Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 23 сентября 2011 г. N 6861 в раздел II настоящего приложения внесены изменения
Раздел II
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения
программно-целевыми методами
Повышение эффективности использования энергетических ресурсов является важнейшим приоритетом государственной политики по снижению энергоёмкости экономики страны и повышению конкурентоспособности отечественной продукции. Реализация мероприятий по снижению энергоёмкости валового муниципального продукта (далее - ВМП) является одним из основных путей повышения эффективности использования бюджетных и иных финансовых средств, направляемых на развитие экономического потенциала муниципального образования город Краснодар и повышения темпов роста ВМП.
Программа строится на базовых принципах, основополагающих методических решений, основных стратегических подходов, совокупность которых позволит отраслевым, функциональным и территориальным органам администрации муниципального образования город Краснодар:
достичь экономии всех видов энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии;
обеспечить сокращение потребляемой электрической и тепловой присоединённой мощности, а также потребляемой нагрузки водо- и газоснабжения;
простимулировать развитие рынка энергосервисных услуг;
обеспечить подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры;
снять проблемы выделения земельных участков под новое строительство объектов генерации, отчуждение санитарно-защитных зон и т.д., что в целом положительно скажется на градостроительном развитии муниципального образования город Краснодар;
обеспечить вовлечение в процесс энергосбережения всей инфраструктуры муниципального образования за счёт активизации пропаганды и формирования реального механизма стимулирования энергосбережения.
Таким образом, активная работа по решению проблем энергоэффективности и энергосбережения является необходимым условием для реализации приоритетных задач социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар.
Учитывая особое геополитическое положение Краснодарского края в Южном федеральном округе, Краснодар стал одним из наиболее значимых городов южного региона. Имея многофункциональную градообразующую систему для Юга России, он является торговым, промышленным и транспортным, а также транзитно-перевалочным центром. Расположен на Кубано-Приазовской (Прикубанской) низменности, на правом берегу реки Кубань на расстоянии 120 - 150 км от Чёрного и Азовского морей.
Территория, занимаемая муниципальным образованием город Краснодар, - 840 кв. км, в том числе в пределах городской черты 190 кв. км. Более 15% населения муниципального образования город Краснодар проживает в его административном центре. Муниципальное образование разделено на четыре внутригородских округа - Западный, Карасунский, Прикубанский и Центральный. В границах округов находятся 2 посёлка городского типа, 5 сельских округов и 29 сельских населённых пунктов.
Близость к крупным морским портам: Новороссийск, Темрюк оказали значительное влияние на город Краснодар как на развитый торговый центр. Ежегодно через город проходят свыше 27 млн. тонн грузов железнодорожным транспортом, свыше 6,7 млн. тонн автомобильным транспортом. Основная часть грузоперевозок приходится на транзитные перевозки. Пассажиропоток, проходящий через город, также огромен, он увеличивается в летнее время. Ежегодно рост пассажиропотока составляет 7 - 8%. Основные виды транспорта - железнодорожный, авиационный. Краснодар имеет развитую транспортную сеть: авиационный, железнодорожный, автомобильный, речной, что, несомненно, благоприятно сказывается на инвестиционной привлекательности города.
Климат Краснодара - умеренно континентальный. Средняя многолетняя температура воздуха в январе от 5°С; в июле от +13°С до +24°С. Среднегодовой объём осадков от 400 мм.
На 1 января 2009 года общая численность населения составила 781,2 тысячи человек. Распределение существующего населения осуществляется в следующем соотношении: городское население - 91,4% , сельское население - 8,6%.
Для корректной оценки энергоёмкости экономики муниципального образования необходимо сведение полного топливно-энергетического баланса. Органы государственной статистики в отличие от статистических органов других регионов, не формируют баланса электроэнергии, статистические данные по тепловой энергии существенно отличаются от отчётных данных ресурсоснабжающих организаций. Для оценки суммарного потребления энергии в муниципальном образовании использовались данные государственной статистики, материалы организаций топливно-энергетического комплекса Краснодарского края по городским округам, данные региональных и муниципальных органов власти.
