Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и цель Программы
Культурное наследие - это духовный, культурный, экономический и социальный капитал невосполнимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру и является одним из главных оснований любой нации для самоуважения.
Материальные памятники истории и культуры, в которых воплощено общее прошлое народов Российской Федерации, являются одной из основ укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения ее государственной целостности, преодоления изоляционистских и сепаратистских тенденций. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 N 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10.01.2000 N 24), определено, что обеспечение национальной безопасности включает в себя, в том числе, и сохранение культурного достояния всех народов России.
Согласно преамбуле и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" - государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Культурное наследие Краснодарского края богато и разнообразно. В крае на государственной охране и учете состоит 16830 памятников истории и культуры, при этом 12690 представляют собой объекты археологического наследия. Из общего количества памятников истории и культуры края 211 объектам культурного наследия присвоена федеральная категория историко-культурного значения, 8433 - региональная категория, 8186 - это выявленные объекты культурного наследия, которые должны быть поставлены на государственную охрану в соответствии с требованиями действующего законодательства об объектах культурного наследия.
За 2009 - 2011 годы учетная документация для формирования единого государственного реестра объектов культурного наследия разработана на 1398 объектов культурного наследия.
В Краснодарском крае города Краснодар, Ейск, Анапа, Армавир, Сочи и станица Тамань в соответствии с постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.02.1990 N 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28.02.1990 N 3 и президиума Центрального совета ВООПИК от 16.02.1990 N 12 имеют статус исторических населенных мест России.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на схемах территориального планирования и генеральных планах поселений и городских округов должны быть обозначены земельные участки, занятые объектами культурного наследия, и границы зон охраны этих объектов. На сегодняшний день лишь по двум историческим поселениям края утверждены опорные планы с проектами зон охраны объектов культурного наследия. По городу Краснодару утверждение генерального плана, содержащего в своем составе опорный план, находится в стадии завершения. Однако даже имеющаяся документация является далеко не полной - участки, занятые объектами археологического наследия, и зоны их охраны отражены на схемах и планах лишь частично.
Значительное количество объектов культурного наследия имеют такое техническое состояние, которое создает серьезную угрозу их утраты как исторического и культурного наследия и требует принятия незамедлительных мер по сохранению.
Причинами возникновения данной проблемы являются: разрушительное воздействие временных и природных факторов; прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности; ненадлежащее содержание собственниками (пользователями) памятников истории и культуры, в том числе снижение качества и объема работ по поддержанию их в удовлетворительном состоянии (ремонт, реставрация, консервация и т.д.); несоответствие условий содержания и использования объектов культурного наследия современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям; изменение форм собственности.
Благодаря бюджетному финансированию в условиях непростой экономической ситуации последних десятилетий, сохранен интерес к памятникам истории и культуры и частично приостановлено их разрушение.
К числу первоочередных мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия относятся государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, формирование и ведение реестра; разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, которые устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории. Проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зону охраняемого природного ландшафта и подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Ни по одному объекту культурного наследия Краснодарского края не завершена процедура установления границ территории памятника и зон охраны.
Основной целью Программы является решение вопросов в сфере сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - основы культурного потенциала, самобытности и самоидентификации Краснодарского края как самостоятельного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 16 апреля 2008 года N 259-р "Об утверждении системы стратегических целей Краснодарского края и показателей их достижения" реализация Программы в целом будет способствовать сохранности объектов культурного наследия в целях использования для духовно-нравственного и культурного развития граждан Кубани, сохранения культурно-исторического своеобразия края и создания условий для развития туризма и культуры, улучшения среды проживания.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2014 г. N 328 названное распоряжение признано утратившим силу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.