Заслушав и обсудив информацию начальника управления по делам несовершеннолетних администрации Краснодарского края А.П. Резника о ходе исполнения Закона Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" (далее также - Закон), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что в крае сформирована система реализации Закона как на краевом уровне, так и на уровне муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений Краснодарского края. В территориях созданы штабы по взаимодействию в области организации участия граждан в охране общественного порядка, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При содействии этих штабов организуются ежедневные рейды, посещение несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. Работа органов местного самоуправления осуществляется во взаимодействии с подразделениями полиции, казачьими обществами, педагогической и родительской общественностью.
Активное участие в рейдовых мероприятиях принимают представители добровольного объединения "Молодежный Патруль", численность членов которого в 2012 году составила 6861 человек. С целью формирования духовно-нравственных основ и устоев семьи в профилактической работе участвуют православные священнослужители. Отмечается положительный опыт их профилактической работы в муниципальных образованиях город Новороссийск, Абинский район, Апшеронский район, Кавказский район и Курганинский район.
В соответствии с Законом во всех муниципальных образованиях края сформированы экспертные комиссии по определению мест, пребывание в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Такие места включаются в маршрутный лист рейдовой группы.
В целях обеспечения эффективности реализации Закона в Законе Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" установлена ответственность должностных лиц за допуск несовершеннолетних в места, пребывание в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, а также за нахождение детей без сопровождения родителей (законных представителей) в ночное время в общественных местах. В течение всего периода работы привлечены к административной ответственности 27257 родителей, из них всего 7,5 процента - повторно, что свидетельствует об эффективности введения меры.
Выявленные подростки, нарушившие Закон, передаются родителям (законным представителям), почти 3,5 процента от их общего числа (5231 человек) направлены в органы и учреждения системы профилактики в связи с самовольным уходом из учреждений интернатного типа, совершением ими правонарушений, беспризорностью или наличием угрозы жизни и здоровью в семье.
Исполнение Закона потребовало жестких мер по предупреждению употребления детьми алкогольной и спиртосодержащей продукции. За период с 1 августа 2008 года по 31 декабря 2012 года выявлено 25638 фактов нахождения несовершеннолетних в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. В целях пресечения розничной продажи детям пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции, безалкогольных тонизирующих напитков и табака к административной ответственности привлечены 3619 недобросовестных продавцов. Представителями добровольного объединения "Молодежный Патруль" проведено 1118 пикетов у торговых предприятий, допустивших такие нарушения законодательства. Число фактов продажи несовершеннолетним алкогольных напитков (в 2012 году - 186) снизилось на 83,9 процента по сравнению с 2008 годом (1156 фактов).
Для обеспечения эффективности профилактической работы на краевом уровне определены дополнительные механизмы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, по соглашению с центрами занятости населения выявленным подросткам, нарушившим Закон, оказывается содействие в трудоустройстве. В 2011 - 2012 годах трудоустроен 1831 такой несовершеннолетний. Осуществляется работа по организации отдыха и оздоровления детей, оказанию материальной и иной социальной помощи семьям, оказавшимся в социально опасном положении. Более 90 процентов от общего числа поставленных на учет несовершеннолетних охвачены организованными формами досуга и полезной занятости.
В результате реализации Закона уровень подростковой преступности в Краснодарском крае в 2012 году снизился на 47,3 процента в сравнении с 2007 годом (с 2618 преступлений до 1379), количество преступлений, совершенных в ночное время, снизилось на 53,8 процента. За тот же период число семей, находящихся в социально опасном положении, сократилось в 3 раза, число детей, состоящих на профилактическом учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, уменьшилось на 78,8 процента. Количество несовершеннолетних, выявленных в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, снизилось на 68,2 процента (9615 детей в 2009 году, 3062 ребенка в 2012 году).
Действие Закона в Краснодарском крае способствовало оздоровлению ситуации и усилению профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Наиболее успешно организована работа в муниципальных образованиях город Армавир, город-курорт Анапа, город Новороссийск, город-курорт Геленджик, Абинский район, Тимашевский район, Каневской район, Тихорецкий район.
Вместе с тем в муниципальных образованиях Гулькевичский район, Калининский район, Ленинградский район, Отрадненский район, Щербиновский район недостаточно внимания уделяется вопросам профилактики детского и семейного неблагополучия, имеют место недостатки в организации рейдовых мероприятий, в том числе в части формирования дежурных групп, их информационно-документационного обеспечения.
В организованных органами местного самоуправления рейдовых мероприятиях не всегда принимают участие сотрудники подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка, что препятствует полноценной работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Также необходимо усиление роли казачьих обществ, общественности и молодежных организаций в проведении работы по предупреждению асоциального поведения детей и их родителей.
Требует совершенствования организация работы комиссий по профилактике правонарушений (советов профилактики), образованных с целью укрепления правопорядка и повышения уровня общественной безопасности, использования методов общественного воздействия на нарушителей Закона.
Среди проблем, имеющихся в реализации Закона, вызывают обеспокоенность существенное число совершаемых преступных посягательств в отношении несовершеннолетних, в том числе преступлений против половой неприкосновенности, а также высокий уровень повторной преступности среди подростков.
Органам местного самоуправления в Краснодарском крае необходимо во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принять меры по обеспечению качества проводимой профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, по выявлению и пресечению насилия в отношении несовершеннолетних.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию начальника управления по делам несовершеннолетних администрации Краснодарского края А.П. Резника о ходе исполнения Закона Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" принять к сведению.
2. Признать положительной работу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края (председатель - Золина Г.Д., ответственный секретарь - Резник А.П.) по выполнению положений Закона Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае".
