Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 7 апреля 1998 г. N 282
Программа
содействия занятости населения г. Москвы на 1998 год
(утв. постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 1998 г. N 282)
См. Программу содействия занятости населения г. Москвы на 1999-2000 годы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 9 марта 1999 г. N 160
Паспорт
Программы содействия занятости населения г. Москвы на 1998 год
Наименование Программы Программа содействия занятости населения г.
Москвы на 1998 год
Основание для разработки Закон РФ "О занятости населения в Российской
Программы Федерации" (ст. 26), проект Федеральной
программы содействия занятости населения
Российской Федерации на 1998-2000 гг.
Государственный заказчик Правительство Москвы
Основные разработчики Комитет труда и занятости Правительства Москвы
Программы с участием департаментов и комитетов
Правительства Москвы, Координационного
комитета содействия занятости населения г.
Москвы, Московской Федерации профсоюзов,
Московской Конфедерации промышленников и
предпринимателей
Цели и задачи Программы, В соответствии с Программой
важнейшие программные социально-экономического развития г. Москвы на
показатели 1998 г. целью Программы является обеспечение
эффективной занятости населения г. Москвы.
Приоритетные задачи:
содействие населению, потерявшему доход и
заработок и ищущему работу, в трудоустройстве
на основе совершенствования форм и методов
работы с населением и работодателями, развития
социального партнерства на рынке труда;
сдерживание массового высвобождения и темпов
роста зарегистрированной безработицы (уровень
безработицы в пределах 0,7-0,8% от численности
экономически активного населения);
реализация активной политики занятости;
повышение конкурентоспособности и качества
трудовых ресурсов путем развития системы
профессионального обучения, наращивания его
объемов, совершенствования программ, создания
новых учебных центров и т.д.;
содействие созданию новых, перепрофилированию
устаревших и сохранению действующих рабочих
мест, развитию малого предпринимательства
путем финансовой поддержки предприятий,
безработных граждан, желающих создать
собственное дело;
обеспечение адресной помощи при безработице
молодежи, женщинам, воспитывающим
несовершеннолетних детей, инвалидам и другим
социально слабозащищенным группам населения;
обеспечение безработным социальных гарантий и
материальной помощи при безработице;
создание благоприятных и здоровых условий
труда путем развития системы охраны труда на
предприятиях Москвы, регулирования
социально-трудовой сферы и развития социальных
гарантий на производстве на основе
коллективных договоров;
создание условий для реализации москвичами
права на труд путем регулирования миграционных
процессов, регулирования использования труда
иностранной рабочей силы;
расширение перечня и объемов посреднических
услуг на рынке труда для населения и
работодателей на основе развития структуры и
материально-технической базы органов по труду,
занятости и миграции населения.
Сроки реализации Программы В течение 1998 г.
Объемы и источники Финансовые затраты на реализацию Программы за
финансирования счет средств Фонда занятости населения г.
Москвы составят в 1998 г. 1620,7 млн. руб. из
расчета 1,5% социального налога и 20%
отчислений в Государственный фонд занятости
населения РФ (с учетом деноминации рубля)
Ожидаемые конечные Реализация Программы позволит в 1998 г.
результаты реализации сдержать рост официально зарегистрированной
Программы безработицы на уровне 0,7-0,8% от численности
экономически активного населения.
Система организации Контроль за реализацией Программы осуществляют
контроля за исполнением Комитет труда и занятости совместно с
Программы Департаментом экономической политики и
развития г. Москвы, органами Правительства
Москвы, курирующими социальную сферу.
Введение
Программа содействия занятости населения г. Москвы на 1998 год (далее - Программа) разработана Комитетом труда и занятости совместно с департаментами и комитетами Правительства Москвы, префектурами административных округов, согласована с Московской Федерацией профсоюзов и Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей, Координационным Комитетом содействия занятости населения г. Москвы.
Программа является неотъемлемой частью программы социально-экономического развития Москвы, среднесрочной программой Правительства Москвы на 1998-2000 годы, других городских целевых программ, направленных на структурную перестройку экономики Москвы, стабилизацию занятости населения, социальную защиту москвичей при безработице.
Программа разработана в развитие Программы содействия занятости на 1997 г. с учетом итогов ее выполнения и на основе прогноза рынка труда г. Москвы на 1998 г.
Главной целью Программы является обеспечение эффективной занятости населения г. Москвы и стабилизация уровня безработицы.
Положение на рынке труда.
Итоги 1997 г.
Рынок труда г. Москвы в 1997 г. формировался под влиянием процессов, происходивших в социально-экономической жизни города.
Реализация Программы Правительства Москвы в 1997 г. позволила преодолеть негативные последствия кризиса бюджетно-финансовой системы страны, сохранить стабильность в городском хозяйстве, материальном производстве и социальной сфере.
В 1997 г. в Москве остановлен спад промышленного производства и наметился его рост по сравнению с уровнем 1996 г.
Вместе с тем структурная перестройка экономики, недостаточная инвестиционная активность, отсутствие и задержка бюджетного финансирования оборонных отраслей и предприятий федеральной собственности, ухудшение демографической ситуации отразились на состоянии занятости и формировании рынка труда Москвы.
Численность занятых в экономике города за отчетный период возросла на 0,3% и составила 5139 тыс. человек (приложение 1) за счет таких отраслей экономики, как торговля и общественное питание (на 40 тыс. человек), жилищно-коммунальное хозяйство (на 7 тыс. человек), образование (на 6 тыс. человек), материально-техническое снабжение (на 5 тыс. человек). Сокращение занятых произошло в таких важнейших отраслях экономики, как промышленность (на 40 тыс. человек), строительство (на 10 тыс. человек), наука и научное обслуживание (на 6 тыс. человек).
Недостаточная эффективность занятости во многом определялась излишней рабочей силой или скрытой безработицей, которая, по оценкам Комитета, в 1997 г. составила около 280 тыс. человек, из них 84,0 тыс. человек вынужденно работали в режиме неполной занятости и 196,0 тыс. человек находились в вынужденных отпусках по инициативе администрации предприятий.
Финансовое положение предприятий г. Москвы в 1997 г. было нестабильным. Количество нерентабельных предприятий только в 1 полугодии 1997 г. выросло в 1,2 раза по сравнению с декабрем 1996 г. и составило 470 единиц.
В 1997 г., по сведениям предприятий, планирующих высвобождение работников, предполагалось высвободить около 35,2 тыс. человек (на 3 тыс. человек меньше по сравнению с 1996 г.), в том числе 15,0 тыс. человек подлежали массовому высвобождению.
Распределение высвобождаемых работников составило по причинам увольнения: в связи с сокращением объемов производства - 41%, реорганизацией - 21%, совершенствованием структуры управления - 13%, прекращением финансирования - 13%, ликвидацией предприятий - 13%, по отраслям экономики: в промышленности - 32%, из аппарата управления - 9,8%, в строительстве - 9,2%, из науки и научного обслуживания - 14%, транспорта - 7,2%.
В 1997 г. число обращений граждан и работодателей в городскую службу занятости составило 2719,9 тыс. человек (на 33,7% больше по сравнению с 1996 г.), что связано с ситуацией на рынке труда: структурной перестройкой экономики, переходом скрытой безработицы в реальную, высвобождением работников с предприятий. Кроме того, это обусловлено улучшением информирования населения и работодателей об услугах, предоставляемых службой занятости.
Масштабы скрытой безработицы снизились в 1997 г. по сравнению с 1996 г. на 70 тыс. человек и составили 280 тыс. человек (в среднегодовом исчислении).
На конец 1997 г. списочная численность безработных составила 37,5 тыс. человек (на начало года - 43,9 тыс. человек), что свидетельствует о наметившейся стабилизации безработицы (рис. 1).
Уровень безработицы в 1997 г. продолжал оставаться самым низким в Российской Федерации - 0,8% от численности экономически активного населения, а к концу года снизился на 0,1 процентных пункта и составил 0,7%.
(На рис. 1 приводится схема динамики численности зарегистрированных безработных граждан в службе занятости г. Москвы)
Снижение численности безработных граждан обусловлено проведением Комитетом труда и занятости комплекса мер по опережающему обучению (более 3,2 тыс. человек) и трудоустройству высвобождаемых работников до момента высвобождения (более 5 тыс. человек). Высвобождение работников сдерживалось также за счет компенсационных выплат из средств Фонда занятости г. Москвы.
Расширилось взаимодействие службы занятости с работодателями по формированию городского банка вакансий и подбору подходящих, в том числе высококвалифицированных кадров.
В 1997 г. численность работников, занятых на малых предприятиях, составила около 1,7 млн. человек (или на 6,3 процента больше по сравнению с 1996 г.), а с учетом совместителей и работающих по договорам подряда их численность составила более 3,3 млн. человек.
В связи с этим потребность предприятий, заявленная в службу занятости, выросла с 55,1 тыс. вакансий в конце 1996 г. до 99,6 тыс. в конце 1997 г., причем в сравнении с прошедшим периодом возросло число вакансий по профессиям рыночной экономики и с заработной платой, равной или выше прожиточного минимума.
