Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Государственная программа
Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края"
(утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. N 943)
10 декабря 2015 г., 4, 29 апреля, 18 июля, 16 августа, 16 ноября, 19 декабря 2016 г., 11 января, 17, 22 февраля, 24 апреля, 22 мая, 9 августа, 1 ноября, 25 декабря 2017 г., 22 марта, 18 июня, 9 августа, 1 октября, 13 декабря 2018 г., 5 февраля, 21 июня, 29 июля, 6 сентября, 31 октября, 4 декабря 2019 г., 5 марта, 10 апреля, 25 июня 2020 г.
Паспорт изменен с 26 июня 2020 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 июня 2020 г. N 362
Паспорт
государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края"
Координатор государственной программы |
министерство экономики Краснодарского края |
Координаторы подпрограмм |
министерство экономики Краснодарского края департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края |
Участники государственной программы |
департамент строительства Краснодарского края министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края департамент информационной политики Краснодарского края |
Подпрограммы государственной программы |
развитие общественной инфраструктуры муниципального значения |
Ведомственные целевые программы |
не предусмотрены |
Цель государственной программы |
обеспечение комплексного, сбалансированного и устойчивого социально-экономического и инновационного развития Краснодарского края |
Задачи государственной программы |
повышение уровня комплексного обеспечения муниципальных образований Краснодарского края объектами общественной инфраструктуры формирование и продвижение экономической и инвестиционной привлекательности Краснодарского края за его пределами развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности в Краснодарском крае повышение производительности труда в организациях Краснодарского края на основе применения технологий бережливого производства обеспечение эффективного исполнения государственных функций органов исполнительной власти Краснодарского края, участвующих в реализации государственной программы улучшение качества обслуживания потребностей населения в безопасных и качественных перевозках железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Краснодарского края. развитие сферы торговли путем повышения качества обслуживания и уровня сервиса на территории Краснодарского края повышение информированности населения Краснодарского края о социально-экономическом и инновационном развитии Краснодарского края обеспечение разработки и корректировки, мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования Краснодарского края улучшение качества обслуживания потребностей населения в безопасных и качественных перевозках воздушным транспортом на внутрирегиональных маршрутах межмуниципального сообщения на территории Краснодарского края, а также маршрутах с территории Краснодарского края и (или) на территорию Краснодарского края улучшение качества обслуживания населения в части обеспечения безопасными и качественными перевозками общественным транспортом на межмуниципальных и муниципальных маршрутах создание условий для финансового просвещения населения Краснодарского края |
Перечень целевых показателей государственной программы |
объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения. доля продукции высокотехнологичных и наукоемких, отраслей в валовом региональном продукте доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности населения, занятого в экономике Краснодарского края прирост оборота розничной торговли количество нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения и мобильных торговых объектов пассажирооборот на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении на территории Краснодарского края доля экономически активного населения Краснодарского края, охваченного телевизионным вещанием телерадиокомпаний, осуществляющих информирование населения о социально-экономическом и инновационном развитии Краснодарского края, в целях обеспечения комплексного социально-экономического развития Краснодарского края путем повышения его инвестиционной привлекательности закон Краснодарского края о стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период число перевезенных пассажиров воздушным транспортом на субсидированных внутрирегиональных маршрутах межмуниципального сообщения на территории Краснодарского края число пассажиров, перевезенных воздушным транспортом на субсидированных маршрутах на территории Российской Федерации воздушными судами в салонах экономического класса с территории Краснодарского края и (или) на территорию Краснодарского края в целях развития транспортной доступности санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования доля обновленного подвижного состава наземного электрического транспорта (трамвай) общего пользования индекс производительности труда; рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики к предыдущему году количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" на территории Краснодарского края, нарастающим итогом; доля населения Краснодарского края, принявшего участие в мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности населения Краснодарского края, от общей численности населения Краснодарского края |
Проекты и (или) программы |
региональный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет на территории Краснодарского края" региональный проект "Современная школа" региональный проект "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" региональный проект "Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию" региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" региональный проект "Популяризация предпринимательства" региональный проект "Системные меры по повышению производительности труда" региональный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2016 - 2025 годы этапы не предусмотрены |
Объемы и источники финансирования государственной программы, в том числе финансовое обеспечение проектов и (или) программ |
общий объем финансирования государственной программы составляет 62 022 064,0 тыс. рублей, 717 728,3* тыс. рублей, 73 271,3** тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 8 438 787,2 тыс. рублей, 52 377,9** тыс. рублей средства краевого бюджета - 50 496 320,5 тыс. рублей, 717 728,3* тыс. рублей, 16 540,4** тыс. рублей планируется привлечение средств местных бюджетов - 2 995 816,9 тыс. рублей, 4 353,0** тыс. рублей планируется привлечение средств внебюджетных источников - 91 139,4 тыс. рублей из них: общий объем финансирования проектов и (или) программ составляет 10 278 101,3 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 5 847 185,1 тыс. рублей средства краевого бюджета - 4 122 909,0 тыс. рублей планируется привлечение средств местных бюджетов - 308 007,2 тыс. рублей |
* Денежные обязательства получателей средств краевого бюджета, не исполненные в 2015 году в связи с отсутствием возможности их финансового обеспечения.