Согласно этим данным в 2009 году в муниципальном образовании город Краснодар было потреблено 4,5 млн. т у.т., что составляло 5.8 т у.т./чел. Это на 9% меньше среднероссийского потребления теплоэнергетических ресурсов (далее - ТЭР) на душу населения (6,5 т у.т./чел.)
Энергоемкость ВМП муниципального образования город Краснодар составила 40 кг у.т./1000 руб., что соответствует средней по Южному федеральному округу Российской Федерации.
Электроснабжение потребителей муниципального образования город Краснодар обеспечивается собственными генерирующими источниками, среди которых самый крупный - Краснодарская ТЭЦ. Краснодарская ТЭЦ была построена для покрытия электропотребления и тепла г. Краснодара и близлежащих районов. Краснодарская ТЭЦ - одна из старейших электростанций на Северном Кавказе, а в Краснодарском крае и единственная базовая электростанция. ТЭЦ работает с высокими удельными расходами топлива вследствие недозагрузки теплофикационных отборов и низкой доли выработки электроэнергии на тепловом потреблении. Суммарная вырабатываемая мощность генерирующих источников 861,2 МВА, из них на ТЭЦ приходится 850 МВА, из которых 660 МВА (78%) потребляет город Краснодар.
Удельный расход топлива на производство электроэнергии составляет 384,4 гр/кВт*час (при удельном расходе топлива на производство тепловой энергии - 162,3 кг/Гкал). Удельный расход топлива на производство тепловой энергии по другим источникам (котельным и промышленным блокстанциям) составляет в среднем 168 кг/Гкал, на производство электрической энергии - в среднем 452,3 г/кВт*час.
По данным за 2009 год потребление электроэнергии в муниципальном образовании город Краснодар составило 4,9 млрд. кВт*час/год, потери в электрических сетях составили приблизительно 833 млн. кВт*час/год (17%).
В городе Краснодаре за последние годы наращиваются объёмы жилищного, гражданского и промышленного строительства, что вызывает ежегодный прирост электрических нагрузок на 25 - 30 МВт.
Территориальное распределение потребителей энергоресурсов муниципального образования город Краснодар характеризуется общей высокой плотностью населения (930 чел./кв. км) в сочетании с распределённостью структуры расселения. Население составляет свыше 780 тыс. чел. и проживает в основном в городской черте муниципального образования (91,4% населения, т.е. 714 тыс. человек).
Теплоснабжение потребителей осуществляется в основном от котельных, состояние которых в значительной степени определяется изношенностью теплогенерирующего оборудования. Резервы сокращения потерь в теплоэнергетике довольно значительны и колеблются в диапазоне 35 - 55%.
В связи с изношенностью водопроводных сетей в муниципальном образовании город Краснодар нормативные потери воды при транспортировке потребителям значительны (в среднем 30% общего объёма добычи воды). Высокие потери в распределительных сетях, низкая надежность работы объектов (водозаборов, сетей, устройств регулирования) являются следствием значительного износа сетей и оборудования систем водоснабжения и коммунальной энергетики, что определяет невысокое качество оказываемых услуг по снабжению потребителей водными ресурсами.
Важнейшие особенности энергообеспечения территории муниципального образования город Краснодар определяются основным аспектом: износом основных фондов энергоисточников и сетей.
Таким образом, основной задачей энергосбережения и формирования эффективной энергетики является создание условий для развития территории, развития ведущих секторов экономики муниципального образования. Решить вопрос повышения энергоэффективности экономики муниципального образования город Краснодар возможно путём применения комплексного подхода, позволяющего охватить процессом энергосбережения все сферы экономики, объединив усилия отраслевых, функциональных и территориальных органов администрации муниципального образования город Краснодар, предприятий, организаций и населения, с привлечением средств внебюджетных источников.
Сокращение энергоёмкости ВМП муниципального образования обеспечивается за счёт совместной реализации программ повышения эффективности источников тепловой и электрической энергии, сокращения потерь в сетях, энергосбережения в конечном потреблении, активного использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Только создание эффективной энергетической инфраструктуры позволит реализовать программы перспективного развития региона с существенным ростом ВМП без значительного увеличения энергопотребления.