На конец 1997 г. на одного безработного приходилось около 2,7 вакансий, из них на одного безработного рабочего приходилось 4,8 свободных рабочих мест, а на одного безработного служащего - 1,6 вакансии.
Доля служащих среди безработных в течение года составила 61-62 процента. Удельный вес рабочих среди безработных стабилизировался на уровне 34 процентов. Доля впервые ищущих работу граждан, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства, снизилась с 5 до 4 процентов.
По-прежнему отмечалась высокая доля женщин в составе безработных: от 66 процентов в начале 1997 г. до 68 процентов в конце года.
Молодежь в возрасте от 16 до 30 лет составила 13 процентов среди безработных, то есть на конец 1997 г. уменьшилась на 4 процента по сравнению с 1996 г.
Численность безработных инвалидов III группы в конце 1997 г. достигла 1250 человек (на 43 человека больше по сравнению с 1996 г.), а их доля среди безработных увеличилась до 3,3 процента (на 0,6 процентных пункта больше, чем в 1996 г.).
В 1997 г. проходили количественные и качественные изменения в продолжительности безработицы. Доля временной безработицы (до 4 месяцев) снизилась с 47 процентов в конце 1996 г. до 42 процентов - в конце 1997 г. Удельный вес долговременной безработицы (от 8 месяцев до года и более одного года) вырос на 7 процентов (с 27 процентов в начале года до 34 процентов - в конце года), а численность безработных данной группы увеличилась на 10 процентов.
В 1997 г. Комитетом труда и занятости в различные отрасли экономики были направлены более 284 тыс. человек (на 22,6 тыс. человек больше по сравнению с 1996 г.) (приложение 2).
Службой занятости в 1997 г. были обеспечены профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации более 26,7 тыс. человек, в том числе 11,1 тыс. безработных (рис. 2), 3,2 тыс. высвобождаемых работников (опережающее обучение), 12,4 тыс. работников предприятий (за счет средств предприятий).
В числе безработных, прошедших обучение, женщины составили 66 процентов, молодежь в возрасте 16-29 лет - 45 процентов.
Профессиональное обучение безработных граждан в 1997 г. было организовано на базе 86 образовательных учреждений города. Для профессионального обучения безработных граждан предлагалось более 150 направлений, обучение в 1997 г. было проведено по 126 профессиям. В прошедшем году была открыта переподготовка безработных по 22 новым для развития экономики города программам обучения: информационные системы в экономике, компьютерные системы и сети, менеджмент в сфере недвижимости, оценка недвижимости, оценка машин и оборудования, банковское дело, налоговая работа и др.
В 1997 г. профессиональную подготовку в ПТУ проходили 82 тыс. человек, в колледжах (на дневном отделении) - 18 тыс. человек, в вузах (на дневном отделении) - 253,9 тыс. человек, в том числе окончили вузы (дневное отделение) 45,9 тыс. человек (из них 80% составляют москвичи).
(На рис. 2 приводится схема численности безработных граждан, направленных на профессиональное обучение в соответствии с количеством оплаченных договоров на обучение.)
Увеличение объемов и расширение возможностей трудоустройства незанятого населения, высвобождаемых работников и безработных граждан было достигнуто за счет создания более 37,3 тыс. новых рабочих мест в инфраструктуре города (больницы, школы, объекты бытового обслуживания населения, общественного питания и др.), промышленности, торговле и других отраслях экономики, из них около 12 тыс. новых рабочих мест было создано в малом бизнесе (за счет средств Фонда поддержки малого предпринимательства).
Около 18 тыс. вновь созданных, сохраненных и перепрофилированных рабочих мест было профинансировано Комитетом труда и занятости за счет средств Фонда занятости г. Москвы на общую сумму 117,8 млрд. рублей, или 46,9 процента от общего числа созданных в городе рабочих мест, в том числе 9,2 тыс. вновь созданных рабочих мест - на сумму 114,0 млрд. рублей, 8,3 тыс. рабочих мест было сохранено за счет компенсационных выплат на сумму 3,8 млрд. рублей.
Финансовую поддержку получили 50 предприятий города на создание и сохранение рабочих мест. Предприятиям, создающим новые рабочие места для инвалидов и молодежи, предоставлялись льготные кредиты и безвозвратные ссуды.
Стоимость создания (сохранения) одного рабочего места в среднем по всем отраслям экономики в 1997 г. составила 17,6 млн. рублей (в ценах 1996 г.), что на 4,9 млн. рублей меньше по сравнению с 1996 г. В малом бизнесе стоимость одного рабочего места составила 10,6 млн. рублей, что на 1,2 млн. рублей меньше по сравнению с предыдущим годом. Оценка экономической эффективности создания (сохранения) рабочих мест в промышленности за счет средств Фонда занятости г. Москвы в 1997 г. представлена в приложении 3.
Профессиональное обучение безработных навыкам предпринимательства, создания собственного дела, выделение субсидий 150 безработным на общую сумму 3,4 млрд. рублей позволили создать малые предприятия и организовать индивидуальную трудовую деятельность. В результате на их основе было создано 205 рабочих мест.
В 1997 г. Комитет труда и занятости значительно увеличил масштабы общественных и временных работ для безработных граждан, незанятого населения и учащейся молодежи, что позволило снизить напряженность на рынке труда, обеспечить своевременное проведение общественных работ по благоустройству и озеленению города, реконструкции городских объектов к празднованию 850-летия основания Москвы.
В отчетном году на общественные работы службой занятости были направлены 26,4 тыс. человек, в том числе 19,7 тыс. человек - на работы по благоустройству города к 850-летнему юбилею Москвы (приложение 4).
Вдвое по сравнению с 1996 г. выросло число граждан, принявших участие в общественных работах.
Комитет труда и занятости участвовал в реализации городских программ по содействию занятости и социальной защите граждан, особо нуждающихся в социальной защите: подростков и молодежи, учащихся учебных заведений, включая детей - инвалидов и детей - сирот; женщин, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; инвалидов, имеющих трудовые рекомендации; военнослужащих, уволенных в запас из Вооруженных Сил РФ, и членов их семей; лиц без определенного места жительства и др. (приложение 5).
В 1997 г. Комитетом было создано и сохранено 3,9 тыс. рабочих мест для молодежи и инвалидов. Комитет оказал финансовую поддержку 3 центрам медико-социальной реабилитации инвалидов и 17 центрам социально-трудовой адаптации подростков и молодежи.
Дальнейшее развитие в 1997 г. получила программа содействия занятости молодежи "Молодежная практика". Более 450 предприятий г. Москвы представили в комитет вакансии для реализации данной программы. По программе "Молодежная практика" были трудоустроены 733 человека из числа молодежи, из них 135 человек после прохождения практики были приняты на постоянную работу.
Во временных оплачиваемых работах по благоустройству школ, ПТУ и прилегающих к ним территорий в 1997 г. приняли участие 23,9 тыс. подростков и учащейся молодежи.
В лагерях труда и отдыха трудились 1,4 тыс. школьников из числа детей безработных, малоимущих семей, подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Снижению уровня безработицы, повышению социальной защищенности и расширению возможностей трудоустройства граждан способствовала реализация мероприятий программы развития сети учреждений службы занятости г. Москвы: создание новых учебных, модельных, деловых и специализированных центров (для молодежи, женщин, инвалидов и офицеров), предоставивших современные и качественно новые услуги населению.
Финансирование мероприятий Программы содействия занятости на 1997 г. осуществлялось за счет средств Фонда занятости г. Москвы.
В 1997 г. было предусмотрено исполнение доходов и расходов бюджета Фонда занятости населения г. Москвы в сумме 1198,0 млрд. руб., в том числе доходная часть - за счет поступлений страховых взносов в сумме 947,7 млрд. руб.
Фактическое исполнение доходов Фонда занятости в 1997 г. составило 1123,9 млрд. руб. (или 94,5% от запланированных), в том числе по поступлениям страховых взносов - 1009,6 млрд. руб. (106,5% к плану). Собираемость платежей в Фонд занятости достигла 93%.
Исполнение расходных статей бюджета Фонда занятости в 1997 г. было полностью обеспечено его доходами.
Отчисления в Государственный фонд занятости РФ в размере 20% от поступлений страховых взносов выполнены в 1997 г. в полном объеме и составили 182,2 млрд. руб., что на 37,0 млрд. руб. больше по сравнению с 1996 г.
Реализация активной политики занятости, социальная защита москвичей при безработице на основе развития социального партнерства Правительства Москвы с профсоюзами и работодателями позволили в 1997 г. смягчить ситуацию на рынке труда, снизить уровень безработицы, обеспечить социальную поддержку граждан.
Прогноз рынка труда и политики занятости на 1998 г.
На основе анализа формирования рынка труда в 1997 г., заданий программы социально-экономического развития г. Москвы на 1998 г. разработан прогноз рынка труда на 1998 г. и определены приоритеты - главные направления политики занятости на 1998 г. (приложения 6, 7).
Концепция социально-экономического развития г. Москвы на 1998-2000 годы и Программа Правительства Москвы на 1998 г. предусматривают стабилизацию и рост объемов промышленного производства, валового регионального продукта за счет структурной перестройки, проведения активной инвестиционной политики, направленной на развитие автомобилестроения, легкой, текстильной промышленности, обеспечение государственным и городским заказами предприятий оборонного комплекса, развитие строительной индустрии и инфраструктуры города. Правительством Москвы предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение социальной защиты населения, повышение благосостояния москвичей.