** Финансовое обеспечение мероприятия за счет бюджетных ассигнований, не исполненных в 2018 году.
Раздел 1 изменен с 22 июня 2019 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 июня 2019 г. N 365
1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы в сфере социально-экономического и инновационного развития Краснодарского края
Уровень социально-экономического положения Краснодарского края характеризуется высокими темпами роста экономики и преобладанием положительных тенденций развития социальной сферы региона. Однако существует ряд проблем, препятствующих экономическому развитию и оказывающих негативное влияние на показатели уровня жизни населения Краснодарского края.
Решение данных проблем возможно в рамках государственной программы "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края" (далее - государственная программа), сформированной исходя из принципов долгосрочных целей социально-экономического развития Краснодарского края и показателей (индикаторов) их достижения в соответствии с Законом Краснодарского края от 9 июля 2013 года N 2767-КЗ "О Программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа), Законом Краснодарского края от 21 декабря 2018 г. N 3930-КЗ "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (далее - Стратегия Краснодарского края), иными правовыми актами Краснодарского края.
1. Низкий уровень обеспеченности отдельных муниципальных образований объектами общественной инфраструктуры и неравномерность их размещения остаются главной проблемой социально-экономической дифференциации развития территорий. Краснодарского края.
Важной составляющей частью социальной политики является решение проблем, связанных с выполнением комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования. В 2014 году в Краснодарском крае осуществляли деятельность 1490 дошкольных образовательных организаций на 195,1 тыс. мест. Численность детей в них составила 245,7 тыс, человек, что на 6,5% больше, чем в 2013 году. На 100 мест в учреждениях приходилось в среднем 126 детей, в том числе в Краснодаре - 173 ребенка, в Армавире - 126, в Сочи - 137, в Анапе - 132, в Новороссийске - 119, в Динском районе - 186, в Красноармейском районе - 141, в Апшеронском районе - 133 ребенка. При этом 141,6 тысячи заявлений о приеме в детские сады не удовлетворены,
Кроме того, в крае наблюдается низкая степень обеспеченности населения общеобразовательными организациями. Так, в 2013 - 2014 учебном году число дневных общеобразовательных организаций составило 1236 единиц, что на 8 единиц меньше, чем в предыдущем учебном году. При этом количество обучающихся выросло на 10,4 тыс. человек и составило 522,5 тыс. человек.
Одной из основных задач в сфере социального развития Краснодарского края, определенных Программой, является развитие физической культуры и спорта в Краснодарском крае, создание условий для сохранения и улучшения физического здоровья жителей, повышение обеспеченности населения спортивными сооружениями.
По данным министерства физической культуры и спорта Краснодарского края на конец 2014 года количество организаций, проводящих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу, составило 7 921 единиц. В этих организациях в 2014 году занимались физкультурой и спортом 2 113,1 тыс. человек, или 38,7% от общей численности населения Краснодарского края, что на 13,9% превышает значение показателя 2013 года. Вместе с тем ряд существующих спортивных объектов имеет высокую степень физического и морального износа, не обеспечены современными техническими средствами и спортивным оборудованием, а спортивные сооружения, имеющие спортивное оборудование для занятий физической культурой и спортом с инвалидами, в Краснодарском крае практически, отсутствуют.
Не в полном объеме решена на сегодняшний день проблема обеспечения инженерной инфраструктурой муниципальных образований Краснодарского края. В среднем по Краснодарскому краю одновременно всеми видами благоустройства (водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электрическими плитами) оборудовано 79 млн. кв. метров (в 2013 году - 77 млн. кв. метров), или 61% всего жилищного фонда.
