Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Краснодарского края от 18 декабря 2009 г. N 1873-КЗ в приложение к настоящему Закону внесены изменения
Приложение
к Закону Краснодарского края
"О краевой целевой программе
"Жилище" на 2009 - 2010 годы"
Краевая целевая программа "Жилище" на 2009 - 2010 годы
3 апреля, 23 июля и 18 декабря 2009 г., 15 октября, 7 декабря 2010 г.
См. также долгосрочную краевую целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 апреля 2010 г. N 314
Законом Краснодарского края от 15 октября 2010 г. N 2068-КЗ в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт краевой целевой программы "Жилище" на 2009 - 2010 годы
Наименование Программы |
|
краевая целевая программа "Жилище" на 2009 - 2010 годы (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
|
постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы
|
Разработчик Программы |
|
департамент строительства Краснодарского края
|
Заказчик Программы |
|
администрация Краснодарского края
|
Координатор Программы |
|
департамент строительства Краснодарского края
|
Государственные заказчики и (или) исполнители мероприятий Программы |
|
департамент строительства Краснодарского края департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края департамент молодежной политики Краснодарского края управление по работе с военнослужащими и воспитанию допризывной молодежи администрации Краснодарского края департамент по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края департамент социальной защиты населения Краснодарского края департамент здравоохранения Краснодарского края департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
|
Цели и задачи Программы |
|
комплексное решение проблемы развития жилищной сферы, создания условий, обеспечивающих доступность жилья для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края формирование рынка доступного жилья и эффективных финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов увеличение темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства обеспечение жильем малоимущих граждан и граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, в пределах установленных социальных стандартов
|
Срок реализации Программы |
|
2009 - 2010 годы
|
Объемы и источники финансирования Программы |
|
общий объем финансирования Программы составляет 15,52 млрд. рублей, в том числе из средств краевого бюджета - 1,77 млрд. рублей планируется привлечение средств из: федерального бюджета (по согласованию) - 4,15 млрд. рублей местных бюджетов (по согласованию) - 0,28 млрд. рублей внебюджетных источников - 9,32 млрд. рублей
|
Контроль за выполнением Программы |
|
администрация Краснодарского края Законодательное Собрание Краснодарского края |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Жилищная проблема в Краснодарском крае является одной из наиболее острых социальных проблем, в период с 2005 года по 2008 год она решалась в рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2008 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 мая 2005 года N 1489-П. За данный период были достигнуты следующие показатели:
ежегодный объем ввода жилья вырос с 1940 тыс. кв. м в 2005 году до 3710,4 тыс. кв. м к 2008 году;
объем выданных ипотечных жилищных кредитов вырос с 4 млрд. рублей в 2006 году до 12,4 млрд. рублей к 2008 году;
за 2007 и 2008 годы подготовлены земельные участки под жилищное строительство общей площадью более 1000 га;
за 2006 - 2007 годы обеспечены жильем 2678 молодых семей.
В крае ежегодно сдается в эксплуатацию более 70 процентов жилых домов, которые строятся за счет средств населения. Потенциал индивидуального жилищного строительства используется не в полной мере. Большая часть отведенных для индивидуального строительства территорий не имеет социальной и инженерной инфраструктуры. Ряд пригородных территорий застроен усадебными домами и коттеджами, которые не сданы в эксплуатацию из-за отсутствия инженерных коммуникаций.
Основной причиной, сдерживающей рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из государственных и муниципальных бюджетов;
недоступность для большинства граждан и юридических лиц кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок;
недостаток площадок, обеспеченных инженерными коммуникациями;
Сохраняется напряженность в обеспечении социальным жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, а также граждан, уволенных с военной службы, участников ликвидации радиационных аварий и катастроф, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших в результате стихийных бедствий.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
Очень медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды).
Высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Кубани неразрешимой проблему приобретения нового жилья. Рост цен на жилую недвижимость на вторичном рынке опережает темпы роста доходов населения.
