Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
приказом департамента образования
и науки Краснодарского края
от 16 сентября 2011 г. N 4935
Положение о региональной системе оценки качества образования
Краснодарского края
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61, и определяет цели, задачи, принципы и порядок функционирования системы оценки качества образования в Краснодарском крае.
1.2. В положении используются следующие понятия:
Индивидуальные достижения обучающегося - это совокупность образовательных достижений, позволяющих обучающемуся (учащемуся, студенту, воспитаннику) успешно социализироваться в обществе и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах жизнедеятельности.
Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.
Оценка качества образования - это установление соответствия нормативным требованиям условий осуществления и организации образовательного процесса, а также индивидуальных достижений обучающихся.
Система оценки качества образования - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образования нормативным (эталонным) требованиям.
Экспертиза - определение значений показателей качества образования, осуществляемое на основании решений, принимаемых экспертами.
2. Цели и задачи РСОКО
2.1. Основными целями РСОКО являются:
- удовлетворение информационных потребностей в сфере образования различных групп населения, социальных и экономических структур (потребителей образовательных услуг);
- обеспечение единого образовательного пространства;
- обеспечение управленческих структур объективной информацией для принятия обоснованных решений, направленных на повышение качества образования и развитие краевой системы образования.
2.2. Основными задачами РСОКО являются:
- создание механизма формирования нормативных требований к качеству образования с учетом запросов потребителей образовательных услуг;
- формирование комплекса измерителей, позволяющего получить достоверную информацию о качестве образования;
- обеспечение объективной оценки качества дошкольного, общего образования, начального и среднего профессионального образования;
- проведение мониторинговых исследований качества образования на различных ступенях обучения;
- обеспечение потребителей образовательных услуг информацией о качестве образования (продукт РСОКО).
3. Основные принципы функционирования РСОКО
Основными принципами функционирования РСОКО являются:
- объективность оценки качества образования;
- реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;
- возрастно-психологическая адекватность оценочных процедур и показателей качества;
- учет этнокультурных особенностей края;
- открытость и прозрачность процедур оценки качества образования;
- открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования;
- гласность при обсуждении процедур, технологий и результатов оценки качества образования;
- соблюдение традиций и преемственности в образовательной политике российской системы образования.
4. Объекты РСОКО
4.1. Объектами РСОКО являются системы образования регионального и муниципального уровней и их элементы:
- органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
- образовательные организации (учреждения), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов;
- образовательные программы, определяющие содержание образования различного уровня и направленности;
- индивидуальные достижения обучающихся на различных этапах обучения.
4.2. Объектами РСОКО не могут быть образовательные системы, образовательные учреждения, образовательные программы и индивидуальные достижения обучающихся, на которые распространяются полномочия федеральных органов государственной власти в соответствии действующим законодательством.
5. Показатели качества образования и критерии их оценки
5.1. Оценку качества образования устанавливают при сравнении фактических и эталонных значений показателей качества образования.
5.2. Перечень и эталонные значения показателей качества при государственной оценке качества образования устанавливают действующие федеральные и краевые нормативные документы. При отсутствии эталонных значений показателей качества устанавливают их средние значения или определяют на основе требований заказчика или требований, планируемых оцениваемым образовательным учреждением.
5.3. Фактические значения показателей качества образования устанавливают при анализе соответствующих документов и результатов экзаменационных, контрольных, диагностических работ, а также специальных обследований.
5.4. При оценке качества образования в образовательном учреждении или образовательной системе выявляют соответствие установленным требованиям следующих показателей качества:
- условий осуществления образовательного процесса;
- образовательной программы;
- организации образовательного процесса;
- индивидуальных достижений обучающихся.
5.5. Показатель качества условий осуществления образовательного процесса включает в себя показатели качества, установленные строительными, санитарными и другими нормами и правилами.
Фактические показатели качества устанавливаются при лицензировании образовательной деятельности учреждений и аттестации педагогических работников.
5.6. Показатель качества образовательной программы включает в себя показатели качества, установленные государственными образовательными стандартами.
Фактические значения показателей качества устанавливаются при государственной аккредитации образовательных учреждений и осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.
5.7. Показатель качества организации образовательного процесса включает в себя показатели качества реализации образовательной программы (учебный план, расписание учебных занятий, планирование учебного материала и полнота его выполнения).
Фактические значения показателей качества устанавливаются при государственной аккредитации образовательных учреждений и осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.
5.8. Показатель качества индивидуальных достижений обучающихся включает в себя, в зависимости от уровня реализуемой образовательной программы, следующие показатели:
- готовность к обучению на каждой ступени;
- образовательные достижения;
- профессиональные знания, умения и навыки;
- профессиональные компетентности.
Фактические значения показателей качества устанавливают на основе анализа официальных документов, подтверждающих индивидуальные достижения обучающихся по результатам участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д., а также результатов выполнения:
- диагностических работ при проведении мониторинговых обследований;
- контрольных работ при проведении контроля качества образовательной деятельности образовательных учреждений;
- экзаменационных работ в период государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и государственной аккредитации образовательных учреждений;
- квалификационных испытаний выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
6. Основные элементы РСОКО
6.1. РСОКО включает в себя следующие основные элементы:
- нормативно-правовое обеспечение;
- сеть органов и служб;
- кадровое обеспечение;
- технологию и процедуру;
- информационное обеспечение;
- обеспечение заказа на продукт.