Главными приоритетами политики занятости Правительства Москвы в 1998 г. будут: сдерживание массового высвобождения, стабилизация занятости и поддержание официально зарегистрированного уровня безработицы в г. Москве на уровне 1997 г.; повышение конкурентоспособности москвичей на рынке труда, обеспечение адресной помощи при безработице молодежи, инвалидам, женщинам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; финансовая поддержка экономики города путем создания новых, сохранения действующих и перепрофилирования устаревших рабочих мест; содействие развитию малого бизнеса, предпринимательству и самозанятости, общественных работ в целях обеспечения занятости населения и структурной перестройки экономики города.
В результате реализации мероприятий программы Правительства Москвы, Программы содействия занятости на 1998 г. ожидается стабилизация уровня официально зарегистрированной безработицы на уровне 1997 г. - в пределах 0,7-0,8% от численности экономически активного населения. Списочная численность безработных на конец 1998 г. может составить 38 тыс. человек.
В связи с увеличением удельного веса молодежи, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов среди высвобождаемых граждан ожидается незначительный рост средней продолжительности безработицы в 1998 г., а также половозрастной и профессионально-квалификационной структуры безработицы.
В результате ликвидационных и реорганизационных процедур на предприятиях - банкротах в 1998 г. ожидается высвобождение около 5 тыс. человек. В целом за год может быть высвобождено около 38 тыс. человек.
В целях сдерживания массового высвобождения потребуется укрепить взаимодействие службы занятости с работодателями, профсоюзами по опережающему обучению и трудоустройству высвобождаемых работников, контролю выполнения коллективных договоров в части предоставления работодателями трудовых и социальных гарантий работникам предприятий, соблюдения законодательства о труде и занятости, создания здоровых и безопасных условий труда.
На основе развития социального партнерства, углубления взаимодействия с работодателями и расширения перечня услуг, предоставляемых Комитетом труда и занятости, городской банк вакансий будет расширен до 100-110 тыс. свободных рабочих мест вакантных должностей. В связи с развитием рыночного сектора экономики, малого предпринимательства значительно улучшится и качество самих вакансий, вырастут число и доля вакансий, привлекательных для москвичей, с уровнем заработной платы выше прожиточного минимума.
Дальнейшее развитие в 1998 г. получит направление политики занятости по совершенствованию кадрового потенциала предприятий, опережающему обучению высвобождаемых работников, внедрению системы госзаказа на подготовку и переподготовку персонала. По заказам предприятий планируется подготовить и переподготовить 18,8 тыс. человек, из них около 3 тыс. высвобождаемых работников будут направлены на опережающее обучение при модернизации производства.
Городской службой занятости на профессиональное обучение будут направлены около 15 тыс. безработных граждан по приоритетным для города профессиям и специальностям.
Важнейшими мерами, направленными на стабилизацию занятости и структурную перестройку экономики, в 1998 г. будут: финансовая поддержка за счет средств Фонда занятости г. Москвы создания (сохранения) 17 тыс. рабочих мест в приоритетных отраслях экономики, развития предпринимательства и самозанятости (200 безработных получат субсидии на создание собственного дела и организацию индивидуальной трудовой деятельности), сохранения 15 тыс. рабочих мест за счет компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках по инициативе администрации предприятий базообразующих (включая ВПК) отраслей экономики города.
В результате проведения активной политики занятости городская служба занятости окажет содействие в трудоустройстве более 250 тыс. москвичей. В различные отрасли экономики города будут направлены более 300 тыс. человек, из них около 50 тыс. иностранных граждан, направляемых в отрасли, хронически испытывающие дефицит рабочей силы (строительно-ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы в строительстве, на городской транспорт и др.).
Более 140 тыс. безработных граждан и членов их семей (иждивенцев) будут обеспечены в 1998 г. материальной поддержкой при безработице в виде пособий по безработице, материальной помощи, дотаций и компенсаций, досрочных пенсий, стипендий (при профессиональном обучении).
Важнейшим условием реализации программных мер в 1998 г. станет дальнейшее развитие сети учреждений службы занятости, внедрение современных автоматизированных технологий, расширение услуг для населения и работодателей и информации о них.
Финансирование Программы содействия занятости на 1998 г. будет осуществлено за счет средств Фонда занятости г. Москвы.
Рис. 3
Деятельность Комитета труда и занятости
по обеспечению занятости населения г. Москвы в 1998 году
/-----------------\
|Обратятся впервые|
/-------------|в службу занятос-|---------\
| |ти за содействием| |
| |в трудоустройстве| |
| |277,0 | |
| \-----------------/ |
V V
/--------\ /---------\
|Не заня-| |Занятые |
|тые тру-| |трудовой |
|довой | |деятель- |
|деятель-| |ностью |
|ностью | |56,0 уча-|
| 194,0 | |щиеся -|
\--------/ |27,0 |
| \---------/
V V
/-------------------------\ /------------------\
V V V V V
/----------\ /-------------------\ /------\ /-------\ /-----\
|Поставлены| |Будут состоять на| |Трудо-| |Сняты с| |Сос- |
|на учет| |учете как безработ-| |устро-| |учета | |тоят |
|как ищущие| |ные в течение года| |ятся | |41,0 | |на |
|работу | |137,5 | |при | | | |учете|
|94,0 | |поставлены на учет | |содей-| | | |в |
\----------/ |в 1998 г. - 100,0 | |ствии | | | |служ-|
| |переходят с | |службы| | | |бе |
| |1997 г. - 37,5 | |заня- | | | |заня-|
| | | |тости | | | |тости|
| | | |27,0 | | | |на |
| | | | | | | |конец|
| | | | | | | |года |
| | | | | | | |15,0 |
| \-------------------/ \------/ \-------/ \-----/
/-----+------\ | |
V | V V \----------------------------\
/------\ | /--------\ /-------------\ |
|Трудо-| | |Трудоус-| |Снято с учета| |
|устро-| | |троятся | |безработных | |
|ятся | | |при со-| |за год | |
|самос-| | |действии| |99,5 | |
|тоя- | | |службы | \-------------/ |
|тельно| | |занятос-| | |
|36,0 | | | ти 10,0| | |
\------/ | \--------/ V |
| /-----------------------------------------\ |
| V V V V V |
| /-------\ /--------\ /------\ /-----\ /------\ |
| |Трудо- | |Трудоус-| |Нап- | |Офор-| |Предп-| |
| |устро- | |троены | |равле-| |млено| |риняли| |
| |ены на | |на соз-| |но на| |на | |само- | |
| |вакан- | |данные | |профо-| |дос- | |поиск | |
| |сии | |рабочие | |буче- | |роч- | |работы| |
| |30,0 | |места | |ние | |ную | |(снято| |
V \-------/ |15,0 | |15,0 | |пен- | |по | |
/--------\ \--------/ |(тру- | |сию | |другим| |
|Состоят | |доуст-| |16,0 | |причи-| |
|на учете| |роены | \-----/ |нам) | |
|в службе| |после | |23,5 | |
|занятос-| |профо-| \------/ |
|ти на| |буче- | |
|конец | |ния | /------/
|года | |10,0) | V
|48,0 | \------/ /--------------\
\--------/ |Имеют статус |
|безработных на|
|конец года |
|38,0 |
\--------------/
Справочно:
1. Обратятся впервые в службу занятости за содействием в трудоустройстве - 277,0
2. Численность безработных на начало 1998 г. - 37,5
Всего (стр. 1 + стр. 2) - 314,5
3. Трудоустроятся при содействии службы занятости - 97,0
4. Трудоустроятся самостоятельно - 100,5
5. Оформлено на досрочную пенсию - 16,0
Всего (стр. 3 + стр. 4 + стр. 5) - 213,5
6. Ищущие работу, состоящие на учете на конец 1998 г. - 63,0
7. Численность безработных на конец 1998 г.
(стр. 1 + стр. 2 - стр. 3 - стр. 4 - стр. 5 - стр. 6) - 38,0
Мероприятия программы
содействия занятости населения г. Москвы на 1998 год
Перечень основных подпрограмм
Программы содействия занятости населения г. Москвы на 1998 г.
