Заслушав и обсудив информацию министра строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края В.А. Жукова об обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что создание условий для развития строительства жилья экономического класса, повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства, в том числе за счет быстровозводимого жилья, обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан являются основными задачами органов власти всех уровней.
За период с 2007 года по настоящее время на территории Краснодарского края построено и сдано в эксплуатацию более 35 млн. квадратных метров жилья. Жилищные условия улучшило более 648 тысяч семей, что составляет 12 процентов от общего числа населения Краснодарского края.
С учетом государственной поддержки за семь последних лет 27 процентов (20,7 тысячи семей) очередников улучшили свои жилищные условия за счет реализации мероприятий различных программ в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края. Обеспечено жильем более 14,6 тысячи семей ветеранов и участников Великой Отечественной войны; инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждан, выехавших из районов Крайнего Севера; вынужденных переселенцев; граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и граждан, уволенных с военной службы. На эти цели выделено в целом около 17 млрд. рублей бюджетных средств. За счет ипотечного кредита (займа) приобрели жилье более 6 тысяч молодых семей, семей учителей и иных категорий граждан. За указанный период на эти цели выделено около 2,5 млрд. рублей. В рамках проекта "Накопительная ипотека" 14,5 тысячи человек получили социальные выплаты на сумму более 377 млн. рублей.
Однако существенного улучшения жилищных условий граждан в целом по краю не произошло. В настоящее время в Краснодарском крае на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит более 76 тысяч семей. Несмотря на то, что их количество составляет всего 1,4 процента от всей численности населения края, это, прежде всего, социально незащищенные граждане. Вместе с тем в муниципальных образованиях края практически не ведется строительство социального жилья, предоставляемого по договорам социального найма. Лишь в 14 муниципальных образованиях края осуществлялось строительство такого жилья (около 3,5 тысячи квадратных метров стоимостью 147,5 млн. рублей), которое предоставлено по договорам социального найма 94 семьям.
Кроме того, средняя стоимость квадратного метра жилья на территории края сохраняется достаточно высокой. По итогам третьего квартала 2015 года средняя стоимость 1 кв. метра жилья на первичном рынке края составила 44 тысячи рублей, на вторичном - 57 тысяч рублей. С учетом того, что в октябре 2015 года среднедушевой денежный доход граждан, проживающих на территории края, составил 30,7 тысячи рублей, доступной для основного количества граждан является стоимость квадратного метра в пределах 21-24 тысяч рублей.
В целях решения жилищной проблемы в крае разработаны и приняты краевая целевая программа "Жилище" на 2007 - 2013 годы, государственная программа Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства" на 2014 - 2015 годы, в рамках которых предусматривалось одно из важнейших направлений - обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, выделенных под жилищное строительство, в том числе предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей. Данные программы призваны обеспечить возможность улучшения жилищных условий определенной категории населения за счет удешевления стоимости квадратного метра жилья.
С 2007 года по 2012 год из средств краевого бюджета на реализацию указанных мероприятий предоставлено 1046,4 млн. рублей. Субсидии направлены 41 муниципальному образованию Краснодарского края на реализацию 148 инвестиционных проектов, из них разработка проектной документации по строительству инженерных сетей составляет 52 проекта, выполнение строительно-монтажных работ по объектам инженерной инфраструктуры - 96 проектов.
В результате более 160 земельных массивов общей площадью около 2 тысяч гектаров обеспечены инженерными сетями тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, автомобильными дорогами в соответствии с заявками органов местного самоуправления, что позволило ввести в эксплуатацию более 1,35 млн. квадратных метров жилья экономического класса малоэтажной и многоэтажной застройки. Жилищные условия улучшили около 25 тысяч семей.
Эффективно проведена эта работа в муниципальных образованиях город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Краснодар, поселениях муниципальных образований Кущевский район, Мостовский район, Новокубанский район, Павловский район, Приморско-Ахтарский район, Славянский район, Староминский район, Тбилисский район, Курганинский район.
Вместе с тем реализация инвестиционных проектов составила всего 75 процентов (111 проектов из 148 запланированных). Положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию получено лишь по 30 проектам (58 процентов). До сдачи в эксплуатацию доведен 81 объект (84 процента от общего числа инвестиционных проектов).
Не завершена реализация инвестиционных проектов в муниципальных образованиях город Армавир и город Горячий Ключ, поселениях муниципальных образований Абинский район, Белоглинский район, Брюховецкий район, Ейский район, Кавказский район, Калининский район, Крымский район, Лабинский район, Ленинградский район, Северский район, Темрюкский район, Тимашевский район, Туапсинский район, Щербиновский район. Основными причинами этого явились следующие серьезные недоработки со стороны заказчиков - органов местного самоуправления:
выбор земельных участков, находящихся на значительном расстоянии от существующей инженерной инфраструктуры и, как следствие, высокая стоимость обеспечения их инженерной инфраструктурой (в том числе подводящими сетями);
объединение в одном инвестиционном проекте всех видов сетей и, следовательно, отсутствие возможности их поэтапного строительства и ввода в эксплуатацию;
отсутствие должного контроля со стороны муниципальных заказчиков за ходом реализации проектов подрядными и проектными организациями.
