лечения, в том числе детей"
Важной составляющей решения задачи повышения качества и доступности медицинской помощи является развитие системы медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения.
Анализ организации медицинской реабилитации в Краснодарском крае показал, что она требует приведения ее в стройную систему комплексной реабилитации.
В системе здравоохранения края важное место отводится санаторно-курортному долечиванию работающих граждан, позволяющему целенаправленно и высокоэффективно осуществлять оздоровление населения и проводить медицинскую реабилитацию пациентов в санаторно-курортных организациях различных форм собственности.
Совершенствуется организация медицинской реабилитации детей Краснодарского края.
Подпрограмма
"Кадровое обеспечение системы здравоохранения"
Эффективность функционирования системы здравоохранения Краснодарского края, доступность и качество медицинской помощи, оказываемой населению, зависит и от кадрового потенциала отрасли.
Учитывая актуальность проблемы дефицита врачебных кадров в Краснодарском крае, активно будут реализовываться мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовки, развитию целевого обучения, подготовке по программам послевузовского профессионального " образования (интернатура. ординатура) с последующим трудоустройством выпускников, а также повышение укомплектованности кадров на селе за счет компенсационных выплат прибывшим на работу в село, выплат стимулирующего характера отдельным категориям работников Краснодарского края, компенсационных выплат на возмещение расходов по оплате жилья, отопления и освещения специалистам учреждений здравоохранения края, работающим в селе.
В совокупности решение указанных задач позволит повысить качество подготовки медицинских и фармацевтических специалистов, снизить уровень дефицита медицинских кадров и, как следствие, повысить качество' оказываемой жителям Краснодарского края медицинской помощи.
Подпрограмма
"Совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях"
Основная цель подпрограммы - это удовлетворение потребности льготных категорий граждан в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания (в соответствии с терапевтическими показаниями) в амбулаторных условиях, в том числе больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом. гипофизарным .шиизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей (включенных в федеральный регистр больных и больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей).
Подпрограмма
"Совершенствование системы территориального планирования и информатизации здравоохранения Краснодарского края"
В рамках подпрограммы планируются мероприятия по повышению эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, бухгалтерского учета, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления.
4. Обоснование ресурсного обеспечения государственной программы
При реализации государственной программы предполагается привлечение финансирования из средств федерального бюджета, краевого бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Краснодарского края.
Всего на реализацию мероприятий государственной программы предусмотрено - 254 909 653,2 тысячи рублей, в том числе по годам:
2014 год - 36 098 545,0 тысячи рублей;
2015 год - 35 436 410,9 тысячи рублей;
2016 год - 36 671 532,1 тысячи рублей;
2017 год - 36 672 660,6 тысячи рублей;
2018 год - 36 673 000,4 тысячи рублей;
2019 год - 36 676 595,6 тысячи рублей;
2020 год - 36 679 908,6 тысячи рублей;
из средств федерального бюджета - 10 899 965.3 тысячи рублей, в том числе по годам:
2014 год - 1 913 427,5 тысячи рублей;
2015 год - 1 497 756,3 тысячи рублей;
2016 год - 1 497 756,3 тысячи рублей;
2017 год - 1 497 756,3 тысячи рублей;
2018 год - 1 497 756,3 тысячи рублей;
2019 год - 1 497 756,3 тысячи рублей;
2020 год - 1 497 756,3 тысячи рублей;
из средств краевого бюджета - 243 987 455,0 тысячи рублей, в том числе по годам:
2014 год - 34 182 392,5 тысячи рублей;
2015 год - 33 935 867,5 тысячи рублей;
2016 год - 35 170 473,4 тысячи рублей;
2017 год - 35 171 582,6 тысячи рублей;
2018 год - 35 172 901,4 тысячи рублей;
2019 год - 35 175 474,3 тысячи рублей;
2020 год - 35 178 763,3 тысячи рублей;
из средств местных бюджетов - 22 232,9 тысячи рублей, в том числе по годам:
2014 год - 2 725,0 тысячи рублей;
2015 год - 2 787,1 тысячи рублей;
2016 год - 3 302,4 тысячи рублей;
2017 год - 3 321,7 тысячи рублей;
2018 год - 3 342,7 тысячи рублей;
2019 год - 3 365,0 тысячи рублей;
2020 год - 3 389,0 тысячи рублей.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств федерального бюджета, планируемое с учетом ситуации в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокой экономической и социальной важности проблем, а также возможностей ее реализации с учетом действующих расходных обязательств и необходимых дополнительных средств, подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Расчеты объемов финансирования мероприятий государственной программы подготовлены на основании данных мониторинга цен на выполнение работ и оказание услуг в соответствии со спецификой планируемых программных мероприятий с учетом индексов-дефляторов.
