Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 7 апреля 1998 г. N 282
Городская комплексная программа
по охране труда на 1998-2000 годы
Паспорт
городской комплексной программы по охране труда на 1998-2000 годы
Наименование Программы | Городская комплексная программа по охране труда на 1998-2000 гг. |
Наименование, дата и номер принятия решения о разработке Программы |
Постановление Правительства Москвы от 30 января 1996 г. N 93 (п. 7.2 Программы первоочередных мероприятий по введению в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда в г. Москве на 1996-1997 годы) |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Москвы |
Основные разработчики Программы |
Комитет труда и занятости Правительства Москвы Научный центр социально- производственных проблем охраны труда |
Цели и задачи Программы | Цели: - обеспечение безопасности жизни и здоровья работников на предприятиях г. Москвы в процессе трудовой деятельности; - снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в г. Москве; - обеспечение приоритета безопасности и гигиены труда при формировании городской экономической политики Задачи: - реализация государственной политики в области охраны труда работников на производстве; - формирование правовой, экономической, организационно- технической и научной основы для функционирования государственной системы управления охраной труда в г. Москве |
Сроки реализации Программы |
1998-2000 годы |
Перечень основных мероприятий |
Совершенствование правового и нормативного обеспечения охраны труда. Организационное обеспечение охраны труда. Профессиональное образование, пропаганда, информационное обеспечение охраны труда. Научное обеспечение охраны труда. |
Исполнители основных мероприятий |
Научный центр социально- производственных проблем охраны труда Московский городской центр условий и охраны труда Академия труда и социальных отношений Институт государства и права Московский городской центр Госсанэпиднадзора НТЦ "Промышленная безопасность" Московская Федерация профсоюзов |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования по Программе - 6,8 млн. руб. Источник финансирования - Фонд занятости г. Москвы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и сохранение здоровья работников |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Правительство Москвы Комитет труда и занятости Правительства Москвы |
1. Введение
Городская комплексная программа по охране труда на 1998-2000 годы подготовлена Комитетом труда и занятости Правительства Москвы в соответствии с п. 7.2 Программы первоочередных мероприятий по введению в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда в г. Москве на 1996-1997 годы (утверждена постановлением Правительства Москвы от 30 января 1996 г. N 93) и п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы".
Главными стратегическими целями Программы являются:
- обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- гарантия правовой и социальной защиты работников от профессиональных рисков;
- приоритет безопасности и гигиены труда при формировании городской экономической политики.
В соответствии с поставленными целями основные задачи Программы направлены на практическую реализацию государственной политики в области охраны труда, формирование правовой, нормативной, экономической, организационно-технической и научной основы для функционирования системы государственного управления охраной труда в г. Москве. Положение о системе государственного управления охраной труда в г. Москве утверждено постановлением Правительства Москвы N 900 от 23 декабря 1997 г.
В этой связи система программных мероприятий включает работы по следующим направлениям:
1. Совершенствование правового и нормативного обеспечения охраны труда в г. Москве.
2. Организационное обеспечение охраны труда.
3. Профессиональное образование, пропаганда, информационное обеспечение охраны труда.
4. Научное обеспечение охраны труда.
2. Правовое и нормативное обеспечение охраны труда
Основой регулирования условий и охраны труда на предприятиях города является законодательное и нормативно-правовое обеспечение деятельности в этой области органов исполнительной власти города, городских органов надзора и контроля за состоянием охраны труда, профсоюзных органов и общественных организаций, работодателей на всех уровнях управления производством.
Для создания правового обеспечения системы государственного управления охраной труда в г. Москве Программой предусматривается проведение работы по разработке и совершенствованию городских законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда определяют общие федеральные принципы организации охраны труда, которые должны конкретизироваться, развиваться и дополняться законами субъектов Федерации.
Городской комплексной программой по охране труда на 1998-2000 годы предусматривается разработка закона "Об охране труда в городе Москве", создающего правовую основу системы государственного управления охраной труда в г. Москве, в котором законодательно будет установлена ответственность работодателей за обеспечение безопасных условий труда на предприятии, регламентированы требования по переходу от системы льгот и компенсаций, предоставляемых работникам за неблагоприятные условия труда, к системе обеспечения безопасности, предотвращения аварий и несчастных случаев на производстве, конкретизированы положения Основ законодательства Российской Федерации об охране труда.
