Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 16 мая 2014 г. N 114/1346-5 в наименование настоящего приложения внесены изменения
Приложение N 1
Разъяснения
по некоторым вопросам организации проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва
(утв. постановлением избирательнойкомиссии Краснодарского края от 20 июля 2012 г. N 49/493-5)
16 мая 2014 г., 8 июля 2016 г.
Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 16 мая 2014 г. N 114/1346-5 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Организация работы окружной избирательной комиссии по приему
и проверке подписных листов
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" (далее - Закон Краснодарского края) соответствующая окружная избирательная комиссия (далее - ОИК) проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
Для реализации положений части 2 статьи 28 Закона Краснодарского края целесообразно образовать рабочую группу по приему и проверке подписных листов, представляемых кандидатами для регистрации.
В задачи рабочей группы может входить:
прием подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов, и иных связанных с ними документов;
проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей;
подготовка протоколов об итогах проверки подписных листов и итоговых протоколов проверки подписных листов;
хранение подписных листов и иных связанных с ними документов, представленных кандидатами, а также документов, подготовленных в ходе приема и проверки подписных листов;
взаимодействие с кандидатами, правоохранительными органами, иными государственными органами и организациями, осуществляющими учет населения по вопросам приема и проверки подписных листов;
подготовка материалов, необходимых в случае обжалования в вышестоящих избирательных комиссиях либо суде решений о регистрации либо об отказе в регистрации кандидатов.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), части 4 статьи 28 Закона Краснодарского края к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Таким образом, к проверке подписных листов целесообразно привлекать:
экспертов-почерковедов из территориальных органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов Министерства юстиции Российской Федерации;
сотрудников территориальных органов Федеральной миграционной службы;
при необходимости, сотрудников иных государственных органов (органов, осуществляющих воинский учет, и т.д.).
Официальная письменная информация либо официальные справки за подписью уполномоченных лиц указанных органов (их подразделений) и организаций могут служить основанием для признания ОИК содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей недостоверными и (или) недействительными. Письменные заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей, могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменном виде в выбраковочных ведомостях проверки подписных листов или в ином документе.
Документы, подготовленные в Рабочей группе, включая запросы, формы, уведомления и справки, подписываются руководителем Рабочей группы, назначаемым из членов ОИК с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона, частью 7 статьи 28 Закона Краснодарского края при проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, выдвинутый по соответствующему избирательному округу и представивший установленное количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей.
Их информирование о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграмма) либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений.
Пунктом 3.1 статьи 38 Федерального закона, частью 4 статьи 28 Закона Краснодарского края предусмотрено использование Регистра избирателей, участников референдума (далее - Регистр) для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.
В случае выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных о гражданине, в соответствующий территориальный орган ФМС России следует направлять запрос по форме, установленной приложением к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 27 декабря 2010 года (приложение 3), либо (по согласованию с территориальным органом ФМС России) в форме письма с указанием номеров папки, листа, подписи и приложением соответствующих копий подписных листов. При этом, направление в территориальный орган ФМС России сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра недопустимо.
2. Порядок приема подписных листов и иных связанных
с ними документов
В соответствии с пунктом 16 статьи 37 Федерального закона, частью 1 статьи 27 Закона Краснодарского края в случае если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с другими документами в ОИК представляются:
подписные листы с подписями избирателей в количестве, установленном решением ОИК. Подписные листы должны быть пронумерованы и сброшюрованы в папки;
протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде;
список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 11.1 статьи 26 Закона Краснодарского края, с нотариально удостоверенными сведениями о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписями этих лиц. Список представляется в ОИК на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией Краснодарского края;
заверенная кандидатом светокопия документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов.
Документы считаются представленными в установленный законом срок, если кандидат (доверенное лицо) внесли оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона, Закона Краснодарского края документы, в том числе все подписные листы, в помещение ОИК до истечения установленного срока. При этом ОИК, принимающая документы, должна обеспечить беспрепятственный проход лиц, представляющих документы, в соответствующее помещение.
Данные документы регистрируются в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству для регистрации входящих документов.
При приеме документов проверяются наличие документов, необходимых для регистрации кандидата, а также их соответствие утвержденной форме либо присутствие в них всех необходимых данных. В отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, при этом проверяется правильность нумерации подписных листов.
В случае выявления нарушения нумерации подписных листов в нее могут вноситься изменения кандидатом (доверенным лицом).
При проверке соответствия количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству используется второй экземпляр протокола об итогах сбора подписей, на котором делаются пометки в случае несовпадения количества представленных подписей их заявленному количеству.
