Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края
от 30 апреля 2010 г. N 314
Долгосрочная краевая целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы
Паспорт долгосрочной краевой целевой программы "Жилище"
на 2011 - 2015 годы
Наименование программы |
|
долгосрочная краевая целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - программа)
|
Основание для разработки программы |
|
решение краевого совета по региональным проектам и программам при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 13 октября 2009 года
|
Разработчик программы |
|
департамент строительства Краснодарского края
|
Заказчик программы |
|
администрация Краснодарского края
|
Координатор программы |
|
департамент строительства Краснодарского края
|
Государственные заказчики и (или) исполнители мероприятий программы |
|
департамент строительства Краснодарского края департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края департамент молодежной политики Краснодарского края управление по работе с военнослужащими и воспитанию допризывной молодежи администрации Краснодарского края департамент по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края департамент здравоохранения Краснодарского края органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (по согласованию)
|
Цели и задачи программы |
|
комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем создание условий для развития жилищного сектора экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья обеспечение доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом и стандартами обеспечения жилыми помещениями граждан
|
Срок реализации программы
|
|
2011 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
|
объем финансирования программы на 2011 - 2015 годы составляет 30,369 млрд. рублей, из них средства краевого бюджета - 3,965 млрд. рублей, средства местных бюджетов - 0,403 млрд. рублей, средства внебюджетных источников в объеме 26,001 млрд. рублей
|
Контроль за выполнением программы |
|
контроль за выполнением программы осуществляет администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Основной целью развития жилищного строительства на территории Краснодарского края является создание условий для экономического роста региона и обеспечения граждан, проживающих на территории Краснодарского края, доступным и комфортным жильем.
Ранее в рамках реализации краевой целевой программы "Жилище" были достигнуты определенные результаты, которые стали базовым основанием для наращивания темпов жилищного строительства, комплексного развития территорий и обеспечения нуждающихся граждан жильем, чему и будет содействовать продолжение реализации мероприятий программы.
Жилищная проблема в Краснодарском крае является одной из наиболее острых социальных задач. В период с 2005 по 2008 годы она решалась в рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2008 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 мая 2005 года N 1489-П, с 2009 года реализация начатых мероприятий была продолжена в рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2009 - 2010 годы, утвержденной Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1665-КЗ.
С 2005 по 2008 годы включительно в рамках реализации программы были достигнуты следующие показатели:
ежегодный объем ввода жилья вырос с 1940 тыс. кв. м до 3937,6 тыс. кв. м;
объем выданных ипотечных жилищных кредитов вырос с 0,6 млрд. рублей до 15,6 млрд. рублей,
улучшили свои жилищные условия с помощью государственной поддержки в виде социальных выплат и привлечения жилищных ипотечных кредитов 10200 семей, в том числе 3832 молодые семьи.
В 2009 году экономический кризис оказал негативное влияние на основные показатели, достигнутые в рамках реализации программы "Жилище" на 2009 - 2010 годы, в результате:
объем ввода жилья за 2009 год составил 3394,4 тыс. кв. м;
объем выданных ипотечных жилищных кредитов составил 3,9 млрд. рублей;
улучшили свои жилищные условия с помощью государственной поддержки в виде социальных выплат и привлечения ипотечных жилищных кредитов 1939 семей, в том числе 1360 молодых семей.
В крае ежегодно сдается в эксплуатацию более 70 процентов жилья, построенного за счет средств населения.
Большая часть отведенных для индивидуального строительства территорий не имеет социальной и инженерной инфраструктуры. Ряд пригородных территорий застроен усадебными домами и коттеджами, которые не сданы в эксплуатацию из-за отсутствия инженерных коммуникаций. На 1 января 2010 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Краснодарском крае насчитывалось более 86,8 тысячи семей.
Основными факторами, сдерживающими рост строительства жилья, являются:
установившееся соотношение платежеспособного спроса населения и высокой стоимости жилья, не способствующее приобретению и строительству нового жилья;
необоснованная ценовая политика на рынке жилья;
нехватка земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных инженерными коммуникациями;
сравнительно высокие в отношении к мировой практике ставки по предлагаемым российскими кредитными организациями ипотечным кредитам.
