Заслушав и обсудив информацию министра социального развития и семейной политики Краснодарского края Е.С. Ильченко о ходе исполнения Закона Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации оздоровления и отдыха детей" (далее также - Закон), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органы местного самоуправления в крае проводят работу по исполнению переданных им государственных полномочий в области организации оздоровления и отдыха детей.
Во исполнение Закона во всех муниципальных образованиях края в 2010 году разработаны и приняты правовые акты, утверждены положения о предоставлении муниципальных услуг по оздоровлению и отдыху детей, определены уполномоченные органы по организации детской оздоровительной кампании. На официальных сайтах муниципальных образований края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" созданы и функционируют интернет-порталы единой региональной информационной системы, на которых размещаются и обновляются правовые акты и информационно-консультационные материалы по вопросам организации детского отдыха.
В ходе реализации указанных полномочий муниципальными образованиями края в 2011 - 2012 годах проводился мониторинг количества детей, нуждающихся в оздоровлении и отдыхе, осуществлялась информационно-разъяснительная работа о порядке и условиях предоставления путевок (курсовок) для организации детского отдыха. В целях информирования населения края о возможности бесплатного отдыха и оздоровления детей и получения социальных выплат и частичных компенсаций за самостоятельно приобретенные путевки (курсовки) для детей в 2012 году в краевых и местных газетах опубликовано 2275 статей и сообщений, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен 2221 материал, проведено 8548 встреч с населением и трудовыми коллективами, на территории муниципальных образований размещено 404 рекламных щита и перетяжки.
Уполномоченные органы муниципальных образований края проводили учет и рассмотрение поступающих заявлений родителей (законных представителей) на получение путевок (курсовок) для оздоровления и отдыха детей, а также проверку документов для получения родителями (законными представителями) и организациями компенсационных выплат в размере 50 процентов от установленной средней стоимости одного дня пребывания ребенка в оздоровительных учреждениях края.
В период летней оздоровительной кампании межведомственной комиссией Краснодарского края по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков совместно с муниципальными межведомственными комиссиями проведено 3142 проверки организации отдыха, оздоровления и занятости детей в 1560 оздоровительных учреждениях. По итогам проверок принимались меры по устранению выявленных недостатков.
В 2011 - 2012 годах обследовано 2150 санаториев, пансионатов, лагерей труда и отдыха. В результате данной работы 2023 оздоровительных учреждения признаны соответствующими требованиями санитарно-эпидемиологических норм для проживания, питания и медицинского обслуживания детей. В их числе 469 учреждений санаторного типа и 1554 детских лагеря различных форм отдыха и оздоровления детей, что на пять учреждений больше, чем в 2010 году.
В 2011 году на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей из различных источников израсходовано 2135 млн. рублей, в 2012 году - 2550,6 млн. рублей, что на 415,6 млн. рублей (или почти в два раза) больше, чем в 2010 году. В 2012 году на эти цели из краевого бюджета направлено 1237,99 млн. рублей, что на 174,89 млн. рублей больше, чем в 2011 году, из средств федерального бюджета - 82,98 млн. рублей, из бюджетов муниципальных образований - 431,2 млн. рублей, привлеченные средства предприятий, профсоюзных организаций и спонсоров составили 423,141 млн. рублей, родителей детей - 375,29 млн. рублей.
Среднекраевой показатель выделенных средств из муниципальных бюджетов с учетом привлеченных средств в расчете на одного ребенка составил в 2012 году 1729 рублей (в 2011 году - 1664 рубля). В 2012 году три муниципальных образования не достигли среднекраевого уровня финансирования (Выселковский район - 1200 рублей, Новопокровский район - 1700 рублей, Кореновский район - 1709 рублей).
В 2011 году всеми видами отдыха и оздоровления были охвачены 457 тысяч детей, или 98 процентов от численности детского населения в возрасте от 6 до 17 лет, подлежащего оздоровлению, что на 1 процент больше, чем в 2010 году.