Уровень благоустройства жилищного фонда в сельской местности значительно ниже уровня в городских поселениях Краснодарского края.
Наиболее острые проблемы связаны с состоянием основных фондов водопроводно-канализационного хозяйства, высоким удельным весом ветхих и аварийных водопроводных и канализационных сетей.
Техническое состояние тепловых сетей приводит ежегодно к многочисленным аварийным ситуациям, потерям тепловой энергии при ее производстве и транспортировке, что не только существенно повышает стоимость услуг теплоснабжения для потребителей, но и снижает качество и надежность предоставляемых услуг, увеличивает опасность возникновения аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения.
Улучшение существующего положения обеспеченности общественной инфраструктурой муниципальных образований, в том числе устранение обозначенных выше проблем, планируется посредством реализации подпрограммы "Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения" государственной программы.
2. Краснодарский край традиционно является лидером в области привлечения инвестиций в Южном федеральном округе с долей в общем объеме около 60%.
В 2014 году в регионе была закончена работа по внедрению "Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе", разработанного А110 "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". Проводится регулярный мониторинг внедрения его положений и влияния на развитие бизнес-сообщества.
За последние 3 года (2012 - 2014 годы) в экономику Краснодарского края привлечено инвестиций на общую сумму более 2,4 трлн. рублей.
Достигнутый результат является отражением системной работы органов исполнительной власти Краснодарского края и муниципальных образований по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе.
По итогам 2014 года в экономику Краснодарского края в основной капитал инвестировано 693,2 млрд. рублей (с темпом роста 72,8% к уровню 2013 года).
Значительное снижение по сравнению с 2013 годом (950 млрд. рублей) связано прежде всего с сокращением инвестиционных вложений в связи с завершением строительства олимпийских объектов.
В городе Сочи реализован проект строительства трассы для проведения международных автомобильных гонок серии "Формула-1". Первый в истории этап Чемпионата мира по шоссейно-кольцевым автогонкам серии "Формула-1 Гран-при России" был проведен с 10 по 12 октября 2014 года. Проведение гонок "Формула-1" в Краснодарском крае также способствует (и данная тенденция будет лишь укрепляться) росту популярности города Сочи и всего Черноморского побережья как современного и доступного мирового всесезонного курорта.
Еще один знаковый проект - это подготовка к проведению Кубка Конфедераций 2017 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года. Среди 11 российских городов, в которых пройдут игры Чемпионата мира, Краснодарский край представлен городом Сочи, где на Центральном стадионе "Фишт" в 2018 году будут проводиться матчи.
Согласно Стратегии Краснодарского края в качестве приоритетных направлений экономики Краснодарского края для привлечения инвестиций рассматриваются агропромышленный комплекс, курортно-рекреационный и туристский комплексы, морской транспортный комплекс, промышленный комплекс.
Для этого необходимо совершенствовать систему продвижения конкурентных преимуществ Краснодарского края и целенаправленное привлечение потенциальных инвесторов на основе использования передовых технологий маркетинга территорий.
Мероприятия по повышению конкурентоспособности и формированию инвестиционной привлекательности Краснодарского края, а также по продвижению интересов региона за его пределами предполагается реализовывать в рамках подпрограммы "Формирование и продвижение экономической и инвестиционной привлекательности Краснодарского края за его пределами" государственной программы.
3. В 2014 году на территории Краснодарского края осуществляли деятельность 282,2 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, что на 3,8% больше, чем в 2013 году, и на 4,5% меньше, чем в 2012 году. Основная их часть сосредоточена в сферах торговли и ремонта, транспорта и связи, а также операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг.
В сферу малого и среднего предпринимательства Кубани в качестве работников по итогам 2014 года вовлечено 600,6 тыс. человек, что на 3,3% и 2,4% меньше, чем в 2013 году и 2012 году соответственно. Наибольшая их доля приходится на сферы торговли и ремонта, промышленности и строительства.
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства Кубани в 2014 году составил почти 1,6 трлн. рублей, что на 4,5% и 14,8% больше, чем в 2013 году и 2012 году соответственно. Основная его часть также приходится на торговлю и ремонт, промышленность и строительство.
Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае в 2014 году составил более 54 млрд. рублей, что на 10,8% больше, чем в 2013 году, и на 4,2% меньше, чем в 2012 году. Наибольшая доля капитальных вложений приходится на объекты недвижимости, аренду и предоставление услуг, торговлю и ремонт, а также на отрасли промышленности и строительства.
