Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долговая политика Краснодарского края на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
(утв. распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2015 г. N 471-р)
Долговая политика Краснодарского края является составной частью бюджетной политики Краснодарского края, способствует решению наиболее значимых для региона задач и заключается в реализации комплекса мер, направленных на обеспечение сбалансированного исполнения краевого бюджета с использованием механизма заимствований, безусловное исполнение обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Краснодарского края, снижение бюджетных рисков, связанных с наличием долговых обязательств Краснодарского края, экономию расходов на обслуживание государственного долга.
1. Итоги реализации долговой политики Краснодарского края в период до 2015 года, прогнозируемые итоги 2015 года
В 2015 году и в предшествующем периоде различные виды долговых инструментов использовались для погашения ранее возникших долговых обязательств Краснодарского края, а также в качестве источника дополнительных поступлений в краевой бюджет в целях обеспечения социально-экономического развития Краснодарского края, расширения возможностей повышения уровня жизни населения, создания условий для роста инвестиционной составляющей бюджета.
Государственные внутренние заимствования Краснодарского края и предоставление государственных гарантий Краснодарского края осуществлялись согласно законам о краевом бюджете на соответствующие голы. Размер государственного долга Краснодарского края ежегодно был ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Существующий в настоящее время объем и состав долговых обязательств Краснодарского края сформировался в основном в 2009 - 2014 годах.
До 2009 года Краснодарский край имел один из самых низких уровней государственного долга среди субъектов Российской Федерации, что обеспечило высокую кредитоспособность и приемлемые условия заимствований в последующие годы. Основной причиной увеличения объема государственного долга Краснодарского края в 2009 году явилось снижение темпов поступления доходов в краевой бюджет в результате мирового финансового кризиса. В связи с этим для финансирования дефицита краевого бюджета было осуществлено привлечение заемных средств. Также в этот период предоставлялись государственные гарантии Краснодарского края в качестве формы государственной поддержки субъектов экономической деятельности.
В 2010 - 2014 годах на рост объема государственного долга Краснодарского края повлиял ряд факторов. Основные из них - это необходимость финансового обеспечения расходов краевого бюджета и предоставления государственных гарантий Краснодарского края по обязательствам юридических лиц в связи с подготовкой и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формула-1"; финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Краснодарского края. Привлечение заимствований позволило сохранить устойчивость краевого бюджета, обеспечило возможность финансирования социально значимых расходов, в том числе на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. Дополнение поступающих доходов заемными средствами позволило также осуществлять развитие в крае социальной инфраструктуры и мероприятия, направленные на повышение уровня комфортности проживания населения.
Основные показатели государственного долга Краснодарского края характеризуются следующими данными, приведенными в таблице N 1.
Таблица N 1
Динамика показателей государственного долга Краснодарского края
N п/п |
Показатель |
Год |
||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Объем государственного долга Краснодарского края, млрд. руб. |
2,7 |
7,0 |
23,1 |
39,9 |
73,9 |
119,2 |
136,3 |
2 |
Долговая нагрузка, %* |
3,7 |
9,8 |
27,6 |
39,3 |
58,5 |
90,4 |
92,7 |
3 |
Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб. |
0,1 |
0,09 |
0,4 |
1,4 |
0,98 |
3,9 |
6,2 |
* Отношение объема государственного долга Краснодарского края к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в 2012 году была проведена реструктуризация задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным в 2010 - 2012 годах в связи с подготовкой и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, и начисленным процентам на общую сумму 37,3 млрд. рублей. По реструктурированному долгу предоставлена отсрочка погашения до 2023 года с рассрочкой погашения по 2032 год, ставка платы была установлена в размере 0,5% годовых.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" размер платы за пользование средствами федерального бюджета по вышеуказанным реструктурированным обязательствам с 1 января 2015 года снижен с 0,5 до 0,1% годовых.
Кроме того, в 2015 году дополнительно проведена реструктуризация задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным в 2010 - 2011 годах для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) и в 2013 - 2014 годах для финансового обеспечения мероприятий по подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и на строительство трассы для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формула-1" в Имеретинской низменности, и начисленным процентам на общую сумму 16,1 млрд. рублей. Возврат указанной задолженности предусмотрен в период с 2025 по 2034 год включительно, ставка платы установлена в размере 0,1% годовых.
В 2015 году продолжается сокращение потребности в привлечении заемных средств для достижения сбалансированности краевого бюджета. Предоставление новых государственных гарантий Краснодарского края в 2015 году не предусмотрено. Перечисленные факторы призваны способствовать дальнейшему снижению абсолютного и относительного роста объема государственного долга Краснодарского края в 2015 году по сравнению со сложившимся по итогам 2014 года.
Вместе с тем в 2015 году, так же как и в 2014 году, государственные внутренние заимствования Краснодарского края осуществляются в условиях существенного роста ставок на финансовых рынках и снижения активности кредитных организаций в сфере кредитования публично-правовых образований. В целях сдерживания темпов роста расходов на обслуживание государственного долга Краснодарского края постоянно проводился мониторинг текущих ставок кредитования, оптимизировались сроки пользования заемными средствами и их привлечения в течение финансового года.