В 2012 году всеми формами отдыха и оздоровления, включая малозатратные, были охвачены 570 тысяч детей, что составило 98 процентов от числа подлежащих оздоровлению и превысило показатели 2011 года. Из них в детских здравницах края отдохнули и поправили свое здоровье 268895 кубанских детей (46 процентов), что соответствует уровню 2011 года - 223206 человек (47 процентов). Среди них более 45 тысяч детей из числа детей из малообеспеченных семей и детей с ограниченными возможностями здоровья, 12 тысяч детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, 1949 детей-инвалидов, 4641 одаренный ребенок и победители предметных олимпиад, различных конкурсов и соревнований. При этом полноценное лечение получили 35452 ребенка, включая более 5 тысяч детей из муниципального образования город Крымск, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, что в целом на 2 процента больше, чем в 2011 году.
В летний период 2012 года практически все дети края были охвачены различными видами малозатратного отдыха. Свыше 580 тысяч детей участвовали в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, 300 тысяч ребят побывали в экскурсионных поездках и туристических походах, 132 тысячи детей участвовали в краевой акции "Зовем друг друга в гости".
Свыше 210 тысяч старшеклассников работали в производственных и ремонтных бригадах, школьных лесничествах, на полях хозяйств и на фермах, 22 тысячи детей участвовали в тимуровском движении "Новые тимуровцы" и оказали помощь более 12 тысячам пожилых граждан, инвалидам и ветеранам войны, а также благоустроили территории более тысячи памятников и мемориалов Великой Отечественной войны.
В результате проведенной летней оздоровительной кампании 2011 года оздоровительный эффект отмечен у 95,3 процента детей, 2012 года - у 95,5 процента.
Наиболее эффективно исполняют государственные полномочия по организации оздоровления и отдыха детей, ежегодно увеличивают количественный и качественный охват детей различными формами отдыха и оздоровления муниципальные образования город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Краснодар, город Новороссийск, Апшеронский район, Крыловский район, Новокубанский район, Темрюкский район, Отрадненский район и Щербиновский район.
Вместе с тем в работе муниципальных образований по исполнению указанных государственных полномочий имеют место недостатки и нерешенные проблемы. Прежде всего, если в 2011 году 5 оздоровительных учреждений отказались от приема детей на отдых и оздоровление, то в 2012 году их число увеличилось до 11.
Детский оздоровительный центр "Орленок" (город Геленджик) расторгнул договор аренды, кроме того произошла смена собственника; детский оздоровительный центр "Звездный" (Туапсинский район) не подал заявку на открытие; спортивно-оздоровительный центр "Золотой берег" (Туапсинский район) не подал заявку на открытие; ООО санаторий "Россиянка" (город Анапа) принимал взрослых отдыхающих; у ЗАО санаторий "Кудепста" (город Сочи) истек срок действия лицензии на медицинскую деятельность, он принимал взрослых отдыхающих; оздоровительный комплекс "Геолог Ямала" (Туапсинский район) уведомил об отказе принимать организованные группы детей, принимал взрослых отдыхающих; пансионат "Шепси" (Туапсинский район) уведомил об отказе принимать организованные группы детей, принимал взрослых отдыхающих; православный лагерь "Спасение" (пос. Кабардинка, город Геленджик) закрыт собственниками на неопределенный срок; детский оздоровительный лагерь "Малоземелец" (пос. Джанхот, город Геленджик) закрыт на реконструкцию; в ООО спортивно-оздоровительная база "Олимп" (город Анапа) проводился капитальный ремонт зданий и сооружений; ГУП Краснодарского края "Гостиничный комплекс" пансионат "Долина очарования" (город Горячий Ключ) перепрофилировано в спортивно-тренировочную базу для детско-юношеских спортивных школ министерства физической культуры и спорта Краснодарского края.
В ряде муниципальных образований края недостаточно осуществляется информационно-разъяснительная работа о порядке и условиях предоставления путевок (курсовок) для организации детского отдыха. Некоторые уполномоченные органы муниципальных образований допускают нарушения порядка учета и рассмотрения поступающих заявлений родителей (законных представителей) о получении путевок (курсовок), некачественно проводят проверку документов, предоставляемых для получения компенсационных выплат за приобретенные путевки.
