Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
присутствия медицинских организаций Краснодарского края в сети Интернет
(утв. приказом министерства здравоохранения Краснодарского края от 03 апреля 2015 г. N 1717)
1. Общая стратегия присутствия медицинских организаций Краснодарского края в сети интернет
1.1. Цели и задачи.
Целью присутствия медицинских организаций в сети Интернет является повышение качества обслуживания населения за счет обеспечения мгновенного доступа к информации, поиска необходимых медицинских услуг и специалистов, а также упрощения процедуры обращения в медицинскую организацию и записи на приём.
1.2. Критерии оценки эффективности присутствия медицинских организаций в сети Интернет.
Ключевыми критериями эффективности являются:
1. Суммарная посещаемость сайтов медицинских организаций Краснодарского края.
2. Среднее количество просмотров страниц на одного посетителя.
3. Количество обращений населения через электронные формы.
4. Количество регистраций на приём к специалистам через Интернет.
5. Цитируемость сайтов медицинских организаций Краснодарского края в сети Интернет.
1.3. Реализация требований законодательства и контролирующих организаций.
1. На сайтах медицинских организаций должны быть установлены ссылки на следующие интернет-проекты (ресурсы):
- Сайт министерства здравоохранения Российской Федерации: http://www.rosminzdrav.ru/
- Сайт министерства здравоохранения Краснодарского края: http://www.minzdravkk.ru
- Сайт Системы дистанционного обучения министерства здравоохранения Краснодарского края: http://www.kuban-edu.ru
- Портал Записи на прием к врачу http://www.kuban-online.ru/
2. На сайтах должна присутствовать информация об условиях использования материалов, размещенных на сайтах.
3. Материалы информационного наполнения сайтов, в том числе фотографии, должны принадлежать медицинской организации. Не допускается использование текстов и фотографий, которые потенциально являются объектами прав третьих лиц, кроме случаев приобретения лицензий на них.
4. Права на программное обеспечение сайта должны принадлежать медицинской организации. В случае, если использовалось коммерческое программное обеспечение, у правообладателя должна быть приобретена соответствующая лицензия. При использовании открытого программного обеспечения, текст лицензии на него должен быть распечатан и подписан руководителем медицинской организации.
5. Технические средства информационных систем, используемых государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 13 федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
6. Не допускается использование и/или публикация на сайте персональных данных субъектов персональных данных без их согласия, либо с нарушением норм, предъявляемых к защите персональных данных, установленных законодательством РФ.
7. Не допускается обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина на сайте (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) без его согласия в соответствии со ст. 152.1 ГК РФ.
8. Согласно требованиям нормативных документов Российской Федерации, на сайтах медицинских организаций должна размещаться следующая информация:
- полное наименование, место нахождения, включая обособленные структурные подразделения (при их наличии), почтовый адрес, схема проезда;
- дата государственной регистрации, сведения об учредителе (учредителях);
- решение учредителя о создании учреждения;
- учредительные документы (устав) учреждения, в том числе внесенных в них изменений;
- свидетельство о государственной регистрации учреждения;
- решение учредителя о назначении руководителя учреждения;
- положение о филиалах, представительствах учреждения;
- структура и органы управления;
- правила внутреннего распорядка для потребителей услуг;
- контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты;
- график приема граждан руководителем медицинской организации и иными уполномоченными лицами с указанием телефона, адреса электронной почты;
- документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения;
- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
- план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (для автономных и бюджетных учреждений);
- годовая бухгалтерская отчетность учреждения, составленная в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества;
- сведения (документы) о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах.
- адреса и контактные телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- страховые медицинские организации, с которыми заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
- права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья;
- лицензии на осуществление медицинской деятельности (с приложением электронного образа документов);
- виды медицинской помощи;
- возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- порядок, объем и условия оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- показатели доступности и качества медицинской помощи, установленные в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год;
- сроки, порядок, результаты проводимой диспансеризации населения в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь и имеющей прикрепленное население;
- правила записи на первичный прием, консультацию или обследование;
- правила подготовки к диагностическим исследованиям;
- правила и сроки госпитализации;
- правила предоставления платных медицинских услуг;
- перечень оказываемых платных медицинских услуг;
- цены (тарифы) на медицинские услуги (с приложением электронного образа документов);
- сведения о медицинских работниках: фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, занимаемая должность; сведения из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация); сведения из сертификата специалиста (специальность, соответствующая занимаемой должности, срок действия); график работы и часы приема медицинского работника;
- вакантные должности;
- перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения;
- перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей;
- перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;
- отзывы потребителей услуг;
- иная информация, которая размещается, опубликовывается по решению учредителя и (или) руководителя медицинской организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Целевые аудитории
2.1. Перечень целевых групп. Их интересы относительно медицинских организаций.
Следует выделить следующие целевые группы сайтов:
1. Пациенты.
Данная целевая группа заинтересована в поиске специалистов по направлению, сведений об услугах учреждения и инфраструктуре, получении контактной информации отделений, информации о расписании приёма, записи на приём.
2. Соискатели вакантных должностей.
Данная целевая группа заинтересована в получении сведений о возможностях трудоустройства или стажировок, контактной информации кадровых служб.
3. Подведомственные организации или организации-клиенты (получатели лицензий, статистических данных и т.п.).
Данная целевая группа заинтересована в получении информации об изменениях в законодательстве и условиях предоставлений услуг, актуальных версий руководящих документов, контактной информации.
4. СМИ и аналитики.
