Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4
Реализация социально-экономических прав и свобод
4.1. Право на социальное, медицинское обеспечение и социальные гарантии. Право на образование
Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 октября 1966 г., закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.
Социальное обеспечение является для государства конституционной обязанностью, а для граждан конституционным правом. Вместе с тем, при реализации указанного права у граждан возникает немало проблем.
О проблемах социальной сферы, необходимости повышения качества жизни жителей Кубани говорилось и в предыдущих докладах Уполномоченного. Но как показывает практика, пока не найден оптимальный баланс между социальными и экономическими функциями государства. Ряд мер социальной поддержки граждан, гарантированных государством, не исполняется в силу недостаточного финансирования, иногда и по ряду других причин.
Примером может служить обращение одного из депутатов Городского Собрания города Сочи по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение для ветерана труда, инвалида второй группы В.Г.П. Как следует из обращения, В.Г.П. обратилась в адрес депутата Городского Собрания города Сочи с просьбой о содействии в получении льготной путевки на санаторно-курортное лечение в санаториях городов Кисловодск и Минеральные Воды. На запрос депутата по этому вопросу в адрес Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 16, был получен ответ, что льготные путевки инвалиду В.Г.П. в соответствии с ее медицинскими показаниями не предоставлялись в течение двух лет, при этом причина отсутствия путевок не указана.
Уполномоченным в адрес Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации был направлен запрос о причинах не предоставления путевки заявителю на санаторно-курортное лечение.
Из поступившего ответа следует, что путевка на санаторно-курортное лечение в 2013 г. В.Г.П. не выделялась по причине недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета.
Отсутствие достаточного финансирования - ведомственная проблема, которая не может отменить принятого государством обязательства по обеспечению инвалида путевками на санаторно-курортное лечение. Заявителю рекомендовано обратиться в суд с иском к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования, в котором просить признать бездействие ГУ КРО ФСС незаконным и обязать предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. Другого пути истребовать положенную путевку, к сожалению, не существует.
Потребность в социальном обеспечении, в основном, возникает у граждан старшего поколения, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, пенсионеров, которым в настоящее время требуется особое внимание и помощь.
В решении практически всех актуальных социальных проблем граждан пожилого возраста важное место занимают социальные службы Краснодарского края.
По данным министерства социального развития и семейной политики края, социальные услуги предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам в 50 комплексных центрах социального обслуживания населения, социально-оздоровительном центре граждан пожилого возраста и инвалидов, 2 центрах социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, в которых социальную помощь ежегодно получают более 400 тысяч человек.
Создана разветвленная система социального обслуживания, предусматривающая преемственность учреждений для граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, в зависимости от их жизненной ситуации.
Функционируют отделения социального обслуживания на дому с числом обслуживаемых свыше 55 тысяч человек. Предоставление социальных услуг на дому осуществляют более 10 тысяч социальных работников. Сегодня в крае отсутствует очередь по принятию граждан пожилого возраста и инвалидов на надомное социальное обслуживание, не осталось очередей в дома-интернаты для престарелых и инвалидов. В настоящее время в 21 доме-интернате проживают около 3 тысяч пожилых людей.
Однако не всегда такие граждане обращаются за помощью к государственным органам. Зачастую они обращаются за помощью к родным, знакомым или иным гражданам, которые обязуются предоставлять услуги по договору пожизненного содержания. Нередки случаи, когда по различным причинам, обязательства по уходу за пенсионерами и инвалидами, взятыми на себя гражданами, исполняются недобросовестно.
Так, например, к Уполномоченному поступило обращение от Д.Л.Д. в защиту интересов пенсионера Д.Т.С., проживающей в Новокубанском районе, по вопросу ненадлежащего за ней ухода и неисполнения условий договора пожизненного содержания с иждивением со стороны родственников. Аналогичная жалоба поступила от жителя г. Краснодара К.Н.Е., на действия своей дочери К.О.Н., которая, как следует из обращения, осуществляет за ним ненадлежащий уход.
О данных фактах Уполномоченный проинформировал министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края, сотрудники которого приняли меры, проблема была решена.
