Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к государственной программе
Краснодарского края
"Создание условий для обеспечения
доступности финансовых услуг"
Подпрограмма
"Повышение уровня финансовой грамотности жителей Краснодарского края"
Паспорт
подпрограммы "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Краснодарского края" государственной программы "Создание условий для обеспечения доступности финансовых услуг"
Наименование Подпрограммы |
подпрограмма "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Краснодарского края" (далее - Подпрограмма) |
|
Основания для разработки Подпрограммы |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 года N 1465-КЗ "О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года" |
|
Основные разработчики Подпрограммы |
департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края |
|
Координатор Подпрограммы |
департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края |
|
Государственные заказчики, заказчики (или ответственные за выполнение мероприятий) и исполнители мероприятий Подпрограммы |
департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края |
|
Цели и задачи Подпрограммы |
повышение уровня финансовой грамотности жителей Краснодарского края увеличение объёма информации об инструментах финансового и фондового рынка, распространяемой на территории Краснодарского края развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг на территории Краснодарского края |
|
Сроки реализации Подпрограммы |
2014 - 2018 годы |
|
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
объем финансирования Подпрограммы из бюджета Краснодарского края составляет 37 327,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 7465,5 тыс. рублей 2015 год - 7465,5 тыс. рублей 2016 год - 7465,5 тыс. рублей 2017 год - 7465,5 тыс. рублей 2018 год - 7465,5 тыс. рублей |
|
Контроль за выполнением Подпрограммы |
контроль за выполнением мероприятий Подпрограммы осуществляет департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Существует значительный дисбаланс в информировании населения о финансовых услугах, предоставляемых в современном обществе. В этой связи очень важна всесторонняя информированность широких слоев населения о финансовом рынке и возможностях повышения благосостояния граждан за счет инвестирования.
Национальное агентство финансовых исследований провело в 2011 году опрос, чтобы выяснить, насколько грамотно россияне выбирают финансовые институты. Респондентами стали более полутора тысяч человек из 42 российских регионов. В итоге оказалось, что распознать признаки финансовой пирамиды среди различных предложений вложения средств на финансовом рынке может чуть более четверти опрошенных.
Признаки "финансовой пирамиды" у организации, которая обещает 35-процентный рост вложений через год и гарантирует возврат инвестиций, увидели лишь 30 процентов опрошенных. Почти 40 процентов вообще затруднились ответить на этот вопрос. Еще семь процентов опрошенных неверно назвали финансовой пирамидой паевой инвестиционный фонд, шесть процентов - банк, предлагающий вклады под 12 процентов годовых и три процента - общий фонд банковского управления, предлагающий сертификаты долевого участия.
Число жертв "финансовых пирамид" за последние несколько лет в целом по России, по экспертным оценкам, приближается к миллиону человек. Причиненный ущерб превысил 10,5 млрд. рублей.
В Краснодарском крае в 2008 - 2012 годах выявлено 28 сомнительных организаций. Возбуждено восемь уголовных дел, прекратили свою деятельность 20 организаций. Пострадавшими по делам проходили 12,6 тысячи человек. Ориентировочно ущерб составил более 650 миллионов рублей.
Кубань, как и Россия в целом, столкнулась с демографическими проблемами - имеет место устойчивое сокращение численности населения при росте числа пенсионеров и снижении числа занятых в экономике.
В ближайшие два десятилетия в Краснодарском крае число выходящих на пенсию каждый год будет превышать число приступивших к работе в течение года. На одного пенсионера приходится все меньшее число работающих; в 1999 году этот показатель составлял 1,9; в 2004 году - 1,7; в 2012 году - 1,4. Дальнейшее развитие указанной ситуации приведет к снижению коэффициента замещения и, как следствие, уменьшению реальной платежеспособности пенсионеров. Поэтому перед государством стоит задача стимулирования долгосрочных индивидуальных накоплений граждан, которые могут прирастать за счет их вовлечения в инвестиционный процесс и в итоге увеличивать размер пенсий.
В современных условиях актуально создание развитой инфраструктуры долгосрочного накопительного инвестирования личных средств граждан. Большинство граждан, проживающих в Российской Федерации, испытывает дефицит информации о том, что происходит в пенсионной сфере (54%). 22% наемных работников и 29% предпринимателей и самозанятых граждан сегодня даже не знают, в каком именно фонде - государственном или частном - находятся их пенсионные накопления.
В связи с этим необходимо информировать население, что для формирования пенсии граждане могут использовать как механизмы, позволяющие увеличить их трудовую пенсию (участие в программе государственного финансирования, инвестирования накопительной части пенсии), так и воспользоваться механизмом негосударственного пенсионного обеспечения.
