Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению региональной
энергетической комиссии - департамента
цен и тарифов Краснодарского края
от 3 ноября 2004 г. N 26/2004-АТ
Методические рекомендации по формированию платы за проезд
на пассажирском автомобильном транспорте в Краснодарском крае
8 декабря 2008 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Закона Краснодарского края от 7 июня 2004 года N 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае", Закона Краснодарского края от 7 июля 1999 года N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае", постановления главы администрации Краснодарского края от 27 декабря 1995 года N 660 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае".
1.2. Основными целями настоящих Методических рекомендаций являются:
- упорядочение отношений между организациями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров, и государственными органами, регулирующими отношения в сфере установления цен (тарифов) на услуги пассажирских перевозок;
- достижение баланса интересов между перевозчиками и различными социальными группами населения;
- обеспечение нормального функционирования рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае;
- повышение качества услуг пассажирских перевозок и конкретизация требований к содержанию социального заказа (муниципального контракта).
1.3. Практические задачи, решаемые в процессе регулирования:
- систематическое и качественное обследование пассажиропотока;
- стимулирование заинтересованности муниципальных образований к разработке научно обоснованной квоты по числу необходимых городу транспортных средств и наиболее оптимальной системы пассажирских перевозок в целях минимизации затрат, включаемых в тариф;
- организация службы единого заказчика, учитывающего баланс интересов перевозчиков по всем видам перевозок, потребностей социального заказа и возможностей бюджетного покрытия социальных гарантий;
- создание единых диспетчерских служб по управлению и контролю за работой общественного транспорта;
- реализация мероприятий, направленных на поддержку конкурсных процедур при формировании муниципального заказа;
- формирование системы эффективного учета и достоверной отчетности автотранспортных предприятий в целях тарифного регулирования;
- реализация мероприятий по минимизации затрат на основе разрабатываемого муниципальным образованием финансового прогноза, определяющего приоритеты востребованных видов перевозок, в рамках единого баланса перевозок в муниципальном образовании;
- анализ представленной отчетности и выработка рекомендаций по формированию единого баланса перевозок и положений социального заказа в муниципальном образовании.
2. Понятия, используемые для целей тарифного регулирования
Муниципальный заказ - совокупность муниципальных контрактов срочного характера, заключаемых на конкурсной основе сроком на один календарный (бюджетный) год в целях удовлетворения потребностей в услугах по осуществлению городских и пригородных перевозок за счет средств местного бюджета.
График перевозок - расписание движения, содержащее сведения о времени, месте и последовательности выполнения рейса.
Единый баланс перевозок - финансовый прогноз пассажирских перевозок (бизнес-план) по муниципальному образованию, который является результатом взаимоувязки договорных отношений с каждым перевозчиком и объемами социального заказа в целом по муниципальному образованию, с учетом единого графика перевозок, режимов перевозок, видов транспортных средств и регулярных обследований пассажиропотока. Определение объемов социального заказа, конкурсность процедур и иные вопросы, относящиеся к организации перевозок, относятся к предметам ведения органов местного самоуправления муниципального образования.
Единый заказчик - соответствующая служба исполнительного органа местного самоуправления муниципального образования, отвечающая за формирование единого баланса перевозок и объективность социального заказа, достоверное обследование пассажиропотока, вынесение предложений об установлении уровней тарифов, организацию конкурсов на право использования перевозчиком объектов муниципальной собственности (муниципальных маршрутов) и иные вопросы по организации перевозок в муниципальном образовании.
Регулирующий орган - орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий установление цен и тарифов на автомобильные пассажирские перевозки в Краснодарском крае, а также органы местного самоуправления в пределах предоставленной компетенции.
Тариф - установленная регулирующим органом величина оплаты перевозки пассажиров и багажа, обязательная к применению перевозчиками всех форм собственности.
Экономически обоснованный тариф - рассчитанная регулирующим органом величина оплаты перевозки пассажиров и багажа на единицу расстояния и времени для конкретного перевозчика (видов перевозок).
Транспорт общего пользования - транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа по городским и пригородным маршрутам, на условиях публичного договора.
Автобус - транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, с числом пассажирских мест более 8.