Безусловно, порой, для гражданина очень важно, чтобы за ним осуществлял уход родной или близкий человек, но в силу разных причин, как показывает практика, не всегда такая помощь бывает полноценной. Поэтому очень важно, чтобы со стороны органов опеки и попечительства работа не ограничивалась только юридическим сопровождением - оформлением документов на граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, но и осуществлялся контроль за их деятельностью.
К Уполномоченному также поступают жалобы от граждан по вопросам пенсионного обеспечения, в которых они сообщают с какими трудностями им приходится сталкиваться при назначении пенсии.
Одна из проблем - подтверждение отдельных периодов трудового стажа.
Чаще всего в таких случаях заявителям рекомендуется обратиться в судебные органы в порядке особого производства. Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы на территории Российской Федерации (т.е. до 1996 года) могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Вопрос, что делать гражданам, которым необходимо подтвердить трудовой стаж или характер работы после 1996 года, когда свидетельские показания не принимаются, а документальных доказательств нет? Такой же вопрос возникает, когда нет свидетелей и нет документов.
Как правило, таким гражданам пенсионные органы назначают пенсию минимального размера.
Так, гражданин П.Ю.С. обратился с жалобой к Уполномоченному по вопросу пенсионного обеспечения, в которой указал, что имеет трудовой стаж 45 лет, работал на химическом заводе в г. Сумгаит Азербайджанской СССР. В настоящее время получает минимальную пенсию 6428 рублей.
Для перерасчета пенсии, ему необходимо предоставить справку о заработной плате во время его работы на химическом заводе в г. Сумгаит Азербайджанской СССР. Он самостоятельно обращался в администрацию г. Сумгаит Азербайджанской СССР, но получил ответ, что архив сгорел. Управление ПФР в муниципальном образовании Тихорецкий район рассчитало ему пенсию в соответствии с имеющимися данным по более выгодному для заявителя варианте.
Дополнительно сотрудники Управление ПФР в муниципальном образовании Тихорецкий район сообщили П.Ю.С. адрес регионального архива негосударственных организаций (ООО "Регионархив", г. Кузнецк, Пензенская область, ул. Стекловская, 100), который, якобы, располагает справочной информационной базой данных по архивным фондам организаций и учреждений бывшего СССР в составе всех его союзных республик. Так как оказание услуг вышеназванным архивным учреждением осуществляется на платной основе, то для получения необходимых справок П.Ю.С. рекомендовано обратиться лично.
Данная ситуация похожа на сцену из романа И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев", где архивариус Коробейников продает ордера на национализированную мебель. Только в нашем случае гражданам приходится за свои деньги покупать информацию, которая собиралась и хранилась ранее за средства государства, а теперь стала частной собственностью.
Другой не менее важной проблемой в сфере социального обеспечения, является создание безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения. Государственная программа "Доступная среда" была запущена в 2011 году. Согласно требованиям действующего законодательства в формате государственной программы, действие которой рассчитано на период 2014 - 2016 гг., принята программа Краснодарского края "Доступная среда".
По данным министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, в 2014 году приняты 93 программы и 353 планов, направленных на обустройство объектов социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан. Предусмотрено для обустройства 1 383 объекта, из которых обустроено 259, в том числе в 2014 году - 72 объекта. На 191 объекте ведутся работы по обустройству.
Работа, проводимая в этом направлении, особенно заметна в г. Сочи и г. Краснодаре, но, к сожалению, в некоторых районах края она ведется недостаточно активно.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции маломобильных граждан в общество. Способность этой категории граждан быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.
К сожалению, не всегда общество считает маломобильных граждан полноправными членами. Более того, порой отсутствует элементарное к ним уважение. Например, зачастую парковочные места для автотранспортных средств инвалидов у объектов массового посещения заняты другими автомобилистами. Не останавливают их и наличие административных штрафов (ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ - до 5 тыс. руб.). Здесь многое зависит от культуры водителей, вернее, её отсутствия. Кто в этом виноват: власть, семья, школа, общество?