Назрела необходимость новых подходов к решению жилищной проблемы. Одна из самых актуальных задач - обеспечение граждан доступным жильем. В связи с этим необходимо:
развивать долгосрочное жилищное кредитование, которое должно стать доступным для граждан со средними доходами;
создавать финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов граждан;
установить четкие правовые условия для развития долгосрочного жилищного кредитования как граждан, так и профессиональных застройщиков;
обеспечивать эффективную работу государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество, бюро кредитных историй, рынка ипотечных ценных бумаг, гарантии права собственности добросовестных приобретателей жилья, осуществление сделок на рынке жилья по прозрачным, понятным и недорогим процедурам;
обеспечивать инженерно-коммунальной инфраструктурой новые территории, предназначенные под жилищное строительство;
создавать конкурентные условия для жилищного строительства в целях предотвращения роста цен на рынке жилья;
упорядочить предоставление социального жилья - жилье по договору социального найма должно предоставляться тем, кто в нем действительно нуждается.
Необходимость наращивания темпов жилищного строительства, обеспечения доступности жилья определяет целесообразность применения программно-целевого метода, поскольку решение жилищной проблемы:
направлено на улучшение условий и качества жизни населения, предотвращение чрезвычайных ситуаций, эффективное функционирование рынка жилья;
носит межотраслевой и межведомственный характер и требует государственного участия;
не может быть осуществлено в пределах одного финансового года;
носит комплексный характер, дает значительный мультипликативный эффект в различных отраслях экономики и способствует обеспечению социального благополучия в обществе.
Настоящая Программа основывается на новых подходах к решению жилищной проблемы. Главный принцип новой стратегии жилищного строительства - доступность жилья для всех категорий граждан. На этой основе будут решаться и вопросы обеспечения жильем малоимущих граждан и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации. В связи с этим в Программу включены мероприятия, реализуемые в рамках федеральных целевых программ.
Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
2. Цели и задачи, срок реализации Программы
Целью Программы является комплексное решение проблемы развития жилищной сферы, создания условий, обеспечивающих доступность жилья для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края.
Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие задачи:
формирование рынка доступного жилья и эффективных финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов;
увеличение темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
обеспечение жильем малоимущих граждан и граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, в пределах установленных социальных стандартов.
Срок реализации Программы - 2009 - 2010 годы.
3. Перечень мероприятий Программы
Мероприятия Программы направлены на реализацию поставленных целей и задач и осуществляются по двум основным направлениям:
1) формирование рынка доступного жилья;
2) обеспечение жильем малоимущих граждан, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан отдельных категорий и мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, в пределах установленных социальных стандартов.
3.1. Формирование рынка доступного жилья
Основными задачами в сфере формирования рынка доступного жилья в Краснодарском крае являются:
создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем платежеспособному спросу;
создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования рынка доступного жилья в целом и повышения доступа к нему определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке;
развитие институтов долгосрочного жилищного финансирования граждан (ипотечное жилищное кредитование на цели приобретения жилья, кредитование участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, кредитование индивидуального жилищного строительства, жилищно-накопительные формы и другое);
создание условий для увеличения объемов жилищного строительства через внедрение открытых конкурентных процедур предоставления прав на сформированные земельные участки застройщикам, упрощение процедур согласования исходно-разрешительной документации, развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства, а также установление прозрачных и эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства;
повышение эффективности функционирования рынка жилья в результате снижения административных барьеров и трансакционных издержек на рынке, защиты прав граждан - добросовестных приобретателей жилья, оптимизации системы налогообложения участников жилищного рынка с целью повышения его прозрачности и стимулирования развития эффективных институциональных форм организации.
Для решения перечисленных задач предусматриваются следующие мероприятия:
1) разработка и утверждение плана действий по подготовке земельных участков под жилищное строительство.
Каждое муниципальное образование разрабатывает и утверждает нормативно-правовым актом план действий по подготовке земельных участков, не имеющих документации и инженерных коммуникаций, включающий в себя планы подготовки проектно-сметной документации, строительства инженерных коммуникаций, дорог с отражением необходимых объемов и возможных источников финансирования. Утверждаемые планы должны содержать сроки начала и окончания выполнения поэтапной подготовки земельного участка под жилищное строительство с указанием органа, ответственного за его выполнение. Утвержденный план является обязательным к исполнению при утверждении бюджетов муниципальных образований на соответствующий финансовый год.
