Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о порядке взаимодействия органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
в области организации индивидуальной профилактической работы
в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся
в социально опасном положении
(утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. N 258)
15 июля 2011 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Краснодарского края от 13 ноября 2006 года N 1132-КЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае" и определяет порядок взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении.
1.2. Выявление, учет и организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, рассматриваются как комплекс профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных органов, организаций и учреждений по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
2. Основные цели и задачи
2.1. Основной целью взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, является повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2.2. Основными задачами взаимодействия в области выявления, учета и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, являются:
выявление, учет и организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности детей и подростков и совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними;
координация действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по оказанию своевременной помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 июля 2011 г. N 758 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Структуры, обеспечивающие выявление, учет и организацию
индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних
и семей, находящихся в социально опасном положении
В деятельности по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в порядке и в рамках компетенции, установленных федеральным и краевым законодательством, принимают участие субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; центры социальной помощи семье и детям, в случае их отсутствия в муниципальном образовании - комплексные центры социального обслуживания населения), органы управления образования и образовательные учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи, органы управления здравоохранения и учреждения здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы наказания, отделы по делам несовершеннолетних администраций муниципальных образований Краснодарского края, отделы по делам несовершеннолетних администраций внутригородских районов (округов) муниципальных образований город Краснодар, город Новороссийск и город-курорт Сочи (далее - муниципальные отделы по делам несовершеннолетних), а также иные органы, учреждения и иные организации осуществляют выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
4. Категории несовершеннолетних и семей, находящихся в социально
опасном положении
4.1. К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся лица, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия.
4.2. К семьям, находящимся в социально опасном положении, относятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Признаками при определении семей этой категории могут быть:
неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону; отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом; отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических<,> для воспитания детей; отсутствие ухода за ребенком; отказ от лечения детей; оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться, - если вышеперечисленное создает угрозу жизни и здоровью ребенка вследствие виновного противоправного поведения родителей);
наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление наркотических средств без назначения врача, попрошайничество, проституция и другие);
вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств без назначения врача, употребление одурманивающих веществ и другие);
жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование и воспитание или к совершению ребенком противоправных деяний (за исключением малозначительных) вследствие виновного противоправного поведения родителей;
иные признаки.
5. Организация взаимодействия органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области
индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних
и семей, находящихся в социально опасном положении
5.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав организуют работу по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении.
5.2. Выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
5.3. О факте неблагополучия несовершеннолетнего и (или) семьи, подпадающем под признаки, указанные в пункте 4 настоящего Положения, незамедлительно сообщается в районную (городскую), районную (окружную) в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав), при этом указанный факт фиксируется в журнале первичного учета (приложения N 1, 2).
В соответствии с требованиями федерального законодательства органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно информируют:
орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью или препятствующей их воспитанию; о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
орган управления социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
орган управления здравоохранения# - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготовленных на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
орган управления образования# - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
5.4. Сообщения о несовершеннолетних и (или) семьях, предположительно находящихся в социально опасном положении, поступают в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в формах, предусмотренных действующим законодательством, в том числе:
заявления несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей о необходимости оказания ему помощи;
приговора, определения или постановления суда;
акта первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи - от органов системы профилактики;
протокола об административном правонарушении, постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела или дела об административном правонарушении, представления от органов внутренних дел, прокуратуры, следственных органов;
заключения, утвержденного руководителем органа системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;
устного (письменного) сообщения в произвольной форме - от органов местного самоуправления, иных органов и учреждений, общественных организаций и граждан.
5.5. При выявлении несовершеннолетнего, предположительно находящегося в социально опасном положении и не проживающего на территории муниципального образования, где несовершеннолетний был выявлен, муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав информирует комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего.
5.6. В случае, если место проживания несовершеннолетнего не установлено, индивидуальная профилактическая работа осуществляется по месту его выявления.
5.7. В случае отсутствия объективной информации о несовершеннолетнем и (или) семье, недостоверности сведений о них муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение 3 дней со дня получения информации организует первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи с участием специалистов органов системы профилактики и составляет акт обследования с рекомендациями по работе с несовершеннолетним (семьей) (приложение N 3).
Полученная информация анализируется муниципальным отделом по делам несовершеннолетних.
Если по результатам анализа и проверки не подтвердилось наличие признаков, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, материалы о несовершеннолетнем и (или) семье не направляются в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для постановки на учет.
Если сведения указывают на то, что несовершеннолетний и (или) семья относятся к категории находящихся в трудной жизненной ситуации по признакам, предусмотренным статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", информация направляется в органы управления социальной защиты населения.
Если сведения указывают на то, что несовершеннолетний и (или) семья относятся к категории находящихся в социально опасном положении, муниципальный отдел по делам несовершеннолетних готовит заключение о постановке на учет в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.8. Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на ближайшем заседании комиссии, но не позднее 15 дней со дня получения информации, принимает решение о постановке на учет в муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав несовершеннолетнего и (или) семью#, находящихся в социально опасном положении, а также определяет орган системы профилактики, ответственный за работу с конкретным несовершеннолетним и (или) семьей (далее - ответственный орган) в пределах компетенции, установленной федеральным и краевым законодательством.
Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение 3 дней со дня принятия решения о постановке на учет несовершеннолетнего уведомляет об этом его законного представителя.
5.9. Копия постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляется в течение 3 дней во все органы системы профилактики для принятия в рамках их компетенции решения о постановке его (ее) на ведомственный учет и проведения с ним (с нею) индивидуальной профилактической работы, а также в другие органы и учреждения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - другие органы), для организации работы, предусмотренной действующим законодательством.