Сохраняется напряженность в обеспечении жильем малоимущих граждан, граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, в пределах установленных социальных стандартов.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
Одной из самых актуальных задач, требующих решения, является обеспечение граждан доступным жильем и комфортными условиями проживания. В связи с этим необходимо:
развивать долгосрочное жилищное кредитование, которое обеспечит доступность жилья для граждан с разным уровнем дохода;
обеспечивать инженерной инфраструктурой новые территории для комплексного жилищного строительства;
создавать условия для жилищного строительства в целях предотвращения роста цен на рынке жилья;
совершенствовать механизм по предоставлению социального жилья.
В связи с ухудшением финансового состояния заемщиков в условиях финансового кризиса, возникновением кризиса неплатежей, ростом просроченной задолженности кредитные организации в целях минимизации рисков вынуждены были пересмотреть условия кредитования, в том числе увеличить размер первоначального взноса, что в определенной мере привело к снижению потребительского спроса граждан на построенное (строящееся) жилье. В связи с этим становится актуальным внедрение финансовых механизмов, позволяющих использовать накопления, формируемые за счет будущих доходов граждан, для дальнейшего улучшения жилищных условий.
Увеличение стоимости банковского кредитования и закрытие банками программ кредитования населения на этапе строительства начиная со второго полугодия 2008 года и в 2009 году привели к снижению потребительского спроса граждан на построенное (строящееся) жилье. В связи с этим особую актуальность приобретает внедрение финансовых механизмов, позволяющих использовать накопления, формируемые за счет будущих доходов граждан, для дальнейшего улучшения жилищных условий.
Внедрение механизма жилищно-накопительных вкладов населения, стимулируемых поддержкой из краевого бюджета, увеличит потребительский спрос населения и положительным образом скажется на развитии жилищного строительства.
Достигнутые результаты в рамках реализации краевой целевой программы "Жилище" в предшествующие годы дают основание утверждать, что реализация мероприятий программы и продуктивное использование бюджетных средств невозможны без использования программно-целевого метода.
Решение жилищной проблемы:
направлено на улучшение условий и качества жизни населения, эффективное функционирование рынка жилья;
носит межотраслевой и межведомственный характер и требует государственного участия;
не может быть осуществлено в пределах одного финансового года;
носит комплексный характер, дает значительный мультипликативный эффект в различных отраслях экономики и способствует обеспечению социального благополучия в обществе.
Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми.
Цели, задачи и основные направления реализации программы позволяют учесть основные проблемы в приобретении жилья на территории Краснодарского края и в рамках финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий программы.
Одним из основных принципов программы является доступность жилья для всех категорий граждан. На этой основе будут решаться и вопросы обеспечения жильем малоимущих граждан и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации.
Комплексное решение основных проблем программно-целевым методом позволит обеспечить согласование и реализацию решений по мероприятиям программы и сократить временные и материальные затраты.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем, программно-целевым методом приведет к инерционному развитию всего жилищного строительства Краснодарского края.
При оптимальном и эффективном расходовании бюджетных средств для решения поставленных задач наиболее значимыми показателями становятся объем и динамика финансирования.
2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Основной целью программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Для реализации поставленной цели предусматривается решение следующих основных задач:
создание условий для развития жилищного сектора экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
создание условий для приведения социальной и коммунальной инфраструктур в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.
Реализация программы рассчитана на 2011 - 2015 годы.
3. Перечень мероприятий программы
Мероприятия программы направлены на реализацию поставленных целей и задач и осуществляются по двум основным направлениям:
1) формирование рынка доступного жилья и комфортного проживания жителей Кубани;
2) выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан отдельных категорий и мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края в пределах установленных социальных стандартов.
Полный перечень мероприятий программы изложен в приложении N 1 к программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
В целях реализации программы финансирование мероприятий предполагается за счет средств краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований Краснодарского края, а также планируется привлечение средств из внебюджетных источников.
