Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 декабря 2015 г. N 1209 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г., но не ранее дня официального опубликования названного постановления
Приложение
Государственная программа
Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры"
(утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2015 г. N 1038)
14 декабря 2015 г., 31 марта, 22 июня 2016 г.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2016 г. N 414 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
государственной программы Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры"
Координатор государственной программы |
департамент строительства Краснодарского края |
Координаторы подпрограмм |
департамент строительства Краснодарского края |
Участники государственной программы |
департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края государственное казенное учреждение "Главное управление строительства Краснодарского края" |
Подпрограммы государственной программы |
подпрограмма "Жилище" |
Ведомственные целевые программы |
не предусмотрены |
Цель государственной программы |
создание условий для устойчивого территориального развития Краснодарского края и обеспечения населения края доступным, качественным жильем |
Задачи государственной программы |
повышение качества исполнения государственных функций в сфере строительства и архитектуры повышение эффективности функционирования государственных учреждений, координацию и регулирование деятельности которых осуществляет департамент строительства Краснодарского края повышение эффективности функционирования государственного учреждения, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края создание условий для устойчивого функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Краснодарского края повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения |
Перечень целевых показателей государственной программы |
доля бюджетных ассигнований, предоставленных в программном виде, в общем объеме бюджетных ассигнований департамента строительства Краснодарского края снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений общая площадь зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости ввод жилья на территории Краснодарского края, в том числе: ввод жилья на душу населения обеспеченность населения жильем коэффициент доступности жилья для населения доля жилья экономкласса в общем объеме жилья, введенного в эксплуатацию на территории Краснодарского края |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2016 - 2021 годы этапы не предусмотрены |
Объемы и источники финансирования государственной программы |
общий объем финансирования государственной программы составляет 17 917 926,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 893 502,7 тыс. рублей (по согласованию) краевого бюджета - 6 797 032,6 тыс. рублей 218 257,4* тыс. рублей местных бюджетов - 553 023,5 тыс. рублей (по согласованию) внебюджетных источников - 9 456 110,0 тыс. рублей (по согласованию) |
* Денежные обязательства получателей средств краевого бюджета, не исполненные в 2015 году в связи с отсутствием возможности их финансового обеспечения. |
1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы в сфере строительства и архитектуры
Комплексность и взаимосвязанность задач, подлежащих решению в процессе развития жилищного строительства и застройки территорий муниципальных образований Краснодарского края, а также осуществления рационального землепользования, создания благоприятной среды жизнедеятельности населения, требуют скоординированного выполнения мероприятий правового, организационного, производственного и технологического характера, что обуславливает их решение в рамках государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" (далее также - государственная программа).
В крае выпускается широкая номенклатура строительных материалов: цемент, стеновые материалы (в том числе кирпич строительный керамический и силикатный, керамические поризованные блоки, блоки из ячеистых бетонов, в том числе газобетонные блоки автоклавного твердения, блоки и камни стеновые мелкие, блоки стеновые крупные), железобетонные и бетонные изделия (в том числе панели и другие конструкции для крупнопанельного и объёмно-блочного домостроения), сухие строительные смеси (растворы строительные), гипсовые изделия (листы гипсокартонные), нерудные строительные материалы, пористые заполнители, древесно-стружечные плиты, блоки дверные и оконные деревянные и металлопластиковые, пенополистирольные блоки (несъемная опалубка), панели ПВХ, сэндвич панели, металлочерепица и другие кровельные материалы, цементная черепица, стержневая арматурная сталь и другое.
Начиная с 2006 года, только крупными и средними организациями было инвестировано в создание и модернизацию производства строительных материалов более 50 млрд рублей. Это позволило ввести в эксплуатацию более 70 новых производств и модернизировать действующие предприятия с применением современных технологий и оборудования. В результате чего на 1 января 2015 года суммарные годовые мощности по выпуску основных строительных материалов составили:
стеновых материалов - более 1,5 млрд усл. кирп., увеличение мощностей по сравнению с началом 2006 года в 1,5 раза;
цемента - 6,4 млн тонн, увеличение мощностей по сравнению с началом 2006 года в 1,4 раза;
сухих строительных смесей - около 700 тыс. тонн, увеличение мощностей по сравнению с началом 2006 года в 4,7 раза;
нерудных строительных материалов - более 28 млн куб. м, увеличение мощностей по сравнению с началом 2006 года в 1,8 раза;
железобетонных изделий - около 1,8 млн куб. м, в том числе по выпуску изделий ОБД/КПД для строительства жилых зданий - 680 тыс. кв. м, увеличение мощностей по сравнению с началом 2006 года на 20%.
С целью повышения конкурентоспособности строительных материалов и расширения их номенклатуры в промышленности строительных материалов продолжается работа по модернизации действующих предприятий и строительству новых.
В ведущей подотрасли производства строительных материалов в крае - цементной промышленности, доля которой составляет более 40% в общем объеме отгруженной строительной продукции - уже реализованы и продолжают реализовываться крупные инвестиционные проекты по переводу технологии на энергосберегающий "сухой" способ производства, что позволит к 2019 году увеличить долю мощностей по "сухому" способу производства цемента до 80%.
За счет ввода в эксплуатацию в 2012 - 2015 годах в г. Новороссийске двух новых технологических линий по производству цемента по "сухому" способу суммарной годовой мощностью 4,5 млн тонн доля производства цемента по данной технологии в крае увеличилась до 50% (в 2010 году - 25%). Это позволило снизить себестоимость продукции за счет уменьшения затрат на энергоносители и повышения производительности труда, что способствовало уменьшению отпускных цен на цемент.
В связи с тем что средний расход энергоносителей на большинстве действующих предприятий края (особенно малых), выпускающих керамический кирпич, превышает в 2 раза расход энергоносителей по сравнению с новыми, оснащенными современным оборудованием предприятиями планируется реализация инвестиционных проектов по строительству новых кирпичных заводов с использованием современных технологий и оборудования в ряде муниципальных образований (созданы инвестиционные площадки, ведется поиск инвесторов).
Рост в последние годы объемов строительно-монтажных работ, в том числе жилищного строительства в крае неразрывно связан с увеличением объемов потребления строительных материалов.
Основные направления государственной жилищной политики (повышение доступности жилья, увеличение объемов жилищного строительства, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан и т. д.) отражены в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В целях осуществления вышеуказанных направлений на территории Краснодарского края с 2005 года реализовывалась краевая целевая программа "Жилище" (с 2014 года подпрограмма "Жилище" государственной программы Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства"). За 2005 - 2014 годы построено и введено в эксплуатацию около 37,6 млн кв. метров жилья, кредитными организациями, работающими на территории Краснодарского края, выдано более 150 тыс. жилищных кредитов, в том числе ипотечных на сумму более 189 млрд рублей. При этом 18 тыс. кубанских семей, в том числе 6 тыс. молодых семей, приобрели либо построили жилье с помощью государственной поддержки.
Привлечение инвестиций в жилищное строительство для удовлетворения растущего спроса со стороны жителей края невозможно без вовлечения в оборот земельных участков в крупных городах Краснодарского края, где наиболее остро стоит проблема обеспечения жильем граждан.