Данная целевая группа заинтересована в получении общей информации об учреждениях (инфраструктуре, истории, численности персонала и т.п.), информации новостного характера, контактной информации руководства учреждения, руководителей отделений, пресс-служб.
5. Контролирующие организации.
Данная целевая группа заинтересована в получении сведений о соблюдении условий разрешительных документов, контактной информации руководства учреждений.
6. Сотрудники медицинских организаций.
Данная целевая группа ориентирована в первую очередь на получение информации о мероприятиях медицинских организаций, а также на получение доступа к документам, предназначенным для сотрудников.
7. Редакторы сайта.
Специалисты, занятые поддержанием полноты и актуальности на сайте. Их задача, получить максимально удобный интерфейс для управления информационным наполнением и структурой сайта.
При определении структуры разделов, следует выбрать наиболее приоритетные целевые группы. Ориентировочная структура разделов для каждой из них, представлена в разделе 4 "Функциональность и сервисы".
Перечень значимых целевых групп следует ограничить, основываясь на фактических возможностях, в первую очередь - кадровых, учреждения по обеспечению всех выбранных целевых групп актуальной информацией.
2.2. Уровни доступа целевых групп.
Все целевые группы сайта должны иметь доступ к просмотру всей публичной информации.
Сотрудники медицинских организаций должны иметь доступ к просмотру внутренних документов и лент на сайте (применимо только для крупных учреждений, где внутрикорпоративные порталы являются мощным инструментом ускорения документооборота).
Редакторы сайта должны иметь доступ к редактированию всех материалов, размещенных на сайте, а также его структуры.
2.3. Учёт потребностей пользователей с ограниченными возможностями.
На всех сайтах медицинских организаций должен быть реализован "Режим контрастной версии", предназначенный для людей с ограничениями по зрению, в котором все тексты и навигационные элементы сайта отображаются белым цветом на черном фоне. После установки такого режима пользователем, сайт должен отображаться ему в таком же виде при всех повторных визитах до тех пор, пока он сам не отключит "Режим контрастной версии".
Также, на видном месте должны быть размещены управляющие элементы, дублирующие функционал браузера, в части увеличения и уменьшения масштаба отображения шрифта.
3. Дизайнерское решение
3.1. Ожидаемые впечатления.
С учетом специфики аудитории, ключевым впечатлением пользователей сайта должно быть чувство непосредственной связи с учреждением. Информация должна быть актуальной, новости - свежими, реакция на обращения - оперативной, а система записи на приём (online-регистратуры) - действующей.
Вторым по значимости впечатлением должна быть простота использования.
3.2. Общие требования к дизайну.
Титульная страница сайта медицинских организаций должна ярко иллюстрировать свою причастность к данному учреждению. Этого можно достигать за счет использования фотографий или 3D-моделей фасада или внутренних помещений в сочетании с оборудованием (в том числе, в исполнении слайд-шоу), размещения названия учреждения крупным шрифтом на видном месте.
Размеры шрифтов меню и заголовка страницы должны быть больше, чем размер шрифтов в основном тексте страницы.
3.3. Общие требования к типографике.
В пределах одной страницы сайта не следует использовать более 4-х различных размеров шрифта, более двух начертаний шрифтов и более 3-х цветов шрифта.
Все изображения и таблицы должны иметь названия. Названия таблиц располагаются над таблицей и выравниваются по левому краю. Названия изображений размещаются под изображением и выравниваются по центру изображения.
Текст страницы должен быть выполнен шрифтом одного размера и начертания. Допускается выделение отдельных участков жирным или курсивом, выделение блоков текста или абзацев шрифтом начертаний или размеров, отличных от основного текста страниц, допускается только в случаях крайней необходимости.
Текст в таблицах, нумерованных и ненумерованных списках, также попадает под это правило.
Исключение составляют лишь заголовки (3-х уровней), которые выполняются шрифтом большего размера.
При этом, все заголовки одного уровня в пределах одного сайта должны быть выполнены одинаковыми шрифтами одинаковых размеров.
3.4. Общие требования к иллюстрациям.
Иллюстрации, размещаемые на сайтах медицинских организаций должны быть высокого качества, вписываться в структуру и цвето-стилевые решения, являться инструментом повышения информативности публикаций.
3.5. Требования к составу элементов, располагаемых на всех страницах сайтов.
Ссылка на главную страницу сайта должна присутствовать на всех страницах сайта в одинаковом виде.
Все страницы сайта должны в обязательном порядке содержать следующие элементы:
1. Главное меню.
2. Элементы управления режимами отображения сайта для людей с ограничениями по зрению должны быть оформлены одинаково на всех страницах сайта. Рекомендуется располагать элементы вверху страниц сайта. При прокрутке страницы сайта рекомендуется закреплять элементы в верхней части окна интернет-браузера. Набор элементов должен состоять из кнопки включения и выключения контрастной версии, изменение масштаба шрифта.
3. Краткая контактная информация: адрес и телефон регистратуры, приемного отделения или иной службы, ответственной за работу с основной целевой группой посетителей сайта.
4. Полное название медицинской организации.
5. Форма поиска.
6. Ссылка на форму обратной связи.
7. Ссылка на структуру учреждения.
8. Единый федеральный номер Контактного центра по вопросам удаленной записи на прием к врачу через Интернет 8-800-2000-366.
9. Карта сайта.
Все перечисленные элементы должны располагаться на одних и тех же местах на всех страницах сайта.
3.6. Требования к составу элементов Главной страницы сайта.
Главная страница сайта в обязательном порядке должна содержать:
1. Все элементы, располагаемые на всех страницах сайта.