Суммарный потенциал энергосбережения в общем потреблении ТЭР муниципального образования (около 4,5 млн. т у.т.) составляет около 15% (~0,67 млн. т у.т. в год). Значительная его часть (около 33%) приходится на население, далее следуют источники (около 20%), электрические и тепловые сети (16% и 6%), промышленность (~8,8%), транспорт. Совокупный потенциал возобновляемой энергетики в муниципальном образовании довольно существенный и достигает величины 0,2 млн. т у.т в год. Значительный потенциал в области дальнейшего использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии опирается на многолетний опыт практического использования возобновляемых источников: солнечной энергии и геотермального тепла, ветро- и гидроэнергии, других энергоисточников. Однако в настоящее время степень использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) в энергобалансе муниципального образования не превышает 1%, а единичные мощности и удельные показатели действующих установок незначительно улучшились за последние двадцать лет.
В регионе принят Закон Краснодарского края от 07.06.2004 N 723-КЗ "Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае", который предусматривает широкомасштабное вовлечение возобновляемых источников энергии в энергосистему. Использование всего потенциала возобновляемых источников энергии позволит повысить энергообеспеченность жилищного фонда, бюджетной сферы, объектов туризма и отдыха за счёт современных, экологически безопасных установок.
При данных природно-климатических условиях вклад ВИЭ в энергоснабжение может быть обеспечен на уровне, достигнутом в экономически развитых странах.
Однако сейчас для потребителей экономически целесообразно только сооружение сезонных солнечных водонагревательных установок с работой в межотопительный период. При отсутствии эффективного отечественного оборудования в муниципальном образовании реализуются проекты с использованием солнечных коллекторов германского, израильского, турецкого и китайского производства. Учитывая выгодное географическое положение и значительный потенциал солнечной энергии, можно рекомендовать создание собственных производственных мощностей по выпуску солнечных коллекторов на территории муниципального образования.
Значительное отставание в развитии ВИЭ объясняется как сложившимся соотношением цен (заниженные - на энергоносители, завышенные - на оборудование по сравнению с западноевропейскими экономически развитыми странами), так и нерешённостью ряда организационных вопросов.
Для активного развития ВИЭ, помимо ожидаемых решений на федеральном и региональном уровнях, необходима реализация ряда организационных и нормативно-правовых изменений на муниципальном уровне.
Газовая отрасль Краснодарского края представлена единым комплексом, в который входят: ОАО "Газпром", ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", ОАО "Краснодаркрайгаз", ООО "Газпром Трансгаз-Кубань".
Транспортировка газа по магистральным газопроводам ОАО "Газпром" осуществляется подразделениями ООО "Газпром Трансгаз-Кубань". Транспортировка газа по газораспределительным сетям муниципального образования город Краснодар осуществляется через ОАО "Краснодаргоргаз".
Система газоснабжения города Краснодара, обслуживаемая ОАО "Краснодаргоргаз" включает в себя 4154,3 км газопроводов, в том числе находящихся на техническом обслуживании общества подземных 1300,4 км, надземных 2855,6 км, 84 ГРУ, 662 ГРП, 32 населённых пункта. Общий процент газификации существующей застройки составляет 99%.
На обслуживании ОАО "Краснодаргоргаз" находятся 239 котельных и 460 коммунально-бытовых объектов с отопительным оборудованием. Потребителям реализовано 2 278,7 миллиона куб. м газа, в том числе населению 444,1 миллиона куб. м, бюджетофинансируемым предприятиям 20,5 миллиона куб. м.
Получено доходов от реализации природного газа в сумме 685,6 миллиона рублей, в том числе от населения - 328,5 миллиона рублей.
Мощность: 640 тыс. куб.м/час - ГРС - 2, 4, 5, 6. Потребление газа городом составляет 627 тыс. куб.м /час. (98% от установленной мощности на ГРС - 2; 4; 5; 6).
Основная проблема - неувязка сроков строительства ГРС-4а до ГРС-4 и ГРС-5 по титулу ООО "Краснодаррегионгаз" с динамикой газопотребления города, что предопределило прекращение выдачи разрешений на газоснабжение реконструкционных и новых котельных.