Ограниченные возможности так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующей инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры подтвердили правильность выбранного направления по реализации комплексного подхода к освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства, осуществлявшегося в рамках мероприятий по обеспечение земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" определен один из механизмов вовлечения в оборот с помощью Фонда "РЖС" дополнительно земельных участков, неиспользуемых либо используемых не по назначению, находящихся в федеральной собственности. На территории края находится большое количество таких земельных участков, которые возможно использовать в целях жилищного строительства.
За период 2010 - 2014 годов на территории Краснодарского края вовлечено в оборот в целях жилищного и иного строительства 2109,4 га федеральных земель, в том числе в распоряжение края передано 550,93 га, в распоряжение Фонда "РЖС" - 1558,4 га.
Основной проблемой, сдерживающей жилищное строительство на вовлеченных землях, является отсутствие свободных мощностей и высокая стоимость технического присоединения к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
В целях обеспечения территорий перспективной застройки объектами инженерной инфраструктуры необходим дополнительный отвод земельных участков для размещения внеплощадочных сетей и объектов инженерной инфраструктуры.
Исходя из потребностей строительства жилья с помощью Фонда "РЖС" планируется вовлечь в оборот в целях жилищного строительства земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, расположенные в наиболее востребованных муниципальных образованиях края.
Наиболее активно развивающимися и плотно населенными пунктами являются город Краснодар и города Черноморского побережья.
В данных населенных пунктах проводится активная работа с Фондом "РЖС", учитывая, что значительное количество земельных участков в указанных городах является федеральной собственностью, расположено в основном в границах или на смежных с населенными пунктами территориях и в соответствии с градостроительной документацией предусмотрено для использования под жилищное строительство.
Рынок ипотечного жилищного кредитования начал формироваться в Краснодарском крае с 2005 года. За прошедший период были заложены основы функционирования ипотечного жилищного рынка в Краснодарском крае:
создана инфраструктура участников рынка ипотеки;
обеспечен приток инвестиционных ресурсов на ипотечный рынок и рынок строительства жилья. Внедрена система рефинансирования ипотечных кредитов;
созданы условия для реализации банковских программ ипотечного кредитования и расширения спектра ипотечных продуктов, предлагаемых населению, в том числе по стандартам ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АИЖК);
разработаны и реализуются механизмы государственной поддержки отдельных категорий граждан, улучшающих свои жилищные условия посредством ипотечного кредитования.
Приобретение и строительство жилья с использованием рыночных финансовых механизмов стали основными формами решения жилищной проблемы граждан Краснодарского края.
С 2005 по 2008 годы в Краснодарском крае ипотечное жилищное кредитование отмечено бурным ростом. Количество выдаваемых ипотечных кредитов выросло в 13 раз (с 715 в 2005 году до 9335 в 2008 году). В кризисный 2009 год количество выданных ипотечных жилищных кредитов снизилось в 2,7 раза. А в 2010 - 2012 годы рынок ипотеки начал восстанавливаться и выходить на докризисные темпы роста, и в 2011 году показатели по ипотечному кредитованию превзошли докризисный уровень. А в 2014 году показатели по количеству и объемам ипотечного жилищного кредитования стали рекордными за все время развития ипотеки на Кубани. Более 31 тысячи граждан Кубани решили свою жилищную проблему, воспользовавшись ипотечными кредитами на сумму 50,5 млрд рублей.
Фактически за 10 лет с 2005 по 2014 годы улучшили жилищные условия с помощью жилищного кредитования 3% кубанских жителей.
В целях поддержки жилищного строительства и стимулирования платежеспособного спроса со стороны граждан на строящееся жилье в 2012 году в крае начата реализация механизма государственной поддержки граждан в виде предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилого помещения во вновь возводимых (возведенных) многоквартирных домах или на строительство индивидуального жилого дома, что позволило увеличить объемы продаж на первичном рынке жилья.
С 2011 года в крае создана и в настоящее время функционирует ипотечно-накопительная система (проект "Накопительная ипотека"). Программа насчитывает почти 4000 участников, на счета которых из бюджета края перечислено более 245 миллионов рублей.
Накопительно-ипотечный механизм является альтернативным финансовым инструментом, позволяющим улучшить жилищные условия тем гражданам, которые не имеют возможности привлечь ипотечный кредит на рыночных условиях.
Участники программы имеют возможность получения бюджетной поддержки (30% от суммы ежемесячного платежа) при накоплении денежных средств на жилищно-накопительных вкладах, открытых в банке, в течение 4 - 6 лет и получения льготного ипотечного кредита с уровнем процентной ставки 6 - 7% годовых.
Участники программы, у которых закончился 1 - 2 годичный срок накопления денежных средств (150 участников), улучшили свои жилищные условия, используя бюджетные средства на сумму 9,3 млн. руб.
С 2009 года в крае реализуются ипотечные программы с использованием средств материнского (семейного) капитала в качестве первоначального взноса, отработан механизм по выдаче и рефинансированию ипотечных кредитов по программе "Военная ипотека".
По объему и количеству ипотечных кредитов Краснодарский край держит лидирующие позиции в Южном федеральном округе (далее - ЮФО), 40% всего объема ипотечных кредитов по ЮФО выдано жителям Кубани. А среди российских регионов Краснодарский край входит в десятку лидеров, по итогам 2014 года занимая по объемам ипотечного кредитования шестую позицию.
С целью внедрения и развития на территории Краснодарского края унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов было создано ОАО "Кубанское ипотечное агентство", которое является региональным оператором АИЖК в Краснодарском крае.
С 2004 по 2014 годы через регионального оператора было рефинансировано 1614 ипотечных кредитов и займов на сумму 1888 млн рублей.
С конца декабря 2014 года ситуация на рынке ипотечного жилищного кредитования изменилась: повышение Банком России ключевой ставки оказало влияние на уровень процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам, которые выросли на 5 - 7 процентных пунктов, ряд банков приостановили ипотечное жилищное кредитование населения, отдельные банки свернули программы кредитования граждан на этапе строительства жилья.
В текущих непростых для ипотечного рынка условиях, когда большинство граждан не смогут воспользоваться ипотечными кредитами для решения своей жилищной проблемы, необходима поддержка рынка ипотечного кредитования как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. В связи с чем очень важно продолжить реализацию действующих в крае форм государственной поддержки граждан, направленных на улучшение их жилищных условий.
Разработка Правительством Российской Федерации программы субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам и предоставление из краевого бюджета социальных выплат гражданам на оплату первоначального взноса при приобретении жилья сделают ипотечные кредиты более доступными для населения в результате снижения финансовой нагрузки на заемщиков. Данные меры позволят большему числу граждан воспользоваться ипотечным кредитованием для решения своей жилищной проблемы и поддержат рынок жилищного строительства.
В 2016 - 2021 годах основной формой поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не имеющих возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях, будет являться предоставление социальных выплат на частичную или полную оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на эти цели.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, чьи финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе они имеют невысокие доходы и не имеют накоплений.
Поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в Краснодарском крае. В 2005 - 2014 годах реализация мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и на 2011 - 2015 годы продемонстрировала ежегодное увеличение количества молодых семей, желающих стать участниками подпрограммы.
