В силу п. 1 ст. 11 и п. 4 ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество взимается пошлина в соответствии с налоговым законодательством. Размеры и порядок взимания государственной пошлины установлены главой 25.3 Налогового Кодекса РФ, последние изменения в которую были внесены Федеральным законом от 27 декабря 2009 N 374-ФЗ, вступившим в законную силу 29 января 2010.
Затронем некоторые вопросы, возникающие при уплате государственной пошлины за регистрацию прав и сделок с жилыми помещениями.
Так, уплата государственной пошлины при регистрации права общей долевой собственности на жилые помещения зависит от момента ее возникновения. Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) государственная пошлина за регистрацию прав, ограничений прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 23 - 26, 28 - 31 и 61 настоящего пункта составляет для физических лиц -1000 рублей, для организаций -15000 рублей. При этом п. 2 ст. 333.18 Налогового кодекса установлено, что в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Так, например, в том случае если за регистрацией права долевой собственности на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения обратилось двое граждан, государственная пошлина уплачивается ими в равных долях, то есть по 500 рублей. Вместе с тем законом предусмотрены случаи, когда возникновение права долевой собственности не связано с государственной регистрацией права. Например, наследование, внесение паевого взноса членами жилищного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива. В этом случае уплата пошлины осуществляется каждым участником долевой собственности в полном объеме.
Кроме того, часто возникает вопрос уплаты государственной пошлины за регистрацию договора купли-продажи жилого помещения, сторонами которого являются юридическое и физическое лицо. В соответствии со ст. 16 Закона N 122-ФЗ на государственную регистрацию договора купли-продажи представляются заявления сторон договора или уполномоченных ими на то лиц при наличии у них нотариально удостоверенных доверенностей, если иное не установлено федеральным законом. Как уже было сказано выше, когда за совершением юридически значимого действия обращается несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается ими в равных долях. Следовательно, если сторонами договора купли-продажи жилого помещения являются юридическое лицо и физическое лицо, то за государственную регистрацию данного договора физическое лицо должно уплатить государственную пошлину в размере 500 рублей (1000 рублей разделить на две стороны договора), а юридическое лицо - 7500 рублей (15000 рублей разделить на две стороны договора). Что касается уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение на основании договора купли-продажи, то ее уплачивает покупатель, у которого возникает право на приобретаемое жилое помещение.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с положениями статей 45, 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Государственная пошлина уплачивается плательщиком в наличной или безналичной форме. Факт уплаты госпошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. А факт уплаты госпошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата.
В свете последних изменений внесенных в главу 25.3 НК РФ остановимся на вопросе уплаты государственной пошлины органами государственной власти.
Согласно ранее действующей редакции закона государственная пошлина не уплачивалась за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну. В иных случаях законодатель предусматривал взимание государственной пошлины, что вызывало массу спорных моментов.
В новой редакции закона в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Кроме того, государственная пошлина не уплачивается за регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
Также представляют интерес изменения в Налоговом кодексе касающиеся уплаты государственной пошлины за внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Размер пошлины для физических лиц составляет 200 рублей, для организаций - 600 рублей. При этом пошлина не уплачивается за внесение изменений в ЕГРП в случае изменения законодательства Российской Федерации, а также при представлении организацией по учету объектов недвижимого имущества уточненных данных об объекте недвижимого имущества в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Так, например, в соответствии с п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.03.2005, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Вместе с тем, до 01.03.2005 в общую площадь жилого помещения включалась приведенная площадь балкона, лоджии и пр. В связи с этим, в настоящее время на государственную регистрацию представляется техническая документация с измененной общей площадью жилого помещения, при этом органы технической инвентаризации указывают, что площадь изменилась в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом изменение общей площади происходит в силу закона и не зависит от действий собственника, объект недвижимости (жилое помещение) не изменяется, а изменяется лишь порядок расчета общей площади.
Кроме того, законодатель снял ряд вопросов по взиманию государственной пошлины за регистрацию прекращения права. Если ранее государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения права собственности уплачивалась в случае ликвидации (гибели, уничтожения) объекта недвижимого имущества. То сейчас, в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 3 ст. 333.35 НК РФ, пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества, а также за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество.
В заключение отметим, что согласно п. 3 ст. 333.40 НК РФ, излишне уплаченная сумма госпошлины может быть возвращена по заявлению плательщика госпошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) госпошлина. Это заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной госпошлины.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 4 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации, не подлежит возврату. Однако при прекращении государственной регистрации на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Кроме того, НК РФ наделяет плательщика государственной пошлины правом на зачет излишне уплаченной суммы госпошлины в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. 6 ст. 333.40 НК РФ).
Отдел регистрации прав на жилые помещения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 10 февраля 2010 г. "Некоторые вопросы уплаты государственной пошлины за регистрацию прав и сделок с жилыми помещениями"
Текст разъяснений размещен на сайте Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в Internet (http://www.frskuban.ru)