Потери газа в газопроводах составляют 4,2 млн. куб.м.
Основными задачами при повышении энергоэффективности транспорта газа являются:
100-процентный учёт потребления газа на территории муниципального образования город Краснодар;
снижение затрат и потерь газа при транспортировке на 23 - 25% к 2020 году;
сокращение удельных расходов электроэнергии при транспорте газа на 5 - 7%.
Основная доля местной генерации электроэнергии приходится на Краснодарскую ТЭЦ ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго": 4,4 млрд. кВт*час/год (72% общей выработки электроэнергии станциями края). Удельный расход топлива на производство электроэнергии составляет 384,4 гр/кВт*час (при удельном расходе топлива на производство тепловой энергии - 162,3 кг/Гкал), доля комбинированной выработки составляет 11%.
Удельный расход топлива на производство электрической энергии по другим источникам (промышленным блокстанциям) составляет в среднем 452,3 г/кВт*час. Блокстанции находятся на балансе производственных предприятий и в основном производят тепловую и электрическую энергию для собственного производства. Оборудование исчерпало производственный ресурс, морально устарело.
Передача (транспорт) электрической энергии осуществляется по электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" и ОАО "НЭСК-электросети" (распределительная сеть).
Электроснабжение потребителей города Краснодара осуществляется от 27 независимых понижающих подстанций напряжением 220/110/35/6-10 кВ, обслуживаемых ОАО "Кубаньэнерго":
Подстанции |
ВЛ |
||
класс напряжения, кВ |
количество, шт. |
класс напряжения, кВ |
количество, шт. |
220 |
2 |
220 |
104,8 |
110 |
24 |
100 |
213,5 |
35 |
17 |
110 |
213,5 |
Электроснабжение, ремонт и техническое обслуживание осуществляет филиал ОАО "Независимая энергосбытовая компания" "Краснодарские городские электрические сети" (филиал ООО "НЭСК" Краснодарские "ГЭС"):
ТП-6-10/0,4 кВ |
- |
949 ед. |
РП-10-6/0,4 кВ |
- |
47 ед. |
КЛ-6-10 кВ |
- |
792,4 км |
КЛ-0,4 кВ |
- |
385,4 км |
ВЛ-6-10 кВ |
- |
373,4 км |
ВЛ-0,4 кВ |
- |
1569,9 км |
КЛ Н.О. 0,4 кВ |
- |
168 км |
ВЛ Н.О. |
- |
1510 км |
Кроме того, предприятиями и организациями эксплуатируется 1286 потребительских подстанций и 3 единицы распределительных пунктов, задействованных в общую схему электроснабжения города.
Сети и сооружения:
ПС 220 кВ "Витаминкомбинат", ПС 220 кВ Яблоновская;
31 электрических подстанций 110/35/10 кВ общей установленной мощностью 1545,23 МВт;
2382 трансформаторных подстанций 10/04, в том числе 1014 мощностью 493 МВА на балансе ОАО "НЭСК-электросети" и ОАО "Краснодарэлектросеть";
434,9 км питающих сетей;
1095,6 км городских распределительных сетей.
Износ основных фондов 75%.
Все населенные пункты муниципального образования город Краснодар обеспечены электроэнергией.
В городе Краснодаре за последние годы наращиваются объёмы жилищного, гражданского и промышленного строительства, что вызывает ежегодный прирост электрических нагрузок на 25 - 30 МВт.
Основная проблема - отставание в развитии электрических сетей и сооружений напряжением 10 кВ от созданных за последние годы на центрах питания дополнительных мощностей.
По данным за 2009 год потребление электроэнергии в муниципальном образовании город Краснодар составило 4,9 млрд. кВт*час/год, потери в электрических сетях составили 735 млн. кВт*час/год (15%).
В настоящее время в муниципальном образовании город Краснодар осуществляется преимущественно централизованная система теплоснабжения от крупных источников тепла, что обеспечивает рациональное использование топливных ресурсов и снижает вредные выбросы в атмосферу.