В случае выявления нарушений нумерации подписных листов они устраняются кандидатами (доверенными лицами) в следующем порядке: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3); при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11,10-11-12).
После завершения данной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью ОИК.
При приеме списка лиц, осуществлявших сбор подписей, также проверяется нумерация листов и записей.
Протокол об итогах сбора подписей регистрируется в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству для регистрации входящих документов.
Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно равняться числу представленных папок с подписными листами. В графе 4 протокола об итогах сбора подписей должно быть указано количество подписей избирателей, собранное в поддержку выдвижения кандидата без учета исключенных подписей. В графе 5 протокола об итогах сбора подписей должно быть указано количество исключенных (вычеркнутых) подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Подписные листы, список лиц, осуществлявших сбор подписей, и светокопия документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов, регистрируются как приложение к протоколу об итогах сбора подписей.
В части оформления папок с подписными листами рекомендуется:
на лицевой стороне обложки каждой папки указывать фамилию, имя, отчество кандидата, наименование и номер одномандатного избирательного округа, номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей;
нумерацию подписных листов делать сквозной в пределах каждой папки;
подшивки подписных листов помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные;
концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись кандидата (его доверенного лица).
3. Уточнение протокола об итогах сбора подписей
В случае если по результатам проверки соответствия количества подписных листов либо подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то составляется новый протокол, в который вносятся соответствующие изменения, после чего протокол подписывается кандидатом (его доверенным лицом).
Уточненный протокол регистрируется как приложение к ранее представленному протоколу об итогах сбора подписей.
Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 16 мая 2014 г. N 114/1346-5 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Порядок проверки подписных листов
Проверке подлежат все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона, части 15 статьи 28 Закона Краснодарского края после представления подписных листов в ОИК внесение в них каких-либо изменений не допускается.
Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист.
Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений.
По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Основания для признания подписи недостоверной или недействительной установлены пунктами 6.3 и 6.4 статьи 38 Федерального закона, частями 11 и 12 статьи 28 Закона Краснодарского края.
Подпись может быть признана проверяющим недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.
Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Условно экспертов можно разделить на две группы: Эксперты-почерковеды и иные эксперты.
Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов. Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.
Иные эксперты при проверке подписных листов используют специальные знания и сведения, имеющиеся в информационных базах данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
При обнаружении специалистами Минобороны России в персональных данных военнослужащих, а также в сведениях, касающихся мест дислокации воинских частей и иных воинских формирований, содержащихся в подписных листах, несоответствия или неточностей в органы военного управления направляется письменный запрос. Только после получения официального ответа принимается решение о признании действительными (или недействительными) внесенных в подписной лист данных.
При обнаружении специалистами ФМС России в подписных листах сведений об избирателях, которые вызывают сомнения (например, в сведениях содержатся данные недействительного паспорта), эти сведения первоначально проверяются с использованием Регистра.
Также с использованием Регистра проверяются сведения об избирателях, отобранные проверяющими.
Если территория одномандатного избирательного округа включает в себя территории нескольких муниципальных образований, либо части территорий муниципальных образований, проверка сведений об избирателях осуществляется рабочей группой с использованием КСА ГАС "Выборы" нижестоящих территориальных избирательных комиссий, действующих на соответствующих территориях. В данном случае в состав рабочей группы целесообразно включать членов соответствующей территориальной избирательной комиссии или системного администратора КСА ГАС "Выборы". Для проверки сведений об избирателях, лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, зарегистрированных на территории действия нижестоящих территориальных избирательных комиссий, членам рабочей группы передаются копии подписных листов.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России в порядке, установленном разделом 1 настоящих Разъяснений.
На основании справки, иной письменной информации (официального ответа на запрос избирательной комиссии), подписанной уполномоченным лицом подразделения ФМС России, подтверждающей недействительность данных, указанных в подписном листе, подпись признается недействительной. Указанный документ может содержать информацию только по установленным подразделением ФМС России расхождениям данных в отношении конкретных избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей, указавших в проверяемых подписных листах не соответствующие действительности сведения.
Вместе с тем если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения.
5. Основания признания подписей недостоверными
и (или) недействительными
Согласно пункту 6.3 статьи 38 Федерального закона, части 11 статьи 28 Закона Краснодарского края недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Поскольку в соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона, частью 13 статьи 26 Закона Краснодарского края избиратель ставит в подписном листе свою подпись собственноручно, то подпись избирателя в подписном листе может быть признана недостоверной только в случае, если она выполнена от имени избирателя другим лицом. Для признания подписи недостоверной обязательно заключение эксперта-почерковеда.
Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе может признаваться только недействительной.
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона, части 12 статьи 28 Закона Краснодарского края недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Основания для признания подписей недействительными установлены Федеральным законом, Законом Краснодарского края:
1) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов. Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона подписи избирателей могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанной даты внесения подписи избирателем;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом. Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.
Согласно статье 4 Федерального закона к таким гражданам относятся лица, которые достигнут на день голосования возраста 18 лет, место жительства которых находится в пределах территории соответствующего избирательного округа. При этом необходимо учитывать, что законом активное избирательное право может быть предоставлено лицам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанных в подписном листе сведений (года либо даты рождения, адреса места жительства);
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки, иной письменной информации (официального ответа на запрос избирательной комиссии) органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей;
4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Законом Краснодарского края, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист. Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный на соответствующей странице паспорта гражданина Российской Федерации или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Необходимо иметь в виду, что в паспорте может быть не указано отчество избирателя. В этом случае подпись не может быть признана недействительной.
Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом необходимо иметь в виду, что в паспорте гражданина Российской Федерации может быть указан адрес места жительства без некоторых сведений, например, наименования субъекта Российской Федерации, района, однако указанный в подписном листе адрес должен содержать полный набор сведений. Вместе с тем при фактическом отсутствии в адресе места жительства гражданина наименования улицы, номера дома, квартиры, и т.д. данные сведения в подписном листе не указываются.
Соответствующая подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно (при достаточности данных в подписном листе для принятия такого решения) либо на основании официальной справки, иной письменной информации (официального ответа на запрос избирательной комиссии) уполномоченного органа;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом. Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона данные вносятся в подписной лист рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. В случае если данные внесены в подписной лист путем копирования рукописных записей с помощью технических средств, то подписи признаются недействительными при наличии заключения эксперта-почерковеда;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Это основание используется, как правило, в случаях, когда экспертом-почерковедом выявляются в проверяемой папке (нескольких папках) даты внесения подписи избирателя, выполненные одним лицом (так называемые цепочки).
Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, то соответственно и дата внесения подписи избирателя может быть выполнена одним лицом только один раз. В этой связи в случае выявления цепочки недействительными признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за исключением одной;
Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 16 мая 2014 г. N 114/1346-5 в пункт 7 настоящего приложения внесены изменения
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей. Не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений. Также согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
В случае если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. Вместе с тем к определению наличия исправления, особенно в дате внесения подписи, целесообразно привлекать эксперта-почерковеда, в этом случае подпись признается недействительной на основании его заключения;
Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 16 мая 2014 г. N 114/1346-5 в пункт 8 настоящего приложения внесены изменения
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и (или) кандидата), либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом. Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными при отсутствии соответствующих подписей - проверяющим самостоятельно, при их недостоверности - на основании заключения эксперта-почерковеда;
Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 16 мая 2014 г. N 114/1346-5 в пункт 9 настоящего приложения внесены изменения
9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 5 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Федерального закона, частью 5 статьи 26 Закона Краснодарского края, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона, частью 3 статьи 26 Закона Краснодарского края. Федеральным законом установлена единая форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, установлен единый порядок заполнения и заверения подписных листов.
Проверяющим самостоятельно признаются недействительными все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением установленной формы, в том числе требований о внесении сведений о кандидате;
10) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 9 статьи 26 Закона Краснодарского края. Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона в указанных местах и с участием указанных органов сбор подписей не допускается.
Соответствующая подпись признается проверяющим недействительной на основании официальных документов соответствующих органов;
11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист либо самим избирателем, либо по его просьбе лицом, собирающим подписи.
В случае если данные внесены иным лицом, подпись признается недействительной.
По этому же основанию недействительными признаются подписи избирателей, данные о которых внесены одним лицом, но не лицом, осуществлявшим сбор подписей (используется образец его почерка либо из списка лиц, осуществлявших сбор подписей либо из заверительной записи подписного листа).
Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта-почерковеда;
12) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 11.1 статьи 26 Закона Краснодарского края. Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными проверяющим самостоятельно;
13) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом. Данное основание вытекает из порядка сбора подписей, установленного законом. Определяется по датам внесения подписей избирателя и лица, осуществлявшего сбор подписей. Заверение подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, возможно одновременно или после даты, указанной избирателем в подписном листе.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись либо все подписи избирателей на листе.