В течение 4 лет (2011 - 2014 годы) в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, краевого и местных бюджетов 782 молодые семьи.
Так, на 1 января 2015 года участвовать в подпрограмме изъявили желание 1070 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем при наличии положительных тенденций в развитии строительной отрасли и сфере жилищного строительства на территории Краснодарского края существует ряд проблем, которые требуют решения в рамках реализации государственной программы.
В производстве строительных материалов в некоторых подотраслях строительной индустрии наблюдается высокий уровень монополизации производств, что влияет на стоимость продукции и, как следствие, приводит к завышению цены на построенное жилье.
В муниципальных образованиях края отсутствуют программы, в которых планы по развитию жилищного строительства взаимоувязаны с планами развития сетей водо-, тепло- и электроснабжения.
Выделяемых бюджетных средств недостаточно для оказания помощи муниципальным образованиям края в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой.
Сохраняется напряженность в обеспечении жильем малоимущих граждан и граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, в пределах установленных норм.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
Несмотря на создание основ функционирования ипотечного жилищного рынка в Краснодарском крае, приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов на практике доступно лишь ограниченному кругу семей. Ипотечное кредитование для отдельных категорий граждан остается недоступным.
Основными причинами, сдерживающими рост строительства жилья, являются:
ограниченные территориальные ресурсы из-за наличия особо ценных сельскохозяйственных земель;
отсутствие проектов планировок на застраиваемые территории;
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства;
недостаток площадок под комплексное жилищное строительство, обеспеченных инженерными коммуникациями;
нестабильная кредитная политика, при которой платежеспособный спрос населения не позволяет большинству граждан воспользоваться ипотечными кредитами;
сравнительно высокие в отношении к мировой практике процентные ставки по предлагаемым кредитными организациями ипотечным кредитам.
Решение вышеперечисленных проблем в рамках подпрограммы "Жилище":
направлено на улучшение условий и качества жизни населения, эффективное функционирование рынка жилья;
носит межотраслевой и межведомственный характер и требует государственного участия;
не может быть осуществлено в пределах одного финансового года;
носит комплексный характер, дает значительный мультипликативный эффект в различных отраслях экономики и способствует обеспечению социального благополучия в обществе.
Также государственная программа предусматривает систему мероприятий по сейсмоусилению существующих объектов или строительству новых сейсмостойких объектов взамен тех объектов, сейсмоусиление которых экономически не целесообразно.
Обеспечение приемлемого уровня сейсмической безопасности, повышение устойчивости основных объектов жизнеобеспечения, минимизация потерь от землетрясений в районах Краснодарского края с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края.
По результатам экспертной оценки уровня сейсмической опасности и сейсмического риска на территориях субъектов Российской Федерации Краснодарский край получил наивысший индекс сейсмического риска среди всех субъектов Российской Федерации.
Анализ сложившейся сейсмо-геодинамической обстановки в Краснодарском крае показал, что наиболее сейсмоопасными в последнее десятилетие являются:
прибрежная зона Черного моря в районе городов Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи и поселка Красная Поляна с магнитудой более 4 баллов;
зоны развития диагональных разломов: Краснодарского - в районе городов Краснодар, Тимашевск, Кореновск; Белореченского - в районе городов Хадыженск и Майкоп;
пограничная зона со Ставропольским поднятием в районе городов Армавир и Ставрополь.
Анализ статистических данных показывает, что средняя повторяемость 7-балльных землетрясений на территории Краснодарского края составляет 1 раз в 11 лет, а средняя повторяемость 6-балльных - 1 раз в 5 лет.
Возможное возникновение землетрясения с эпицентром в Краснодарском крае или близлежащих районах с магнитудой, равной 7 баллам и более, может явиться причиной невосполнимых людских потерь и техногенных катастроф.
В настоящее время органы исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, исходя из своих возможностей, осуществляют комплекс мер по повышению достоверности и точности прогноза сейсмических событий, соблюдению требований сейсмостойкого строительства и реализации неотложных мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности. Однако выполненная работа не позволяет решить проблему сейсмобезопасности в целом и комплексно на всей территории Краснодарского края в короткие сроки.
Объектами, включаемыми в государственную программу, являются здания учреждений здравоохранения, что позволит сконцентрировать усилия и добиться ощутимых позитивных результатов на наиболее значимом направлении по снижению рисков, предотвращению гибели людей и минимизации ущерба от природных катаклизмов.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации документы территориального планирования и градостроительного зонирования являются основой для сбалансированного развития и застройки территорий муниципальных образований Краснодарского края, а также для осуществления рационального землепользования, создания благоприятной среды жизнедеятельности населения.
На протяжении ряда последних лет в Краснодарском крае действовали государственная и ведомственные целевые программы, предусматривающие подготовку градостроительной и землеустроительной документации во взаимосвязи с документами федерального и муниципального уровней.
В результате реализации мероприятий данных программ разработано и утверждено 37 схем территориального планирования муниципальных районов и схема территориального планирования Краснодарского края, в полном объеме разработаны и утверждены генеральные планы в 382 городских и сельских поселениях и в 6 городских округах, 1 генеральный план городского округа находится в стадии утверждения, из 382 городских и сельских поселений правила землепользования и застройки разработаны и утверждены в 350 поселениях, в 18 сельских поселениях правила землепользования и застройки находятся в стадии утверждения, из 7 городских округов правила землепользования и застройки утверждены только в 4 городских округах, 3 остальных правила землепользования и застройки находятся в стадии утверждения.
Однако ранее утвержденные документы территориального планирования и градостроительного зонирования требуют актуализации в связи с внесением изменений в действующее законодательство, а также необходимостью размещения объектов в соответствии с муниципальными и отраслевыми краевыми инвестиционными программами и стратегиями социально-экономического развития разного уровня.
2. Цели, задачи и целевые показатели, сроки и этапы реализации государственной программы
Цель государственной программы основана на приоритетах и целях государственной политики в сфере строительства и архитектуры, которые отражены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, а также Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года, утвержденной Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 года N 1465-КЗ.
Создание условий для устойчивого территориального развития Краснодарского края и обеспечение населения края доступным, качественным жильем являются основной целью государственной программы.
Для достижения цели государственной программы предусмотрено решение следующих задач:
повышение качества исполнения государственных функций в сфере строительства и архитектуры;
повышение эффективности функционирования государственных учреждений, координацию и регулирование деятельности которых осуществляет департамент строительства Краснодарского края;
повышение эффективности функционирования государственного учреждения, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края;
создание условий для устойчивого функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Краснодарского края;
повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения.
Целевые показатели государственной программы приведены в приложении N 1 к государственной программе.
Сроки реализации государственной программы - 2016 - 2021 годы. Этапы не предусмотрены.