Принятие закона должно решить следующие основные задачи:
- создать правовую базу для эффективного функционирования системы управления охраной труда в г. Москве;
- предусмотреть гарантии государственной социальной защиты наемным работникам, получившим увечья, или членам семей погибших на производстве;
- обеспечить право работников на защиту своей жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности;
- разработать и задействовать экономические механизмы управления охраной труда на предприятиях города.
Другие важные вопросы, которые найдут свое отражение в разрабатываемых нормативных правовых актах, положениях и правилах, - это регламентация процедуры участия органов исполнительной власти города в расследовании несчастных случаев на производстве, регламентация требований безопасности при лицензировании, сертификации, экспертизе и др.
3. Организационное обеспечение охраны труда
В области организационного обеспечения Программа предусматривает три основных направления работ:
- кодификация городских нормативных правовых актов по охране труда и создание единого городского автоматизированного банка данных. Разработка ряда методических, информационных и справочных материалов для органов исполнительной власти города, участвующих в управлении охраной труда, работодателей и служб охраны труда предприятий, формирования единой системы государственного управления охраной труда от органов исполнительной власти города до служб охраны труда организаций;
- осуществление мероприятий по поэтапному введению на предприятиях г. Москвы новых норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105);
- проведение аттестации рабочих мест с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, на которых заняты женщины и лица моложе 18 лет, разработка программ высвобождения и переобучения женщин и подростков;
- организация системы государственного содействия предприятиям г. Москвы в деле обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Это связано с тем, что тяжелое финансовое положение предприятий, растущие цены ухудшают положение с обеспечением работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Многие предприятия, особенно в сфере малого бизнеса, прекратили приобретение средств индивидуальной защиты, ставя под угрозу жизнь и здоровье людей. Происходит массовый выброс на рынок некачественной спецодежды и спецобуви по демпинговым ценам с целью приобретения сиюминутной выгоды. Особую обеспокоенность вызывает стремление работодателей приобретать дешевую несертифицированную продукцию, что создает угрозу здоровью и безопасности работающих, в то время как отечественные предприятия, выпускающие спецодежду, соответствующую требованиям стандартов, не находят сбыта своей продукции.
Распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 10 ноября 2000 г. N 970-РЗП утвержден Порядок организации учета потребности организаций Москвы в специальной одежде, специальной обуви и других средствах индивидуальной защиты
4. Профессиональное образование, пропаганда, информационное обеспечение охраны труда
В городе отсутствует единая скоординированная система образования в области охраны труда, основанная на концепции непрерывного обучения. Образовательные стандарты не содержат всего перечня вопросов в области охраны труда, которые необходимо изучить будущим специалистам. На обучение выделяются недостаточные средства.
В настоящее время в Москве практически прекращен централизованный выпуск наглядных пособий, плакатов, знаков безопасности, видеофильмов и других средств пропаганды охраны труда. За последние пять лет не опубликован ни один новый учебник по охране труда. Учебно-методические пособия для различных категорий работников публикуются крайне малыми тиражами.
Главной целью проведения работ в области профессионального образования, пропаганды, информационного обеспечения охраны труда является обеспечение общедоступного, гарантированного получения профессионального образования по специальности "Охрана труда", повышение на этой основе уровня сознательного отношения человека к безопасности труда, усиление внимания вопросам пропаганды охраны труда. Для достижения этой цели Программой предусматривается решение следующих задач:
- разработка методического обеспечения по обучению работодателей и наемных работников и контролю их знаний по охране труда;
- разработка информационно-методической базы для введения системы модульного обучения в области охраны труда;
- мероприятия по пропаганде охраны труда;
- создание информационных банков данных по охране труда.