Еще одна проблема - лекарственное обеспечение. Все граждане, относящиеся к федеральным льготникам, в том числе и инвалиды, имеют равные права на получение дополнительного лекарственного обеспечения.
По данным министерства здравоохранения Краснодарского края, по состоянию на 01.10.2014 года, жителям края отпущено бесплатных лекарственных препаратов на сумму 1 054,5 млн. рублей. Запас медицинской продукции в крае имеется на 364,6 млн. руб., что позволяет обеспечить больных лекарствами в течение трех месяцев.
Кроме того, дополнительно из краевого бюджета выделяются средства на льготное лекарственное обеспечение амбулаторных больных, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, диагностические средства и перенесших трансплантацию органов и тканей, получающих иммунодепрессанты. Указанные лекарственные препараты и медицинские изделия централизованно закупаются министерством здравоохранения Краснодарского края на основании заявок муниципальных образований.
Вместе с тем, в жалобах по вопросу обеспечения бесплатными медикаментами в адрес Уполномоченного просматривается системность некоторых нарушений.
В основном, это единичные обращения. Жалобы по вопросу обеспечения бесплатными медикаментами поступают из районов края и краевого центра, основная причина - не своевременное поступление препаратов, недостаточность финансирования.
Единственным условием бесплатного получения препаратов является рецепт врача. Закон не ограничивает количество необходимых лекарственных средств.
Так, к Уполномоченному обратился житель г. Геленджика инвалид I группы З.А.Г. о ненадлежащем обеспечении медицинскими препаратами. Решением комиссии по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи при государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Краснодарская краевая клиническая больница N 1 имени проф. С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края от 02.12.2013 г. З.А.Г. назначена терапия генно-инженерными биологическими препаратами - ритуксимаб (мабтера). Из назначенных 8 флаконов на год, в аптеке N 438 г. Геленджика заявитель в марте получил 4, оставшиеся 4 флакона в октябре он во время получить не смог, объяснение министерства, с его слов, - в связи с отсутствием финансирования. Препараты были получены им с опозданием после его многочисленных жалоб в различные надзорные органы.
С аналогичной просьбой обратился житель Новороссийска инвалид 2 группы З.В.И. по вопросу обеспечения бесплатным медицинским препаратом "Авастин" для продолжения курсового лечения химиотерапии.
Уполномоченный обратился в адрес министра здравоохранения Краснодарского края с просьбой обеспечить инвалида 2 группы З.В.И. необходимым бесплатным медицинским препаратом "авастин" для продолжения курсового лечения химиотерапии, вопрос был решен, препарат был направлен заявителю адресно.
Поступают аналогичные просьбы о содействии от больных сахарным диабетом. Как правило, все вопросы, решаются оперативно.
Думается, что проблема в своевременном обеспечении бесплатными медицинскими препаратами связана в большей степени не с отсутствием финансирования, а с тем, что должностными лицами своевременно не оформляются заявки на их получение. Возможно, министерству здравоохранения Краснодарского края следует обратить внимание на работу аптечных организаций, участвующих в льготном лекарственном обеспечении, а в муниципальных образованиях установить постоянный учет фактической потребностью населения в льготном лекарственном обеспечении и его соответствие заявкам учреждений здравоохранения края.
Есть проблемы, связанные с техническим обеспечением медицинских учреждений. Так, только при участии Уполномоченного был решен вопрос жителя города Ейска К.Г.В., который неоднократно приезжал в ГБУЗ ККБ N 1 имени профессора С.П. Очаповского министерства здравоохранения Краснодарского края для проведения необходимой операции, но в связи с тем, что медицинское оборудование было неисправно, в лечении отказывали. После обращения Уполномоченного последовала незамедлительная реакция со стороны министерства здравоохранения Краснодарского края, вопрос был решен.
Правом на получение качественной и своевременной медицинской помощи обладает каждый гражданин, в том числе и тот, кто отбывает наказание в виде лишения свободы или находится под стражей.