Методика расчета целевых показателей государственной программы представлена в таблице N 1.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2016 г. N 163 в таблицу N 1 настоящего приложения внесены изменения
Таблица N 1
Методика расчета целевых показателей государственной программы Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры"
N п/п (*) |
Наименование целевого показателя |
Методика расчета показателя (формула), алгоритм формирования формул, методологические пояснения к базовым показателям, используемым в формуле |
Источник данных, индекс форм отчетности |
Период расчета показателя |
Ответственный за сбор данных и расчет показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Государственная программа Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" |
||||
1.1 |
Доля бюджетных ассигнований, предоставленных в программном виде, в общем объеме бюджетных ассигнований департамента строительства Краснодарского края |
, где:
Дбс - доля бюджетных ассигнований, предоставленных в программном виде, в общем объеме бюджетных ассигнований департамента строительства Краснодарского края Сп - средства, предоставленные департаменту строительства Краснодарского края на реализацию государственных программ Снп - общий объем средств, выделенных департаменту строительства Краснодарского края |
рассчитывается по итогам расходования бюджетных средств, предусмотренных департаменту строительства Краснодарского края в отчетном финансовом году |
ежегодно |
департамент строительства Краснодарского края |
1.2 |
Снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений |
, где:
Ур - коэффициент, определяющий размер снижения уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений Ос - количество объектов, в отношении которых проведены мероприятия по сейсмоусилению существующих объектов и (или) строительству новых сейсмостойких объектов Об - общее количество объектов, требующих первоочередного сейсмоусиления или замены новыми сейсмостойкими объектами |
Ос, Об - данные на основании сведений департамента строительства Краснодарского края, в соответствии с методикой оценки эффективности реализации федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 365 |
2018 год |
департамент строительства Краснодарского края |
1.3 |
Общая площадь зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости |
- |
данные на основании технических паспортов завершенного строительства объекта
|
2018 год |
департамент строительства Краснодарского края |
1.4 |
Ввод жилья на территории Краснодарского края, в том числе: тыс. кв. м общей площади |
- |
данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений") |
ежегодно, до 20 апреля года, следующего за отчетным |
департамент строительства Краснодарского края министерство экономики Краснодарского края |
количество жилых единиц |
- |
||||
1.4.1 |
ввод жилья на душу населения |
, где:
Вжд - ввод жилья на душу населения Вжг - ввод жилья на территории Краснодарского края за год ЧннКК - численность население Краснодарского края на 1 января текущего года |
Вжг - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (форма N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений") ЧннКК - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (статистический бюллетень "Показатели для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края") |
ежегодно |
департамент строительства Краснодарского края |
1.4.2 |
обеспеченность населения жильем: кв. м общей площади жилья на 1 человека |
, где: ОнжКн - обеспеченность населения жильем в кв. м ЖФКк - жилищный фонд Краснодарского края на конец позапрошлого года Вжг - ввод жилья за отчетный год ЧнКК - численность населения Краснодарского края в прошлом году |
ЖФКк - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (статистический сборник "Жилищный фонд Краснодарского края") Вжг - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (форма N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений") ЧнКК - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (статистический бюллетень "Показатели для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края") |
ежегодно |
департамент строительства Краснодарского края |
количество жилых единиц на 1000 человек населения |
, где:
ОнжЕд - обеспеченность населения жильем в единицах Чжк - количество квартир на конец позапрошлого года ЧжкВ - количество квартир, введенных в эксплуатацию за прошлый год ЧнКК - численность населения Краснодарского края в прошлом году |
Чжк - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (статистический сборник "Жилищный фонд Краснодарского края") Чжкв - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (форма N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений") ЧнКК - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (статистический бюллетень "Показатели для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края") |
|||
1.4.3 |
коэффициент доступности жилья для населения |
, где:
Плк - общая площадь стандартной квартиры на семью из 3 человек Сцкм - средняя цена кв. м жилья на территории Краснодарского края на конец прошлого года Ччс - количество членов семьи Сддн - среднедушевые доходы населения (1 человека) в месяц; Вмп - величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения) рублей в месяц Мг - месяцев в году |
Сцкм - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (статистический сборник "Жилищный фонд Краснодарского края") Сддн, Вмп - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю |
ежегодно |
департамент строительства Краснодарского края |
1.5 |
Доля жилья экономкласса в общем объеме жилья, введенного в эксплуатацию на территории Краснодарского края |
, где:
Вэкг - количество жилья эконом-класса, введенного в эксплуатацию на территории Краснодарского края за прошлый год по данным муниципальных образований Краснодарского края Вжг - ввод жилья на территории Краснодарского края за прошлый год |
Вэкг - на основании отчетов муниципальных образований Вжг - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (форма N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений") |
ежегодно |
департамент строительства Краснодарского края |
2 |
Подпрограмма "Жилище" |
||||
2.1 |
Ввод малоэтажного жилья (не более трех этажей) |
- |
данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (N 1-ИЖС "Сведения о построенных населением жилых домах") |
ежегодно, до 20 апреля года, следующего за отчетным |
департамент строительства Краснодарского края |
2.2 |
Ввод многоэтажного жилья (более трех этажей) |
- |
данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений") |
ежегодно, до 20 апреля года, следующего за отчетным |
департамент строительства Краснодарского края |
2.3 |
Инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению (предоставленных) для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей ( "дорожная карта"): общая численность семей, имеющих трех и более детей (нарастающим итогом) |
- |
информация муниципальных образований о ходе реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению (предоставленных) для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, утвержденного распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 июля 2013 года N 587-р |
ежеквартально |
департамент строительства Краснодарского края |
численность семей, имеющих трех и более детей, которые имеют право на получение бесплатных земельных участков |
- |
||||
количество земельных участков, обеспечиваемых инженерной инфраструктурой, предоставленных (предоставляемых) семьям, имеющим трех и более детей |
- |
||||
доля земельных участков, обеспечиваемых инженерной инфраструктурой, подлежащих предоставлению семьям, имеющим трех и более детей |
- |
||||
2.4 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
- |
данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров, услуг") |
ежеквартально |
департамент строительства Краснодарского края |
2.5 |
Объем производства основных строительных материалов: |
|
|
|
|
2.5.1 |
цемента |
- |
данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров, услуг") |
ежеквартально |
департамент строительства Краснодарского края |
2.5.2 |
нерудных строительных материалов |
- |
|||
2.5.3 |
кирпича керамического неогнеупорного строительного |
- |
данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю |
ежегодно |
департамент строительства Краснодарского края |
2.6 |
Количество семей, решивших жилищную проблему при помощи социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, из них: |
, где:
Кс - количество семей, решивших жилищную проблему при оказании содействия за счет бюджетных средств Vбо - объем финансирования, запланированный на реализацию мероприятий по государственной поддержке граждан СРсв - средний размер социальной выплаты, зависящий от средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья, установленной Минстроем России |
Vбо, СРсв - по итогам реализации мероприятий подпрограммы в отчетном периоде (на основании сведений государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка" и отчетов муниципальных образований) |
ежегодно |
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края |
2.6.1 |
молодые семьи |
, где:
Ксм - количество молодых семей, решивших жилищную проблему при оказании содействия за счет бюджетных средств Кс - количество семей, решивших жилищную проблему при оказании содействия за счет бюджетных средств Кси - количество семей, решивших жилищную проблему при оказании содействия за счет бюджетных средств, не относящиеся к категории "молодые семьи" |
по итогам реализации мероприятий подпрограммы "Жилище" в отчетном периоде (на основании сведений государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка" и отчетов муниципальных образований) |
ежегодно |
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края |
2.6.2 |
семьи, имеющие трех и более детей |
, где:
Кстд - количество семей, имеющих трех и более детей, решивших жилищную проблему при оказании содействия за счет бюджетных средств Кс - количество семей, решивших жилищную проблему при оказании содействия за счет бюджетных средств Кси - количество семей, решивших жилищную проблему при оказании содействия за счет бюджетных средств, не относящиеся к категории "семьи, имеющие трех и более детей" |
по итогам реализации мероприятий подпрограммы "Жилище" в отчетном периоде (на основании сведений государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка" и отчетов муниципальных образований) |
ежегодно |
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края |
2.7 |
Число участников жилищно-накопительной системы, решивших жилищную проблему при помощи социальных выплат на приобретение (строительство) жилья |
, где:
Ку - число участников жилищно-накопительной системы (далее - ЖНС), решивших жилищную проблему при оказании содействия за счет бюджетных средств А - число участников ЖНС, которые не воспользовались социальной выплатой в предыдущем периоде В - число участников ЖНС, у которых срок вклада истекает в отчетном периоде У - число участников ЖНС, досрочно расторгающих вклады С - число участников ЖНС, срок вклада которых истек в отчетном периоде, но социальную выплату они используют в следующем периоде |
по итогам реализации мероприятий подпрограммы "Жилище" в отчетном периоде (на основании сведений государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка") |
ежегодно |
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края |
2.8 |
Количество предоставленных населению ипотечных жилищных кредитов |
- |
по опубликованным статистическим данным Центрального банка Российской Федерации (отдельные показатели по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам-резидентам) |
ежегодно |
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края |
2.9 |
Объем предоставленных ипотечных жилищных кредитов населению |
- |
по опубликованным статистическим данным Центрального банка Российской Федерации (отдельные показатели по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам-резидентам) |
ежегодно |
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края |
(*) Указывается нумерация целевых показателей в соответствии с нумерацией, предусмотренной приложением N 1 к государственной программе Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры".