5. Научное обеспечение охраны труда
Создавшееся в последние годы неблагополучное положение с обеспечением здоровых и безопасных условий труда привело к возникновению ряда серьезных негативных проблем в области охраны труда, решение которых возможно только на основе глубоких научных исследований как фундаментальных, так и прикладного характера.
В Программе перед научно-исследовательскими организациями ставятся задачи:
- провести прогнозные исследования изменений в условиях и охране труда на предприятиях города под влиянием научно-технического прогресса и социально-экономического положения в стране;
- изучить научный потенциал г. Москвы в области охраны труда и сформировать банк данных;
- разработать компьютерное программное обеспечение системы сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда, в том числе для предприятий малого бизнеса;
- разработать методики анализа состояния условий и охраны труда в отраслях экономики г. Москвы.
6. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы в 1998-2000 годах осуществляется за счет средств Фонда занятости г. Москвы.
Финансирование внедрения разработанных мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятиях города осуществляется за счет предприятий.
7. Организация управления, механизм реализации Программы и контроль за ее исполнением
Государственным заказчиком, возглавляющим управление реализацией Программы, является Комитет труда и занятости Правительства Москвы.
Он осуществляет управление Программой, контроль за ходом ее выполнения, оказание содействия исполнителям в своевременном выполнении программных мероприятий, проводит оценку эффективности выполняемых работ, согласование выполнения Программы с другими программами, связанными с охраной труда.
Оперативное управление Программой осуществляет Управление труда Комитета труда и занятости Правительства Москвы.
Для реализации Программы намечено привлечь ведущие научно-исследовательские организации, авторитетных ученых и специалистов, работающих в области приоритетных направлений охраны труда, экономистов и юристов.
Объемы финансирования работ по соответствующим мероприятиям Программы определяются договорами, заключаемыми Комитетом труда и занятости с организациями-исполнителями.
8. Социально-экономические результаты реализации Программы
Реализация предусматриваемых Программой мероприятий позволит:
- усовершенствовать систему государственного управления охраной труда на городском уровне;
- сформировать законодательную и нормативную базу обеспечения охраны труда;
- повысить эффективность государственного надзора и контроля по охране труда, экспертизы условий труда;
- повысить эффективность информационного обеспечения и пропаганды охраны труда в средствах массовой информации.
Социальный эффект реализации Городской комплексной программы по охране труда на 1998-2000 годы будет проявляться, прежде всего, в сохранении здоровья и повышении работоспособности работников, сокращении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях города, повышении социальной защищенности работников.
Проведенные расчеты показывают, что только прямые экономические потери отдельных работодателей и города в целом от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно составляют более 260 млн. рублей.
К этим потерям относятся:
- выплаты пособий по временной нетрудоспособности - 18 млн. руб.;
- единовременные выплаты пособий пострадавшим - 6 млн. руб.;
- расходы по возмещению пострадавшим заработка или его части - 170 млн. руб.;
- расходы на социальную, медицинскую или профессиональную реабилитацию пострадавшим - 60 млн. руб.
Кроме того, следует учитывать косвенные убытки, к которым относятся стоимость амбулаторного (клинического) лечения, расходы, связанные с расследованием несчастных случаев и др.
Прогноз ситуации на ближайшие годы показывает, что снижение производственного травматизма к 2001 году в пределах 1% позволит полностью окупить затраты на реализацию мероприятий Программы в сумме 6,8 млн. руб.