Более 30% жалоб от лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Краснодарского края, поступают на отсутствие надлежащего медицинского обеспечения, отсутствия современной аппаратуры, инвентаря, медикаментов, перевязочных и дезинфицирующих средств. Особо указывается на отсутствие врачей узкой специализации.
Так, к Уполномоченному обратился осужденный Ч.П.М., по вопросу законности содержания его под стражей. В обращении заявитель сообщил, что страдает тремя болезнями, которые входят в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утверждённым постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью". После обращения Уполномоченного к администрации учреждения было проведено медицинское обследование, а также подготовлены документы для направления осужденного на дополнительное обследование в специализированную больницу ФКУЗ МСЧ-67 ФСИН России (г. Смоленск).
Таким образом, теряется много времени, а медицинская помощь, как правило, нужна сейчас. Отправка осужденного на консультацию или обследование в другой регион - это не только время в пути, но и время на оформление документации, согласование и подготовка к этапированию (конвой, график и др.). Очевидно, что проще было бы организовать медицинскую помощь осужденному в учреждениях здравоохранения Краснодарского края, это было бы своевременно и более качественно.
Безусловно, эффективность функционирования системы здравоохранения, доступность и качество медицинской помощи, оказываемой населению, зависит, в том числе, от и кадрового потенциала отрасли.
Согласно данным государственной программы Краснодарского края "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.10.2013 г. N 1172, обеспеченность врачами на 10 тысяч населения в Краснодарском крае в целом составляет 35,2, что ниже показателей обеспеченности в сравнении с другими субъектами Южного федерального округа, такими как Волгоградская область (44,2), Республика Калмыкия (45,5), а также общим показателем по Южному федеральному округу (39,4) и по Российской Федерации (44,0).
В учреждениях здравоохранения ряда муниципальных образований на протяжении нескольких лет укомплектованность врачами стабильно низкая в сравнении со среднекраевым показателем (62,1%) - Апшеронский район (49,5%). Белореченский район (48,6%). Новопокровский район (49,4%), Тихорецкий район (44%), Курганинский район (45,7%).
Низкие показатели по укомплектованности средним медицинским персоналом в сравнении со средним показателем по муниципальным образованиям (69,7%) отмечаются в Кореновском районе (59,7%), Северском районе (62,4%). Туапсинском районе (61,9%).
Учитывая актуальность проблемы дефицита врачебных кадров, администрацией Краснодарского края при поддержке Законодательного Собрания Краснодарского края в 2003 году принято решение о подготовке врачебных кадров программно-целевым методом за счет средств краевого бюджета в рамках краевых целевых программ по специальностям "лечебное дело", "педиатрия".
По-прежнему остается не урегулированным вопрос порядка медико-социального освидетельствования. К Уполномоченному поступают жалобы от граждан, которые не согласны с решением учреждений медико-социальной экспертизы, приводят примеры, которые трудно объяснимы.
Так, к Уполномоченному поступило коллективное обращение от граждан по вопросу установления ежемесячных страховых выплат лицам летного состава гражданской авиации Российской Федерации, признанных негодными к лётной работе в связи с получением травм в авиационных авариях или профессиональными заболеваниями.
Проблема в том, что в случае получения увечья в авиационных авариях или профессионального заболевания в результате многолетней работы, решение о годности (негодности) к лётной работе авиационного персонала принимает Центральная врачебно-лётная экспертная комиссия гражданской авиации.
По сути, она выносит вердикт гражданину, годен или не годен он к работе по специальности, будет продолжать ли он работу или подлежит увольнению, как правило, по профнепригодности. И соответственно, гражданин получает право на ежемесячные страховые выплаты. Однако, право на получение ежемесячных страховых выплат возникает у работника, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, с момента вынесения заключения медико-социальной экспертизой об утрате профессиональной трудоспособности в течение всего периода нетрудоспособности. Степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ).
При этом, размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднемесячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 г. N 56 утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно п. 1 которых степень утраты профессиональной трудоспособности выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов.
Заявители указывают, что учреждения МСЭ при определении степени утраты профессиональной трудоспособности отказываются признавать её полную утрату, чем нарушают действующее законодательство.