Значения целевого показателя государственной программы "Доля бюджетных ассигнований, предоставленных в программном виде, в общем объеме бюджетных ассигнований министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края" в 2016 - 2021 годах и целевых показателей подпрограммы "Жилище" - "Количество семей, решивших жилищную проблему при помощи социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, в том числе молодых семей и семей, имеющих трех и более детей" в 2017 - 2021 годах определены с учетом возможностей финансового и ресурсного обеспечения. В связи с тем что планомерное увеличение объема финансирования соответствующих мероприятий не предусмотрено, значения вышеназванных целевых показателей с 2015 по вышеуказанные года не имеют динамики увеличения.
Значения целевых показателей "Снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений" и "Общая площадь зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости" указаны в соответствии с федеральной целевой программой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 365.
Целевой показатель "Число участников жилищно-накопительной системы, решивших жилищную проблему при помощи социальных выплат на приобретение (строительство) жилья" изменяется в соответствии с непосредственным результатом реализации мероприятия подпрограммы "Жилище" "Число участников жилищно-накопительной системы, получивших социальные выплаты", рассчитанным исходя из практики реализации соответствующего мероприятия в 2011 - 2015 годах с учетом количества заключаемых с претендентами договоров на предоставление социальной выплаты и количества досрочно расторгаемых вкладов гражданами.
Наибольшее число участников мероприятия закончит накопительный этап к 2018 году. В связи с чем закрытие вкладов участниками, окончившими период накопления, значительно превысит количество вновь открываемых вкладов, исходя из тенденции увеличения закрытия вкладов, наметившейся в последнее время. Поэтому число участников мероприятия в 2018 году снизится на 22%. А в 2020 - 2021 годах число участников увеличится за счет роста числа вновь открываемых вкладов до 3700 и 3800 к 2021 году.
3. Перечень и краткое описание подпрограмм и основных мероприятий государственной программы
Решение задач государственной программы обеспечивается посредством реализации подпрограммы "Жилище" (далее также - подпрограмма) и основных мероприятий государственной программы.
3.1. Подпрограмма "Жилище" представляет собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, развития местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, а также решения жилищной проблемы населения за счет использования финансово-кредитных механизмов.
Одним из основных принципов подпрограммы является доступность жилья для всех категорий граждан. На этой основе будут решаться и вопросы обеспечения жильем малоимущих граждан и граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
В связи с чем в рамках подпрограммы "Жилище" планируется достижение приоритетов и целей государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, а также Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года, утвержденной Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 года N 1465-КЗ.
3.2. Перечень основных мероприятий государственной программы представлен в таблице N 2.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2016 г. N 163 в таблицу N 2 настоящего приложения внесены изменения
Таблица N 2
Перечень основных мероприятий государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры"
тыс. рублей | ||||||||
N п/п |
Наименование мероприятия |
Статус |
Год реализации |
Объем финансирования, тыс. рублей |
Непосредственный результат реализации мероприятия |
Государственный заказчик, главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, исполнитель |
||
всего |
в разрезе источников финансирования |
|||||||
федеральный бюджет |
краевой бюджет |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Цель - создание условий для устойчивого территориального развития Краснодарского края и обеспечение населения края доступным, качественным жильем |
|||||||
1.1 |
Задача 1. Повышение качества исполнения государственных функций в сфере строительства и архитектуры |
|||||||
1.1.1 |
Финансовое обеспечение деятельности департамента строительства Краснодарского края |
|
2016 |
114 703,0 |
- |
114 703,0 |
обеспечение выполнения функций департамента строительства Краснодарского края |
департамент строительства Краснодарского края |
12 614,5(*) |
- |
12 614,5(*) |
||||||
2017 |
178 217,0 |
- |
178 217,0 |
|||||
2018 |
178 217,0 |
- |
178 217,0 |
|||||
2019 |
178 217,0 |
- |
178 217,0 |
|||||
2020 |
178 217,0 |
- |
178 217.0 |
|||||
2021 |
178 217,0 |
- |
178 217,0 |
|||||
всего |
1 005 788,0 |
- |
1 005 788,0 |
|||||
12 614,5(*) |
- |
12 614,5(*) |
||||||
1.1.2 |
Финансовое обеспечение деятельности департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края |
|
2016 |
128 157,8 |
- |
128 157,8 |
обеспечение выполнения функций департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края |
департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края |
3 346,2(*) |
- |
3 346,2(*) |
||||||
2017 |
131 504,0 |
- |
131 504,0 |
|||||
2018 |
131 504,0 |
- |
131 504,0 |
|||||
2019 |
131 504,0 |
- |
131 504,0 |
|||||
2020 |
131 504,0 |
- |
131 504,0 |
|||||
2021 |
331 504,0 |
|
131 504,0 |
|||||
всего |
785 677,8 |
- |
785 677,8 |
|||||
3 346,2(*) |
|
3 346,2(*) |
||||||
1.2 |
Задача 2. Повышение эффективности функционирования государственных учреждений, координацию и регулирование деятельности которых осуществляет департамент строительства Краснодарского края |
|||||||
1.2.1 |
Финансовое обеспечение деятельности подведомственного государственного казенного учреждения Краснодарского края "Главное управление строительства Краснодарского края" |
|
2016 |
226 077,9 |
|
226 077,9 |
обеспечение выполнения функций подведомственного казенного учреждения |
департамент строительства Краснодарского края |
27 191,1(*) |
|
27 191,1(*) |
||||||
2017 |
109 068,0 |
|
109 068,0 |
|||||
2018 |
119 865,0 |
|
119 865,0 |
|||||
2019 |
119 865,0 |
|
119 865,0 |