Маршуртный таксомотор - транспортное средство, осуществляющее перевозки пассажиров по установленным маршрутам городского, пригородного и междугородного сообщений с предоставлением населению транспортных услуг повышенной комфортности, в том числе перевозка пассажиров только на местах для сидения, осуществление остановок в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута, при условии соблюдения правил дорожного движения и режима движения, установленного для данного маршрутного таксомотора. Конструкция маршрутного таксомотора определяется в соответствии с паспортом завода-изготовителя как автобус малой или особо малой вместимости и не должна предусматривать перевозку пассажиров стоя.
Таксомотор индивидуального пользования (легковой таксомотор) - легковой автомобиль для перевозки пассажиров и багажа с оплатой по таксе или на договорной основе с клиентом в зависимости от протяженности маршрута, оборудованный специальными опознавательными знаками и используемый в целях перевозки пассажиров по выбранному ими маршруту.
3. Классификация перевозок для целей тарифного регулирования
3.1. Автомобильные перевозки и маршруты делятся на виды по признаку местонахождения конечного пункта на городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные.
3.2. Международные, междугородные и пригородные перевозки, выходящие за пределы административных границ муниципальных образований, осуществляемые в соответствии с государственным заказом, формируются администрацией Краснодарского края с привлечением перевозчиков на основе договоров с учетом потребностей населения в оказании услуг по перевозке пассажиров.
Городские и пригородные перевозки, осуществляемые в соответствии с муниципальным заказом, формируются на основе договора между исполнительным органом местного самоуправления и перевозчиками, с учетом потребностей населения данного муниципального образования в оказании услуг по перевозке пассажиров.
3.3. Принципиальным отличием движения автотранспортных средств по пригородному маршруту является установление конечными пунктами движения удаленных друг от друга различных населенных пунктов на расстояние не более 50 км включительно. Междугородные пассажирские перевозки определяются на основании значительного удаления конечных пунктов движения на расстоянии свыше 50 км.
3.4. К нерегулируемым видам перевозок относятся заказные автобусные перевозки (по отдельным договорам с организациями или гражданами) и перевозки в таксомоторах индивидуального пользования.
3.5. Не признается для целей тарифного регулирования установление режимов или видов перевозок, нарушающих право льготного проезда пассажиров, установленное действующим законодательством.
Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 8 декабря 2008 г. N 37/2008-ат в раздел 4 приложения к настоящему решению внесены изменения
4. Порядок формирования и установления тарифа
4.1. Тарифы устанавливаются на основании материалов, представленных перевозчиками и органами местного самоуправления, в разрезе показателей, характеризующих маршруты и виды (вместимость) транспортных средств.
При установлении тарифов на городские и пригородные муниципальные перевозки тарифы устанавливаются для перевозчиков, предоставивших документы.
Договор перевозки, заключенный между исполнительным органом государственной власти или исполнительным органом местного самоуправления и перевозчиком (государственный или муниципальный контракт), является основой для расчета регулирующим органом тарифов на пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования.
Обязательным приложением к договору перевозки является паспорт маршрута, оформленный в установленном порядке.
Инвестиционная программа перевозчика согласовывается с органом регулирования на очередной период регулирования, в том числе по срокам окупаемости.
4.2. Регулирование основано на затратном способе расчета тарифа (анализе фактических затрат перевозчиков) и (или) нормативном способе расчета тарифа (в случае отсутствия достоверных сведений о фактических затратах перевозчиков).
4.3. Размер тарифа, рассчитанный затратным способом, определяется из расчета фактических затрат прошлого периода, действующих нормативов (лимитов) на расходы автотранспортных предприятий, прогнозного роста цен на период применения тарифа, а также с учетом данных обследования пассажиропотока по видам категорий пассажиров, имеющих право на льготный проезд, уровня бюджетного финансирования и установленного уровня рентабельности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
4.4. В случае снижения фактического уровня рентабельности от планово-расчетного в первоочередном порядке погашаются платежи по статьям обязательных платежей за счет прибыли.
4.5. Для облегчения расчетов населения с регулируемыми организациями регулирующий орган вправе произвести обоснованное округление отпускных цен до целых или половинных значений рубля на транспортные услуги с превышением или снижением установленного уровня рентабельности, в отношении которого действующим законодательством определен порядок наличного расчета.
4.6. Учитывая регулируемый уровень рентабельности, округление экономически обоснованного тарифа в меньшую сторону до половинных или целых значений рубля осуществляется за счет рентабельности. Превышение установленного уровня рентабельности может быть определено как сумма, принимаемая к уменьшению тарифа будущих периодов либо направленная на инвестиции в производство. Указанные средства включаются регулирующим органом в тариф при условии предоставления плана производственных инвестиций и целевого использования средств.