По земельным участкам, предназначенным для комплексной многоэтажной или индивидуальной застройки, составляются планы действий по разработке градостроительной документации, предусматривающей необходимую инженерную, социальную и транспортную инфраструктуру, планы проведения работ по обустройству площадок и привлечению инвестиций на эти цели;
2) обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Программные мероприятия по обеспечению земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой будут осуществляться в Краснодарском крае по двум основным направлениям:
обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой в соответствии с условиями подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы;
предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства на условиях софинансирования из средств местных бюджетов.
Субсидии из краевого бюджета будут предоставляться на следующих условиях:
при осуществлении муниципальным образованием точечной застройки - на паритетных условиях;
при осуществлении муниципальным образованием комплексной застройки - на условиях финансирования из средств краевого бюджета - 80 процентов, из средств местного бюджета - 20 процентов.
Основной целью вышеуказанных мероприятий является опережающее обеспечение земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой;
подготовка и реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой в различных муниципальных образованиях Краснодарского края, что создаст условия для привлечения частных инвестиций и увеличения объемов строительства доступного жилья;
создание механизмов стимулирования органов местного самоуправления, активно проводящих государственную политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечивающих комплексное развитие систем инженерной инфраструктуры.
В рамках первого направления предусмотрены следующие меры поддержки участников мероприятий по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов:
возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
предоставление государственных и муниципальных гарантий по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства.
Меры государственной поддержки, оказываемые за счет средств федерального бюджета, осуществляются на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства по проектам, признанным победителями конкурсного отбора на получение средств федерального бюджета, планируется производить в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий (субвенций) на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.
За счет средств краевого бюджета предоставление субсидий (субвенций) местным бюджетам производится на весь срок кредита по проектам, отобранным конкурсной комиссией по отбору муниципальных образований и инвестиционных проектов для участия в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том числе:
признанным победителями конкурсного отбора на получение средств федерального бюджета - в объеме 100 процентов от суммы процентной ставки по кредиту за минусом средств возмещения из федерального бюджета;
не получившим государственную поддержку из средств федерального бюджета - в объеме 80 процентов от суммы процентной ставки по кредиту.
Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным юридическими лицами - участниками подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, осуществляется только по проектам, признанным победителями конкурсного отбора на получение средств федерального бюджета. Предоставление субсидий осуществляют органы местного самоуправления в Краснодарском крае за счет средств краевого и местных бюджетов. Предоставление средств из краевого бюджета осуществляется на условиях паритетного софинансирования с местным бюджетом муниципального образования, на территории которого реализуется инвестиционный проект.
Возможны различные сочетания мер поддержки инвестиционных проектов на федеральном, краевом и местном уровнях.
Порядок отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов для участия в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" устанавливается законом Краснодарского края.
Порядок предоставления государственных гарантий Краснодарского края по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства (в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации), определяется законом Краснодарского края.
В зависимости от конкретной ситуации реализация инвестиционных проектов будет осуществляться органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае, иными юридическими лицами.
В первоочередном порядке для жилищного строительства предусматривается подготовка земельных участков, на которых расположен ветхий или аварийный жилищный фонд. Использование таких участков позволит, с одной стороны, снизить расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку она частично имеется, с другой стороны, решить задачу ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда с помощью привлечения как средств из бюджетов всех уровней, так и средств из внебюджетных источников.
В рамках второго направления предусматривается решение задач по формированию рынка доступного жилья в Краснодарском крае путем предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства на условиях софинансирования из расчета не более 80 процентов - средства краевого бюджета и не менее 20 процентов - средства местного бюджета.
Порядок проведения отбора муниципальных образований и правила предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства в рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2009 - 2010 годы определяются нормативным правовым актом главы администрации Краснодарского края.