|||||
2020 |
119 865,0 |
|
119 865,0 |
|||||
2021 |
119 865,0 |
|
119 865,0 |
|||||
всего |
814 605,9 |
|
814 605,9 |
|||||
27 191,1(*) |
|
27 191,1(*) |
||||||
1.2.2 |
Предоставление субсидии государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Управление ценообразования в строительстве" на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) |
|
2016 |
12 945,0 |
|
12 945,0 |
количество оказываемых государственных услуг (работ) государственным бюджетным учреждением Краснодарского края (шт.): 2016 год - 634 2017 год - 634 2018 год - 634 2019 год - 634 2020 год - 634 2021 год - 634 |
департамент строительства Краснодарского края |
2017 |
12 945,0 |
|
12 945,0 |
|||||
2018 |
12 945,0 |
|
12 945,0 |
|||||
2019 |
12 945,0 |
|
12 945,0 |
|||||
2020 |
12 945,0 |
|
12 945,0 |
|||||
2021 |
12 945,0 |
|
12 945,0 |
|||||
всего |
77 670,0 |
|
77 670,0 |
Х |
|
|||
1.3 |
Задача 3. Повышение эффективности функционирования государственного учреждения, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края |
|||||||
1.3.1 |
Финансовое обеспечение деятельности подведомственного государственного казенного учреждения Краснодарского края "Архитектурно-градостроительный центр" |
|
2016 |
9 144,5 |
|
9 144.5 |
обеспечение выполнения функций подведомственного казенного учреждения |
департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края |
228,5(*) |
|
228,5(*) |
||||||
2017 |
9 373,0 |
|
9 373,0 |
|||||
2018 |
9 373,0 |
|
9 373,0 |
|||||
2019 |
9 373,0 |
|
9 373.0 |
|||||
2020 |
9 373,0 |
|
9 373,0 |
|||||
2021 |
9 373,0 |
|
9 373,0 |
|||||
всего |
56 009,5 |
|
56 009,5 |
|||||
228,5(*) |
|
228,5(*) |
||||||
1.4 |
Задача 4. Создание условий для устойчивого функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Краснодарского края |
|||||||
1.4.1 |
Повышение устойчивости основных объектов здравоохранения в сейсмических районах Краснодарского края (строительство) |
1 |
2016 |
3 666,7 |
2 566,7 |
1 100,0 |
размер предотвращенного ущерба от разрушения основных объектов в результате землетрясений (млрд рублей): 2016 год - 0,04 2017 год - 3,04 2018 год - 6,93 |
государственное казенное учреждение Краснодарского края "Главное управление строительства Краснодарского края" |
_______________________________
(*) Денежные обязательства получателей средств краевого бюджета, не исполненные в 2015 году в связи отсутствием возможности их финансового обеспечения.
4. Обоснование ресурсного обеспечения государственной программы
Реализация государственной программы предусматривается за счет средств краевого бюджета.
Планируется привлечение средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации: в рамках федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 365, а также в рамках осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти Краснодарского края в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Также предполагается привлечение в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке средств бюджетов муниципальных образований Краснодарского края и внебюджетных источников. Механизм привлечения данных средств отражен в разделе 3 подпрограммы "Жилище" (приложение N 2 к государственной программе).
Сведения об общем объеме финансирования государственной программы приведены в таблице N 3.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2016 г. N 414 в таблицу N 3 настоящего приложения внесены изменения
Таблица N 3
Обоснование
ресурсного обеспечения государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры"
Год реализации |
Объем финансирования, тыс. рублей |
||||
Всего |
в разрезе источников финансирования |
||||
федеральный бюджет |
краевой бюджет |
местные бюджет |
внебюджетные источники |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Основные мероприятия | |||||
2016 |
494 694,9 |
2 566,7 |
492 128,2 |
- |
- |
43 380,3(*) |
- |
43 380,3(*) |
- |
|
|
2017 |
744 673,7 |
212 496,7 |
532 177,0 |
|
- |
2018 |
1 145 253,2 |
485 344,4 |
659 908,8 |
- |
- |
2019 |
451 904,0 |
- |
451 904,0 |
- |
- |
2020 |
451 904,0 |
- |
451 904,0 |
- |
- |
2021 |
451 904,0 |
|
451 904,0 |
|
- |
Всего по основным мероприятиям |
3 740 333,8 |
700 407,8 |
3 039 926,0 |
- |
- |
43 380,3(*) |
- |
43 380,3(*) |
- |
- |
|
Подпрограмма "Жилище" | |||||
2016 |
1 606 010,0 |
193 094,9 |
235 796,1 |
64 119,0 |
1 113 000,0 |
174 877,1(*) |
|
174 877,1(*) |
|
|
|
2017 |
3 084 153,0 |
|
704 262,1 |
97 780,9 |
2 282 110,0 |
2018 |
2 467 043,0 |
|
704 262,1 |
97 780,9 |
1 665 000,0 |
2019 |
2 132 043,0 |
|
704 262,1 |
97 780,9 |
1 330 000,0 |
2020 |
2 291 043,0 |
|
704 262,1 |
97 780,9 |
1 489 000,0 |
2021 |
2 379 043,0 |
|
704 262,1 |
97 780,9 |
1 577 000,0 |
Всего по подпрограмме |
13 959 335,0 |
193 094,9 |
3 757 106,6 |
553 023,5 |
9 456 110,0 |
174 877,1(*) |
|
174 877,1(*) |
|
|
|
Общий объем финансирования по государственной программе | |||||
2016 |
2 100 704,9 |
195 661,6 |
727 924,3 |
64 119,0 |
1 113 000,0 |
218 257,4(*) |
|
218 257,4(*) |
|
|
|
2017 |
3 828 826,7 |
212 496,7 |
1 236 439,1 |
97 780,9 |
2 282 110,0 |
2018 |
3 612 296,2 |
485 344,4 |
1 364 170,9 |
97 780,9 |
1 665 000,0 |
2019 |
2 583 947,0 |
|
1 156 166,1 |
97 780,9 |
1 330 000,0 |
2020 |
2 742 947,0 |
|
1 156 166,1 |
97 780,9 |
1 489 000,0 |
2021 |
2 830 947,0 |
|
1 156 166,1 |
97 780,9 |
1 577 000,0 |
Всего по государственной программе |
17 699 668,8 |
893 502,7 |
6 797 032,6 |
553 023,5 |
9 456 110,0 |
218 257,4(*) |
|
218 257,4(*) |
|
|
|
из них расходы, связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Краснодарского края | |||||
2016 |
3 666,7 |
2 566,7 |
1 100,0 |
|
|
2017 |
303 566,7 |
212 496,7 |
91 070,0 |
|
|
2018 |
693 349,2 |
485 344,4 |
208 004,8 |
|
|
2019 |
|
|
|
|
|
2020 |
|
|
|
|
|
2021 |
|
|
|
|
|
Всего по государственной программе |
1 000 582,6 |
700 407,8 |
300 174,8 |
|
|
___________________
(*) Денежные обязательства получателей средств краевого бюджета, не исполненные в 2015 году в связи с отсутствием возможности их финансового обеспечения.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета подлежит ежегодному уточнению в рамках формирования проектов бюджетов на очередной финансовый год.