В самом деле, по своей специальности человек категорически не может работать в силу профессионального заболевания (например, потеря слуха - 100 процентная утрата профессиональной трудоспособности).
Однако решение Центральной врачебно-лётной экспертной комиссией гражданской авиации о признании гражданина не годным к лётной работе авиационного персонала не является для МСЭ основанием признать гражданина полностью нетрудоспособным. Попытки граждан обжаловать решения МСЭ в порядке подчиненности и в судебном порядке оказались безрезультатными.
Учитывая, что данный вопрос может быть решен только на федеральном уровне, Уполномоченный обратился за содействием по данному вопросу к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Остается острой проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях.
В Краснодарском крае действует подпрограмма "Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения" государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 декабря 2013 г. N 1620, в рамках которой дошкольные образовательные учреждения увеличатся на 37 объектов. Однако, даже с учетом увеличения количества детских садов, а тем самым и свободных мест, проблема с их нехваткой остается острой.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 11 октября 2013 г. N 1167"
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 4 ст. 62 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В то же время, руководствуясь указанной статьей, в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации, родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Но результатов как правило такие обращения не дают.
Так, например, в адрес Уполномоченного обратилась гражданка Т.Т.Г. с жалобой на отказ в предоставлении ее дочери 2010 года рождения места в детском саду.
Заявитель указала, что состоит на учете в отделе образования по Прикубанскому внутригородскому округу города Краснодара с 09.12.2010 г. Отпуск по уходу за ребенком закончился, необходимо выходить на работу, но ребенку не могут предоставить место в детском саду, оставить его не с кем. Заявитель в своем обращении считает, что сложившаяся ситуация может стать причиной потери рабочего места. Уполномоченный обратился в департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар с просьбой рассмотреть возможность получения места в детском саду, с учетом социального статуса заявителя и низкого материального положения. Вопрос был решен положительно.
4.2. Право на жилище, благоприятные условия проживания и окружающую среду
Как гласит ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Несмотря на проводимую работу, в Краснодарском крае на 01.09.2014 года количество граждан льготных категорий, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, составляет 7306 семей.
Жалобы на нарушения права на жилище приходят Уполномоченному ежегодно, не исключением стал и отчетный период времени.
Одним из аспектов данной тематики жалоб является признание жилья аварийным и непригодным для проживания, возникающие в связи с этим правоотношения граждан с органами власти.
В адрес Уполномоченного поступило обращение гражданки Ш.М.М., в котором она указывает, что постановлением администрации муниципального образования город Кропоткин ее жилье, пострадавшее при наводнении, было признано пригодным для проживания. Данное постановление было отменено Кропоткинским городским судом, а на орган местного самоуправления в лице главы администрации Кропоткинского городского поселения была возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав гражданки Ш.М.М. и членов ее семьи.
Однако указанное решение суда не исполнялось, в связи с этим, 15.04.2011 г. Кропоткинским городском судом Краснодарского края было вынесено решение о признании незаконным бездействия администрации Кропоткинского городского поселения по неисполнению решения Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 24.06.2008 г.
До настоящего времени, решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края не исполнено. Для принятия мер к исполнению данного определения Кропоткинского городского суда администрацией Кропоткинского городского поселения вынесено постановление, согласно которому гражданке Ш.М.М. и членам ее семьи предоставляется по договору социального найма жилое помещение общей площадью 65,5 кв. м. Однако заявитель вместе со своей семьей отказываются от предоставляемого помещения ввиду того, что за прошедшее время численность семьи увеличилась и необходимо раздельное проживание.
Уполномоченный полагает, что выходом из сложившейся ситуации могло бы служить своевременное исполнение решений суда, а также оперативная организация работы службы судебных приставов-исполнителей.
Также актуальной проблемой является обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальным жильем.
По состоянию на 01.12.2014 г. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит 4616 человек.
В адрес Уполномоченного обратилась гражданка Р.Р.П., которая указала, что приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Последующим решением министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края заявитель была исключена из указанных списков в связи с тем, что она, якобы, не соответствует предъявляемым требованиям.
