Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 27 мая 2013 г. N 522
Ведомственная целевая программа "Поддержка экспортно ориентированных организаций в Краснодарском крае на 2013 - 2015 годы"
Паспорт ведомственной целевой программы "Поддержка экспортно ориентированных организаций в Краснодарском крае на 2013 - 2015 годы"
| |||||
Наименование программы |
|
ведомственная целевая программа "Поддержка экспортно ориентированных организаций в Краснодарском крае на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) |
|||
|
|
|
|||
Основания для разработки Программы |
|
Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 года N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" |
|||
|
|
|
|||
Наименование субъекта бюджетного планирования |
|
министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края |
|||
|
|
|
|||
Цель и задачи Программы |
|
создание условий эффективного развития внешнеэкономической деятельности Краснодарского края увеличение объемов регионального экспорта за счет оказания всесторонней государственной поддержки краевым предприятиям-экспортерам и производителям экспортной продукции и услуг информационно-консультативная поддержка региональных действующих и потенциальных предприятий-экспортеров и производителей экспортной продукции и услуг |
|||
|
|
|
|||
Сроки реализации Программы |
|
2013 - 2015 годы |
|||
|
|
|
|||
Объемы и источники финансирования Программы |
|
общий объем финансирования - 80 355,0 тысячи рублей, из них средства краевого бюджета - 25 155,0 тысячи рублей# планируемые к привлечению из федерального бюджета - 55 200,0 тысячи рублей
|
|||
Источник финансирования |
1-й год реализации мероприятий (тыс. руб.) (БПО + БДО) |
2-й год реализации мероприятий (тыс. руб.) (БПО + БДО) |
3-й год реализации мероприятий (тыс. руб.) (БПО + БДО) |
||
Краевой бюджет |
8 300,0 |
8 000,0 |
8 855,0 |
||
Средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета |
18 000,0 |
17 600,0 |
19 600,0 |
||
Итого |
26 300,0 |
25 600,0 |
28 455,0 |
||
|
|
|
|||
Индикаторы целей Программы |
|
по итогам реализации Программы будут достигнуты следующие значения показателей:
|
|||
Наименование индикатора целей Программы |
Единица измерения |
Отчетный период (2011) |
По итогам реализации Программы |
||
Внешнеторговый оборот |
млн. долл. США |
16638 |
26250 |
||
Экспорт товаров и услуг |
млн. долл. США |
11443 |
17950 |
||
Темпы прироста объема экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции и услуг к базовому периоду |
% |
20 |
15 |
||
Объёмы экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью |
тыс. долл. США |
150097 |
219757 |
1. Характеристика проблемы и цель Программы
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года стратегическими целями развития края на период до 2020 года являются реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Российской Федерации на юге страны и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития.
Настоящая Программа предполагает реализацию таких стратегических направлений социально-экономического развития Краснодарского края, как обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста путем реализации государственной структурно-институциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края и создание потенциала опережающего развития края для выполнения функции "опорного региона" в реализации целей Правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества.
По данным Южного таможенного управления, в 2011 году экспортно-импортные операции с зарубежными партнерами осуществляла 2001 организация.
Специфика внешнеторгового оборота края выражается в общем стабильном превышении экспорта над импортом, в том числе в торгово-экономических отношениях с рядом развитых стран. С 2005 года достигнуто и удерживается положительное сальдо торгового баланса с Францией и США. С 2003 года удерживается положительное сальдо торгового баланса с крупнейшим торговым партнером края - Турцией. Однако, несмотря на эти успехи, край по-прежнему имеет отрицательное сальдо торгового баланса с рядом стран, в числе которых основные торговые партнеры края: Австрия, Германия, Китай, Япония, Украина, Бразилия.