N п/п |
Наименование подпрограмм |
Основные цели и задачи |
Ответственные исполнители и соисполнители |
Показатели |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Содействие занятости населения | ||||
1.1. | Содействие трудоустрой- ству населе- ния, совер- шенствование взаимодей- ствия с рабо- тодателями в подборе кад- ров, органи- зация ярмарок вакансий, межрегиональ- ный обмен рабочей силы |
1. Реализация права граждан на свободно избранную за- нятость, со- действие в трудоустрой- стве населе- ния, ищущего работу и обра- тившегося в службу заня- тости |
Комитет труда и занятости |
251,0 тыс. человек |
2. Совершенст- вование взаи- модействия с работодателями в подборе под- ходящих высо- коквалифициро- ванных кадров, в формирова- нии, обновле- нии и пополне- нии городского банка вакан- сий, свободных рабочих мест и должностей служащих |
Комитет труда и занятости, Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей |
банк вакансий более 100,0 тыс. вакансий |
||
3. Содействие трудоустрой- ству населения путем органи- зации и прове- дения ярмарок вакансий в ад- министративных округах г. Москвы |
Комитет труда и занятости, префектуры, предприятия г. Москвы |
24 ярмарки вакансий 80 тыс. человек 20 тыс. вакансий |
||
4. Содействие в трудоустрой- стве москвичей на предприяти- ях регионов Российской Федерации. Содействие в трудоустрой- стве иногород- них россиян на предприятиях, в учреждениях и организациях г. Москвы, ис- пытывающих дефицит рабо- чей силы |
Комитет труда и занятости |
по заявкам предприятий регионов РФ по заявкам московских предприятий |
||
1.2. | Развитие тру- довых ресур- сов. Содей- ствие заня- тости населе- ния, предотв- ращение мас- совых высво- бождений ра- ботников |
1. Проведение мониторинга экономических показателей развития соци- ально-трудо- вой сферы го- рода |
Комитет труда и занятости, Мосгоркомстат |
Мониторинг социально- трудовой сферы представляется в Правительство Москвы |
2. Обеспечение реализации порядка квоти- рования рабо- чих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях г. Москвы |
Комитет труда и занятости |
реализация порядка квотирования, информирование предприятий о порядке квотирования и контроль за его выполнением, обеспечение работы городской комиссии |
||
3. Содействие занятости выс- вобождаемых работников в период, пред- шествующий высвобождению, в результате перепрофилиро- вания, модер- низации произ- водств, реали- зации процедур банкротства, на свободные рабочие места и вакантные должности, имеющиеся в городском бан- ке вакансий; опережающее их обучение и перераспреде- ление на дан- ном и родст- венных по про- филю предпри- ятиях |
Комитет труда и занятости, предприятия г. Москвы |
4,0 тыс. человек | ||
4. Разработка дополнительных мер по предуп- реждению мас- совых высво- бождений ра- ботников (при росте уровня официально зарегистриро- ванной безра- ботицы до 1,2%) |
Комитет труда и занятости, департаменты и комитеты Правительства Москвы |
антикризисная программа |
||
2. Адаптация населения к условиям рынка труда | ||||
2.1. | Профессио- нальное кон- сультирова- ние, профори- ентация и психологичес- кая поддержка населения |
1. Содействие безработным гражданам и высвобождаемым работникам в выборе сферы деятельности, профессии или специальности, направления обучения и формы занятос- ти в соответс- твии с их лич- ностными инте- ресами и воз- можностями, а также потреб- ностями рынка труда |
Комитет труда и занятости, Государственный центр профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, институт психологии РАН, ООО "Вент" |
28,0 тыс. человек |
2.2. | Профессио- нальная под- готовка, пе- реподготовка и повышение квалификации безработных граждан и высвобождае- мых работни- ков |
1. Предостав- ление безра- ботным гражда- нам и высво- бождаемым ра- ботникам, в том числе осо- бо нуждающимся в социальной защите, воз- можности полу- чения профес- сии (специаль- ности), пере- подготовки и повышения ква- лификации в образователь- ных учреждени- ях г. Москвы, Московском учебном центре и других учеб- ных центрах Комитета труда и занятости (приложение 9) |
Комитет труда и занятости, Московский учебный центр, образовательные учреждения г. Москвы |
15,0 тыс. человек |
2. Адаптация безработных граждан и выс- вобождаемых работников к условиям рын- ка, професси- ональное обу- чение безра- ботных граждан по перспектив- ным для разви- тия экономики и инфраструк- туры города профессиям и специальностям (приложение 9) |
Комитет труда и занятости, Московский учебный центр, департаменты, комитеты Правительства Москвы, образовательные учреждения г. Москвы |
6,0 тыс. человек | ||
3. Осуществле- ние опережаю- щего професси- онального обу- чения высво- бождаемых ра- ботников с предприятий, осуществляющих обучение под будущее разви- тие, модерни- зацию и переп- рофилирование производства |
Комитет труда и занятости, Московский учебный центр |
3,0 тыс. человек | ||
4. Осуществ- лять професси- ональное обу- чение работни- ков предпри- ятий во испол- нение городс- ких социальных программ, нап- равленных на обеспечение занятости раз- личных катего- рий населения города (АМО "ЗИЛ", АО "Москвич"; программа "Развитие про- фессионального образования в Москве" и др.) |
Комитет труда и занятости, Московский учебный центр, образовательные учреждения г. Москвы, предприятия г. Москвы |
по заказам предприятий |
||
3. Экономическая поддержка занятости населения | ||||
3.1. | Финансирова- ние инвести- ционных про- ектов по соз- данию и сох- ранению рабо- чих мест |
1. Содействие занятости выс- вобождаемых и безработных граждан путем организационно -методической и финансовой помощи работо- дателям на конкурсной и договорной ос- нове в созда- нии новых (до- полнительных), перепрофилиро- вании устарев- ших, сохране- нии действую- щих рабочих мест. Заключе- ние договоров в 1998 г. и контроль их выполнения: 1.1. По адми- нистративным округам, всего в том числе: 1.1.1. Цент- ральный 1.1.2. Север- ный 1.1.3. Северо -Восточный 1.1.4. Восточ- ный 1.1.5. Юго- Восточный 1.1.6. Южный 1.1.7. Юго- Западный 1.1.8. Запад- ный 1.1.9. Северо -Западный 1.1.10. Зеле- ноградский 1.2. По отрас- лям народного хозяйства: 1.2.1. Промыш- ленность, включая предп- риятия, реали- зующие эколо- гические про- екты, всего из них: легкая про- мышленность предприятия, применяющие труд инвали- дов, всего из них: ЗАО "Горспец- пром" (поста- новление Пра- вительства Москвы от 14.10.97 N 730 "О Программе поддержки про- мышленных предприятий города, приме- няющих труд инвалидов, на 1998-2000 годы"); 1.2.2. Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирова- ния рынка; 1.2.3. Непро- изводственные виды бытового обслуживания; 1.2.4. Здраво- охранение, физическая культура и социальное обеспечение; 1.2.5. Образо- вание (поста- новление Пра- вительства Москвы от 06.05.97 N 318 "О состоянии и развитии про- фессионального образования в г. Москве"), включая учреж- дения, реали- зующие эколо- гические про- екты; 1.2.6. Наука и научное обслу- живание, вклю- чая учрежде- ния, реализу- ющие экологи- ческие проекты 1.2.7. Общест- венные объеди- нения |
Комитет труда и занятости, департаменты, комитеты Правительства Москвы, префектуры административных округов, предприятия г. Москвы |
16050 рабочих мест 16050 рабочих мест в том числе: 1300 350 500 6900* 800 2550 1600 950 950 150 16050 рабочих мест в том числе: 8300 из них: 2000 2000 из них: 1498 300 3000 600 3700 100 50 |
2. Обеспечение контроля за реализацией договоров по созданию новых (дополнитель- ных), сохране- нию действую- щих и перепро- филированию устаревших рабочих мест для высвобож- даемых и без- работных граж- дан, в том числе граждан, нуждающихся в социальной защите, заклю- ченных в 1993-1997 гг., всего в том числе по отраслям на- родного хозяй- ства: 2.1. Промыш- ленность, включая предп- риятия, реали- зующие эколо- гические про- екты, всего из них: АМО "ЗИЛ" (постановление Правительства Москвы от 08.10.96 N 845 "О мерах по выводу в 1996-1997 гг. Акционерного московского общества "За- вод им. И.А. Лихачева" из кризисного состояния") ЗАО "Горспецп- ром" 2.2. Прочие виды деятель- ности сферы материального производства; 2.3. Непроиз- водственные виды бытового обслуживания населения, всего из них: БФТ "Диана- Фонд" (поста- новление Пра- вительства Москвы от 09.01.96 N 22 "О реконструк- ции и модерни- зации химчис- ток - прачеч- ных г. Моск- вы") 2.4. Здравоох- ранение, физи- ческая культу- ра и социаль- ное обеспече- ние |
Комитет труда и занятости, департаменты, комитеты Правительства Москвы, префектуры |
1155 рабочих мест 643 250 331 64 93 из них: 79 355 |
||
3. Обеспечение проведения социальной эк- спертизы го- родских инвес- тиционных программ в части их вли- яния на созда- ние и сохране- ние рабочих мест |
Комитет труда и занятости, департаменты, комитеты Правительства Москвы, префектуры |
подготовка заключения в Инвестиционный совет Правительства Москвы |
||
3.2. | Содействие самозанятости и развитие предпринима- тельства |
1. Консульти- рование безра- ботных граждан по организации индивидуально -трудовой де- ятельности и малого предп- ринимательства |