2. Ссылки на соответствующие страницы с информацией о структуре и услугах учреждения.
3. Контактную информацию и ссылку на страницу с подробной контактной информацией и схемой проезда.
4. При наличии новостных, видео- или фото- разделов, допускается вывод на главной странице блоков наиболее свежих публикаций из этих разделов.
5. Ссылки (в виде текста или баннеров), на другие проекты министерства здравоохранения Краснодарского края.
3.7. Требования к составу элементов Титульных страниц разделов.
Титульные страницы разделов должны содержать общую информацию о содержимом данного раздела и его назначении, а также выборки наиболее актуальных материалов из его подразделов.
3.8. Требования к качеству вёрстки
3.8.1. Совместимость
Сайт должен воспроизводиться в интернет-браузерах, охватывающих в сумме более 95% рынка и на мобильных устройствах.
В частности, необходимо обеспечить корректное отображение и работу сайта в браузерах:
1. Microsoft Internet Explorer версии 8.0 и выше.
2. Mozilla Firefox 3.0.0 и выше.
3. Google Chrome 3.6.0 и выше.
4. Safari 5 и выше.
5. Opera 12 и выше.
6. Opera Mini.
3.8.2. Соответствие заголовков страниц их содержимому.
Каждая страница сайта должна иметь заголовок. Он должен отображаться крупным шрифтом в тексте страницы, а также в заголовке окна браузера.
Текст заголовка окна браузера должен формироваться по следующему принципу:
Заголовок страницы | Заголовок раздела | Название сайта. Например:
Главная | ГБУЗ "Краснодарский противотуберкулёзный диспансер". или
Приёмное отделение | Отделения | Специализированная детская краевая инфекционная больница
3.8.3. Наличие установленных размеров изображений.
Все изображения, используемые на странице, должны иметь заданный на уровне верстки размер, соответствующий их фактическому разрешению.
Исключения составляют только страницы, отображающие полноразмерные изображения, где размер может варьироваться.
3.8.4. Наличие подписей к изображениям.
Все изображения, используемые на странице, должны иметь подписи в виде атрибутов alt и title, отражающих их содержание.
3.8.5. Обтекание текстом.
Все изображения и сетки таблиц, должны иметь горизонтальный и вертикальный внешние отступы от прилегающего текста не менее чем на 5 пикселей. Ячейки таблицы должны иметь горизонтальный и вертикальный внутренние отступы не менее 3 пикселей.
3.8.6. Нарушения структуры страницы при вводе некорректных или объёмных данных.
Сайты должны быть сверстаны таким образом, чтобы ввод больших объёмов данных, не разделенных пробелами или не соответствующих ожиданиям системы (текст вместо цифр, изображения в малые текстовые поля и т.п.) не приводил к нарушению верстки сайта: изменению ширины страницы, смещению элементов управления со своих мест, перекрытию одних элементов другими.
Участки, где невозможно программно отследить корректность вводимых данных, необходимо подробно документировать в Руководстве редактора сайта, указывая с примерами, допустимые диапазоны значений водимых данных. В частности, ограничения по количеству и размеру изображений, ограничения по объёму прикрепляемых файлов, ограничения по длине заголовков и т.п.
3.8.7. Прочие требования.
На каждой странице сайта должно присутствовать название страницы, совпадающее с началом тэга <title>, обрамлённое тэгом <h1>, соответственно, тэг <title> должен, как минимум, содержать название страницы и название сайта.
Изображения, размещаемые в тексте страниц сайта или галереях, должны иметь рамки, определяемые CSS-стилем изображения.
Стиль для состояния hover не должен отличаться от обычного начертания размером или весом. Т.е. текст, при наведении мыши, не должен менять размер, начертание с обычного на полужирный или курсивный, если таковым не был, а также не должен меняться сам шрифт. Изменению при наведении мыши подлежит только цвет текста, подложки и подчёркивание.
Макет страницы должен быть не менее 960 пикселей в ширину для мониторов компьютеров; 640 пикселей - для планшетных компьютеров; 480 пикселей - для телефонов и смартфонов.
Все ленты, количество элементов в которых заведомо не известно, а именно, списки категорий, публикаций, товаров или услуг, фотографий, файлов и т.п., должны обеспечиваться строкой навигации по страницам.
Для рамок таблиц по умолчанию необходимо определить отдельный CSS-стиль по умолчанию, чтобы избежать появления таблиц, выбивающихся из любого дизайн-решения.
Увеличенные изображения должны открываться в новом окне или на отдельном слое, с затенением страницы.
Каждая страница сайта, по возможности, не должна содержать ссылок на саму себя, за исключением Главной страницы сайта. Текущий раздел в строке навигации должен быть обрамлён в тэг группы <h>, но при этом не должен являться ссылкой.
Текущий раздел или подраздел сайта должен быть выделен в меню (например, полужирным начертанием или другим цветом). Причём такое выделение должно происходить не подстановкой тэга <b> или <strong>, а применением отдельного, специального стиля из таблицы CSS.
4. Функциональность и сервисы
4.1. Перечни ключевых сервисов по целевым группам.
В соответствии с перечнем приоритетных целевых групп, выбранных для интернет сайта следует сформировать структуру разделов.