Таблица N 1 | ||||||
Объемы внешней торговли (млн. долл. США)
| ||||||
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Внешнеторговый оборот |
6150 |
8531 |
6395 |
10019 |
14831 |
14314 |
Экспорт товаров |
3575 |
5030 |
3636 |
5562 |
9820 |
9477 |
в том числе в страны дальнего зарубежья |
3007 |
4331 |
3191 |
5248 |
9349 |
8661 |
Импорт товаров |
2575 |
3501 |
2759 |
4457 |
5011 |
4837 |
в том числе в страны дальнего зарубежья |
2361 |
3001 |
2709 |
4565 |
4570 |
4371 |
Развитие внешней торговли в Краснодарском крае в течение последних трех лет (2010 - 2012 годы) характеризовалось следующими особенностями:
экспорт Краснодарского края в денежном выражении с 2010 года по 2012 год вырос в 1,4 раза;
темп прироста экспорта с 2010 года по 2012 год составил 70%;
экспорт развивался за счет стран дальнего зарубежья;
темп прироста импорта с 2009 по 2011 год составил 81%;
в 2012 году в структуре внешнеторгового оборота импорт составил около 8,5%;
импорт развивался как за счет стран дальнего зарубежья, так и за счет стран СНГ.
Большое значение развитие мер поддержки регионального экспорта приобретает в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Важным условием эффективного развития российской экономики в целом и экономики Краснодарского края в частности является активное взаимодействие субъекта экономических отношений с мировым рынком товаров и услуг.
Несмотря на ряд конкурентных преимуществ Краснодарского края, вступление России в ВТО само по себе вряд ли приведет к резкому росту кубанского экспорта или даже его заметному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу регионального экспорта составляют преимущественно сырье и топливо. Во-вторых, структура экспорта Краснодарского края достаточно инерционна и не может быстро изменяться в сторону перерабатывающих отраслей.
Таким образом, для Краснодарского края в период вступления России в ВТО важно в первую очередь оказать всестороннюю информационно-консультационную поддержку региональным экспортно ориентированным предприятиям, что позволит повысить их конкурентоспособность на мировых рынках, а также создать основу для качественной диверсификации краевого экспорта за счет готовой и высокотехнологичной продукции.
Развитие внешнеэкономической деятельности края должно основываться на реализации следующих элементов экспортного потенциала в товарно-отраслевой проекции:
замещение экспорта необработанной древесины ("кругляка") экспортом продукции деревообработки высоких переделов на основе благоприятной конъюнктуры рынков Южной Европы, Африки и Ближнего Востока;
сохранение экспортного потенциала металлов и изделий из них, экспорт которых составляет около 1/4 части совокупного экспорта края, за счет развития благоприятной конъюнктуры цен на металлы;
управляемое развитие экспортного потенциала продукции АПК, переработки и пищевой промышленности на основе увеличения конкурентоспособности края на рынке стран СНГ, а также развитие традиционного экспорта зерна, сахара, кормов;
развитие потенциала экспорта за счет увеличения объемов вывоза промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью (например, рост экспорта высокотехнологичных стройматериалов, приборов, изделий из кожи на фоне экспорта соответствующего сырья) на территории края;
развитие экспортного потенциала транспортно-логистических услуг;
развитие экспортного потенциала информационных, туристических, медицинских, образовательных, финансовых и прочих услуг, значительная диверсификация экспорта услуг.
Таким образом, учитывая приведенные оценки и анализ динамики внешнеэкономического сотрудничества Краснодарского края, становится очевидно, что использование существующих организационно-управленческих ресурсов и механизмов не позволяет решить ключевые проблемы в области развития экспортного потенциала края. Для его эффективной реализации требуется применение системы мер государственной поддержки региональных предприятий.
Реализация мер информационно-консультационной поддержки предполагает:
подготовку ежегодной конференции (совещания) с представителями кубанских экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам реализации программы (информирование, предложения деловых кругов);
выполнение экспертного анализа мировых рынков;
обеспечение консультационной поддержки кубанским предприятиям по вопросам возможности получения государственной поддержки;
наполнение и техническое обеспечение работы специализированного сайта, направленного на поддержку экспорта в Краснодарском крае (www.kubanexport.ru) в целях информационного обеспечения внешнеторговой деятельности на территории Краснодарского края;
подготовку каталога экспортеров Кубани (электронная версия) и его ежегодное обновление;
обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (Евро Инфо Корреспондентских центров);
обеспечение деятельности регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
организацию и проведение ежегодного краевого конкурса "Лучший экспортер Кубани";
модернизацию специализированного сайта, направленного на поддержку экспорта в Краснодарском крае (www.kubanexport.ru);
проведение обучающих мероприятий для специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности, работающих на экспортно ориентированных предприятиях малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (семинаров и учебных курсов).
