Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 12. Выводы, вытекающие из Доклада, и предложения по обеспечению
гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина
в Краснодарском крае
12.1. Выводы, вытекающие из Доклада
В 2010 году основные экономические показатели по отношению к 2009 году характеризуются ростом.
В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета края (с учётом безвозмездных поступлений) достигли 121,5 млрд. рублей или 111,9% к аналогичному периоду 2009 года.
В январе-ноябре 2010 г. денежные доходы населения сложились в сумме 906,8 млрд. рублей и увеличились по сравнению с январем-ноябрем 2009 г. на 22,4%, денежные расходы населения - соответственно 1000,0 млрд. рублей (на 13,8%). Превышение денежных расходов населения над доходами составило 93,2 млрд. рублей. В ноябре 2010 года среднедушевые денежные доходы составляли 18528 рублей в месяц.
Среднемесячная номинальная заработная плата (без выплат социального характера) в организациях, начисленная за сентябрь 2010 г., составляла 16953 рубля. По сравнению с сентябрем 2009 г. увеличилась на 10,6%.
Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, за сентябрь 2010 г. по сравнению с сентябрем 2009 г. увеличилась на 2,7%.
В Краснодарском крае в целом обеспечиваются права граждан на смену власти через выборы.
По данным Избирательной комиссии Краснодарского края в крае зарегистрировано 7 региональных отделений политических партий: "Единая Россия", "Коммунистическая партия Российской Федерации", "Российской объединенная демократическая партия "Яблоко", "Либерально-демократическая партия России", "Справедливая Россия", "Патриоты России", "Правое дело".
На 01.07.2010 года численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Краснодарского края, составила 3 851 636 человек.
В 2010 году на территории Краснодарского края проводились 7 раз выборы. Грубых нарушений и отмен выборов не зафиксировано.
В целом, в Краснодарском крае обеспечиваются гарантии реализации гражданских прав и свобод лицам, находящимся на территории края, имеются необходимые условия для их совершенствования.
В 2010 году к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае обратилось 4556 человек. В том числе:
- 2615 - использовали телефон;
- 383 - лично посетили приемную;
- 1558 - письменно, используя почту и Интернет, учитывая, в том числе, коллективные обращения.
Зарегистрировано 719 обращений, в том числе 585 жалоб.
Общее количество письменных обращений полученных Уполномоченным по правам человека в сравнении с 2009 годом увеличилось на 5,5%.
Обращения поступили из 43 районных муниципальных образований Краснодарского края, при общем их количестве - 44. Наибольшее количество обращений было получено: г. Краснодар - 161; Усть-Лабинский район - 63; г. Армавир - 59; г. Новороссийск - 54; Апшеронский район - 15.
Уполномоченным по правам человека также были рассмотрены обращения из 24 субъектов Российской Федерации.
Учет и анализ поступивших письменных обращений по объекту (органу) в отношении которых они поданы, с учетом численного показателя к общему количеству, показывает, что наибольшая их часть касается государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц и государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность:
А). В системе правоохранительных и правоприменительных органов - 30,7%;
Б). В системе правосудия и организации деятельности судебной системы - 27,3%;
В). В экономической и социальной (социально-экономической) сферах - 20,7%;
На долю этих объектов приходится 78,7% от общего числа поступивших обращений или 562 письменных, что является самым большим показателем за девять лет деятельности института Уполномоченного по правам человека в крае.
Остальные 22,3% касаются широкого спектра общественных отношений в сферах деятельности органов власти всех уровней, включая и не относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека.
Для сравнения, в 2009 году на указанные органы приходилось 77,7% обращений. Тем самым произошел их рост на 1,0%.
Сравнительный анализ полученных обращений за 2009 и 2010 годы, относительно их количества и классификации, не выявляет каких-то резких изменений.
Можно констатировать, что продолжается рост обращений о нарушении прав граждан правоохранительными органами и их должностными лицами, а также неудовлетворенностью по их защите в судах. В этих сферах наблюдается ситуационная стагнация, что продиктовано, прежде всего, отсутствием очевидных изменений по ранее выявленным проблемам, длящимся на протяжении нескольких лет.
В 2010 году имеются следующие тенденции, характеризующие ситуацию.
Как и в предыдущем году, по количеству полученных обращений первое место занимают обращения на правоохранительные и правоприменительные органы. Они, как и ранее, составляют треть от общего количества, хотя и произошло их незначительное увеличение - 0,2% (30,7% против 30,5%).
На второе место вновь вышли жалобы, касающиеся судебной системы, а в социально-экономической сфере обращения из второго места переместились на третье. В целом, их количество, в первом случае, увеличилось на 4,1% (27,3% против 23,2%), а во втором - уменьшилось на 3,3% (20,7% против 24,0%).
Среди поступивших обращений 18,6% вообще не относится к компетенции Уполномоченного по правам человека. Это четвертое место в рейтинге. Вместе с тем, их количество последние годы неуклонно снижается. В текущем году их также поступило меньше на 2,9%.
