Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Государственная программа
Краснодарского края "Развитие образования"
(утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. N 1180)
Паспорт государственной программы Краснодарского края "Развитие образования"
Наименование государственной программы |
|
государственная программа Краснодарского края "Развитие образования" (далее - государственная программа) |
|
|
|
Координатор государственной программы |
|
министерство образования и науки Краснодарского края |
|
|
|
Координатор подпрограмм государственной программы |
|
министерство образования и науки Краснодарского края |
|
|
|
Подпрограммы государственной программы |
|
"Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" "Развитие профессионального образования" "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия в области образования" |
|
|
|
Ведомственные целевые программы |
|
не предусмотрены |
|
|
|
Цели государственной программы |
|
обеспечение высокого качества образования в соответствии с запросами населения Кубани и перспективными задачами развития экономики Краснодарского края и России создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей формирование условий для повышения качества, доступности, устойчивого функционирования и развития системы начального и среднего профессионального образования Краснодарского края обеспечение организационных, информационных и научно-методических условий для реализации государственной программы, включая руководство в сфере образования, систему оценки качества образования и общественную поддержку |
|
|
|
Задачи государственной программы |
|
формирование гибкой системы непрерывного образования, обеспечивающей текущие и перспективные образовательные запросы населения и потребности социально-экономического развития края развитие сети образовательных организаций, их инфраструктуры и учебно-материальной базы, обеспечивающих доступность качественных услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей и востребованность выпускников образовательных организаций профессионального образования создание условий для введения новых федеральных государственных образовательных стандартов модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации обучающихся обеспечение системы образования Краснодарского края высококвалифицированными кадрами, повышение их социального и профессионального уровня |
|
|
|
Перечень целевых показателей государственной программы |
|
доля детей, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей введение дополнительных мест в системе дошкольного образования отношение численности детей в возрасте 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школах отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате организаций общего образования Краснодарского края численность обучающихся по программам общего образования в общеобразовательных организациях Краснодарского края численность обучающихся по программам общего образования в расчете на 1 учителя удельный вес численности обучающихся в организациях общего образования, обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к среднемесячной заработной плате в экономике Краснодарского края количество персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся общеобразовательных школ количество общеобразовательных организаций, имеющих скорость доступа к сети "Интернет" не менее 2 Мб/с доля обучающихся, которым предоставлены от 80 до 100 процентов основных видов условий обучения (в общей численности обучающихся по программам общего образования) доля детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет, охваченных образовательными программами дополнительного образования численность обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования численность обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования в расчете на 1 работника, относящегося к категориям преподавателей или мастеров производственного обучения количество созданных ресурсных центров по подготовке кадров, оснащённых современным оборудованием и новейшими техническими средствами производственного обучения количество созданных учебных центров профессиональных квалификаций на базе организаций профессионального образования количество созданных медиа-лабораторий и информационных центров количество созданных дистанционных мест обучения количество созданных центров сопровождения профессионального становления отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, к среднемесячной заработной плате в Краснодарском крае количество стипендий администрации Краснодарского края для талантливой молодежи, получающей высшее профессиональное образование количество публикаций кубанских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в расчете на 100 исследователей выполнение государственных заданий государственными организациями доля образовательных организаций, получивших предписания управления по надзору и контролю в сфере образования средний срок процедуры лицензирования образовательной деятельности |
|
|
|
Этапы и сроки реализации государственной программы |
|
2014 - 2016 годы |
|
|
|
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы |
|
прогнозируемый объем финансирования мероприятий государственной программы (в ценах соответствующих лет) из средств федерального, краевого и местных бюджетов составляет 137876781,5 тысячи рублей из средств федерального бюджета - 1302102,5 тысячи рублей, в том числе на: 2014 год - 433002,1 тысячи рублей 2015 год - 434550,2 тысячи рублей 2016 год - 434550,2 тысячи рублей из средств краевого бюджета - 136535205,3 тысячи рублей, в том числе на: 2014 год - 41692020,2 тысячи рублей 2015 год - 45342286,6 тысячи рублей 2016 год - 49500898,5 тысячи рублей из средств местных бюджетов - 39473,7 тысячи рублей, в том числе на: 2014 год - 13157,9 тысячи рублей 2015 год - 1315 7,9 тысячи рублей 2016 год - 13157,9 тысячи рублей |
Контроль за выполнением государственной программы |
|
контроль за выполнением государственной программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Краснодарского края
Система образования Краснодарского края является одной из самых крупных в Российской Федерации. По численности детей в возрасте от 3 до 7 лет и численности школьников Кубань занимает 3 место в России, а по численности студентов среднего профессионального образования - 2 место.