Для наибольшей эффективности реализации программных мероприятий необходимо учитывать не только существующий внешнеторговый потенциал и конкурентные преимущества края, но и имеющиеся риски. К таким рискам относятся:
недостаточная конкурентоспособность продукции, услуг, изношенность основных фондов и недостаточный технологический уровень производства ограничивают возможности использования экспортного потенциала края;
дефицит энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на энергоносители сдерживают реализацию экспортного потенциала региона;
отставание развития дорожно-транспортной сети от роста грузовых и пассажирских потоков и пропускной способности портов ведет к снижению темпов роста экспорта и транзита;
недостаточное правовое регулирование в Российской Федерации вопросов приграничного сотрудничества, правового статуса приграничных территорий не позволяет должным образом координировать деятельность федеральных органов власти, муниципальных образований, общественных организаций и деловых кругов в вопросах приграничного сотрудничества и приграничной торговли, создавать надежные рыночные механизмы с приграничными территориями соседних государств;
неготовность большинства предприятий края к работе по правилам ВТО создает риск ухудшения их позиций на международных и межрегиональных рынках товаров, услуг и инвестиций.
Реализация мероприятий Программы в сочетании со снижением влияния существующих рисков позволит влиять на устойчивую тенденцию роста внешнеторгового оборота Краснодарского края преимущественно за счет роста экспортных операций, усилит конкурентные позиции организаций-экспортеров на внешних рынках, а также обеспечит улучшение структуры экспорта края и развитие существующей системы продвижения региональных товаров и услуг на внешние рынки.
В связи с этим стратегической целью Программы является обеспечение условий развития внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.
Программа направлена на решение тактической задачи, а именно увеличение объёмов экспорта продукции предприятий реального сектора экономики края и сферы услуг.
2. Перечень и описание программных мероприятий
Перечень мероприятий по направлениям Программы с указанием сроков реализации, объемов финансирования мероприятий и ожидаемых результатов приведены в Таблице N 2.
Таблица N 2 | ||||||||||||
N |
Наименование варианта финансирования |
Наименование мероприятия |
Описание мероприятия |
Источник финансирования |
Сроки реализации |
Объем финансирования, тыс. руб. |
Результаты реализации мероприятия по годам |
|||||
всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. |
Оптимальный вариант (БДО + БПО) |
подготовка ежегодной конференции (совещания) с представителями экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам реализации Программы (информирование, предложения деловых кругов) |
организация и проведение мероприятия |
краевой бюджет |
2013 - 2015 годы |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
организация и проведение мероприятия (кол-во - 1 ед.) |
организация и проведение мероприятия (кол-во - 1 ед.) |
организация и проведение мероприятия (кол-во - 1 ед.) |
2. |
Оптимальный вариант (БДО + БПО) |
выполнение экспертного анализа мировых рынков в целях продвижения на них товаров и услуг экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства |
определение рынков для анализа и анализ рынков |
краевой бюджет |
2013 - 2015 годы |
1655,0 |
500,0 |
550,0 |
605,0 |
количество исследованных рынков - 2 ед. |
количество исследованных рынков - 2 ед. |
количество исследованных рынков - 2 ед. |
3. |
Оптимальный вариант (БДО + БПО) |
обеспечение консультационной помощи экспортно ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам возможности получения государственной поддержки |
организация и проведение мероприятия |
краевой бюджет |
2013 - 2015 годы |
660,0 |
200,0 |
220,0 |
240,0 |
количество субъектов малого и среднего бизнеса, получивших поддержку, - 200 ед. |
количество субъектов малого и среднего бизнеса, получивших поддержку, - 220 ед. |
количество субъектов малого и среднего бизнеса, получивших поддержку, - 240 ед. |
4. |
Оптимальный вариант (БДО + БПО) |
информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Краснодарского края, в том числе: |
|
краевой бюджет |
2013 - 2015 годы |
4410,0 |
1600,0 |
1200,0 |
1310,0 |
|
|
|
4.1 |
Оптимальный вариант (БДО + БПО) |