Комитет труда и занятости, Центр делового партнерства |
2,5 тыс. человек |
2. Оказание методической и финансовой поддержки без- работным граж- данам, желаю- щим создать собственное дело или за- няться индиви- дуальной тру- довой деятель- ностью |
Комитет труда и занятости, Центр делового партнерства |
200 человек | ||
3. Осуществле- ние организа- ционно-мето- дической и финансовой помощи работо- дателям малых предприятий в создании новых (дополнитель- ных) рабочих мест |
Комитет труда и занятости, Центр делового партнерства |
на конкурсной основе |
||
3.3. | Обеспечение временной занятости и организация общественных работ |
1. Подготовка и утверждение Положения об организации общественных работ в г. Москве, При- мерного переч- ня обществен- ных работ на 1998 г. |
Комитет труда и занятости |
Положение об организации общественных работ |
2. Организация общественных работ для без- работных граж- дан в период активного по- иска работы, граждан, ищу- щих работу на условиях вто- ричной заня- тости, граждан без определен- ного места жительства из числа бывших жителей Москвы |
Комитет труда и занятости, управления труда и занятости административных округов, префектуры административных округов Москвы, ГУП "Мосгортруд", ТОО "Парис ИНК", предприятия и организации г. Москвы |
37,0 тыс. человек, из них: 3,0 тыс. безработных граждан |
||
3. Организация временных оп- лачиваемых работ для не- совершеннолет- них граждан, учащихся школ, ПТУ и студен- тов вузов в свободное от учебы время |
Комитет труда и занятости, Московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива", Комитет образования, Комитет по делам семьи и молодежи |
27,0 тыс. человек | ||
4. Поддержка доходов населения | ||||
4.1. | Социальные гарантии, материальная поддержка при безработице |
1. Обеспечение материальной поддержки без- работных граж- дан в период безработицы и профессиональ- ного обучения по направлению Комитета (при- ложение 10) |
Комитет труда и занятости |
выплаты пособий по безработице 141,0 тыс. человек |
2. Проведение анализа уровня жизни москви- чей, расчетов прожиточного минимума для различных со- циально-демог- рафических групп населе- ния г. Москвы |
Комитет труда и занятости |
информация представляется в Правительство Москвы |
||
4.2. | Компенсацион- ные выплаты работникам в связи с вы- нужденным временным прекращением работы орга- низаций |
1. Обеспечение компенсацион- ных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы органи- заций, с целью предотвращения массового выс- вобождения работников и сохранения кадрового по- тенциала |
Комитет труда и занятости |
15,0 тыс. человек |
5. Подпрограммы содействия занятости и социальной защиты населения административных округов г. Москвы на 1998 год |
||||
5.1. - 5.10. |
Содействие занятости и социальная защита насе- ления адми- нистративных округов г. Москвы |
Реализация программных мероприятий по содействию занятости и социальной защите высво- бождаемых и безработных граждан |
Комитет труда и занятости, управления труда и занятости административных округов г. Москвы |
Прогнозные показатели рынка труда и административных округов г. Москвы на 1998 г. (приложение 11) |
6. Содействие занятости и материальная поддержка граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
||||
6.1. | Содействие занятости женщин, в том числе соци- альная защита одиноких и многодетных женщин, вос- питывающих несовершенно- летних детей, детей-инвали- дов |
1. Содействие профессиональ- ной ориента- ции, обучению и трудоустрой- ству, социаль- ной защите при безработице женщин, одино- ких и много- детных мате- рей, воспиты- вающих несо- вершеннолетних детей, детей- инвалидов (приложение 8) |
Комитет труда и занятости, Женский деловой центр, Московский учебный центр, Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения |
содействие в трудоустройстве - 130,0 тыс. человек, профессиональное обучение - 9,8 тыс. человек |
2. Социальная адаптация ищу- щих работу и безработных женщин: 2.1. Приобре- тение безра- ботными женщи- нами навыков активного по- иска работы в создаваемых "Клубах ищущих работу", "Клу- бах женских инициатив" |
Комитет труда и занятости, Женский деловой центр, Модельный центр занятости населения Юго- Восточного административного округа |
1,0 тыс. человек | ||
2.2. Содей- ствие развитию предпринима- тельской ини- циативы, орга- низации семей- ного предпри- нимательства, созданию рабо- чих мест для безработных женщин на ос- нове самозаня- тости и откры- тия предпри- ятий в сфере малого бизне- са. Создание отделения уп- равленческого консультирова- ния для жен- щин, открывших малое предпри- ятие. Создание Агентства "Со- циальный вер- нисаж", Агент- ства по женс- кой занятости с эксперимен- тальными пло- щадками "Биз- нес-Старт" |
Комитет труда и занятости, Центр делового партнерства, Женский деловой центр, Учебный центр "Бурда- Моден- Авангард", Управление труда и занятости Южного административного округа |
100 субсидий на конкурсной основе Отделение управленческого консультирования; агентства |
||
2.3. Создание биржи надомно- го труда и обеспечение ее развития. Соз- дание банка вакансий на- домного труда |
Комитет труда и занятости, Женский деловой центр, "Орден милосердия и социальной защиты" |
биржа надомного труда |
||
6.2. | Содействие занятости и социальная защита под- ростков и молодежи, выпускников образователь- ных учрежде- ний г. Москвы |
1. Содействие подросткам и молодежи в выборе профес- сии, специаль- ности, направ- ления обучения и формы заня- тости, содей- ствие трудоус- тройству и обеспечение социальной защиты при безработице (программы "Молодежная практика", "Профессио- нальный вы- бор") (прило- жение 8) |
Комитет труда и занятости, Московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива", Комитет образования, Комитет по делам семьи и молодежи |
содействие в трудоустройстве - 70,0 тыс. человек, профессиональное обучение - 6,8 тыс. человек, "Молодежная практика" - 1,0 тыс. человек, "Профессиональный выбор" - 600 человек |
2. Открытие информационно -консультаци- онных пунктов Московского центра труда и занятости мо- лодежи "Перс- пектива" в крупнейших вузах города для содействия занятости сту- дентов и вы- пускников ву- зов |
Комитет труда и занятости, Московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива", профкомы вузов |
8 информационно- консультационных пунктов |
||
3. Создание терминальных станций инфор- мационной сис- темы Мэрии "Молодежь" |
Комитет труда и занятости, Комитет по делам семьи и молодежи, Московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива" |
10 терминальных станций |
||
4. Содействие временной за- нятости под- ростков и мо- лодежи, уча- щихся школ, ПТУ и студен- тов вузов в свободное от учебы время на основе: создания круглогодичных и сезонных трудовых объе- динений под- ростков, моло- дежи; формирования выездных тру- довых объеди- нений подрост- ков, в том числе детей- сирот и труд- ных подрост- ков; Молодежной службы мило- сердия |
Комитет труда и занятости, Московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива", Комитет образования, префектуры, территориальные отделения МГК Общества Красного Креста |
25,0 тыс. человек 2,0 тыс. человек 200 человек |
||
5. Содействие социально- трудовой адап- тации подрост- ков и молоде- жи, вступающих в трудоспособ- ный возраст, в том числе детей-инва- лидов, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения ро- дителей, на основе созда- ния и развития филиалов Цент- ра труда и занятости мо- лодежи "Перс- пектива" в ад- министративных округах: Центральный округ (по ад- ресу: Протопо- повский пер., д. 5) Северный округ (по ад- ресу: 2-й Бал- тийский пер., д. 3) Северо- Восточный ок- руг (по адре- су: ул. Отрад- ная, д. 18б) Восточный ок- руг (по адре- су: 1-я Парко- вая ул., д. 12) Юго-Вос- точный округ (по адресу: ул. Новооста- повская, д. 10) Южный округ (по адресу: Варшавское ш., д. 67) Юго- Западный округ (по адресу: ул. Губкина, д. 6) Западный округ (по ад- ресу: Мичурин- ский пр-т, д. 40) Северо- Западный округ (по адресу: 1-й Пехотный пр-д, д. 4) Зеленоградский округ (по ад- ресу: Зеленог- рад, корп. 1440) |
Комитет труда и занятости, Московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива" |
10 филиалов центра "Перспектива" |
||
6. Организация деятельности Клуба "Молодой предпринима- тель" для вы- пускников про- фессиональных образователь- ных учреждений |
Комитет труда и занятости, Московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива" |
организация Клуба | ||
7. Организация и проведение городского конкурса "Луч- ший предприни- мательский проект студен- ческой и уча- щейся молоде- жи" |
Комитет труда и занятости, Московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива", Московский фонд молодежи, Ассоциация профсоюзных организаций студентов вузов г. Москвы, Комитет образования, Комитет по делам семьи и молодежи |
1,0 тыс. человек | ||
6.3. | Содействие занятости и социальная защита инва- лидов |