В прошедшем году Уполномоченный по правам человека продолжил свою деятельность в рамках ранее установившихся партнерских отношений с высшими учебными заведениями, рассмотрения обращений заявителей и личного общения с ними, проведения совместных мероприятий с общественными объединениями, участия в деятельности Общественных Советов при правоохранительных органах, издательской деятельности, взаимодействия со СМИ и другим направлениям.
Была продолжена совместная работа с кафедрами международного права, конституционного и муниципального права в проекте "Уполномоченный по правам человека в субъектах Северо-Кавказского региона Российской Федерации в юридическом механизме защиты прав и свобод человека и гражданина", поддержанный Российским государственным научным фондом и Департаментом образования и науки Краснодарского края. В рамках проекта Уполномоченный по правам человека выступал с лекциями перед преподавателями и студентами юридического факультета, участвовал в конференции, принимал участие в дискуссиях.
За прошедший период укрепились связи Уполномоченного по правам человека с общественными организациями через участие в мероприятиях, организованных и проведенных ими в области правового просвещения. Уполномоченный по правам человека и его заместитель систематически выступали с докладами, лекциями, сообщениями, принимали участие в круглых столах.
В 2010 году продолжалась издательская деятельность. Был подготовлен и издан уже третий том сборника "Институт Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае". В него вошли новые федеральные и краевые законодательные акты и извлечения из законодательных актов, регламентирующих деятельность государственного органа - Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и его Аппарата.
Сборник также содержит Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2008 - 2009 гг., выступления на сессиях Законодательного Собрания Краснодарского края в связи с представлением названных Докладов.
Уполномоченный по правам человека для ведения просветительской деятельности поддерживал отношения со СМИ. Наиболее тесное сотрудничество осуществлялось с "Российской газетой", которая периодически публиковала комментарии Уполномоченного по правам человека по различным фактам и событиям, изложенным в газетных статьях на тему прав человека.
Межрегиональное сотрудничество в основном осуществлялось за счет постоянного взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации. По состоянию на декабрь 2010 года, региональные Уполномоченные по правам человека действовали в 60 субъектах Российской Федерации.
Важная организующая роль во взаимодействии и сотрудничестве принадлежит "Координационному совету Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации"
С целью координации своих действий и оперативного обмена информацией создан и действует "Координационный Совет Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, входящих в Южный Федеральный округ". В нем состоят все 6 Уполномоченных по правам человека, действующих в ЮФО. Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае является Председателем данного Координационного Совета.
В части развития международного сотрудничества, Уполномоченный по правам человека продолжил взаимодействие с Европейским институтом Омбудсмана (ЕИО) на уровне обмена информацией по наиболее важным проблемам развития института Уполномоченного по правам человека в России.
Развивалось сотрудничество с Уполномоченными по правам человека в странах СНГ.
Дальнейшее развитие получили отношения с Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека и Уполномоченным по правам человека (Омбудсманом) в Республике Азербайджан.
В деятельности Уполномоченного по правам человека большое значение имеет наличие его взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти. Именно от его организации зависит в большой степени выполнение возложенных законом задач по защите прав и законных интересов жителей края.
Сложившиеся отношения Уполномоченного по правам человека с социальными учреждениями органов исполнительной власти можно охарактеризовать как продуктивными, стабильными, корректными, понимаемыми. В подавляющем большинстве случаев обращение Уполномоченного по правам человека в эти органы является запросом информации или просьбой разъяснить заявителю интересующие его вопросы. Реакция на такие обращения всегда положительная и оперативная.
В целом можно отметить, что уровень взаимодействия Уполномоченного с органами государственной и муниципальной власти в прошедшем году оставался на высоком уровне. Можно предположить, что он будет таким же и впредь, что позволит эффективно рассматривать обращения жителей края и принимать в необходимых случаях оперативно решения.
Уполномоченный по правам человека прилагал максимум усилий для организации взаимодействия с правоохранительными органами, следуя неизменно своему принципу, что только личное участие в их делах и мероприятиях укрепляет сотрудничество и выводит его на более высокий уровень, а это является вкладом в изменение ситуации к лучшему.
Наиболее тесное взаимодействие осуществлялось с Управлением Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю (УФСИН). Установленные законодательно правоотношения позволяют осуществлять деятельность по защите прав лиц, отбывающих наказание в большем объеме, чем это возможно в других силовых ведомствах.
По состоянию на ноябрь 2010 года третий сектор (НКО) в Краснодарском крае представляли 6884 зарегистрированных некоммерческие организации (без учета государственных учреждений Краснодарского края), в том числе 4150 общественных объединений. Самыми многочисленными общественными структурами являлись ветеранские организации, общества инвалидов и профессиональные союзы.
Учитывая специфику своей деятельности, Уполномоченный по правам человека больше всего взаимодействовал с общественными объединениями, действующими в сфере публичных отношений, таких как защита прав человека, правовое просвещение, развитие институтов гражданского общества, осуществление общественного контроля, противодействия коррупции, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, решение социальных проблем, затрагивающих большие группы населения, и им подобными.