Основная выработка тепловой энергии для нужд населения и социальной сферы осуществляется несколькими крупными организациями ОАО "ЛУКОЙЛ Кубаньэнерго", ОАО "Краснодарское военное энергетическое предприятие", ОАО "Краснодарская КЭЧ", ОНОСС ЖКХ ГНУ ВНИИМК, ГНУ КНИИСХ им. П.П. Лукьяненко, МУП совхоз "Прогресс", ЗАО ОПХ "Центральное", ОАО "Краснодарское", СПК "Краснодарское" ОАО "Краснодартеплосеть", ОАО "Краснодартеплоэнерго", ЗАО "КНЗ-Краснодарэконефть", ООО "Маслоэкстракционный завод Юг Руси", ООО "Славяне", ОАО Международный аэропорт", ОАО "М. Холодцов".
В 2010 году выработка тепловой энергии предприятиями города составила более 3 000 000 Гкал.
Наиболее крупные теплоснабжающие организации.
ОАО "ЛУКОЙЛ Кубаньэнерго", выработка тепловой энергии за 2010 год - 972 412 Гкал, установленная мощность 856 Гкал/ час;
ОАО "Краснодартеплоэнерго", выработка - 1 305 997 Гкал, 178 - котельных, из них 169 - на газовом топливе, 117 - ЦТП, 588,9 км трубопроводов в 2-трубном исполнении, установленная мощность всех котельных - 1026 Гкал/час;
ОАО "Краснодартеплосеть" - выработка - 110286 Гкал, 7 - котельных (топливо, газ), 17 - ЦТП, 54,2 км. трубопроводов, установленная мощность - 351,2 Гкал/час.
Более 90% котельных используют в качестве топлива - природный газ. Удельный расход топлива на выработку тепловой энергии составляет 171 кг у.т./Гкал.
Износ основных средств составляет 70%.
Потери в тепловых сетях в среднем составляют 11,1%, 14% тепловых сетей требуют немедленной замены. Расчётный потенциал повышения эффективности производства и транспорта тепловой энергии составляет 48 тыс. т у.т., в том числе 17 тыс. т у.т. - потенциал снижения потерь в тепловых сетях.
Муниципальное водопроводно-канализационное хозяйство находится в аренде ООО "Краснодар Водоканал", а также в хозяйственном ведении МУП ВКХ "Водоканал", МУП ЖКК "Корсунское", МУП совхоз "Прогресс". Кроме этого, услуги водоснабжения и канализования населению города оказывает ряд частных предприятий, эксплуатирующих локальные участки сетей.
Всего в городе Краснодаре 60 водозаборных сооружений, 33 обслуживающие население города и объекты социального назначения, в том числе 11 муниципальных в аренде ООО "Краснодар Водоканал", 261 насосная станция водопровода, в том числе 235 в аренде ООО "Краснодар Водоканал", 1566,7 км водопроводных сетей, в том числе 1202,2 км муниципальных. Все населённые пункты имеют централизованное водоснабжение.
Производительность 11 муниципальных водозаборов, подземных вод и дренажного водозабора, находящихся в аренде ООО "Краснодар Водоканал", составляет 280,3 тыс. куб.м/сутки или 102 324,0 тыс. куб.м/год.
Существующая мощность: эксплуатируются 18 водозаборов, находящихся в муниципальной собственности, общей производительностью 524,4 тыс. куб.м/сутки, а также эксплуатируется несколько ведомственных водозаборов, производительностью свыше 130 тыс. куб.м/сутки.
Протяжённость водозаборных сетей составляет 940 км. Эксплуатируется 65 квартальных подкачек.
Запас подземных вод по 5 водоносным комплексам Краснодарского месторождения - 912,2 тыс. куб. м/сут.
Суммарный дебет имеющихся артезианских скважин - 674 тыс. куб.м/сут.,
Сети и сооружения:
261 водопроводных насосных станций подкачки;
12 водонапорных башен суммарным объёмом 190 куб. м;
151 резервуаров чистой воды суммарным объёмом 186 750 куб. м;
1 330,4 км водопроводных сетей;
Износ основных фондов 65 - 70%, аварийность - 4 аварии в год на 1 км сетей.