Мероприятия городской комплексной программы по охране труда на 1998-2000 годы
N п/п |
Цель проведе- ния ме- ропри- ятия |
Содержание мероприятия | Ответственные исполнители и соисполнители |
Срок выпол- нения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Правовое и норма- тивное обеспе- чение охраны труда |
1. Разработать и представить к рассмотрению в Правительство Москвы проекты законодательных, нормативных правовых актов г. Москвы по охране труда: 1.1. Закон Москвы "Об охране труда в городе Москве" 1.2. Общие правила охраны труда для предприятий и организаций г. Москвы 1.3. Правила проведения обязательной сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда в г. Москве 1.4. Требования охраны труда при лицензировании производственной деятельности в г. Москве 1.5. Порядок проведения экспертизы проектов на строительство новых и реконструкцию действующих производственных объектов г. Москвы на соответствие требованиям охраны труда 1.6. Порядок участия городских органов исполнительной власти в расследовании несчастных случаев на производстве 1.7. Разработать городские нормативные акты и методические рекомендации для предприятий и организаций города по обеспечению безопасного производства работ |
Комитет труда и занятости, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, Институт государства и права, Московская Федерация профсоюзов Комитет труда и занятости, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, Научно- технический центр "Промышленная безопасность", Московский технологический университет Комитет труда и занятости, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, ВНИИ сертификации, "Ростест Москва", Научно- исследовательский институт охраны труда Комитет труда и занятости, Московский городской центр Госсанэпиднадзора, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, Московская Федерация профсоюзов Комитет труда и занятости, Московская государственная Академия легкой промышленности, Научно- исследовательский и проектный институт Госплана г. Москвы, Московский городской центр условий и охраны труда Комитет труда и занятости, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, Московский городской центр условий и охраны труда Комитет труда и занятости, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, Государственный технологический университет, Государственная академия инноваций, Московская Федерация профсоюзов |
IV кв. 1998 г. IV кв. 1998 г. IV кв. 1999 г. IV кв. 1998 г. IV кв. 1998 г. IV кв. 1998 г. IV кв. 2000 г. |
2. | Органи- зацион- ное обеспе- чение охраны труда |
1. Обеспечить развитие и совершенствование системы государственного управления охраной труда в г. Москве |
Комитет труда и занятости, отраслевые и функциональные органы исполнительной власти, Московская Федерация профсоюзов |
1998- 2000 г. |
2. Проводить подготовку ежегодных докладов о состоянии условий и охраны труда в г. Москве |
Комитет труда и занятости, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, Московский городской центр условий и охраны труда, Московская Федерация профсоюзов |
1998- 2000 г. |
||
3. Организовать разработку и издание информационных материалов и методических документов по охране труда для предприятий г. Москвы |
Комитет труда и занятости, Московский городской центр условий и охраны труда, Московская Федерация профсоюзов |
IV кв. 2000 г. |
||
4. Осуществить мероприятия по улучшению условий труда женщин на предприятиях г. Москвы: - по поэтапному введению норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную Постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105); - по разработке и реализации планов (программ) высвобождения женщин с тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, их переобучения и занятости на других видах работ |
Организации и предприятия г. Москвы Организации и предприятия г. Москвы |
1998 г. 1998 г. |
||
5. Провести аттестацию рабочих мест с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, на которых заняты женщины (в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин") и лица моложе 18 лет |
Организации и предприятия г. Москвы |
1998 г. | ||
6. Разработать предложения по уточнению списков производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями, на которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет |
Комитет труда и занятости, Московский городской центр Госсанэпиднадзора |
IV кв. 1998 г. |
||
7. Создать на базе АО "Спецодеждаоптторг" Московский торгово-технический центр по обеспечению предприятий г. Москвы спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты |
Комитет труда и занятости, АО "Спецодеждаопт- торг", Московский городской центр условий и охраны труда |
III кв. 1998 г. |
||
8. Оказывать методическую и практическую помощь: - предприятиям города в создании комитетов (комиссий) по охране труда с включением в них на паритетной основе представителей профсоюзов или других представительных органов работников и работодателей; - работодателям в проведении аттестации рабочих мест |
Комитет труда и занятости, Московский городской центр условий и охраны труда, Московская Федерация профсоюзов Комитет труда и занятости, Московский городской центр условий и охраны труда |