Основными критериями в оценке необходимости предоставления средств из краевого бюджета является наличие утвержденного плана действий по подготовке земельных участков под жилищное строительство, степень готовности исходно-разрешительной документации на инженерную инфраструктуру, обеспечение софинансирования затрат из местного бюджета в соответствии с условиями предоставления субсидий из краевого бюджета, минимальная величина затрат на инженерную инфраструктуру в стоимости одного квадратного метра вводимого в эксплуатацию жилья.
Предоставление средств краевого бюджета осуществляется при условии фактического использования средств местного бюджета в размере не менее 100 процентов от объема средств местного бюджета на софинансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Объемы предоставления средств из краевого бюджета местным бюджетам на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства устанавливается нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит достичь запланированного Программой роста объемов жилищного строительства;
3) предоставление подготовленных земельных участков для строительства доступного жилья.
Земельные участки, имеющие инженерную инфраструктуру, обеспеченные комплектом проектной и исходно-разрешительной документации, предоставляются для строительства доступного жилья на базе процедуры торгов:
инвесторам-застройщикам;
государственным или муниципальным заказчикам;
индивидуальным застройщикам;
жилищно-строительным кооперативам;
4) развитие институтов долгосрочного жилищного кредитования.
Реализация мер по развитию долгосрочного жилищного кредитования будет осуществляться в рамках мероприятия по развитию жилищного кредитования Краснодарского края.
Основная цель мероприятия - создание условий для обеспечения жителей Краснодарского края доступным жильем посредством применения механизмов жилищного кредитования, государственного стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на строительство доступного жилья.
В рамках мероприятия предусматривается разработка эффективных схем финансирования инвестиционных проектов в области жилищного строительства, кредитования физических лиц, государственной поддержки юридических и физических лиц - участников мероприятия, снижения рисков при кредитовании и строительстве жилья.
Реализация мероприятия будет осуществляться с использованием различных механизмов финансового и фондового рынка, путем вовлечения в процессы жилищного кредитования кредитных организаций, финансовых компаний и корпораций, накоплений граждан, средств институциональных инвесторов (негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании, страховые организации, паевые фонды), в том числе для размещения эмиссии краевых ипотечных ценных бумаг, облигационных займов.
В числе мер государственной поддержки развития краевой системы жилищного кредитования предусмотрены:
предоставление социальных выплат из краевого бюджета для оплаты части стоимости жилья физическим лицам, в том числе в виде оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство жилья;
субсидирование процентной ставки по банковским кредитам юридическим лицам - участникам жилищного кредитования;
обеспечение гарантий прав участников системы жилищного кредитования (развитие системы страхования ипотечных жилищных кредитов, создание бюро кредитных историй для физических лиц, формирование маневренного фонда жилых помещений, предназначенного для временного проживания граждан, утративших жилье в результате невыплаты ипотечного кредита на его приобретение).
Порядок и условия предоставления социальных выплат из краевого бюджета в рамках мероприятий развития институтов долгосрочного жилищного кредитования определяются нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Государственный заказчик данного мероприятия - департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края во взаимодействии с органами местного самоуправления;
5) создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, повышение его качества и эффективности.
Для реализации этого мероприятия предусматривается:
привлечение прогрессивных технологий домостроения, включая быстровозводимые здания, применение современных экономичных строительных материалов, таких как гипсокартонные и гипсоволокнистые листы, пенобетон, полистиролбетон, эффективные утеплители, сухие строительные смеси и другие;
стимулирование проведения модернизации домостроительных предприятий в целях перехода к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам;
субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями строительного комплекса в кредитных организациях в порядке, установленном нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края;
развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
привлечение частного капитала в сферу развития инженерно-коммунальной инфраструктуры, в том числе средств энерго-, газо- и водоснабжающих организаций, частных операторов-инвесторов на условиях инвестиционных (концессионных) соглашений, использование механизма краевых и муниципальных заимствований на развитие инфраструктуры;
содействие развитию системы страхования строительных рисков и профессиональной ответственности строителей;
осуществление в пределах компетенции контроля и надзора за соблюдением строительных норм и правил, требований экологической и иных видов безопасности, а также наличия лицензий на выполнение определенных федеральным законодательством видов деятельности;
научное сопровождение Программы, разработка научно-технической документации, в том числе по вопросам, касающимся архитектурно-планировочных решений, тепловой защиты и инженерных систем жилых зданий, требований к новым конструкциям и элементам зданий;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по разработке стратегии развития строительного комплекса Краснодарского края, созданию новых технологий жилищного строительства, новых видов строительных материалов и конструкций, технологических линий (оборудования), разработка инвестиционных проектов по их внедрению;
6) развитие быстровозводимого домостроения.