Отсутствие хронологии в датах внесения подписей избирателями внутри одного подписного листа основанием для признания подписей недействительными не является;
14) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата. Данное основание вытекает из порядка сбора подписей, установленного законом. Определяется по датам внесения заверительной записи лица, осуществлявшего сбор подписей, и кандидата.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись либо все подписи избирателей на листе (в случае, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата).
Если подпись избирателя может быть признана недействительной по нескольким основаниям, то в выбраковочной ведомости проверки могут быть указаны все основания. Однако при определении общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей эта подпись учитывается только один раз.
6. Оформление результатов проверки подписных листов
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, частью 18 статьи 28 Закона Краснодарского края результаты проверки подписных листов вносятся в выбраковочные ведомости проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.
На каждую проверяемую папку целесообразно составлять отдельную выбраковочную ведомость проверки, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы выбраковочной ведомости нумеруются.
Для удобства и быстроты заполнения выбраковочных ведомостей проверки основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными указываются в виде кодов нарушений.
Каждый лист выбраковочной ведомости проверки в обязательном порядке подписывается проверяющим, а в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признается (признаются) на основании заключения (заключений) эксперта (экспертов), также всеми экспертами, осуществлявшими работу с соответствующими подписными листами.
Законодательство не содержит требований к форме заключения эксперта. Заключение эксперта может быть изложено в выбраковочной ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в выбраковочной ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением*(1).
Вместе с тем заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). Этот документ (справка) должен содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в выбраковочную ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к выбраковочной ведомости проверки. В этом случае выбраковочная ведомость проверки экспертом может не подписываться.
В случае если ОИК направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия действительности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа при наличии оснований проверяющий вносит соответствующие данные о признании подписей недействительными в выбраковочную ведомость проверки.
7. Составление итогового протокола проверки подписных листов
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, частью 18 статьи 28 Закона Краснодарского края по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Итоговый протокол проверки подписных листов по каждому из кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в выбраковочных ведомостях проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом либо его доверенным лицом.
Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания ОИК, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, то по запросу кандидата ему одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные руководителем Рабочей группы копии выбраковочных ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. К таким документам относятся официальные ответы на запросы, а также заключения экспертов-почерковедов (если они составлялись в виде отдельного документа).
Выдача копии протокола о результатах проверки подписных листов и прилагаемых к нему документов регистрируется в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству для регистрации исходящих документов.
8. Рассмотрение возражений кандидатов
После получения итогового протокола кандидат, его доверенное лицо могут представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной). Также кандидат, его доверенное лицо могут ознакомиться с подписными листами и выбраковочными ведомостями проверки. Возражения рассматриваются Рабочей группой. Результаты рассмотрения учитываются при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата на заседании ОИК.
9. Подготовка документов для рассмотрения на заседании ОИК
Составленный Рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в ОИК для принятия решения.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона, части 18 статьи 28 Закона Краснодарского края итоговый протокол прилагается к решению ОИК о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
В решении ОИК указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных кандидатом подписей, количество проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.
В случае если Рабочей группой были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения кандидата, в решении указывается также количество подписей, признанных действительными после составления итогового протокола, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.
10. Работа со списком лиц, осуществлявших сбор подписей
Согласно части 11.1 статьи 26 Закона Краснодарского края кандидат обязан составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной избирательной комиссией Краснодарского края, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.
В подтверждении о приеме документов для регистрации должно быть указано количество представленных листов списка и количество лиц, включенных в список. В этой связи при приеме документов Рабочая группа пересчитывает количество представленных листов списка и лиц, включенных в список.
Данные о лицах, осуществлявших сбор подписей, содержащиеся в списке, используются при проверке подписных листов, а именно: сведения в подписных листах должны соответствовать сведениям, указанным в списке, удостоверенном нотариусом. Кроме того, эксперты-почерковеды могут использовать содержащуюся в списке подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, а также его почерк при исследовании подписных листов.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона вносить дополнения и уточнения в список лиц, осуществлявших сбор подписей, не допускается.
11. Хранение подписных листов и иных документов
Папки с подписными листами, выбраковочные ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, а также протоколы об итогах сбора подписей (в том числе и уточненные), списки лиц, осуществлявших сбор подписей (на бумажных носителях), итоговые протоколы проверки подписных листов должны храниться в специально оборудованном помещении (либо в сейфе).
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов в период до завершения проверки подписных листов и возможных судебных споров несет Руководитель Рабочей группы.
Указанные документы подлежат хранению в течение сроков, установленных законом.
Ответственность за сохранность документов возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря ОИК до передачи документации в архив.
По истечении установленных сроков хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
|
|
*(1) См. также пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.