При определении потребности в финансовых ресурсах из средств краевого бюджета на реализацию мероприятия "Предоставление физическим лицам социальных выплат на цели оплаты части стоимости жилья, в том числе в виде оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья и предоставление молодым семьям с ребенком (детьми) и молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка социальных выплат на погашение части кредита (займа), привлеченного для приобретения (строительства) жилья или на компенсацию затрат, произведенных на строительство жилья" учитывалось количество семей, обратившихся в 2008 - 2009 годы за предоставлением социальных выплат на приобретение или строительство жилья. При этом количество претендентов на получение социальных выплат по оценочным данным, как правило, уменьшается вдвое по причине несоответствия представленной документации требованиям законодательства, отказа в предоставлении ипотечного кредита в банке и по другим причинам. При среднем размере социальной выплаты, предоставляемой семье в сумме 300,0 тыс. рублей, и увеличении числа желающих улучшить жилищные условия с помощью государственной поддержки, складывается требуемый объем финансирования указанных программных мероприятий в 2011 - 2015 годах. Удельный вес социальной выплаты в стоимости приобретаемого жилья будет составлять от 15 до 25%.
Для реализации мероприятий по формированию рынка доступного жилья и комфортного проживания жителей Кубани в рамках развития жилищного кредитования Краснодарского края планируется привлечь 66,3 млрд. рублей кредитных ресурсов в виде жилищных кредитов, в том числе ипотечных, на приобретение (строительство) жилья.
По мероприятию программы "Предоставление государственной поддержки в виде социальных выплат по жилищно-накопительным вкладам" принимался во внимание расчет суммы накопленных средств на одну семью (25% от среднего дохода) за год в среднем по краю, который составил 84 тыс. рублей. Учитывая, что социальная выплата на одну семью в размере 50% от суммы накоплений (отдельным категориям граждан - 70%) выплачивается по окончании второго года накоплений и что в жилищно-накопительной схеме смогут в первый год участвовать 500 человек, необходимые средства краевого бюджета в первые годы реализации программы составят 50 млн. рублей, в последующие годы с увеличением числа вкладчиков в 2 раза объем бюджетных средств необходимо увеличить соответственно вдвое.
На основе проведенного анализа на реализацию мероприятий по развитию жилищного кредитования и жилищно-накопительных механизмов программой на 2011 - 2015 годы предусматривается 28630,10 млн. рублей, в том числе 2629,10 млн. рублей - средства бюджета Краснодарского края и 26001,00 млн. рублей - кредитные ресурсы, также предполагается привлечение собственных средств населения.
Мероприятие "Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам юридическим лицам" направлено на оказание государственной поддержки предприятиям, осуществляющим строительство жилья, в том числе из быстровозводимых конструкций, и стимулирование роста объемов жилищного строительства, в том числе жилья эконом-класса. Проанализировав реализацию мероприятия в рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2009 - 2010 годы, а также принимая во внимание индексирование стоимости работ, материалов (цен) на прогнозный период, необходимый объем средств бюджетных ассигнований на период 2011 - 2015 годов составит 73,84 млн. рублей. Субсидии из краевого бюджета будут предоставляться в соответствии с порядком возмещения части затрат (субсидирования) на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами на строительство жилья, в том числе из быстровозводимых конструкций, в кредитных организациях, утвержденным нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
В рамках инвестиционной стратегии строительного комплекса Краснодарского края до 2010 года, нацеленной на модернизацию и техническое перевооружение действующих и строительство новых предприятий в крае, реализуется более 20 приоритетных инвестиционных проектов.
Наиболее крупные проекты реализуются в цементной подотрасли. Прогнозируемое увеличение стоимости энергоносителей приведет к тому, что рентабельность предприятий, выпускающих цемент по старому способу значительно снизится. По "мокрому" способу в России выпускается 86% цемента, в крае - 78%, при этом расход условного топлива на 1 тонну клинкера в 2 раза выше, чем по "сухому". В развитых странах Европы практически все цементные отрасли предприятия работают по "сухому" способу, при котором расход условного топлива составляет 110 - 115 кг на 1 тонну клинкера.