В целях реализации данного мероприятия планируется принятие комплекса мер, направленных на снижение темпов роста стоимости 1 кв. м жилой площади, создание конкуренции на рынке жилищного строительства и повышение доступности жилья для основных групп населения.
Реализацию мероприятия планируется провести по трем направлениям.
В рамках первого направления планируется широкое освещение технологий быстровозводимого домостроения в краевых и муниципальных средствах массовой информации, принятие мер по привлечению на территорию муниципальных образований Краснодарского края организаций - инвесторов для реализации проектов по строительству быстровозводимых жилых домов, строительство трех "пилотных" поселков из быстровозводимых жилых домов общей площадью более 40 тыс. кв. м, строительство выставочного комплекса из пяти - десяти домов, построенных с применением различных технологий быстровозводимого домостроения, в муниципальном образовании город Краснодар.
По второму направлению предусматривается предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование расходов местных бюджетов по проектированию и строительству быстровозводимых жилых домов с последующим предоставлением построенного жилья по договорам социального найма в установленном законодательством порядке.
Условия предоставления местным бюджетам и расходования субсидий, критерии отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями Краснодарского края устанавливаются нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
В рамках третьего направления предусматривается подготовка и реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях развития быстровозводимого домостроения в различных муниципальных образованиях Краснодарского края, что создаст условия для привлечения частных инвестиций, увеличения объемов строительства доступного жилья.
Реализация данного направления будет осуществляться путем предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях развития быстровозводимого домостроения на условиях софинансирования проектов из средств местных бюджетов. Конкретный объем софинансирования затрат на реализацию инвестиционных проектов из средств краевого бюджета не может быть более 80 процентов от общей суммы затрат на реализацию инвестиционных проектов.
Порядок проведения отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов, условия предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование затрат местных бюджетов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях развития быстровозводимого домостроения, порядок расходования субсидий, критерии отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями Краснодарского края устанавливаются нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
При установлении критериев отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления средств из краевого бюджета учитывается стоимость 1 кв. м быстровозводимого жилья, запланированного к вводу в эксплуатацию, объем вводимого быстровозводимого жилья, минимальный срок строительства, комплексность инвестиционного проекта по строительству быстровозводимого жилья, количество объектов социальной инфраструктуры, запланированной к строительству.
Исполнители мероприятий Программы по данному направлению - департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края совместно с департаментом строительства Краснодарского края во взаимодействии с органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
3.2. Обеспечение жильем малоимущих граждан, выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем граждан отдельных категорий
и мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению
жильем гражданам отдельных категорий, определенных законодательством
Российской Федерации и законодательством Краснодарского края
Реализация мероприятий Программы, направленных на улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий (в качестве нуждающихся в жилых помещениях) (далее - учет), будет осуществляться в комплексе и на основе мероприятий по снижению стоимости жилья и обеспечению его доступности для различных категорий граждан. Предусматривается применение различных схем обеспечения жильем граждан, состоящих на учете, в том числе их участие в строительстве жилых домов (или при индивидуальной застройке) с учетом возможных мер государственной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Для этого предусматриваются следующие мероприятия:
1) предоставление жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам.
В рамках данного мероприятия предполагается:
формирование органами местного самоуправления очереди на получение бесплатного жилья по договору социального найма в соответствии с критериями отнесения граждан к малоимущим в порядке, установленном законодательством Краснодарского края;
формирование органами местного самоуправления муниципальных жилищных фондов социального использования.