Одним из показателей результативности проводимой в последние годы работы в области развития инновационной деятельности на территории Краснодарского края стало увеличение числа организаций, использующих передовые производственные технологии в Краснодарском крае с 408 в 2011 году до 828 в 2013 году. За указанный временной период выросла доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте Краснодарского края с 12.8% до 14,6%. Увеличилось число выданных патентов на объекты интеллектуальной собственности с 567 до 669 штук.
На сегодняшний день инновационный потенциал Краснодарского края представлен 135 научно-исследовательскими и конструкторскими организациями, 94 высшими учебными заведениями, более 45 научно-техническими подразделениями на промышленных предприятиях, 127 государственными и негосударственными средними профессиональными образовательными организациями, рядом информационных центров, центров трансферта технологий и организациями, оказывающими консалтинговые услуги.
Вместе с тем при наличии положительных тенденций существует ряд проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства, а также инновационной сферы Краснодарского края:
высокая стоимость инновационных технологий;
низкий инновационный потенциал организаций:
недостаточная степень вовлеченности крупных промышленных предприятий в инновационные процессы;
отсутствие стабильного спроса со стороны реального сектора экономики на коммерчески перспективные результаты научно-технической деятельности;
недоступность банковского кредитования для малых предприятий, начинающих предпринимательскую деятельность;
отсутствие в достаточном объеме финансовых ресурсов в местных бюджетах на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
недоступность общеэкономических и специализированных консультаций для субъектов малого и среднего предпринимательства;
недостаток квалифицированных кадров у субъектов малого и среднего предпринимательства;
недостаточная финансовая и юридическая грамотность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Комплексное решение существующих проблем в рамках подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае" государственной программы позволит обеспечить согласованность, своевременность, финансирование и полноту реализации решений, тем самым обеспечив эффективность использования средств и требуемый результат.
4. В целях укрепления лидерских позиций региона в Российской Федерации по развитию ключевых отраслей и социальной сферы, усиления конкурентных преимуществ Краснодарского края необходимо применение новых подходов в стратегическом управлении развитием края. Разработка стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период будет направлена на определение целей, приоритетов, задач долгосрочного социально-экономического развития Краснодарского края в условиях сложившейся экономической ситуации, а также выполнение требований Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Пункт 5 изменен с 1 ноября 2019 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 октября 2019 г. N 734
5. В настоящее время в Краснодарском крае существует потребность в быстром и комфортабельном воздушном сообщении на внутрирегиональных маршрутах межмуниципального сообщения. Необходимость развития указанных перевозок пассажиров обусловлена высоким круглогодичным потребительским спросом на них, особенно летом, в период массовых отпусков граждан.
Так, за 2015 год по маршруту Краснодар - Сочи - Краснодар перевезено более 90 тысяч пассажиров.
Вместе с тем, учитывая ярко выраженную сезонную направленность пассажиропотока в межмуниципальном направлении на воздушных линиях Краснодарского края, в условиях применения экономически эффективного, но достаточно высокого тарифа на авиаперевозку и низкой средней загрузки на рейсе, данный вид авиасообщения является убыточным и нуждается в государственной поддержке.
Кроме того, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" о расширении к 2024 году сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных перевозок, минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов, а также в целях обеспечения транспортной доступности для жителей и гостей Краснодарского края, развития и укрепления межрегиональных экономических связей, повышения инвестиционной привлекательности Кубани существует необходимость в субсидировании региональных воздушных перевозок пассажиров между Краснодарским краем и другими субъектами Российской Федерации.
На территории Краснодарского края организовано пригородное железнодорожное сообщение, которое пользуется большим спросом у населения. Так, за 2015 год перевозчиками на территории Краснодарского края перевезено в электропоездах 12 миллионов пассажиров.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 13 октября 2009 года N 1832-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Краснодарского края" осуществляется государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в соответствии с законодательством.
Тарифы на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении устанавливаются на принципах обеспечения покрытия экономически обоснованных расходов и в пределах установленного уровня рентабельности.
Потери в доходах перевозчика, возникающие при государственном регулировании тарифов уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края, возмещаются за счет средств краевого бюджета.
Реализация мероприятий по предоставлению субсидий организациям железнодорожного и воздушного транспорта в целях возмещения организациям данных затрат является одним из важнейших направлений государственной политики в сфере транспорта и направлена на обеспечение доступности транспортных услуг для населения Краснодарского края.