Информация об объекте капитального строительства, реализуемого в рамках основного мероприятия 1.4.1 "Повышение устойчивости основных объектов здравоохранения в сейсмических районах Краснодарского края (строительство)" государственной программы, представлена в таблице N 4.
Таблица N 4
Информация
об объекте капитального строительства "Радиологический корпус по ул. Димитрова, 146 / Бургасская, 11 в г. Краснодаре (строительство и проектирование)"
Основные технико-экономические показатели по объекту | |||||||
1 |
Направление инвестирования (цель осуществления бюджетных инвестиций): строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение |
строительство |
|||||
2 |
Наименование государственного заказчика |
государственное казенное учреждение "Главное управление строительства Краснодарского края" |
|||||
3 |
Наименование застройщика |
государственное казенное учреждение "Главное управление строительства Краснодарского края" |
|||||
4 |
Мощность (прирост мощности) объекта капитального строительства, подлежащая вводу |
7 971 кв. м |
|||||
5 |
Срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства |
2018 год |
|||||
Объем финансового обеспечения | |||||||
Показатель |
Источник финансирования в рублях |
Период реализации |
|||||
всего |
предшествующий период |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Сметная стоимость объекта капитального строительства (при наличии утвержденной проектной документации) или предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства |
всего |
1 035 850 000 |
35 267 400 |
3 666 700 |
303 566 700 |
693 349 200 |
|
федеральный бюджет |
700 407 800 |
|
2 566 700 |
212 496 700 |
485 344 400 |
||
краевой бюджет |
335 442 200 |
35 267 400 |
1 100 000 |
91 070 000 |
208 004 800 |
||
иные источники |
|
|
|
|
|
||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
объем инвестиций на подготовку проектной документации и проведение инженерных изысканий или приобретение прав на использование типовой проектной документации |
всего |
22 350 000 |
22 350 000 |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
||
краевой бюджет |
22 350 000 |
22 350 000 |
|
|
|
||
иные источники |
|
|
|
|
|
||
Общий (предельный) объем инвестиций, предоставляемых на реализацию объекта капитального строительства |
всего |
1 035 850 000 |
35 267 400 |
3 666 700 |
303 566 700 |
693 349 200 |
|
федеральный бюджет |
700 407 800 |
|
2 566 700 |
212 496 700 |
485 344 400 |
||
краевой бюджет |
335 442 200 |
35 267 400 |
1 100 000 |
91 070 000 |
208 004 800 |
||
иные источники |
|
|
|
|
|
||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
объем инвестиций на подготовку проектной документации и проведение инженерных изысканий или приобретение прав на использование типовой проектной документации |
всего |
22 350 000 |
22 350 000 |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
||
краевой бюджет |
22 350 000 |
22 350 000 |
|
|
|
||
иные источники |
|
|
|
|
|
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Краснодарского края в сфере реализации государственной программы
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Краснодарского края, подведомственными департаменту строительства Краснодарского края, приведен в таблице N 5.
Таблица N 5
Прогноз
сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Краснодарского края в сфере реализации государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры"
Наименование услуг (работ), показателя объема (качества) услуги (работы), основных мероприятий подпрограммы |
Значение показателя объема (качества) услуги (работы) |
Расходы краевого бюджета на оказание государственной услуги (работы), тыс. рублей |
||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Услуга 1. Экспертиза начальной (максимальной) цены контрактов при проведении органами исполнительной власти Краснодарского края, государственными казенными или бюджетными учреждениями Краснодарского края открытых конкурсов или аукционов в электронной форме на выполнение подрядных работ по объектам строительства, реконструкции или капитального ремонта, финансируемых за счет средств краевого бюджета (за исключением объектов дорожного хозяйства, культурного наследия, на выполнение проектно-изыскательских работ, водных объектов в части осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, а также объектов, начальная (максимальная) цена контракта по которым не превышает пятисот тысяч рублей), в случаях, когда государственная экспертиза проектной документации не проводится в соответствии с положениями действующего законодательства |
|
|
|
|||
Показатель 1.1. Количество проектов контрактов, представленных заказчиками на экспертизу начальной (максимальной) цены, штук |
450 |
450 |
450 |
12 945,0 |
12 945,0 |
12 945,0 |
Работа 2. Представление ежеквартальных индексов удорожания сметной стоимости по Краснодарскому краю | ||||||
Показатель 2.1. Количество ежеквартальных отраслевых индексов измерения сметной стоимости строительно-монтажных работ, штук. |
184 |
184 |
184 |
|||
Основное мероприятие 1.2.2 "Предоставление субсидии государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Управление ценообразования в строительстве" на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)" |
6. Меры государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы
В рамках государственной программы осуществляются меры государственного регулирования, направленные на оказание поддержки физическим лицам в сфере строительства:
1) предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпункте 4 пункта 3 статьи 1 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий";
2) предоставление гражданам социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения во вновь возводимых (возведенных) многоквартирных домах или на строительство индивидуального жилого дома;
3) предоставление социальных выплат гражданам, открывающим вклады (счета) в кредитных организациях с целью накопления денежных средств для улучшения жилищных условий;
4) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), приравненных к ним лиц и членов их семей, в рамках осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти Краснодарского края в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", путем предоставления жилых помещений в собственность бесплатно.
Реализация мероприятий государственной программы сопряжена со следующими рисками, оказывающими существенное влияние на сроки и результаты реализации государственной программы:
риски финансовой необеспеченности, связанные с недостаточностью бюджетных средств на реализацию государственной программы. Эти риски могут не позволить достичь запланированных результатов и (или) значений целевых показателей, приведут к нарушению сроков выполнения мероприятий, отрицательной динамике значений показателей;
организационные риски, связанные с возможной неэффективной организацией выполнения мероприятий государственной программы. Эти риски могут привести к задержкам в реализации государственной программы;
природные риски, связанные с возможными стихийными бедствиями. Эти риски могут привести к отвлечению средств от финансирования государственной программы в пользу других направлений развития края и переориентации на ликвидацию последствий техногенных или экологических катастроф.
Также возможны непредвиденные риски, которые связаны с изменением внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации государственной программы в том числе:
риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, снижению доходов населения, увеличению стоимости финансовых ресурсов для банков, повышению инфляции и повышению ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, что скажется на ужесточении условий ипотечного кредитования, повышении процентных ставок по кредитам и снижению уровня доступности ипотечных кредитов.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации государственной программы предусматривается:
формирование эффективной системы управления государственной программой на основе четкого распределения полномочий координатора государственной программы (подпрограммы) и участников государственной программы;
обеспечение эффективного взаимодействия полномочий координатора государственной программы (подпрограммы) и участников государственной программы;
проведение мониторинга выполнения государственной программы, регулярного анализа и при необходимости ежегодной корректировки целевых показателей, а также мероприятий государственной программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, внешних факторов.