Без просветительской работы среди населения в пенсионной сфере, без повышения доверия граждан к негосударственным пенсионным фондам и негосударственным управляющим компаниям невозможно эффективно реализовывать государственную политику в области финансовых и фондовых рынков.
Решение жилищного вопроса с помощью ипотечного кредита на Западе давно стало нормой жизни. В развитых странах на долю ипотеки приходится более 90% всех сделок, связанных с покупкой жилья. Российскому рынку ипотечного кредитования еще далеко до этих показателей, но тем не менее он растет стремительными темпами.
Несмотря на всю привлекательность идеи приобретения квартиры через ипотеку, многие из потенциальных заемщиков даже не задумываются о том, что могут прибегнуть к помощи жилищного кредитования. Во многом это связано с отсутствием информации, необходимой для принятия решения. На сегодняшний день многие представляют себе, что такое ипотечный кредит и каковы условия, на которых можно его получить. Но в основном эти знания очень поверхностны. Многие ввиду отсутствия необходимой суммы собственных средств для оплаты первоначального взноса по кредиту категорически отрицают саму идею об ипотечном кредите. Действующая в крае программа накопительной ипотеки позволит населению накопить необходимую сумму для первоначального взноса и получить ипотечный жилищный кредит для приобретения жилья.
В связи с этим сегодня актуальна информационно-разъяснительная работа с населением по вопросам банковских продуктов и услуг, в частности, в рамках проведения государственной информационной кампании, посредством создания консультативных центров, издания популярных брошюр, организации циклов передач и публикаций в средствах массовой информации.
Состояние страховой отрасли является одним из важных показателей развития экономики региона в целом. Несмотря на положительные тенденции, отмечающиеся на страховом рынке Краснодарского края, недостаточно высокий уровень финансовых знаний значительной части потенциальных потребителей страховых услуг существенно ограничивает дальнейшее развитие страховой отрасли, приводит к недостаточной страховой защите имущественного комплекса, работников предприятий, снижает привлекательность предприятий для инвесторов. Недостаточный уровень финансовых знаний и слабая информационная открытость страховых компаний для потенциальных страхователей обуславливает и низкий уровень доверия к страховым организациям.
2. Цель и задачи, сроки и этапы реализации Подпрограммы
Целью Подпрограммы является повышение уровня финансовой грамотности жителей Краснодарского края.
Задачами, решение которых предусмотрено Подпрограммой, являются:
увеличение объёма информации об инструментах финансового и фондового рынка, распространяемой на территории Краснодарского края;
развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг на территории Краснодарского края.
Подпрограмма рассчитана на 2014 - 2018 годы.
3. Перечень мероприятий Подпрограммы
4. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
Ресурсное обоснование определяет целесообразность выделения средств краевого бюджета на повышение уровня финансовой грамотности жителей Краснодарского края.
При расчете общей потребности в финансовых средствах учтены показатели критериев выполнения Подпрограммы, а также фактическая стоимость аналогичных услуг (работ и продукции), оказанных Государственному заказчику в предшествующие периоды в соответствии с требованиями, установленными законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общая потребность Подпрограммы в финансовых средствах на реализацию мероприятий с 2014 года по 2018 год составит 37 327,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 7 465,5 тыс. рублей;
2015 год - 7 465,5 тыс. рублей;
2016 год - 7 465,5 тыс. рублей;
2017 год - 7 465,5 тыс. рублей;
2018 год - 7 465,5 тыс. рублей.
5. Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы
Реализация Подпрограммы будет способствовать достижению одной из целей социально-экономического развития Краснодарского края - повышению благосостояния и качества жизни населения.
Реализация мероприятий не оказывает влияния на экологическую ситуацию в Краснодарском крае.
Создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов по повышению финансовой грамотности, включая официальный портал органов исполнительной власти Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru/, предоставит гражданам открытый доступ к качественной информации.
Информационная кампания с участием всех видов средств массовой информации позволит сформировать более ответственное отношение граждан к личным финансам, сбережениям, рациональному пользованию кредитами.
Проведение публичных мероприятий (семинаров, "круглых столов", конференций) позволит обменяться опытом участникам мероприятий, организовать публичные дискуссии с привлечением общественности по наиболее актуальным темам.
Проведение конкурсов по вопросам финансовой грамотности и предоставление победителям грантов повысит заинтересованность общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования в организации и совершенствовании просвещения по вопросам повышения уровня финансовой грамотности.
Реализация Подпрограммы будет способствовать повышению качества имеющихся финансовых услуг, позволит расширить возможности граждан по более эффективному использованию финансовых услуг в целях повышения собственного благосостояния и роста сбережений и, как следствие, окажет влияние на ускорение темпов роста экономики региона.