1. Содействие в профессио- нальной реаби- литации, про- фориентации, обучении и трудоустрой- стве, обеспе- чение социаль- ной защиты при безработице инвалидам, имеющим трудо- вые рекоменда- ции Медико- социальной эк- спертизы. Ре- ализация Зако- на г. Москвы "О квотирова- нии рабочих мест в городе Москве" в час- ти квотирова- ния рабочих мест для инва- лидов (прило- жение 8) |
Комитет труда и занятости, Комитет социальной защиты населения г. Москвы, Московское городское правление Всероссийского общества инвалидов, Московское городское правление Всероссийского общества слепых, Московское городское правление Всероссийского общества глухих, префектуры |
содействие в трудоустройстве - 2,1 тыс. человек, профессиональное обучение - 300 человек |
2. Содействие занятости ин- валидов путем: создания и сохранения рабочих мест на специализи- рованных пред- приятиях АО "Горспецпром" развития пат- ронажной служ- бы в г. Москве для оказания помощи инвали- дам и слабоза- щищенным граж- данам оказания по- мощи в созда- нии учебно- профессиональ- ной базы Рес- публиканского центра компью- терных техно- логий Всерос- сийского об- щества слепых (адрес: Прото- поповский пер., д. 9) по подготовке незрячих спе- циалистов с использованием новых компью- терных техно- логий |
Комитет труда и занятости, префектуры, АО "Горспецпром" Комитет труда и занятости, Республиканский центр компьютерных технологий Всероссийского общества слепых |
2331 рабочее место, из них: 60 рабочих мест 25 рабочих мест |
||
6.4. | Содействие занятости и социальная защита офице- ров и прапор- щиков, уво- ленных из Во- оруженных Сил РФ (без пен- сионного обеспечения), и членов их семей |
1. Содействие в профориента- ции, обучении и трудоустрой- стве, обеспе- чение социаль- ной защиты при безработице офицеров и прапорщиков, уволенных из Вооруженных Сил РФ (без пенсионного обеспечения), и членов их семей |
Комитет труда и занятости, Московский центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", Московский городской военный комиссариат |
содействие в трудоустройстве - 1,5 тыс. человек, профессиональная ориентация - 500 человек, профессиональное обучение - 200 человек |
2. Создание новых рабочих мест по прог- раммам "Центр экологической безопасности", "Надомный труд", "Муль- тимедиа лабо- ратория" для трудоустрой- ства военнос- лужащих, уво- ленных в запас |
Комитет труда и занятости, Московский центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский" |
160 рабочих мест | ||
3. Организация материальной базы бизнес- инкубатора "Кутузовский" и подготовка предпринимате- лей из числа военнослужа- щих, уволенных в запас |
Комитет труда и занятости, Московский центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", Центр делового партнерства |
на основе конкурсного отбора |
||
7. Нормативно-правовое обеспечение политики занятости | ||||
7.1. | Совершенство- вание норма- тивно-право- вой базы по- литики заня- тости |
1. Разработка законопроектов г. Москвы и совершенство- вание норма- тивно-правовой базы в целях реализации политики в об- ласти труда, занятости и миграции насе- ления: 1.1. Разработ- ка законопро- ектов г. Моск- вы: 1.1.1. "О за- нятости насе- ления г. Моск- вы" 1.1.2. "Об ох- ране труда в городе Москве" (IV квартал 1998 г.) 1.2. Подготов- ка проектов постановлений, распоряжений Правительства Москвы: 1.2.1. Поста- новление Пра- вительства Москвы "Об ус- тановлении квоты для лиц, освобожденных из учреждений уголовно-ис- полнительной системы" (де- кабрь 1998 г.); 1.2.2. Поста- новление Пра- вительства Москвы "Об ут- верждении Пра- вил исчисления средней зара- ботной платы для определе- ния размера пособия по безработице" (январь 1998 г.) 1.2.3. Поста- новление Пра- вительства Москвы "Об ут- верждении По- рядка квотиро- вания рабочих мест на предп- риятиях, в уч- реждениях и организациях г. Москвы" (1998 г.) 1.2.4. Распо- ряжение Премь- ера Прави- тельства Моск- вы "Об утверж- дении Положе- ния об органи- зации общест- венных работ в г. Москве" (январь - фев- раль 1998 г.) 1.2.5. Распо- ряжение Премь- ера Прави- тельства Моск- вы "Об утверж- дении Пример- ного перечня общественных работ на 1998 г." (март - апрель 1998 г.) |
Комитет труда и занятости Комитет труда и занятости |
Законопроекты г. Москвы Законопроект |
2. Обеспечение контроля за соблюдением законодатель- ства РФ о тру- де и занятости на предприяти- ях, в учрежде- ниях и органи- зациях города, оказание мето- дической и правовой помо- щи предприяти- ям и гражданам по вопросам их применения |
Комитет труда и занятости, Московская Федерация профсоюзов |
не менее 100 предприятий 1,5 тыс. человек |
||
3. Осуществле- ние правовой защиты граж- дан, обратив- шихся в службу занятости |
Комитет труда и занятости, Московский городской правовой центр "Защита" |
консультации, досудебная помощь и судебная защита 150 человек |
||
4. Открытие филиалов Мос- ковского го- родского пра- вового центра "Защита" в ад- министративных округах: в Северном ок- руге (по адре- су: Керамичес- кий проезд, д. 45, к. 1) в Юго-Восточ- ном (по адре- су: 2-й Сара- товский пр-д, д. 8, к. 2) в Южном округе (по адресу: ул. Липецкая, д. 9) в Северо- Западном окру- ге (по адресу: ул. Свободы, д. 61, к. 2) Подготовить предложения о создании фили- алов центра "Защита" в других адми- нистративных округах |
Комитет труда и занятости, Московский городской правовой центр "Защита" |
филиалы центра "Защита", консультации 6,0 тыс. человек |
||
5. Открытие и обеспечение функционирова- ния в админис- тративных ок- ругах г. Моск- вы на базе ок- ружных советов МФП консульта- ционно-право- вых пунктов по вопросам зако- нодательства о труде и заня- тости |
Комитет труда и занятости, Московская Федерация профсоюзов, префектуры |
10 консультационно- правовых пунктов |
||
7.2. | Развитие сис- темы социаль- ного партнер- ства в облас- ти труда и занятости |
1. Совершенст- вование поли- тики занятости на территории города в целях обеспечения эффективной занятости на- селения на ос- нове разработ- ки проектов законодатель- ных инициатив, выработки на основе взаим- ных консульта- ций, совмест- ных решений по вопросам тру- да, занятости и социального партнерства, обеспечение их реализации |
Комитет труда и занятости, Координационный комитет содействия занятости населения г. Москвы, Московская Федерация профсоюзов, Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей |
проекты законодательных инициатив, совместные решения |
2. Обеспечение регулирования социально- трудовых отно- шений на осно- ве реализации Московского трехстороннего соглашения на 1998 год; экс- пертизы, уве- домительной регистрации коллективных договоров и соглашений и контроля за их выполнением; разрешения трудовых спо- ров, осуществ- ления мер по снижению соци- альной напря- женности в трудовых кол- лективах |
Комитет труда и занятости, Московская Федерация профсоюзов, Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей |
контроль реализации Московского трехстороннего соглашения на 1998 г. |
||
8. Управление охраной труда | ||||
8.1. | Государствен- ное управле- ние охраной труда |
1. Реализация мероприятий Городской ком- плексной прог- раммы по охра- не труда на 1998-2000 гг. |
Комитет труда и занятости, Московский городской центр условий и охраны труда, Департамент финансов, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, Академия труда и социальных отношений, Московская Федерация профсоюзов |
информация о реализации Программы представляется в Правительство Москвы, Московскую Федерацию профсоюзов, Московскую Конфедерацию промышленников и предпринимателей |
2. Обеспечить функционирова- ние и развитие Московского центра условий и охраны труда (по адресу: 2-й Саратовс- кий проезд, д. 9) |
Комитет труда и занятости |
в соответствии с бюджетом Фонда занятости на 1998 г. |
||
3. Контроль за соблюдением на предприятиях г. Москвы за- конодательства РФ об охране труда, прове- дение экспер- тизы условий и охраны труда, качества ат- тестации рабо- чих мест, пра- вильности пре- доставления льгот и ком- пенсаций за работу во вредных и опасных усло- виях труда |
Комитет труда и занятости, Прокуратура г. Москвы, Государственная инспекция труда по г. Москве, МГЦ Госсанэпиднадзо- ра, Московская Федерация профсоюзов |
200 предприятий 1200 проверок и экспертиз |
||
4. Подготовить предложения для включения в проект зако- на г. Москвы "Об охране труда в г. Москве" |
Комитет труда и занятости, Научный центр социально- производственных проблем охраны труда, Институт государства и права, Московская Федерация профсоюзов, Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей, предприятия и организации г. Москвы |
предложения к проекту закона г. Москвы |
||
9. Поддержка экологической программы Правительствв Москвы | ||||
9.1. | Поддержка экологической программы Правительства Москвы |