4.7. Расчет тарифа, основанный на методе экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, базируется на следующих принципах:
аудит фактических затрат прошлого периода;
использование действующих и расчетных нормативов затрат;
минимизация затрат перевозчиков, использование прогнозного роста цен на период применения тарифа;
определение планируемой выручки по данным обследования пассажиропотока;
установление предельного уровня рентабельности или прибыли;
оптимизация перевозочной деятельности в целях планирования тарифа;
определение предельной инвестиционной нагрузки на тариф.
4.8. Необходимая прибыль (доходы) перевозчика определяется по статьям использования прибыли в пределах установленного уровня рентабельности к плановой себестоимости перевозок.
Превышение установленного уровня рентабельности допускается при условии согласования органом регулирования инвестиционной программы по использованию прибыли, с обеспечением последующего контроля органом регулирования целевого использования прибыли.
4.9. Группировка расходов формируется регулирующим органом по принципу выделения наиболее устойчивых и значительных по размеру затрат перевозчиков.
При расчете тарифов на прогнозный период стоимость материальных затрат определяется с учетом текущих цен и прогнозных отраслевых индексов инфляции, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Для прогноза роста стоимости затрат нематериального характера используется индекс потребительских цен.
4.10. Долгосрочная финансовая аренда (лизинг) транспортных средств с правом выкупа включается в расчет тарифа при условии согласования с регулирующим органом предельной инвестиционной нагрузки на тариф. Размер платежей по долгосрочной финансовой аренде (лизингу) с правом выкупа, включаемый в расчет тарифа, не может превышать 15% дополнительного прироста тарифа, рассчитанного по всем основаниям на очередной период регулирования (год).
Платежи по договору долгосрочной финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа включаются в расчет тарифа в течение срока, указанного в договоре лизинга, но не менее чем за период в течение пяти лет.
4.11. Долгосрочная финансовая аренда (лизинг) транспортных средств без права выкупа, иные виды аренды транспортных средств признаются в составе экономически обоснованных затрат перевозчика на уровне общеэксплуатационных расходов на содержание транспортных средств и вознаграждения арендодателя, соответствующих договорам аренды на аналогичные транспортные средства.
При отсутствии сведений об аналогичных сделках в регионе регулирующий орган вправе определить размер аренды, руководствуясь действующими нормативами затрат и ограничением уровня доходности арендодателя в размере, не превышающем 15% от общего уровня затрат на содержание транспортного средства (без учета заработной платы водителей).
4.12. Проценты по приобретению автотранспортных средств в кредит, относимые на себестоимость перевозок, признаются в составе экономически обоснованных затрат перевозчика на основании инвестиционной программы в течение срока, указанного в договоре с заемщиком, но не менее чем за период в течение пяти лет.
5. Основные требования к обследованиям пассажиропотока
5.1. Систематическое обследование пассажиропотока в муниципальных образованиях осуществляется в соответствии с приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.81 г. N 200 "Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте".
5.2. Обследования пассажиропотока могут осуществляться как сплошным методом обследования, так и в форме выборочных обследований.
5.3. При проведении выборочных обследований в репрезентативную выборку должны быть включены маршруты, максимально полно характеризующие весь пассажирооборот муниципального образования за соответствующий период времени.
5.4. Анализ структуры пассажиропотока предполагает выделение всех льготных категорий пассажиров, определенных действующим законодательством.
5.5. Для получения квалифицированного заключения рекомендуется привлекать независимые экспертные организации, имеющие опыт обследований.
5.6. При проведении обследования пассажиропотока без привлечения независимых экспертных организаций обследование осуществляется комиссией в составе представителей перевозчика и представителей органов местного самоуправления.
5.7. Постоянный мониторинг пассажиропотока по структуре, сохраняющей преемственность обследования, является обязательным условием формирования социального заказа.
5.8. При введении новых маршрутов допускается установление временных тарифов на срок не более месяца по согласованию с регулирующим органом без представления расчетов. Применение временных тарифов более месяца согласовывается с регулирующим органом.
6. Представление и рассмотрение сведений, порядок установления тарифа
6.1. Порядок представления и рассмотрения документов, обосновывающих уровень тарифа и тарифную политику муниципального образования, осуществляется в соответствии с действующим регламентом регулирующего органа.