5. Перечень целевых показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам её реализации
N |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Единица измерения |
Базовый 2012 год |
Плановый период по годам |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Смертность от всех причин |
на 1 000 населения |
13,1 |
12,8 |
12,5 |
12,1 |
11,7 |
11,1 |
10,9 |
10,5 |
|
Материнская смертность |
случаев на 100 тысяч родившихся живыми |
10,14 |
8,30 |
8,3 |
8,5 |
8,7 |
7,1 |
7,3 |
7,4 |
3. |
Младенческая смертность |
случаев на 1 000 родившихся живыми |
6,6 |
6,5 |
6,4 |
6,2 |
5,9 |
5,8 |
5,5 |
5,4 |
4. |
Смертность от болезней системы кровообращения |
на 100 тысяч населения |
721,3 |
706,6 |
691,7 |
677,2 |
663,0 |
649,4 |
639,3 |
629,2 |
5. |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тысяч населения |
19,4 |
16,0 |
14,0 |
13,0 |
11,0 |
10,6 |
10,5 |
10,4 |
6. |
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) |
на 100 тысяч населении |
203,9 |
200,5 |
199,2 |
197,0 |
194,7 |
192,8 |
192,5 |
192,1 |
7. |
Смертность от туберкулёза |
на 100 тысяч населения |
14,0 |
13,1 |
12,8 |
12,4 |
12,1 |
11,8 |
11,7 |
11,6 |
8. |
Заболеваемость туберкулезом |
на 100 тысяч населения |
65,7 |
59,2 |
56,2 |
52,3 |
47,6 |
43,5 |
43,0 |
42,0 |
9. |
Смертность населения в трудоспособном возрасте |
на 100 тысяч соответствующего населения |
484, |
483,9 |
483,8 |
483,7 |
483,5 |
483,2 |
483,0 |
482,0 |
10. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
71,5 |
72,60 |
73,40 |
74,10 |
74,80 |
75,40 |
75,60 |
75,80 |
11. |
Средняя продолжительность пребывания пациента на койке в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения |
дней |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
10,7 |
6. Механизм реализации государственной программы, включающий, в том числе, методику оценки эффективности государственной программы
Координатор государственной программы - министерство здравоохранения Краснодарского края - осуществляет текущее управление государственной программой и в процессе ее реализации:
организует координацию деятельности всех участников (органы местного самоуправления, государственные муниципальные учреждения здравоохранения, высшие и средние "образовательные учреждения здравоохранения);
организует нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации государственной программы;
осуществляет подготовку предложений по объемам и источникам средств реализации государственной программы на основании предложений участников государственной программы;
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач государственной программы;
готовит ежегодный доклад о ходе реализации государственной программы;
ежегодно, до 1-го марта года, следующего за отчетным, направляет в министерство экономики Краснодарского края доклад о ходе выполнения программных мероприятии и эффективности использования финансовых средств;
ежеквартально, до 25-го числа (за исключением отчетного периода за год представляет в министерство экономики Краснодарского края и министерство финансов Краснодарского края отчетность об объемах и источниках финансирования государственной программы в разрезе мероприятий. В случае расхождений между плановыми и фактическими значениями объемов финансирования и показателей эффективности государственной программы координатором государственной программы проводится анализ факторов и указываются причины, повлиявшие на такие расхождения;
осуществляет мониторинг и анализ отчетов участников мероприятий государственной программы:
осуществляет опенку социально-экономической эффективности, а также оценку целевых индикаторов и показателей реализации государственной программы в петом.
Министерство здравоохранения Краснодарского края;
заключает соглашения с получателями субсидий и субвенций в установленном законодательством порядке:
осуществляет текущий контроль и анализ выполнения мероприятии;
обеспечивает достижение значений показателен результативности предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований:
осуществляет оценку эффективности использования субсидий в соответствии с утвержденным порядком предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований;
осуществляет контроль за ходом реализации государственной программы в целом, а также осуществляет иные полномочия, установленные государственной программой;
несет ответственность за целевое и эффективное использование выделенных в его распоряжение бюджетных средств.
Финансовое обеспечение программы, осуществляется в пределах выделенных средств краевого бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых является средства федерального бюджета, предоставляемых в форме межбюджетных трансфертов и средств местных бюджетов муниципальных образований Краснодарского края.
Механизм реализации государственной программы предполагает предоставление из краевого бюджета субсидий государственным бюджетным учреждениям Краснодарского края, субсидий местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в целях финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, субвенций местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на выполнение переданных отдельных государственных полномочий.