Целевая группа |
Перечень минимально необходимых разделов |
Пациенты |
1. Структура (по филиалам / отделениям, если есть) 2. Часы приёма специалистов 3. Запись на приём через интернет 4. Контактная информация (по филиалам / отделениям с картами проезда) 5. Обращение в администрацию (форма обратной связи) 6. Фото-галереи 7. Профилактика заболеваний 8. Порядок оказания медицинской помощи 9. Прейскурант цен на платные услуги 10. Перечень бесплатных лекарственных препаратов при лечении в стационаре 11. Доступность и качество медицинской помощи 12. Информация о специалистах: информация о медицинских работниках медицинской организации, об уровне их образования и об их квалификации 13. Правила госпитализации (сроки и документы); 14. Список страховых медицинских организаций, с которыми работает медицинская организация |
Соискатели вакантных должностей |
1. Вакансии 2. Контактная информация (включая контактную ин- формацию кадровых служб) |
Подведомственные организации или организации-клиенты (получатели лицензий, статистических данных и т.п.) |
1. Руководящие документы 2. Форма обратной связи 3. Контактная информация |
СМИ и аналитики |
1. Новости и пресс-релизы 2. История медицинской организации 3. Руководство 4. Структура 5. Репортажи и видео-блоги 6. Фотогалереи 7. Контактная информация (включая контактную ин- формацию руководства или пресс-служб) |
Контролирующие организации |
1. Руководство 2. Структура 3. Разрешительные документы 4. Контактная информация (включая контактную ин- формацию руководства) 5. Статистика 6. Отчет о деятельности учреждения 7. Доступность и качество медицинской помощи |
Сотрудники медицинской организации |
1. Интернет-портал 2. Система электронной почты |
Редакторы сайта. |
1. Раздел администрирования сайта |
Допускается расширение количества разделов на усмотрение медицинской организации, для предоставления большего объема информации или большей её детализации.
Все сайты медицинских организаций должны быть оснащены системой полнотекстового поиска.
Все сайты медицинских организаций должны содержать страницу "карта сайта", позволяющую пользователю увидеть в развернутом виде все разделы и подразделы, доступные на его уровне привилегий.
4.2. Средства обратной связи и обмена сообщениями.
Каждый сайт должен иметь форму обратной связи, позволяющую прямо с сайта отправить обращение в медицинскую организацию.
Форма обратной связи должна содержать следующие поля:
1. Как к Вам обращаться.
2. Текст обращения.
3. Контактная информация для ответа (телефон, E-mail).
4. Защиту от автоматического заполнения формы (captcha).
На странице формы должна быть размещена информация о том, в какой срок будет обработано обращение.
4.3. Правила ведения переписки: авторской и автоматической.
В медицинской организации должен быть выделен ответственный за обработку обращений. Частота, с которой производится выемка обращений, должна быть не ниже, чем 1 раз в сутки, кроме выходных дней.
Все письма, направляемые пользователям, должны содержать информацию об авторе ответа, с указанием фамилии, имени, отчества, должности, телефона для связи, или уведомление о том, что письмо сгенерировано автоматической системой обмена электронными сообщениями.
Правила распространяются и на обращения, полученные по электронной почте.
4.4. Требования к качеству размещаемых материалов: тексто-табличных, графических, анимационных.
4.4.1. Качество текстовых материалов.
Текстовые материалы, размещаемые на сайте, должны быть разработаны медицинской организацией или по её заказу.
Перед размещением все текстовые материалы должны быть вычитаны и проверены на предмет наличия орфографических, пунктуационных, речевых ошибок.
В случае использования материалов из сторонних источников, необходимо устанавливать ссылку на первоисточник.
4.4.2. Качество анимационных элементов.
На страницах сайтов не следует злоупотреблять использованием анимационных элементов, если это не обосновано практической необходимостью. Использование анимационных элементов увеличивает стоимость разработки сайта, при этом ухудшает его потребительские характеристики для пользователей из районов края, сталкивающихся с проблемами совместимости средств воспроизведения и низкой пропускной способностью каналов связи.
Используемые анимационные элементы должны гармонировать с общим цвето-стилевым решением сайта, анимация не должна быть агрессивной, отвлекающей от чтения текста страниц или работы с навигационными элементами.
Запрещается использование анимации при создании главного и вспомогательного меню сайта.
4.4.3. Качество изображений.
Изображения, используемые на странице должны иметь разрешение, совпадающее с их фактическим размером.
Пропорции всех изображений, размещаемых на сайте, должны быть сохранены.
На сайтах следует использовать растровые изображения только форматов JPG, GIF и PNG и векторные изображения формата SVG.
Для размещения полноцветных изображений, таких, как фотографии, следует использовать форматы JPG или PNG.
Для размещения схематических элементов, содержащих тонкие линии и текст, не превышающих по количеству цветов 16-ти, следует использовать форматы GIF или PNG.
4.5. Ограничения уровня квалификации персонала, ответственного за подготовку информационных материалов (требования простоты).
Сотрудники, ответственные за обработку обращений и размещение информации на сайтах (редакторы), должны обладать квалификацией опытных пользователей офисных пакетов, и являться уверенными пользователями сети Интернет. Кроме того, они должны пройти обучение работе с информационным наполнением сайтов у разработчиков сайта.
5. Техническая инфраструктура
5.1. Доменные имена.
Доменные имена для сайтов следует выбирать по следующему принципу:
1. Доменное имя должно быть второго уровня (имя_сайта.доменная_зона) и располагаться в зонах ".рф" или ".ru". При невозможности подобрать доменное имя в зонах ".рф" и ".ru". Допускается использование доменных имен в зонах ".su" и ".org".
В силу ч. 5 ст. 1 Закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"права на доменное имя, которое входит в электронный адрес официального сайта учреждения, должны принадлежать учреждению.
2. В первую очередь следует рассматривать доменные имена в виде полной аббревиатуры названия учреждения. Например: КПТД.рф или KPTD.ru для ГБУЗ "Краснодарский краевой противотуберкулёзный диспансер".