6.2. Представление сведений для установления тарифа в регулирующий орган осуществляется в соответствии с Перечнем документов, необходимых для рассмотрения и утверждения тарифов на городские пассажирские перевозки в муниципальных образованиях, представляемых автотранспортными предприятиями немуниципальной формы собственности, утвержденным регулирующим органом.
6.3. Пересмотр тарифа регулирующим органом может производиться по инициативе органов местного самоуправления, регулирующего органа, органов законодательной и исполнительной власти Краснодарского края по мотивированному обоснованию.
Перевозчики и иные заинтересованные лица инициируют представление документов и пересмотр тарифа через исполнительный орган местного самоуправления.
6.4. Материалы по каждому перевозчику анализируются и обобщаются соответствующей службой органа местного самоуправления на предмет достоверности представленных материалов и социального платежеспособного спроса населения муниципального образования в отношении данного вида перевозок, подтверждаемое# материалами обследования пассажиропотока и его прогнозным развитием.
6.5. Основанием для принятия к исполнению материалов для открытия дела об установлении тарифов (пересмотру тарифов) в регулирующем органе является письменное заявление (ходатайство) о пересмотре тарифа, направленное руководителю регулирующего органа.
К ходатайству прилагаются экономические расчеты и пояснения, обосновывающие необходимость внесения изменений в действующий тариф.
6.6. Пересмотр тарифа осуществляется не чаще одного раза в год, за исключением обстоятельств неинфляционного характера, повлекших существенный рост затрат перевозчика.
7. Особенности затратного и (или) нормативно-лимитного
способов расчета тарифа
7.1. Основным документом, регламентирующим порядок учета и признания расходов и доходов перевозчиков, оказывающих услуги по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом в Краснодарском крае, является "Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте", утвержденная приказом Минтранса РФ от 24 июня 2003 года N 153.
7.2. Заработная плата определяется на основании следующих документов:
- Отраслевое тарифное соглашение по автомобильному транспорту на 2002 - 2004 гг.;
- ежеквартальные письма ЦК Профсоюза об установленном уровне месячной минимальной тарифной ставки (1 разряда) в текущем квартале;
- коллективный договор;
- положения об оплате труда и премировании работников предприятия;
- трудовые договоры (соглашения), заключаемые с физическими лицами, не состоящими в штате предприятия;
- постановление Министерства труда и социального развития РФ от 25 июня 1999 года N 16 "Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей";
- производственный календарный план на текущий год;
- положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденное Минавтотрансом РСФСР 20 сентября 1984 года.
7.3. Отчисления от фонда оплаты труда определяются в соответствии с принятой системой налогообложения согласно действующим нормативно-правовым документам РФ.
7.4. Горюче-смазочные материалы определяются на основании:
- Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденных Минтрансом РФ 29 апреля 2003 года;
- руководства по эксплуатации автотранспортных средств, представленные заводами-изготовителями#.
7.5. Авторезина:
- Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом РФ 4 апреля 2002 года.
7.6. Техническое обслуживание и ремонт:
- Нормы затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и автобусов (для целей планирования), утвержденные Минавтотрансом РСФСР от 30 мая 1984 года N 60-ц;
- справка органа Государственной статистики о сложившемся индексе-дефляторе за период с 1984 года по настоящее время.
7.7. Амортизация:
- постановление Совмина РФ от 22 октября 1990 года N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР";
- постановление Правительства РФ от 1 января 2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
7.8. Накладные расходы определяются в соответствии с учетной политикой предприятия и действующими положениями бухгалтерского учета.
7.9. Налоги, включаемые в тариф, определяются на основании заверенной налоговым органом декларации по соответствующим налогам.
7.10. Прогнозный рост материальных затрат определяется на основании включения в расчет тарифа индекса инфляции (индекса-дефлятора).
7.11. Анализ фактических затрат перевозчиков осуществляется в разрезе видов перевозок (межгород, пригород, город), видов транспортных средств (автобус, маршрутный таксомотор, трамвай, троллейбус), отдельных маршрутов.
8. Заключительные положения
8.1. Возникающие разногласия по применению положений настоящих рекомендаций рассматриваются на заседании правления регулирующего органа.
8.2. Обжалование решений регулирующего органа осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.