Пополнение муниципальных жилищных фондов социального использования за счет строительства нового жилья или приобретения его на вторичном рынке будет осуществляться за счет средств местных бюджетов, в том числе в порядке долевого участия в строительстве жилых домов инвесторами, а также за счет средств инвесторов. Условия предоставления квартир для малоимущих определяются в соглашениях с инвестором при предоставлении ему подготовленных земельных участков для строительства жилья, имеющих инженерную инфраструктуру.
Координатором данного мероприятия является департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края во взаимодействии с органами местного самоуправления в Краснодарском крае;
2) обеспечение жильем молодых семей.
Государственная поддержка молодым семьям при решении жилищной проблемы будет оказываться в рамках следующих мероприятий:
а) предоставление социальных выплат молодым семьям, участвующим в строительстве жилья (осуществляющим строительство жилья) по итогам краевого конкурса "Улица Молодая", на погашение части стоимости строящегося жилья. При этом в рамках проведения краевого конкурса "Улица Молодая" могут быть установлены различные номинации, предусматривающие развитие строительства жилья для молодых семей в городских и сельских поселениях. В рамках данного мероприятия предполагается также развитие строительства малоэтажного быстровозводимого жилья для молодых семей в целях создания предпосылок для улучшения демографической ситуации в стране. Исполнителями данного мероприятия являются департамент молодежной политики Краснодарского края и государственное учреждение Краснодарского края "Молодежный центр инноваций и технологий "Инвентум". Порядок и условия проведения краевого конкурса "Улица Молодая", в том числе в соответствии с номинациями, а также порядки и условия предоставления социальных выплат молодым семьям, участвующим в строительстве жилья (осуществляющим строительство жилья) по итогам краевого конкурса "Улица Молодая" в рамках различных номинаций, определяются нормативными актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края;
б) предоставление молодым семьям с ребенком (детьми), а также молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка социальных выплат на погашение части кредита, займа, привлеченного для приобретения (строительства) жилья, либо на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство жилья. При этом в рамках данного направления социальные выплаты предоставляются молодым семьям, включенным до 15 февраля 2009 года в списки заемщиков, претендующих на предоставление социальной выплаты с использованием средств краевого бюджета, и в списки претендентов на получение социальной выплаты на погашение части кредита, привлеченного для приобретения (строительства) жилья, в рамках подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2008 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 28 мая 2003 года N 224-П (в редакции до вступления в силу постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 декабря 2008 года N 1074-П);
в) предоставление молодым семьям социальных выплат из средств краевого бюджета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома с участием средств федерального бюджета. Средства федерального бюджета предполагается привлекать в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865, на условиях софинансирования из краевого бюджета. Распределение субсидий из федерального и краевого бюджетов между муниципальными образованиями Краснодарского края, участвующими в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, осуществляется в соответствии с методикой, приведенной в приложении 3 к Программе.
Исполнителями мероприятий, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, являются департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края и государственное учреждение Краснодарского края "Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка".
Порядок и условия предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках вышеуказанных направлений определяются нормативными актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края;
3) обеспечение жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Основной задачей обеспечения жильем граждан отдельных категорий, определенных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, является улучшение к 2010 году жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Для выполнения указанной задачи уполномоченные органы Краснодарского края формируют, ведут и осуществляют актуализацию сводного(ых) (единого(ых) списков граждан отдельных категорий федеральной подведомственности и общекраевого(ых) списка(ов) граждан отдельных категорий совместной и краевой подведомственности, принятых в установленном порядке органами местного самоуправления городских округов или муниципальных районов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ежегодно направляют государственному заказчику и согласовывают бюджетные заявки на получение средств федерального (краевого) бюджета (в том числе на получение жилищных сертификатов), осуществляют реализацию мероприятий по обеспечению жильем граждан отдельных категорий.
Ответственные исполнители мероприятий - уполномоченные органы исполнительной власти Краснодарского края в области предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан ведомственной компетенции с учетом социальной (профессиональной) принадлежности к конкретной отдельной категории.
Координация деятельности уполномоченных органов Краснодарского края в области предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам отдельных категорий осуществляется органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства.
