Решение Краснодарского краевого суда
от 10 декабря 2013 г.
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи краевого суда Пегушина В.Г.
при секретаре Лесных Е.А.,
с участием прокурора Пономаревой П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Толмачевой Людмилы Владимировны об оспаривании в части нормативного правого акта органов государственной власти Краснодарского края,
установил:
11 мая 2011 года принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 475 "О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения" (далее - Постановление), которым утверждены "Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения" (далее - Порядок).
Первоначальный текст Постановления и Порядка были опубликованы в издании "Кубанские новости" от 25 июня 2011 года N 102.
В дальнейшем в Указанные Постановление и Порядок постановлениями главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 24 октября 2011 года N 1238; от 15 декабря 2011 года N 1496; от 27 сентября 2012 года N 1115 и от 30 сентября 2013 года N 1078 были внесены различные изменения, которые не относятся к существу данного рассматриваемого спора.
В соответствии с разделом "Показатели для расчета размера компенсации потребления услуг на 1 человека в месяц (отопительный сезон)" "Показатели для расчета размера компенсации потребления услуг по теплоснабжению, применяемые при предоставлении компенсации в части расходов на оплату отопления" (Приложение N 1 к Порядку, утвержденному Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 мая 2011 г. N 475), предусмотрено выделение тепловой энергии (Гкал) - 0,28.
Заявительница Толмачева Л.В. обратилась в Краснодарский краевой суд с требованиями об оспаривании вышеуказанного нормативного правого акта органов государственной власти Краснодарского края и признании его недействующим со дня принятия, считая его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм действующего законодательства в части, по разделу "Показатели для расчета размера компенсации потребления услуг на 1 человека в месяц (отопительный сезон)" "Показатели для расчета размера компенсации потребления услуг по теплоснабжению, применяемые при предоставлении компенсации в части расходов на оплату отопления" (Приложение N 1 к Порядку, утвержденному Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.05.2011 г. N 475), в части цифр "0,28".
В обоснование своих требований заявительница указала, что проживает в сельской местности, является педагогическим работником образовательного учреждения в сельской местности, проработавшей не менее 10 лет и вышедшей на пенсию. В соответствии с положениями ст. 55 Федерального Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" она ранее имела право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. ФЗ РФ от 29 декабря 2010 г N 439-ФЗ внесены изменения в абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", в соответствии с которыми в настоящее время педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (ст. 3 ФЗ РФ от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ). По ее мнению, положения оспариваемых ею Постановления и Порядка предусматривают существенное снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, что противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает ее право на получение в полном объеме компенсации расходов на оплату отопления в занимаемом жилом помещении, ссылается на нарушение ее прав и льгот, установленных ранее действующим федеральным законодательством.
В письменных возражениях представитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края, по доверенности Харитонов Н.Н., возражает против заявленных требований и указывает, что Толмачевой Л.В. не представлены доказательства нарушения оспариваемыми нормами ее прав и свобод, в том числе о предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения в соответствии с оспариваемым Постановлением.
Представители министерства социальной и семейной политики Краснодарского края, по доверенности Гонтарь А.О., Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю, по доверенности Ступак М.А., в своих письменных возражениях на заявленные требования также просят отказать в удовлетворении заявления, указывая, что права Толмачевой Л.В. не нарушены оспариваемым правовым документом.
В судебном заседании заявительница Толмачева Л.В. не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания данного дела. О причинах своей неявки и их уважительности суду не сообщила, поэтому суд считает возможным, в силу требований ст. 167 ГПК РФ, признать причину неявки заявительницы неуважительной и рассмотреть дело в ее отсутствии.
Представитель заявительницы Толмачевой Л.В., по доверенности Едигаров А.Ю., поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить: признать недействующим с момента принятия раздел "Показатели для расчета размера компенсации потребления услуг на 1 человека в месяц (отопительный сезон)" "Показатели для расчета размера компенсации потребления услуг по теплоснабжению, применяемые при предоставлении компенсации в части расходов на оплату отопления" (Приложение N 1 к Порядку, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.05.2011 г. N 475), в части цифр: "0,28".
Представитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края, по доверенности Харитонов Н.Н., просит отказать в удовлетворении заявления Толмачевой Л.В., поддерживая доводы, изложенные в его письменном отзыве.
Представители министерства социальной и семейной политики Краснодарского края, по доверенности Гонтарь А.О., Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю, по доверенности Ступак М.А., также возражают против удовлетворения заявленных требований, считая их незаконными и необоснованными, поддерживая доводы, изложенные представителем главы администрации и свои доводы в письменных отзывах.
Представитель министерства образования и науки Краснодарского края, по доверенности Зубко М.С., в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания данного дела. О причинах своей неявки и их уважительности суду не сообщил, поэтому суд считает возможным, в силу требований ст. 167 ГПК РФ, признать причину неявки этого представителя неуважительной и рассмотреть дело в его отсутствии.
Выслушав объяснения представителя Толмачевой Л.В., по доверенности Едигарова А.Ю.; представителей заинтересованных лиц - главы администрации (губернатора) Краснодарского края по доверенности Харитонова Н.Н.; министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, по доверенности Гонтарь А.О.; Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю, по доверенности Ступак М.А., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Краснодарского края Пономаревой П.Г., полагавшей заявление Толмачевой Л.В. подлежащим удовлетворению, суд считает, что требования заявительницы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, как следует из содержания указанной нормы, педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом указанные положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размером занимаемой жилой площади и нормативами потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ, нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в редакции данного федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации по указанной категории дел следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако при этом они не наделены полномочиями снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Иное не согласовывалось бы и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой главным является то, чтобы при переходе от предоставления натуральных льгот к предоставлению компенсаций не был снижен уровень социальной поддержки педагогических работников, то есть соответствующие компенсации должны быть установлены в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения в полном объеме.
Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение также не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению достигнутого уровня их предоставления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 г. N 553-О-П).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Толмачева Л.В. проживает в сельской местности (Краснодарский край, ст. Староминская, ул. Красная 28, кв. 15), и являлась педагогическим работником общеобразовательного учреждения (должность воспитателя в Государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья станицы Староминская Краснодарского края), также находящегося в сельской местности, проработавшим не менее 10 лет (стаж работы в образовательном учреждении Староминского сельского поселения - 10 лет 06 месяцев), что не оспаривается представителями заинтересованных лиц и подтверждается письменными доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства, справкой Государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья станицы Староминская Краснодарского края; пенсионным удостоверением, паспортом, свидетельством о государственной регистрации права на квартиру (л.д, л.д. 16, 17, 15, 14, 18),
Как следует из содержания оспариваемого в части нормативного правового акта,, денежная компенсация для педагогических работников, в том числе вышедших на пенсию, по оплате жилых помещений, отопления и освещения, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) s Краснодарском крае определяется, прежде всего, исходя из пределов средств, предусмотренных в краевом бюджете на указанные цели (подпункт 2 пункта 2 Постановления), по показателям по оплате тепловой энергии из расчета 0.28 Гкал на 1 человека в месяц в отопительный период (раздел "Показатели для расчета размера компенсации потребления услуг на 1 человека в месяц (отопительный сезон)" - "Показатели для расчета размера компенсации потребления услуг по теплоснабжению, применяемые при предоставлении компенсации 8 части расходов на оплату отопления", являющегося приложением N 1 к Порядку (л.д. 49 - 53).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Толмачева Л.В. за период с 01 января 2011 года по 01 апрель 2013 года осуществила выплату расходов по оплате отопления жилья согласно расчету, произведенному в соответствии с оплаченными ею денежными суммами по квитанциям, на общую сумму 43 267,79 рубля (л.д. 13) и подтверждается справкой муниципального унитарного предприятия Муниципального образования Староминской район "Теплоэнергетик" (л.д. 41, 46, 151, 152), а также квитанциями об оплате этих сумм (л.д. 22 - 27, 153).