Реализация мероприятий, по которым предусмотрено финансирование, осуществляется на основании государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013"года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год на эти пели.
Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых государственной программой, после проведения оценки их эффективности могут уточняться. Контроль за ходом выполнения государственной программы осуществляется администрацией Краснодарского края и Законодательным Собранием Краснодарского края.
ежегодно координатор государственной программы направляет в министерство экономики Краснодарского края доклад о ходе выполнения программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
Органы местного самоуправления в Краснодарском крае осуществляют: заключение соглашений с министерством здравоохранения Краснодарского края - главным распорядителем средств краевого бюджета;
согласование с министерством здравоохранения Краснодарского края возможных сроков выполнения мероприятий, предложений по объемам и источникам финансирования;
обеспечивают контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий;
представляют отчетность координатору государственной программы о результатах выполнения мероприятий подпрограмм ежемесячно.
Методика оценки эффективности государственной программы.
Эффективность реализации государственной программы оценивается на основе:
степени достижения целей и решения задач государственной программы путем сопоставления достигнутых значений целевых индикаторов и показателей государственной программы (подпрограммы) запланированным значениям целевых показателей государственной программы (подпрограммы) по формуле:
(для целевых индикаторов и показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение)
(для показателей, желаемой тенденцией которых является рост), где:
Сд - степень достижения целевого индикатора и показателя,
Иф - фактическое значение целевого показателя,
Ип - плановое значение целевого показателя;
сопоставления фактически произведенных затрат на реализацию государственной программы (подпрограммы) в отчетном году с их плановыми значениями отдельно по каждому источнику ресурсного обеспечения но формуле:
Уф - степень достижения уровня финансирования государственной программы (подпрограммы),
Зф - фактически произведенные затраты на реализацию государственной программы (подпрограммы),
Зп - плановые значения затрат на реализацию государственной программы (подпрограммы);
оценки степени исполнения плана по реализации государственной программы путем сравнения фактических сроков реализации мероприятий плана по реализации государственной программы с запланированными сроками, а также сравнения фактически полученных результатов с ожидаемыми.
Министерство здравоохранения Краснодарского края совместно с Территориальным отделом Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю ежегодно обобщает и анализирует статистическую и ведомственную отчетность по использованию финансовых средств и по показателям реализации государственной программы для представления информации в Минздрав России, администрацию Краснодарского края, министерство экономического развития Краснодарского края, министерство финансов Краснодарского края и Министерство финансов Российской Федерации, а также для размещения этой информации на сайте министерства здравоохранения Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оценка эффективности выполнения государственной программы проводится для обеспечения координатора государственной программы оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач государственной программы. Результаты оценки эффективности используются для корректировки среднесрочных графиков выполнения мероприятий государственной программы и плана ее реализации.
Информация о ходе и промежуточных результатах выполнения государственной программы носит обобщенный характер, но является результатом расчета, а не отражением итогового состояния (недостоверна вследствие наличия временных лагов, накопленного действия предыдущих решений, влияния действий муниципалитетов), то есть основывается па массиве первичных данных, что позволяет проводить анализ в случае и получения неудовлетворительных оценок.
Министерство здравоохранения Краснодарского края до начала очередного года реализации государственной программы по каждому показателю реализации государственной программы (подпрограммы) устанавливает интервалы значений показателя, при которых реализация государственной программы характеризуется высоким уровнем эффективности, удовлетворительным уровнем эффективности или ' неудовлетворительным уровнем эффективности.
При высоком уровне эффективности нижняя граница интервала значений показателя не может быть ниже 95 процентов планового значения показателя на соответствующий год.
При удовлетворительном уровне эффективности нижняя граница интервала значений показателя не может быть ниже 75 процентов планового значения показателя на соответствующий год.
Оценка эффективности реализации государственной программы будет проводиться министерством здравоохранения Краснодарского края ежегодно в установленные сроки.
Государственная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности в следующих случаях:
значения 95 процентов и более целевых индикаторов и показателей государственной программы и ее подпрограмм входят в установленный интервал значений для отнесения государственной программы к высокому уровню эффективности;
не менее 95 процентов мероприятий, запланированных па отчетный год. выполнены в полном объеме.
Государственная программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности в следующих случаях:
значения 80 процентов и более показателей государственной программы и ее подпрограмм входят в установленный интервал значений для отнесения государственной программы к высокому уровню эффективности:
не менее 80 процентов мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.
Если реализация государственной программы не отвечает указанным критериям, уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным.
Заместитель министра здравоохранения |
С.Н. Стриханов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.