1998- 2000 гг. 1998- 2000 гг. |
||
9. Рассматривать ход выполнения мероприятий по охране труда, включенных в трехсторонние соглашения и коллективные договоры на трехсторонних комиссиях, межведомственной комиссии по охране труда, разрабатывать рекомендации по устранению выявленных недостатков |
Правительство Москвы, Московская Федерация профсоюзов, Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей |
1998- 2000 гг. |
||
10. Обеспечивать включение в коллективные договоры мероприятий по охране труда и осуществлять контроль за их выполнением |
Предприятия и организации, профсоюзные организации |
1998- 2000 гг. |
||
11. Проводить научно- практические конференции, семинары, выставки по охране труда |
Комитет труда и занятости, Московский городской центр условий и охраны труда. АО "Спецодеждаопт- торг", Московская Федерация профсоюзов |
1998- 2000 гг. |
||
12. Провести кодификацию городских правовых актов по охране труда |
Комитет труда и занятости, Институт государства и права, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда |
IV кв. 1999 г. |
||
13. Организовать базовый методический центр по охране труда Восточного административного округа |
Комитет труда и занятости, Закрытое акционерное общество "Авиа- спецмонтаж-Т", Московский городской центр условий и охраны труда |
IV кв. 1999 г. |
||
3. | Профес- сиональ- ное об- разова- ние, пропа- ганда, информа- ционное обеспе- чение охраны труда |
1. Разработать учебно- методические пособия, деловые игры, технические средства обучения по охране труда |
Комитет труда и занятости, Департамент поддержки и развития малого предпринимательст- ва, Академия труда и социальных отношений, Государственная академия инноваций, Комитет по образованию, Московская Федерация профсоюзов |
IV кв. 2000 г. |
2. Разработать учебно- методические материалы для системы модульного обучения по охране труда для предприятий и организаций г. Москвы |
Комитет труда и занятости, Департамент поддержки и развития малого предпринимательст- ва, Международный центр развития модульных систем обучения, Государственный технологический университет, Академия труда и социальных отношений |
IV кв. 1998 г. |
||
3. Организовать проведение пропаганды вопросов охраны труда городскими средствами массовой информации |
Комитет труда и занятости, Управление печати и информации, Московская Федерация профсоюзов |
1998- 2000 гг. |
||
4. Разработать типовые проекты кабинетов по охране труда |
Комитет труда и занятости, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, Научно- производственная фирма "Электон" |
IV кв. 1999 г. |
||
5. Разработать серию плакатов и знаков безопасности по охране труда на основе современных технологий и материалов для организаций и предприятий города |
Комитет труда и занятости, Научно - производственная фирма "Электон", Московский городской центр условий и охраны труда, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда |
III кв. 1999 г. |
||
6. Создать в Комитете труда и занятости информационные банки данных по охране труда |
Комитет труда и занятости, Московский городской центр условий и охраны труда, Научно- производственная фирма "Электон" |
IV кв. 2000 г. |
||
4. | Научное обеспе- чение охраны труда |
1. Разработать прогноз изменений в условиях и охране труда на предприятиях г. Москвы с учетом социально- экономического положения в РФ до 2005 года |
Комитет труда и занятости, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда |
IV кв. 2000 г. |
2. Разработать Комплексную городскую программу по охране труда на 2001-2003 гг. |
Комитет труда и занятости, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, Московский городской центр условий и охраны труда, Московская Федерация профсоюзов |
III кв. 2000 г. |
||
3. Разработать компьютерное программное обеспечение системы сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда |
Комитет труда и занятости, Научно- исследовательский институт медицины труда РАМН, Московский городской центр условий и охраны труда, Научно- исследовательский институт охраны труда |
IV кв. 2000 г. |
||
4. Провести изучение научного потенциала г. Москвы в области охраны труда и разработать его банк данных |
Комитет труда и занятости, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, Московский городской центр условий и охраны труда |
IV кв. 1999 г. |
||
5. Разработать и издать справочное пособие "Опасные и вредные производственные факторы в основных видах технологий, производственных процессах и оборудовании на предприятиях г. Москвы" |
Комитет труда и занятости, Московский городской центр Госсанэпиднадзора, Научно- исследовательский институт медицины труда РАМН |
IV кв. 2000 г. |
||
6. Разработать методики анализа состояния условий и охраны труда в отраслях экономики г. Москвы |
Комитет труда и занятости, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, Московский городской центр условий и охраны труда, Московский городской центр Госсанэпиднадзора, Научно- исследовательский институт медицины труда РАМН |
IV кв. 2000 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.