В то же время сумма полученной ею компенсации по оплате расходов за тепловую энергию, за этот же период времени, составила - 19 705,57 рубля (л.д. 16), что подтверждается справкой, выданной государственным казенным образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья станицы Староминская Краснодарского края.
Из свидетельства о государственной регистрации права, общая площадь жилого помещения, принадлежащего Толмачевой Л.В., в котором она проживает, составляет 48,4 кв. метра (л.д. 18).
Из решения Староминского районного суда Краснодарского края от 22.04.2009 года (вступившего в законную силу и исполненного) следует, что Толмачева Л.В. уже была вынуждена неоднократно осуществлять переплату за тепловую энергию своего жилья и для полной компенсации своих расходов обращалась не только в органы власти, но и в различные судебные инстанции (мировые судьи, районный суд) для взыскания дополнительных затрат, поскольку в добровольном порядке компенсационные выплаты ей не производились (л.д. 20 - 21),
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителем в части Постановление и Порядок умаляют социальные права и законные интересы Толмачевой Л.В., как педагогического работника, вышедшего на пенсию, проживающего в сельской местности, в объеме, гарантированном федеральным законодательством.
Удовлетворяя заявление, суд, прежде всего, исходит из того, что федеральным законодательством установлено безусловное право педагогических работников, в том числе вышедших на пенсию, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) без каких-либо ограничений, введенных оспариваемым в части нормативным правовым актом, в частности, установлением (нормированием) для определения размера денежной компенсации за тепловую энергию жилья: в разделе "Показатели для расчета размера компенсации потребления услуг на 1 человека в месяц (отопительный сезон)" - "Показатели для расчета размера компенсации потребления услуг по теплоснабжению, применяемые при предоставлении компенсации в части расходов на оплату отопления", являющегося приложением N 1 к указанному Порядку, графу "Тепловая энергия", в части цифр "0,28".
Доводы представителей заинтересованных лиц суд находит необоснованными, поскольку они направлены на иное толкование норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 06 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают а результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в п.п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу п. 7 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные п. 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем ст. 26.3 этого же федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Исходя из положений ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемые Постановление и Порядок в вышеуказанной части по своему характеру не могут быть признаны дополнительными и обеспечивающими принцип равенства педагогических работников по возмещению затрат на оплату жилья, отопления и освещения, в связи с чем несоблюдение субъектом Российской Федерации приведенного порядка финансирования льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, равно как и недофинансирование на эти цели из федерального бюджета, сами по себе не могут служить основанием для нарушения права гражданина на меры социальной поддержки, установленного федеральным законодательством.
Удовлетворяя заявление, суд также учитывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Как установлено и следует из материалов дела, до вынесения судебного решения оспариваемые положения Постановления и Порядка применялись, порождая правовые последствия, в связи с чем суд считает недействующими оспариваемые положения со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253, 258 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление Толмачевой Людмилы Владимировны удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения:
- графа "тепловая энергия", раздел "Показатели для расчета размера компенсации потребления услуг на 1 человека в месяц (отопительный сезон)" "Показатели для расчета размера компенсации потребления услуг по теплоснабжению, применяемые при предоставлении компенсации в части расходов на оплату отопления" (Приложение N 1 к "Порядку и условиям предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения", утвержденному Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 мая 2011 г. N 475), в части цифр: "0,28".
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом данного решения в окончательной форме.
Судья краевого суда: Пегушин В.Г.
Решение в окончательной форме составлено - 13.12.2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Краснодарского краевого суда от 10 декабря 2013 г. Об удовлетворении заявления Толмачевой Людмилы Владимировны
Текст решения опубликован в газете "Кубанские новости" от 29 сентября 2014 г. N 160