Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае
Прежде, чем перейти непосредственно к теме взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления, хотелось бы коротко остановиться на проблеме становления института Уполномоченного по правам человека.
1.1. На пути становления института Уполномоченного по правам человека
В настоящее время институт Уполномоченного по правам человека действует более чем в 70 субъектах Российской Федерации. В целом, можно констатировать, что государственная правозащитная система, действующая на базе сообщества региональных Уполномоченных по правам человека, сложилась.
Несмотря на то, что сегодня в России существует большое количество учреждений, ведомств и служб, которые призваны защищать права человека, наличие института, рассматривающего жалобы на действия (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления и при этом независимого и неподотчетного каким-либо государственным органам или их должностным лицам, более чем необходимо.
Вместе с тем, открытым остается вопрос доверия граждан к самому институту, уверенности в его силах помочь людям в защите их прав, поскольку, как правило, те, кто более всего нуждаются в защите, наименее информированы о такой возможности.
Анализ обращений граждан и организаций, поступивших в аппарат Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за последние годы, показывает низкий уровень осведомленности граждан о деятельности Уполномоченного.
В этой связи, может возникнуть искушение говорить о расширении полномочий кубанского омбудсмана. Но, если обратиться к положениям закона Краснодарского края от 4 июля 2000 года N 287-КЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае", то можно убедиться, что возможности Уполномоченного и так достаточно велики.
В процессе реализации своих полномочий и реагирования на обращения граждан и организаций Уполномоченный имеет право беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления на территории Краснодарского края, запрашивать необходимые документы и материалы (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия), проводить совместно с компетентными органами проверку деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обращаться с ходатайством о проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, поручать проведение экспертных исследований, безотлагательно быть принятым руководителями всех органов власти Краснодарского края.
Всего этого вполне достаточно для того, чтобы эффективно вести работу по защите прав и свобод граждан. В тоже время правозащитная деятельность, которая ведется в крае, часто излишне политизируется. Поэтому позиция Уполномоченного заключается в том, что права человека - это не столько политика, сколько умение настойчиво добиваться соблюдения законов, уважения прав и свобод как органами власти, общественными институтами, так и самим человеком.
1.2. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления
Одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного является взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления.
Начиная с августа 2013 года, Уполномоченным были заключены соглашения о сотрудничестве с территориальными органами федеральных органов государственной власти, а также с муниципальными образованиями Краснодарского края.
Подписаны соглашения "Об основных формах взаимодействия и сотрудничества в области соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина" с рядом территориальных органов федеральных органов государственной власти. Среди них:
- Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю.
- Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю.
- Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю.
- Региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю.
- Управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю.
- Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю.
- Территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости - Государственная инспекция труда в Краснодарском крае.
- Военный комиссариат Краснодарского края.
Подобные соглашения заключены и с департаментом труда и занятости населения Краснодарского края, министерством здравоохранения Краснодарского края, общественной организацией - Краснодарским краевым объединением организаций профсоюзов.
Подписаны соглашения и со всеми муниципальными образованиями края.
Особое внимание уделяется взаимодействию с высшими учебными заведениями. Уполномоченный понимает важность правового просвещения молодого поколения, привлечения к работе молодежи. Поэтому с ведущими вузами Кубани были подписаны соглашения об основных формах взаимодействия. Такие соглашения заключены с Кубанским государственным университетом, Кубанским государственным технологическим университетом, Краснодарским университетом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Хочется надеяться, что весь комплекс подписанных соглашений позволит выстроить систему эффективного взаимодействия между Уполномоченным, органами власти и высшими учебными заведениями.
1.3. Взаимодействие с гражданскими институтами и научным сообществом
Говоря о взаимодействии Уполномоченного с гражданскими институтами и научным сообществом, необходимо отметить, что Краснодарский край традиционно входит в число регионов с наиболее развитым гражданским сектором. По информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю, в 2013 году в крае насчитывалось 7019 некоммерческих организаций (НКО), из них 3661 общественных объединений, 732 религиозных организаций, 137 национально-культурных объединений.
Анализ данных Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю показывает, что структура зарегистрированных в Краснодарском крае некоммерческих организаций в 2013 году существенно не изменилась. Значительную их часть составляют профессиональные союзы, организации ветеранов, инвалидов и другие.
В тоже время, по-прежнему относительно невелика доля правозащитных организаций, несмотря на высокую потребность в них. Низок удельный вес некоммерческих организаций экспертного уровня, которые могли бы выступать партнерами органов государственной власти и местного самоуправления в решении актуальных социально-экономических проблем.
В целом, все институты гражданского общества в Краснодарском крае выполняют ряд социально значимых задач, таких как:
- предоставление услуг представителям целевых групп;
- представительство интересов и защита прав представителей целевых групп;
- привлечение общественного внимания к социальным проблемам;
- развитие инфраструктуры некоммерческого сектора и создание нормативной базы для его деятельности;
- организация взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
- предоставление возможности гражданам активно участвовать в формировании и развитии гражданского общества, а также в реализации государственной политики.