В крае все инвестиционные проекты по строительству цементного производства реализуются с использованием технологий "сухого" способа.
Ряд других крупных инвестиционных проектов реализуется в производстве стеновых материалов. Средний расход энергоносителей на действующих предприятиях края, выпускающих кирпич, превышает в 2 раза расход энергоносителей по сравнению с оснащенными современным оборудованием предприятиями. В крае только 30% кирпича выпускается на энергосберегающем оборудовании. Поэтому в настоящее время планируется к реализации ряд инвестиционных проектов по строительству новых кирпичных заводов с использованием современных технологий и оборудования.
Кроме того, в крае реализуются инвестиционные проекты по строительству заводов, по выпуску газобетона и поризованного камня. Применение этих материалов увеличивает производительность труда в строительстве и снижает его ресурсоемкость.
Еще ряд инвестиционных проектов реализуется в производстве прочих неметаллических строительных материалов, в том числе керамзита, сухих строительных смесей и других.
Для реализации инвестиционных проектов в Краснодарском крае большая часть инвесторов привлекает кредитные ресурсы. Для успешного завершения инвестиционных проектов в планируемые сроки необходима государственная поддержка, в том числе в виде субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями в кредитных организациях. Предоставление субсидий из краевого бюджета будет производиться в соответствии с порядком субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями строительного комплекса в кредитных организациях, утвержденным нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
По мероприятию программы "Обеспечение градостроительного сопровождения программы, разработка научно-технической и нормативной документации по вопросам инженерных изысканий, архитектурного и градостроительного проектирования, а также обеспечения научного сопровождения программы" предполагается разработка некоторых типовых проектов объектов социальной инфраструктуры.
Детские дошкольные учреждения (далее - ДДУ) являются составной частью комплексной жилой застройки. В очереди на получение мест в ДДУ стоят около 60 тыс. детей и еще 38 тыс. детей нуждаются в них. Существующие проекты ДДУ технически устарели, не отвечают современным нормативным требованиям. Разработка и применение типовых проектов позволит удешевить строительство, сократить сроки проектирования и строительства, загрузить предприятия стройиндустрии.
Также в рамках реализации данного программного мероприятия предполагается издание каталогов типовых и повторно применяемых проектов жилых домов и их распространение в муниципальных образованиях края, что позволит обеспечить оперативный выбор проектов, сориентировать инвесторов и индивидуальных застройщиков на производителей быстровозводимого жилья, а также выбрать оптимальный тип жилья, сократить сроки проектирования и строительства объектов. В связи с чем на реализацию данного мероприятия на 2011 - 2015 годы предусматривается выделение средств из краевого бюджета в объеме 7,40 млн. рублей.
В соответствии с программным мероприятием по проведению научно-изыскательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по созданию новых технологий жилищного строительства, новых видов строительных материалов и конструкций, технологических линий (оборудования), разработке инвестиционных проектов по их внедрению, финансовые средства из краевого бюджета предполагается использовать на разработку документации для технологий изготовления быстровозводимых малобюджетных жилых домов. Данные технологии позволяют возводить жилые здания до 3 этажей в течение 3 - 4 месяцев. Также в рамках реализации данного мероприятия предполагается осуществить разработку методических пособий с рекомендациями по применению буроинъекционных и энергетических свай в сейсмических районах Краснодарского края, что позволит сократить финансовые затраты на строительство фундаментов при проведении работ в сложных природно-геологических условиях. В рамках мероприятия будет осуществляться разработка технологий производства эффективных стеновых материалов из местного сырья, которые в случае их применения позволят заменить традиционные стеновые материалы более дешевыми и энергоэффективными, снизят трудоемкость кладочных работ. Разработка конструкторской документации средств малой механизации для малоэтажного жилищного строительства позволит сократить трудозатраты общестроительных и отделочных работ при возведении малоэтажных зданий.
На реализацию научно-исследовательской работы по данному мероприятию программой предусматриваются финансовые средства за счет краевого бюджета в объеме 2,76 млн. рублей на 2011 - 2015 годы.