Однако в соответствии с решением Красноармейского районного суда Краснодарского края, администрация муниципального образования Красноармейский район и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края обязаны обеспечить однократное предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
По данному обращению Уполномоченным были направлены запросы в администрацию муниципального образования Красноармейский район, а также в министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края, из ответов которых следует, что гражданка Р.Р.П. была восстановлена в соответствующем списке.
Таким образом, заявителю будет предоставлено благоустроенное жилое помещение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При обращении к Уполномоченному по данному вопросу заявителям разъясняется общий порядок получения жилья, а также указываются адреса и телефоны соответствующих социальных служб, в ведении которых находятся подобные вопросы.
Вместе с тем, приходят жалобы о нарушении прав заявителей муниципальными и государственными органами, которые на протяжении многих лет не могут обеспечить жилыми помещениями данную категорию граждан.
Понятно, что в основе проблемы - отсутствие финансовых средств для приобретения, строительства (в том числе, участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд.
К Уполномоченному обратилась гражданка О.В.С. из г. Гулькевичи по вопросу не предоставления жилья. В обращении она указывает, что согласно справки администрации муниципального образования Гулькевичский район, по состоянию на 14.05.2008 г., ее семья являлась участником подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы.
19.02.2009 г., действуя в рамках, установленных для Программы правил, а также полученных в администрации муниципального образования Гулькевичский район консультаций, она оформила долгосрочный целевой кредит в банке для приобретения жилья.
На 17.02.2014 г., несмотря на обращения в различные ведомства и органы, социальная выплата, предусмотренная физическим лицам, в том числе молодым семьям для частичной оплаты жилищного кредита или займа, ее семье не предоставлена.
Уполномоченным было направлено письмо в администрацию муниципального образования Гулькевичский район с просьбой оказать помощь в предоставлении выплаты семье заявителя в рамках указанной программы.
Из ответа следует, что гражданка О.В.С. подала необходимые документы в администрацию Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района для включения её семьи в списки участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". Её документы рассмотрены.
В настоящее время на территории поселения действует целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2012 - 2014 годы. Целевая программа на период с 2015 года находится в проекте и проходит процедуру согласования. После утверждения программы на 2015 год семья гражданка О.В.С. будет включена в список участников программы.
Настораживает тот момент, что заявитель состоит в этом списке уже с 2008 г., и если так же неспешно вопрос будет решаться и далее, то заявителю исполнится 36 лет и исчезнет сама возможность участия в программе.
Другой немаловажной проблемой Краснодарского края является незаконное строительство, нарушение условий долевого строительства, снос строений и прочее.
Федеральным законодательством закреплено, что управлением в области долевого строительства Краснодарского края, на основании заявлений, осуществляется включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В настоящее время в данный реестр включено 307 граждан.
Законодательством Краснодарского края предусмотрены субсидии на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для подключения (технологического присоединения) жилых домов, строительство которых осуществлялось с привлечением денежных средств граждан, обязательства перед которыми не исполнены застройщиками. Указанные мероприятия направлены на решение вопроса пострадавших граждан - дольщиков.
Вместе с тем, Уполномоченному в отдельных, не терпящих отлагательств случаях, приходилось оперативно реагировать на подобные обращения. Как правило, такие обращения носили коллективный характер.
В адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение граждан, касающееся сноса многоквартирных жилых домов ЖК "Столичный парк" ООО СК "Родина".
В обращении указано, что заявители заключили соглашение о намерениях с ООО СК "Родина", согласно которому граждане должны были внести в полной сумме денежные средства в размере стоимости приобретаемой квартиры и в будущем заключить договор купли-продажи квартиры в жилом доме ЖК "Столичный парк". Более 3000 человек, со слов заявителей, исполнили свои обязательства по договору в полном объёме.
Строительство ЖК "Столичный парк" было начато в 3 квартале 2011 года, в связи с тем, что оно велось без разрешительных документов и с нарушением обязательных требований Градостроительного кодекса РФ, администрацией муниципального образования город Краснодар 12.04.2012 года (через 6 месяцев) было предъявлено исковое заявление в Прикубанский суд города Краснодара о сносе самовольных строений ЖК "Столичный парк" ООО СК "Родина".