1. Обеспечение экологической безопасности рабочих мест и производств на предприятиях города: 1.1. Разработ- ка программы по выявлению предприятий, технологий повышенного риска (приме- няющих вещест- ва I и II классов опас- ности, конце- рогеноопасные производства, травмоопасное, шумовиброопас- ное оборудова- ние и т.п.) для последую- щего переобо- рудования, перепрофилиро- вания, реконс- трукции и за- мены (разра- ботки) техно- логий 1.2. Участие Комитета труда и занятости в создании сов- местно с заин- тересованными организациями единой городс- кой системы экологического мониторинга в части экологи- ческой безо- пасности рабо- чих мест 1.3. Организа- ция постоянно- го контроля за условиями тру- да работников предприятий по обезвреживанию и переработке промышленных отходов 1.4. Оказание методической и практической помощи органи- зациям и пред- приятиям в выполнении постановления Минтруда РФ от 14.03.97 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", уделяя особое внима- ние выявлению вредных произ- водственных факторов, вли- яющих на эко- логию рабочих мест и произ- водств 1.5. Организа- ция проведения пропаганды вопросов эко- логической безопасности рабочих мест городскими средствами массовой ин- формации 1.6. Обеспече- ние включения в учебные программы обу- чения руково- дителей и спе- циалистов предприятий, особенно тран- спортных, раз- дела по эколо- гии |
Комитет труда и занятости, МГЦ Госсанэпидем- надзора, организации и предприятия города Комитет труда и занятости, МГЦ Госсанэпидем- надзора, Москомприрода, организации и предприятия города Комитет труда и занятости, органы надзора и контроля, Москомприрода, МФП Комитет труда и занятости, Московский городской центр условий и охраны труда Комитет труда и занятости, Московский городской центр условий и охраны труда, МФП Комитет труда, и занятости, Государственная инспекция труда по г. Москве, МФП |
|
2. Обеспечение разработки и внедрения программ по подготовке специалистов в области эколо- гии, в том числе трудоус- тройство на создаваемые комитетом ра- бочие места: 2.1. Программы по подготовке и аттестации работников, ответственных за соблюдение требований экологической безопасности на предприяти- ях и в органи- зациях, из числа военнос- лужащих, уво- ленных в запас без пенсионно- го обеспече- ния, и обеспе- чение их заня- тости 2.2. Программы "Подготовка специалистов экологов - ав- томехаников из числа граждан, уволенных с военной служ- бы, и обеспе- чение их заня- тости" на 1997-1999 гг., утвержденной Комитетом тру- да и занятости 1 сентября 1997 г. (внед- рение) 2.3. Программы по созданию рабочих мест и подготовке специалистов на организу- емые рабочие места в облас- ти комплексной очистки почв и поверхностных вод от загряз- нения нефтью и нефтепродукта- ми 2.4. Программы подготовки специалистов для проведения измерений и анализов в об- ласти экологи- ческого конт- роля и эколо- гического страхования 2.5. Программы по созданию рабочих мест и подготовке специалистов из числа инва- лидов военной службы на ор- ганизуемые рабочие места специалистов- экологов |
Комитет труда и занятости, Московский центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", Центр экологической безопасности, Центр переподготовки "Металл и бизнес" Комитет труда и занятости, Московский центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", Центр экологической безопасности, Центр переподготовки "Металл и бизнес", Учебно- реабилитационная Академия ВС и правоохранитель- ных органов РФ Комитет труда и занятости, Московский центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", Центр экологической безопасности, АО "Живая земля" Комитет труда и занятости, Московский центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский" Комитет труда и занятости, Московский центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", Учебно- реабилитационная Академия ВС и правоохранитель- ных органов РФ |
100 человек 480 человек 150 рабочих мест 150 специалистов 50 человек 50 человек |
||
3. Создание учебно-произ- водственных экологических центров в го- роде: 3.1. Создание учебно-про- изводственного комплекса "Экологическая безопасность" на базе лицея N 330 (поста- новление Пра- вительства Москвы от 06.05.97 N 318 "О состоянии и развитии про- фессионального образования в г. Москве") 3.2. Создание учебно-экс- периментальной лаборатории и центра прове- дения монито- ринга экологи- ческой безо- пасности (Пос- тановление Правительства Москвы от 06.05.97 N 318) на базе: лицея N 330 Юго-Восточ- ного админист- ративного ок- руга; профессио- нального учи- лища N 53 Юго - Восточного административ- ного округа; высшего про- фессионального училища N 311 Восточного ад- министративно- го округа |
Комитет труда и занятости, Московский учебный центр, Комитет образования Комитет труда и занятости, Комитет образования, Москомприрода, МНЭПУ, Московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива" |
150 человек 30 мест 30 мест 30 мест |
||
4. Организация общественных и временных ра- бот по эколо- гическому оз- доровлению ок- ружающей сре- ды: 4.1. Заключе- ние договоров с предприяти- ями и органи- зациями на проведение об- щественных работ по эко- логическому оздоровлению окружающей среды, благо- устройству парков, скве- ров, посадке и уходу за зеле- ными насажде- ниями 4.2. Обеспече- ние направле- ния граждан, ищущих работу, на обществен- ные работы по экологическому оздоровлению окружающей среды, в том числе на эко- логические посты контроля за токсичнос- тью автомо- бильных вых- лопных газов 4.3. Заключе- ние договоров с работодате- лями (предпри- ятиями, орга- нами муници- пальной испол- нительной власти и др.) на организацию оплачиваемых временных ра- бот для несо- вершеннолетних граждан по экологическому оздоровлению окружающей среды, уходу за зелеными насаждениями, в том числе создание молодежных экологических отрядов для работы в наци- ональном парке "Лосиный ост- ров", в парке культуры и от- дыха "Кузьмин- ки"; организация подростковых бригад по сбо- ру алюминиевых банок из-под напитков (при школах и в местах отдыха) |
Комитет труда и занятости, ГУП "Мосгортруд" Комитет труда и занятости, ГУП "Мосгортруд", УГАИ ГУВД г. Москвы Комитет труда и занятости, Московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива", ООО "Экоинжиниринг" |
800 рабочих мест 3600 человек 100 человек 5000 человек 135 человек 400 человек |
||
10. Регулирование вынужденной миграции и международный трудовой обмен | ||||
10.1. | Регулирование вынужденной миграции |
1. Совершенст- вование и оп- тимизация сис- темы управле- ния миграцион- ными процесса- ми в г. Моск- ве. Развитие Миграционного центра "Вост- ряково" и соз- дание Московс- кого городско- го миграцион- ного центра при Комитете труда и заня- тости |
Комитет труда и занятости, Миграционная служба г. Москвы |
создание и организация работы Московского городского миграционного центра |
2. Содействие переселению беженцев и вынужденных переселенцев, зарегистриро- ванных в Миг- рационной службе г. Мос- квы: 2.1. В центры временного размещения других регио- нов России 2.2. На посто- янное место жительства в другие регионы России 2.3. В Мигра- ционный центр "Востряково" |
Комитет труда и занятости, Миграционная служба г. Москвы |
в случае возникновения чрезвычайных ситуаций 50 человек 150-200 семей |
||
3. Содействие в трудоустрой- стве беженцев и вынужденных переселенцев |
Комитет труда и занятости, Миграционная служба г. Москвы |
50 человек | ||
4. Оказание материальной помощи бежен- цам и вынуж- денным пересе- ленцам за счет средств Феде- ральной мигра- ционной службы России |
Комитет труда и занятости, Миграционная служба г. Москвы |
по мере поступления заявлений и при наличии средств |
||
10.2. | Использование иностранной рабочей силы в г. Москве |
1. Содействие эффективному использованию иностранной рабочей силы в экономике го- рода за счет: 1.1. Создания и развития единой системы учета иност- ранцев, рабо- тающих в г. Москве (прило- жение 12) 1.2. Совершен- ствования ра- боты и контро- ля за привле- чением и ис- пользованием иностранной рабочей силы в г. Москве (включая орга- низацию работы Межведомствен- ной комиссии при Правитель- стве Москвы) |
Комитет труда и занятости, Миграционная служба г. Москвы |
База данных иностранной рабочей силы 50 тыс. человек 640 проверок предприятий |
10.3. | Стимулирова- ние экспорта рабочей силы |
1. Содействие международному обмену рабочей силы в соот- ветствии с межправитель- ственными сог- лашениями, договорами и соглашениями Комитета труда и занятости с международными организациями, зарубежными фирмами. Под- держка Ассоци- ации организа- ций экспорте- ров рабочей силы Московс- кого региона (АЭРС) 2. Контроль за коммерческими организациями по направлению рабочей силы за рубеж, дей- ствующими на территории г. Москвы 3. Разработка и введение в систему Internet еди- ной базы дан- ных граждан, желающих вые- хать на работу за рубеж (воз- вратная трудо- вая миграция) |
Комитет труда и занятости, Миграционная служба г. Москвы Комитет труда и занятости, Миграционная служба г. Москвы Комитет труда и занятости, Миграционная служба г. Москвы |
1,0 тыс. человек 45 организаций 500 человек |
11. Информационная поддержка политики занятости | ||||
11.1. | Информацион- ная и изда- тельско- рекламная де- ятельность Комитета тру- да и занятос- ти |