В рамках программного мероприятия по возмещению затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, государственная поддержка осуществляется в виде субсидирования процентной ставки по кредитам, привлеченным на строительство коммунальной инфраструктуры. В связи с тем что на федеральном и краевом уровне предполагаются к реализации масштабные проекты с использованием значительных кредитных средств на создание коммунальной инфраструктуры, соответственно потребуется увеличение объемов средств, необходимых на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Для реализации проектов, планируемых к участию в данном мероприятии в 2011 - 2015 годах предусмотрено выделение 77,36 млн. рублей за счет средств краевого бюджета.
Предоставление субсидий из краевого бюджета будет производиться в соответствии с порядком предоставления субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, утвержденным нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
По мероприятию "Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства при условии софинансирования из местных бюджетов" за предшествующие годы в рамках реализации краевой целевой программы "Жилище" кроме выполнения строительных работ по инженерной инфраструктуре было разработано более 50 проектов обеспечения инженерными сетями новых земельных участков под жилищное строительство, на реализацию которых необходимо около 770 млн. рублей. Кроме того, в процессе строительства находится ряд инвестиционных проектов-участников программных мероприятий 2007 - 2009 годов (27 инвестпроектов), для завершения которых необходимы средства краевого бюджета в объеме 1708 млн. рублей.
Исходя из вышеизложенного программой в целом на данное мероприятие предусматривается выделение средств краевого бюджета в объеме 765,30 млн. рублей.
Предоставление субсидий из краевого бюджета будет производиться в соответствии с порядком проведения отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов и правилами предоставления субсидий на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства в рамках долгосрочной краевой целевой программы "Жилище", утвержденными нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
По мероприятию "Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях развития быстровозводимого домостроения" в 2009 году департаментом инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края проведен отбор муниципальных образований и инвестиционных проектов для софинансирования из краевого бюджета затрат на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в рамках реализации инвестиционных проектов. Заявки на участие в отборе представили 37 муниципальных образований по 52 инвестиционным проектам. Ввиду ограниченности средств краевого бюджета в 2009 году на реализацию мероприятия было предусмотрено 50 млн. рублей, что позволило профинансировать 25 наиболее подготовленных инвестиционных проектов. 18 инвестиционных проектов от 13 муниципальных образований признаны соответствующими условиям и требованиям отбора. В целях развития быстровозводимого домостроения, с учетом реализуемых с 2009 года проектов предусматривается финансирование данного мероприятия в объеме 110,51 млн. рублей на пять лет реализации программы. Финансирование мероприятия предусматривает софинансирование за счет бюджетов в соотношении 20% из средств местного бюджета и 80% из средств краевого бюджета. Предоставление субсидий из краевого бюджета будет производиться в соответствии с порядком проведения отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях развития быстровозводимого домостроения для финансирования в рамках долгосрочной краевой целевой программы "Жилище", утвержденным нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Программное мероприятие "Проектирование и строительство быстровозводимых жилых домов" позволит увеличить муниципальный жилищный фонд в городских и сельских поселениях края и уменьшить число малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также данное мероприятие направлено на увеличение в крае объемов жилищного строительства и формирование жилья эконом-класса.