Общее водопотребление города воды - 455 тыс. куб.м/сут.
Основная проблема - это 80 км аварийных водопроводных сетей в центральной части города, без экстренной замены которых невозможно повысить напоры в сети с 1 до 6 атмосфер, необходимых для застройки этажностью девять или более этажей.
Нормативные потери воды около 32%.
Объём воды, отпущенной потребителям, составляет 166 млн. куб. м, из которых 67% потребляет население.
Суммарная протяженность сетей водоотведения составляет более 870 км. Общий объём пропущенной воды через очистные сооружения составляет 57,53 млн. куб. м, из которой 40,57 млн. куб. м идет от населения.
Очистные сооружения в основном работают стабильно и обеспечивают очистку сточных вод до нормативов предельно допустимого сброса (далее - ПДС), установленных органами по охране природы.
Основными причинами ненормативной очистки сточных вод на этих сооружениях являются высокий износ оборудования и аварийное состояние сетей.
Потенциал энергосбережения систем водоснабжения и водоотведения составляет 21 млн. кВт*ч электрической энергии и 18 млн. куб. м воды.
В муниципальном образовании город Краснодар на сегодняшний день насчитывается 409 бюджетных учреждений, из них 261 - образования, 33 - культуры и спорта, 51 - здравоохранения, 60 - управления делами, 4 - управления культуры и спорта.
Суммарное годовое ресурсопотребление бюджетными организациями составляет: 12,6 млн. куб. м воды; 316,5 тыс. Гкал/год тепловой энергии; 557,1 млн. кВт*час/год электроэнергии, 20,5 млн. куб. м газа.
В соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ в регионе идёт активная работа по установке приборов учёта потребления ТЭР и воды бюджетными учреждениями. На сегодняшний день 93% бюджетных учреждений оснащены приборами учёта воды, 83% - приборами учёта тепловой энергии, 95% - приборами учёта газа, 100% - приборами учёта электроэнергии.
Общий потенциал повышения уровня энергоэффективности бюджетной сферы составляет 4,14 тыс. т у.т., включая:
экономия тепловой энергии - 42,5 тыс. Гкал/год;
экономия электроэнергии - 121 млн. кВт*час/год;
экономия газа - 2 млн. куб. м;
экономия воды - 0,4 млн. куб. м.
Данный раздел содержит направления повышения энергоэффективности жилищного фонда и инженерной инфраструктуры города.
Жилищный фонд муниципального образования город Краснодар насчитывает 19,5 млн. кв. м общей жилой площади, из которой 67% составляет многоквартирный фонд и 33% - частный фонд. Население муниципального образования город Краснодар в год потребляет 1,9 млрд. кВт*ч электроэнергии, 444,5 млн. куб. м газа, 1,5 млн. Гкал тепла, 111,8 млн. куб. м воды.
Промышленный комплекс города Краснодара является прочной базой для устойчивого экономического роста, привлечения инвестиций и изыскания резервов пополнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар). Около 20% произведённой продукции промышленного производства Краснодарского края приходится на город Краснодар.
На 01.01.2009 количество действующих хозяйствующих субъектов промышленного комплекса, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования город Краснодар, составляет 780 предприятий, из них крупных и средних более - 150 предприятий. Численность работающих в промышленном комплексе составляет 46 тыс. человек.
За 2008 год объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг по крупным и средним предприятиям "обрабатывающих производств", достиг 39 млрд. руб., темп роста к 2007 году составил 117,2%.
Промышленные предприятия муниципального образования город Краснодар потребляют 660 тыс. т у.т. энергоресурсов в год, в том числе: тепловой энергии - 100 тыс. т у.т./год, газа - 270 тыс. т у.т./год. Наиболее значительный объём приходится на потребление электроэнергии - 300 тыс. т у.т./год (860 млн. кВт*час/год).
Основной потенциал повышения энергоэффективности промышленности сосредоточен в модернизации собственных энергоисточников (котельных и блок-станций), в производственном цикле ряда предприятий пищевой и цементной промышленности.