По этим причинам фактический ввод в эксплуатацию жилья на участках, вовлеченных в обеспечение инженерной инфраструктурой, составил около 50 процентов.
С 2014 года мероприятия по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков реализуются в рамках подпрограммы "Жилище" государственной программы Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 октября 2013 года N 1170. На реализацию этих мероприятий предусмотрены 683,3 млн. рублей, направленные в виде субсидий в 33 муниципальные образования края на реализацию 71-го инвестиционного проекта. Из них 45 проектов - разработка проектной документации по строительству инженерных сетей, 26 проектов - выполнение строительно-монтажных работ на объектах инженерной инфраструктуры.
В рамках указанной подпрограммы с 2013 года по ноябрь 2015 года вовлечено в обеспечение инженерной инфраструктурой 6,7 тысячи земельных участков муниципальной собственности для последующего предоставления гражданам в целях жилищного строительства, в том числе не менее 80 процентов данных участков - семьям, имеющим трех и более детей.
Из всего количества реализованных инвестиционных проектов по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства проектные работы составили 64 процента, а строительно-монтажные работы - 36 процентов. Введено в эксплуатацию 6 объектов строительно-монтажных работ.
В настоящее время проектирование, строительство и прохождение экспертизы проектной документации завершились по 50-ти проектам, что составляет 70 процентов от общего числа проектов.
По-прежнему активное участие в достижении программной цели принимают такие муниципальные образования, как город-курорт Анапа, поселения муниципальных образований Кущевский район, Каневской район, Тихорецкий район, Староминский район. А в таких муниципальных образованиях, как город Армавир, поселения муниципальных образований Абинский район, Ейский район, Кавказский район, Крымский район, Лабинский район, Темрюкский район, Туапсинский район должного внимания решению данного вопроса не уделяется.
К невыполнению показателей отдельных мероприятий краевых программ по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой привел недостаточный контроль со стороны координатора и распорядителя финансов - департамента строительства Краснодарского края, а с октября 2014 года - недостаточный контроль министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию министра строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края В.А. Жукова об обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства принять к сведению.
2. Отметить недостаточную работу министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края по координации деятельности органов местного самоуправления в Краснодарском крае в целях реализации мероприятий краевых программ, направленных на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, выделенных под жилищное строительство, в том числе семьям, имеющим трех и более детей.
3. Отметить недостаточную работу органов местного самоуправления муниципальных образований город Армавир, город Горячий Ключ, поселений муниципальных образований Абинский район, Белоглинский район, Брюховецкий район, Динской район, Ейский район, Кавказский район, Калининский район, Крымский район, Лабинский район, Ленинградский район, Северский район, Темрюкский район, Тимашевский район, Туапсинский район, Щербиновский район по реализации мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных для жилищного строительства.
Рекомендовать органам местного самоуправления указанных в настоящем пункте муниципальных образований до 1 февраля 2016 года рассмотреть на сессиях представительных органов вопросы обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых под строительство жилья семьям, имеющим трех и более детей, и о результатах проинформировать Законодательное Собрание Краснодарского края.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае обеспечить:
1) участие муниципальных образований в реализации мероприятий по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в 2016 году и последующих годах, предусмотрев в местных бюджетах средства на их софинансирование;
2) подготовку и выделение земельных участков для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, с учетом оптимального расстояния до территорий, обеспеченных инженерной инфраструктурой и объектами социально-бытового назначения;
3) эффективный контроль за ходом реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований город Армавир, город Горячий Ключ, город Краснодар, город Новороссийск, поселений муниципальных образований Абинский район, Белоглинский район, Белореченский район, Брюховецкий район, Выселковский район, Гулькевичский район, Динской район, Ейский район, Кавказский район, Калининский район, Каневской район, Кореновский район, Красноармейский район, Крымский район, Курганинский район, Лабинский район, Ленинградский район, Новопокровский район, Отрадненский район, Северский район, Тбилисский район, Темрюкский район, Тимашевский район, Тихорецкий район, Туапсинский район, Успенский район, Усть-Лабинский район, Щербиновский район до 1 апреля 2016 года обеспечить прохождение и получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по инвестиционным проектам на выполнение проектных работ по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой и ввод в эксплуатацию объектов, предусмотренных инвестиционными проектами на выполнение строительно-монтажных работ.
6. Предложить министерству финансов Краснодарского края в целях обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" предусмотреть в краевом бюджете на 2016 год дополнительные денежные средства на софинансирование расходов муниципальных образований Краснодарского края по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
16 декабря 2015 года
N 2139-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 16 декабря 2015 г. N 2139-П "Об обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 25 декабря 2015 г.