Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека
с правоохранительными органами
Деятельность Уполномоченного по правам человека во многом связана с правоохранительными органами. Только за 2010 год из числа обращений заявителей, поступивших к Уполномоченному по правам человека, их касается третья часть. Зарегистрированные письменные обращения составили 30,7% и вышли на первое место, обогнав обращения, поданные в отношении судебной системы и даже социальных проблем.
Традиционно, к правоохранительным органам в Докладе относятся: прокуратура, органы внутренних дел, федеральная служба исполнения наказания, федеральная миграционная служба, федеральная служба судебных приставов, министерство юстиции. В обиходе их также называют силовыми органами или силовым блоком.
Уполномоченный по правам человека прилагал максимум усилий для организации взаимодействия с указанными структурами, следуя неизменно своему принципу, что только личное участие в их делах и мероприятиях укрепляет сотрудничество и выводит его на более высокий уровень, а это является вкладом в изменение ситуации к лучшему.
Необходимость тесного взаимодействия с органами силового блока продиктовано еще и тем, что правоотношения Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с ними не урегулированы законодательно в полном объеме, имеются многочисленные пробелы, которые заполняются совместными соглашениями, ведомственными приказами и распоряжениями. В этой ситуации не последнюю роль играют и личностные отношения Уполномоченного по правам человека с руководителями подразделений этих органов на местах.
Уровень взаимодействия напрямую связан с возможностью Уполномоченного по правам человека оказывать содействие заявителям в защите их прав, где в качестве нарушителей указываются именно федеральные правоохранительные структуры.
Количественные показатели поступления жалоб к Уполномоченному по правам человека о нарушении прав человека этими ведомствами, суммарно, из года в год остаются довольно высокими и достигают трети от всего объема зарегистрированных жалоб ( в 2009 г. - 38,7%, в 2008 г. - 29,3%, в 2007 г. - 32,0%).
Есть и объективная причина столь высокого количества жалоб. Это довольно большое количество обращений, которые поступают от лиц, находящихся в трех следственных изоляторах и отбывающих наказание в 14 исправительных колониях УФСИН России по Краснодарскому краю. Спектр таких обращений весьма разнообразен, начиная от просьб и бытовых вопросов, до жалоб на приговоры, проблемы паспортизации, условия содержания и другие.
К сожалению, среди жалоб на правоохранительные органы есть большое количество и таких, которые связаны исключительно с работой органов милиции, где зачастую первопричиной является действие сотрудника милиции. Как правило, в подобных жалобах заявителями указывается о нарушении сотрудниками милиции действующего процессуального законодательства, должностных инструкций, коррупции, низкой профессиональной и культурной подготовке и прочее.
Проблема, с которой столкнулся Уполномоченный по правам человека при рассмотрении жалоб на действия сотрудников милиции, состоит, в том числе, и в бюрократических проволочках со стороны отдельных должностных лиц. Неоднократно приходилось напоминать о сроках рассмотрения обращения, а то и вовсе разыскивать запросы и жаловаться не бездействие подчиненных, обращаясь к вышестоящему начальнику. Создалось мнение, что разросшийся многофункциональный "организм-монстр" плохо справляется с внутренним контролем прохождения указаний и координацией действий своих собственных подразделений, не говоря уже о контроле принимаемых решений должностными лицами и, тем более, сотрудниками. В такой ситуации руководство ГУВД зачастую становилось заложником не только субъективных, но и объективных факторов, что не могло ни сказаться на качестве выполнения функций по обеспечению безопасности граждан и правопорядка. Их воздействие проявилось в известных событиях в одном из районов края, что потребовало вмешательства федеральных органов власти и руководителей ведомств. Общими усилиями обстановку удалось вернуть в контролируемое русло. Вместе с тем, очевидно, что проблема находится гораздо глубже. Она заключается в том, что существенные недочеты в работе правоохранительных органов вероятны и в других муниципальных образованиях края.
Безусловно, ГУВД края является основным подразделением МВД России в Краснодарском крае. Вместе с тем, после проведенной в 2010 году реорганизации ряда управлений на транспорте, в Краснодаре образовано Управление на транспорте по Южному Федеральному округу, а его структуры располагаются, в том числе, и на территории Краснодарского края.
Учитывая специфику деятельности Уполномоченного по правам человека и его компетенцию, наиболее часто в прошедшем году он взаимодействовал с подразделениями, осуществляющими задержание граждан, доставление в дежурные части, помещение и содержание в специальных учреждениях системы МВД РФ.