6. На сегодняшний день низкая эффективность хозяйственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности является сдерживающим фактором динамичного развития экономики региона. Обеспечение роста экономики Краснодарского края и ее отраслей возможно достигнуть путем повышения эффективности использования производственного и трудового потенциала организаций, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края (далее - организаций Краснодарского края).
Повышение эффективности производственных и управленческих процессов в организациях Краснодарского края возможно реализовать с помощью информирования, обучения и повсеместного внедрения технологий бережливого производства.
Применение бережливого производства предназначено для сохранения устойчивого экономического развития Краснодарского края в целях повышения качества жизни населения, улучшения социально-экономических показателей, повышения производительности труда на предприятиях, в организациях и учреждениях, органах исполнительной власти и местного самоуправления.
Бережливое производство является примером организационных инноваций в ведении бизнеса, что способствует реализации новых организационных методов предпринимательской деятельности: внедрение корпоративных систем управления, реализацию систем обучения, нацеленных на развитие сотрудников и снижение текучести кадров, снижение издержек производств, внедрение систем управления производством и поставками в целом, в частности, рационализацией производства, а также систем управления качеством.
Основными факторами конкурентоспособности организаций различных отраслей в современных условиях являются технологические и управленческие инновации, разработка новых видов продукции, внедрение в производственные процессы лучших доступных технологий и методов бережливого производства.
В Краснодарском крае количество предприятий, которые извлекают выгоды из использования технологий бережливого производства, пока не велико, что объясняет разницу в производительности труда по сравнению с рядом регионов страны.
Согласно данным министерства экономики Краснодарского края и Федеральной службы государственной статистики темп роста производительности труда составил в 2014 году 101,0 процента к уровню 2013 года и 105,2 процента к уровню 2011 года. С учетом таких темпов к концу 2018 года регион сможет ее повысить не более чем на 20% при задаче к 2018 году в 1,5 раза относительно 2011 года.
Низкая производительность является одним из факторов, оказывающих сильное сдерживающее воздействие на экономику страны и Краснодарского края. Активное внедрение технологий бережливого производства в Краснодарском крае в итоге должно способствовать росту производительности труда и, соответственно, росту экономики.
Бережливое производство позволяет использовать систему технологий и методов, направленных на непрерывное совершенствование организационных и производственных процессов, повышение эффективности работы, производства и качества предоставляемых товаров и услуг. В современных условиях вышеуказанные технологии становятся важнейшим фактором повышения эффективности деятельности организаций и является наиболее эффективным, надежным и малозатратным способом выхода предприятия из кризиса.
Подпрограмма "Повышение эффективности управления организационными и производственными процессами в организациях Краснодарского края" направлена на развитие и внедрение принципов и инструментов бережливого производства на территории Краснодарского края.
В рамках подпрограммы "Повышение эффективности управления организационными и производственными процессами в организациях Краснодарского края" предлагается к реализации комплекс мероприятий по широкому информированию и популяризации бережливого производства с последующим его внедрением в государственных, муниципальных и частных предприятиях в Краснодарском крае.
Кроме того, предполагается формирование образовательной инфраструктуры и кадровое обеспечение процесса внедрения технологий бережливого производства путем профессиональной подготовки (переподготовки) работников организаций Краснодарского края.
Мероприятия подпрограммы "Повышение эффективности управления организационными и производственными процессами в организациях Краснодарского края" осуществляются как министерством экономики Краснодарского края, так и унитарной некоммерческой организацией "Фонд развития промышленности Краснодарского края", в структуре которой сформирован региональный центр компетенций в сфере производительности труда.
Мероприятия по повышению эффективности управления организационными и производственными процессами в организациях Краснодарского края будут способствовать не только достижению целей и задач в этом направлении, но и благоприятно скажутся на экономике Краснодарского края в целом за счет снятия барьеров к росту производительности в организациях, позволят организациям стать более финансово устойчивыми и рентабельными на рынке, а также позволят получить социальный эффект - улучшение условий труда и рост заработной платы.
7. Актуальность повышения уровня финансового просвещения населения обусловлена развитием рынка финансовых услуг, ростом разнообразия и сложности финансовых продуктов. Индивидуальные финансовые решения оказывают влияние не только на личное благосостояние граждан, но и на стабильность финансовой системы страны в целом.
В России низкая способность обеспечения личного или семейного финансового благополучия усугубляется недостаточным уровнем знаний о базовых принципах финансовых услуг. Кроме того, российские граждане недостаточно информированы о способах защиты своих прав в этой области.