В крае функционируют 2695 организаций общего, дополнительного и профессионального образования, в них обучается 825,5 тысячи человек (исключая организации высшего профессионального образования). Уровень охвата детей в возрасте от 0 до 7 лет всеми формами дошкольного образования в крае выше, чем в среднем по России. Он составляет 68,2%. При этом в крае сохраняется дефицит мест в детских садах. В общей очереди детей от 0 до 7 лет на услуги дошкольного образования находятся 100,6 тысячи человек. Очередь продолжает расти в связи с высоким уровнем рождаемости и нарастанием миграционных процессов.
Результаты единого государственного экзамена показывают, что средний уровень подготовки школьников Краснодарского края почти по всем учебным предметам устойчиво превышает среднероссийский уровень, а по отдельным предметам сопоставим с ним. Из года в год увеличивается число выпускников края, выполнивших экзаменационные работы на высший балл - 100. В 2012 году выпускниками были достигнуты 133 стобалльных результата (в 2011 году - 81 результат). Одаренные кубанские школьники показывают хорошие результаты на всероссийских олимпиадах и творческих конкурсах.
Вместе с тем в отдельных территориях и некоторых школах существуют риски неравенства в доступе к качественному образованию. Речь идет прежде всего о населенных пунктах с малокомплектными школами, в которых сложно обеспечить необходимый уровень и качество образования.
Не только в сельской местности, но и в ряде городских школ у обучающихся старшей ступени нет выбора программы профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями. Доля старшеклассников, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов, составляет в среднем по краю 44 процента, что ниже среднероссийского уровня.
В последние годы существенно обновляется содержание общего образования: поэтапно внедряются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного и полного общего образования. В настоящее время на него перешли 36 процентов школьников края. Тем не менее по-прежнему актуально создание условий для введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, прежде всего в основной и старшей ступенях школы.
Требует дальнейшего совершенствования система оценки качества образования на всех уровнях, в том числе процедура единого государственного экзамена.
Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в крае реализуется проект по обучению их на дому с использованием дистанционных технологий. В настоящее время этой формой обучения охвачено более 750 детей, имеющих необходимые медицинские показания. Увеличилась доля образовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования. Однако не во всех организациях детям с ограниченными возможностями обеспечивается высокий уровень психолого-медико-социального сопровождения.
В крае большое внимание уделяется организации дополнительного образования детей в сфере образования, культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 63,5 процента школьников, что выше среднероссийского показателя.
Вместе с тем не все виды деятельности в организациях дополнительного образования развиваются активно. Отстают техническое направление, детский и юношеский туризм, экологическое образование детей. Анализ динамики общей численности детей по направленностям дополнительного образования свидетельствует о снижении охвата детей в формированиях технического (2,8%), эколого-биологического (2,4%), туристско-краеведческого направлений (2,5%), выпускники которых востребованы в экономике Кубани (будущие инженеры, специалисты сельского хозяйства, экологи и другие). Обусловлено это прежде всего тем, что эти виды деятельности требуют значительных финансовых, энергетических затрат, современных информационных технологий, оснащенной материальной базы.
В последние годы предприняты меры по модернизации профессионального образования, повышению его качества. В настоящее время подготовка рабочих осуществляется по 65 профессиям начального и по 132 специальностям среднего профессионального образования для промышленной, аграрной, строительной сфер, торговли и общественного питания, транспорта и других отраслей экономической деятельности.