Вопросы соблюдения прав граждан при осуществлении данных действий находятся под особым контролем Уполномоченного по правам человека. К сожалению, дела здесь обстоят не лучшим образом. Имеются случаи нарушения прав человека, что будет отражено в последующем разделе Доклада.
С целью устранения нарушений, по инициативе Уполномоченного по правам человека в ГУВД по Краснодарскому краю в марте 2010 года состоялось совещание с участием руководства и должностных лиц штаба и милиции общественной безопасности, представителей общественности. Его участники обсудили порядок осуществления общественного контроля мест содержания доставленных лиц в дежурные части, задержанных, арестованных в административном порядке и подозреваемых в совершении преступлений в специальных учреждениях ГУВД края.
Ежеквартально при начальнике отдела организации деятельности специальных учреждений милиции и конвоирования (ОДСУМК) проводятся семинары-совещания с начальниками спецучреждений милиции УВД-ОВД края, в работе которых на постоянной основе участвует Уполномоченного# по правам человека. В повестку рассматриваемых тем включаются также вопросы соблюдения прав человека в местах принудительного содержания.
Совместно с руководством ГУВД 29.06.2010 г. Уполномоченный по правам человека принял участие в видеоконференции заседания правительственной комиссии, на которой рассматривались вопросы по противодействию незаконного производства и оборота алкоголя, хода реализации региональных программ по профилактике правонарушений, а также исполнения положений законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление общественного контроля мест принудительного содержания.
Кроме указанных направлений, взаимодействие также осуществлялось через участие Уполномоченного по правам человека и сотрудников его Аппарата в деятельности Общественного Совета при ГУВД, Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) и других общественных объединений.
Состояние и уровень взаимодействия Уполномоченного по правам человека с ГУВД края можно оценить как удовлетворительные.
Вместе с тем имеющийся потенциал пока используется не в полной мере. Например, в отличие от других правоохранительных органов, с участием Уполномоченного по правам человека не проводятся итоговые и другие коллегии, на которых рассматривались бы вопросы состояния прав человека в деятельности ГУВД. Тем самым не используется дополнительный информационный и контрольный ресурс специализированного государственного органа.
Мало проводилось мероприятий регионального уровня в форме правового просвещения, учебы сотрудников, совместных круглых столов, конференций и других.
В 2010 году Уполномоченный по правам человека продолжил практику взаимодействия с Управлением Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю (УФСИН). Установленные законодательно правоотношения позволяют осуществлять деятельность по защите прав лиц, отбывающих наказание в большем объеме, чем это возможно в других силовых ведомствах.
В ряде федеральных законов содержатся нормы, предоставляющие региональному Уполномоченному по правам человека право на посещение исправительных учреждений и следственных изоляторов в силу своих должностных обязанностей. Лицам, находящимся в учреждениях ФСИН РФ, предоставлено право ведения переписки с Уполномоченным по правам человека без осуществления цензуры со стороны руководства этих учреждений.
Кроме того, между Уполномоченным по правам человека и УФСИН по Краснодарскому краю подписано и действует Соглашение о взаимодействии, что позволяет оперативно рассматривать жалобы, получать необходимую информацию по запросам, реагировать на события и факты, касающиеся нарушений прав осужденных.
В то же время, как известно, полномочия порождают и обязанности. Уполномоченного по правам человека уже многие государственные органы и граждане видят в качестве одного из звеньев общей системы контроля соблюдения прав подследственных и осужденных, что создает дополнительную нагрузку на сотрудников Аппарата. В качестве примера можно привести регулярные запросы информации о состоянии прав человека в уголовно-исполнительной системе (УИС) края по многим позициям органами Министерства юстиции Российской Федерации в ЮФО.
Обращающиеся органы и лица не берут в расчет, что Уполномоченный по правам человека не имеет дополнительного ресурса для осуществления системного контроля УИС, а кроме того, есть определенные ограничения, установленные уголовно-процессуальным законодательством.
Формы взаимодействия с УФСИН отличаются своим разнообразием. Это регулярное участие в мероприятиях, проводимых УФСИН: коллегиях, видеоконференциях, конференциях, семинарах, круглых столах, заседаниях Общественного Совета и других. Практикуются совместные выезды в исправительные колонии, проверка фактов о нарушениях прав человека, рабочие встречи, обмен информацией, обсуждение характерных ситуаций, составление планов на перспективу и другое.
Поддерживаются личностные отношения с руководством УФСИН, что дает возможность на неформальной основе осуществлять обмен мнениями по различным вопросам компетенции.