Данные социологических исследований, проведенные в рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", показывают, что более 60% граждан склонны принимать экономически не обоснованные, зачастую нерациональные решения относительно своего личного бюджета. Например, более 35% россиян считают, что не платить по банковскому кредиту вполне возможно. Согласно данным Центрального Банка Российской Федерации, находящимся в открытом доступе, Краснодарский край по итогам 2016 года занимает 3 место по объемам просроченной кредиторской задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам. Задолженность населения Кубани в IV квартале 2016 года достигла 36 млрд. рублей.
За последние три года на территории региона от неправомерной деятельности компаний, привлекавших личные сбережения граждан, пострадало не менее 10 тысяч жителей Кубани. Только в "финансовую пирамиду" "Джи Эф Ай" отнесли свои сбережения около четырех тысяч человек. Ущерб, ежегодно наносимый жителям Кубани организациями, осуществлявшими недобросовестную практику на открытом финансовом рынке, оценивается в среднем в 2,5 млрд рублей.
Деятельность "финансовых пирамид" направлена в первую очередь на социально незащищенные и финансово малограмотные слои населения. До 80% обманутых вкладчиков - это люди старшего поколения, пенсионеры, инвалиды.
8. В настоящее время транспортная система Краснодарского края не соответствует возросшей интенсивности движения пассажирского автотранспорта. Существует необходимость замены подвижного состава автотранспорта общего пользования.
На муниципальных маршрутах общественного транспорта эксплуатируется подвижной состав, технические характеристики которого находятся за пределами срока амортизации, что приводит к дополнительным расходам на их обслуживание. В связи с высокой стоимостью автобусов и трамваев обновление подвижного состава за счет собственных средств перевозчиков не представляется возможным. Реализация мероприятия в форме предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края позволит обеспечить население Краснодарского края качественными и безопасными перевозками общественным автотранспортом в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере транспорта.
При этом автобусы, эксплуатируемые на межмуниципальных маршрутах пригородного сообщения на территории Краснодарского края, также имеют значительный износ и не позволяют обеспечить транспортную доступность лицам с ограниченными физическими возможностями.
Таким образом, реализация мероприятия но приобретению транспортных средств позволит улучшить качество пассажирских перевозок жителей Краснодарского края на межмуниципальных маршрутах, обеспечить транспортное сообщение для людей с ограниченными физическими возможностями, улучшить экологическую обстановку за счет использования транспорта более высокого экологического стандарта, а также повысить безопасность пассажирских перевозок.
Раздел 2 изменен с 1 ноября 2019 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 октября 2019 г. N 734
2. Цель, задачи и целевые показатели, сроки и этапы реализации государственной программы
Целью государственной программы является обеспечение комплексного, сбалансированного и устойчивого социально-экономического и инновационного развития Краснодарского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
повышение уровня комплексного обеспечения муниципальных образований Краснодарского края объектами общественной инфраструктуры;
формирование и продвижение экономической и инвестиционной привлекательности Краснодарского края за его пределами;
развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности в Краснодарском крае;
повышение производительности труда в организациях Краснодарского края на основе применения технологий бережливого производства;
обеспечение эффективного исполнения государственных функций органов исполнительной власти Краснодарского края, участвующих в реализации государственной программы;
улучшение качества обслуживания потребностей населения в безопасных и качественных перевозках железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Краснодарского края;
развитие сферы торговли путем повышения качества обслуживания и уровня сервиса на территории Краснодарского края;
повышение информированности населения Краснодарского края о социально-экономическом и инновационном развитии Краснодарского края;
обеспечение разработки и корректировки, мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования Краснодарского края;
улучшение качества обслуживания потребностей населения в безопасных и качественных перевозках воздушным транспортом на внутрирегиональных маршрутах межмуниципального сообщения на территории Краснодарского края, а также маршрутах с территории Краснодарского края и (или) на территорию Краснодарского края;
улучшение качества обслуживания населения в части обеспечения безопасными и качественными перевозками общественным транспортом на межмуниципальных и муниципальных маршрутах;
создание условий для финансового просвещения населения Краснодарского края.
Для обеспечения возможности проверки достижения цели и решения задач, на реализацию которых направлена государственная программа, определен перечень целевых показателей государственной программы, характеризующих ход ее реализации (приложение 1 к государственной программе).
Методика расчета целевых показателей представлена в приложении N 2 к государственной программе.