6.2. Нормативно-правовое обеспечение РСОКО представляет собой единый для всего края комплекс нормативных документов, регламентирующих нормы и правила функционирования РСОКО и обеспечивающих взаимосвязь между всеми ее элементами. Нормативно-правовая база устанавливает:
- разграничение полномочий между региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательных учреждений в вопросах оценки качества образования;
- статус и полномочия организаций, осуществляющих оценку качества образования;
- порядок оценки качества образования (процедуру и технологию);
- порядок сбора, обработки, систематизации, хранения и публикации данных о качестве образования;
- порядок разработки, апробации и сертификации измерительных материалов;
- порядок информирования потребителей образовательных услуг о состоянии качества образования разных уровней.
6.3. Сеть органов и служб РСОКО включает:
6.3.1. Департамент образования и науки Краснодарского края (далее - Департамент), который организует, координирует и контролирует работу по функционированию РСОКО.
6.3.2. Государственное казённое учреждение Краснодарского края Центр оценки качества образования, осуществляющий организационно-технологическое и научно-методическое сопровождение функционирования РСОКО (далее - ЦОКО).
6.3.3. Организации, осуществляющие разработку, апробацию и сертификацию измерительных материалов для оценки качества образования.
6.3.4. Организации, осуществляющие подготовку экспертов по оценке качества образования и повышение их квалификации по программам дополнительного профессионального педагогического образования.
6.3.5. Муниципальные учреждения, осуществляющие информационно-методическое, техническое сопровождение оценки качества образования, а также организацию диагностических и мониторинговых обследований образовательных учреждений на муниципальном уровне, анализ полученных результатов.
6.3.6. Временные организационные структуры (рабочие группы, комиссии и т.п.), которые создаются для оперативного решения задач, связанных с оценкой качества образования.
Для обеспечения гласности и прозрачности процедур оценивания, выявления соответствия качества образования требованиям образовательных стандартов привлекаются представители общественности, профессиональных сообществ, работодателей и др.
6.4. Кадровое обеспечение РСОКО и повышение квалификации экспертов по оценке качества образования осуществляется аккредитованными образовательными учреждениями, реализующими программы дополнительного профессионального педагогического образования.
6.5. Технология и процедура РСОКО регламентируются федеральными и краевыми нормативными и инструктивными документами по проведению:
- лицензирования образовательной деятельности;
- государственной аккредитации образовательных учреждений;
- аттестации педагогических работников;
- контроля качества образовательной деятельности в образовательных учреждениях;
- мониторинговых (диагностических) исследований;
- государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений;
- итоговой государственной аттестации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
- оценки качества функционирования образовательных систем.
При проведении государственной оценки качества образования требования к технологии и процедуре устанавливаются Департаментом, при проведении мониторинговой оценки качества образования (по заказу потребителей образовательных услуг) могут также определяться заказчиком.
6.6. Информационное обеспечение РСОКО ведется на основе информационно-сервисного комплекса, который осуществляет информационную поддержку оценочных процедур, аккумулирует информацию о качестве образования, обрабатывает, систематизирует и доводит ее через средства массовой информации и информационные порталы в сети Интернет до сведения потребителей образовательных услуг, органов управления образованием, работодателей и общественности.
Организационно-технологическое и методическое сопровождение функционирования информационно-сервисного комплекса осуществляет Департамент и ЦОКО.
Основными источниками информационного обеспечения РСОКО являются:
- результаты лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений;
- результаты аттестации педагогических работников образовательных учреждений;
- результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений;
- результаты мониторинга качества индивидуальных достижений обучающихся;
- результаты текущего контроля образовательных учреждений;
- результаты внешнего образовательного аудита;
- результаты социологических исследований в системе образования;
- результаты проверок соблюдения законодательства в сфере образования;
- данные государственной образовательной статистики, собираемые органами управления образованием и другими ведомствами;
- результаты специальных обследований;
- результаты федеральных мониторинговых исследований качества образования;
- результаты международных исследований качества образования: PISA, PIRLS, TIMSS и др.
Организации и учреждения предоставляют необходимую информацию по запросу Департамента.
6.7. Обеспечение заказа на продукт РСОКО осуществляется путем взаимодействия заказчиков (потребителей образовательных услуг) и исполнителей заказа при содействии координирующих органов.
Координирующими органами являются Департамент, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения.
При координирующем органе создается структура (оператор), которая осуществляет сбор, учет, анализ заказов и представляет их в координирующий орган для определения возможности исполнения и дальнейшего продвижения на рынке услуг по оценке качества образования.
При заключении договора на оказание услуг по оценке качества образования заказчик составляет техническое задание на виды работ, а также при необходимости обеспечивает исполнителя необходимыми нормативными, инструктивными, методическими, а также измерительными материалами.
После исполнения заказа исполнитель передает полученные результаты (аналитический отчет, заключение, прогноз, справку и пр.) заказчику, а также с согласия последнего организации, осуществляющей информационное обеспечение РСОКО, для публичного представления информации потребителям образовательных услуг.
7. Финансирование и материально-техническое обеспечение РСОКО
Финансирование и материально-техническое обеспечение РСОКО осуществляется за счет средств федерального, краевого и муниципальных бюджетов в пределах утвержденной сметы затрат, за счет средств федеральных и краевых целевых программ, выделяемых на цели, связанные с оценкой качества образования, а также за счет средств заинтересованных потребителей образовательных услуг.
8. Заключительные положения
РСОКО представляет собой часть инфраструктуры общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) и соблюдает единство подходов к проведению оценки качества образования на территории Российской Федерации.
РСОКО содержит вариативную составляющую, связанную со спецификой краевой образовательной политики и включающую в себя показатели качества образования, отсутствующие в инвариантном компоненте.
Руководитель ГКУ КК ЦОКО |
Р.А. Гардымова |
<< Назад |
||
Содержание Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 16 сентября 2011 г. N 4935 "Об утверждении Положения о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.