В 2009 году муниципальными образованиями Краснодарского края по данному мероприятию в рамках программы получено субсидий на сумму 18,6 млн. рублей. Исходя из потребности пополнения муниципального жилого фонда и возможностей обеспечения софинансирования мероприятия органами местного самоуправления муниципальных образований края долгосрочной краевой целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы на реализацию мероприятия предусмотрено выделение 110,76 млн. рублей за счет средств краевого бюджета. Предоставление субсидий из краевого бюджета будет производиться в соответствии с порядком проведения конкурса среди муниципальных образований Краснодарского края на финансирование затрат по проектированию и строительству быстровозводимых жилых домов из средств краевого бюджета и правилами предоставления и расходования субсидий муниципальными образованиями - победителями конкурса на финансирование затрат по проектированию и строительству быстровозводимых жилых домов из средств краевого бюджета, утвержденными нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
При реализации мероприятия "Предоставление социальных выплат. молодым семьям, участвующим в строительстве жилья (осуществляющим строительство жилья) по итогам краевого конкурса "Улица Молодая" в рамках номинаций" в ГУ КК "Молодежный центр инноваций и технологий "Инвентум" для участия в краевом конкурсе "Улица Молодая" на 2010 год представлены списки молодых семей - потенциальных участников строительства жилья от шести муниципальных образований края в рамках краевого конкурса "Улица Молодая". В указанные списки включены 134 молодые семьи. Исходя из среднего размера социальной выплаты, рассчитанного с учетом среднего числа членов молодых семей, включенных в вышеуказанные списки, и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, установленного органами местного самоуправления муниципальных образований края на первый квартал 2010 года, для предоставления социальных выплат данному количеству молодых семей программой предусматривается выделение из средств краевого бюджета в объеме 172,10 млн. рублей на пять лет реализации программы. При этом сумма средств краевого бюджета, предусмотренная программой для финансирования мероприятия, может корректироваться с учетом изменения показателей, исходя из которых рассчитывается размер социальной выплаты (число членов молодой семьи, норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья), и размер бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на очередной финансовый год на указанные цели.
В рамках мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Краснодарского края, проживающим совместно с ними членам семей, и семьям погибших спасателей с учетом того, что по состоянию на второй квартал 2010 года в Краснодарском крае на учете состоит 9 семей спасателей, потребность в средствах краевого бюджета для обеспечения жильем спасателей составляет 11,05 млн. рублей.
Общий объем финансирования программы на 2011 - 2015 годы составляет 30,369 млрд. рублей, из них средства краевого бюджета - 3,965 млрд. рублей, средства местных бюджетов - 0,403 млрд. рублей.
На реализацию программы также планируется привлечь средства из внебюджетных источников в объеме 26,001 млрд. рублей.
5. Оценка социально-экономической эффективности программы
Реализация программы позволит:
создать рынок доступного жилья и механизмы, обеспечивающие доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов;
повысить эффективность функционирования рынка жилья в результате снижения административных барьеров;
увеличить объем вводимого жилья и довести его в 2015 году до 7,2 млн. кв. м;
создать условия для улучшения демографической ситуации в крае, снижения социальной напряженности в обществе.
Ожидаемые результаты реализации программы приведены в приложении N 2 к программе.
Кроме улучшения социального благополучия в обществе, реализация программы даст значительный мультипликативный эффект на общее экономическое развитие и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
6. Критерии выполнения программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач (оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы изложена в приложении N 2 к программе).
Оценка реализации программы будет производиться исполнителями мероприятий ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах координатору программы до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Контроль за выполнением программы осуществляется администрацией Краснодарского края и Законодательным Собранием Краснодарского края.
7. Механизм реализации программы
Положение о координационном совете по вопросам реализации долгосрочной краевой целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. и его состав утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 марта 2011 г. N 245
Механизм реализации программы предполагает предоставление в установленном законодательством порядке субсидий органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края на реализацию соответствующих программных мероприятий, а также субсидий юридическим лицам в целях реализации соответствующих программных мероприятий.
Субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края предоставляются на основе принципа софинансирования расходов местных бюджетов на реализацию мероприятий, предусмотренных программой, в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главным распорядителям средств краевого бюджета на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, реализующим соответствующие программные мероприятия, субсидии предоставляются в соответствии с порядками, утверждаемыми нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
В целом механизм реализации программы предусматривает тесное взаимодействие органов исполнительной власти Краснодарского края с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края - получателями субсидий.
Органами государственной власти Краснодарского края в рамках реализации программы осуществляется:
формирование нормативно-правовой и методологической базы для реализации программы;
принятие мер по устранению административных барьеров в сфере жилищного строительства;
принятие мер по привлечению в установленном порядке доступных кредитных ресурсов и других внебюджетных источников (средств финансовых компаний и корпораций, средств институциональных инвесторов, накоплений граждан) для финансирования программы;
разработка эффективных механизмов использования средств государственной поддержки для достижения основной цели и задач программы;
принятие мер по привлечению средств федерального бюджета для обеспечения жильем отдельных категорий граждан;
организация и проведение информационной работы среди населения;
оказание государственной поддержки (предоставление социальных выплат) физическим лицам, в том числе и молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке;
обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
координация деятельности исполнителей мероприятий программы.