Суммарный годовой потенциал снижения потребления ТЭР промышленными предприятия составляет 166 млн. кВт*час, 33,7 млн. куб. м газа, 84 тыс. Гкал.
Агропромышленный комплекс муниципального образования город Краснодар является одним из жизненно важных секторов экономики краевого центра.
Агропромышленный комплекс имеет благоприятные климатические и природные условия, квалифицированные кадры, развитую транспортную сеть, мощный производственный потенциал и достаточно развитую инфраструктуру. Все эти предпосылки в максимальной степени используются для осуществления комплекса первоочередных мер по развитию агропромышленного производства путём реализации интеграционных процессов, совершенствования инвестиционной и ценовой политики, различных форм государственного экономического регулирования, включая финансово-кредитные механизмы.
В административных границах муниципального образования город Краснодар по данным земельного фонда находится 56,6 тысяч гектаров (67% всей территории) земель сельскохозяйственного назначения, из них сельхозугодий - 49,6 тыс. га, включающих 40,1 тыс. га пашни, 6,5 тыс. га многолетних насаждений, 2,9 тыс. га пастбищ. Основная доля производства сельскохозяйственной продукции в АПК города приходится на 32 сельскохозяйственных предприятия различных форм собственности и 943 крестьянских (фермерских) хозяйства. Кроме этого, на территории муниципального образования город Краснодар зарегистрировано более 300 предприятий, осуществляющих производство, переработку сельскохозяйственной продукции и обслуживание сельскохозяйственной отрасли.
Предприятиями сельского хозяйства потребляется 74 тыс. т у.т., в том числе 64,2 млн. кВт*час электроэнергии, 113 тыс. Гкал теплоэнергии и 35239 т у.т топлива.
Расчётный потенциал энергосбережения составляет 1,2 тыс. т у.т., в том числе 3,2 млн. кВт*час электроэнергии, 1,8 т у.т топлива.
В первую очередь потенциал сформирован за счёт внедрения современных сельхозмашин и энергосберегающего оборудования в производственный цикл, включая системы электро-, тепло- и водоснабжения (ЧРП, использование оборотных систем).
В регионе принята Стратегия развития агропромышленного комплекса Краснодарского края до 2020 года, утверждённая приказом руководителя департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 16.10.2008 N 172.
Муниципальное образование город Краснодар в транспортном отношении является центром Краснодарского края, территориально-транспортного комплекса и входит в первую десятку стратегических транспортных узлов, обслуживающих транзитные грузопотоки и пассажиропотоки, следующие в направлении южных морских портов России и курортную зону Черноморского побережья. Через город Краснодар проходят автомагистрали федерального значения, 5 направлений железных дорог. На востоке города находится международный аэропорт, на юге - речной грузовой порт.
Кроме того, на муниципальное образование город Краснодар возлагается функция основного логистического оператора на оконечном участке международных транспортных коридоров, в первую очередь, транспортной ветви от госграницы с Финляндией и далее - Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск с ответвлением на Астрахань и выходом к южным воротам России - портам Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Ейск, Сочи. Развитие Краснодара, как интермодального центра будет способствовать в подготовке и проведении Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи.
Общее потребление предприятиями транспорта и связи муниципального образования город Краснодар составляет 485,8 тыс. т у.т., в том числе 876,3 тыс. кВт*час в год электроэнергии и 180492 т у.т.
Суммарный годовой потенциал снижения потребления ТЭР предприятиями сферы транспорта составляет 69 тыс. т у.т. (74,6 млн. кВт*час электроэнергии.
Основные направления повышения уровня энергоэффективности на транспорте:
городской транспорт: модернизация автотранспортного парка, снижение удельных расходов и вредных выбросов (за счёт модернизации трамвайно-троллейбусного и автобусного парков);
речной транспорт: модернизация портовых сооружений;
частный автотранспорт: обновление парка с целью снижения среднего расхода топлива легкового парка до 7 - 8 л/100 км.
К прочим потребителям относятся: туризм, сфера услуг, торговля, строительство (в части возведения зданий и сооружений) и другие.
Среди прочих потребителей муниципального образования г. Краснодар следует выделять сферу услуг и туризм.