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется для следующих категорий:
а) граждане, уволенные с военной службы, службы в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, а также приравненные к ним лица.
Обеспечение жильем этой категории граждан будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
См. подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
Жилищные сертификаты выделяются субъектам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.
Ответственный исполнитель данного мероприятия - управление по работе с военнослужащими и воспитанию допризывной молодежи администрации Краснодарского края - формирует списки участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, ежегодно направляет государственному заказчику и согласовывает бюджетные заявки на выделение жилищных сертификатов, а также обеспечивает их реализацию на территории Краснодарского края;
б) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица.
Обеспечение жильем этой категории граждан будет осуществляться в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе в порядке межбюджетных отношений в форме государственных жилищных сертификатов, которые предоставляются гражданам в порядке, установленном федеральным законодательством.
Ответственный исполнитель данного мероприятия - департамент по чрезвычайным ситуациям, государственному экологическому контролю Краснодарского края - на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует сводный список участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ежегодно направляет его государственному заказчику, организует оформление и выдачу жилищных сертификатов гражданам, включенным в списки получателей государственных жилищных сертификатов на очередной финансовый год.
в) граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Обеспечение жильем этой категории граждан будет осуществляться в рамках реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Социальные выплаты гражданам предоставляются из федерального бюджета на строительство или приобретение жилья в соответствии с действующим порядком.
Ответственный исполнитель данного мероприятия - Управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края - формирует списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ежегодно направляет государственному заказчику и согласовывает бюджетные заявки на выделение социальных выплат из федерального бюджета, обеспечивает реализацию данного мероприятия на территории Краснодарского края.
г) граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Ответственный исполнитель данного мероприятия - Управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края;
д) ветераны, инвалиды и семьяи#, имеющие детей-инвалидов, и приравненные к ним лица в рамках полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю.
Обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и приравненных к ним лиц будет осуществляться в рамках реализации Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в форме предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Ответственный исполнитель данного мероприятия - департамент социальной защиты населения Краснодарского края.
Объем средств, предоставляемых из федерального бюджета в форме субвенций, уточняется государственным заказчиком ежегодно после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
е) граждане Российской Федерации - Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы и полные кавалеры ордена Трудовой Славы
Обеспечение жильем этих категорий граждан будет осуществляться в рамках реализации Закона Российской Федерации "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы". Меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанных граждан предоставляются за счет средств федерального бюджета в форме и порядке, определяемых федеральным законодательством.
Ответственный исполнитель данного мероприятия (уполномоченный орган края) - департамент социальной защиты населения Краснодарского края.
Ежегодный размер финансирования уточняется государственным заказчиком после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
ж) иные отдельные категории граждан, определенные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых осуществляются за счет средств краевого бюджета.
См. Закон Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий"
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств краевого бюджета гражданам иных отдельных категорий, определенных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, осуществляется ответственными исполнителями мероприятия (уполномоченными исполнительными органами края) в форме выделения социальных выплат на приобретение жилья за счет средств краевого бюджета в соответствии с установленным порядком:
реабилитированным лицам и членам их семей - департаментом социальной защиты населения Краснодарского края;
больным заразной формой туберкулеза - департаментом здравоохранения Краснодарского края;
медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края, расположенных на территориях сельских населенных пунктов и поселков городского типа Краснодарского края, имеющим непрерывный стаж работы в соответствующих государственных учреждениях не менее пяти календарных лет, и членам их семей - департаментом здравоохранения Краснодарского края;
спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Краснодарского края и проживающим совместно с ними членам семей - департаментом по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края;
семьям погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Краснодарского края - департаментом по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края.
Распределение социальных выплат из средств краевого бюджета на предоставление мер социальной поддержки указанным категориям граждан определяются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Размер социальных выплат из краевого бюджета определяется государственным заказчиком ежегодно исходя из возможностей краевого бюджета.
Объемы финансирования мер социальной поддержки по каждой категории граждан могут уточняться на основании утвержденных списков;
4) нормативно-правовое, организационное и техническое обеспечение.