7. Меры правового регулирования в сфере реализации государственной программы
Основные меры правового регулирования в сфере реализации государственной программы, включающие разработку и принятие нормативных правовых актов Краснодарского края и направленные на достижение целей и (или) конечных результатов государственной программы, представлены в таблице N 6.
Таблица N 6
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы
N п/п |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель (соисполнитель) |
Ожидаемые сроки принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подпрограмма "Жилище" | ||||
1 |
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края |
об утверждении порядка предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств по созданию условий для развития жилищного строительства, в том числе жилья экономкласса, а также обеспечения земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой, в том числе для семей, имеющих трех и более детей |
департамент строительства Краснодарского края |
I квартал 2016 года |
2 |
Приказ департамента строительства Краснодарского края |
об утверждении перечня муниципальных образований Краснодарского края, соответствующих требованиям к получателям субсидий в рамках мероприятия по созданию условий для развития жилищного строительства, в том числе жилья экономкласса, а также обеспечения земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой, в том числе для семей, имеющих трех и более детей |
департамент строительства Краснодарского края |
ежегодно |
3 |
Приказ департамента строительства Краснодарского края |
о комиссии по отбору муниципальных образований Краснодарского края в рамках мероприятия по созданию условий для развития жилищного строительства, в том числе жилья экономкласса, а также обеспечения земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой, в том числе для семей, имеющих трех и более детей |
департамент строительства Краснодарского края |
ежегодно |
4 |
Приказ департамента строительства Краснодарского края |
об утверждении типовых форм документов для участия в отборе муниципальных образований Краснодарского края в рамках мероприятия по созданию условий для развития жилищного строительства, в том числе жилья экономкласса, а также обеспечения земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой, в том числе для семей, имеющих трех и более детей |
департамент строительства Краснодарского края |
ежегодно |
5 |
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края |
об утверждении распределения субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств по созданию условий для развития жилищного строительства, в том числе жилья экономкласса, а также обеспечения земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой, в том числе для семей, имеющих трех и более детей |
департамент строительства Краснодарского края |
ежегодно |
6 |
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края |
о внесении изменений в порядок предоставления физическим лицам социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения во вновь возводимых (возведенных) многоквартирных домах или на строительство индивидуального жилого дома |
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края |
I квартал 2016 года |
7 |
Приказ министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края |
о приеме заявлений от граждан на предоставление социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения во вновь возводимых (возведенных) многоквартирных домах или на строительство индивидуального жилого дома |
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края |
IV квартал 2016 года |
8 |
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края |
об утверждении распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, участвующим в реализации подпрограммы |
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края |
ежегодно |
9 |
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края |
о внесении изменений в порядок предоставления социальных выплат физическим лицам, открывающим вклады (счета) в кредитных организациях с целью накопления средств для улучшения жилищных условий |
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края |
I квартал 2016 года |
10 |
Информация об изменениях:См. текст пункта 10 |
8. Методика оценки эффективности реализации государственной программы
Методика оценки эффективности реализации государственной программы осуществляется в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 мая 2014 года N 430 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края" (далее - Порядок реализации государственных программ).
9. Механизм реализации государственной программы и контроль за ее выполнением
Текущее управление государственной программой осуществляет ее координатор - департамент строительства Краснодарского края, который:
обеспечивает разработку государственной программы, ее согласование участниками государственной программы;
формирует структуру государственной программы и перечень координаторов подпрограмм, участников государственной программы;
организует реализацию государственной программы, координацию деятельности участников государственной программы;
принимает решение о необходимости внесения в установленном порядке изменений в государственную программу;
несет ответственность за достижение целевых показателей государственной программы;
осуществляет подготовку предложений по объемам и источникам финансирования реализации государственной программы на основании предложений участников государственной программы;
разрабатывает формы отчетности для участников государственной программы, необходимые для осуществления контроля за выполнением государственной программы, устанавливает сроки ее представления;
проводит мониторинг реализации государственной программы и анализ отчетности, представляемой участниками государственной программы;
ежегодно проводит оценку эффективности реализации государственной программы;
готовит ежегодный доклад о ходе реализации государственной программы и оценке эффективности ее реализации (далее - доклад о ходе реализации государственной программы) и направляет в установленные Порядком реализации государственных программ сроки, в министерство экономики Краснодарского края;
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач государственной программы в печатных средствах массовой информации, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах государственной программы на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
осуществляет иные полномочия, установленные государственной программой.
Участники государственной программы в пределах своей компетенции:
в сроки, установленные координатором государственной программы, представляют в его адрес заполненные отчетные формы мониторинга реализации государственной программы;
ежегодно, в сроки, установленные координатором государственной программы, представляют в его адрес информацию, необходимую для формирования доклада о ходе реализации государственной программы.
Государственный заказчик:
заключает государственные контракты в установленном законодательством порядке согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
проводит анализ выполнения мероприятия;
несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование выделенных в его распоряжение бюджетных средств;
осуществляет согласование с координатором государственной программы (подпрограммы) возможных сроков выполнения мероприятия, предложений по объемам и источникам финансирования;
формирует бюджетные заявки на финансирование мероприятия подпрограммы (основного мероприятия), а также осуществляет иные полномочия, установленные государственной программой (подпрограммой).
Подготовка и реализация бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Краснодарского края осуществляется в соответствии с Порядком принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 мая 2014 года N 532.
Мероприятие, указанное в пункте 1.4.1 перечня основных мероприятий государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры", реализуется путем осуществления бюджетных инвестиций в объект капитального строительства "Радиологический корпус по ул. Димитрова, 146 / Бургасская, 11 в г. Краснодаре (строительство и проектирование)" в соответствии с информацией, которая приведена в таблице N 4 государственной программы.
Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в пределах полномочий, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации:
обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
обеспечивает предоставление в установленном порядке субсидий;
обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
осуществляет оценку эффективности использования субсидий в соответствии с утвержденным порядком предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам;
осуществляет иные полномочия, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Механизм реализации государственной программы предполагает закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Порядки предоставления и распределение субсидий местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, в рамках мероприятий подпрограмм государственной программы утверждаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Механизм обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными бюджетными учреждениями Краснодарского края (основное мероприятие 1.2.2 государственной программы), осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ;
Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 декабря 2010 года N 1287 "О порядке осуществления исполнительными органами государственной власти Краснодарского края функций и полномочий учредителя государственных бюджетных и казенных учреждений Краснодарского края";
постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 января 2015 года N 28 "О формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Краснодарского края";
постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 декабря 2010 года N 1093 "О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Краснодарского края".
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 г. N 1081 названное постановление признано утратившим силу с 1 января 2016 г.
Заместитель министра строительства, |
Е.С. Рунец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.