Однако существующая система профессионального образования не решает проблему дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, поскольку объемы, структура и качество подготовки кадров по-прежнему ориентируются не на реальные потребности и происходящие изменения в структуре спроса на профессии и специальности рынка труда, а на сформированные потребности населения (родителей и абитуриентов) в образовательных услугах.
Неблагоприятно на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания влияет уровень кадров. Увеличивается возрастной и тендерный дисбаланс в общем образовании: доля учителей пенсионного возраста составляет 18,7 процента, доля педагогов-мужчин - чуть более 15 процентов. Медленно обновляются педагогические коллективы. Доля учителей со стажем работы до 5 лет составляет 12,8 процента.
Повышение заработной платы учителей стало одной из целей реализуемого с 2011 года проекта модернизации системы общего образования. Средняя заработная плата педагогических работников школ в первом квартале 2013 года составила 22644 рублей (в том числе у учителей - 23350 рублей), это 103,3% от уровня среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике края, сложившейся в 1 квартале 2013 года, и в среднем на 4% выше значения за 2012 год.
Наряду с учительской повышается заработная плата и педагогических работников детских садов. В I квартале 2013 года их средняя заработная плата составила 19223 рубля, это 100,8% от уровня среднемесячной заработной платы работников общего образования, сложившейся в I квартале, и на 3,1% выше значения за декабрь 2012 года.
Вместе с тем остается низкой заработная плата педагогического персонала организаций дополнительного образования (65 процентов от средней заработной платы по экономике). Требует повышения заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
В крае введена новая система оплаты труда, стимулирующая качество результатов деятельности педагогов и мотивацию профессионального развития, утверждены современные квалификационные требования к педагогическим работникам и правила аттестации, реализована модульно-блочная система повышения квалификации. В целях поощрения лучших учителей, педагогов дошкольного образования ежегодно выплачиваются премии администрации Краснодарского края. Вместе с тем недостаточно используется потенциал организаций дошкольного и общего образования - носителей лучших практик.
В системе профессионального образования недостаточно развиты механизмы обновления и повышения квалификации управленческих и преподавательских кадров.
В последние годы существенно увеличились вклады в инфраструктуру профессионального образования. В крае создана и развивается сеть ресурсных центров профессионального образования, учебных центров профессиональных квалификаций, оснащенных современным оборудованием и новейшими техническими средствами производственного обучения.
Однако ряд организаций начального и среднего профессионального образования были переданы с федерального на региональный уровень без необходимой учебно-материальной базы и инфраструктуры.
В целом образование края отличается многообразием и взаимосвязанностью всех его ступеней. Необходимо и далее совершенствовать подходы, которые будут способствовать продвижению системы образования Краснодарского края в лидеры российского образовательного пространства.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации государственной программы
2.1. Основными целями государственной программы являются:
обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения Кубани и перспективными задачами развития экономики Краснодарского края и России;
создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей;
формирование условий для повышения качества, доступности, устойчивого функционирования и развития системы начального и среднего профессионального образования Краснодарского края;
обеспечение организационных, информационных и научно-методических условий для реализации государственной программы, включая руководство в сфере образования, систему оценки качества образования и общественную поддержку.
Цели государственной программы увязаны с целью Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года и приоритетами государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы.
Реализация государственной программы будет осуществляться в рамках плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы Краснодарского края, направленные на повышение эффективности образования и науки".
2.2. Мероприятия государственной программы будут направлены на решение следующих стратегических задач:
формирование гибкой системы непрерывного образования, обеспечивающего текущие и перспективные образовательные запросы населения и потребности социально-экономического развития края;
развитие сети образовательных организаций, их инфраструктуры и учебно-материальной базы, обеспечивающих доступность качественных услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей и востребованность выпускников образовательных организаций профессионального образования;
создание условий для введения новых федеральных государственных образовательных стандартов;
модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и социализации обучающихся;
обеспечение системы образования Краснодарского края высококвалифицированными кадрами, повышение их социального и профессионального уровня.
В целом проблемы образования отличаются многообразием и взаимосвязанностью. Их решение требует сочетания подходов, применение которых должно способствовать превращению системы образования Краснодарского края в лидера в российском образовательном пространстве.