Формы и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края определяются соответственно законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Законом Краснодарского края от 15 октября 2010 г. N 2068-КЗ в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации мероприятий Программы оценивается в размере 15,52 млрд. рублей. Распределение по источникам финансирования представлено в таблице.
Таблица
| ||
Источник финансирования |
Объем финансирования (млрд. рублей) |
В процентах к общему объему финансирования |
Федеральный бюджет |
4,15 |
26,8 |
Краевой бюджет |
1,77 |
11,4 |
Местный бюджет |
0,28 |
1,8 |
Внебюджетные источники |
9,32 |
60,0 |
Всего |
15,52 |
100,0 |
Привлечение средств федерального бюджета для финансирования мероприятий Программы планируется осуществлять в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов с учетом фактического исполнения Программы подлежат уточнению при утверждении федерального, краевого и местных бюджетов на очередной финансовый год.
Перечень мероприятия Программы, объемы и источники их финансирования приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы позволит:
создать рынок доступного жилья и механизмы, обеспечивающие доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов;
повысить эффективность функционирования рынка жилья в результате снижения административных барьеров;
увеличить объем вводимого жилья и довести его в 2010 году до 4 млн. кв. м;
создать условия для улучшения демографической ситуации в крае, снижения социальной напряженности в обществе.
Ожидаемые результаты реализации Программы приведены в приложении 2 к настоящей Программе.
Кроме улучшения социального благополучия в обществе, реализация Программы даст значительный мультипликативный эффект на общее экономическое развитие и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
6. Критерии выполнения Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач.
Оценка реализации Программы будет производиться исполнителями мероприятий ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах координатору Программы до 1 марта года, следующего за отчетным.
7. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает тесное взаимодействие органов исполнительной власти Краснодарского края с органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Органами государственной власти Краснодарского края осуществляется:
формирование нормативно-правовой и методологической базы для реализации Программы;
принятие мер по устранению административных барьеров в сфере жилищного строительства;
привлечение доступных кредитных ресурсов и других внебюджетных источников (средств финансовых компаний и корпораций, средств институциональных инвесторов, накоплений граждан) для финансирования Программы;
разработка эффективных механизмов использования средств государственной поддержки для достижения основной цели и задач Программы;
привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы для обеспечения жильем отдельных категорий граждан;
организация и проведение информационной работы среди населения;
обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
координация деятельности исполнителей мероприятий Программы.
Органами местного самоуправления в Краснодарском крае осуществляется:
развитие жилищного законодательства и нормативной базы, связанное с реализацией федерального и краевого законодательства на соответствующей территории;
представление краевым органам исполнительной власти данных о земельных участках, подготовленных для жилой застройки;
обустройство земельных участков для жилищного строительства объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, привлечение для этих целей средств эксплуатирующих организаций;
подготовка пакета исходно-разрешительной документации;
предоставление земельных участков инвесторам-застройщикам на конкурсной основе для строительства доступного жилья;
выделение земельных участков с инженерной и транспортной инфраструктурой для индивидуальной застройки, в том числе для молодежных микрорайонов;
проведение предусмотренных Программой преобразований в жилищной сфере и намеченных мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта;
обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке, в том числе посредством строительства (приобретения) или долевого участия в строительстве жилья за счет средств местных бюджетов.
В целях успешной реализации Программы предусматривается заключение соглашений с органами местного самоуправления о взаимодействии в вопросах выполнения программных мероприятий.
Выполнение мероприятий Программы, направленных на улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться в комплексе и на основе мероприятий по обеспечению доступности жилья для различных категорий граждан. В разработке возможных схем обеспечения жильем граждан, стоящих на очереди, принимают участие все участники Программы.
Ответственные исполнители Программы ежегодно уточняют (с учетом выделенных на очередной финансовый год бюджетных и привлеченных внебюджетных средств) распределение объемов капитальных вложений и других затрат на реализацию программных мероприятий.
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятии населением - основным потребителем услуг в жилищной сфере. Эта поддержка в значительной степени будет зависеть от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы.
Информационно-разъяснительная работа организуется соответствующими исполнителями мероприятий Программы через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения конференций и семинаров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.