Вместе с тем, материальное положение НКО в целом остается слабым и неустойчивым. Значительная часть организаций существуют в условиях финансовой нестабильности и вынуждены направлять свои усилия на решение проблем собственного выживания.
Кроме того, население мало знает о деятельности некоммерческих организаций, не имеет опыта сотрудничества с ними. Большая часть этих организаций работает с весьма ограниченным кругом граждан и не имеют ресурсов для того, чтобы заниматься своим информационным продвижением. Многие некоммерческие организации не умеют работать с общественным мнением.
Население ожидает от НКО эффективного решения социальных проблем, которые некоммерческие организации не в состоянии решить, в силу отсутствия необходимых ресурсов.
Именно поэтому, взаимодействие с гражданскими институтами - приоритетное направление деятельности Уполномоченного, который стремится к повышению доступности и открытости своей деятельности.
С этой целью в 2013 году был создан Интернет-сайт Уполномоченного (www.kubanombudsman.org), на котором содержится вся необходимая информация о деятельности Уполномоченного и его аппарата. На сайте также открыта и работает онлайн-приемная, с помощью которой можно обратиться к Уполномоченному или написать жалобу.
Создан Экспертный Совет при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае, основными задачами которого являются подготовка предложений по вопросам повышения эффективности деятельности Уполномоченного, содействие правовому просвещению населения, разработке механизмов общественного контроля в области защиты прав человека и другие.
В состав Совета вошли 19 представителей институтов гражданского общества, правозащитных организаций, научного сообщества, а также средств массовой информации.
Безусловно, Экспертный Совет является основной структурой по взаимодействию с правозащитными организациями, которая призвана оказать необходимое содействие в выработке способов повышения эффективности работы института Уполномоченного.
Еще одной важной общественной структурой, с которой выстроено эффективное взаимодействие, является Общественная наблюдательная комиссия Краснодарского края (ОНК).
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Основная задача комиссии - осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
В ноябре 2013 года был сформирован новый состав ОНК, в который вошли и некоторые члены Экспертного Совета при Уполномоченном.
Взаимодействие с гражданскими институтами было бы не полным без участия в нем научного сообщества. Именно с этой целью с ведущими вузами Кубани были выстроены конструктивные взаимоотношения.
Одним из знаковых событий в этом ряду стало проведение 27 ноября 2013 года в Кубанском государственном университете круглого стола на тему: "Права человека: диалог власти и гражданского общества". Его инициатором выступил Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае.
В работе круглого стола приняли участие Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае, представители органов власти, депутаты Законодательного собрания Краснодарского края, научного сообщества, гражданских институтов, средств массовой информации, а также студенты и аспиранты КубГУ.
Необходимо отметить, что на этом мероприятии впервые все Уполномоченные Кубани собрались на одной дискуссионной площадке.
В ходе состоявшейся дискуссии обсуждались вопросы деятельности института Уполномоченных в Краснодарском крае, взаимодействия органов власти и гражданского общества, роли студенческой молодежи в этом процессе. Участниками круглого стола были предложены новые формы и методы совершенствования правозащитной деятельности на Кубани.
В завершении круглого стола Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае предложил проводить подобные встречи в формате ежегодной научно-практической конференции с участием студентов и преподавателей Кубанского государственного университета, представителей Общественной палаты Краснодарского края, Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, некоммерческих организаций края.
В 2014 году взаимодействие с научным сообществом будет продолжено. Планируется проведение мероприятий научно-исследовательского характера с приглашением омбудсманов других субъектов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья для обмена опытом.
В частности, в октябре 2014 года планируется проведение Международной научно-практической конференции с участием Уполномоченных по правам человека из субъектов Российской Федерации.
Совместно с региональной просветительской общественной организацией "Общество "Знание" проводится работа по подготовке конференции, посвященной вопросам защиты прав и свобод человека на базе Международной научно-практической конференции "Адлерские чтения".
В перспективе планируется разработка предложений по введению в муниципальных образованиях Краснодарского края института общественных помощников Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, а также создание общественных советов при администрациях муниципальных образований Краснодарского края по защите прав человека. В тех районах, где работают Общественные палаты, органам местного самоуправления будет предложено образовать специализированные комиссии, которые будут взаимодействовать с аппаратом Уполномоченного.
Планируемые мероприятия, направленные на повышение эффективности работы по защите прав человека, будут способствовать упрочению позиций действующих правозащитных организаций, увеличению количества общественных организаций, занимающихся защитой прав граждан.
Работа третьего сектора должна создать мультипликативный эффект, который позволит, с одной стороны, оперативно реагировать на нарушения прав человека, а с другой стороны, включит в этот процесс наиболее активных граждан.
<< Назад |
Глава 2. >> Развитие международного и межрегионального сотрудничества |
|
Содержание Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2013 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.