Взаимодействие Уполномоченного по правам человека с НКО осуществлялось как непосредственно, в процессе двухсторонних отношений, участия в мероприятиях друг друга, поддержке проектов, так и в результате совместной работы в Общественных Советах, образованных при различных ведомствах, осуществляющих свою деятельность в крае.
В настоящее время Уполномоченный по правам человека участвует сам и имеет своего представителя в Общественных Советах при Управлении Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю (УФСИН), Главном управлении внутренних дел по Краснодарскому краю (ГУВД), Управлении Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю (УФМС), Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю (ФССП), Следственного управления Следственного комитета России по Краснодарскому краю (СУСК).
На основании Закона Российской Федерации от 10.06.2008 г . N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в Краснодарском крае Общественной Палатой Российской Федерации создана и выполняет свои функции Общественная наблюдательная комиссия Краснодарского края (ОНК).
В 2010 году в ее составе было 19 наблюдателей.
В соответствии со ст. 15 данного закона, одной из основных форм деятельности ОНК является "взаимодействие с Уполномоченным по правам человека" и "направление ему материалов по итогам осуществления общественного контроля".
Учитывая, что первый её состав, по сути, был первопроходцем, Уполномоченный по правам человека считал важным и необходимым работать с ОНК в тесном контакте, постоянно оказывать содействие и помощь в осуществляемой ею деятельности.
По оценке руководства и членов Общественной Палаты Российской Федерации, данной на публичных мероприятиях по итогам деятельности ОНК в субъектах Российской Федерации, ОНК края вместе с ОНК Москвы и Московской области заняли лидирующую позицию среди других подобных образований.
В декабре прошедшего года закончились полномочия ОНК первого созыва. Уполномоченный по правам человека считает, что в целом, задачи, которые ставились перед первым созывом ОНК края, выполнены. Создана основа для дальнейшего развития общественного контроля уголовно-исполнительной системы и учреждений ОВД.
Согласно полученному Уполномоченным по правам человека уведомлению от секретаря Общественной Палаты Российской Федерации в Краснодарском крае сформирована и приступила к своим обязанностям ОНК второго созыва. В ее составе 20 наблюдателей, основу которых составили члены ОНК первого созыва, что должно обеспечить преемственность в деятельности. По количественному составу она входит в четверку самых многочисленных ОНК в субъектах Российской Федерации, среди которых также Москва, Московская и Ростовская области.
Аппарат Уполномоченного по правам человека продолжал выполнять свои обязанности. При неизменной численности общая нагрузка на него увеличилась.
Нерешенность старых проблем негативно сказывается на выполнении сотрудниками Аппарата своих должностных обязанностей. Продолжает иметь место проблема финансирования. Имеющийся технический парк Аппарата требует основательной замены. Действующие бюджетные нормативы являются усредненными и не учитывают специфику деятельности института Уполномоченного по правам человека в крае.
Одной из причин этого является наличие пробелов в законодательстве, касающееся обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека и его Аппарата как государственного органа краевого уровня. Нет четкого и ясного положения в части обязанности органов исполнительной власти по обеспечению его необходимым помещением, материально-техническими средствами, предоставления социальных услуг сотрудникам и другое. Не выполняется требования в части независимости Уполномоченного по правам человека при формировании его бюджета.
Уполномоченный по правам человека положительно оценивает взаимодействие с муниципальными органами власти. В прошедшем году Уполномоченным по правам человека велась переписка практически со всеми муниципальными образованиями края. Особо следует отметить уровень взаимодействия с муниципальными органами муниципальных образований г. Краснодар, г-к. Анапа, г-г. Новороссийск, Динского и Тимашевского районов и некоторыми другими.
12.2. Предложения Уполномоченного по правам человека по обеспечению
гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина
в Краснодарском крае
Для обеспечения гарантий соблюдения прав человека и гражданина в Краснодарском крае, Уполномоченный по правам человека считает необходимым осуществить в первоочередном порядке:
1. Органам власти и правоохранительным органам продолжить работу в деле обеспечения гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Краснодарского края и их защиты в случае нарушения.
2. Увеличить грантовую поддержку для общественных объединений, занятых в публичной сфере деятельности.
3. Администрациям муниципальных образований больше внимания уделять информированию населения о планируемых и проводимых мероприятиях, затрагивающих значительную часть населения. Для этой деятельности привлекать общественные объединения.
4. Создать Общественную Палату Краснодарского края.
5. Оказать помощь в организации деятельности Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края.
6. Развивать общественный контроль правоохранительных органов за счет образования новых Общественных Советов и конкретизации деятельности уже образованных ранее.
7. Активизировать участие органов власти и общественных объединений в правовом просвещении граждан за счет размещения социального заказа на конкурсной основе.
8. Создать необходимые условия для дальнейшего развития института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и эффективной его деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.