5.10. Органы системы профилактики и другие органы, получив копию постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в течение 3 дней со дня получения постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают в рамках своей компетенции решение о постановке несовершеннолетнего и (или) семьи на ведомственный учет и организации индивидуальной профилактической работы с ним (с нею).
В случае отсутствия оснований для постановки на ведомственный учет орган системы профилактики не ставит несовершеннолетнего и (или) семью на учет, о чем информирует ответственный орган.
5.11. Ответственный орган в течение 10 дней со дня получения постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о постановке несовершеннолетнего и (или) семьи на учет осуществляет подготовку комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.
5.12. Предложения в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы, а также принятое решение о постановке или не постановке несовершеннолетнего и (или) семьи на ведомственный учет вносятся органами системы профилактики и другими органами в течение 5 дней со дня получения постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ответственный орган.
5.13. Подготовленный комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы направляется в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения и утверждения на ближайшем заседании муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.14. Утвержденный комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы направляется не позднее 3 дней после его утверждения в органы системы профилактики и другие органы в пределах их компетенции для его реализации.
5.15. Органы системы профилактики и другие органы ежемесячно, до 5 числа, следующего за отчетным периодом, направляют в ответственный орган сведения о реализации мероприятий комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.
5.16. Ответственный орган ежеквартально анализирует и направляет в муниципальный отдел по делам несовершеннолетних информацию о реализации мероприятий межведомственного плана индивидуальной профилактической работы для внесения в краевой банк данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении.
5.17. Снятие с учета несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, осуществляется муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.18. Основаниями для снятия несовершеннолетнего с учета являются:
достижение несовершеннолетним 18-летнего возраста;
помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, учреждения интернатного типа или специализированные учреждения системы социальной защиты;
неподтверждение материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
совершение преступления, если в отношении совершившего его лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, или осуждение к лишению свободы;
признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим;
выполнение комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение;
убытие для проживания в другую территорию;
другие основания, предусмотренные действующим законодательством.
5.19. Основаниями для снятия семьи с учета являются:
достижение последним ребенком 18-летнего возраста;
неподтверждение материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке единственного родителя умершим или безвестно отсутствующим;
лишение родительских прав обоих родителей или единственного родителя;
заключение в места лишения свободы на длительный срок, направление на длительное стационарное лечение, направление в интернатные учреждения обоих родителей или единственного родителя;
убытие семьи для проживания в другую территорию;
выполнение комплексного межведомственного плана индивидуально-профилактической работы и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение, исправление поведения несовершеннолетнего, улучшение ситуации в семье;
другие основания, предусмотренные законодательством.
5.20. В случае убытия несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в другую территорию муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав информирует муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту убытия при наличии сведений о месте проживания.
5.21. Ответственный орган два раза в год на основе изучения выполнения комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы, анализа ситуации в семье готовит заключение к заседанию муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи с учета в связи с исправлением поведения несовершеннолетнего, улучшением положения в семье или необходимости продолжения работы с ним.
По другим основаниям заключение готовится в течение 3 дней со дня наступления соответствующих обстоятельств.
5.22. Копия постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о снятии с учета несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляется в течение 3 дней в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для снятия их с ведомственного учета.
Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение 3 дней со дня принятия решения о снятии с учета несовершеннолетнего уведомляет его законного представителя.
5.23. На каждого несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, формируется личное дело (приложение N 4).
5.24. На каждую семью, находящуюся в социально опасном положении, формируется социальный паспорт (приложение N 5).
5.25 Личное дело несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении, оформляются и ведутся ответственным органом и муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.26. Личное дело несовершеннолетнего и социальный паспорт семьи, которые ведутся ответственным органом, содержат следующие документы:
акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего/семьи;
комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы;
сведения о выполнении мероприятий межведомственного плана индивидуальной профилактической работы органами системы профилактики;
информацию, характеризующую личность и поведение несовершеннолетнего, его образ жизни, отношение к учебе или работе, характеристику на членов семьи (при необходимости);
акты контрольного обследования;
копии направляемых в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав заключений;
копии заключений муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
записи об изменении ситуации в семье;
другие документы.
При постановке на учет несовершеннолетнего и его семьи допускается ведение одного личного дела, в котором находятся документы как на несовершеннолетнего, так и на его семью.
5.27. Личное дело несовершеннолетнего и социальный паспорт семьи, которые ведутся муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, содержат следующие документы:
акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего/семьи;
комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы;
сведения о выполнении комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы ответственного органа;
заключения ответственного органа;
заключения муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
другие документы.
При постановке на учет несовершеннолетнего и его семьи допускается ведение одного личного дела, в котором находятся документы как на несовершеннолетнего, так и на его семью.
5.28. После снятия несовершеннолетнего (семьи) с учета личное дело (социальный паспорт) передается в установленном порядке в архив и хранится в соответствии с законодательством.
5.29. Передача личного дела (социального паспорта) третьим лицам, органам и организациям, не оговоренным настоящим Положением, если это не связано с необходимостью экстренной защиты жизни и здоровья несовершеннолетнего, может быть осуществлена только в случае и порядке, установленных федеральным законодательством.
6. Контроль за реализацией настоящего Положения
6.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции в установленном порядке осуществляют контроль за реализацией настоящего Положения.
6.2. Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации настоящего Положения осуществляется вышестоящими органами и должностными лицами в соответствии с законодательством.
Начальник отдела по делам несовершеннолетних |
А.П. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.