2.3. Совокупность таких подходов обеспечивает программно-целевой метод. Применение программно-целевого метода для решения проблем образования обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части государственной программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами государственной программы.
Государственная программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед кубанским образованием.
2.4. Сроки реализации государственной программы: 2014 - 2016 годы.
3. Перечень и краткое описание подпрограмм
Мероприятия государственной программы носят комплексный характер, они согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления. Принципиальным является то, что комплексы мероприятий государственной программы определены с учетом приоритетов государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы Краснодарского края, направленные на повышение эффективности образования и науки", долгосрочного социально-экономического развития Краснодарского края.
Комплексы мероприятий государственной программы объединены в следующие подпрограммы:
"Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" (направлена на создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей);
"Развитие профессионального образования" (направлена на формирование условий для повышения качества, доступности, устойчивого функционирования и развития системы начального и среднего профессионального образования Краснодарского края);
"Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия в области образования" (направлена на обеспечение организационных, информационных и научно-методических условий для реализации государственной программы, включая руководство в сфере образования, систему оценки качества образования и общественную поддержку).
Включение перечисленных подпрограмм в государственную программу предопределено структурой системы образования и ключевыми задачами, связанными с обеспечением повышения качества образования.
4. Обоснование ресурсного обеспечения государственной программы
Прогнозируемый объем финансирования мероприятий государственной программы (в ценах соответствующих лет) из средств федерального, краевого и местных бюджетов составляет 137876781,5 тысячи рублей.
Из средств федерального бюджета - 1302102,5 тысячи рублей, в том числе на:
2014 год - 433002,1 тысячи рублей;
2015 год - 434550,2 тысячи рублей;
2016 год - 434550,2 тысячи рублей.
Из средств краевого бюджета - 136535205,3 тысячи рублей, в том числе на:
2014 год - 41692020,2 тысячи рублей;
2015 год - 45342286,6 тысячи рублей;
2016 год - 49500898,5 тысячи рублей.
Из средств местных бюджетов - 39473,7 тысячи рублей, в том числе на:
2014 год - 13157,9 тысячи рублей;
2015 год - 13157,9 тысячи рублей;
2016 год - 13157,9 тысячи рублей.
Объем финансирования подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" в 2014 - 2016 годах составит 122699033,9 тысячи рублей, в том числе:
из средств федерального бюджета - 1207869,6 тысячи рублей, в том числе на:
2014 год - 402571,0 тысячи рублей;
2015 год - 402649,3 тысячи рублей;
2016 год - 402649,3 тысячи рублей;
из средств краевого бюджета - 121451690,6 тысячи рублей, в том числе на:
2014 год - 37060249,5 тысячи рублей;
2015 год - 40300297,1 тысячи рублей;
2016 год - 44091144,0 тысячи рублей;
из средств местных бюджетов - 39473,7 тысячи рублей, в том числе на:
2014 год - 13157,9 тысячи рублей;
2015 год - 13157,9 тысячи рублей;
2016 год- 13157,9 тысячи рублей.
Объем финансирования подпрограммы "Развитие профессионального образования" в 2014 - 2016 годах составит 14044289,1 тысячи рублей, в том числе на:
2014 год - 4297472,6 тысячи рублей;
2015 год - 4697311,1 тысячи рублей;
2016 год - 5049505,4 тысячи рублей, в том числе из средств: краевого бюджета - 14044289,1 тысячи рублей, в том числе по годам:
2014 год - 4297472,6 тысячи рублей;
2015 год - 4697311,1 тысячи рублей;
2016 год - 5049505,4 тысячи рублей.
Объем финансирования подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия в области образования" составит 1133458,5 тысячи рублей, в том числе:
из средств федерального бюджета - 94232,9 тысячи рублей, в том числе на:
2014 год - 30431,1 тысячи рублей;
2015 год - 31900,9 тысячи рублей;
2016 год - 31900,9 тысячи рублей;
из средств краевого бюджета - 1039225,6 тысячи рублей, в том числе на:
2014 год - 334298,1 тысячи рублей;
2015 год - 344678,4 тысячи рублей;
2016 год - 360249,1 тысячи рублей.