Исходя из того, что расчет целевых показателей, указанных в подпунктах 1.1, 1.4, 1.5 приложения N 1 к государственной программе, осуществляется ежегодно по отношению к значению отчетного 201.4 года с учетом планируемого объема финансирования соответствующих мероприятий, запланировано сохранение текущих значений данных целевых показателей в течение срока реализации государственной программы. При этом предусмотрена положительная динамика роста значений указанных целевых показателей в натуральном выражении, рассчитываемых нарастающим итогом, в течение срока реализации государственной программы.
Срок реализации государственной программы - 2016 - 2025 годы, этапы не предусмотрены.
В ходе исполнения государственной программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации с учетом тенденций социально-экономического и инновационного развития Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 декабря 2015 г. N 1197 раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г., но не ранее дня официального опубликования названного постановления
3. Перечень и краткое описание подпрограмм и основных мероприятий государственной программы
Перечень и описание основных мероприятий государственной программы приведены в приложении N 3 к государственной программе.
3.1. Реализация подпрограммы "Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения" (приложение N 4 к государственной программе) направлена на повышение уровня комплексного обеспечения муниципальных образований Краснодарского края объектами общественной инфраструктуры.
3.2. Реализация подпрограммы "Формирование и продвижение экономической и инвестиционной привлекательности Краснодарского края за его пределами" (приложение N 5 к государственной программе) направлена на формирование и продвижение экономической и инвестиционной привлекательности Краснодарского края за его пределами.
3.3. Реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае" (приложение N 6 к государственной программе) направлена на развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности в Краснодарском крае.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 февраля 2017 г. N 94 раздел 3 настоящего приложения дополнен пунктом 3.4
3.4. Реализация подпрограммы "Повышение эффективности управления организационными и производственными процессами в организациях Краснодарского края" (приложение N 9 к государственной программе) направлена на повышение эффективности использования производственного и трудового потенциала организаций Краснодарского края на основе технологий бережливого производства.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 мая 2017 г. N 364 раздел 3 настоящего приложения дополнен пунктом 3.5
3.5. Реализация подпрограммы "Финансовое просвещение населения Краснодарского края" (приложение N 10 к государственной программе) направлена на создание условий для финансового просвещения населения Краснодарского края.
Раздел 4 изменен с 7 марта 2020 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2020 г. N 116
4. Обоснование ресурсного обеспечения государственной программы
Реализация государственной программы предусматривается за счет средств краевого бюджета.
Предполагается привлечение в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации средств федерального бюджета для финансирования некоторых мероприятий подпрограммы "Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения" и подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае".
Привлечение средств федерального бюджета предполагается в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642, и государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316.
Предполагается также привлечение в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации средств местных бюджетов муниципальных образований Краснодарского края.
4.1. Исключен с 7 марта 2020 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2020 г. N 116
4.2. Исключен с 7 марта 2020 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2020 г. N 116
4.3. Исключен с 7 марта 2020 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2020 г. N 116
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Краснодарского края в сфере реализации государственной программы
В рамках реализации государственной программы государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Краснодарского края не предусмотрены.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 августа 2016 г. N 620 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Меры государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы
В рамках государственной программы планируется применение мер государственного регулирования в виде возмещения затрат или недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края, а также возмещения затрат или недополученных доходов, возникающих при государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Краснодарского края. Кроме того, в рамках государственной программы планируется применение мер государственного регулирования в виде возмещения затрат, возникших в связи с оказанием услуг по выполнению перевозок пассажиров и багажа воздушным транспортом на внутрирегиональных маршрутах межмуниципального сообщения на территории Краснодарского края.
Реализация государственной программы сопряжена с возникновением и преодолением, различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. Управление рисками реализации государственной программы включает в себя:
предварительную идентификацию рисков, оценку вероятности возникновения и степени их влияния на достижение запланированных результатов государственной программы;
текущий мониторинг наступления рисков;
планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.
На ход реализации государственной программы существенное влияние оказывают следующие группы рисков: финансовые, правовые и организационные.
Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования государственной программы, причины возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами: недополучение (выпадение) доходов краевого бюджета, увеличение непредвиденных расходов краевого бюджета, что приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств.
Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и как следствие недостижение значений целевых показателей государственной программы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования государственной программы, осуществляется при помощи следующих мер:
соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств;
составление и исполнение ежемесячного графика финансирования и своевременное использование средств при реализации мероприятий государственной программы;
привлечение дополнительных средств, в том числе из федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования;
корректировка государственной программы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями государственной программы.