В целях успешной реализации программы предусматривается заключение соглашений с органами местного самоуправления о взаимодействии в вопросах выполнения программных мероприятий.
Органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края в пределах установленной в соответствии с законодательством компетенцией в рамках заключаемых соглашений по реализации программы осуществляется:
представление органам исполнительной власти данных о земельных участках, подготовленных для жилой застройки с целью освещения данной информации на официальных сайтах органов государственной власти;
обустройство земельных участков для жилищного строительства объектами инженерной и социальной инфраструктуры, привлечение в установленном порядке для этих целей средств эксплуатирующих организаций и средств инвесторов;
подготовка пакета исходно-разрешительной документации, необходимой для осуществления жилищной застройки территорий;
предоставление земельных участков инвесторам-застройщикам на конкурсной основе для строительства доступного жилья;
выделение земельных участков с инженерной и социальной инфраструктурой для индивидуальной застройки, в том числе для молодежных микрорайонов;
проведение в пределах полномочий, предусмотренных программой, преобразований в жилищной сфере и намеченных мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта;
обеспечение жильем малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке, в том числе посредством строительства или приобретения жилья за счет средств местных бюджетов.
Выполнение мероприятий программы, направленных на улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться в комплексе и на основе мероприятий по обеспечению доступности жилья для различных категорий граждан. В разработке возможных схем обеспечения жильем граждан принимают участие все участники программы.
Ответственные исполнители программы ежегодно уточняют (с учетом выделенных на очередной финансовый год бюджетных и привлеченных внебюджетных средств) распределение затрат на реализацию программных мероприятий.
Текущее управление программой осуществляет координатор программы.
Координатор программы в процессе реализации программы:
организует координацию деятельности государственных заказчиков и исполнителей мероприятий программы;
организует нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы;
осуществляет подготовку предложений по объемам и источникам средств на реализацию программы на основании предложений государственных заказчиков программы;
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач программы;
готовит ежегодный доклад о ходе реализации программы;
осуществляет мониторинг и анализ отчетов государственных заказчиков, ответственных за реализацию соответствующих мероприятий программы, а также отчетов органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края - получателей субсидий в рамках программы;
осуществляет оценку социально-экономической эффективности, а также оценку целевых индикаторов и показателей реализации программы в целом;
осуществляет контроль за ходом реализации программы в целом.
Основными задачами осуществления контроля по выполнению программы являются:
рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и представление рекомендаций по их корректировке;
рассмотрение итогов реализации программы;
выявление технических и организационных проблем в ходе реализации программы и разработка предложений по их решению.
Осуществление контроля позволит своевременно принимать решения о внесении изменений в программу в ходе ее реализации по результатам анализа эффективности программных мероприятий.
Текущий контроль, анализ выполнения и оценку эффективности реализации программы в соответствии с установленным законодательством Краснодарского края порядком осуществляет управление экономики и целевых программ Краснодарского края.
Государственные заказчики в рамках реализации программы:
являются главными распорядителями средств краевого бюджета;
заключают соглашения (договоры) о субсидировании;
осуществляют текущий контроль за использованием средств, предусмотренных программой, и анализ выполнения мероприятий;
представляют в установленном порядке отчетность координатору программы о результатах выполнения мероприятий программы;
несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных в распоряжение бюджетных средств;
заключают в установленном порядке соглашения с органами местного самоуправления.
Успех реализации программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем услуг в жилищной сфере. Эта поддержка в значительной степени будет зависеть от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы.
Информационно-разъяснительная работа осуществляется соответствующими исполнителями мероприятий программы через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения конференций и семинаров.
Руководитель департамента |
В.Ш. Абулгафаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.