Определение Краснодарского краевого суда
от 30 января 2015 г. по делу N 3-23/2015
Краснодарский краевой суд в составе:
Председательствующего судьи Казакова Д.А.
при секретаре судебного заседания Бондаренко Д.И.
с участием прокурора Немыкиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление <Ф.И.О.>3 об оспаривании нормативно-правового акта в части,
установил:
<Ф.И.О.>3 обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 3 ст. 2.9 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями).
Заявление мотивировано тем, что согласно п. 3 ст. 2.9. Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" необеспечение родителями (лицами, их заменяющими) мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в соответствии с частями 3 - 7 ст. 3 Закона Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" влечет наложение административного штрафа в размере 100 рублей.
09.10.2014 г. в отношении <Ф.И.О.>3 был составлен протокол <...> об административном правонарушении предусмотренном п. 3 ст. 2.9 Закона N 608-КЗ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 160 Крыловского района по делу об административном правонарушении <...> от 24.10.2014 г. производство по делу прекращено на основании п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Считает, что п. 3 ст. 2.9 Закона N 608 КЗ противоречит ч. 2 ст. 4, ч. 3 ст. 11 Конституции РФ; ст. 23.2, п. 3 ч. 1 ст. 1.3.1, ч. 1 ст. 22.1, ст. 22.2, ч. 1. ст. 27.2 КоАП РФ.
Пунктами "к" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции установлено, что административное законодательство и защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1.1, 1.3, 1.3.1 КоАП РФ федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях, и в связи с этим допуская возможность установления административной ответственности, в том числе в области защиты нравственности и здоровья детей, законами субъектов Российской Федерации, одновременно определил объем и границы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере законодательства об административных правонарушениях: субъект Российской Федерации вправе устанавливать своими законами административную ответственность лишь по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом.
В силу подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Из указанного выше следует, по мнению заявителя, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу действующего федерального законодательства.
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 14.1 Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться: меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем данного пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
Названные меры по своей юридической природе являются мерами по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Обязанность по их соблюдению возложена федеральным законодателем на родителей.
Учитывая, что указанная обязанность установлена федеральным законодательством, то, по мнению <Ф.И.О.>3, и установление административной ответственности за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение этой обязанности осуществляется федеральным законом.
Статьей 5.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Все перечисленные в статье 2.9 оспариваемого Закона от 23 июля 2003 г. N 608-КЗ деяния, как считает заявитель, подпадают под действие статьи 5.35 КоАП РФ, согласно которой к административной ответственности могут быть привлечены только родители (лица их заменяющие), а иные лица, в том числе юридические лица и должностные лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, не наделены общими правомочиями в сфере осуществления их физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного воспитания и развития, соответственно на них не могут быть возложены обязанности и ответственность в указанной сфере.
Федеральный законодатель возлагает на них административную ответственность только в случае реализации их правомочий при осуществлении уставной деятельности, в том числе: за несоблюдение поименованных предписаний статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (части 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с нарушений условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), статья 14.2 - незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, статья 14.15 - нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров, части 2.1 и 3 статьи 14.16 - розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, а также нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, часть 3 статья 19.20 - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), статья 20.20 - распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах, статья 20.22 -появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).
Следовательно, введение административной ответственности как это предусмотрено п. 3 статьи 2.9. Закона от 23 июля 2003 г. N 608-КЗ в отношении родителей несовершеннолетних влечет нарушение принципа недопустимости наказания за одно и то же нарушение дважды, порождает ситуацию неопределенности при привлечении их к ответственности за указанные деяния, в отношении юридических и должностных лиц при неопределенности правового регулирования также нарушается принцип допустимости возложения обязанностей только за действия, входящие в объем общей правоспособности указанных лиц.
Таким образом, <Ф.И.О.>3 считает, что установление административной ответственности по указанным составам законом субъекта Российской Федерации является превышением региональным законодателем своих полномочий, осуществлено с нарушением федерального законодательства, общих принципов права. В частности, с нарушением статей 1.1, 1.3, 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые имеют большую юридическую силу.
Просит признать недействующим с момента его принятия п. 3 ст. 2.9. Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
В судебное заседание <Ф.И.О.>3 не явился, был извещен надлежащим образом, согласно поступившей в суд телеграмме просил рассмотреть заявление в его отсутствие.
Представители Законодательного Собрания Краснодарского края по доверенности <Ф.И.О.>5 и <Ф.И.О.>6 заявили ходатайство о прекращении производства по заявлению <Ф.И.О.>3, указывая, что оспариваемая им ч. 3 ст. 2.9 Закона Краснодарского края N 608-КЗ не затрагивает его права, свободы или законные интересы, и не создает угрозы нарушения прав заявителя.
Представитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края и администрации Краснодарского края на основании доверенности <Ф.И.О.>7 в судебном заседании не возражал против удовлетворения ходатайства о прекращении производства по делу.
Прокурор Немыкина Н.В. в судебном заседании также не возражала против прекращения производства по делу.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Закон Краснодарского края от 23.07.2003 г. N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" вступил в силу 15.08.2003 г.
Закон был опубликован в газете "Кубанские новости" 29.07.2003 г.
Согласно п. 3 ст. 2.9. Краснодарского края от 23.07.2003 г. N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" необеспечение родителями (лицами, их заменяющими) мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в соответствии с частями 3 - 7 ст. 3 Закона Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" влечет наложение административного штрафа в размере 100 рублей.
09.10.2014 г. в отношении <Ф.И.О.>3 составлен протокол <...> об административном правонарушении предусмотренном п. 3 ст. 2.9 Закона N 608-КЗ.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Оспариваемая <Ф.И.О.>3 норма Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях", предусматривает для родителей (лиц их заменяющих), ответственность за необеспечение мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в соответствии с частями 3 - 7 статьи 3 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года N 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае", целью которого является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, их защиты от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.
Согласно ст. 3 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года N 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" исполняя обязанности по воспитанию детей, в целях обеспечения их безопасности, защиты жизни и здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родители (лица, их заменяющие) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают меры по недопущению:
1) нахождения несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в учебное время в местах, предназначенных для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также для развлечений, досуга, и других местах общего пользования, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательной организацией мероприятия;
2) употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, курения табака;
3) совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.
Родители (лица, их заменяющие), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), родственников или ответственных лиц:
1) несовершеннолетних в возрасте до 7 лет - круглосуточно;
2) несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет - с 21 часа до 6 часов;
3) несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия - с 22 часов до 6 часов.
Буквальное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что субъектами состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", являются родители (лица их заменяющие) несовершеннолетних, а также должностные лица, в обязанности которых входит осуществление мер по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, и лица, на которых возложена ответственность за обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья несовершеннолетних при проведении мероприятий, сопровождении несовершеннолетнего (группы несовершеннолетних) и в иных случаях.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 160 Крыловского района по делу об административном правонарушении <...> от 24.10.2014 г. производство по делу прекращено на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях <Ф.И.О.>3 состава административного правонарушения.
Из материалов дела, следует, что сын заявителя, <Ф.И.О.>2, родился <...>. Следовательно, на момент подачи <Ф.И.О.>3 заявления об оспаривании Закона Краснодарского края N 608-КЗ, его сын являлся совершеннолетним лицом.
Доказательств, подтверждающих наличие у него несовершеннолетних детей (ребенка) <Ф.И.О.>3 суду не представил, как и каких-либо доказательств своей принадлежности к кругу лиц, способных стать субъектом рассматриваемого административного состава, и не указал в своем заявлении, какие его права, свободы и законные интересы нарушаются оспариваемым Законом Краснодарского края.
Учитывая изложенное, оспариваемая часть 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" не затрагивает права, свободы или законные интересы <Ф.И.О.>3, и не создает даже угрозы нарушения прав заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Согласно абзаца 1 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 указанного Кодекса.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении гражданина или организации оспаривается полностью или в части нормативный правовой акт, очевидно не затрагивающий их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки акта или его части в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из этого заявления граждан и организаций, оспаривающих нормативные правовые акты, не затрагивающие их права, т.е. не регулирующие отношения с их участием (например, заявление граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием организаций и индивидуальных предпринимателей), не должны приниматься к производству судов, а по принятым к производству - дела подлежат прекращению.
На основании изложенного, суд полагает необходимым прекратить производство по делу по заявлению <Ф.И.О.>3 о признании недействующим с момента его принятия п. 3 ст. 2.9. Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" указанного Закона, поскольку указанные положения Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Руководствуясь статьями 224 - 225, 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Прекратить производство по делу по заявлению <Ф.И.О.>3 о признании недействующим с момента принятия п. 3 ст. 2.9 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.
Судья Краснодарского краевого суда |
Казаков Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Краснодарского краевого суда от 30 января 2015 г. по делу N 3-23/2015 О прекращении производства по делу по заявлению <Ф.И.О.>3 о признании недействующим с момента принятия п. 3 ст. 2.9 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ "Об административных правонарушениях"
Текст определения официально опубликован не был