3. В случае, если подобрать доменное имя в виде полной аббревиатуры не удается, следует использовать доменные имена, содержащие аббревиатуру и слово "Краснодар" / "Кубань" через дефис. Например, DKKB-KRASNODAR.ru или ДККБ-КРАСНОДАР.рф.
4. Допускается использовать вместо аббревиатуры слово, точно отражающее деятельность учреждения. Например, "KUBAN-DONOR.ru".
5.2. Виды доступа.
5.2.1. По видам устройств: полный, мобильный, текстовый и иные Сайты медицинских организаций должны быть доступны пользователям персональных компьютеров и мобильных устройств, поддерживающих воспроизведение сайтов.
5.2.2. По точке доступа: внутрикорпоративный, региональный, федеральный, зарубежный и иные Сайты медицинских организаций должны быть доступны из любой точки РФ в режиме 24x7, при наличии доступа к сети Интернет.
5.3. Системы управления контентом.
Для создания сайтов медицинских организаций допускается использование систем управления контентом (CMS), как отечественных, так и зарубежных производителей.
Выбранная CMS должна удовлетворять следующим требованиям:
1. Количество внедрений - более 100.
2. Поддержка XML-импорта/экспорта данных.
3. Наличие возможности обновления до вновь выходящих версий.
4. Наличие документации на русском языке.
5. Наличие не менее 3х интернет-компаний в Краснодарском крае или не менее 2х специалистов в штате медицинских организаций, готовых сопровождать данное программное обеспечение.
5.4. Ограничения производительности оборудования и каналов связи.
Для размещения сайтов медицинских организаций следует выбирать хостинговых операторов, обладающих лицензиями на оказание телематических услуг связи, услуг связи по передаче данных.
Выбранный хостинговый оператор должен располагать собственным аппаратным обеспечением, размещенным в ЦОД класса 4.
Предоставление услуг размещения интернет-приложений должно быть основным видом деятельности выбранного хостингового оператора.
При выборе хостингового оператора необходимо руководствоваться требованиям законодательства Российской Федерации (см. пункт 1.3 подпункт 5).
5.5. Ограничения уровня квалификации персонала администрирования.
Сотрудник, ответственный за системное администрирование сайта медицинской организации, должен обладать квалификацией системного администратора, обладать опытом администрирования интернет-ресурсов, владеть языками разработки web-приложений.
6. Интеграция с действующей инфраструктурой
6.1. Ограничения выбора платформы и технологий.
Допускается разработка сайтов медицинских организаций на базе следующих технологических решений:
- Hypertext Markup Language (версия 5.0 и выше);
- eXtensible Markup Language (XML);
- Cascading Style Sheets(версия 3 и выше);
- Средства компании Microsoft: ActiveX, .NET Framework, .NET Compact Framework, Object Linking and Embedding (OLE), Component Object Model (COM), Distributed COM (DCOM), COM+, ActiveX Data Objects (ADO), ADO.NET;
- Java;
- Adobe Flash;
- Ruby on Rails (версия 4.2 и выше);
- Common Gateway Interface (CGI);
- Asynchronous Javascript and XML (AJAX);
- JavaScript Object Notation(JSON);
- Simple Object Access Protocol (SOAP);
- Языки программирования: C, C++, C, Active Server Pages (версия 3.0 и выше), ASP.NET (версия 5 и выше), Visual Basic (версия VB 11.0 и выше), PHP: Hypertext Preprocessor (версия 5.4 и выше), Perl (версия 5 и выше), ColdFusion (версия 10.0 и выше), Python (версия 3.4 и выше), JavaScript, Visual Basic Scripting Edition (VBScript), Jscript, ActionScript (версия 3.0 и выше), Ruby (версия 2.2 и выше);
- Базы данных: MS SQL (версия 2008 R2 и выше), MySQL (версия 5.6 и выше), PostgreSQL (версия 9.3 и выше), Oracle (версия 12.1 и выше), DB2 (версия 10.5 и выше), Sybase (версия 15.7 и выше), Interbase (версия 2007/2009/XE и выше), dBase (версии PLUS 9.5, PRO 3, CLASSIC и выше), IBM Notes (версия 9.0 и выше), Firebird (версия 2.5 и выше), SQLite (версия 3.8 и выше), MongoDB (версия 2.6 и выше);
- Веб-серверы: Internet Information Services (версия 7.5 и выше), Apache HTTP Server (версия 2.2 и выше), WebSphere (версия 8.5 и выше), Apache Tomcat (версия 8.0 и выше), nginx (версия 1.6 и выше), lighttpd (версия 1.4 и выше), Resin (версия 4.0 и выше), Cherokee HTTP Server (версия 1.2 и выше), THTTPD (версия 2.26 и выше), Jetty (версия 9.1 и выше), Small HTTP Server (версия 3.05 и выше), Tornado (версия 4.0 и выше);
- Операционные системы: Linux, Unix, MS Windows.
7. Обеспечение информационной безопасности сайта
7.1. Перечни видов и источников угроз.
Для сайтов медицинских организаций существуют следующие виды угроз:
7.1.1. Угрозы утраты информации.
Данный вид угроз связан с программно-аппаратными сбоями в работе серверных компонентов сайтов, случайным или умышленным несанкционированным доступом.
7.1.2. Угрозы несанкционированного изменения или публикации информации.
Данный вид угроз связан с вероятностью несанкционированного распространения учетных данных системы управления сайта, недостаточной квалификацией и ротацией кадров, случайным или умышленным несанкционированным доступом.