В целом, уровень взаимодействия Уполномоченного по правам человека с УФСИН по Краснодарскому краю можно охарактеризовать как вполне приемлемый и адекватный для решения стоящих задач по защите прав и свобод человека и гражданина.
Продолжают успешно развиваться отношения Уполномоченного по правам человека и Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю (УФССП). Их формами являются служебные контакты, рабочие встречи, совместное участие в Координационном Совете при Управлении Министерства юстиции по Краснодарскому краю, членство представителя Уполномоченного по правам человека в Общественном Совете при УФССП и другие мероприятия. Так, например, 22.07.2010 г. состоялась совместная пресс-конференция, посвященная соблюдению прав человека в ходе исполнения судебных и иных решений по взысканию долгов. Прессе были представлены статистические данные, приведены примеры, даны комментарии и ответы на поступившие вопросы. По итоги пресс-конференции вышли публикации в краевой прессе, показаны сюжеты по телевидению, материалы также были размещены в Интернет.
Прошедший год отмечен хорошим уровнем взаимодействия Уполномоченного по правам человека и Управлением Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю (УФМС). В основном оно сводилось к участию в мероприятиях, проводимых УФМС, заседаниях Общественного Совета, переписке в ходе разрешения обращений заявителей.
Деятельность УФМС в прошедшем году, несмотря на неоднозначность миграционной политики и несовершенства законодательства, носила в целом положительный характер. Этому способствовала принципиальная позиция руководства УФМС, направленная на максимальную открытость и стремление решать возникающие проблемы с учетом индивидуального подхода к заявителю.
Для этой цели создан и успешно функционирует сайт в Интернете, который оперативно пополняется необходимой информацией для граждан. Проводятся пресс-конференции, материалы размещаются в СМИ, работает Общественный Совет. Руководители УФМС и подразделений в районах ведут регулярный прием обратившихся лиц, что обеспечивает свободный доступ жителей края к информации и позволяет решать возникающие проблемы.
Впервые за долгие годы УФМС совместно с УФСИН сделаны серьезные подвижки в решении проблемы паспортизации лиц, отбывающих наказание на территории края.
Основной формой сотрудничества с прокуратурой Краснодарского края и военной прокуратурой является, как и в прошлые годы, официальная переписка по фактам, касающимся прав человека, в рамках выполняемых Уполномоченным по правам человека функций. Конечно, такой уровень взаимодействия не является достаточным для решения стоящих задач перед названными государственными органами и не отражает их усилия по обеспечению государственных гарантий прав человека и осуществления практической их защиты.
Необходимо отметить, что взаимодействие с правоохранительными органами получило новый импульс в рамках деятельности образованного в апреле 2010 г. Общественного Совета при Следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю. Уполномоченный по правам человека поддержал идею образования очередного Общественного Совета при правоохранительном органе, а также его цели и задачи. Он дал согласие участвовать в его работе и возглавил Рабочую группу по защите прав человека.
Своим участием Уполномоченный по правам человека подтвердил необходимость тесного и плодотворного сотрудничество в деле обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина, а также их защиты от различных посягательств.
Важную роль в организации взаимодействия с правоохранительными органами играл Координационный Совет Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю, состав которого представлен первыми лицами силовых структур, входящие в Министерство юстиции России.
В его работе принимают участие также руководители некоторых других государственных структур. Уполномоченный по правам человека участвовал в заседаниях Координационного Совет в качестве его постоянного члена.
Координационный Совет является площадкой для обмена мнениями по проблемам прав человека и принятия согласованных совместных действий для улучшения ситуации на данном направлении.
Развивается взаимодействие Уполномоченного по правам человека с Управлением Министерства России по Краснодарскому краю и в рамках подписанного ранее двухстороннего соглашения. Прежде всего, в форме обмена информацией, а также совместного проведения мероприятий. Так, например, 11 марта 2010 г. прошел семинар-совещание с участием руководителей правозащитных некоммерческих организаций, на котором были разъяснены положения нормативно-правовых актов в связи с упрощением процедуры отчетности.
Резюмируя изложенное выше, следует особо отметить, что институт Уполномоченного по правам человека в крае довольно тесно и плодотворно взаимодействовал в прошедшем 2010 году с правоохранительными и правоприменительными органами, действующими в крае. Её необходимость подтверждалась изменениями в действующем законодательстве, а также практической деятельностью и приложением совместных усилий по предотвращению фактов нарушений прав человека, создания условий их беспрепятственной реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.