Эффективность мероприятий Подпрограммы и социально-экономические последствия ее реализации оцениваются исходя из уровня достижения количественных и качественных показателей и ожидаемых результатов реализации Подпрограммы к 2018 году, приведенных в таблице.
Повышение финансовой грамотности жителей Краснодарского края влияет на рост активности населения региона в применении финансовых услуг, что в свою очередь влияет на увеличение доли банковских вкладов населения в валовой региональный продукт, объем страховых премий, собираемых на территории края, количество договоров обязательного пенсионного страхования, заключенных жителями края и т.д.
Таблица
Оценка эффективности реализации Подпрограммы осуществляется в соответствии с методикой.
Эффективность реализации Подпрограммы определяется исходя из среднего показателя, характеризующего бюджетную и социально-экономическую эффективность, по следующей формуле:
, где:
Эфф - эффективность реализации Подпрограммы;
СоцЭфф - социально-экономическая эффективность реализации Подпрограммы;
БюдЭфф - бюджетная эффективность реализация Подпрограммы.
Социально-экономическая эффективность характеризует степень достижения социально-экономических показателей и рассчитывается как среднеарифметическое значение выполнения социально-экономического показателя. Социально-экономическая эффективность определяется по следующей формуле:
, где:
СоцЭфф - социально-экономическая эффективность реализации Подпрограммы;
СоцЭфф i - эффективность достижения i-гo социально-экономического показателя;
n - количество показателей.
Эффективность достижения i-гo социально-экономического показателя определяется по следующей формуле:
, где:
СоцЭфф i - эффективность достижения i-гo социально-экономического показателя;
РезФ i фактически достигнутый результат по i-му социально-экономическому показателю;
РезП i - планируемый результат по i-му социально-экономическому показателю.
Бюджетная эффективность характеризует степень освоения средств краевого бюджета по каждому мероприятию Подпрограммы и определяется исходя из среднего показателя, характеризующего бюджетную эффективность по каждому мероприятия Подпрограммы. Бюджетная эффективность определяется последующей формуле:
, где:
БюдЭфф - бюджетная эффективность реализации Подпрограммы;
БюдЭфф i - бюджетная эффективность выполнения i мероприятия;
n - количество мероприятий.
Бюджетная эффективность выполнения i мероприятия определяется по следующей формуле:
, где:
БюдЭфф i - бюджетная эффективность выполнения i мероприятия;
ЗатП i - планируемый объем средств, выделенный на выполнение i-го мероприятия;
ЗатФ i - фактические затраты на выполнение i-го мероприятия.
Выполнение Подпрограммы считается эффективным при достижении интегрального показателя эффективности:
от 90 до 100 процентов - должный уровень эффективности;
свыше 100 процентов - высокий уровень эффективности.
Выполнение Подпрограммы считается неэффективным при достижении интегрального показателя эффективности:
от 90 до 75 процентов - низкий уровень эффективности;
менее 75 процентов - критический уровень эффективности.
Контроль за ходом выполнения Подпрограммы осуществляется департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края.
6. Критерии выполнения Подпрограммы
7. Механизм реализации Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется в пределах полномочий исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Механизм реализации государственной программы базируется на принципе четкого разграничения полномочий и ответственности участников Подпрограммы.
Координатор Подпрограммы в процессе реализации:
обеспечивает разработку и реализацию Подпрограммы;
организует работу по достижению целевых показателей Подпрограммы:
организует нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Подпрограммы;
осуществляет подготовку предложений по объемам и источникам средств реализации Подпрограммы;
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач Подпрограммы;
осуществляет мониторинг и анализ отчетов исполнителей мероприятий: формирует и утверждает сетевой план-график реализации мероприятий Подпрограммы;
осуществляет контроль за выполнением сетевого плана-графика и ходом реализации Подпрограммы;
размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах подпрограммы на официальном сайте в сети "Интернет";
готовит информацию для ежегодного доклада о ходе реализации Подпрограммы;
представляет в установленные сроки информацию:
об объемах и источниках финансирования Подпрограммы в разрезе мероприятий;
о выполнении сетевого плана-графика мероприятий Подпрограммы; несет ответственность за использование предоставленных бюджетных средств;
проводит оценку эффективности Подпрограммы.
Государственный заказчик мероприятий Подпрограммы в рамках Подпрограммы:
заключает государственные контракты в установленном действующим законодательством порядке;
осуществляет текущий контроль за использованием средств, предусмотренных Подпрограммой, и анализ выполнения мероприятий;
несет ответственность за целевое и эффективное использование выделенных в его распоряжение бюджетных средств;
разрабатывает и утверждает сетевые планы-графики реализации мероприятий Подпрограммы;
формирует бюджетные заявки на финансирование мероприятий Подпрограммы.
Заместитель руководителя департамента |
А.В. Аксенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.