7.1.3. Угрозы нарушения целостности содержания, структуры и внешнего оформления информации.
Данный вид угроз связан с ошибками, допускаемыми редакторами при работе с информационным наполнением, недостаточной квалификацией и ротацией кадров.
7.1.4. Угрозы отказа в обслуживании.
Данный вид угроз связан с программно-аппаратными сбоями в работе серверных компонентов сайтов, а также недостаточной квалификацией ротацией кадров и случайным или умышленным несанкционированным доступом.
7.1.5. Угрозы утраты контроля над сайтами.
Данный вид угроз связан с программно-аппаратными сбоями в клиентских компонентах (компьютерах редакторов) и ротацией кадров, а также со случайным или умышленным несанкционированным доступом.
7.2. Требования к устойчивости по видам угроз.
7.2.1. Угрозы утраты информации.
Для сайтов медицинских организаций должен быть определен и выполняться план резервного копирования (включая образы и содержимое баз данных, файловую систему и слепки конфигураций инфраструктурного программного обеспечения). Частота создания резервных копий должна быть не меньше чем 1 раз в месяц, при этом хранению подлежат 3 последние копии, по одной копии за все предшествующие месяцы.
7.2.2. Угрозы несанкционированного изменения или публикации информации.
Для обеспечения защиты сайта от несанкционированного изменения или публикации информации должны быть приняты меры технического и организационного характера.
На уровне медицинских организаций:
1. Доступ к данным авторизации сайта должен осуществляться ограниченным числом лиц.
2. В случае исключения одного и более лиц из процесса администрирования или информационного наполнения сайта, все данные авторизации, все систем сайта должны быть изменены (данные авторизации данных лиц должны быть удалены).
3. Рабочие станции, с которых ведется подключение к системе управления сайтов, должны быть защищены современным антивирусным программным обеспечением и межсетевым экраном, с постоянно актуализируемыми базами данных угроз.
4. Доступ к рабочим станциям, с которых ведется редактирование и публикация материалов на сайте, должен быть предоставлен только лицам, ответственным за данный вид деятельности.
5. Лица, ответственные лишь за редактирование и публикацию материалов на сайте, не должны иметь доступа к другим системам сайта и изменять минимально необходимые права.
6. Все пароли, устанавливаемые в системах сайта, должны содержать латинские символы верхнего и нижнего регистров и цифры, и иметь длину не менее восьми символов. Смена паролей должна происходить не менее одного раза в месяц.
7. Подключения к системам управления сайта должно осуществляться по защищенному каналу связи с использованием протоколов SSH, SFTP, FTPS, HTTPS и др.
На уровне разработчика сайта:
1. Любой доступ ко всем системам сайта кроме публичного должен осуществляться с использованием пар имя пользователя - пароль.
2. Все данные, получаемые от пользователей должны проходить валидацию и приведение к ожидаемым типам.
3. Сайты должны быть защищены от любых видов инъекций, в том числе SQL, HTTP, PHP.
4. Сайты должны поддерживать возможности смены данных авторизации администратором, документация должна содержать подробное описание этой процедуры.
5. Все пароли, устанавливаемые в системах сайта, должны содержать латинские символы верхнего и нижнего регистров и цифры, и иметь длину не менее восьми символов. В случае невозможности программного выполнения данного требования, оно должно быть обозначено в документации.
6. Централизованное хранилище данных авторизации разработчика должно обеспечивать необходимый уровень безопасности и исключать утечку на уровне разработчика.
7.2.3. Угрозы нарушения целостности содержания, структуры и внешнего оформления информации.
Для обеспечения защиты сайта от данного вида угроз должны быть выполнены обозначенные выше требования к квалификации персонала редакции и администрирования или привлечена компетентная в данной сфере организация.
7.2.4. Угрозы отказа в обслуживании.
Для обеспечения защиты от данного вида угроз, необходимо выполнить следующие действия:
1. Выбрать оператора хостинга, обеспечивающего доступность сайта в 99,99% времени и более, с услугой по предотвращению DDOS -атак.
2. Реализовать на сайте средства защиты от многократного вызова ресурсоёмких (требовательных к вычислительным ресурсам) процедур.
7.2.5. Угрозы утраты контроля над сайтами.
Для обеспечения защиты от данного вида угроз, необходимо выполнение одного из следующих условий:
1. Наличие в штате медицинской организации минимум 2х специалистов, способных осуществлять информационное обеспечение сайта.
2. Привлечение к данному виду работ компетентной в данной сфере организации.
8. Продвижение
8.1. Маркетинговые приоритеты.
Основным приоритетом в развитии сайтов медицинских организаций является повышение их доступности и интеграции в повседневную жизнь специалистов учреждений и населения Краснодарского края.
Быстрое и простое взаимодействие посредством сети Интернет должно воплощаться в практические результаты в виде:
- сокращения времени обслуживания пациентов,
- упрощения поиска информации о медицинских организациях,
- уменьшения очередей,
- снижения нагрузки на персонал регистратур,
- упрощения трудоустройства специалистов.
8.2. Принципы продвижения.
Сайты медицинских организаций должны продвигаться с использованием следующих инструментов:
- Размещение информации о сайтах на информационных стендах медицинских организаций.
- Размещения информации о сайтах в государственных СМИ.
- Размещение информации о сайтах на сайтах учреждений министерства здравоохранения Краснодарского края.
- Размещение информации о сайтах в каталогах ресурсов сети Интернет.
- Информирование о результатах использования сайтов на мероприятиях, проводимых министерством здравоохранения Краснодарского края.