3. Отметить положительную работу по исполнению Закона органов местного самоуправления муниципальных образований город Армавир (Харченко А.Ю.), город-курорт Анапа (Сергеев С.П.), город Новороссийск (Синяговский В.И.), город-курорт Геленджик (Хрестин В.А.), Абинский район (Чабанец А.А.), Тимашевский район (Житлов А.В.), Каневской район (Герасименко А.В.), Тихорецкий район (Перепелин А.А.).
4. Отметить недостаточную работу органов местного самоуправления по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных образованиях Гулькевичский район (Кадькало В.И.), Калининский район (Кузьминов В.В.), Ленинградский район (Гукалов В.Н.), Щербиновский район (Робилко С.Г.), Отрадненский район (Волненко А.В.).
5. Рекомендовать представительным органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений:
1) рассмотреть настоящее постановление на сессиях советов депутатов;
2) проанализировать в муниципальных образованиях эффективность работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждению противоправных деяний в отношении детей;
3) внести предложения главам соответствующих муниципальных районов, городских округов, поселений по совершенствованию межведомственного взаимодействия в решении вопросов детского и семейного неблагополучия.
6. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края в рамках реализации Закона:
1) обеспечить согласованность действий штабов по взаимодействию в области организации участия граждан в охране общественного порядка, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с участковыми уполномоченными полиции и инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по выявлению неблагополучных семей и организации с ними профилактической работы, предупреждению подростковой преступности и насилия в отношении детей;
2) шире привлекать к участию в рейдовых мероприятиях представителей казачьих обществ, общественности и молодежные организации;
3) совершенствовать деятельность комиссий по профилактике правонарушений (советов профилактики) в работе с несовершеннолетними и их семьями.
7. Рекомендовать Главному управлению МВД России по Краснодарскому краю:
1) оказать содействие в организации участия сотрудников органов внутренних дел в рейдовых мероприятиях по реализации Закона, проводимых органами местного самоуправления в Краснодарском крае;
2) обратить внимание личного состава органов внутренних дел на необходимость повышения качества работы по предупреждению подростковой преступности и противоправных деяний в отношении несовершеннолетних.
8. Департаменту по делам казачества и работе с военнослужащими администрации Краснодарского края совместно с комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по военным вопросам, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества содействовать усилению роли казачьих обществ в проведении работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
9. Министерству образования и науки Краснодарского края и министерству здравоохранения Краснодарского края совместно с комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам образования, науки и делам семьи и комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам здравоохранения проанализировать деятельность служб и специалистов по оказанию психологической помощи, направленной на предупреждение безнадзорности, правонарушений, суицидов несовершеннолетних, асоциального поведения и жестокого обращения в семьях, а также внести предложения по совершенствованию работы в данном направлении.
10. Департаменту потребительской сферы Краснодарского края:
1) усилить работу по исполнению Закона Краснодарского края "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков";
2) совместно с субъектами предпринимательской деятельности в области торговли рассмотреть вопрос о возможности организации в торгово-развлекательных комплексах информационной работы по доведению до граждан положений Закона и нравственных основ воспитания подрастающего поколения.
11. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по военным вопросам, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества, комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам образования, науки и делам семьи и комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан:
1) оказать методическую помощь органам местного самоуправления в Краснодарском крае в организации и совершенствовании работы комиссий по профилактике правонарушений (советов профилактики) в части предупреждения асоциального поведения детей и их родителей;
2) организовать проведение обучающего семинара для должностных лиц органов местного самоуправления, ответственных за исполнение мероприятий по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
12. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма совместно с министерством курортов и туризма Краснодарского края и органами местного самоуправления муниципальных образований город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, город Новороссийск, город-курорт Сочи, Ейский район, Приморско-Ахтарский район, Темрюкский район, Туапсинский район организовать разъяснительную работу среди прибывающих на отдых в Краснодарский край граждан, направленную на освещение требований Закона Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае", и оказать содействие в размещении информационных материалов об основных положениях Закона в организациях отдыха и оздоровления.
13. Комитетам Законодательного Собрания Краснодарского края, указанным в настоящем постановлении, в пределах своих полномочий осуществлять контроль за исполнением Закона Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае".
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам образования, науки и делам семьи.
15. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
22 мая 2013 года
N 392-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На очередном пленарном заседании Законодательным Собранием Краснодарского края заслушана, обсуждена и принята к сведению информация о ходе исполнения Закона Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...". Отмечается, что в крае сформирована система реализации Закона как на краевом, так и на муниципальном уровне. Созданы штабы, проводятся ежедневные рейды, организуются посещения несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. Работа осуществляется во взаимодействии с подразделениями полиции, казачьими обществами, педагогической и родительской общественностью. По сравнению с 2007 годом уровень подростковой преступности в Краснодарском крае снизился на 47,3% - от 2618 преступлений за календарный год до 1379.
Положительной признана работа в этом направлении органов местного самоуправления городов Армавир, Анапа, Новороссийск, Геленджик, Абинского, Тимашевского, Каневского и Тихорецкого районов. Как недостаточная отмечена работа органов местного самоуправления в Гулькевичском, Калининском, Ленинградском, Щербиновском и Отрадненском районах.
Рекомендовано шире привлекать к участию в рейдовых мероприятиях представителей казачьих обществ, молодежных организаций, совершенствовать деятельность комиссий по профилактике правонарушений (советов профилактики), активизировать разъяснительную работу среди граждан в целях доведения до них положений Закона.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 мая 2013 г. N 392-П "О ходе исполнения Закона Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края от 10 июня 2013 г. N 8 (197)