Правовые риски реализации государственной программы связаны с возможными изменениями законодательства Российской Федерации,
В первую очередь данный риск может оказать влияние на увеличение планируемых сроков и(или) изменение условий реализации мероприятий государственной программы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с изменением законодательства Российской Федерации, осуществляется при помощи следующих мер:
регулярный мониторинг изменений законодательства Российской Федерации;
проведение при необходимости корректировки государственной программы и реализация мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга и изменений законодательства Российской Федерации.
К организационным рискам реализации государственной программы можно отнести несогласованность и отсутствие должной координации действий координаторов подпрограмм и участников государственной программы. Данный риск может повлечь за собой невыполнение цели и задач, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий государственной программы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска осуществляется при помощи следующих мер:
обеспечение контроля за координацией действий координаторов подпрограмм и участников государственной программы;
заблаговременное составление плана государственных закупок, отбор и привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) квалифицированных исполнителей, формирование четких и исчерпывающих требований к результатам работ (услуг), ужесточение условий исполнения контрактных обязательств и применение штрафных санкций, при необходимости - замена исполнителей работ (услуг).
7. Меры правового регулирования в сфере реализации государственной программы
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в приложении N 8 к государственной программе,
8. Методика оценки эффективности реализации государственной программы
Оценка эффективности реализации государственной программы осуществляется в соответствии с методикой, предусмотренной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 мая 2014 года N 430 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края".
9. Механизм реализации государственной программы и контроль за ее выполнением
Пункт 9.1 изменен с 14 декабря 2018 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 декабря 2018 г. N 824
9.1. Текущее управление государственной программой осуществляет ее координатор, который:
обеспечивает разработку государственной программы, ее согласование с координаторами подпрограмм и участниками государственной программы;
формирует структуру государственной программы и перечень координаторов подпрограмм, участников государственной программы;
организует реализацию государственной программы, координацию деятельности координаторов подпрограмм и участников государственной программы;
принимает решение о необходимости внесения в установленном порядке изменений в государственную программу;
организует работу по достижению целевых показателей государственной программы;
осуществляет подготовку предложений по объемам и источникам финансирования реализации государственной программы на основании предложений координаторов подпрограмм, участников государственной программы;
разрабатывает формы отчетности для координаторов подпрограмм и участников государственной программы, необходимые для осуществления контроля за выполнением государственной программы, устанавливает сроки их представления;
проводит мониторинг реализации государственной программы и анализ отчетности, представленной координаторами подпрограмм и участниками государственной программы;
ежегодно проводит оценку эффективности реализации государственной программы;
готовит ежегодный доклад о ходе реализации государственной программы и оценке эффективности ее реализации (далее - доклад о ходе реализации государственной программы);
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач государственной программы в печатных средствах массовой информации, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах государственной программы на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
осуществляет иные полномочия, установленные государственной программой.
9.2. Координаторы подпрограмм и участники государственной программы в пределах своей компетенции:
ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют координатору государственной программы заполненные отчетные формы мониторинга реализации государственной программы;
ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, представляют координатору государственной программы информацию, необходимую для формирования доклада о ходе реализации государственной программы на бумажных и электронных носителях.
Кроме того, участники государственной программы представляют координатору государственной программы значения целевых показателей в порядке и сроки, установленные координатором государственной программы.
9.3. Государственный заказчик:
заключает государственные контракты в установленном законодательством порядке согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
проводит анализ выполнения мероприятия;
несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование выделенных в его распоряжение бюджетных средств;
осуществляет согласование с координатором государственной программы (подпрограммы) возможных сроков выполнения мероприятия, предложений по объемам и источникам финансирования;
формирует бюджетные заявки на финансирование мероприятия подпрограммы, а также осуществляет иные полномочия, установленные государственной программой (подпрограммой).
Пункт 9.4 изменен с 7 марта 2020 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2020 г. N 116
9.4. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет полномочия, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пункт 9.5 изменен с 1 ноября 2019 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 октября 2019 г. N 734
9.5. В рамках государственной программы планируется закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предоставление субсидий, предусмотренных пунктами 1.2.1, 1.2.2, 1.6.1, 1.6.2, 1.7.2 приложения N 3 к государственной программе, осуществляется в порядках, установленных приказами министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края после согласования с министерством финансов Краснодарского края.
Предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных пунктом 1.7.1 приложения 3 к государственной программе, осуществляется в порядке, установленным приложением 11 к государственной программе.
Заместитель министра экономики |
А.А. Руппель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.