- Распространение информации о положительном опыте использования сайтов медицинских организаций среди населения за счет: качественной и оперативной обработки электронной корреспонденции; Качественной работы служб online-регистратур.
8.3. Методы координации Online и Offline продвижения.
С учетом недостаточного проникновения интернет-технологий во многие районы Краснодарского края, основной упор при продвижении сайтов следует делать на offline-мероприятия.
Ключевыми факторами, определяющими популярность электронного взаимодействия населения с медицинскими организациями Краснодарского края, являются строгое выполнение сроков обработки электронной корреспонденции, качественная работа Online-регистратур.
8.4. Взаимодействие с партнёрами, развитие сети Online-представительств, участие в Online-мероприятиях, продвижение в социальных сетях и тематических проектах, рейтингах и др.
Следует стимулировать и поощрять инициативы сотрудников медицинских организаций, связанные с распространением информации о сайтах медицинских организаций по личным каналам связи, в том числе в социальных сетях.
9. Поддержка и развитие сайта
9.1. Виды работ по сопровождению и обслуживанию.
Вид работ |
Возможные исполнители |
Информационное обеспечение сайта - размещение и редактирование информации на сайте |
1. Специалист медицинской организации 2. Подрядная организация |
Анализ посещаемости сайта, подготовка отчетов |
1. Специалист медицинской организации 2. Подрядная организация |
Изменение функциональности сайта |
1. Подрядная организация 2. Специалист медицинской организации см. п. 9.3. |
Резервное копирование и устранений последствий сбоев в работе сайта |
1. Подрядная организация 2. Специалист медицинской организации см. п. 9.3. |
Подготовка специалистов медицинских организаций |
1. Подрядная организация. 2. Центры обучения и повышения квалификации. |
9.2. Состав и детализация документации.
Пакет документации сайтов медицинской организации должен выключать следующие документы:
1. Описание архитектуры и топологии сайта, перечень используемых программно-аппаратных средств, задействованных лицензий на объекты прав третьих лиц.
2. Руководство редактора для функциональности, подразумевающей размещение и управление доступом к информации.
- Сведения о механизмах информационного наполнения.
- Сведения о механизмах сервисного обслуживания (формат журнала, средства резервного копирования и восстановления, управление конфигурацией, перенос).
3. Памятка редактора.
4. Руководство администратора.
5. Оригинальная документация на систему управления контентом (CMS).
Все изменения в документацию должны вноситься синхронно с изменениями в рабочий проект на всех уровнях разработки.
9.3. Требования к персоналу сопровождения.
Для сопровождения сайта должен быть выделен специалист или привлечена подрядная организация, осуществляющая размещение актуальной информации на сайте.
9.4. Средства поддержания интереса аудитории.
На сайте всегда должна быть доступна актуальная информация об услугах медицинской организации, перечень специалистов, руководителей, действующая форма обратной связи, новостная лента и другие сервисы, пользующиеся популярностью у пользователей.
10. Управление процессом разработки
10.1. Памятка по выбору подрядчика.
При выборе подрядчика следует заполнить таблицу, содержащую следующие поля
1. Подрядчик.
2. Организационно-правовая форма. Рекомендуемые значения: любые юридические лица.
3. Количество реализованных интернет-проектов. Рекомендуемые значения: от 50-ти проектов.
4. Количество реализованных интернет-проектов в интересах медицинских организаций.
Рекомендуемые значения: наличие опыта на примерах 3-х и более учреждений.
5. Возраст компании. Рекомендуемые значения: от 3-х лет.
6. Количество специалистов, занятых в разработке интернет-сайтов. Рекомендуемые значения: от 10-ти специалистов.
7. Наличие у подрядчика внутренних документов, регулирующих качество создаваемых сайтов.
Должны присутствовать и быть доступны для изучения Заказчику: документ, определяющий требования к качеству сайтов, документ регулирующий процессы сопровождения и гарантийного обслуживания сайтов.
8. Наличие рекомендаций от медицинских организаций.
Рекомендуемые значение: от 3-х положительных отзывов в письменной форме.
Предпочтение следует отдавать организациям, расположенным на территории Краснодарского края, в виду более простого информационного взаимодействия.
При рассмотрении предложений следует учитывать следующие параметры предложения:
1. Готовность в полном объёме выполнить требования настоящей концепции.
2. Стоимость работ по созданию сайта.
3. Количество предлагаемых на рассмотрение дизайнерских решений.
4. Объем и качество методического обеспечения:
- Состав документации.
- Условия обучения специалистов Заказчика.
5. Ограничения по объёму материалов, размещаемых на сайте и включаемых в стоимость.
6. Готовность передачи исходных материалов сайта: исходные коды, макеты страниц и html-шаблоны.
7. Готовность передачи данных авторизации для доступа к системам администрирования сайта, системам учета посещаемости, управления электронной почтой, управления хостинговой площадкой, FTP-доступа и доступа к администрированию базы данных.
8. Условия хостинга: объём дискового пространства под файлы сайта и хранение электронной почты.
9. Гарантии лицензионной и патентной чистоты.
10. Гарантии корректного оформления прав Заказчика на программное обеспечение сайта и доменное имя.
11. Длительность гарантийного периода.
Все положения, учитываемые при рассмотрении потенциальных подрядчиков, должны быть включены в договор на разработку сайта.
10.2. Статус настоящей концепции в отношениях медицинской организации и разработчика сайта.
Договор на разработку сайта должен содержать ссылку на настоящую концепцию или её текст в качестве одного из приложений. Разработчик сайта должен в письменной форме (в виде пункта договора) подтвердить свои обязательства по полному выполнению всех её положений.
