Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 28. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями
1. Избирательная комиссия Краснодарского края проверяет соблюдение порядка выдвижения краевого списка кандидатов, предусмотренного настоящим Законом, каждым избирательным объединением, представившими установленные настоящим Законом документы. Если избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов, избирательная комиссия Краснодарского края проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
2. Соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
3. Окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия Краснодарского края обязаны осуществить проверку, предусмотренную частями 1 или 2 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов.
4. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, специалисты и эксперты из органов внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции, территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Официальная письменная информация либо официальные справки за подписью уполномоченных лиц указанных органов (их подразделений) и организаций могут служить основанием для признания недействительными сведений и данных, содержащихся в подписных листах. Письменные заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей, могут служить основанием для признания недостоверными сведений и подписей, содержащихся в подписных листах. Для установления действительности указанных данных избирательные комиссии вправе использовать ГАС "Выборы".
5. Избирательная комиссия Краснодарского края не позднее чем через три дня со дня принятия решения о назначении выборов устанавливает процент подлежащих проверке подписей, собранных и представленных в поддержку выдвижения кандидатов по каждому одномандатному избирательному округу, а также в поддержку выдвижения краевых списков кандидатов. Соответствующая окружная избирательная комиссия на основании решения избирательной комиссии Краснодарского края одновременно с принятием решения, определенного частью 2 статьи 26 настоящего Закона, устанавливает число подписей, подлежащих проверке у каждого кандидата, представившего подписи в поддержку своего выдвижения.
Процент подлежащих проверке подписей, собранных и представленных в поддержку выдвижения краевых списков кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края четвертого созыва, утвержден постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 12 сентября 2007 г. N 5/64, процент подписей для проверки подписных листов по одномандатным избирательным округам - постановлением от 12 сентября 2007 г. N 5/65
6. При проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие формам, утвержденным приложениями 4, 5 или 6 к настоящему Закону, достоверность и наличие в них определенных статьей 26 настоящего Закона сведений о кандидате, избирательном объединении, удостоверяющих подписные листы лицах, соблюдение установленных правил их указания, а также наличие подписей лиц, удостоверяющих подписные листы, и дат их внесения.
Для первоначальной проверки достоверности сведений об избирателях, данных о лицах, осуществлявших сбор подписей, используется регистр избирателей, участников референдума ГАС "Выборы". В случае выявления сведений, не соответствующих действительности, а также при отсутствии в указанной системе сведений об избирателях или лицах, осуществлявших сбор подписей, по ним проводится дополнительная проверка в органах, осуществляющих регистрацию и учет граждан.
Для установления достоверности подписей избирателей и соблюдения порядка проставления лично самим избирателем в подписном листе дат внесения их подписей подписные листы могут направляться для проведения соответствующей проверки в специализированные учреждения и организации органов внутренних дел Российской Федерации или к ее проведению привлекаться соответствующие специалисты (эксперты), указанные в части 4 настоящей статьи.
7. Соответствующей избирательной комиссией для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, краевого списка кандидатов. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного Законом необходимого для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией Краснодарского края. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов вправе присутствовать любой кандидат, выдвинутый по соответствующему избирательному округу и представивший установленное количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, краевые списки кандидатов и представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей. Жеребьевка проводится не позднее дня, следующего за днем представления подписных листов. О времени проведения жеребьевки и начала проверки подписных листов соответствующая избирательная комиссия обязана сообщить указанным лицам заблаговременно.
8. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
9. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию.
10. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, краевого списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
11. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
12. Недействительными подписями, то есть подписями, собранными с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа, считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии письменной информации либо официальной справки за подписью уполномоченных лиц органа внутренних дел Российской Федерации (иных специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации), либо письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
4) подписи избирателей, данные (часть данных) о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи, подписи избирателей, даты внесения которых внесены ими не собственноручно;
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы, а также при наличии сокращений, не позволяющих однозначно установить (истолковать) те или иные сведения об избирателе;
7) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) собственноручной подписью кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего краевой список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно (на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи) хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно (на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи);
8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения краевого списка кандидатов;
9) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
10) все подписи в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных частями 5, 6 и 7 статьи 26 настоящего Закона, если в нем не указаны требуемые в соответствии с настоящим Законом сведения о кандидате, краевом списке кандидатов и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 4 - 6 к настоящему Закону;
11) все подписи в подписном листе, если их сбор осуществлен лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, либо лицом, являющимся недееспособным;
12) подписи избирателей, внесенные в подписной лист после удостоверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего краевой список кандидатов;
13) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 11 статьи 26 настоящего Закона;
14) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи;
15) подписи избирателей, собранные с иными нарушениями порядка сбора подписей и требований к оформлению подписного листа, установленных настоящим Законом.
13. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7, 10, 11 и 13 части 12 настоящей статьи.
14. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с настоящей статьей. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
15. Избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, краевого списка кандидатов. Внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе краевого списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Не могут быть внесены уточнения и дополнения в документ, не представленный в установленные частями 1 и 2 статьи 27 настоящего Закона сроки в избирательную комиссию, которая рассматривает вопрос о регистрации кандидата, краевого списка кандидатов. Внесение кандидатом в ранее представленный документ, содержащий сведения о нем, а избирательным объединением - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе краевого списка кандидатов, уточнений и дополнений осуществляется в виде представления соответствующего заявления на бумажном носителе, в котором указывается, какие сведения уточняются, и приводятся уточненные сведения либо приводятся не указанные ранее и предусмотренные настоящим Законом сведения о кандидатах. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Под заменой ранее представленного документа понимается представление заявления на бумажном носителе о его замене и нового документа. Прием соответствующей избирательной комиссией указанных документов о внесении изменений и дополнений в ранее представленные документы, об их замене осуществляется в порядке, установленном частью 8 статьи 24 и частью 8 статьи 25 настоящего Закона, без возврата ранее представленного документа.
Избирательная комиссия Краснодарского края, окружная избирательная комиссия в указанных случаях обязана проверить достоверность вновь представленных сведений в порядке, установленном частью 6 статьи 23 настоящего Закона.
16. При обнаружении среди проверяемых подписей, отобранных в соответствии с частью 7 настоящей статьи, 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, краевого списка кандидатов.
17. Регистрация кандидата, краевого списка кандидатов не производится также в случае, если количества представленных достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации. При определении количества представленных достоверных подписей в него не включаются подписи, признанные недостоверными в соответствии с частью 11 настоящей статьи, а также подписи, признанные недействительными в соответствии с частью 10, пунктами 1, 3, 8, 9, 10 и 14 части 12 настоящей статьи.
Если в подписном листе содержатся данные об избирателе, не исключенные в порядке, установленном частью 9 настоящей статьи, и при этом отсутствует подпись самого избирателя, избирательная комиссия, осуществляющая проверку подписных листов, исключает данные сведения из количества представленных достоверных подписей.
18. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, краевому списку кандидатов составляется итоговый протокол, который представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей (количество отобранных для проверки), а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, краевого списка кандидатов. В случае, если проведенная соответствующей избирательной комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 7 части 11 и пунктом 6 части 12 статьи 29 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, краевого списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, краевого списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 78 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.