Также муниципальными образованиями в недостаточной мере осуществлялся контроль за плотностью размещения детей в комнатах, качеством питания, медицинским обслуживанием и санитарно-эпидемиологической обстановкой в санаторно-оздоровительных учреждениях. Как следствие, за период летнего отдыха 2012 года из оздоровительных учреждений в больницы края было направлено 346 детей, в том числе 179 детей, или 52 процента, с инфекционными заболеваниями.
Учитывая вышеизложенное, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Отметить положительную работу министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в части координации деятельности органов местного самоуправления в крае по исполнению Закона Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации оздоровления и отдыха детей" и организованному проведению оздоровительной кампании детей в 2012 году.
2. Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края и министерству курортов и туризма Краснодарского края в пределах своих полномочий продолжить работу:
1) по оказанию методической и практической помощи органам местного самоуправления в крае по вопросам эффективного исполнения государственных полномочий в области отдыха и оздоровления детей;
2) по развитию и укреплению материально-технической базы детских санаторно-оздоровительных учреждений, предотвращению их перепрофилирования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также по организации новых форм отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период;
3) по своевременному выявлению и предупреждению действий должностных лиц детских санаторно-оздоровительный учреждений, ведущих к отказу от приема детей на отдых и оздоровление, а также по принятию соответствующих мер по исполнению указанными должностными лицами Закона Краснодарского края "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае";
4) по созданию благоприятных условий для проживания, питания, медицинского обслуживания детей в учреждениях отдыха и оздоровления, организации обеспечения выполнения противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований к безопасному проведению оздоровительной кампании;
5) по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для работы по организации проведения учебно-методических семинаров для руководителей, специалистов и обслуживающего персонала детских оздоровительных учреждений;
6) по организации проведения информационных туров по детским здравницам края для туроператоров, фирм, агентств из субъектов Российской Федерации с целью привлечения детей из других регионов на курорты Краснодарского края.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) продолжить работу по организации отдыха детей в каникулярное время;
2) продолжить работу по увеличению количества охваченных отдыхом и оздоровлением детей и подростков из числа детей из малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) рассмотреть на сессиях представительных органов местного самоуправления вопросы об итогах организации отдыха детей в каникулярное время;
4) предусматривать в местных бюджетах дополнительные финансовые средства для организации отдыха детей в каникулярное время;
5) совершенствовать формы и методы информационно-разъяснительной работы о порядке и условиях предоставления путевок (курсовок) для детей, а также социальных выплат и компенсаций.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований город Горячий Ключ, город-курорт Сочи, Абинский, Апшеронский, Динской, Кавказский, Калининский, Крыловский, Крымский, Курганинский, Отрадненский, Павловский, Щербиновский районы организовать работу с организациями, расположенными на территории муниципальных образований и состоящими на учете в налоговых органах Краснодарского края, направленную на получение частичной компенсации стоимости приобретенных путевок (курсовок) для детей граждан, работающих в этих организациях.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
19 декабря 2012 года
N 123-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодательным Собранием Краснодарского края на очередном пленарном заседании заслушана информация об исполнении переданных органам местного самоуправления муниципальных образований государственных полномочий в сфере организации оздоровления и отдыха детей.
В качестве положительных достижений отмечены принятие во всех муниципальных образованиях края правовых актов, регулирующих порядок предоставления соответствующих муниципальных услуг, размещение и регулярное обновление на официальных сайтах муниципальных образований в сети Интернет необходимых информационно-консультационных материалов, ведение органами местного самоуправления мониторинга количества детей, нуждающихся в оздоровлении и отдыхе.
Однако в некоторых муниципальных образованиях информационно-разъяснительная работа о порядке и условиях предоставления детских оздоровительных путевок (курсовок) была недостаточной. Также были выявлены отдельные случаи некачественной проверки документов, представленных для получения компенсационных выплат, выявлены нарушения порядка учета и рассмотрения поступающих заявлений. В недостаточной мере осуществлялся контроль за медицинским обслуживанием и санитарно-эпидемиологической обстановкой в санаторно-оздоровительных учреждениях.
В целом проделанная работа одобрена и рекомендована к продолжению. Органам местного самоуправления предложено учесть выявленные недоработки и принять меры для их устранения.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 19 декабря 2012 г. N 123-П "О ходе исполнения Закона Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации оздоровления и отдыха детей"
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края от 15 января 2013 г. N 3 (192), стр. 378