наполнение и техническое обеспечение работы специализированного сайта, направленно го на поддержку экспорта в Краснодарском крае (www.kubanexport.ru) |
техническое сопровождение сайта производится в течение года |
краевой бюджет |
2013 - 2015 годы |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
обеспечение работы специализированного сайта |
обеспечение работы специализированного сайта |
обеспечение работы специализированного сайта |
4.2 |
Оптимальный вариант (БДО + БПО) |
модернизация специализированного сайта, направленного на поддержку экспорта в Краснодарском крае (www.kubanexport.ru) |
модернизация специализированного сайта |
краевой бюджет |
2013 год |
500,0 |
500,0 |
|
|
модернизация специализированного сайта |
|
|
4.3. |
Оптимальный вариант (БДО + БПО) |
подготовка каталога экспортеров Кубани (электронная версия) и его ежегодное обновление |
создание электронного каталога на USB-накопителе (интерфейс 2.0.) |
краевой бюджет |
2013 - 2015 годы |
3310,0 |
1000,0 |
1100,0 |
1210,0 |
количество экземпляров - 1 000 ед. |
количество экземпляров -1 000 ед. |
количество экземпляров - 1 000 ед. |
5. |
Оптимальный вариант (БДО + БПО) |
организация и проведение ежегодного краевого конкурса "Лучший экспортер Кубани" среди экспортеров - субъектов малого и среднего предпринимательства |
прием заявок, обработка. Проведение отбора, подготовка протокола. Проведение церемонии награждения |
краевой бюджет |
2013 - 2015 годы |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
организация и проведение мероприятия |
организация и проведение мероприятия |
организация и проведение мероприятия |
6. |
Оптимальный вариант (БДО + БПО) |
проведение обучающих мероприятий для специалистов экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности |
проведение семинаров и учебных курсов |
краевой бюджет |
2013 - 2015 годы |
4330,0 |
1300,0 |
1430,0 |
1600,0 |
количество проведенных семинаров и учебных курсов - 5 ед. |
количество проведенных семинаров и учебных курсов - 5 ед. |
количество проведенных семинаров и учебных курсов - 5 ед. |
7. |
Оптимальный вариант (БДО + БПО) |
предоставление субсидий на обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (Евро Инфо Корреспондентских центров) в целях формирования инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства |
прием заявок. Согласование с Советом по поддержке экспорта при администрации Краснодарского края. Выплата субсидии |
краевой бюджет |
2013 - 2015 годы |
6800,0 |
2000,0 |
2300,0 |
2500,0 |
количество юридических лиц, получивших субсидию - 1 ед. |
количество юридических лиц, получивших субсидию - 1 ед. |
количество юридических лиц, получивших субсидию - 1 ед. |
средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета |
27200,0 |
8000,0 |
9200,0 |
10000,0 |
количество юридических лиц, получивших субсидию, - 1 ед. |
количество юридических лиц, получивших субсидию, - 1 ед. |
количество юридических лиц, получивших субсидию, - 1 ед. |
|||||
всего |
34000,0 |
10000,0 |
11500,0 |
12500,0 |
|
|
|
|||||
8. |
Оптимальный вариант (БДО + БПО) |
предоставление субсидий на обеспечение деятельности регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства |
прием заявок. Согласование с Советом по поддержке экспорта при администрации Краснодарского края. Выплата субсидии |
краевой бюджет |
2013 - 2015 годы |
7000,0 |
2500,0 |
2100,0 |
2400,0 |
количество юридических лиц, получивших субсидию - 1 ед. |
количество юридических лиц, получивших субсидию - 1 ед. |
количество юридических лиц, получивших субсидию - 1 ед. |
средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета |
28000,0 |
10000,0 |
8400,0 |
9600,0 |
количество юридических лиц, получивших субсидию, - 1 ед. |
количество юридических лиц, получивших субсидию, - 1 ед. |
количество юридических лиц, получивших субсидию, - 1 ед. |
|||||
всего |
35000,0 |
12500,0 |
10500,0 |
12000,0 |
|
|
|
|||||
Итого по Программе |
|
краевой бюджет |
|
25155,0 |
8300,0 |
8000,0 |
8855,0 |
|
|
|
||
средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета |
55200,0 |
18000,0 |
17600,0 |
19600,0 |
|
|
|
|||||
всего |
80355,0 |
26300,0 |
25600,0 |
28455,0 |
|
|
|
3. Управление Программой и механизм ее реализации
Текущее управление Программой и ответственность за реализацию её мероприятий осуществляет министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.
Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края в процессе реализации Программы:
несет ответственность за реализацию ее мероприятий, обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на ее реализацию;
с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств в установленном порядке принимает меры по уточнению целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизму реализации Программы;
осуществляет подготовку предложений по корректировке Программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий и осуществляет ведение отчетности по реализации Программы;
организует размещение в сети "Интернет" текста Программы, а также информацию о ходе и результатах ее реализации;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
осуществляет подготовку итогового доклада о реализации Программы. Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края представляет в министерство экономики Краснодарского края сведения по мониторингу и анализу хода реализации Программы по установленным формам и несет ответственность за достоверность представляемых данных.
Для обеспечения взаимодействия органов государственной власти Краснодарского края и краевых организаций-экспортеров, зарегистрированных на территории Краснодарского края, по основным вопросам развития экспортной деятельности в крае, формированию и реализации единой краевой политики в области поддержки экспорта, создан специальный организационный механизм, который представлен Советом по поддержке организаций экспортеров в Краснодарском крае при администрации Краснодарского края (далее - Совет).
В рамках Программы будет осуществляться обеспечение консультационной помощи экспортно ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным на территории Краснодарского края.
В рамках реализации Программы под экспортно ориентированным предприятием понимается организация, которая готова начать или осуществляет экспортную деятельность.
Немаловажным механизмом управления реализацией Программы являются регулярные мониторинга показателей развития экспорта Краснодарского края и основных результатов деятельности краевых предприятий-экспортеров, пользующихся государственной поддержкой в рамках предлагаемой Программы.
В целях реализации информационно-консультационного содействия экспортно ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства планируется предоставление субсидий на обеспечение деятельности информационно-аналитического центра (Евро Инфо Корреспондентского центра) согласно Порядку предоставления субсидий на обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (Евро Инфо Корреспондентских центров) (приложение N 1).
Также планируется предоставление субсидий на обеспечение деятельности регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства согласно Порядку предоставления субсидий на обеспечение деятельности регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (приложение N 2).
Для реализации данных мероприятий планируется привлечение средств федерального бюджета при соблюдении требований конкурсного отбора Министерства экономического развития Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" и нормативными правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации.
4. Индикаторы целей Программы
Таблица N 3 | |||||
Наименование индикатора целей Программы |
Единица измерения |
Значение в 2011 году (БПО + БДО) |
1-й год реализации Программы (БПО + БДО) |
2-й год реализации Программы (БПО + БДО) |
3-й год реализации Программы (БПО + БДО) |
Внешнеторговый оборот |
млн. долл. США |
16638 |
20950 |
23360 |
26250 |
Экспорт товаров и услуг |
млн. долл. США |
11443 |
14380 |
16000 |
17950 |
Темпы прироста объема экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции и услуг к базовому периоду |
% |
20 |
18 |
17 |
15 |
Объёмы экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью |
тыс. долл. США |
150097 |
181617 |
199799 |
219757 |
5. Оценка рисков реализации Программы и механизмы их минимизации
Таблица N 4 | |
Внешний фактор, который может повлиять на реализацию Программы |
механизм минимизации негативного влияния внешних факторов |
Отсутствие финансирования из бюджета Краснодарского края |
оперативное реагирование министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края на сложившуюся ситуацию с внесением предложений по дальнейшей реализации Программы |
Действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) |
оперативное реагирование на обстоятельства непреодолимой силы незамедлительное информирование сторон в случае возникновения таких обстоятельств |
Первый заместитель министра |
А.Ю. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.