1. Повышение информирован- ности населе- ния и работо- дателей о сос- тоянии рынка труда, полити- ке занятости, правах и обя- занностях граждан, набо- ре и характере услуг, предос- тавляемых Ко- митетом труда и занятости, деятельности городской службы заня- тости по воп- росам труда, занятости и миграции насе- ления (средст- ва массовой информации, теле- и ради- опрограммы, общегородские кампании, средства на- ружной рекламы и визуальной информации, видеофильмы, газеты, журна- лы, собствен- ная печатная продукция, газета "Биржа труда", журнал "Новая заня- тость" и т.д.) |
Комитет труда и занятости, Управление печати и информации Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации, Пресс-центр Мэрии и Правительства Москвы, средства массовой информации, редакции теле- и радиопрограмм |
500 тыс. экземпляров справочно- информационных, аналитических и юридических материалов |
11.2. | Международное сотрудничест- во в области труда, заня- тости и миг- рации населе- ния |
1. Освоение передового зарубежного опыта работы путем обмена информацией и делегациями с международными организациями, службами труда и занятости зарубежных стран, стажи- ровок работни- ков Комитета труда и заня- тости за рубе- жом по вопро- сам труда, занятости и миграции насе- ления |
Комитет труда и занятости, Министерство труда и социального развития РФ, Комиссия Европейского Сообщества, международные организации, зарубежные службы труда, занятости и миграции |
250 человек |
2. Реализация международных проектов, сог- лашений, дого- воров о сот- рудничестве Комитета труда и занятости с международными организациями, службами тру- да, занятости и миграции населения по вопросам про- фессионального обучения без- работных граж- дан |
Комитет труда и занятости, Сенат Берлина, Министерство труда ФРГ, ББЙ- Консалт (ФРГ), Восточно- Западно- европейская ассоциация ОВЕН |
100 человек | ||
11.3. | Научное обес- печение дея- тельности службы заня- тости и раз- работки прог- рамм содей- ствия заня- тости |
1. Совершенст- вование поли- тики в области труда, заня- тости и мигра- ции населения, деятельности Комитета труда и занятости на основе прове- дения научно- исследователь- ских работ по проблемам тру- да, занятости и миграции населения и внедрения ре- зультатов НИР в практическую деятельность комитета |
Комитет труда и занятости, научно- исследовательские организации |
30 НИР |
2. Разработка проекта Прог- раммы содей- ствия занятос- ти населения г. Москвы на 1999 г. |
Комитет труда и занятости, департаменты и комитеты Правительства Москвы, Координационный комитет, научно- исследовательские организации |
проект Программы |
||
11.4. | Компьютериза- ция службы занятости |
1. Совершенст- вование инфор- мационного обеспечения деятельности городской службы заня- тости, инфор- мированности населения о возможности трудоустрой- ства, профес- сионального обучения, соз- дания собст- венного дела и т.д. на основе развития ком- муникационной системы и еди- ной корпора- тивной компью- терной сети, создания ин- формационно- справочной сети Комитета труда и заня- тости |
Комитет труда и занятости, АО "Росинформ", Фонд содействия "Столица", Московская Федерация профсоюзов, ЗАО "Транс-ТС", АО "Телеком- Сервис", АО НИЦ "Синапс", АО "Интегран - Сервис", ОАО "Олвит", ООО "Диарт" |
500 автоматизирован- ных рабочих мест, 30 программных комплексов, единая корпоративная компьютерная сеть |
12. Развитие городской службы занятости | ||||
12.1. | Развитие сети учреждений службы заня- тости |
1. Совершенст- вование обслу- живания насе- ления на осно- ве развития сети учрежде- ний службы занятости в административ- ных округах г. Москвы Центральный округ: Центр занятос- ти "Якиманка" (по адресу: ул. Серафимо- вича, д. 2) Северный ок- руг: помещение для отдела по вза- имодействию с работодателями Северо-Вос- точный округ: помещение под отделение мик- рорайона "Би- бирево" помещение под отделение мик- рорайона "Се- верное Медве- ково" помещение под отделение "Ос- танкинское" (по адресу: ул. Годовико- ва, д. 6) Юго -Восточный округ: помещение под Управление труда и заня- тости округа (по адресу: ул. Юных Ле- нинцев, д. 9) помещение под отделение "Текстильщики" (по адресу: 2-й Саратовс- кий пр-д, д. 8, к. 2) помещение для правового цен- тра "Защита" (по адресу: 2-й Саратовс- кий пр-д, д. 8, к. 2) помещение под отделение "Ле- фортовское" (по адресу: ш. Энтузиастов, д. 20Б) помещение под отделение "Юж- нопортовое" (по адресу: ул. Шарикопод- шипниковская, д. 16, стр. 1) помещение под отделение "Кузьминки" (по адресу: ул. Юных Ле- нинцев, д. 79, кор. 4) помещение для Центра трудо- вой адаптации и психологи- ческой помощи молодежи (по адресу: ул. Генерала Куз- нецова, д. 11, к. 1) помещение для Информационно -кадрового центра (по ад- ресу ул. Крас- нодонская, д. 24) Южный ок- руг: помещение под отделение "Би- рюлевское" (по адресу: ул. Липецкая, д. 9) помещение под отделение "Братеево" (по адресу: 9 мкр. Братеево, д. 2А) помещение под отделение "Варшавское" (по адресу: Варшавское ш., д. 68, к. 4) Юго-Западный округ: помещение под консультацион- ный пункт (микрорайон "Теплый стан") помещение для "Клуба ищущих работу" (мик- рорайон Конь- ково) Западный округ: помещение для Центра заня- тости "Фили" (по адресу: Багратионовс- кий пр-д, д. 7) помещение под Управление труда и заня- тости округа (по адресу: Багратионовс- кий пр-д, д. 7) - Северо-Запад- ный округ: помещение под отделение "Ту- шинское" (по адресу: ул. Планерная, д. 7, стр. 1) помещение под отделение "Щу- кинское" (по адресу: ул. Щукинская, д. 12) - Зеленоградский округ: помеще- ние для Мо- дельного цент- ра занятости (по адресу: г. Зеленоград, кор. 1818) |
Комитет труда и занятости, Москомимущество, управления труда и занятости административных округов, префектуры |
13249,9 кв. м в том числе: 960,0 кв. м 400 кв. м 800,0 кв. м 500,0 кв. м 300,0 кв. м 1170,0 кв. м 434,0 кв. м 30,0 кв. м 241,1 кв. м 231,3 кв. м 147,0 кв. м 821,7 кв. м 114,1 кв. м 1005,0 кв. м 416,0 кв. м 277,7 кв. м 100,0 кв. м 150,0 кв. м 862,0 кв. м 903,0 кв. м 350,0 кв. м 1400,0 кв. м 967,0 кв. м |
12.2 | Совершенство- вание функци- онирования службы заня- тости |
1. Совершенст- вование струк- туры городской службы заня- тости и мето- дов ее управ- ления, повыше- ние професси- онального уровня персо- нала Комитета на основе ра- ционального подбора и рас- становки кад- ров, повышения их квалифика- ции и перепод- готовки в об- разовательных учреждениях города, вклю- чая стажировки |
Комитет труда и занятости, управления труда и занятости административных округов г. Москвы |
новая структура Комитета труда и занятости, повышение квалификации 500 человек, переподготовка 50 человек |
12.3. | Материально- техническое обеспечение службы заня- тости |
1. Обеспечение содержания служб и учреж- дений Комитета труда и заня- тости, разви- тия его мате- риально-тех- нической базы, в том числе Московского учебного цент- ра Комитета и его филиалов, создаваемых новых учебных центров, отде- лений террито- риальных уп- равлений, биз- нес-инкубато- ров, деловых центров, цент- ров социально -трудовой адаптации под- ростков и дру- гих подразде- лений городс- кой службы занятости |
Комитет труда и занятости, Москомимущество Правительства Москвы |
в соответствии со сметой бюджета Фонда занятости на 1998 г. |
13. Финансовое обеспечение Программы | ||||
13.1. | Формирование и использова- ние Фонда занятости населения г. Москвы в 1998 г. |
1. Обеспечение формирования Фонда занятос- ти населения г. Москвы в 1998 г.: 1.1. Осуществ- ление контроля за полнотой и своевременнос- тью перечисле- ния работода- телями страхо- вых взносов в Фонд занятости населения г. Москвы 1.2. Получение задолженности работодателей по платежам в Фонд занятости населения г. Москвы путем бесспорного взыскания средств, а также получе- ния задолжен- ности в виде получения то- варно-матери- альных ценнос- тей 1.3. Контроль за возвратом средств Фонда занятости, предоставлен- ных работода- телям на возв- ратной основе |
Комитет труда и занятости Комитет труда и занятости, Налоговая инспекция г. Москвы Комитет труда и занятости, Налоговая инспекция г. Москвы, Фонд реорганиза- ции предприятий Комитет труда и занятости |
контроль пополнения средств Фонда занятости контроль за поступлением страховых взносов контроль за поступлением средств по задолженности контроль за возвратом средств |
2. Обеспечение финансирования мероприятий Программы со- действия заня- тости населе- ния г. Москвы на 1998 г. 2.1. Обеспече- ние финансиро- вания целевых программ со- действия заня- тости населе- ния г. Москвы 2.2. Обеспече- ние финансиро- вания органи- заций, подве- домственных Комитету труда и занятости Правительства Москвы, осу- ществляющих функции соис- полнителей целевых прог- рамм содей- ствия занятос- ти населения г. Москвы 2.3. Осуществ- ление финанси- рования расхо- дов на содер- жание Комитета труда и заня- тости Прави- тельства Моск- вы |
Комитет труда и занятости |
финансирование мероприятий Программы контроль за целевым использованием средств контроль за целевым использованием средств контроль за целевым использованием средств |
* В том числе 3700 рабочих мест, планируемых к созданию/сохранению в различных округах г. Москвы по заявке Комитета образования (распределение рабочих мест по округам будет осуществлено в 1998 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.