Мероприятия государственной программы и подпрограмм подлежат уточнению на очередной финансовый год.
5. Перечень целевых показателей государственной программы с расшифровкой плановых значении но годам её реализации
Эффективность реализации государственной программы определяется в на основе системы целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям развития образования и определить его влияние на социально-экономическое развитие Краснодарского края.
Все целевые индикаторы и показатели соответствуют целям и задачам государственной программы. Они являются достоверными и доступными для определения, совместимыми с федеральными показателями развития образования.
Целевые показатели и критерии государственной программы, позволяющие оценивать эффективность её реализации по годам, приведены в таблице N 1.
6. Механизм реализации государственной программы, включающий, в том числе, методику оценки эффективности государственной программы
Реализация мероприятий государственной программы осуществляется на основе взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края и образовательными организациями.
Текущее управление по реализации мероприятий государственной программы осуществляет министерство образования и науки Краснодарского края - координатор государственной программы.
Министерство образования и науки Краснодарского края:
осуществляет мониторинг и анализ отчетов иных исполнителей мероприятий государственной программы;
представляет в министерство экономики Краснодарского края сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы;
проводит оценку эффективности государственной программы;
готовит годовой отчет о ходе реализации государственной программы;
организует реализацию государственной программы, координацию деятельности государственных заказчиков и исполнителей мероприятий государственной программы;
осуществляет нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации государственной программы;
осуществляет подготовку предложений по объемам и источникам средств, направленных на реализацию мероприятий государственной программы, на основании предложений государственных заказчиков государственной программы;
осуществляет информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач государственной программы;
осуществляет подготовку ежегодного доклада о ходе реализации государственной программы;
осуществляет анализ отчетов государственных заказчиков, ответственных за реализацию соответствующих мероприятий государственной программы;
осуществляет оценку социально-экономической эффективности, а также оценку целевых показателей и критериев реализации государственной программы в целом;
осуществляет контроль за выполнением сетевых планов-графиков и ходом реализации государственной программы;
осуществляет корректировку плана реализации государственной программы на текущий и последующие годы по источникам, объемам финансирования и перечню реализуемых мероприятий по результатам принятия краевого, местного бюджетов и уточнения возможных объемов финансирования из других источников;
принимает решение о внесении в установленном порядке изменений в государственную программу и несет ответственность за достижение целевых показателей государственной программы;
размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах государственной программы на официальном сайте в сети "Интернет";
осуществляет меры по устранению недостатков и приостановке реализации отдельных мероприятий государственной программы;
организует взаимодействие с органами местного самоуправления по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств краевого бюджета.
Субсидии из краевого бюджета предоставляются органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении их полномочий по вопросам местного значения.
Министерство образования и науки Краснодарского края в отношении каждого вида субсидии разрабатывает порядок предоставления и распределения субсидии из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края (далее - порядок предоставления и распределения субсидий). Порядок предоставления и распределение этих субсидий устанавливается нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Целевые назначения субсидий, софинансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, определяются исходя из целей, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оценка эффективности реализации государственной программы представляет собой механизм оценки выполнения мероприятий государственной программы в зависимости от степени достижения задач, определенных государственной программой, в целях оптимальной концентрации средств краевого бюджета на государственную поддержку развития отрасли образования.
Оценка эффективности реализации государственной программы производится ежегодно за отчетный год и за весь период реализации государственной программы по окончании срока ее реализации.
Основанием для проведения оценки эффективности реализации государственной программы является отчет о ходе ее выполнения и финансировании мероприятий государственной программы за год.
Оценка эффективности реализации государственной программы включает оценку фактически достигнутых (ожидаемых) результатов государственной программы по степени достижения критериев выполнения всех подпрограмм.
Степень достижения результатов (ожидаемых результатов) определяется на основании сопоставления фактически достигнутых (ожидаемых) значений критериев с их плановыми значениями.
Контроль за реализацией государственной программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края.
Министр образования и науки |
Н.А. Наумова |
Министр образования и науки |
Н.А. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.