В рамках управления ликвидностью краевого бюджета начиная с 2014 года привлекаются бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
По состоянию на 1 января 2015 года объем государственного долга Краснодарского края составил 136,3 млрд. рублей, прогнозируемый на 1 января 2016 года объем - не более 146,7 млрд. рублей, что не превышает предельных значений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
По состоянию на 1 ноября 2015 года в структуре государственного долга Краснодарского края доля бюджетных кредитов, предоставленных Краснодарскому краю из федерального бюджета, составила 46,8%, кредитов, полученных от кредитных организаций, - 41,4%, государственных гарантий Краснодарского края - 8,4%, государственных ценных бумаг Краснодарского края - 3,4%. Высокий удельный вес бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга Краснодарского края оказывает существенное положительное влияние на оптимизацию расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга, поскольку ставки платы по этим кредитам многократно ниже размера платы по другим видам заимствований.
Наличие в структуре государственного долга Краснодарского края разных видов долговых обязательств и распределение по годам выплат по их погашению являются факторами, положительно влияющими на снижение бюджетных рисков, связанных с существующим объемом долга.
2. Цели, задачи и особенности долговой политики Краснодарского края на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Долговая политика Краснодарского края в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов будет ориентирована на ежегодное снижение объема государственного долга, безусловное выполнение обязательств Краснодарского края по погашению и обслуживанию государственного долга, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга.
В 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов необходимо осуществлять управление сложившимся в предшествующие годы государственным долгом Краснодарского края, в том числе обеспечивать своевременное погашение основного долга, уплату процентов по кредитам и купонного дохода по государственным ценным бумагам Краснодарского края. Требуемые для этого средства на соответствующие годы должны предусматриваться в краевом бюджете.
Первоочередными задачами в сфере управления государственным долгом в этот период являются стабилизация и постепенное сокращение объема государственного долга Краснодарского края и долговой нагрузки на краевой бюджет. Необходимость их решения учтена в параметрах краевого бюджета на 2016 год. Аналогичный подход будет сохраняться при разработке проекта краевого бюджета на последующие периоды.
В 2016 и 2018 годах уменьшение объема государственного долга Краснодарского края должно быть достигнуто в основном за счет снижения объема обязательств по государственным гарантиям Краснодарского края. В 2017 году планируется снизить объем обязательств по заемным средствам и по государственным гарантиям Краснодарского края.
Доля общего объема долговых обязательств Краснодарского края по кредитам от кредитных организаций и государственным ценным бумагам Краснодарского края в 2016 - 2018 годах должна составлять:
к 1 января 2017 года - не более 45% от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2016 год;
к 1 января 2018 года - не более 44% от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год;
к 1 января 2019 года - не более 50% от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.
Новый трехлетний цикл в части операций по государственному долгу Краснодарского края будет иметь определенные отличия от предшествующих лет, но при этом сохранится преемственность основных направлений управления государственным долгом.
Предстоит продолжить работу по формированию сбалансированной по видам долговых обязательств структуры государственного долга Краснодарского края.
В очередном финансовом году и плановом периоде планируется осуществлять государственные внутренние заимствования Краснодарского края в целях полного или частичного рефинансирования погашаемого долга. Важнейшим условием поступления в 2016 - 2018 годах в краевой бюджет заемных средств является постоянный доступ к финансовым рынкам, в связи с чем решающее значение имеет обеспечение снижения долговой нагрузки.
Прогноз объема государственного долга Краснодарского края на 2015 - 2018 годы приведен а таблице N 2.
Таблица N 2
Прогноз объема государственного долга Краснодарского края
(млрд. руб.) | ||||
Наименование |
Год |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Прогноз объема государственного долга Краснодарского края |
146,7 |
143,7 |
340,7 |
137,7 |
В целях оптимального выбора долговых инструментов для рефинансирования ранее привлеченных в краевой бюджет заимствований планируется ежегодно анализировать условия и результаты привлечения кредитов от кредитных организаций и размещения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации. Для минимизации нагрузки на краевой бюджет по погашению долговых обязательств при составлении и исполнении краевого бюджета будут анализироваться объемы погашения долговых обязательств прошлых лет, приходящиеся на соответствующие годы. Сроки, на которые будут осуществляться новые заимствования, планируется устанавливать с учетом необходимости достижения равномерного распределения нагрузки по погашению и обслуживанию долговых обязательств по годам.
Определяющее значение для реализации долговой политики Краснодарского края в 2016 - 2018 годах будет иметь достижение положительных результатов в области роста доходов, оптимизации расходов краевого бюджета и сокращения дефицита бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств без привлечения заемных средств.
Исполняющий обязанности министра |
С.В. Максименко |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2015 г. N 471-р "Об утверждении долговой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.