Потребление составляет 25892,8 т у.т.: 18,8 млн. кВт*час/год электроэнергии, 3 тыс. Гкал/год тепла и 18 945 т у.т.
Общий расчётный годовой потенциал составляет: 1 364 т у.т., в том числе 4,7 млн. кВт*час электроэнергии.
Бурное развитие муниципального образования город Краснодар в последние годы и намеченные стратегические планы на будущее требуют создания соответствующей инфраструктуры, в том числе энергоэффективного градостроительного комплекса.
Совершенствование и развитие нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является необходимым условием достижения целевых показателей Программы, поскольку содержание основной части программных мероприятий представляет собой принципиально новые для российской правовой системы механизмы экономического и административного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Федеральный закон N 261-ФЗ стал основополагающим документом для формирования институционального фундамента системы правового регулирования отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Закон содержит комплекс правовых, экономических и организационных мер, рассчитан на практическую реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также формирование правовой основы реализации комплексных механизмов обеспечения энергоэффективности на межотраслевом уровне.
Федеральная нормативно-правовая база в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности является основанием для формирования и совершенствования нормативно-правовой базы в области энергоэффективности на региональном и местном уровнях в целях успешной реализации программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Региональная нормативно-правовая база Краснодарского края в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности представлена тремя важными документами:
Законом Краснодарского края от 03.03.2010 N 1912-КЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае";
Законом Краснодарского края от 07.06.2004 N 723-КЗ "Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае";
долгосрочной краевой целевой программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Краснодарского края на период 2011 - 2020 годов".
Важным элементом системы управления является учёт. Наладка системы мониторинга энергоэффективности муниципального образования необходима не только для реализации требований федерального законодательства, но и формирования целостной картины в части эффективности производства, транспорта, распределения и потребления ТЭР (в том числе импорта и экспорта ТЭР) на территории муниципального образования город Краснодар.
Положения федерального законодательства в части учёта и формирования отчётности на муниципальном и региональном уровне по энергоэффективности требуют создания единой системы отчётности и координации действий между муниципальным и региональным уровнями.
Информация о бесхозяйных объектах и сетях, используемых для передачи электрической энергии, у ресурсоснабжающих компаний практически отсутствует. В инвестиционных программах и программах по энергосбережению электросетевых компаний мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов и сетей не предусмотрены.
Наличие бесхозяйных участков энергосетей создаёт ряд проблем:
недопустимо высокий уровень потерь ресурсов в сетях;
бесконтрольное присоединение потребителей;
неудовлетворительное техническое состояние объектов и/или присоединённых к ним энергопринимающих устройств потребителей;
отсутствие контроля за состоянием средств учёта электрической и тепловой энергии у потребителей;
невозможность проведения аварийно-восстановительных работ, выявления безучётного и бездоговорного потребления;
снижение надёжности и качества энергоснабжения всех потребителей;
невозможность формирования единого комплексного плана развития тепловых и электрических сетей.
Результатом реализации мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов и сетей должно стать:
снижение потерь энергоресурсов в сетях;
установление полного контроля потребления энергоресурсов.
Реализация мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов, используемых для передачи энергоресурсов, не требует финансирования из краевого бюджета.
Необходимость в достаточно короткий срок решить масштабные задачи Программы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар и государственной национальной политики в области энергосбережения;
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия краевых органов власти;
не могут быть решены в пределах одного года и требуют значительных бюджетных расходов (на возвратной основе);
носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
Долгосрочная целевая программа энергосбережения муниципального образования город Краснодар включает комплекс направлений повышения энергетической эффективности в генерации и транспорте энергоресурсов (энергосбережение в регулируемых организациях), энергосбережения в секторах потребления ТЭР (бюджетная сфера, население, промышленность, сфера ЖКХ, транспорт, сельское хозяйство), активного развития ВИЭ. Комплекс механизмов реализации Программы включает тарифную политику, нормативно-правовой блок, инвестиционные механизмы, пропаганду, управление и мониторинг.
Использование программно-целевого метода для решения проблем повышения энергоэффективности позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, обеспечить эффективное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар и государственной национальной политики в области энергосбережения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.