Определением Прикубанского районного суда города Краснодара от 17.04.2012 года были приняты обеспечительные меры, направленные на запрет строительства, наложен арест на земельный участок и объекты капитального строительства. Исполнительный лист по принятым обеспечительным мера был направлен 24.04.2012 года в отдел судебных приставов.
Решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 28.05.2013 года иск администрации муниципального образования город Краснодар о сносе 10 объектов капитального строительства ЖК "Столичный парк" удовлетворен.
В настоящее время решением краевого суда отменено решение о сносе. Заявители в судебном порядке признали за собой долю в незавершенном строительстве. Сейчас рассматривается вопрос о поиске инвестора, который будет заканчивать строительство.
Учитывая то, что застройщик находится в розыске, а в отношении организации введена процедура банкротства, заявителям необходимо решать вопрос с конкурсным управляющим, создавать ТСЖ и организовывать поиск (привлечение) инвестора.
По мнению Уполномоченного, в этой и подобных ситуациях правоохранительным и надзорным органам необходимо организовывать профилактические мероприятия, уделять больше внимания проверке документации, а также законности возведения зданий на начальных этапах строительства. Органам местного самоуправления следует информировать граждан о неблагонадежных застройщиках и организовывать телефон доверия для оказания юридической консультации гражданам, желающим вступить в долевое строительство.
Необходимо также отметить, что органами муниципальной власти при исполнении обязательств по обеспечению жильем не всегда учитывается физиологические особенности заявителя.
Так, в адрес Уполномоченного поступило обращение инвалида-колясочника, гражданки И.И.К., в котором она указывает на ненадлежащее исполнение решения суда.
Из материалов жалобы следует, что по решению Ейского городского суда Краснодарского края, администрация Ейского городского поселения была обязана выделить заявителю вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Однако в предлагаемом администрацией Ейского городского поселения помещении невозможно проживать инвалиду-колясочнику, так как оно не соответствует необходимым техническим требованиям.
В связи с этим, Уполномоченным было направлено письмо в администрацию муниципального образования с просьбой рассмотреть возможность предоставления альтернативных вариантов для обеспечения заявителя жилым помещением.
Из полученного ответа следует, что в настоящее время в администрации муниципального образования Ейский район отсутствуют свободные жилые помещения. Жилищный вопрос гражданки И.И.К. может быть решен по мере освобождения муниципального жилищного фонда.
Таким образом, администрация муниципального образования Ейский район подтверждает то, что решение суда не исполнено и в ближайшее время исполнено не будет, чем нарушает установленное судом право заявителя на жилье. В этой связи Уполномоченным направлено письмо в Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю с просьбой взять на контроль исполнение судебного решения.
Для решения проблемы, судебным приставом-исполнителем был привлечен специалист УСЗН для установления соответствия предлагаемого жилого помещения техническим нормам. По итогам проверки сделано заключение о несоответствии данного помещения для проживания маломобильных групп населения.
Гражданка И.И.К. обратилась повторно в суд для разъяснения способа и порядка исполнения решения суда, после чего судебным приставом-исполнителем будут приняты соответствующие меры.
Таким образом, даже при исполнении судебного решения органам местного самоуправления необходимо относится к каждому случаю индивидуально, так как нуждающимися в обеспечении жильем зачастую являются маломобильные граждане, заболевания которых предусматривают особые условия проживания, оборудования квартир специальными техническими средствами.
Уполномоченный полагает, что подобные обращения должны быть на особом контроле у местных властей.
Право на жилище невозможно представить без права на благоприятные условия проживания, любой человек должен жить комфортно и удобно. Однако так получается не всегда.
В адрес Уполномоченного в 2014 году поступали жалобы на неблагоприятные условия проживания.
Так, например, к Уполномоченному обратился пенсионер, ветеран труда, инвалид II группы В.Р.П., 1939 г.р., с жалобой о нарушении жилищных прав. В обращении он указывает, что соседями, при заселении, были устроены ремонтные работы, в результате которых были нарушены санитарные нормы и правила, установлены оградительные конструкции (гараж), нарушен фасад дома (установлены вытяжка, дымовая труба, газопровод).