10.3. Подготовка материалов для информационного наполнения.
До начала работ по проектированию и разработке пользовательского интерфейса сайта должна быть определена структура сайта в соответствии с перечнем приоритетных целевых групп, и подготовлены материалы для его информационного наполнения. Приступать непосредственно к разработке сайта допускается только после подготовки не менее чем 75% материалов для информационного наполнения.
Для информационного наполнения должны быть подготовлены:
1. Графические материалы - в электронном виде. Качество графических материалом должно соответствовать ожиданиям медицинской организации относительно их внешнего вида на страницах интернет-сайта. Все графические материалы должны быть структурированы и пронумерованы в соответствии с их принадлежностью и назначением. В именах файлов графических материалов должны указываться их точные названия для подписей, а располагаться они должны рядом с файлами основных текстов публикаций, в которых будут размещены.
2. Текстовые материалы - в электронном виде в форматах .rtf, .doc/.docx, txt.
3. Табличные материалы - в электронном виде в форматах .rtf, .doc/.docx,txt, .xls/.xlsx.
Материалы для информационного наполнения должны быть подготовлены в электронном виде и скомпонованы в директории на носителе информации в соответствии со структурой разделов сайта.
10.4. Текущий контроль работы разработчика.
Медицинские организации в процессе управления процессом разработки сайта должно произвести следующие согласования (в форме технических актов и/или актов передачи прав):
1. Согласование договора (включая техническое задание, календарный план работ и другие приложения).
2. Согласование концепции дизайна на основании предлагаемых подрядчиком концепций.
3. Согласование макетов типовых страниц.
4. Приёмка пакета документации и исходных материалов, в том числе лицензий на объекты прав третьих лиц, задействованные в составе сайта, данные авторизации всех систем сайта.
5. Приемка результатов работ в эксплуатацию.
10.5. Порядок приёма-передачи результатов работ.
При приеме результатов работ необходимо последовательно проверить выполнение разработчиком всех положений настоящей концепции, которые непосредственно зависят от его работы.
Для обеспечения контроля качества работы по созданию сайтов к согласованию условий договора и положений технического задания, а также к процессу приёмки работ следует привлекать специалистов ГБУЗ "МИАЦ".
11. Список нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться
1. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 года N 8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
2. Приказ министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 149 "Об утверждении требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования".
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
4. Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2014 года N 956н "Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
12. Глоссарий (словарь терминов по заданной предметной области)
24x7 - двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю.
CSS - таблица стилей, определяющая правила отображения (палитры шрифтов, цветов и т.п.) отдельных элементов страниц.
Html-верстка - процесс формирования страниц, пригодных для размещения в интернет или их шаблонов из графических макетов.
Online-регистратуры - централизованная система, позволяющая пользователям сайтов медицинских организаций, участвующим в проекте, осуществлять удаленную запись пациентов на приём к имеющимся специалистам в соответствии с расписаниями их работы.
Web-приложение - программное обеспечение, работающее на серверах, и доступное для конечных пользователей в сети Интернет. Например, web-сервисы, интернет-сайты, службы электронной почты и т.п.
Доменное имя - адрес сайта, по которому он доступен в сети Интернет.
Интернет-браузер - программное обеспечение, предназначенное для отображения интернет-страниц на клиентском компьютере.
Отказ в обслуживании - выход из строя одной или нескольких подсистем сайта, всего сайта целиком, выраженный в прекращении обработки запросов пользователей.
Открытое программное обеспечение - программное обеспечение, распространяемое на бесплатной основе в исходных кодах (допускающую модификацию конечным пользователем).
Персона администрирования - сотрудники, ответственные за обеспечение работоспособности сайта.
Персонал редакции - сотрудники, ответственные за информационное обеспечение сайтов.
Посещаемость сайта - количество посетителей сайта в единицу времени.
Просматриваемость сайта - количество просмотров страниц на одного посетителя сайта.
Пиксель (px) - наименьший логический элемент двумерного цифрового изображения в растровой графике.
Разрешение экрана - ширина и высота видимой области экрана в точках (пикселях).
Система управления контентом (CMS) - программное обеспечение, предназначенное для упрощения процессов управления структурой сайта и его информационным наполнением
Система полнотекстового поиска - поисковая система, позволяющая находить документы по запросу пользователей, даже при условии частичного соответствия их запросу (отличиях в формах слова, их расположении и удалении друг от друга, неполном вхождении слов запроса).
Слайд-шоу - последовательная смена изображений одинакового размера в фиксированной области экрана.
Страница второго / третьего / N уровня - страница, расположенная в одном / двух / N-1 переходах по ссылкам от главной страницы. При вычислении N берется самый короткий маршрут, по которому можно получить доступ к странице.
Типовая страница - шаблон, характерный для множества страниц сайта. Например, страница отдельной публикации, страница информации об отделении и т.д.
Тэг - участок кода страницы, определяющий внешний вид и расположение отдельного элемента (блока текста, изображения, таблицы и т.п.).
Хостинг - предоставление вычислительных мощностей, дискового пространства, линий связи и электропитания для размещения сторонних приложений (в т.ч. сайтов).
Хостинговый оператор - компания, предоставляющая услуги хостинга.
Цитируемость сайта - показатель частоты размещения ссылок на данный сайт с других сайтов сети интернет.
ЦОД - центр обработки данных.
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства здравоохранения Краснодарского края от 3 апреля 2015 г. N 1717 "Об утверждении "Концепции присутствия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.