Уполномоченным было направлено письмо в администрацию муниципального образования Темрюкский район с просьбой о проведении всесторонней проверки указанных в обращении фактов.
Из ответа следует, что, обращение гражданина В.С.П. по вопросу нарушения градостроительного законодательства жильцами многоквартирного жилого дома было рассмотрено с выездом на место, по итогам которого факты, указанные в обращении, подтвердились.
Администрацией Курчанского сельского поселения оформлено письменное предписание гражданке Б.В.С. для устранения вышеуказанных недостатков.
Такого рода обращения не единичны, они указывают на проблему самовольной реконструкции домовладений, квартир, возведения дополнительных конструкций на общедомовом земельном участке, предназначенном для обслуживания и эксплуатации дома.
В таких ситуациях Уполномоченный полагает необходимым рекомендовать гражданам обращаться в органы местного самоуправления, надзорные органы для оказания помощи, проведении проверки законности возведенных конструкций, изменений фасадов и другим жилищно-бытовым вопросам.
В адрес Уполномоченного поступила коллективная жалоба по вопросу строительства многоэтажного жилого дома. Заявители сообщают, что дом строится в самой узкой части переулка - в тупике, ширина подъезда к нему составляет 4 метра. Грузовой транспорт проходит с трудом, при этом создается угроза разрушения ограждения и жилых домов, асфальтового покрытия и подземных коммуникаций. Строительство ведется ежедневно с 6 утра. В переулке проживают пенсионеры, инвалиды, дети, которые лишены покоя из-за шума, вынуждены дышать выхлопными газами, опасаться движения строительного автотранспорта и переносить другие неудобства.
Так же заявители обеспокоены за свою судьбу после окончания строительства 16-ти этажного дома, в котором 128 квартир. По их мнению, их положение только ухудшиться. Они просили застройщика выкупить их домовладения, но предложение не было принято.
Уполномоченным было направлено обращение главе муниципального образования город Краснодар с просьбой рассмотреть данную проблему. Из полученного ответа следует, что по указанному адресу департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар была проведена выездная проверка, по результатам которой решение о строительстве 16-этажного жилого дома было отменено.
Нарушения градостроительных норм строительными организациями довольно часты и поэтому Уполномоченный полагает, что необходимо организовать более тщательный контроль за выдачей разрешений на строительство, за соблюдением законодательства, обязательно учитывать мнение граждан.
Необходимо также обратить внимание на коллективные обращения из садоводческих товариществ. Проблема заключается в том, что у них возникает задолженность по оплате электроэнергии. Члены садоводческого товарищества, которые являются должниками - не оплачивают счета за потребляемую электроэнергию. Вследствие чего компания, которая предоставляет электричество, отключает товарищество целиком, из-за чего страдают добросовестные плательщики, в число которых входят дети, старики, инвалиды, граждане, страдающие тяжелыми формами заболеваний.
В адрес Уполномоченного поступила жалоба от граждан, проживающих по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина, д. 80, некоммерческое садовое товарищество "КТТУ" (НСТ "КТТУ") о законности отключения электроэнергии ОАО "НЭСК".
С 25.05.2014 г. по 03.06.2014 г. была полностью прекращена подача электроэнергии ОАО "НЭСК" в НСТ "КТТУ" на основании образовавшегося долга. В настоящее время, по заявлению граждан, проживающих в НСТ "КТТУ", отделом полиции (Калинино) УМВД России по городу Краснодару выясняются причины образовавшейся задолженности. Также ведется аудиторская проверка деятельности бывшего председателя НСТ "КТТУ" гражданина Ж.Ж.А.
Уполномоченным было направлено письмо в адрес администрации муниципального образования город Краснодар с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, а также помочь гражданам найти пути решения.
Из ответа следует, что, по информации председателя НСТ "КТТ
<< Глава 3. Реализация личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданин |
||
Содержание Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2014 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.